Стынка Анжелика Васильевна (Сансара)
Золотая люлька

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Стынка Анжелика Васильевна (Сансара) (angel-stunka@mail.ru)
  • Размещен: 29/09/2017, изменен: 29/09/2017. 13k. Статистика.
  • Рассказ: Детская
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    5+

  •   Золотая люлька
      
      Жили-были муж и жена. Детей у них не было, но бедной женщине очень хотелось ребеночка. "Вот бы Бог послал нам ребеночка. Славную девочку. Или замечательного мальчика", - все время думала она. За такими размышлениями женщина часто грустила, сидя у окна, а муж-художник писал с нее портреты. Один портрет оказался настолько хорош, что на него нашлись завидные покупатели. Однако художник никому не продал чарующей картины, потому что вложил в полотно частичку своего любящего сердца.
      Картина осталась в доме. Ее расположили на видном месте - напротив обеденного стола. Когда в дом приходили гости, - а гости посещали бедную семью не так часто, - все восхищались удачной работой и хвалили художника.
      Как-то раз приснился жене художника странный сон, в котором она услышала чей-то мягкий голос: "Если хочешь ребеночка, съешь три персика". А сон-то зимой приснился! Утром стала жена мужа тормошить:
      - Сходи на рынок, купи три персика...
      Художник сильно расстроился. Он бы и рад выполнить просьбу любимой жены, да денег в доме - мизерные гроши. На оставшиеся скудные средства предполагалось прожить до весны. А персики зимой могли позволить себе лишь богачи.
      - Не любишь ты меня, - попрекнула его женщина. И горько расплакалась. Так ей хотелось ребеночка!
      - Хорошо, - сказал художник, не выдержав его слез, - я куплю тебе персики. Но потом нам придется отказаться от масла и мяса.
      - Я согласна, - ответила ему жена.
      Пошел художник на рынок. Подошел к продавцу фруктов. Выбрал три самых сочных персика. И вернулся с ними домой. Жадно жена набросилась на персики, съела и даже косточки облизала.
      Прошла неделя, две, три. Минул и месяц. Поняла бедная женщина, что не помогли персики. Расстроилась пуще прежнего. Стала грустить, как никогда раньше. Все сидит у окна...
      Как-то раз привиделось ей, что кто-то стучится в морозное окошко. Да так громко, что стекла звенят. Стала женщина всматриваться и разглядела незнакомку: волосы белые, а глаза зеленые - блестят, словно изумруды.
      - Пойдем. Пойдем.... - манила незнакомка за собой.
      Наспех накинула женщина на плечи пуховый платок и выбежала на мороз. А зима в тот год стояла крепкая. Однако жене художника ничуть не было холодно - от незнакомки исходило такое тепло, что снег таял там, куда ступали ее башмачки. А из проталинок дивные цветы - подснежники показывались.
      - Выкопай цветы, - мягко приказала незнакомка. - Высади их в простой цветочный горшок и ухаживай за ними до весны. Весной же, когда засветит теплое солнышко, пошлют тебе ребеночка.
      Сказала так - и исчезла. А цветы остались. Спешно выкопала их жена художника - чтобы не замерзли. И в дом принесла. Да в горшок с землей пересадила. Стала за ними старательно ухаживать, счастливых перемен с нетерпением ждать.
      Некоторое время цветы в горшке чувствовали себя хорошо, даже приосанились, но однажды утром нашла их хозяйка чахлыми. И сильно расстроилась.
      - Не доживут цветочки до весны. Не родится у нас ребеночек, - жаловалась она мужу и горько плакала.
      Художник очень любил свою жену, но не знал, как ее утешить.
      - Сходи в цветочный магазин. Купи новой земли и хорошего удобрения, - попросила жена мужа.
      Земля в цветочном магазине стоила очень дорого. А зимой она стоила еще дороже, чем летом.
      - Что ты, голубушка! - воспротивился художник. - Нам самим-то есть нечего. Ни сыра в доме, ни мяса. Питаемся пустой картошкой...
      Жена же сильнее расплакалась. И ничего не осталось художнику, как взять последнюю монету и отправиться в цветочный магазин.
      Домой он вернулся с хорошей землей и удобрением. И ожили цветы.
      А художник захворал. Работать не мог - не было сил.
      Пришла долгожданная весна. Тепло засветило солнышко. Растаял снег. За домом в овражке подснежники появились. Жена художника пересадила подснежники из цветочного горшка обратно в землю.
      "Вот-вот пошлют ребеночка" - мечтала она.
