Татарин Леонид Серафимович
Корсары

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 9, последний от 04/08/2009.
  • © Copyright Татарин Леонид Серафимович (tatarinls.ne@mail.ru)
  • Размещен: 23/02/2005, изменен: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • Оценка: 3.41*4  Ваша оценка:


       КОРСАРЫ
       Гвинейский залив. Нефтепромыслы на шельфе Нигерии. Небольшое судно под флагом России из серии бывших научно-исследовательских судов (НИС) закончило работы по обеспечению коммуникаций между нефтяными платформами компании Shell.
       Последний месяц регулярно поступали сообщения о нападениях пиратов в прибрежных водах Нигерии на различные суда. 15 апреля 2003 г. они сумели захватить судно, доставлявшее снабжение из порта Харкорт на нефтяные вышки. Под угрозой оружия загнали экипаж, 12 человек, в салон команды, закрыли, а сами занялись грабежом - забрали личные вещи моряков, больше трёх тысяч долларов, аудио, видеотехнику, продукты из кладовых и камбуза. Потом ушли на скоростном катере, скрылись в одном из многочисленных рукавов громаднейшей дельты реки Нигер. Среди мангровых зарослей бесконечного зелёного моря больших и мелких островов никто и не пытается искать и наказывать пиратов. Здесь они - у себя дома. Они - составная часть этой дикой красавицы Природы. Красавица эта исключительно богата. И, как бы ни старались мы, европейцы, доказать, что несём этой красавице культуру и цивилизацию, - и мы сами, и дикари-пираты из джунглей Африки прекрасно понимаем, что главная наша цель - урвать для себя кусок этой красоты и этого богатства. Желательно, побольше и подешевле. На яркие бусы, зеркальца, ножи, топоры сейчас уже не клюнет ни один из дикарей. Теперь приходится расплачиваться оружием, пачками зелёных бумажек с портретами президентов США (они тоже постепенно теряют свою привлекательность, превращаясь понемногу в мусор), электроникой, кусочками действительных ценностей европейской цивилизации - образованием в университетах, предоставлением гражданства, смешением генофонда. На улицах Роттердама, Гааги, Амстердама всё чаще можно видеть стайки чёрненьких и цветных детишек возле детских садов, школ, колледжей, которые составляют чуть ли не половину всех детей. Причем, не отделяясь от белых, а вперемешку, чаще всего, держась за руки.
       На моём корабле экипаж 55 человек. Меньше половины - граждане России. Много шотландцев, англичан, голландцы, итальянец, француз, 6 нигерийцев. Все мы связаны высоконравственной и благородной целью - несём культуру и цивилизацию в дикую Африку. Обеспечиваем работу нефтяных вышек на океанском шельфе Нигерии. Нефти здесь много. Очень много. Так много, что попутный газ не сжижают для дальнейшего использования, а просто сжигают - в небе круглосуточно горят громадные факелы. Сырую нефть закачивают в танкеры, и она уходит отсюда прямо в цивилизованный мир - в Европу, в Америку, в Японию... Короче, туда, где за неё больше заплатят.
       А вокруг этих "Нефтяных полей" (Oil Field), охраняемых очень серьёзно, бродят по ночам "серые волки", вернее, чёрные пираты, выскакивая из джунглей на сверхскоростных катерах, надеясь урвать свою добычу. У меня на борту было шесть человек, должности которых в судовой роли были обозначены современным модным словом Security. Крепкие, здоровые негры 30-40 лет, одетые в полувоенную форму, вооружённые американскими винтовками М-16. Сменяясь каждые 4 часа, они попарно несли вахту круглосуточно по обоим бортам. Проверяя вахту по ночам, я часто беседовал с ними. У каждого из них на берегу семья, много детей. Зарплата у каждого - 75 $ в месяц - для Африки это очень хорошая зарплата. Правда, инженер фирмы Ллойд, (тоже негр, но получивший высшее образование в Англии), когда я пригласил его на чашку чая ко мне в каюту, предупредил меня, что среди шести охранников, наверное, найдётся один, а то и два сообщника пиратов. Поэтому, если будет попытка нападения со стороны местных флибустьеров, то нельзя надеяться на одного или двух охранников, стоящих на вахте - надо срочно вызывать всех и обязательно с оружием. Тогда, если и есть сообщники на борту - побоятся себя проявить.
