Татарин Леонид Серафимович
Утопить? Забыть?

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Татарин Леонид Серафимович (tatarinls.ne@mail.ru)
  • Обновлено: 18/03/2012. 7k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  •  Ваша оценка:


    УТОПИТЬ?

    ЗАБЫТЬ?

     [] На мостике были дикари!
       Гламурный еженедельный журнал "Итоги" в номере от 23 января 2012 года выделил три страницы для статьи Владимира Крючкова с пижонистым, скандальным названием "Утопить и забыть". Судя по ярким снимкам, безапелляционным суждениям, автор считается в редакции журнала непререкаемым авторитетом в вопросах безопасности судовождения. Тем более, что он солидно ссылается на:
       "...ведущий эксперт по безопасности морских судов, член Ассоциации морских капитанов Одессы капитан дальнего плавания Анатолий Задорожный рассказывает..."
       "Опрошенные "Итогами" эксперты говорят..."
       "Как говорит Владимир Пепеляев..."
       "Главный редактор журнала "Морской бюллетень" бывший моряк Михаил Войтенко отмечает..."
       Сам автор, учитывая мнение экспертов и специалистов, делает выводы:
       - "Сейчас капитан не обязан торчать на мостике..."
       - "Но капитан в общем-то и не нужен на мостике. Там достаточно штурмана или даже вахтенного матроса, который с биноклем в руках будет следить за обстановкой..."
       - "Даже если капитан и знал о рифе и прокладывал маршрут в обход опасного места, авторулевой мог запросто вывести судно на него вследствие рыскания".
       - "...доверяя жизнь, по сути, железному корыту, доверху напичканному электроникой".
      
       В 1959 году в Ленинградском мореходном училище на Каменном острове на первой лекции по электрорадионавигационным приборам, преподаватель Аверкиев Владимир Павлович, по учебникам которого до сих пор учатся все судоводители, сказал курсантам: "Техника в руках дикаря - кусок железа. Учитесь не быть дикарями".
      
       Внимательно прочитал статью.
       Мой стаж работы в море - больше пятидесяти лет. В том числе 40 лет капитаном на судах разных типов - от рыболовных траулеров, траулеров-заводов, до танкера, научно-исследовательских судов. Три раза приходилось спасать другие суда. Сам не раз попадал в жестокие ураганы в Тихом океане, в Арктике, в Антарктике, в Атлантическом океане. И всегда с благодарностью вспоминал тех, кто строил наши суда, кто создавал прекрасные приборы, современную электронику, тех моряков, которые учили меня морским наукам.
       В 2007 году пять месяцев работал капитаном круизного лайнера "Академик Иоффе" - раньше это красивое, длиной всего 117 метров судно, небольшое по нынешним меркам, построенное ещё Советским Союзом в Финляндии для Академии наук СССР, работало, как НИС (научно-исследовательское судно). Сейчас финансирование науки практически прекратилось. Судовладелец - ИОРАН (Институт Океанологии им П.П. Ширшова) вынужден сдавать свои суда в аренду иностранным туристическим компаниям. Одновременно на борту было до 120 туристов из разных стран Америки, Европы, Австралии, Азии... Условия для туристов на судне прекрасные - бассейны, бары, рестораны, каюты со всеми удобствами. Высаживали туристов на маленькие арктические острова Канады, Гренландии, на ледники, знакомство с полярными медведями, китами, лежбищами тюленей, моржей.
       Капитанский мостик оборудован самыми современными электронными приборами. Круиз длился 10-12 суток, потом заход в один из небольших портов севера Канады, прибывала новая группа туристов, а прежние пассажиры улетали самолётом. Так мне пришлось совершить пять круизов, заходы в 12 арктических портов. Без лоцмана и буксиров приходилось проходить узкими, неглубокими проливами между островами, когда под килём глубина была не больше двух метров...
       Безопасность обеспечивалась калининградским экипажем 47 человек. Ни малейших сомнений не возникало у туристов в высоком профессионализме наших моряков.
       Читаем в солидном журнале шедевры типа: "...на что стоит рассчитывать, доверяя жизнь, по сути, железному корыту, доверху напичканному электроникой", небрежно брошенные слова: "Спасутся не все".
       И о спасательных шлюпках: "... у этих средств спасения есть большой недостаток: даже при волнении моря обычному человеку залезть в болтающуюся за бортом шлюпку проблематично. Неприятный сюрприз ждёт и потом, когда шлюпку начнут опускать. Большинство из них даже в трёхбалльный шторм попросту разобьёт о борт корабля...". Как истина в последней инстанции, как аксиома, смотрится "мудрая" мысль: "Михаил Войтенко настаивает: "Именно перегруженность современными навигационными системами повлияла на судьбу Costa Concordia. Если бы команда вела корабль, как полагалось 20-30 лет назад, он бы не выскочил на камни... ...некоторые специалисты считают, что на пассажирских лайнерах вообще нужно демонтировать систему авторулевого. Команда должна управлять в ручном режиме и не терять контакта с судном...".
       Создаётся впечатление, что статью написал дилетант, случайно услышавший о море от старушек на скамеечке у подъезда своего дома.
       Откровенной глупостью выглядят слова: "Капитан не обязан торчать на мостике... ...но капитан в общем-то и не нужен на мостике".
       Если эксперт Михаил Войтенко, работавший когда-то 16 лет судоводителем или адмирал Пепеляев могли сказать автору статьи В. Крючкову, что "когда шлюпку начнут спускать... ...большинство из них даже в трёхбалльный шторм попросту разобьёт о борт корабля", или настаивали на вредности современных навигационных систем и авторулевого для круизных лайнеров, то можно уверенно сказать, что и Войтенко, и Пепеляев, и Крючков вели беседу, пропустив за воротник не по одной рюмке водки.
       Ну, не может судоводитель с высшим образованием или адмирал назвать штормом ветер в 3 балла!
       По шкале Бофорта это слабый ветер и лёгкое волнение. Штормом называется ветер 9 баллов.
       Не может судоводитель назвать современный лайнер железным корытом, доверху напичканным электроникой!
       Не хватило ума и мужества журналистам Владимиру Крючкову и Михаилу Войтенко со всеми их экспертами сказать правду: к электронике нужна прежде всего ГОЛОВА!
       Не допускайте дикарей к электронике!
      
       Татарин Л.
       Капитан дальнего плавания.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Татарин Леонид Серафимович (tatarinls.ne@mail.ru)
  • Обновлено: 18/03/2012. 7k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.