Стефанович Эрнест Александрович
Сопровождающая поезда

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Стефанович Эрнест Александрович (er33@list.ru)
  • Размещен: 28/06/2008, изменен: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  •  Ваша оценка:


       Сопровождающая поезда
       Идут из Молодечно дизель-поезда в Лиду и Полоцк, в приграничный Гудогай. И едва отстучат на стрелочных переводах колеса, проходят по вагонам люди в железнодорожной форме с сумкой на плече, вежливо интересуясь, нет ли среди пассажиров безбилетных, а если таковые оказались, то предлагают свои услуги по продаже проездных документов. Кто они, те, с которыми чаще всего общается самая многочисленная категория пригородных пассажиров?
       Знакомьтесь: дизель-поезд ДР1А-295, поезд по расписанию  6884 Гудогай-Молодечно, разъездной кассир пассажирского цеха станции Молодечно Ирина Николаевна Гнилозуб (урожд. Бичун). На железной дороге восемь лет. До этого успела кончить десятилетку и Молодечненское радиотехническое училище  87, поработать монтажницей на заводе "Спутник". В активе спортивная закалка неоднократной победительницы лыжных гонок и соревнований по спортивному ориентированию, чему всем своим опытом способствовал тренер Николай Николаевич Погорелов. В пассиве - не совсем удачное замужество, из которого самое радостное - рождение детей: дочери Тани и сына Дениса. Сегодня они уже в девятом и шестом классе средней школы  9. Когда на заводе значительно снизился объем военного заказа, пришла в Молодечненский вагонный участок, чтобы стать проводником вагона.
       Здесь мастер Шиманский (к большому сожалению, забыла его имя-отчество) сначала скептически посмотрел на привлекательную молодую женщину. Трудно придется, мол, и ручки запачкать при отоплении или уборке тех же туалетов, и два десятка билетных форм знать, и пассажиров обслуживать, и многочисленные обязанности, связанные с безопасностью движения исполнять неукоснительно. Потом ввел не только в курс дела, но и занимательную историю профессии поведал.
       Регулярное движение поездов по первой в мире железной дороге общего пользования протяженностью в 43,5 километра открылось в Англии между Стоктоном и Дарлингтоном в 1825 году. В первом составе поезда, кроме грузовых для угля, было двадцать вагонов, приспособленных для пассажиров и переполненных ими. И в каждом был сопровождающий его работник дороги, которого назвали кондуктором (от латинского слова conductor - сопровождающий, проводник). Впереди паровоза верхом на лошади и с флагом ехал еще один - главный - кондуктор.
       С тех пор все пассажирские поезда и стали сопровождаться бригадой кондукторов, возглавляемой главным кондуктором, рабочее место которого вскоре переместилось в первый вагон. Кондуктор последнего вагона назывался старшим, и имел дополнительные обязанности по обозначению хвоста поезда сигналами и его ограждению при вынужденной остановке на перегоне. Уже в наше время, когда вагоны были электрифицированы и снабжены сложными системами отопления, кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации, радиосвязи, контроля нагрева букс и др., в состав бригады включили электромеханика, а главного кондуктора назвали начальником поезда, разместив в отдельном купе в середине состава. В небольших поездах обязанности электромеханика и начальника поезда исполняет один работник - механик-бригадир.
       Сегодня работа кондуктора пассажирского вагона (чаще его называют проводником) регламентируется должностной инструкцией, где сухим языком параграфов изложены точные действия при подготовке вагона в рейс, в пути следования, по прибытии в пункты оборота и формирования поездов, дополнительные обязанности в поездах международного сообщения. Но никакие инструкции не смогут заменить любви к делу, хозяйского отношения к технике, гостеприимства к людям, которым служат кондукторы в "своих" вагонах. Поэтому с течением времени эта инструкция дополнялась разумными предложениями, вытекающими из опыта работы и улучшающими обслуживание пассажиров. Так не всегда, например, было регламентировано время для уборки постели до прибытия пассажира на станцию назначения за 30 минут и установлена ответственность кондуктора за высадку пассажира ранее или позднее. А кто не знает, как просто проспать свою станцию в ночное время.