       В апреле нас дважды предупреждали по радио, что "серые волки" вышли на охоту - пришлось срочно поднимать на борт подводный аппарат и убегать подальше от берега, куда не решаются выходить пираты. Компания Shell, на которую мы работали, даже инструкцию составила для нашего экипажа: "Выставить дополнительную вахту русских матросов на каждый борт. В случае нападения пиратов, если подводный аппарат на грунте - обрубать топором кабель связи, задраить все двери, люки. Заливать катера пиратов мощными струями забортной воды из пожарных шлангов. Маневрируя ходом, не допускать высадки пиратов на судно. Если предотвратить высадку пиратов на борт не удастся - сопротивление не оказывать. Компания возместит все убытки".
       25 апреля, утром, когда мы закончили все работы, вахта предупредила меня, что на горизонте показался скоростной катер - похоже идёт в нашу сторону. По судовой трансляции я громко объявил несколько раз: "Всем секьюрити с оружием срочно на левый борт!" Через несколько минут катер подлетел к нашему левому борту. Один охранник на верхней палубе и пять на нижней начали стрелять над головами нападающих. В катере их оказалось десять человек. Поняв, что надеяться им не на что, пираты быстро отвалили от нашего борта. Суперинтендант компании Shell сразу же заплатил охранникам по 50 $ за каждый выстрел.
       Первый раз в этом районе мне пришлось работать ещё в далёком 1962 году матросом на БМРТ "Аметист". Тогда ещё не было нефтепромыслов, буровых вышек, огромных факелов в небе. Не было рыболовных зон, не было пиратов. Мы работали с тралами практически у самого берега, где позволяла глубина. Тогда мы искренне верили, что времена пиратов - дремучая старина, которая никогда не повторится. И действительно, несколько лет о современных пиратах ничего не было слышно.
       Через десять лет, когда я уже работал капитаном БМРТ, ко мне направили на должность второго помощника лихого моремана - тельняшка, душа нараспашку, мятая фуражка с позеленевшим "крабом" лихо заломлена, на лице улыбка "на все тридцать два"! По возрасту он был старше меня и мореходку закончил раньше, но: "Да не гоняюсь я за чинами!"
       В то время было модным на всех предприятиях иметь общественные ревизионные комиссии. Эта комиссия моего экипажа сразу после выхода в рейс решила неожиданно провести ревизию продуктов питания, которые принимал и был ответственным за них второй помощник. Экипаж был больше 90 человек, рейс планировался не меньше четырёх месяцев, продуктов получали много. Первого помощника капитана я выгнал со скандалом, как алкоголика, а нового мне партком подобрать не успел, поручив избрать парторгом старпома, который раньше несколько рейсов работал комиссаром. Через день ревизионная комиссия в полном составе - 7 человек, зашли ко мне в каюту:
       - Недостача продуктов больше, чем 1800 рублей! - принесли официальный акт с подписями всех семи.
       Вызываю второго помощника:
       - Николай Иванович, объясните.
       - Это я в день отхода передал продукты на эту сумму на ТР "Гавана", а накладные не успел оформить. Получим подтверждение радиограммой.
       Комиссия решила подождать. Через несколько дней действительно приносит официальную радиограмму с ТР "Гавана" с подтверждением.
       Работали мы в районе Джорджес-банки у побережья США. Часто закупали скоропортящиеся продукты. В порт Бостон или в Нью-Йорк заходил буксир-спасатель и закупал овощи, фрукты на все суда по нашим заявкам. За продуктами потом на шлюпке ходил обычно второй помощник. На моём БМРТ сразу так повелось, что каждое получение этих продуктов внимательно проверялось ревизионной комиссией, председатель которой сразу приносил акты проверки мне и второму помощнику. Во время последнего получения на шлюпке вместе со вторым пошёл председатель ревкомиссии и пару матросов из этой комиссии. Они помогали таскать продукты, посмотрели накладные. Но, когда заканчивали выгрузку продуктов, нас неожиданно срочно вызвали на швартовку к плавбазе. Второй штурман руководит швартовкой на корме - продукты убирали без него. Председатель комиссии по старой привычке сразу составил акт и оба экземпляра принёс мне на мостик, когда пришвартовались. Подшив оба экземпляра в папку с отчётными документами, я забыл о том, что один надо было отдать второму штурману, хотя эти акты не являлись обязательными отчётными бумагами.
