Аннотация: Динамичная комедия о женщинах, мужчинах, людях, птицах, людях - птицах, облаках и силках, орнитологии и таксидермии.
ОРНИТОЛОГИЯ
Драма на торгу в двух действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ЛЕНЕЧКА
ТАТЬЯНА
ЛЮБЕЗНЫЙ
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Уж сколько чудных домов у бедной матушки России!
Необыкновенны дома эти хотя бы тем, что в них не живет пространство. Пространство, по всей видимости, ассоциируется у хозяев с голодом. Им кажется, что его, пространство, надобно во что бы то ни стало накормить и станет ему хорошо. И так усердствуют в этом, и так увлекаются этим, что и в гости приходя, первым делом осматривают ревностно, с завистью или же, напротив, с укоризной, достаточно ли оно сыто. Пространство, в свою очередь, тает, как больной, а вскоре и вовсе умирает от несварения или от тоски по легкому своему детству.
Вот вам квартира Леонида Павловича и Татьяны Павловны Зябких. Вроде бы просторная комната, но как густо населена предметами. И каждый из хозяев внес свою лепту. Леонид Павлович разместил здесь неисчислимое множество чучел птиц, что выдает его увлечение орнитологией. По всей видимости, Леонид Павлович вообще стремится в небо, ибо в самом центре под потолком красуется гигантская для такого помещения модель биплана.
Татьяна Павловна - несостоявшийся художник. То, что она не состоялась, одинаково понятно любому посетителю домашнего музея Зябких, как неискушенному в живописи, так и сведущему в искусстве. Вернисаж ее представлен мучительным многообразием подробных натюрмортов, цветы на которых потеряли свежесть, и у зрителя интуитивно возникает желание бросить их и вымыть вазы.
Сама Татьяна Павловна - женщина лет тридцати пяти с холодным птичьим лицом красавицы вторых ролей с роскошными рыжими волосами, подчеркивающими псевдоаристократическую бледность, выполненную при помощи пудры.
У Татьяны Павловны гость. Это - Савва Семенович Любезный, мужчина лет сорока пяти с пышными бакенбардами и вообще щеголеватой внешностью "красный галстук и узорный жилет".
Татьяна Павловна и Савва Семенович восседают в креслах подле журнального столика друг напротив друга.
Савва Семенович явно утомлен довольно странным занятием, предложенным ему хозяйкой. В то время, когда Татьяна Павловна переворачивает, то и дело песочные часы, Савва Семенович ведет счет.
ЛЮБЕЗНЫЙ Двести сорок три.
Часы переворачиваются.
ЛЮБЕЗНЫЙ Двести сорок четыре.
Часы переворачиваются.
ЛЮБЕЗНЫЙ Двести сорок... Послушайте, Татьяна, не кажется ли вам наше занятие странным? Все же я живой человек и силы мои на исходе. Давайте перенесем день рождения на какой-нибудь другой день. Уже поздно и, откровенно говоря, мне хочется спать... Двести сорок семь.
ТАТЬЯНА Ленечка просил вас дождаться его, а мне велел никуда не отпускать вас.
ЛЮБЕЗНЫЙ Да я с радостью скоротаю с вами вечер. Двести сорок восемь. Вот только думается мне, что Ленечка может появиться ближе к утру. Наверняка он сейчас посещает своих друзей, которых вы на порог не пускаете. Не успокоится, пока не обойдет всех. Напьется и уснет где-нибудь. А мы так и просидим с вами за песочными часами. Премиленькое занятие, ничего не скажешь.
ТАТЬЯНА Во-первых...
ЛЮБЕЗНЫЙ Простите, двести сорок девять... да, да, я слушаю вас...
Пауза.
ТАТЬЯНА Во-первых, Савва Семенович, вы прекрасно знаете, что Ленечка пролечился и теперь не пьет. Вот уже скоро три месяца.
ЛЮБЕЗНЫЙ Да, срок немалый.