       И вот, чтобы облегчить такую тревожную жизнь путешествующим, кондуктор Московско-Курской дороги Спиридонченко в начале прошлого века придумал специальный механический будильник для пассажира. Заведенный и установленный на определенное время несложный прибор будил пассажира не звуком, а мягкими молоточками, которыми он постукивал своего владельца. Само собой, будильник нужно было заранее повесить пассажиру на шею. Перед выходом из вагона пассажир должен был сдать деликатный прибор кондуктору. Между прочим, на этом и просчитался умелец. Если разбудит пассажир хозяина вагона при сдаче будильника, почему бы не наоборот, несколько раньше этого времени самому кондуктору не разбудить пассажира? И обязанность заблаговременно будить своих пассажиров инструкцией была возложена на кондуктора.
       Пытались улучшить и контрольные функции. Так, оригинальный способ борьбы с безбилетными пассажирами был введен еще в1905 году на Павелецкой железной дороге. "Если у кондуктора в течение месяца не будет обнаружено ни одного "зайца", - говорилось в распоряжении Управления дороги, - ему будет выдаваться награда в размере 25 % месячного заработка; за каждого обнаруженного в вагоне "зайца" будет вычитаться 40 копеек..." Это дало хорошие результаты, и спустя три года опыт было решено применить на других дорогах.
       Так и отработала четыре года Ирина проводником вагонов в местных поездах с локомотивной тягой. Когда ввели вместо них дизель-поезда, вагонный участок упразднили, организовали Молодечненский ревизорский участок. Теперь Ирина под руководством инструктора Александра Николаевича Савочкина стала работать кондуктором-ревизором. Стало полегче, почище. Значительно уменьшились заботы о состоянии материальной части и безопасности движения, возросла ответственность финансовая, осталась обязанность служить людям, которые, решив куда-то поехать, стали пассажирами.
       И вот в конце прошлого года - новая реорганизация. Ревизорский участок присоединили к Минскому. Теперь на работу надо было бы ездить в столицу. У Ирины еще дом, дети. Чтобы меньше времени терять на дорогу, оставила ревизорство, перешла в пассажирский цех станции разъездным кассиром. Очень довольна трудовым коллективом вокзала станции Молодечно, который возглавляет чуткий и отзывчивый начальник Надежда Дмитриевна Столпинская. А все производственные вопросы с пониманием и ясным толкованием всегда справедливо решает непосредственный руководитель старший билетный кассир Светлана Генриховна Зубрицкая.
       Не потеряла ли в зарплате? Совсем немного. Должностной оклад 80 тысяч белорусских рублей. Но много доплат. Самая значительная - премия до 20 % от выручки за продажу билетов, правда, не более величины оклада. Плюс: за работу в ночное время, за выслугу лет, за разделение рабочего дня на части, за разъездной характер труда. Так что 170 - 180 тысяч на руки. Не очень для Молодечно и плохо. Ожидается повышение оклада. Правда, если были нарушения, премия не выдается. Один раз случилось такое и с ней: оставила на некоторое время рабочее место, чтобы от доброго сердца помочь подруге, это стало известно руководителям станции... Уверена - никогда такого не повторится. К работе по графику привыкла. Конечно, есть неудобства. Например, по станции Лида ночью четыре часа приходится ждать оборота. Ни на работе, получается, ни дома. Но ничего не поделаешь: главное в графике движения, чтобы пассажирам было удобно.
       Что это главное для Ирины Николаевны, чувствуется и в нынешнем рейсе. Хлопочет, выглядывает на посадочные платформы, после посадки новых пассажиров незамедлительно подходит к ним: на остановочных пунктах нет стационарных билетных касс. Подходит не штрафовать, - для продажи билета с небольшим, всего в 240 рублей, комиссионным сбором. А заодно и о дальнейших пересадках, правилах оформления проезда рассказать, если надо. Вот в прошлую поездку немолодая пара из ближнего зарубежья поинтересовалась, как в Ошмянах добраться на улицу Советскую. Пришлось объяснять известное всем "тутэйшим", что на станции такой улицы нет, а до города еще 17 км. И при въезде на станцию Ошмяны показала прямо через окно автобусную остановку, от которой ходит в город автобус. Несмотря на объявления машинистов, бывают еще случаи - забывают пассажиры свои вещи. Тоже приходится помогать людям: принести вещи в справочное бюро при вокзале на конечных станциях, чтобы вернули рассеянным, если вспомнят и обратятся за ними.
       И, глядя сегодня на работу Ирины Николаевны Гнилозуб, понимаешь, как далеко ушло главное существо ее нынешней работы - служить людям - от того, с чего начиналась эта профессия - просто сопровождать поезда. Догадываешься, что такое существенное различие во многом определяется и личными качествами этого скромного представителя железной дороги, ближе всего соприкасающегося с людьми, которым она служит.
      
       Эрнест СТЕФАНОВИЧ
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
       2
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Стефанович Эрнест Александрович (er33@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.