Аннотация: Страсть художника, любовь художника, жизнь художника, его смерть- все непредсказуемо и остро. Судьбы его близких и его пер-сонажей смешиваются, как краски и, кто знает, что может произой-ти с ними, когда эта смесь будет готова?
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
АНТУАН Де СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ
ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ЮЖИН
ЮЛИЯ ИВАНОВНА ПЛОТВИНА
ВАЛЕРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ПЛОТВИН
ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА РОГОВА
ПЕТР ИВАНОВИЧ РОГОВ
АНГЕЛИНА
ФОНАРЩИК
КЛАРА
КАРЛ
МУЗЫКАНТЫ БРОДЯЧЕГО ОРКЕСТРА
Памяти Н.И.Буданова
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Городской дворик. Косматый сизый дворик с долгим, зачем-то выбеленным у основания фонарем без лампочки. Как будто это и не фонарь вовсе, а какая-нибудь яблоня или груша. Фонарь сосредоточенно разглядывает ржавую лужицу с кричащей золотой копеечкой на дне. Фрагмент городского пейзажа завершает красная лавочка со сломанным ребром. Шествует тополиный пух и окнам мерещится Рождество.
В одном из окон фигуры Южина и Ангелины. Только очертания за тусклым стеклом. Зато отчетливо, точно совсем рядом слышны их голоса. Голоса и другие живые звуки - шорох одежды, дыхание, скрип половиц и т.п.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Ну и что?
ГОЛОС ЮЖИНА Не торопись.
Пауза.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Что значит не торопись? Мне хочется спать. (Пауза.) Все же ты не в себе, Южин.
ГОЛОС ЮЖИНА Ты сама просила меня разбудить.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Южин, когда это было?
ГОЛОС ЮЖИНА Вчера.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Ну и вот. Вчера - это вчера, а сегодня - это уже не вчера. (Пауза.) Сегодня - это сегодня. Сегодня я тебя о чем-нибудь просила?
ГОЛОС ЮЖИНА Сегодня ты спала. Стало быть не успела.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Ну и вот. (Зевает.) Мало ли что мне хотелось вчера? Ты что, намерен все мои прихоти исполнять?
ГОЛОС ЮЖИНА Так уж заведено.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Надолго тебя не хватит.
ГОЛОС ЮЖИНА Тише.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Что?
ГОЛОС ЮЖИНА Тише.
Пауза.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Что-что?
ГОЛОС ЮЖИНА (Шепот.) Сейчас он появится.
Пауза.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Да ну тебя! (Вздыхает.) Вечно ты что-то придумываешь... Ты придумываешь, я - покупаюсь... Лишаешь меня самого дорогого - сна. Разве это жизнь? Это - не жизнь, Южин, это - цирк с конями.
ГОЛОС ЮЖИНА Конезавод.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Что?
ГОЛОС ЮЖИНА Так, вспомнилось...
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Надо как-то посерьезнее, что ли...
Во дворе появляется фонарщик. На нем бывший белый плащ. Он так же долговяз и сутул, что и фонарь.
ГОЛОС ЮЖИНА Вот и наступил Париж.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ В каком смысле?
ГОЛОС ЮЖИНА В самом, что ни на есть, прямом. Фонарщика видишь?
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ И что?
ГОЛОС ЮЖИНА Как только он появляется, на город опускается Париж. Как туман. (Пауза.) Пойдем на Сену смотреть? Костер под мостом разведем, портвейном причастимся.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Уйду от тебя.
ГОЛОС ЮЖИНА Куда?
Пауза.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Спать.
ГОЛОС ЮЖИНА Глупо. Ты же никогда не бывала в Париже.
ГОЛОС ЮЖИНА Ты их не любишь. И совершенно напрасно. Им не хватает любви.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Моей любви?
ГОЛОС ЮЖИНА Твоей, моей. Я все время занят.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Чем ты занят, Южин?
ГОЛОС ЮЖИНА Жду.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Чего?
ГОЛОС ЮЖИНА Просветления.
Фонарщик поднимает голову и смотрит на то место, где должна была бы быть лампочка.
ГОЛОС ЮЖИНА Видишь, разговаривают.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Кто да кто?
