Аннотация: Изобилующая комедийными и драматическими ситуациями полная нежности пьеса о любви пожилых людей. Бенефисные роли для актеров старшего поколения
ЗАПАХ КАШТАНА
История любви
в двух действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
КУДРИН Дмитрий Демьянович, бывший дирижер
КУДРИНА Светлана Сергеевна, супруга Дмитрия Демьяновича, бывшая актриса
МАКАРОВ Демьян Дмитриевич, гость Кудриных, бывший актер
РОБСОН попугай
Действие происходит в доме Кудриных подле железной дороги, в комнате с певучим диваном, круглым столом и рассохшимися стульями. Белый балкон тяжело дышит прокопченной занавеской. Желтый дощатый пол податлив и капризен.
Воздух наполнен приглушенными гудками, звонами, то и дело возникающим далеким и чужим голосом, невнятно излагающим вокзальные новости.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Светлана Сергеевна за столом с гигантской лупой в руках. Она занята изучением альбома репродукций.
Дмитрий Демьянович, спиной к зрителям почивает на диване. Он неподвижен.
Светлана Сергеевна низко склоняется над заинтересовавшим ее фрагментом и надолго замирает.
Дмитрий Демьянович неподвижен.
Светлана Сергеевна, морщась, распрямляется и откладывает лупу.
Дмитрий Демьянович по прежнему неподвижен.
Светлана Сергеевна вновь берет лупу и прицеливается.
Дмитрий Демьянович неподвижен.
Светлана Сергеевна меняет решение и вновь откладывает лупу.
Дмитрий Демьянович по прежнему неподвижен.
Светлана Сергеевна закуривает и покачивает головой.
Дмитрий Демьянович еще некоторое время остается без движения, затем неловко и шумно поворачивается, с предсмертными глазами зависает на кромке дивана, пытаясь руками удержаться за невидимый канат, после чего, уже зажмурившись, кренится и валится на пол.
Светлана Сергеевна погружена в свои мысли. Курит и покачивает головой.
Дмитрий Демьянович лежит не шелохнувшись.
Светлана Сергеевна погружена в свои мысли, курит.
Наконец, не дождавшись смерти, Дмитрий Демьянович приходит в движение, напоминающее рейд глубоководной рыбы и, в конце концов, с обескровленным лицом Себастьяна усаживается, неестественно согнув правую ногу и безвольно опустив руки, ладонями кверху.
Светлана Сергеевна погружена в свои мысли. Гасит папиросу, тянется к лупе.
Дмитрий Демьянович, стараясь не менять положения и выражения лица, закашливается.
Светлана Сергеевна погружена в свои мысли, берет лупу в руки.
Дмитрий Демьянович бережно поворачивает голову и смотрит на Светлану Сергеевну.
Светлана Сергеевна низко склоняется над заинтересовавшим ее фрагментом и надолго замирает.
Дмитрий Демьянович, не сводя глаз со Светланы Сергеевны, закашливается.
Светлана Сергеевна неподвижна.
КУДРИН Вот ведь как распорядилась судьба на старости лет поселиться около железной дороги... Чувствуешь себя станционным смотрителем... Ты не чувствуешь себя станционным смотрителем? Точнее станционной смотрительницей?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Нет.
Пауза.
КУДРИН А какая у нас была милая квартирка. И как мы дружно жили! Народу всегда было великое множество. Просто венецианский карнавал... Хлопотно, конечно, но весело и дружно. (Пауза.) У нас всегда было весело, правда?.. Да и сами мы были веселыми. Какая-то беззаботность присутствовала. Ощущение беззаботности. (Пауза.) Быть может, это присутствие железной дороги влияет?.. Вот как ты думаешь, может железная дорога влиять на человека? Может железо транслировать человеку свою тяжесть?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Не знаю.
Пауза.
КУДРИН Нужно хоть иногда закрывать окно.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Пожалуй.
Пауза.
