Четырнадцать лет назад, когда в нашу, молодую российскую демократию только начал проникать вирус бешенства и воровства, мне пришлось работать в должности капитана-директора на БАТМ (большой автономный траулер типа "Меридиан") в районе промысла Юго-Восточная часть Тихого океана. Среди рыбаков только заполыхали багровые языки пламени либерально-демократической свободы. С профсоюзного трона в Москве небрежно сковырнули махрового бюрократа с чисто матросской фамилией и посадили нашего, калининградского, молодого и перспективного капитана с рабоче-крестьянской фамилией Кузьменок В.В. Народ рыбацкий вздохнул свободно - наконец справедливость восторжествовала! Свежий ветер налетел! Так пел на всех каналах ТВ какой-то бывший то ли рыбак, то ли юморист Газман (или Кацман?). Но эйфория длилась недолго...
В район промысла прибыл новый начальник экспедиции из Калининграда, капитан дальнего плавания, Такун О. А. На промысле, в чилийском подрайоне он перешёл на борт моего траулера. Вечером, когда мы подняли на палубу пару хороших тралов и легли в дрейф обрабатывать улов, Олег Алексеевич за чашкой кофе рассказал мне о том, как он добирался до Тихого океана.
Сначала вылетел самолётом до Москвы, там зашёл в министерство, получил инструкции по работе в новых условиях. По каким-то причинам вылет самолёта на Лиму отложили на сутки. Позвонил новому лидеру рыбацкого ЦК профсоюза Кузьменку В.В., который когда-то работал у Олега Алексеевича третьим штурманом. Профсоюзный босс, как настоящий демократ и моряк, не стал чваниться, - прислал за ним служебную "Волгу", привёз своего бывшего капитана в новую московскую квартиру. Вечером, за "рюмкой чая", в дружеской беседе, Олег Алексеевич спросил хозяина:
- Ну, что, Володя, как ты тут в Москве, быстро освоился?
- Нормально! Даже с Ельциным приходится за руку здороваться! А общее впечатление, что все здесь, как пауки в банке - стараются перегрызть глотку друг другу.
- А ты?
- А я пока бегаю вокруг этой банки, присматриваюсь, - кому можно вцепиться в глотку! - честно ответил профсоюзный босс и рассмеялся. Мировой парень!
Время летит очень быстро. Люди осваиваются с обстановкой - каждый в полном соответствии со своей совестью. Одни берут на вооружение наставления новых мудрецов, суть которых довольно смело в нескольких номерах газеты "Правда" крупным шрифтом была напечатана в начале девяностых на всю страницу: "...ОБОГАЩАЙТЕСЬ!", а любимец одесской публики Жванецкий выразил наглым афоризмом: "Не привыкнешь - подохнешь! Не подохнешь - привыкнешь". Другие, которых абсолютное большинство в нашей стране - до 90%, предпочитают жить по совести. Но первые, как правило, намного наглее и рвут глотку любому, кто хоть немного мешает им добиться своей цели. Вторые - ждут и надеются на совесть и справедливость.
Громаднейшие богатства рыбного хозяйства нашей страны ловкие и деловые проходимцы посчитали своей законной добычей. А если кто-то ещё и с Ельциным поздоровался за руку - таких уже ничто не могло остановить.
Кузьменок В.В. попытался даже в Госдуму прорваться, но калининградцы отказали ему в своём доверии. Тогда он организовал какое-то ЗАО, сумел приватизировать очень большой кусок собственности рыбацких профсоюзов, не говоря о трёхкомнатной квартире в Москве - конечно, всё это в строгом соответствии с Законом!
В Калининграде за собственность Министерства Рыбного хозяйства, стоимостью не один миллиард долларов, сцепились самые зубастые и клыкастые. Все начали рвать свои куски. Сначала технику "относительно законного" воровства отрабатывали на ремонте судов за границей. Так, например, в 1984 году за семь суток стоянки в доке порта Кальяо в Перу с ревизией винторулевого комплекса, очисткой и покраской корпуса большого автономного траулера наша страна платила около восьми тысяч долларов. В 1990-91 годах стоимость таких работ уже выросла до двадцати и больше тысяч долларов. Но, если раньше акт окончания ремонта подписывали капитан и старший механик, то теперь, особенно в порты Лас-Пальмас, Сингапур, Буэнос-Айрес - начало летать самолётами начальство. Капитанам и старшим механикам уже не доверяли такой важный процесс, как подписание акта. Конечно, моряки понимали, - если выполнена работа на 10 тысяч долларов, а главный инженер Базы тралового флота Свердлов В.Г. подписал акт на сумму 100 тысяч, то половина этой суммы спокойно ложилась на личный счёт Свердлова.