ГОЛОС ЮЖИНА Фонарщик и фонарь.
Южин закуривает - слышен звук зажигаемой спички, в окне появляется огонек папиросы.
ГОЛОС ЮЖИНА Там, на дне лужи лежит монетка. Золотая, между прочим.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ С чего это золотая?
ГОЛОС ЮЖИНА Ну, во-первых, потому что это - Париж.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Неубедительно. Что во-вторых?
ГОЛОС ЮЖИНА А вот он не станет ее поднимать.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ И что?
ГОЛОС ЮЖИНА Будь он бродягой, поднял бы непременно. А фонарщик ни за что не станет.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Все, я отправляюсь спать.
ГОЛОС ЮЖИНА Подожди, не уходи. Сейчас выход Карла и Клары.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Популярная парочка клептоманов?
ГОЛОС ЮЖИНА Да.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Южин, тебе лечиться надо.
ГОЛОС ЮЖИНА Да.
Во дворе, трогательно держась за руки, появляются двое старичков. Они маленького роста. В руках у старушки старомодный ридикюль. Клара достает из него газету, расстилает на лавочке, усаживает Карла, затем садится сама.
ГОЛОС ЮЖИНА Они будут сидеть ровно десять минут. Ни секундой больше. Можешь засечь.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Какие они старые! Еще старше тебя, Южин. (Пауза.) Слышишь, что говорю-то?
ГОЛОС ЮЖИНА Слышу.
Пауза.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Интересно они и теперь воруют?
ГОЛОС ЮЖИНА Что воруют?
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Ну, была какая-то нашумевшая история с кларнетом и драгоценностями.
ГОЛОС ЮЖИНА Была. Карл - музыкант. И что?
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Вот я и спрашиваю, они до сих пор крадут друг у друга?
ГОЛОС ЮЖИНА Наверное, если клептоманы.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ И не развелись до сих пор. Наверняка ссорятся.
ГОЛОС ЮЖИНА Может быть и ссорятся. Ссорятся, потом мирятся. Смысл разводиться-то?
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Ты же развелся.
ГОЛОС ЮЖИНА Я же не Карл.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Вот интересно. Логика в твоих речах, как будто присутствует. А смысла никакого.
ГОЛОС ЮЖИНА В речах вообще нет никакого смысла.
Карл и Клара поднимаются с лавочки и медленно уходят.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Гад ты, Южин.
ГОЛОС ЮЖИНА Почему?
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Потому что теперь я не усну.
ГОЛОС ЮЖИНА Представляешь, каждую ночь эта история повторяется. Приходит фонарщик, разговаривает с фонарем, уходит. Потом приходят Карл и Клара, сидят на лавочке, уходят.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Приходят, уходят, и что?
ГОЛОС ЮЖИНА Ни тени уныния, монотонности...
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ И что?
ГОЛОС ЮЖИНА Так, наблюдение.
Во дворике появляются Рогов и... сам Южин.
Может показаться, что огромный Рогов ведет Южина на расстрел. Южин следует впереди, у него стариковская походка, он почти не отрывает ног от земли, его голова опущена, руки неподвижны. Рогов же, напротив, имеет размашистую морскую походку, которая нет-нет, да и вырывается из плена медленного шага, он щедро улыбается, говорит что-то Южину, кажется, не рассчитывая на ответ.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ А это что такое? Смотри, твой двойник, Южин. С ним какой-то здоровяк. Надо же, вылитый ты! Южин, кто это?
ГОЛОС ЮЖИНА Вылитый я. Точнее так - я, собственной персоной.
ГОЛОС АНГЕЛИНЫ Ты же вот он, рядом. Я тебя трогаю.
ГОЛОС ЮЖИНА Ну и что?
Рогов и Южин уходят.
Свист чайника.
ГОЛОС ЮЖИНА Вот и чайник поспел. С добрым утром, Линочка.