ТАТЬЯНА Это во-первых... Во-вторых, Савва Семенович, даже если придется ждать утра, я все равно прошу вас остаться. Вы знаете, что своим уходом испортите ему праздник... Вы прекрасно знаете...
ЛЮБЕЗНЫЙ Двести пятьдесят.
Пауза.
ТАТЬЯНА Вы прекрасно знаете, что являетесь лучшим и единственным подарком ему ко дню рождения.
ЛЮБЕЗНЫЙ Спасибо вам, любезнейшая Татьяна Павловна за столь высокую оценку моей скромной персоны. Предчувствую, что останусь здесь навсегда.
ТАТЬЯНА Что за глупости вы говорите?
ЛЮБЕЗНЫЙ Ну как же, подарок остается в доме именинника всю оставшуюся жизнь, если, конечно, не сломается или не умрет раньше хозяина. Двести пятьдесят один.
ТАТЬЯНА Ах, выходит, вы изволите шутить?
ЛЮБЕЗНЫЙ Да, пока еще я не потерял этого свойства, однако чувствую, как капля по капле оно начинает улетучиваться.
ТАТЬЯНА Потерпите, потерпите, прошу вас... На чем я остановилась?
ЛЮБЕЗНЫЙ На том, что вы дарите меня Ленечке.
ТАТЬЯНА Это было во-вторых?
ЛЮБЕЗНЫЙ Именно. Двести пятьдесят два.
ТАТЬЯНА В-третьих, разве самому вам не хочется играть?
ЛЮБЕЗНЫЙ Как, вы планируете еще и игру?!
ТАТЬЯНА А как же, Савва Семенович?! А как же?! Если даже в будничные дни Ленечка не пропускает ни одного вечера без игры, что говорить о дне рождения?
ЛЮБЕЗНЫЙ Ну что же, это означает до утра. Определенно. Надобно было предупредить сразу... Признайтесь, Танечка, вы знали, что он задержится?
ТАТЬЯНА Вы знаете мою исключительную правдивость и отвращение ко всякого рода лжи. Вы хотели обидеть меня?
ЛЮБЕЗНЫЙ Двести пятьдесят три. Все! Больше не могу. Простите меня, Татьяна Павловна, но я прекращаю счет... Это немыслимое издевательство! Возьмите и поставьте перед собой, наконец, нормальные часы!
ТАТЬЯНА Вы же знаете, Савва Семенович, что нормальные часы у нас в доме не ходят. Вы знаете, что у Ленечки нет таланта к починке механизмов. Вы знаете, что он не может и гвоздя забить. И вы предлагаете мне такое! (Плачет.)
ЛЮБЕЗНЫЙ Простите, двести пятьдесят четыре. Простите ради Бога, Танечка, я вовсе не хотел вас обидеть.
ТАТЬЯНА Вы всегда так говорите, а сами только и делаете, что обижаете меня. Не знаю что еще притягивает нас с Ленечкой к вам, жестокому бессердечному человеку.
ЛЮБЕЗНЫЙ Но я же попросил прощения, не сердитесь.
ТАТЬЯНА Ладно уж, вы знаете, я отходчивая.
ЛЮБЕЗНЫЙ Ну и славно. (Целует ей руку.)
ТАТЬЯНА Подхалим.
ЛЮБЕЗНЫЙ А разве теперь руки дамам целуют только подхалимы? Двести пятьдесят пять.
Пауза.
ТАТЬЯНА Ладно, можете не считать. Мне тоже жаль вас.
ЛЮБЕЗНЫЙ Спасибо, благодетельница, вы спасли мою жизнь.
ТАТЬЯНА И потом, двести пятьдесят пять штрафных очков - этого уже достаточно, чтобы не отыграться, а у него все же день рождения. Нужно быть милостивыми.
ЛЮБЕЗНЫЙ Значит быть-таки игре?
ТАТЬЯНА Почему же до вас так трудно доходит, Савва Семенович? Мы уже говорили об этом.