КУДРИН Совсем одряхлел.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Да?
КУДРИН Знаешь, во дворе один мальчишка, рыжий такой, все время корчит мне рожи. Так хочется оттаскать его за вихры, но я уже не в силах. Обидно до слез... Нет, силы я в себе чувствую, но они спрятаны где-то внутри. Кажется, стоит совершить одно движение, прорвать какую-то оболочку и побегу и схвачу подлеца за волосы, но вот этого единственного движения не хватает... Это воля. Думаю, все дело в воле. Точнее в ее отсутствии.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Да?
Пауза.
КУДРИН Дело, по-видимому, в том, что мы живем не там, где нужно. Видишь, мы родились в такой местности, которая от рождения предполагает неподвижный образ жизни. Сама посуди, в мороз не особенно-то разбежишься. Жили бы мы где-нибудь у моря. Вот как Хемингуэй. Он до глубокой старости удил рыбу. Огромных рыб таскал. В свободное от рыб время участвовал в боях с быками. Сделал революцию, между делом. Вообще в его жизни постоянно присутствовали животные. Постоянно. Как будто сросся с природой. Да и внешний вид у него был такой. Ты помнишь его?.. Революционер... Потому что там очень тепло. Очень... Впрочем, у нас революция тоже была. Но знаешь, наша революция была какая-то... какая-то грустная, что ли... Как-то медленно все. Все время мучили друг друга, медленно и долго... Все от климата. Все буквально... Нет, кажется, Хемингуэй революции не делал. Это - другой. Кастро... А ты не замечала, что они похожи? Ну, конечно, как же им не походить друг на друга когда они выросли практически вместе?.. Хемингуэй постарше, кажется?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Он застрелился.
КУДРИН Кто?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Хэм.
КУДРИН Правда?.. Почему?.. Странно, таких рыб таскал. С быками бился... Переутомился. Думаю, переутомился. Там очень жарко... А у нас разве не стреляются? Еще как стреляются. Выйди на балкон и прислушайся. Бесконечная канонада. Стреляются... Но у нас, видишь, все наоборот. У нас все от отсутствия движения... От холода и отсутствия движения... Замерзаем... Между прочим, холод способствует лени... Вот ты думаешь, мы в старости ленивыми стали? Нет, мы всю жизнь ленились. И работали много, можно сказать, на износ, а внутри все одно какая-то лень присутствовала, холод какой-то душевный... Ты же знаешь, я всегда был убежденным коммунистом...
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Да?
КУДРИН Да. И все равно, нет-нет, да заберется в голову поганая мыслишка, хорошо бы прислугу иметь... Нет, честное слово, хочется, чтобы кто-нибудь тебе служил. Хоть кто-нибудь... А знаешь, ведь настоящая прислуга, профессиональная прислуга и удовольствие получает в услужении. Ну, разумеется, должно быть приличное жалование... Если приличное жалование, чего бы и прислугой не работать?.. А, может быть, и правильно, что все назад отыграли?.. Да ведь если приличное жалование, прислуга могла бы и свою прислугу иметь. Почему нет? Вот и наступило бы всеобщее счастье... Знаешь, иногда в голову приходит, что всеобщее счастье может быть построено только на всеобщем услужении. Даже не на уважении, а именно услужении. Можно и не уважать человека, ну, если не совпадают какие-нибудь принципы, или он, скажем вор, и все такое прочее, но, перешагнув через себя, через гордыню, ты, тем самым как будто и сам лучше делаешься, и он, в конце концов, лучше станет... Это, по-моему, уже что-то из христианства... Или японское что-то. Но мысль, мне кажется, дельная... Как думаешь, это из Японии к нам пришло?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) К кому?
КУДРИН Ко мне.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Не знаю.
Пауза.
КУДРИН А я ведь так и живу.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Знаю.
КУДРИН Хотя и не японец... Как думаешь, нет во мне японской крови?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Навряд ли.