Особенно оборзели Свердлов и главный инженер Калининградрыбпрома В. А. Гудков, когда в одном из портов Италии поставили на ремонт БАТМ "Пётр Шафранов" и супертраулер "Гефест". Фактически никакого ремонта, как такового, не было. Моряки, в основном родственники, друзья начальства, получали какую-то мелочь (в Калининграде моряки и такой мелочи не имели), все промышляли - кто чем мог. Например, матрос Игорь, имеющий диплом штурмана и окончивший в детстве музыкальную школу, выходил с судовым аккордеоном на одну из площадей - играл различные русские мелодии. Рядом, на асфальте стоял раскрытый футляр от аккордеона, в который жалостливые итальянцы бросали свою мелочь. Отец Игоря, работавший раньше первым помощником капитана, а в этот раз - рефмашинист, пытался ругать сына. Капитан и другие командиры тоже взывали к его совести:
- Не позорь ты звание русского моряка!
- Отстаньте вы от меня! Что вы понимаете в современной жизни? Я этой музыкой зарабатываю на жизнь! Вам такие заработки и не снились! - огрызался Игорь.
По рассказам моряков, которые были на этих судах во время ремонта в Италии, за ремонт каждого из этих траулеров Свердлов и Гудков подписали акты на сумму по два с половиной миллиона долларов. Но эти суда пошли после окончания ремонта не на промысел, а буксирами доставлены в Калининград, где их ещё несколько месяцев восстанавливали у причалов калининградских судоремонтных заводов силами механиков и слесарей из плавсостава.
Говорят, потом, уже не стесняясь никого, воровать начали в открытую миллионами долларов некие "молодые и талантливые": Мандрик Б.Б., Пухов О.С., Езепчук И.В. и т.д. В Калининграде, Лас-Пальмасе, в Мавритании, как грибы после дождя, начали расти миллионеры. А огромные богатства рыбного хозяйства, одного из крупнейших в нашей стране, начали стремительно "испаряться". Даже построенные на профсоюзные рыбацкие деньги "Дворец культуры рыбаков" и комплекс зданий рыбацкой Медсанчасти N1 в Калининграде некие ушлые, крепкие мужики много раз пытаются приватизировать и переприватизировать.
Часть мощнейшего рыболовного флота Калининграда удалось сохранить в трёх основных рыбопромышленных компаниях: "ФОР", "МОРСКАЯ ЗВЕЗДА" и "ВЕСТРЫБФЛОТ". От вороватых боссов и главных инженеров им удалось избавиться. Руководители этих компаний сумели собрать толковых моряков - капитанов, механиков, мастеров добычи, укомплектовали экипажи, наладили береговые структуры, начали поднимать и укреплять производство, покупать новые суда. И с целью совместного решения производственных задач, как на берегу, так и на промысле объединились в "Союз рыбопромышленников Запада". Но морские суда надо после каждого рейса ремонтировать. Вот тут их поджидала новая напасть - судоремонтные предприятия Калининграда и области: судоремонтный завод "Преголь", Калининградский судоремонтный завод (КСРЗ), Светловский судоремонтный завод (ССРЗ) оказались во власти комитета по управлению государственным имуществом администрации Калининградской области под председательством К. А. Шевейко. С помощью комитета эти заводы перешли в руки каких-то странных ООО, ЗАО и прочих О, не имеющих никакого отношения к ремонту судов - производят кто мебель, кто окна и двери, половую рейку, кто прицепы к автомобилям. Пришлось рыбакам свои траулеры ремонтировать в Литве, Польше, Германии, - десятки миллионы долларов вкладываются в развитие экономики других стран, хотя производственные мощности калининградских судоремонтных заводов позволяют полностью удовлетворить все потребности судовладельцев Калининградского региона.
