Раздвоение личности - частичное распадение личности. Часть мотивов, двигающих поступками больного, имеет как бы один центр, а другая часть - совсем другой центр. Один из этих мотив составляет здоровые привычки индивидуума, другие же - результат болезни. Возникают как бы два "я".
С.С. Корсаков "Общая психопатология"
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Самуил Валерьянович - пожилой врач
Пациентка 1 - женщина средних лет
Пациент 2 - пациент клиники и Человек с рамой (багетом)
Жанна - молодая, но вымышленная подруга Самуила Валерьяновича
Лара - покойная жена Самуила Валерьяновича
Рабочий - молодой мужчина в спецовке
Главный врач
Архитектор
Чёрт
Даша - медицинская сестра клиники
Петруша - старый черт
Старуха
Санитар - крепкий человек
Репортёр
Массовка: черти в аду; лечащие врачи клиники
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Сцена 1
Занавес закрыт. Из-за кулис выходит Человек. В руках он несет раму для картины (багет). Через раму смотрит в зрительный зал. Из-за кулис выходит Пациентка 1.
Пациентка 1 (в зал). Улица. Дома. Окна. (Встрепенувшись). А если кто-то выпадет из окна? Кто это будет? Мужчина или женщина? А если из окна выпадет тот мужчина, что смотрит на улицу? А если он разобьётся!?.. Интересно, в его смерти обвинят меня? Или других прохожих? А если обвинят меня, смогу ли я доказать свою невиновность? (Страдая). Что со мной? Кто подскажет? Кто-то поработил мою волю. (Спешно проходит за кулису).
На сцене остается Человек.
Человек. Один лишь шаг... (Тревожно). Если упаду, то разобьюсь. (Испуганно). Навязчивые мысли. Они преследуют меня. Что со мной!? (В ужасе уходит).
Занавес открывается. Палата в клинике. Стена с окном. На окне - крепкая решетка. У стены - три больничные кровати. Две койки аккуратно заправлены. Третья - разобрана. На скомканной постели сидит пожилой мужчина - Пациент 2 (Человек с оконной рамой). На нем - застиранная больничная одежда без пуговиц и других застежек. Горделиво оглядывая зал, Пациент 2 говорит с вызовом.
Пациент 2. Я есть бог!
Из-за кулисы вниз головой (подвешенный вверх тормашками) на неком приспособлении выкатывает Чёрт. На нем шутовская одежда. На голове - колпак.
Черт. Я есть чёрт (исчезает).
Пациент 2. Я здесь самый главный!
Чёрт. Спорный вопрос! (Исчезает).
Пациент 2. Люди зависят от меня!
Черт (показывается на секунду из-за кулисы). А я управляю мыслями людей!
Пациент 2. Никто не в состоянии управлять потоком сознания. (Твёрдо). В дар получил человек свободу воли.
Из-за кулис выходит Чёрт. Одет стильно. На нём - высокие красные сапожки. Длинные рога протыкают изящную шляпу.
Чёрт. Да. (Кивает головой). Правда твоя. Пока мы не построим новую Москву, нет управы на людей.
За сценой звон бубенцов. Выходят черти в шутовской одежке. Выносят трон. Чёрт усаживается.
Пациент 2 (к Чёрту). Вы кто?
Чёрт. Чёрт, конечно!
Пациент 2. Где я?
Чёрт. В аду, конечно!
Пациент 2. Не может быть!
Чёрт. Может! Чуешь запах костра?
Пациент 2 кивает головой. Из-под земли вырастают языки пламени.
А шум сгорающих поленьев слышишь?
Пациент 2 кивает головой.
На сцене освещается лишь небольшая частьь. В освещённой области появляется печь с открытым огнем. В зале - треск поленьев. За сценой - шумно.
Грешники всё поступают и поступают. Поленья подбрасываем и подбрасываем... (Сетуя). Нет отдыха чертям.
Из-за кулисы выходит Архитектор. Выносит макет города. Чёрт сезает с трона.
Архитектор (не обращая внимания на Пациента 2). Макет новой Москвы. (Показывает Чёрту). С прежними улицами, улочками, проспектами. Осталось МКАД достроить. И тогда! Никто ни о чём не догадается! Никто никогда не поймет!
Пациент 2 подходит к макету.
Пациент 2 (к Чёрту). Что это!?
Черт. Макет.
