Скандал с траулером "Олег Найдёнов" у берегов Сенегала и Гвинея-Биссау уже несколько дней обсуждается во всех СМИ. Такое случалось и раньше. Довольно часто.
Мне приходилось много лет, начиная с 1960-го года работать у берегов Сенегала, Гвинеи, Анголы, Мозамбика ...
Несколько эпизодов из жизни рыбаков:
В 1965 году я работал третьим штурманом на РТМ "Паллада" в районе Юго-Восточной Атлантики у порта Уолфиш-Бей, впервые праздновали День Рыбака. Начальник КБТФ, Василий Дмитриевич, прибыл в район промысла на плавбазе "Прибой" и для празднования Дня Рыбака перешёл на борт нашего траулера. Капитаном у нас был Герой Социалистического труда Цыганков. Тогда ещё не было рыболовных зон, только три мили от берега - территориальные воды Намибии. На судах типа "Тропик" экипаж был меньше, чем на БМРТ. Всего 78 человек, поэтому на мостике всегда был только один штурман, а рулевых не было - все работали в рыбцеху, так как рыбы было очень много.
Считалось, что наши траулеры никогда не нарушают международных законов, не нарушают границ других государств. Но морские границы Намибии вообще не охранялись, а рыбы у самого берега было так много, что за пять-десять минут траления можно было поднять 30-40 тонн сардинопса - красивой, серебристой рыбы размером со среднюю селёдку.
Когда все рыбаки, свободные от вахт, собрались в салоне на праздничный ужин, капитан с начальником КБТФ поднялся на мостик на моей вахте:
- Вот, Василий Дмитриевич, смотрите, как мы учим молодёжь! - он торжественно обвёл рукой вокруг, показывая начальнику оборудование мостика, окружающую обстановку. Оба были в заметном подпитии, и капитан картинно обратился к начальнику:
- Приказывайте, сколько рыбы надо поднять в честь праздника на палубу!?
- Пятьдесят тонн! Сможешь?
- Ваш приказ - закон для моего экипажа! - и мне: "Только границы не нарушай! Поднимешь улов на палубу, доложишь по телефону!"
И ушли в каюту капитана.
Капитан прекрасно знал, что поймать 50 тонн рыбы за пределами территориальных вод невозможно - надо подойти к берегу ближе одной мили, чтобы глубина под килем была 5-10 метров. Там косяки рыбы стояли сплошной стеной.
Выключив палубное освещение и ходовые огни, я направился самым малым ходом в сторону берега. Добытчики стояли на своих местах в готовности к постановке трала. Ярко светила луна и для них этого было вполне достаточно для безопасной работы. Когда на экране эхолота появились частые, плотные косяки рыбы и глубина уменьшилась до десяти метров, а по радиолокатору до берега осталось меньше мили, я развернул судно вдоль береговой линии и дал команду на промысловую палубу: "Пошёл трал!". Моряки работали чётко и слаженно. Когда трал оказался за бортом, подсоединили траловые доски, вытравили 50 метров ваеров, дал полный ход главным двигателям. Через десять минут траления скорость по лагу начала заметно снижаться, нагрузка на двигатели увеличилась - есть хороший улов! Для надежности, протащив трал ещё пару минут, развернул судно в сторону моря, чтобы удаляться от опасных глубин, и начал выборку трала.
Через полчаса на промысловой палубе лежал огромный траловый мешок - улов был действительно около пятидесяти тонн прекрасной рыбы сардинелы. Позвонил по телефону капитану: "Приказ выполнен. 50 тонн на палубе". На кормовой мостик поднялся капитан, а за ним шёл Василий Дмитриевич - в одной руке бутылка коньяка, в другой два фужера. За ним, шатаясь, поднялся первый помощник капитана Анатолий Михайлович.
--
Молодцы, моряки! Всем по бутылке водки! - громко объявил Василий Дмитриевич. На палубе раздались крики восторга, одобрения.