В течение только последних 3-х лет "Союз рыбопромышленников Запада" и руководители рыбопромышленных организаций "Рыбфлот-ФОР", "Морская звезда" направили главе администрации Калининградской области В. Егорову не один десяток обращений, в которых неоднократно предлагали для восстановления судоремонтных заводов "...вложить собственные средства и привлечь сторонние инвестиции..." и просили с этой целью передать находящиеся в государственной собственности администрации области хотя бы один завод на условиях аренды или других условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заместитель главы области, знаменитый на всю Россию Савва Леонов каждый раз присылал им очень вежливые ответы. Выражал глубокое понимание, сочувствие, и даже благодарил за стремление развивать экономику своей области, а не всякую заграницу. Но никаких практических шагов ни губернатор, ни его заместители не предпринимали!
"Союз рыбопромышленников Запада" вынужден был с целью решения столь важной проблемы обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
16 августа 2004 года депутат Госдумы РФ А.Н. Нюдюрбегов (третий раз) обратился с депутатским запросом к главе администрации области, надеясь получить конкретный ответ по существу поставленного вопроса о передаче находящихся в государственной собственности Калининградской области хотя бы одного из судоремонтных заводов, на условиях аренды, или иных условиях, в соответствии с законодательством России, "Союзу рыбопромышленников Запада". Судоремонтный завод крайне необходим для развития рыбохозяйственного комплекса Калининградского региона!
30 августа 2004 года, грубо нарушая Федеральный закон N 3-Ф3 "О статусе депутата Госдумы РФ", господин Егоров В.Г. вынес депутатский запрос N Н-169 на рассмотрение экспертного совета. Председатель, служащие Комитета по рыболовству администрации Калининградской области ни о депутатском запросе, ни о проведении экспертного Совета, до 30 августа не знали, а депутат Госдумы А. Н. Нюдюрбегов на Совет не был даже приглашён. Зато заранее известили и пригласили группу тележурналистов НТРК "Каскад" и журналистов газеты "Каскад".
На заседании экспертного Совета обсуждали не депутатский запрос, а самого депутата Нюдюрбегова А.Н, так как из 27 членов экспертного совета только 4 представителя имели прямое отношение к рыбодобывающему флоту и его проблемам, все остальные являлись представителями Калининградморнефти, торфодобычи, торговли, бизнеса, лицеев и школ, телевидения и журналистики (!). Естественно, голос рыбопромышленников и проблемы флота не были услышаны, но уже на следующий день, 1 сентября 2004 г., газета "Каскад", выходящая в Калининграде, в выпуске N 161 от 1 сентября 2004 г. срочно опубликовала мнение "экспертного совета при губернаторе Калининградской области" под громким и ядовитым названием "Как получить завод НА ХАЛЯВУ?". Автор, Е. С. Иванкова, судя по её многочисленным публикациям, размещённым в Интернете на сайте "Каскада", - интересный и грамотный журналист (политический обозреватель или заместитель редактора), в данной публикации явно выполняла хорошо оплаченный заказ. Но, смонтировав этот материал под рубрикой "Экономика", поместив в центре страницы снимок буксира в стадии опрокидывания с убедительной фразой: "Суда требуют ремонта.... А то могут и завалиться", Евгения Сергеевна всей силой своего таланта журналиста постаралась доказать, что нынешние владельцы Калининградского и Светловского судоремонтных заводов - настоящие хозяева, то есть, получили когда-то эти заводы "НЕ НА ХАЛЯВУ"!
А вот сейчас - люди добрые! Вы только посмотрите на эту наглость! Какой-то "Союз рыбопромышленников Запада" обнаглел до того, что пытается "получить завод НА ХАЛЯВУ" с помощью депутата Госдумы РФ А. Н. Нюдюрбегова!
Экспертный совет при губернаторе Калининградской области В. Егоров использовал как "дымовую завесу" перед сражением (!). Проведя совет в нужном направлении, количественном и качественном составе, В. Егоров одним выстрелом убивает 4-х зайцев: теперь ему не нужно отвечать на депутатский запрос, "Союз рыбопромышленников Запада" оставил с носом, а общественность Калининграда и Калининградской области получила "объективную" информацию как он "всенародно избранный" обдуманно и гласно решает проблемные вопросы Калининградской области в интересах её жителей - калининградцев, а депутата Государственной Думы РФ А. Н. Нюдюрбегова очернил и оклеветал не он - губернатор, а некий экспертный совет.