КАРТИНА ВТОРАЯ
В просторной комнате Южина идут приготовления к застолью. В комнате этой еще недавно жил беспорядок. С беспорядком пытались бороться, и следы этой борьбы очевидны, однако в данном случае беспорядок - характер, если угодно, сущность этого уголка мироздания, и любое давление на него бессмысленно. Может быть, когда-нибудь, когда не станет самого хозяина, что-то изменится, и комната станет другой, но пока он жив, если даже и находится в отдалении, беспорядку быть.
Итак комната вихраста и пахнет краской. Картины в углах, холщевыми спинами наружу. И все же результаты борьбы с хаосом налицо. По крайней мере можно накрыть стол.
Вот Юлия, сестра Южина и Лариса, бывшая его жена, как раз заняты сервировкой.
Валерий Евгеньевич Плотвин, супруг Юлии, в хлопотах не участвует. Он сидит на подоконнике, читает газету, курит, то и дело посматривает в окно.
Яркая брюнетка Юлия и рыжеволосая Лариса - женщины приблизительно одного возраста, что-нибудь около сорока. На них темные жакеты, белые воротнички, они подвижны, энергичны. В их облике читается что-то сорочье. И в движениях их угадывается нечто птичье. Суета их - танец.
Вообще неумолимая графика танца чужда этому пространству. Комнате Южина безусловно больше подходит Плотвин, седой, плотный, с легкой небритостью, в светлом мешковатом костюме. Акварельное пятно. Комнате Южина больше подходит акварельное пятно.
ЮЛИЯ Ну, что же, призовем любовь?
ЛАРИСА Любовь?
ЮЛИЯ Да, призовем любовь.
ЛАРИСА Это так просто?
ЮЛИЯ А почему нет?
ЛАРИСА Не знаю, я себе не представляю, как это может быть.
ЮЛИЯ А я научу.
ПЛОТВИН (Ларисе.) Она научит. И не такому научит.
ЮЛИЯ (Плотвину.) Иногда, ты глаголешь истину, Плотвин. Правда редко это бывает.
Юлия подходит к окну, выглядывает.
ЮЛИЯ (Плотвину.) Что, не видать их?
ПЛОТВИН Нет.
Юлия возвращается к сервировке.
ПЛОТВИН (Ларисе.) Теперь любовь - это такая слезливая вдовушка, мечтающая о старичке с домиком в Анапе. Так что призвать ее действительно не сложно
ЮЛИЯ (Ларисе.) Плотвин - пошляк, ты его не слушай.
ЛАРИСА (Юлии.) Нет, Плотвин у тебя хороший, я его люблю.
ЮЛИЯ (Смеется.) А вот и любовь, получите и распишитесь.
ПЛОТВИН Да, вдовушка долго ждать себя не заставила.
ЛАРИСА Вот вы о чем? Я думала о другой любви.
ЮЛИЯ То что ты вкладываешь в понятие 'другая любовь' - истерика, дружочек. Истерика и больше ничего. (Любуется сервировкой.) Ах какие сестричка принесла тарелочки! Чудо, что за тарелочки! Нравятся, Ларочка, тебе мои тарелочки?
ЛАРИСА Тарелочки?
ЮЛИЯ Тарелочки.
ЛАРИСА Хорошие тарелочки. Всем тарелочкам тарелочки!
ЮЛИЯ Ай да сестрица! скажи?
ЛАРИСА Достойные тарелочки.
ЮЛИЯ Вот удачное слово! Именно, что достойные.
ЛАРИСА Достойные, достойные.
ЮЛИЯ Ты, Лара, о достоинстве никогда не забывай.
ЛАРИСА Стараюсь.
ЮЛИЯ В первую очередь думай о достоинстве.
ЛАРИСА (Смеется.) Хорошо.
ЮЛИЯ Не забывай ни при каких обстоятельствах.
ЛАРИСА А что такое достоинство? Как ты это понимаешь?
ПЛОТВИН (Ларисе.) А оно тебе нужно?
ЮЛИЯ Скажу кратко. Тоже любовь, но - с умом. Любовь с умом.
ЛАРИСА (Улыбается.) А так бывает?
ЮЛИЯ Только так. В противном случае - прощай достоинство.
ПЛОТВИН Перевожу. Это когда вдовушка нашла таки старичка в Анапе.
ЮЛИЯ Сложно.