ЛЮБЕЗНЫЙ В таком случае, не позволите ли вы мне снять френч и галстук? Мне так будет уютнее.
ТАТЬЯНА Что же, если вы не стесняетесь меня.
ЛЮБЕЗНЫЙ Милая, милая Татьяна Павловна, мы знакомы так давно, что стеснения быть, по-моему, уже не может.
ТАТЬЯНА Вы больше не видите во мне дамы?
ЛЮБЕЗНЫЙ Танечка, я так долго давал вам понять, что не только усматриваю в вас даму, но и влюблен в вас, что успел состариться.
ТАТЬЯНА Любовь вечна, а вы все спешите.
ЛЮБЕЗНЫЙ (Поднимает руки вверх.) Сдаюсь, Татьяна Павловна. Сдаюсь, констатируя, что уже никуда не спешу.
ТАТЬЯНА В каком смысле?
ЛЮБЕЗНЫЙ В том смысле, что остаюсь сколько вам надобно. Жду именинника, согласен на игру, согласен на все.
ТАТЬЯНА Я подумала о другом.
ЛЮБЕЗНЫЙ Что вы, как можно?!
ТАТЬЯНА И довольно, и хватит об этом... Не вздумайте делать какие-нибудь намеки или отпускать свои сальные шутки при Ленечке. Не нужно портить ему день рождения.
ЛЮБЕЗНЫЙ Упаси Бог!
ТАТЬЯНА Вот так будет хорошо... Молодцом. (Неожиданно оживленно.) Двести пятьдесят штрафных очков! В жизни ему не отыграться!
ЛЮБЕЗНЫЙ Конечно не отыграться.
ТАТЬЯНА А вы что, сомневаетесь?
ЛЮБЕЗНЫЙ Ни в коем случае.
ТАТЬЯНА Ну то-то же. Иначе будет совсем не интересно.
ЛЮБЕЗНЫЙ (Со вздохом.) Отчего же не интересно, разве ваша игра может быть неинтересной?
ТАТЬЯНА А вы прозорливый. Прозорливый и хитрый. Вы разгадали мой замысел?
ЛЮБЕЗНЫЙ Нет, ни о каком замысле, признаться, я не думал.
ТАТЬЯНА Ладно уж, открою вам секрет.
ЛЮБЕЗНЫЙ Я весь внимание.
ТАТЬЯНА Я хочу, не взирая на штрафные очки, поддаться сегодня Ленечке, чтобы сделать ему приятное. Ну, на вроде подарка.
ЛЮБЕЗНЫЙ Значит мои шансы сводятся к нулю?
ТАТЬЯНА А откуда вам знать, на кого я буду делать игру?
ЛЮБЕЗНЫЙ Танечка, солнышко мое, значит ли это, что у меня осталась надежда?
ТАТЬЯНА Может быть. Все может быть... И опять вы спешите. Я вам замечу, Савва Семенович, когда вы спешите, всегда остаетесь в проигрыше.
ЛЮБЕЗНЫЙ Все. Никуда не спешу... Так вы позволите мне снять пиджак?
ТАТЬЯНА (Томно и ласково.) Чувствуйте себя как дома.
ЛЮБЕЗНЫЙ Благодарю вас, прекрасная нимфа.
ТАТЬЯНА Фу, какая гадость, какая я вам нимфа?.. Вот вы - сатир, самый настоящий сатир!
ЛЮБЕЗНЫЙ Но мы же условились не касаться этих тем.
ТАТЬЯНА И это говорите вы?
ЛЮБЕЗНЫЙ Вдруг зайдет Ленечка и застанет нас за этим разговором?
ТАТЬЯНА Да, да, вы правы. Здесь вы совершено правы.
ЛЮБЕЗНЫЙ А знаете, милая моя хозяйка, я бы сейчас выпил что-нибудь.
Татьяна Павловна делает ужасное лицо.
ТАТЬЯНА Я прошу вас, Савва Семенович, в нашем доме никогда не произносить слова 'спиртное'. Вы же знаете, что мы не держим спиртного.
