Мне пришлось больше сорока лет ходить во всех морях и океанах на разных типах судов. С 1971 года работаю капитаном. Все достоинства и недостатки метеослужб разных стран довелось испытать на своей шкуре.
В декабре 1972 года, отправляясь на БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) "Перламутр" из района промысла Нантакет у восточного побережья США в порт Калининград, по радио направил официальный запрос в ГМЦ (Гидрометцентр) по адресу: "Москва-815 Васильеву. Прошу рекомендации переходу Нантакет - Калининград". Тогда всех капитанов обязывали пользоваться услугами ГМЦ. Через день получил ответ с чёткими, подробными рекомендациями. Для гарантии поручил судовым радиоспециалистам принять факсимильную карту погоды от американской метеостанции порта Бостон. Сравнил эти информации и понял: выполняя рекомендации московского ГМЦ, попаду в центр мощного циклона. Срочной радиограммой сообщил свои сомнения в ГМЦ и судовладельцу с просьбой проверить расчёты и прогнозы. ГМЦ подтвердил рекомендации. Пошли в Калининград. Но сомнения остались. На всякий случай приказал экипажу приготовить судно по штормовому. Каждый день принимали прогнозы погоды из Бостона и Москвы.
Москва успокаивала.
Бостон предупреждал.
Фактическая погода беспокойства не вызывала.
Через трое суток после начала перехода, за полночь, меня вызвал на мостик второй помощник - очень резкое и необычно глубокое падение барометра. Объявил аврал - дополнительно крепить палубный груз, спасательные шлюпки, старшему механику - принять дополнительный балласт в донные танки для улучшения остойчивости.
Через пару часов загремел ураган. Сбавили ход, чтобы только держаться против ветра. Но через некоторое время ветер утих - "глаз бури"! Потом задул с новой силой, но уже с другого направления. Пошла крупная "толчея" - огромные волны с разных направлений. Крен доходил до сорока и больше градусов - большой траулер трепало ещё двое суток. Вышли мы из этого испытания без особых потерь потому, что не очень доверяли прогнозам из Москвы. А в ГМЦ я послал потом радиограмму: "Точно выполняя ваши рекомендации, попали в центр урагана". Ответа не получил...
В ноябре 1993 года большой автономный траулер (БАТ) "Маршал Крылов", на котором я работал в должности капитана-директора, взяла в аренду одна из коммерческих структур, спонсором которой был наш знаменитый академик В.Н. Пономарёв. Генеральный директор этой компании, Сафронов А.И., направил в рейс своего первого заместителя. Мне его представили, как очень опытного рыбака. Сам он сразу рассказал - имеет в личной собственности завод по производству посуды из хрусталя в Гусь-Хрустальном, дружит с королём Испании... Правда, меня несколько удивило, что он в рейсе "стрелял" сигареты у матросов, одалживал деньги на кружку пива в порту, но долги никогда не возвращал.
Работать мы начали в английском порту Лервик на Шетландских островах, куда прибыли 4 ноября для заморозки рыбы, которую ловили и передавали нам английские траулеры-клондайкеры. Заместитель генерального директора должен был следить, чтобы использовалась малейшая возможность заработать деньги для компании. Погода в ту зиму в Северной Атлантике была жестокая. Все суда, которые принимали рыбу у англичан, а их было до пятидесяти, - стояли на якорях на северном или южном рейде порта Лервик, в зависимости от направления и силы ветра. Грунт на рейде каменистый - плохо держал якоря и, как только начинался шторм с ветром южного направления, все суда снимались с якорей и переходили на северный рейд, прятались за остров Брессей. Если шторм с севера - все дружно уходили на южный рейд.
9 ноября во время урагана БМРТ "Луноход" не успел вовремя выбрать якорь и перебежать в укрытие - его выбросило на скалы. Экипаж, около ста человек, снимали английские военные вертолёты. Судно полностью разбило волнами, и обломки его скрылись под водой. 17 ноября следующий ураган выбросил на рифы северного рейда калининградский супертраулер "Бородинское поле" - капитан слишком поздно начал выбирать якорь. Английские вертолёты тоже славно потрудились - ни один моряк не погиб. Потом, в следующих ураганах в ту зиму на скалах Шетландских островов погибли ещё три английских траулера и два танкера.
В одну из ночей меня вызвал на мостик второй помощник - "поползли" по грунту оба якоря, нас дрейфует к скалам, ветер резко усиливается. Начали срочно выбирать якоря, подрабатывая машиной, чтобы отойти от опасности. Ветер усилился до 65 метров в секунду - мощнейший ураган! В это время на мостик, чуть ли не на четвереньках, приполз пьяный заместитель генерального директора:
- П-п-ри-н-нимаю ком-м-м-андование на себя!
Раньше я никогда не ругался матом, а на мостике особенно следил за своей речью. Но тут вдруг выдал такое, что этого зама как ветром сдуло. Через некоторое время увидел, что он выполз на бак и пытается командовать боцманом - пришлось выдать ему ещё одну порцию, усиленную палубными динамиками громкой связи...
Снялись мы с якоря благополучно и вовремя ушли в укрытие за остров Брессей.
Потом от других моряков узнал, что этот "зам" действительно работал на судах "Тралфлота". Сначала радистом - не получилось. Переучился на штурмана. Работая третьим помощником капитана на супертраулере, умудрился посадить его на мель у западного берега Африки - понизили в должности. Пошёл четвёртым помощником капитана на БМРТ "Казань" в Тихий океан. Там сумел на своей вахте допустить столкновение с другим траулером - выгнали его с флота. И вот теперь он - бизнесмен! "Молодой и талантливый!"
Не такие ли "молодые и талантливые специалисты" командуют во время жестокого урагана кораблём с гордым именем "РОССИЯ" на борту?