       После возвращения из рейса я отчитался во всех отделах управления, в том числе и в бухгалтерии. Через неделю меня вызывает валютная бухгалтерия:
       - Товарищ капитан! Как вам не стыдно! Вместо продуктов закупили коньячок и пытались списать его за счёт питания экипажа! Придётся платить!
       - ?...
       - Второй помощник сдал отчёты, на все получения скоропортящихся продуктов в море есть акты ревкомиссии, а на последнее - нет. Второй сказал, что продуктов не было, а вместо них получены какие-то ящики, которые он отнёс в каюту капитана, хотя в накладных значились фрукты и овощи. Поэтому в свой отчёт он их не включил. Сумма в пересчёте примерно 1800 рублей. Платите!
       Все мои отчётные документы случайно оказались у меня в портфеле. Вытащив один акт ревизионной комиссии, в котором семь человек своими подписями подтверждали, что на судно получены фрукты и овощи, а не коньяк и указан номер накладной и дата именно того случая. Рассказав всё, заставил валютных дам извиниться. Служба мореплавания, где обычно собирались штурманы, тогда находилась рядом с валютной бухгалтерией. Виновник оказался там. Позвали его. Главбух прямо при мне добродушно спросила его:
       - Николай Иванович, почему вы не включили в отчёт скоропортящиеся продукты, закупленные в порту Бостон в конце рейса?
       - Продукты числились только по накладной. Фактически я принёс в каюту капитана какие-то ящики. Пусть капитан отчитывается. - Искренняя улыбка честного человека.
       - А что вы скажете на этот акт? Или будем подавать в суд, проводить экспертизу, вызывать свидетелей?
       Честная, открытая улыбка сразу сошла с лица. Внимательно прочитал бумагу, сжал зубы, на щеках заходили желваки.
       - Не пытайтесь уничтожить - есть второй экземпляр. Да и свидетелей не трудно вызвать. Пиши расписку, что выплатишь эту сумму. Негодяй!
       Молча сел за стол и написал расписку. После этого случая долго никто из капитанов не хотел брать его даже третьим штурманом.
       Через несколько лет вдруг узнаю, что Николая Ивановича в рейсе на БМРТ "Лабрадор" перевели на должность старшего помощника капитана. И не кто-нибудь, а один из самых уважаемых наших капитанов - Астафьев Александр Викторович. Встретив его в порту, спросил:
       - Александр Викторович, как ты мог этого ворюгу назначить старпомом?
       - Да, знаю все его грехи. Но в том случае я не мог иначе поступить.
       Возвращаясь с промысла из района Антарктики, БМРТ "Лабрадор" зашёл в район порта Уолфишбей на бункеровку. Потом, пересекая Гвинейский залив, у побережья Африки заметили, что на пересечение им с правого борта идёт небольшой катер, похожий на военный, но без опознавательных знаков, без названия, без флага. На баке у него небольшая пушка и пулемёт. Поднял флажный сигнал: "Немедленно остановиться!" Зная, что мы находимся в нейтральных водах, первая мысль - пираты! Мы шли на север, а с запада - крупная зыбь. Приказал увеличить ход до самого полного, развернуться кормой к пиратам и уходить на запад. Поняв, что мы не собираемся останавливаться, пираты дали очередь из пулемёта по иллюминаторам рубки. На мостике в это время находились толпа народа - комиссар, стармех, все штурмана, рулевые, технолог, старший тралмастер.... Когда посыпались стёкла и засвистели пули, попадали на палубу и на четвереньках быстренько смылись все, во главе с комиссаром и старпомом. Убежали и рулевые, бросив руль. На мостике остался только капитан и третий штурман Николай Иванович, который по приказанию капитана встал на руль, удерживая курс носом на волну. Капитан