КУДРИН А так иногда хочется полоснуть себя ножичком... А ведь мы Японию совсем не знаем. Войну выиграли, а с кем воевали, так и не знаем. Вот еще одна причина наших несчастий. Мы - не любопытные. Нам все равно, как где устроено. Живем как будто на другой планете. Не живем даже, проводим время. Пережидаем что-то... Ждем светлого будущего... Если крепко задуматься, ничего не ждем. Так говорим, потому что принято так говорить. Как будто так кому-то легче. Кому? Не знаем. Ближнему лучше. Отчего ему станет лучше? А так, станет лучше и все. И успокоились. И дальше ждем. Пережидаем... Терпим. Более точное слово... А ведь мы с тобой и теперь могли бы быть полезными... Вот почему бы тебе не сходить в театр? не поинтересоваться, чем они живут? Может быть, им важно было бы услышать твой совет?.. Я не хожу по понятной причине. Все мои коллеги теперь играют на похоронах, а для меня похороны невыносимы. Тем более они все время пьют водку, а мне теперь водки нельзя... Мне же водки нельзя?.. Водки мне нельзя?.. Ну и вот. Предложат, а я не смогу отказаться. А там и себя потеряю. Там и запой. Бр-р-р!.. А вот ты? Почему ты не сходишь к своим коллегам в театр? Меня, предположим, тут же споят, а ты?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) А мною там закусят.
КУДРИН Какие ты глупости говоришь! Как это 'закусят'? Что значит 'закусят'? Да ты знаешь, кто ты? Да тебе цены нет! Да ты знаешь, кто ты для них должна быть?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Закусят.
Пауза.
КУДРИН Что, у вас на театре такое уже случалось?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Наш театр уже давно стал рестораном.
Пауза.
КУДРИН Как я любовался тобой. Ты - великая актриса! Ты и теперь великая актриса! Я и теперь тобой любуюсь... Вот сейчас любуюсь тобой... Ты не замечаешь, а я тобой любуюсь... А ведь и я мог бы стать великим дирижером. Но как-то не думалось об этом. Знаешь, во мне никогда не было тщеславия. Ты знаешь, многих русских людей губит отсутствие тщеславия. А почему тщеславие - это плохо? Кто сказал, что здоровое тщеславие - это плохо?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Никто не говорил.
Пауза.
КУДРИН Может быть, ты осуждаешь меня? Считаешь неудачником?.. Совсем не уделяешь мне времени... Я знаю, женщины - создания высшего порядка, знаю, знаю... По крайней мере, мы честны друг перед другом... Ой, теперь столько гомосексуалистов... Среди музыкантов много, я знаю... И хорошие музыканты. Неплохие, скажем. Очень неплохие... Их, наверное, и прежде было немало. Просто это считалось неприличным. Кто-то установил приличия... А, не исключено, что изменились времена... Просто вы женщины стали красивее и... достойнее, что ли. Узнали себе настоящую цену, вот что. А цена эта? ох, какая цена!.. Это мне крупно повезло. А многим не повезло... Вот Макарову твоему не повезло.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Оставь Макарова в покое.
Пауза.
КУДРИН Послушай, а может быть, мне записывать свои мысли? Что если в них есть рациональное зерно? Ведь если мысли приходят в голову, это не так запросто? Это же кто-то посылает их? Кто-то или что-то... Ты же знаешь, я всегда был убежденным атеистом...
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Да?
КУДРИНА Да. Но атеистам очень трудно. Очень и очень трудно. Это мы только делаем вид непроницаемый, а на самом деле... Понимаешь, мыслей много, а пристроить их к какой-нибудь магистральной линии невозможно... А магистральная линия есть. И мы чувствуем ее. Но что это такое за линия?.. Вот ты говоришь, Бог...
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Я ничего не говорю.