Пациент 2. Вижу, что макет. (Трясет Чёрта за грудки). Чёрт возьми, что происходит!?
Чёрт (увертываясь). Подмена. Замена. (Катается кубарем, паясничает). Вместо старой Москвы - фальшивка!
Архитектор. Мы обесточим людей. Лишив их воли, завладеем сознанием.
Черт. Завладев сознанием, получим безграничную власть! (К Пациенту 2). Ты ведь знаешь, что такое власть, пастор? Ты ведь любишь упиваться властью!
Из-за кулис выходит Пациент 3. Что-то бормочет под нос.
Чёрт (к Пациенту 2). Кто это?
Пациент 2. Ангел. Мой помощник.
Пациент 3 (к чёрту). Булавки. Всюду булавки. Если я их не отыщу, уколюсь. Если уколюсь, умру. Если умру, попаду в ад.
Чёрт потирает руки. Архитектор качает головой.
Чёрт (радостно). Какая болезненная идея!
Архитектор. Какой безвольный человек!
Пациент 3. Булавки. Булавки. Они в еде. Я не могу принимать пищу.
Архитектор (довольно). Моя заслуга!
Пациент 2. Позвольте! (Кричит). Мне надо вернуться! Вернуться! Я здесь лишний!
Чёрт и Архитектор уходят за кулису. Уносят макет. Из-за кулис выходит Самуил Валерьянович.
Пациент 2 (к врачу). Пожалуйста, отпустите меня!
Самуил Валерьянович. Вы знаете, кто я?
Пациент 2 (обречённо). Вы мой лечащий врач. (Возбуждённо). Самуил Валерьянович, черти распоясались. Власти хотят! Что я вам скажу! (Говорит полушепотом). Как только они достроят фальшивую Москву, совершат подмену! И никто ни о чём не догадается. Никто! Даже вы, Самуил Валерьянович! Люди станут послушными, как марионетки. Черти будут править верхним миром. Я не могу этого допустить! (Сурово). Я есть Бог!
Самуил Валерьянович. До того, как вы к нам попали, что вы читали, уважаемый? Кроме Библии, конечно.
Пациент 2 (обиженно). Вот вы куда клоните!
Самуил Валерьянович. Вы же разумный человек, пастор. А несете всякий бред...
Пациент 2. Почему?
Самуил Валерьянович (вздыхая). Опиум, голубчик. Опиум. Переборщили с ним. Ничего. Через недельку-другую станете, как новенький. (Благодушно). Вернётесь на богоугодную службу...
Пациент 2 (перебивая). Я не могу ждать! (Досадливо). У чертей все готово!
Самуил Валерьянович (заинтересованно). С чего вы решили, милейший?
Пациент 2. Я был в аду! Своими глазами видел новую Москву! Скажу вам! Не отличить!
Самуил Валерьянович. Почему именно в аду?
Пациент 2. Как же?! А запах гари!
Самуил Валерьянович. Галлюцинация обоняния.
Пациент 2 (говорит с вызовом). Я разговаривал с главным Чёртом! С ним еще был Архитектор. Это он всё затеял.
Самуил Валерьянович (устало). Галлюцинации дают самый обильный материал для ложных идей.
Пациент 2. А макет!? Макет! Что вы на это скажите, Самуил Валерьянович! Один в один!
Самуил Валерьянович. Вы делаете выводы не на основании здравого смысла.
Пациент 2. Я помню каждое слово, сказанное Чёртом! Когда они станут управлять вами, Самуил Валерьянович, вы даже не поймете! Ни о чём не догадаетесь. Подмена произойдет тонко. Бесшумно! (Топает ногами. Хлопает себя по ушам). На нем была шляпа! Из шляпы торчали рога! (Кричит). Я помню!
Самуил Валерьянович (тихо). Пастор, вы вспоминаете то, чего не было в действительности. Ложная память, голубчик. А то, что вас преследовали хулительные мысли во время вечерней службы, об этом вы вспомнить не хотите. Давеча вы сорвали службу, пастор.
Пациент 2. Неправда, Самуил Валерьянович. (Грубо). Не понимаю, зачем это вам нужно!? (Быстрая смена настроения). Пожалуйста, отпустите меня. (Канюча). Я есть бог.
Самуил Валерьянович гладит пациента по голове.
Занавес
Перед занавесом, приплясывая, появляется Чёрт. Говорит, посмеиваясь.