по судовой трансляции объявил тревогу, приказал зажечь на кормовой палубе бочки с мазутной ветошью - поставить дымовую завесу, в машину - дать аварийный ход. БМРТ, тяжело груженый, хорошо шёл на крупную волну, а катер, у которого скорость была почти такая же, начал зарываться носом в волну, начал терять скорость, отставать. Выстрелив несколько раз из носовой пушки, сделал несколько пробоин в фальштрубе, в рыбцеху, потом из-за дыма не смог вести прицельный огонь и понемногу отстал, повернул обратно к берегу Африки. Капитан, сообщив о происшествии во все адреса, собрал командиров для "разбора полётов":
       - Николай Иванович, объявляю тебе благодарность. Проси, что хочешь ещё?
       - Ваш старпом - трус. Прошу назначить меня старшим помощником капитана.
       Пришлось капитану официально, приказом по судну менять местами третьего и старшего помощников.
       Через рейс на "Лабрадоре" был уже другой капитан. Вернулись из рейса, экипаж получает зарплату в кассе "Тралфлота". Недалеко от кассы на лестнице стоит старпом Николай Иванович и с каждого, получившего деньги, собирает по пять рублей прямо в фуражку с позеленевшим "крабом":
       - Ребята, у нашего капитана финансовые неприятности - заработок у нас неплохой, капитан - отличный мужик! Надо выручать его! - И всё это так искренне и убедительно, что никто не смог отказать. Только технолог, Иосиф Яковлевич, решился подойти к капитану:
       - Пётр Петрович, что за неприятности у вас? Там у кассы старпом собирает для вас по пять рублей с каждого моряка.
       - Ну, жулик! - рассмеялся капитан. - Нет у меня никаких неприятностей. Это он опять взялся за старое!
       Вот и думай после этого, кто же он на самом деле - жулик, вор, герой или пират-мутант, ловко приспосабливающийся к новым условиям?
       Получается как в детской сказочке, когда собрались играть в карты медвежонок, волчонок, лисёнок и зайчонок. Медвежонок сразу предупреждает:
       - Только не мухлевать! А то сразу будем бить по хитрой рыжей морде!
       (Н.И. выделялся ярко-рыжей головой).
       В конце семидесятых, начале восьмидесятых годов в районе западной Африки нападения пиратов на наши рыболовные корабли приняло такой массовый характер, что вынуждены были направить туда военные корабли для охраны. Был случай, когда на небольшом иностранном траулере была вырезана вся команда, на калининградском траулере негр стрелял из автомата прямо по людям - капитан Шарунов В.А. получил три пули, матрос - одну, тралмастер - две. Мне в 1981 году, работая на БМРТ "Казань", тоже пришлось обращаться по радио за помощью к нашим военным, когда во время утреннего совета капитанов, прямо из радиорубки увидел, как рядом у моего левого борта небольшой военный катер расчехляет пушку и направляет в борт моего судна. Наши военные оказались на высоте! Получив по радио условный сигнал, быстро оказались рядом - чужой корабль молча убежал.
       Сейчас появились новые пираты-мутанты. Приватизируют на основе непонятно каких законов корабли, нанимают экипажи, обещая приличную зарплату, а потом, выплатив 20-30 процентов обещанного, остальное молча кладут себе в карман - жалуйтесь кому угодно и сколько угодно!
       Была в Калининграде такая фирма "Штурман-Флот". Так её хозяин, Пономарёв А.В. умудрился в 1997 году заставить 35 моряков бесплатно отработать 8 месяцев на БМРТ "Аквамарин" в районе Западной Африки. Вначале вроде бы выплачивал аттестаты семьям, а потом отказался вообще платить. Почти все моряки знают фирму "Валс" - тут уже сотни обворованных. Даже телевидение и газеты Калининграда много раз "прославляли" этих героев.
       Что же, - каждое время имеет своих героев!
      
       (Опубликовано в "Балтийской газете" в 2003 году).
      
      
      
      
       5
      
      
      
      

  • Комментарии: 9, последний от 04/08/2009.
  • © Copyright Татарин Леонид Серафимович (tatarinls.ne@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Оценка: 3.41*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.