Только одну маленькую, ну совсем "незначительную деталь" забыли сообщить членам экспертного совета и калининградцам губернатор В. Егоров (в народе его зовут "чести не имею"), председатель совета Г. Чмыхов, директор НТРК "Каскад" И. Ростов и Е. Иванкова - автор статьи "Как получить завод на халяву?", что еще ранее, за 2 месяца до экспертного совета, 23 июня 2004 г., В. Егоров своим личным постановлением N307 с помощью Комитета по управлению государственным Калининградской области (К. А. Шевейко) создал частное открытое акционерное общество (ОАО) "Финансово-промышленная группа "Калининградпром"!
В уставной капитал открытого акционерного общества "Финансово-промышленная группа Калининградпром" губернатор передал находившиеся в государственной собственности Калининградской области Калининградский судоремонтный завод и Калининградскую кондитерскую фабрику.
Имущественный комплекс Калининградского судоремонтного завода расположен на территории площадью в 56,6 га и включает в себя 17 производственных зданий разного назначения, общей площадью 31674 кв.м., специализированные цеха площадью 12 000 кв. м., 4 складских помещения общей площадью 6000 кв.м., столовую, лесопилку, пилораму, навесы, асфальтовые и бетонные площадки, две скважины питьевой воды, водопроводную сеть, трансформаторную подстанцию, высоковольтные кабельные сети, тепловую сеть, оборудованный причал протяженностью 495 м, два плавучих дока, портальный кран, плавучий железобетонный причал, плавкран, нефтемусоросборщик "Пегас" и буксир "Расторопный". Кроме того, имеется туристическая база в поселке Лесном на заповедной Куршской косе площадью 723 кв. м.
Имущественный комплекс Калининградской кондитерской фабрики расположен в центре Калининграда и включает в себя административно-производственное здание 1516,6 кв.м., вафельный цех площадью 826,4 кв.м., три складских помещения более 1000 кв. м., механическую мастерскую 136,8 кв.м., столярную мастерскую 23,2 кв.м. и цех для производства соломки 613,3 кв.м. на проспекте Мира, туристическую базу в заповедной Куршской Косе в пос. Морское.
И эти огромные имущественные комплексы, оцененные "с потолка" в 100 млн. рублей, чуть больше 3 млн. долларов были переданы губернатором В. Егоровым в уставной капитал "Финансово-промышленная группа Калининградпром" с долей лишь в 38,46%. Зато второй соучредитель ООО "ТПК Стройсервис" с уставным капиталом в 10 тыс. рублей (директор Иноземцев С. В.) стал владельцем доли в 61.54% и стал фактическим хозяином огромного имущественного комплекса. Директор столь "крутой" частной организации С. В. Иноземцев как Фигаро - один во многих лицах, он и бухгалтер, и администратор, так как юридических учредителей нет, а физических один: Сухорева Анна Георгиевна. Зарегистрирована ТПК "Стройсервис" по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, деревня Хотьково, ул. Седина, д.34, кв. 16, а исполнительный орган располагается в Калининграде, по адресу: г. Калининград, ул. Октябрьская, дом 37, кв.18 в аварийном доме, в котором все входы и выходы заварены, а жильцы давно съехали.
Директорами от Калининградской области в совет директоров "Финансово-промышленная группа Калининградпром" 23 июня 2004 г. В. Егоров постановлением N307 назначает своих заместителей: С. К. Леонова и начальника Главного управления по бюджету и финансам администрации области Л. И. Сергеева.