Чёрт (в зал). Скоро все станут марионетками! Бездушными куклами! (Убегает).
Какофония звуков.
Сцена 2
Врачебный кабинет в престижном районе города. В нем Самуил Валерьянович. На нём хороший костюм.
Самуил Валерьянович (задумчиво). Я веду её пять лет. Она приходит каждый четверг. (Грустно). Одиночество...
В комнату входит Лукреция, молодящаяся женщина пятидесяти лет.
Лукреция (с порога). Я нашла вход в потусторонний мир.
Самуил Валерьянович. Это интересно. Расскажите, пожалуйста.
Лукреция. Я могу вам довериться?
Самуил Валерьянович. Безусловно.
Лукреция. Понимаете, всё началось с кошки. (Усаживается на предложенный стул).
Самуил Валерьянович. С кошки? (Садится за рабочий стол).
Лукреция. Да. С неё. Вы же знаете, кошки - проводники в потусторонний мир!
Самуил Валерьянович. Не знаю, но читал. В Египте кошек почитали именно за такое якобы свойство.
Лукреция. Древние были обогащены знаниями, потому что находились ближе к истокам. Из их генетической памяти еще не выветрились некоторые события, случившиеся на заре развития человечества.
Самуил Валерьянович. Вернёмся к вашей кошке, если позволите. Кошка жила с вами?
Лукреция (обиженно). Почему жила?
Самуил Валерьянович поднимается из-за стола. Распахивает окно. Зал заполняется пением птиц.
Самуил Валерьянович. Бог мой, лето...
Лукреция (встрепенувшись). В вашем мире наступило лето?!
Самуил Валерьянович. Вы хотите об этом поговорить, Лукреция?
Лукреция. Одиночество... (Умолкает).
Самуил Валерьянович. Продолжайте, Лукреция.
Лукреция. В момент пробуждения мне приходится собирать себя по крупицам. Каждый день я создаю сущность заново, мысленно прорисовывая её. И лишь после того, как моё "я" полностью идентифицируется с телом, перехожу к сотворению мира, не преобразуя его, понимаете?
Самуил Валерьянович (кивая головой). Понимаю. (В зал). С рыжими столько проблем!
Лукреция (печально). Сил на изменение мира уже не осталось. Они давно иссякли. Силы. В моей жизни вечная зима.
Самуил Валерьянович. Скажите, Лукреция, а что произойдет, если вы не приложите никаких усилий к созиданию "я".
Лукреция дерзко смеется. За окном - удар грома. Самуил Валерьянович закрывает окно. Присаживается за рабочий стол. Раскрыв блокнот, что-то рисует.
Лукреция. Моя кошка нашла выход.
Самуил Валерьянович (в зал). Хорошо, что у нее есть хоть кошка. Дети разъехались. Муж бросил. Живет на банковские проценты. (Опустив голову, продолжает рисовать, выводя фигуру в блокноте).
На сцене темнеет. Удар грома.
Лукреция (вздрагивая). Она звала меня за собой.
Самуил Валерьянович. Кошка?
Лукреция. Она знает дорогу. Она выбрала правильный путь. Скоро в этом мире станет совсем темно.
Самуил Валерьянович (не поднимая головы). Гроза...
На задней стене кабинете появляется рисунок. На нем черт с короной на голове. От стены отделяется серая фигура. Быстро исчезает.
Лукреция (испуганно). Чёрт!
Самуил Валерьянович резко захлопывает блокнот. С удивлением смотрит на Лукрецию.
Самуил Валерьянович. Что "чёрт"?
Лукреция. Он следит за вами. И за мной.
Самуил Валерьянович. Лукреция, вы принимаете препараты?
Лукреция (оправдываясь). Да. Просто душно. Жара. Я приду в следующий четверг.
Встаёт. Уходит. Рисунок со стены исчезает. Из-за кулис выходит Жанна - молодая и очень красивая. Мокрый зонт прислоняет к стене. Отряхивается. Подходит к Самуилу Валерьяновичу.
Жанна (протяжно). Пупсик, а на улице дождь.
Самуил Валерьянович (раздраженно). Что ты здесь делаешь, Жанна?
Жанна. А кто эта рыжая?
Самуил Валерьянович. Давняя пациентка. Лукреция.
Жанна (ревностно). Так фамильярно?
Самуил Валерьянович (хитро). Хочешь конфет, Жанна? Есть твои любимые.