ЮЛИЯ Ну, ну, вспоминай, думай... Доводилось ли тебе встречать такую любовь?
ЛАРИСА Не знаю, нет, наверное.
ЮЛИЯ А ты вспомни своего Рогова.
ЛАРИСА А что, Рогов? Рогов сам по себе.
ЮЛИЯ Подожди, ты разве не живешь с ним?
ЛАРИСА Живу.
ЮЛИЯ Знаешь чем он занимается?
ЛАРИСА Он не посвящает меня в свои дела.
ПЛОТВИН Гуманист.
ЮЛИЯ И тебе не интересно?
ЛАРИСА Я стараюсь не докучать ему.
ЮЛИЯ Хочешь скажу, чем он зарабатывает?
ЛАРИСА Нет.
ЮЛИЯ Прекрасный ответ. Пять с плюсом за ответ. И резюме. Ты либо, прости, дура круглая, либо - умница, каких свет не видел. Но, со всей определенностью могу заключить, и в том и другом случае, в ваших отношениях присутствует достоинство.
ЛАРИСА Да, безумной любви у нас не наблюдается. Боюсь, что в наших отношениях вообще отсутствует любовь.
ЮЛИЯ А вот это ты оставь при себе. И никому больше не говори.
ЛАРИСА Я его не боюсь.
ПЛОТВИН Напрасно.
ЮЛИЯ (Плотвину.) Плотвин, помолчи! (Ларисе.) А безумная любовь, Ларисочка - то же самое, что и корь.
ЛАРИСА О, корь тяжело протекает.
ЮЛИЯ Вот, вот.
ЛАРИСА Я корью болела в пятнадцать лет.
ЮЛИЯ В пятнадцать лет уже рожать можно.
ПЛОТВИН Очень уместно.
ЛАРИСА Вот, а у меня корь приключилась. Я кагор пила. Думали не выживу.
ЮЛИЯ С любовью бороться много проще.
ЛАРИСА Ну, не знаю. Любовь - такая беда...
ЮЛИЯ Какая беда? Джентльмен садится в автомобиль - джентльмен покидает автомобиль. Солнце восходит - солнце закатывается. Вот вся любовь. Приходит и уходит, приходит и уходит. И любовь, и корь. Вообще всё. Без исключения. Вообще всё на свете - качели. Вверх - вниз, вверх - вниз. Вот вся премудрость.
ПЛОТВИН Да, вроде бы чего особенного? Однако есть в этой качке нечто непостижимое... некое величие.
ЛАРИСА Никогда не задумывалась над этим.
ЮЛИЯ А в любви надобно соблюдать три 'не'. Не увлекаться, не отвлекаться и не забываться. (Прищурившись изучает сервировку.) Весна, Версаль, Версаччи.
ПЛОТВИН Вот, послушайте, что про Юрия пишут. 'Южин своими работами убедительно доказал, что слухи о смерти экспрессионизма сильно преувеличены. Можно с уверенностью говорить о явлении нового гуру современного искусства.... Кризис миновал... открыл потрясающее пространство... гений...' И так далее...
ЮЛИЯ (Ларисе.) Твой бывший муж - гуру. Как тебе это нравится?
ЛАРИСА Да, что-то такое в нем просматривалось.
ЮЛИЯ Что в нем просматривалось?
ЛАРИСА Гуру.
ПЛОТВИН (Смеется.) Нет, по такому случаю надобно выпить.
Плотвин подходит к столу, наливает себе рюмку, выпивает, возвращается к окну.
ЮЛИЯ (Ларисе.) Ты чем-то озабочена?
ЛАРИСА Всякие мысли лезут...
ЮЛИЯ Мысли, дружочек - это не твое. Вообще, какие могут быть мысли в наше время?
ЛАРИСА Да, такие перемены - просто снег на голову. Хочется разобраться, понять....
ЮЛИЯ Нет.
ЛАРИСА Нет?
ЮЛИЯ Не хочется.
Пауза.
ЛАРИСА Может быть, ты права.
ЮЛИЯ Мысли, Лариса - для шизофреников и пьяниц, таких как твой Южин, да мой Плотвин.