ЛЮБЕЗНЫЙ Ах, простите, я совсем забыл.
ТАТЬЯНА Негодяй!
ЛЮБЕЗНЫЙ Каюсь.
Пауза.
ТАТЬЯНА Негодяй!
ЛЮБЕЗНЫЙ Каюсь. Каюсь.
Пауза.
ТАТЬЯНА (Загадочно улыбаясь.) Только обещайте мне, ни слова Ленечке.
ЛЮБЕЗНЫЙ О чем вы?
ТАТЬЯНА Прежде обещайте.
ЛЮБЕЗНЫЙ Обещаю.
ТАТЬЯНА (Шепотом.) У меня есть коньяк.
ЛЮБЕЗНЫЙ У вас?..
ТАТЬЯНА (Прикладывая палец к губам.) Молчите.
ЛЮБЕЗНЫЙ Да как же?
ТАТЬЯНА (Шепотом.) Я сама иногда выпиваю по рюмочке... Это успокаивает и расслабляет... Вы же знаете, сколько нервов потрачено на Ленечку и работу?
ЛЮБЕЗНЫЙ Да, это уж верно.
ТАТЬЯНА Сидите тихонько и не шевелитесь. Если появится Ленечка, делайте вид, что ничего не знаете.
ЛЮБЕЗНЫЙ Что не знаю?
ТАТЬЯНА Того, что я пошла за коньяком.
ЛЮБЕЗНЫЙ Простите, Танечка, а как это, интересно, я могу показать своим видом, что вы пошли за коньяком? Я, знаете ли, пантомимой не занимался.
ТАТЬЯНА Не занимались и хорошо. Я так, на всякий случай.
ЛЮБЕЗНЫЙ Секретность будет сохранена.
ТАТЬЯНА Я никогда и не сомневалась в вас по-настоящему, Савва Семенович.
ЛЮБЕЗНЫЙ Благодарю еще раз за высокую оценку.
Пауза.
ТАТЬЯНА Ну что, я пошла?
ЛЮБЕЗНЫЙ Мне кажется, пока вы собираетесь, я смог бы осилить целую бутылку.
ТАТЬЯНА Так вы тоже алкоголик?
ЛЮБЕЗНЫЙ Нет, Татьяна Павловна, покуда таковым себя не считаю.
ТАТЬЯНА (Серьезно.) А по утрам голова болит?
ЛЮБЕЗНЫЙ А почему бы и нет, если перепил накануне?
ТАТЬЯНА (С прищуром.) Да?
ЛЮБЕЗНЫЙ Да.
Пауза.
ТАТЬЯНА Ладно. У меня тоже иногда побаливает... И тошнит. А вас тошнит?
ЛЮБЕЗНЫЙ Случается.
ТАТЬЯНА Вот и у меня случается... Ну, я пошла?
ЛЮБЕЗНЫЙ Мне трудно сказать.
ТАТЬЯНА Что вам трудно сказать?
ЛЮБЕЗНЫЙ Пошли вы или нет.
ТАТЬЯНА Нет, пошла, точно пошла. Но мы договорились?
ЛЮБЕЗНЫЙ Договорились, договорились.
ТАТЬЯНА Смотрите у меня, а то опять заставлю считать.
ЛЮБЕЗНЫЙ Только не это, умоляю!
ТАТЬЯНА Не бойтесь, не заставлю, у него и так двести пятьдесят пять. Разве здесь отыграться?
ЛЮБЕЗНЫЙ Ни за что не отыграться.
Татьяна Павловна было уходит, но тут же появляется вновь.
ТАТЬЯНА А лимончик принести?
ЛЮБЕЗНЫЙ Как хотите. Я бы выпил.
ТАТЬЯНА Нет, лимончик, если сахарком посыпать, с коньяком - прелестно.
ЛЮБЕЗНЫЙ Ну что же, лимончик, так лимончик.
Пауза.