КУДРИН Хорошо, пусть ты ничего не говоришь. Пусть ты молчишь. Но ведь о чем-то ты думаешь? Чувствуешь же ты что-нибудь? Не бесчувственная же ты кукла?.. Да, а мыслей очень много. Разные мысли. Подчас голова разрывается. Наверное, это вообще свойственно русскому человеку... Например, мы могли бы ходить по гостям. Мы никогда не ходим в гости. И к нам никто не ходит. Только этот твой сумасшедший надутый Макаров. Не человек, а адмирал. Точнее пароход... (Пауза.) Ты, в самом деле, думаешь, что Маяковский застрелился? (Пауза.) Так что можно считать, что это уже и не гость, Макаров твой... Педагог... И кто ему позволил поучать? Что он всех поучает? Что ему нужно от нас?! Что он к нам привязался?! (Пауза.) Иногда мне кажется, что мы живем втроем... Как Маяковский с Бриками... Нет, ты в самом деле думаешь, что Маяковский застрелился?.. А с другой стороны, что бы и не застрелиться при таком-то холоде?.. Ты не мерзнешь?.. Может быть, закрыть балкон? (Пауза.) Между тем, обрати внимание, и у этого твоего Макарова множество мыслей. Мыслишки, конечно, так себе, но присутствуют... Что странно. Он же всю жизнь чужие мысли излагал... Ты не знаешь, он свои мысли не записывает?.. Да нет, где ему? Ему некогда. Он пьет и поучает, поучает и пьет. Чтобы мысль записать сосредоточение нужно.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Оставь Макарова в покое.
КУДРИН Ах, ну, да, конечно, Макаров - это святое. Макарова не тронь! Великий трагик!.. Был трагик, да вышел вон. Я, между прочим, тоже в свое время...
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Остановись.
Пауза.
КУДРИН Очень много мыслей. Голова раскалывается... Как бы от них избавиться?.. Скажу себе - хватит. Ты - на заслуженном отдыхе, вот и отдыхай.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Дельно.
Пауза.
КУДРИН Нет, честное слово, я решил немного успокоиться.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Очень хорошо.
Пауза.
КУДРИН Вот сейчас отчего-то вспомнил Мравинского.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Что именно?
КУДРИН Его шляпу и кота. Его кота и шляпу... Знаешь, он никогда не выходил из дому, если кот прежде не заберется в его шляпу... Пусть хоть репетиция, пусть хоть концерт. Ни за что не выйдет, если кот не заберется в шляпу.
КУДРИНА (Морщась, распрямляется и откладывает лупу.) Да?
КУДРИН Ни за что.
КУДРИНА Да?
Пауза.
КУДРИН Почему бы мне немного не успокоиться, как думаешь?
КУДРИНА (Захлопывает альбом.) Очень тускло. Девицы постные и безжизненные.
Пауза.
КУДРИН Вот почему я вспомнил Мравинского...
КУДРИНА Очень некрасивые.
Пауза.
КУДРИН Тут все дело в приметах. Знаешь, приметы - это все!
КУДРИНА Зачем рисовать некрасивых людей? И так красоты не хватает, а они рисуют некрасивых людей.
КУДРИН Ну, вообще-то это - Модильяни. И это очень красиво... Очень, очень красиво! Кстати, где ты его нашла?
КУДРИНА Под шкафом. Мыла пол и нашла.
Светлана Сергеевна с лупой подходит к Кудрину и усаживается на диван.
КУДРИН (Невольно съеживается.) Бедный Модильяни... Сколько же он там пролежал?.. Целую вечность...
КУДРИНА Наигрываешь... Ты прятал его там от меня. (Нацеливается лупой на Дмитрия Демьяновича.) Что, угадала?.. Зачем?
КУДРИН (Совершенно смущен.) Что ты выдумала?
КУДРИНА Зачем? Чтобы я не заставила тебя отнести его в букинистическую лавку?
КУДРИН Да кто тебе сказал, что я его прятал?
КУДРИНА Ты покраснел.
КУДРИН Послушай, ты мешаешь мне встать.