Зам. Губернатора С. К. Леонов и Председатель Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области К. А. Шевейко - весьма опытные "деловые ребята"! Они с помощью все того же Иноземцева Сергея Викторовича, но теперь директора другой частной фирмы ООО "Лако-Сервис" и непосредственном участии вице-губернатора В. В. Пирогова (Альтермана), управляющего Региональным Фондом развития Калининградской области Д. С. Иванова (с марта по август 2001 г.), Д. А. Попова (с сентября 2001 г. по 2003 г.), генерального директора ЗАО "Балтптицепром" В. Н. Лойфмана в период с декабря 2000 г. (вступление В. Егорова в должность губернатора) по август 2001 г. увели в частную собственность крупнейшую в регионе и в Российской Федерации птицефабрику "Прибрежную", преобразованную 30 декабря 1998 г. в ЗАО "Балтптицепром". В оснащение и оборудование этой птицефабрики вложены 10 млн. долларов США - кредит "Дрезднер-Банка". Производственный комплекс ЗАО "Балтптицепром", оснащенный новейшим оборудованием производства ФРГ, расположенный на территории в 96 га стабильно наращивал выпуск продукции и с сентября по декабрь 2000 г. производил ежемесячно более 1000 тонн куриной продукции, а ежемесячная выручка комплекса от реализации продукции составляла более 1 млн. долларов (!).
С 1 августа 2001 г. этот огромный комплекс находится в частных руках господ: Д. С. Иванова, В. Н. Лойфмана, С. И. Горгана, и называется ООО "ТПК Балтптицепром" (!). "Деловые ребята" расплатились за него неликвидными векселями ЗАО "Вексельный центр Энерго-Газ" в сумме 60 млн. рублей и пустыми векселями "Ингазресурс" на 73 млн. рублей. И что удивительно, 54 млн. рублей в июле 2001 г. за них оплатило ЗАО "Балтптицепром", а 6,4 млн. рублей Региональный фонд развития Калининградской области (!). А вот за кредит "Дрезднер Банка", взятый в феврале 1998 года под бюджет Калининградской области, за счет которого оборудовали и модернизировали птицефабрику "Прибрежную" (ЗАО "Балтптицепром"), придется в соответствии с решением арбитражного суда расплачиваться калининградцам благодаря "мудрому" руководству губернатора В. Егорова. На вопрос судьи: "Где же векселя?", "деловые ребята", не моргнув глазом, отвечают, что они были в папках, которые забрала прокуратура Калининградской области.
Ну, как говорится в народе, сколько верёвочку не вей, а конец будет. Попался зам. губернатора С. К. Леонов на очередной крупной взятке в 250 тыс. долларов и сейчас сидит в СИЗО. Наконец-то заинтересовалась столь противоправными сделками и прокуратура Калининградской области, в том числе, и незаконной передачей Калининградского судоремонтного завода и кондитерской фабрики в частные руки организованной группы "деловых ребят". Дрогнул губернатор Егоров ("чести не имею") и 6 октября 2004 г. срочно рождает постановление N464, которым отменяет свое постановление от 23 июня 2004 г. N307.
Однако всего лишь днем раньше, т.е. 5 октября 2004 г. его боевые помощники: председатель по управлению государственным имуществом К. А. Шевейко, экс-управляющий Фондом развития Калининградской области Д. А. Попов с экс-генеральным директором ЗАО "Балтптицепром" Н. Н. Штайн перемещают исполнительный орган "ФПГ Калининградпром" в Московскую область. Повторяется четко отработанная на ОАО "Калининградптицепром" и ЗАО "Балтптицепром" схема прихватизации и отчуждения государственной собственности "на халяву" "деловыми ребятами" из администрации Калининградской области с помощью и участием губернатора В. Егорова.
Председатель по управлению государственным имуществом Калининградской области К. А. Шевейко "по собственному желанию" уволился и сейчас он директор фирмы "Протострой", хозяин "Дома Советов", огромного здания, приобретенного в личную собственность за 1,5 млн. рублей этой же группой "деловых ребят".
А что касается губернатора В. Егорова, то он несколько раз в день красуется по разным телепрограммам и рассказывает калининградцам, какой он рачительный хозяин и скоро нас - калининградцев сделает всех богатыми. Надеется, что президент В. Путин за столь "внушительные" заслуги оставит его на 2-ой срок, ведь такие деятели сейчас в цене и крайне "необходимы" России!
Безусловно, хотелось бы, чтобы в Калининградской области четко просматривались интересы государства и людей, которые живут и работают в этом регионе, в том числе и моряков-рыбаков! Но, увы, пока здесь процветает воровство, мародерство, коррупция, которые творят власть предержащие и нет на них никакой управы. Такие времена.