ТАТЬЯНА А вам с сахаром?
ЛЮБЕЗНЫЙ Мне все равно.
ТАТЬЯНА Нет, просто некоторые любят без сахара, я встречала таких людей.
ЛЮБЕЗНЫЙ Вы издеваетесь?
ТАТЬЯНА Я мигом... Ведите себя хорошо... Если Ленечка появится неожиданно, подайте знак. Кашляните или стукните чем-нибудь.
ЛЮБЕЗНЫЙ Хорошо.
Пауза.
ТАТЬЯНА Ну все, теперь я окончательно исчезла.
Татьяна Павловна уходит.
ЛЮБЕЗНЫЙ (Потирает руки.) Что же, Савва Семенович, кажется, у вас появился шанс. В сотый, нет, в тысячный раз. Чертова кукла! И что стоит ей уступить? То, что полоумный не появится, не подвергается сомнению, И она это понимает не хуже моего. Однако оставила меня. Значит ли это, что у нее появился интерес ко мне? Появился, конечно, появился, я же не слепой. Я вижу как она жеманничает... Отправилась за коньяком. В кои-то веки? Что-то я не припомню такого. Ну что же, ну что же, может статься, сегодня мне повезет... Хотя... хотя она непредсказуема в своей неповторимой глупости. И в самом деле, из года в год я посещаю этот заповедник, играю в дурацкие игры. Теряю драгоценное свое время... Господи, да если собрать воедино проведенные даром часы посещений этой кунсткамеры, я смог бы, не знаю что... не знаю, ну может быть построю дворец, образно выражаясь, конечно. Нужно подумать на досуге, что бы это такое я мог совершить, если бы с пользой употребить часы посещений этого кукольного театра... Вот интересно, а зачем мне все это надобно? Что, я по-настоящему влюблен? Не думаю. Да нет же, я наверняка знаю, что никакой влюбленности не испытываю. Не так я сложен. Да и во что тут влюбляться? Нет, внешность у нее, конечно, подходящая. Есть в ней нечто. Но холод! Каким холодом от нее веет! Просто-напросто как от могилы, прости меня Господи. Значит, влюбленность отметаем... Что же тогда? Упрямство? Да, вполне определенным упрямством я обладаю. Если захотел чего-нибудь, будто механизм какой-то начинает во мне работать. Пока не добьюсь своего, не успокоюсь. Наверное, умру, если оставлю этот механизм работать вхолостую. Сгорю как спичка и все... Да, но бывает, что ее, скажем, нет дома, а я все равно прихожу и мучаюсь с этим недоделанным Ленечкой. По своей воле прихожу. И знаю, что ее нет дома, а все равно иду. Выходит, манит что-то. Но что?.. А-а, вот что! Я же в душе поэт. Вот только Бог таланту не дал. А так еще неизвестно, что бы из меня получилось... А что? Ведь я стихи в юности любил. Еще как любил! Некоторые наизусть знал. Мне это очень помогало в амурных приключениях. Оттого-то, что в душе я поэт и манит меня ко всевозможным чудакам и ископаемым всевозможным. А здесь ископаемые настоящие. Таких экземпляров не встретишь нигде больше. Раритет... 'Двести пятьдесят пять очков'. Вы где-нибудь видели подобное?.. А я сижу и считаю. Тупо так сижу и считаю... Она переворачивает, а я - двести пятьдесят три, двести пятьдесят четыре. (Смеется.) Представляю свою физиономию со стороны. Умереть можно со смеху... А у нее личико как у совы. Если б я ее не остановил - все, конец мне пришел бы. Кончился бы здесь, кони бросил, и никакая неотложка не спасла бы. Вот где сумасшедший дом-то!.. А меня манит, все равно манит. Поэт. Так и есть - поэт. Надобно попытаться набросать какую-нибудь 'тучку золотую на груди утеса великана'... Да, кстати, где же тучка золотая?.. Ушли за коньяком-с. С лимоном-с. Ну это еще часа на два, не меньше. У нас быстро ничего не делается. Мы ходим медленно, с чувством, с расстановкой. Как это мы коньячок достанем, как это мы лимончик порежем тонюсенькими такими кусочками, как это сахарочком посыплем... Да, рюмочки, рюмочки забыл. Не такие вот - а только этакие. Ну, как же, все должно быть аккуратно, со значением, с подходом... Тьфу! Я бы сейчас водки выпил... стакан... Без лимона...