КУДРИНА Это твой юношеский альбом?
КУДРИН Что такое 'юношеский альбом'?
КУДРИНА Ну как же? У каждого юноши есть альбом с голыми девицами.
КУДРИН (Пытается смеяться.) Какой же я юноша?
КУДРИНА А кто ты?
КУДРИН Что ты такое говоришь? Позволь мне встать.
КУДРИНА Лежать! И отвечать на вопросы честно! Давно у тебя этот альбом?
КУДРИН Я уже и не помню. (Пауза.) Я вообще забыл о его существовании.
КУДРИНА Ты извращенец, Кудрин.
КУДРИН Ничего подобного.
КУДРИНА Все музыканты извращенцы.
КУДРИН Я был военным музыкантом.
КУДРИНА Ты был кухаркой. Поющей кухаркой. При мне. Всю жизнь воешь на кухне. Поешь так, что мороз по коже. Какой ты музыкант? У тебя нет слуха, Кудрин.
КУДРИН Ну, уж это...
КУДРИНА Певец!
Светлана Сергеевна возвращается к столу.
КУДРИН Знаешь, ты тоже не прочь попеть. Особенно, когда выпьешь. (Осекается.)
Пауза.
КУДРИНА Вот и расплата... Ну, что же, сама виновата. Я слишком была увлечена аплодисментами, поклонниками, цветами!.. Да, милый Кудрин, я виновата. Ты уж меня прости. Как сложилось, так сложилось.
КУДРИН Да за что же мне прощать тебя?
КУДРИНА Кругом война, тебя пытают в застенках, а я играю, танцую. Премьеры, гастроли. Но что можно было сделать? Это - как поток. Цунами... Впрочем, что-то можно было, наверное... Не знаю, не знаю.
КУДРИН Какие застенки? О чем ты говоришь?
КУДРИНА Да какая разница? Застенки они и есть застенки. (Плачет.) Прости меня, Кудрин, прости, если сможешь.
КУДРИН Честное слово, ничего не понимаю.
КУДРИНА Только не делай вид, что этого не было! Там и сломали тебя. Бедный, бедный Кудрин!
КУДРИН Что ты такое говоришь?
КУДРИНА Вот почему ты никогда меня не любил. Да, именно так... Ну, что же, сама виновата.
КУДРИН Друг мой, девочка моя!..
КУДРИНА Впрочем, поделом тебе!
КУДРИН Как?
КУДРИНА Поделом тебе! Ты меня никогда не любил. Ты любил мою славу! (Всплескивает руками.) Этого еще не хватало! Ко всем моим неприятностям, на шестьдесят втором году совместной жизни выясняется, что ты меня никогда не любил!
КУДРИН Да с чего ты взяла?
КУДРИНА Заглянула правде в лицо. И ужаснулась.
КУДРИН Девочка моя...
КУДРИНА Не надо!.. А я еще каяться взялась. Всю жизнь уничижаю себя, всю жизнь! Зачем?.. А почему, собственно? Почему ты не любил меня, Кудрин?
КУДРИН Да любил же.
КУДРИНА Нет, не любил.
КУДРИН Зачем, в таком случае, я жил с тобой все эти годы?
КУДРИНА Нет, не любил!
КУДРИН Любил!
КУДРИНА Если не сказать больше!
КУДРИН Любил!
КУДРИНА Тебе было просто приятно. Еще бы, у меня столько ухажеров, а ты - избранный. Ты лучше других, да? Тебе казалось, что ты лучше других. Так, Кудрин?.. Но мечтал ты о другом... О другой... Я тебя понимаю. Как не понять? Тебе была нужна нормальная баба. Да тебе просто нужна была баба. Меня же все время не было. Мы же, практически, не жили вместе, Кудрин. И снились тебе другие. Предполагаю, страшные, худосочные...
КУДРИН (Придерживая поясницу, поднимается.) Не тронь моих снов!