      Закончилась весна. Наступило лето. И поняла несчастная женщина, что мечтает о несбыточном счастье: не будет у нее ребенка. И постепенно смирилась, повседневными делами отвлеклась.
      Тем более что хлопот по хозяйству прибавилось. Когда художник был в добром здравии, он жене во всем помогал. Как расхворался, домашние дела целиком на ее плечи легли. На рынок ходить, продукты покупать, тяжелые сумки носить - все делала женщина сама. На прислугу даже в лучшие времена в их семье средств не было. Ведь за картины платили ничтожно мало, хоть и славился художник мастерством.
      И опять приснился женщине странный сон. Снова явилась ей прекрасная незнакомка. И заговорила, не раскрывая рта, мыслями. Однако все поняла жена художника. Проснулась - и бегом в храм. А там уже колокола звонят. По усопшему...
      Помолилась жена художника за отошедшую душу и домой поспешила. У ворот ее муж встречает - бодрый, веселый. Лучше ему сделалось. Обнялись муж с женой. И поняли, что скоро родится у них ребеночек. Может, славная девочка. А может, и прелестный мальчик.
      Так и случилось! Только сказка еще не закончилась.
      Мальчик появился на свет поздней весной. Хорошенький такой, лицом пригожий, щечками румяный. Ой, как же были счастливы художник и его жена! С рук ребенка не спускали, нежные песенки ему пели.
      Однажды, пока младенец крепко спал, а художник трудился над новым полотном - теперь сил у него много было, - его жена отправилась в торговые лавки. Забавные игрушки и нарядные чепчики ребеночку прикупить.
      Ходит женщина от лавки к лавке, лучшее выбирает. Забрела далеко. И попала в одну незнакомую лавку. А там - старуха, страшная-престрашная. Лохмотья на ней ветхие и грязные, а вместо одного глаза - мутное стекло.
      Жене художника сделалось очень страшно. Она было попятилась к выходу, но вдруг приметила люльку. Непростую, а золотую.
      "Ах, золотая люлька! - обрадовалась женщина, позабыв свои страхи. - Вот бы моему малышу такую!"
      Обычная старая люлька досталась их малышу по наследству. Принесли ее в дом родственники и сказали:
      - Зачем вам еще на люльку тратиться? Наш малыш в крестьянской люльке вырос и ваш вырастит.
      Теперь же глаза бедной женщины так и загорелись.
      - Сколько стоит люлька? - спросила она живо.
      Приметила это хозяйка лавки и хитро ответила:
      - Люлька дорогая! Сама видишь - золотая она! Кто в этой люльке поспит, тот царской мудрости наберется.
      После таких слов жена художника еще более утвердилась в желании приобрести понравившуюся люльку. И тогда старуха вдруг прошамкала:
       - За золотую люльку я хочу сердце твоего мужа!
      - Сердце мужа! - ахнула жена художника. Голову в плечи втянула да за порог отступила, поняв, что не видать ей золотой люльки.
      А старуха вслед прокричала:
      - Если не все сердце, то хоть частичку!
      Обратной дорогой шла жена художника очень печальная. А звезды светили ярко, и небо было высокое, и воздух благоухал - уже зацвели персиковые деревья. Шла она и вспоминала, как все начиналось. Как муж на рынок побежал и зимой сочные персики принес. Как словом не попрекнул, когда эти персики доброй службы не сослужили. А потом и сам расхворался от голода и неустроенности.
      "Нет! Не могу я за золотую люльку отдать сердце мужа", - думала женщина, проходя под ветками персикового дерева. А белые душистые цветочки согласительно кивали, словно предупреждали: "Нельзя. Нельзя".
      Но проходя темными тропами, на которых не горели фонари, явно слышала она в своей голове последние старухины слова: "Если не все сердце, то хоть частичку".
      Три дня прожила женщина не в ладу с собой. Очень ей хотелось, чтобы ее малыш царской мудрости набрался, - но какова же была цена!
      И догадалась наконец жена художника, чем можно со старухой расплатиться. Картиной, что висела на стене.
      - Если беда случится, если непредвиденное произойдет, мы картину продадим. Она нас прокормит", - вздыхая, все чаще и чаще поговаривал художник, словно предчувствуя лихое.
      "Если я картину на люльку обменяю, рассердится муж", - думала жена. Но на третий день взяла картину и побежала к старухе. Да бежала без оглядки, боясь передумать.
      "Что плохое может случиться? Трудности мы уже пережили. Тосковали без ребенка, без еды голодали", - думала она дорогой.