Оглушительно громкая музыка прерывает монолог Саввы Семеновича. Савва Семенович вздрагивает, бледнеет и хватается за сердце. Внезапность музыкального вторжения, судя по всему, производит на него шокирующее впечатление. В дверном проеме появляется Татьяна Павловна. Она держит на руке поднос с двумя крохотными коньячными рюмочками и блюдцем.
ТАТЬЯНА Вот и я.
ЛЮБЕЗНЫЙ (Громко, стараясь перекричать музыку.) Что вы говорите?
ТАТЬЯНА Вот и я с коньячком и лимончиком. Гулять, так гулять!
ЛЮБЕЗНЫЙ (Громче прежнего.) Что вы говорите, я ничего не слышу!
ТАТЬЯНА Я говорю, гулять так гулять!
ЛЮБЕЗНЫЙ (Кричит.) Музыка! Громко!
ТАТЬЯНА (Кричит.) Это - Моцарт! Прекрасный чудный Моцарт!
ЛЮБЕЗНЫЙ Я понимаю, что Моцарт прекрасен и чудесен, но нельзя ли сделать музыку хотя бы немножечко потише?
ТАТЬЯНА А вам нравится Моцарт?
ЛЮБЕЗНЫЙ Я в восторге от Моцарта. Я просто жить без него не могу. Но нельзя ли сделать его хотя бы немножечко потише?
ТАТЬЯНА Я могу и вовсе выключить.
Татьяна Павловна ставит поднос на столик и скорбно удаляется. Наступает тишина.
Татьяна Павловна возвращается. На ее глазах слезы.
ЛЮБЕЗНЫЙ Танечка, совсем не обязательно было выключать музыку. Я только просил вас сделать ее немного тише. И все это для того, чтобы слышать, чтобы слушать вас.
Пауза.
ТАТЬЯНА Вы же сами знаете, Савва Семенович, что если от рождения человек лишен слуха и вкуса, поправить это практически невозможно... Вы не поэт, Савва Семенович. Вы не поэт!.. Никогда не смейте делать мне комплименты! Никогда больше, никогда!.. Не смейте, слышите, не смейте!.. И никогда не смейте ухаживать за мной! Вам не дано это... Не обессудьте. Не дано. А значит, нечего тратить время попусту... Вы хорошо слышите меня теперь?
ЛЮБЕЗНЫЙ Простите, Танечка, сколько неприятностей я доставил вам сегодня. Уже столько раз просил прощения.
ТАТЬЯНА Я спросила, расслышали ли вы меня на этот раз?
ЛЮБЕЗНЫЙ (Со вздохом.) Да, расслышал.
ТАТЬЯНА А теперь давайте пьянствовать.
Татьяна Павловна порывисто усаживается в кресло, укладывая ногу на ногу.
ЛЮБЕЗНЫЙ (С трудом удерживая смех.) Что, простите?
ТАТЬЯНА Пьянствовать, пьянствовать! Ведь именно это является пределом ваших мечтаний. Так что же? Зелье на столе. Давайте приступим. Я поддержу вас в вашем пороке в последний раз. Тем более что мне вас нисколько не жалко. Спивайтесь на здоровье. Погибайте в канаве. Вы сами выбрали свой путь... А я? Я всего лишь расстроена. Расстроена оттого, что разочарована. Я оставляла себе крохотную надежду. Иногда мне казалось, что вы лучше, чем кажетесь. Сегодня, сейчас иллюзии рассеялись, и проступил лик животного, глухого к музыке, ко всему утонченному, нежному. Вы, Савва Семенович, солдафон!