КУДРИНА Вот видишь? Вот из тебя и вырвалось!
КУДРИН Ничего из меня не вырвалось!
КУДРИНА Вырвалось! Да еще с таким свистом!.. Все. Все. Прости мне мою слабость. Больше этого не повторится. (Пауза.) Кудрин, прости.
Светлана Сергеевна возвращается к изучению альбома.
КУДРИНА (Переворачивает очередную страницу.) Да нет, вот нашла одну полненькую. Ноги у нее полные. Но все равно страшная. Что за вкус? За что любят страшных баб? Вот нет в ней ничего, а ее все равно любят. Ничего не понимаю.
Долгая пауза.
КУДРИН Где попугай? Ты видела попугая?
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Ворует на кухне.
Пауза.
КУДРИН Пойду, принесу тебе кофе.
КУДРИНА (Не поднимая головы.) Поздно. Я уже покурила.
КУДРИН Тебе нужно бросать курить.
Светлана Сергеевна закуривает новую папиросу, пристально смотрит на Дмитрия Демьяновича.
КУДРИНА Зачем?.. Ты хочешь от меня ребеночка?
КУДРИН Я принесу кофе.
КУДРИНА Стой!.. Скажи, я похожа на них?
КУДРИН На кого?
КУДРИНА На этих девиц из альбома?
КУДРИН Нет.
КУДРИНА Вот и ответ. (Швыряет альбом на пол.) Отнеси это на кухню и брось в мусорное ведро. А лучше отнеси в ванную и сожги.
КУДРИН Как это?
КУДРИНА Также, как ты сжег мою жизнь.
КУДРИН Чем?
КУДРИНА Ненавистью.
КУДРИН (Поднимает альбом.) Прекрасный альбом. Редкая вещь. Не верю, что тебе не нравится Модильяни.
КУДРИНА Я его ненавижу... А знаешь, за что?.. Он не рисовал голых мужчин. Если бы он рисовал некрасивых голых мужчин, другое дело. А женщины мне ни к чему. И тебе, Кудрин, теперь они ни к чему.
Пауза.
КУДРИН А ты не задумывалась, почему он не рисовал голых мужчин?
КУДРИНА Нет.
КУДРИН А вот я знаю почему он не рисовал голых мужчин.
КУДРИНА Почему же?
КУДРИН А я тебе не скажу.
КУДРИНА Почему это?
КУДРИН Ни за что не скажу.
КУДРИНА Потому что ты сам не знаешь.
КУДРИН Я не знаю?! Да я лично был знаком с ним.
КУДРИНА С кем?
КУДРИН С Модильяни.
КУДРИНА Да?
КУДРИНА Представь себе. Он был на моем концерте.
Пауза.
КУДРИНА Модильяни?
КУДРИН Представь себе.
Пауза.
КУДРИНА И что?
КУДРИН Плакал навзрыд.
КУДРИНА Не сомневаюсь.
КУДРИН А после мы пили шампанское в одном ресторане...
Пауза.
КУДРИНА И что?
КУДРИН Вот я и задал ему вопрос... Я спросил его, вот вы часто изображаете обнаженную женскую натуру. А почему в вашем творчестве не звучит мужская тема?
Пауза.
КУДРИНА Зачем ты это спросил у него?
КУДРИН Меня попросили.
КУДРИНА Кто?
КУДРИН Один человек.
КУДРИНА Кто?
КУДРИН Одна женщина... Ничего личного, просто хорошая знакомая... Одинокая женщина. Интересовалась искусством.
КУДРИНА Одинокая?
КУДРИН Одинокая... За стол приглашена не была. Попросила поинтересоваться.
КУДРИНА Зачем?
КУДРИН Так, между делом.
КУДРИНА Что значит, между делом?
КУДРИН Но у тебя же возник этот вопрос.
КУДРИНА Никаких вопросов ни к тебе, ни к твоему другу Модильяни у меня нет.