Самуил Валерьянович сидит за рабочим столом. Жанна, покачивая бедрами, обходит стол. В комнату входит главный Чёрт. Отряхивается от дождя.
Чёрт хлопает в ладоши. Жанна спешно уходит. Из-под земли поднимается детская железная дорога. На ней - старый игрушечный паровозик. Как заводной, он бегает по рельсам.
Чёрт. Чу-чух. (Смеется).
Самуил Валерьянович, встав из-за стола, медленно приближается к игрушечной железной дороге.
Самуил Валерьянович. Не может быть...
Чёрт (хвастливо). Чем чёрт не шутит, пока бог спит.
Из-за кулисы выходит Фриц в униформе. Марширует. За сценой пушечная пальба. Фриц подходит к железной дороге. С хохотом присаживается рядом.
Чёрт (над Фрицем). Грешат люди. Грешат. А в аду жарко. В аду пекло!
Чёрт (к Самуилу Валерьяновичу). Еще у тебя был медведь. Плюшевый такой. Помнишь?
Самуил Валерьянович. Его мне купили до войны.
Чёрт. Бедный мальчик... Ты ни в чем не виноват.
Самуил Валерьянович (всхлипывая). Да.
Чёрт. Это все она! Твоя покойная жена!
Самуил Валерьянович. Да!
Чёрт. Шлюха!
Самуил Валерьянович. Да!.. Она с ним... С этим... От него такой запах! Смрадный...
Чёрт (обнимает Самуила Валерьяновича). Знаю. Всё видел.
Земля разверзается. Под землю шумно падает железная дорога и детский паровозик. Туда же спрыгивает Фриц. За ним - Чёрт.
Выезжает дверь. Она распахнута. Из-за кулис выходит молодая женщина, покойная жена Самуила Валерьяновича. За сценой свист и вой ветра.
Лара. Зима. Кто зимой затевает ремонт? Говорила ему! Давай тепла подождём, Самуил. Нет, приспичило.
Из-за кулисы выходит Рабочий в робе. Он молод и красив.
Рабочий (издалека). Хозяйка!
Самуил Валерьянович (вздыхая). Я уже и забыл, как она хороша. (Тихо зовёт). Лара!
Лара (к Рабочему). Я здесь.
Рабочий подходит к Ларе. Трогает её волосы.
Рабочий (нежно). Ты сегодня такая! Вкусная...
Самуил Валерьянович (в сердцах). Вот мерзавец!
Рабочий. Мы одни?
Лара (кокетливо). А то.
Рабочий. Я краску привёз. В прихожей оставил.
Лара (смеясь). Не засохнет.
Рабочий целует Лару.
Самуил Валерьянович (возмущенно). В грязной робе! К моей жене!
Лара (к Рабочему). Поиграем?
Рабочий. Опять?! (Грубо смеется). Лара, твой муж тебя испортил.
Лара. Ну же, давай. А не то - выставлю. И другого найду! (Кокетливо). Помоложе. Да покрасивше...
Рабочий. Ладно, развратная женщина. Чухчух. (Пыхтит, как паровоз).
Лара. Чухчух. (Ласково). Ты - вагон. Большой. (Разводит руки, показывает размер). Груженный.
Самуил Валерьянович (громко). Шлюха!
Рабочий обнимает Лару сзади. Вместе они имитируют движение паровоза. За сценой раздается хохот Чёрта.
На сцене становится полутемно. В освещённой области - Самуил Валерьянович. (Лара и Рабочий уходят за кулису).
Самуил Валерьянович. Сны... Они мешают. Они пугают. Не оставляют... (Нервно отряхивается). Пробки. (Говорит спокойным голосом). Муниципальная клиника для душевно больных в пригороде. Расстояние между ними - в тридцать километров. Успеть бы к четырем, к совещанию.
Занавес
Сцена 3
Ординаторская комната в муниципальной клинике. На стенах - портреты "светил". Самуил Валерьянович нервно и взволнованно ходит взад- вперёд.
Самуил Валерьянович. За прошедшие сутки на отделение поступило пять больных. Лето... Что делает с людьми жара...
В комнату входит Даша, медсестра клиники. В руках у неё "свежий" медицинский халат.
Даша. Самуил Валерьянович, ваш халат.
Самуил Валерьянович. Спасибо, Даша.
Даша. Самуил Валерьянович, из пятой палаты на приём просилась Федорова.