ЛЮБЕЗНЫЙ (Серьезно.) Я сожалею о том, что не ушел сразу.
ТАТЬЯНА Не надо. Вот этого не надо. Нехорошо с вашей стороны шантажировать меня днем рождения Ленечки.
ЛЮБЕЗНЫЙ (Одевая пиджак.) Я никого ничем не шантажирую. Просто мне хочется пойти домой и лечь спать... Ясно ли я излагаю свои мысли?
ТАТЬЯНА (Поднимается с кресла с угрожающим видом.) Сесть!
Любезный в замешательстве.
ТАТЬЯНА (Указывая пальцем на кресло.) Сесть!
Любезный сомнамбулой усаживается в кресло.
ТАТЬЯНА (Поднимая рюмку.) За Моцарта!
Выпивают и долго молча сидят.
ТАТЬЯНА Закусывайте.
ЛЮБЕЗНЫЙ Что вы говорите?
ТАТЬЯНА Закусывайте, иначе упадете здесь. Что я буду с вами делать? Ленечки еще нет.
Любезный послушно берет в руки лимон.
ТАТЬЯНА У вас есть сигарета? Я уверена, что вы страдаете всеми пороками человечества.
ЛЮБЕЗНЫЙ Вы же не курите.
ТАТЬЯНА Я очень расстроена. Я напилась. Я хочу сигарету. Или вам жалко?
ЛЮБЕЗНЫЙ (Извлекая пачку сигарет.) Пожалуйста, пожалуйста, только они крепкие.
ТАТЬЯНА А это как раз очень даже хорошо. Мне теперь нужны очень крепкие сигареты. А еще лучше сигара. У вас нет сигары?
ЛЮБЕЗНЫЙ Увы.
ТАТЬЯНА Ну да, конечно, сигара вам не по карману.
ЛЮБЕЗНЫЙ Почему? Я неплохо зарабатываю, просто не курю сигары.
ТАТЬЯНА Да, сигары курят только настоящие мужчины.
ЛЮБЕЗНЫЙ Танечка, сколько можно меня обижать?
ТАТЬЯНА (Затягиваясь.) Сейчас, сейчас все пройдет. Я отходчивая.
ЛЮБЕЗНЫЙ Потому мы и ссоримся редко. Потому я и люблю бывать в вашем гостеприимном живописном доме.
Пауза.
ТАТЬЯНА А вы знаете, Савва Семенович, что касается живописи, все работы принадлежат моей кисти. Ни одной чужой работы.
ЛЮБЕЗНЫЙ Да, Танечка, вы уже говорили об этом. Я ценю ваше постоянство.
ТАТЬЯНА Здесь, дорогой Савва Семенович, дело не столько в постоянстве, сколько в избирательности... Вы, вероятно, думаете, что это очень просто расположить картины так вот именно, а никак иначе, чтобы они сочетались по тону, по настроению друг с другом и с ленечкиными шедеврами?.. Скажу вам откровенно, Ленечка достаточно ленив в композиции... Он потрясающий, неповторимый автор природы, я имею в виду каждую птицу в отдельности, но вот что касаемо расположения их в определенной последовательности, так, чтобы возникла некая среда обитания, естественно, в контексте моих картин - нет... Я не слишком сложно изъясняюсь, Савва Семенович?
ЛЮБЕЗНЫЙ Нет, нет, я весь внимание.
ТАТЬЯНА Ведь для вас, человека непосвященного это - новое? Этим легко объяснить ваше внимание. Я, в какой-то степени, даже завидую вам, Савва Семенович. Сколько предстоит вам еще сделать открытий, сколько узнать?.. Кстати, я вижу, вы не очень-то опьянели.
ЛЮБЕЗНЫЙ У меня складывается такое же впечатление.
ТАТЬЯНА Пожалуй я позволю вам выпить еще одну крохотную рюмочку коньяка.