| |
Комментарии и отклики на очерк можно прочитать на сайте "Литературной газеты" после этого очерка на "Форуме". |
"Остойчивость - способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего действия". (Википедия).
Даже называющие себя специалистами начинают выдвигать версии трагедии на Куйбышевском водохранилище одну глупее другой - то неисправность двигателя, то крен, то шквалистый ветер, то старость, предельная изношенность судна, выработавшего свой технический ресурс...
Погибли люди. Много людей. Уже по этой причине надо честно признать, что виновник опрокидывания судна и гибели людей - государственная система подготовки специалистов и контроля над безопасностью транспорта. Правильнее будет сказать, что эта система полностью уничтожена.
Тут уместно вспомнить крылатую фразу: "...хватит кошмарить предпринимателей..."
Конечно, прямым виновником этого дикого случая является капитан.
Так опрокинуться судно может только в одном случае - потеря остойчивости.
Человек, которого судовладелец назначил на должность капитана туристического теплохода, явно не знал что такое ОСТОЙЧИВОСТЬ судна, тем более, не умел рассчитывать её. Эти расчеты очень простые - на уровне таблицы умножения для грамотного капитана или для любого судоводителя. Даже не делая никаких расчетов, капитан, поднявшись на борт судна, если он действительно капитан, а не чей-то родственник, назначенный на хорошо оплачиваемую должность за "красивые глаза", или не купил диплом капитана на переходе в метро у Казанского вокзала в Москве, сразу почувствует состояние остойчивости.
Покачивания у причала на мелкой волне очень чётко и внятно говорят капитану о состоянии остойчивости. Если период качки, измеряемый в секундах с крайнего положения крена на правый борт с переходом на левый и повторным возвращением до крайне правого положения находится в пределах 20-40 секунд - остойчивость хорошая. Можно выходить в рейс. Если судно качается ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, минута и больше - это громкий сигнал тревоги!
От причала отходить нельзя!
Надо срочно улучшать остойчивость - принять балласт (забортную воду) в днищевые танки. Нельзя выходить в рейс и с креном.
Капитан не имеет права выходить в рейс, пока не получит письменный рапорт от старпома о том, что все иллюминаторы на нижней палубе, которые могут погружаться в воду при поворотах судна или при крене от ветра надёжно задраены, от старшего механика, что все механизмы находятся в рабочем состоянии.
Это азы капитанской науки.
РОССИЯ - тоже огромный корабль! На мостике два капитана. И огромная толпа помощников, советчиков, доброжелателей. Они явно не чувствуют, не понимают, не хотят понимать, что ОСТОЙЧИВОСТЬ нашего корабля находится в критическом состоянии.
Когда "демократы" раскачивали нашу страну, пытаясь опрокинуть её во время перестройки, они выплеснули потоки грязи на КГБ, армию - на системы, обеспечивающие безопасность страны. Даже со всеми своими недостатками эти системы гарантировали сохранение безопасности нашей Родины.
Опрокинули. Уничтожили.
Попутно уничтожили всё лучшее, что было создано нашим народом за годы Советской власти, - систему образования, здравоохранения, промышленность, систему контроля безопасности на транспорте, старательно уничтожают само понятие чести, совести. Зато безудержно рекламируют культ денег, силы, разврата, алкоголя, наркотиков...
Это они называют демократией, правами человека, справедливостью...
"Хьюстонский проект" чётко исполняется - тут недопустимы никакие сбои!
И абсолютно права Людмила Мазурова ("Чей стон раздаётся?..", "ЛГ", ? 28), главный вопрос сегодня: когда же в стране будет наведен порядок?
Приходится признать, что и в опрокидывании туристического теплохода и гибели больше сотни людей виноват не только капитан.
Татарин Леонид Серафимович,
капитан дальнего плавания.
Очерк напечатан в "Литературной газете" номер 29 (6331) 20 июля 2011 г.
Связаться с программистом сайта.