Когда перешли в носовую рубку, Василий Дмитриевич подошёл ко мне:
--
Молодец, штурман! Я тебя быстро выведу в капитаны! Давай с тобой выпьем по рюмке коньяка за первый в стране праздник рыбаков, за успех экипажа "Паллады"!
Налив полные фужеры, один протянул мне.
--
Спасибо, Василий Дмитриевич, но мне ещё два часа на вахте стоять, а на мостике я один - отвечаю и за судно и за людей...
--
Пей, я разрешаю! - добродушно сказал капитан, - такой праздник! Внукам своим когда-то будешь рассказывать, как в первый в истории День Рыбака выпил с самим начальником "Тралфлота"!
Но, чувствуя, что совершаю какую-то ошибку или глупость, я решительно отказался. Василий Дмитриевич с удивлением и возмущением, глядя на меня, выкрикнул:
- Ты не хочещь выпить со мной!? В такой день! Ты не рыбак! Никогда ты не будешь капитаном!
Выпив из своего фужера, второй фужер с коньяком хряснул о палубу, бутылку швырнул за борт и ушёл с мостика, громко хлопнув дверью. За ним ушли и капитан с комиссаром. Комиссар, мельком взглянув на меня, выразительно покрутил пальцем у виска и тоже хлопнул дверью мостика.
В том же году, увлёкшись рыбалкой, большой рыболовный траулер "Ореанда" из Поти, забыв развернуться в сторону моря, во время выборки трала сел на мель. Буксиры его снимали трое суток.
БМРТ "Лазурит" тоже три дня сидел на мели у берега Анголы...
Причина - пьянка ...
Из рассказов начальника экспедиции из Владивостока.
МАЛЬДИВСКАЯ "РОМАШКА"
- Знаешь, я последнее время часто вспоминаю один случай. Было это в 1974 году. Мы ловили тунца у Мальдивов. Вдруг на связь выходит один из моих капитанов. Так, мол, и так, К борту подошёл военный катер с какими-то вооружёнными на борту. Требуют остановиться и сдаться.
Я говорю ему- следуй своим курсом. Может, перепутали с кем. Флаг проверь. Может, не видят, что советское судно? А он мне через несколько минут докладывает - обстрелян из пулемёта. Я сразу командую - бросай ярус, укрой людей внутри и полным ходом к нам! А про себя думаю - где защиту искать? До родных берегов несколько тысяч миль... Выхожу по радио на Владик. Докладываю. Мне говорят - поняли. Принимаем меры! Я только хмыкнул. Какие меры!
И вдруг часа черездва на мою частоту выходит кто-то. Представляется: "Я - "Ромашка". Дайте координаты, где вы находитесь и точку, где был обстрелян ваш корабль. Я дал координаты, а потом размышляю - что это за "Ромашка" такая? В нашем районе ни одного советского судна не было.
С обстрелом дипломаты быстро разобрались - оказалось, это так одна из местных "Бурундий" вводила свою двухсотмильную зону. Без всякого предупреждения, с помощью пулемётов. Говорили, что катер этот не вернулся. Мол, на волне его перевернуло. Все утонули.
А уже дома я спросил у своих - что, мол, это за "Ромашка" меня разыскала? А мне отвечают, ты, того, много не распространяйся. Это к тебе наша атомная подводная лодка на выручку подошла.
Вот я и думаю, что тогда, когда за рыбаком стоит вся мощь его страны, тогда и рыба ловится куда лучше. Странный вывод. Неожиданный.
Огромнейший рыболовный флот нашей Родины разворован, распродан по цене металлолома по всему миру. Сейчас даже селёдка, треска, салака - самые массовые породы рыб, которые заполняли всегда даже маленькие магазины в самых отдалённых деревнях, продаются под маркой Норвегии, Исландии, Польши, Японии и других стран. Но все прекрасно понимают, что выловлена эта рыба русскими рыбаками. Выловлена и обработана на судах, построенных в СССР.
То, что случилось с большим траулером-заводом "Олег Найдёнов" - не первый и не последний эпизод из жизни наших рыбаков.
Холодная война продолжается.
Часто она переходит в удары дубинкой по головам, по почкам...