Самуил Валерьянович. Кто у нее теперь лечащий врач?
Даша. Лев Арнольдович.
Самуил Валерьянович. И что?
Даша. Он ей ставит "просоночное сознание".
Самуил Валерьянович. Где карточка Фёдоровой?
Даша. На столе.
Самуил Валерьянович. Уже?
Даша. Не велите казнить, Самуил Валерьянович...
Самуил Валерьянович. Ты только заступила или задержалась?
Даша. Я вас ждала.
Самуил Валерьянович (В зал). Эта Даша... Не было бы с ней проблем...
Самуил Валерьянович тяжело садится в массивное кресло. С трудом застёгивает на все пуговицы белый халат. Даша уходит. В комнату входит Федорова Альбина Сергеевна - женщина средних лет. На ней помятая больничная одежда.
Самуил Валерьянович (в зал). Недавно её перевели из буйного. (Поправляя галстук). В виде исключения разрешили передвигаться без сопровождения. (К Альбине Сергеевне). Альбина Сергеевна (привстав с кресла), дорогая, рад вас видеть. Присаживайтесь. Вы желали со мной поговорить?
Альбина Сергеевна. Самуил Валерьянович, выслушайте! Мой лечащий врач... Он меня не понимает! (Нервно). Совершенно!
Альбина Сергеевна садится на свободное кресло. Ведет себя раскованно, она много лет проработала в этой клинике, в этом кабинете.
Самуил Валерьянович. Я вас умоляю, не надо жаловаться на Льва Арнольдовича. Юный коллега - прекрасный доктор. Правда, его выводы могут не совпадать с вашими представлениями о сложившейся ситуации.
Альбина Сергеевна. Самуил Валерьянович, мне нужен другой лечащий... Очень вас прошу, дайте мне нового врача!
Самуил Валерьянович. Альбина Сергеевна, поверьте, я отношусь к вам с должным уважением. Особенно чту прежние заслуги перед клиникой. Но шестой доктор за пять месяцев! Перебор, голубушка. Так дело дальше не пойдет.
Альбина Сергеевна (возмущённо). Он пичкает меня бесполезными таблетками! Где Вы видели, чтобы от таблеток проходило психическое расстройство, Самуил Валерьянович?
Самуил Валерьянович. Нигде не видел. Никогда и нигде.
Альбина Сергеевна. То-то же!
Самуил Валерьянович. Но вот... в комплексе...
Альбина Сергеевна. К чёрту ваши комплексы, Самуил Валерьянович!
Альбина Сергеевна встает. Широким шагом вымеривает кабинет. Хаотично жестикулирует. Следом за ней неспешно поднимается Самуил Валерьянович. Медленно, почти на цыпочках, подходит к столу. Держит руку над красной кнопкой. Следит за Альбиной Сергеевной хищным взором.
Альбина Сергеевна. Раньше я жила в другой Москве!
Самуил Валерьянович (в зал). Если она не снизит темп, начнется приступ. А ведь каким доктором была!..
Альбина Сергеевна резко успокаивается. Подходит к стене. Трогает обивку.
Альбина Сергеевна. Хороший ремонт. Дорогой.
Самуил Валерьянович выдыхает, отходит от стола.
Самуил Валерьянович. Да. Свежий.
Альбина Сергеевна. Главный по-прежнему "с иголочки"?
Самуил Валерьянович. Как всегда.
Они стоят напротив друг друга.
Альбина Сергеевна (смеясь). А Федор Иванович начинает шаг только с правой ноги?
Самуил Валерьянович (широко улыбаясь). Да. Иначе - полный незачёт. И день насмарку! Альбина Сергеевна. А Любовь Петровна ведет лишь чётные палаты?
Самуил Валерьянович. И, как бы ни сложилось, от нечётной избавится непременно.
Альбина Сергеевна (благодушно). Сумасшедший дом, да и только... Ничего не изменилось.
Садятся на прежние места. Разговаривают меж собой, словно ведут светскую беседу.
Самуил Валерьянович. Душно в городе.
Альбина Сергеевна. А у нас жара спала. Чувствуете? Прохладно...
Самуил Валерьянович. Самое время поговорить.
Альбина Сергеевна. Налицо врачебная ошибка. Вся проблема в том, что меня считают душевно больной. Каковой я не являюсь по определению.
Самуил Валерьянович (в зал). Бесконечное множество раз я слышал подобные слова.