      Старуха-торговка картине обрадовалась. Так и завертела стеклянным глазом. Спешно вручила покупательнице золотую люльку и лавку за ней заперла.
      Вернулась жена художника домой с золотой люлькой. Увидел ее художник и сразу все понял. И ничего не сказал.
      На следующий день началась война. Забрали художника на фронт. Жена его сразу бросилась назад, к лавке, решив обратный обмен совершить. Ведь за картину всегда предлагали хорошие деньги! На них можно купить и продукты, и одежду для малыша.
      От лавки же и след простыл. Словно никогда и не было ее на том самом месте. Вместо лавки - цветочная клумба с алыми гвоздиками.
      Вернулась жена художника домой ни с чем. И потянулись для нее и ее малыша тяжелые дни. Одно утешение: спал ее сынок в золотой люльке.
      Однако ж дети растут быстро. Вскоре мальчик перестал помещаться в золотой люльке, пришлось вынести ее в чулан. Женщина с большей радостью ее продала бы, да кто ж ее купит в войну? А за картиной приходили - спрашивали о ней...
      Прошли годы, а небывалая война и не думала заканчиваться. Долгая была та война и беспощадная. От художника за все время - ни одной весточки. Так и не знала жена: то ли погиб ее муж, то ли жив.
      Трудно было растить ребенка одной. Много горьких слез пролила жена художника ночами. Тоска не согнула ее лишь потому, что грели душу теплые воспоминания: как сидела у окна, а муж писал с нее картины. И казалось забавным ей, что печалилась она сильно.
      Во время войны много поводов для тоски. Хлеба в доме не было. Питались мать с сыном кожурой от картошки. Зимой жена художника носила воду из проруби. Пойдет на лед, железкой пробьет крепкий пласт. Да не так-то просто - твердый лед слабым женским рукам не сразу поддается. Несколько часов кряду, бывало, приходилось колотить, пока треснет. Наберет два ведра. И открытым полем - домой.
      Хорошо, что дрова всегда в запасе имелись. Растопит печь. Согреет воду. Вот и чай готов - пустой кипяток. Так и жили. Недоедали, недосыпали... А мальчишка богатырем рос! Откуда только силы брались?
      Исполнилось мальчику семнадцать. Сразу приметил его видный и знатный полководец, вошедший в город со своим полком. И к себе в полк призвал. Жена художника не сильно обрадовалась известию, что сын в армию вступил. Да что делать? Жить как-то надо.
      Ушел парень на войну. Получала мать от него весточки, иногда и деньги приходили - и появились в доме мясо и картошка. А от мужа по-прежнему - ничего. Как ушел он в первый день войны, так и исчез.
      Однако жена художника исправно молилась за здоровье мужа. "Если не пришла похоронка с фронта, молитесь за здравие", - посоветовал как-то священник. Так женщина и делала.
      Изнурительная была та война... Не один десяток лет длилась она. Сын художника за военное время и сам полководцем сделался. Да не простым - великим! Потому что всегда принимал волевые решения. И выиграл не одну битву. И за то получил лично от Царя вознаграждение - законную медаль! Царь с уважением относился к людям решительным, и сам не щадил человеческих жизней, когда дело касалось защиты Отечества. Мышление у Царя было поистине царское. А полководцы - они люди горячие, лихие.
      "Оной смертью больше, одной меньше", - рассуждал сын художника, достойный полководец, готовясь сжечь осадный город, в котором засели иноземцы, пленив местных жителей.
      И сгорел город дотла - одни головешки остались. Вошел полководец в мертвый город, а навстречу ему грязная старуха. Только она и выжила.
      - Царская сила в тебе, сынок, - проговорила и в пояс поклонилась. А была то сама смерть.
      Жена художника в этой нищенке сразу признала бы торговку золотой люлькой. Но полководец не обратил внимания на странную старуху, а та ему вслед беззвучно рассмеялась.
      По безлюдному мертвому городу важно шествовал угрюмый полководец. Писарь его спешно два письма пером царапал. Одно - матушке: "Жив, здоров". Другое - Царю: "Мол, так и так. Город наш".
      Шла кровопролитная война. Долгая и тяжелая. За суровое время жена художника совсем постарела. Немощь ее взяла. Со двора уже - ни ногой. Только церковь регулярно посещала. И у спасительной иконки две свечки ставила. Одну - за сына. Другую - за мужа. И не знала она, что муж сгорел в осадном городе.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Стынка Анжелика Васильевна (Сансара) (angel-stunka@mail.ru)
  • Обновлено: 29/09/2017. 13k. Статистика.
  • Рассказ: Детская
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.