СЕКСТА - всегда молчит, ходит в рискованных одеждах, с книгой в ру-ках
МУЗЫКАНТ - положительный во всех отношениях персонаж
МАЭСТРО - отрицательный во всех отношениях персонаж
Горожане, гвардейцы, стулья и игрушки, лучики солнца, нотные знаки.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Явление 1 (Автор, Лучик, ноты)
(Љ 1 "Вступление"*)
АВТОР. На пыльном чердаке старинного дома лежала рас-пухшая потрепанная книга. Распухла она от дождя и снега, проникающих через дырявую крышу, а истрепали ее холод-ные ветры, которые чувствовали себя хозяевами везде, куда им случалось залететь. Когда солнце заглядывало в круглое чердачное окно и будило забытые вещи, книга, шелестя страницами, закрывалась и становилась неподвижной до наступления следующей ночи... (Чердак дома. Разбросаны игрушки и старая мебель. Большая книга у стены. Света-ет. В чердачном окне появляется Лучик. Обходит чердак, останавливается около книги.) Каждое утро Лучик солнца читал на книге одно и то же слово...
ЛУЧИК. Симфония... Что же это такое - симфония?
ГОЛОС ИЗ КНИГИ. Ах, ах, ах! Как возмутительно! Он не знает, что такое симфония! Стыд! Позор! Ах, ах!
ЛУЧИК. А вот и не стыд! И не позор! Столько лет я прино-шу вам свет и тепло, хочу познакомиться, а вы вместо бла-годарности, ругаетесь! Если вы такие ворчливые, то очень скоро все ваши листы покоробятся и на вас никто и взгля-нуть не пожелает.
ГОЛОСА ИЗ КНИГИ. Ах, ах! Мы будем плохо выглядеть? Какое несчастье! На нас никто не пожелает взглянуть? Ах, ах! А ведь мы такие хорошие! А ведь мы такие хорошие!
ЛУЧИК. Нет-нет! Не расстраивайтесь! Это я сказал от оби-ды на ваше ворчание. Давайте знакомиться. (Ноты выпры-гивают из книги с криками: "давайте знакомиться!" и об-ступают Лучика). Меня зовут Лучик.
___* Музыкальные фрагменты
НОТЫ (удивленно). Лучик? Лучик? Настоящий солнечный Лучик?
(Љ2. Песенка Лучика и танец солнечных лучиков).
Я в каждый дом, я каждый день
Вхожу зимой и летом,
Гоню я сон, гоню я лень
И согреваю светом.
Веселый смех и птичий свист
Меня всегда встречают.
Про белый свет, зеленый лист
Откуда мир узнает?
Припев: Я - Лучик, Лучик, Лучик,
Я - солнышка сынок.
Я пробиваю тучи и приношу денек.
Не смогут летом без меня
Цветы взойти на грядке.
Не смогут дети без меня
Играть в чижа и в прятки.
Нота ДО. Какая солнечная песенка!
Нота РЕ. А голос! Сестренки, какой чудесный голос!
Нота МИ. Кто бы мог подумать, что от песни становится так тепло! И светло!
ЛУЧИК. Теперь вы знаете, кто я. А вы?
Нота ДО. Я - до.
Нота РЕ. Я - ре.
Нота МИ. Я - ми.
Нота ФА. Я - фа.
Нота СОЛЬ. Я - соль.
Нота ЛЯ. Я - ля.
Нота СИ. Я - си.
ЛУЧИК. Вот тебе раз! Да как же я вас отличать буду? Вы похожи как капельки росы на утренней зорьке! Посмотрите на себя!
Нота ФА. Неправда, неправда! Мы совсем-совсем разные!
Нота СОЛЬ. Нас надо слушать! Вы закройте глаза и слу-шайте!
(Љ3. "Лучик знакомится с нотами" Лучик закрывает глаза, сразу тем-неет, и слушает гамму.)
Нота ЛЯ. Ну как? Похожи мы?
ЛУЧИК. (открывает глаза, становится светло). Когда гла-за закрою, совсем-совсем непохожие. А когда открою, со-всем-совсем похожие!
Нота СИ. У каждой из нас свой голос и своя дорожка на нотном стане.
Нота РЕ. И мы можем ходить только по своей дорожке-линейке.
ЛУЧИК. А что вы делаете в этой книге?
Нота ДО. Мы здесь веселимся.
Нота РЕ. Работаем.
Нота МИ. И живем!
(Љ4. "Веселая песенка нот").
Мы с песней неразлучно всегда-всегда живем!
И даже если скучно, поем, поем, поем!
Мы на любой странице на месте не стоим,
Порхаем как синицы по линиям своим.
Поем всегда: ля-до-ля-фа.
Фа-соль-ля-си-до-ре-до-соль-ми-ре-до,
Си-соль-ми-фа.
Мы вовсе не похожи, зря многие кричат.
Кто знает нас, тот сможет спокойно различать.
Лишь проведут по струнам смычком или рукой,
Мы сердце ваше тронем мелодией такой:
ЛУЧИК. Ах, как удивительно! Но мне пора! Надо успеть всем-всем принести свет и тепло.
Нота ФА. А вы к нам завтра придете?
ЛУЧИК. Обязательно приду, принесу вам новое утро и рас-скажу о своих путешествиях.
Нота СОЛЬ. А мы вам расскажем, что такое симфония.
ЛУЧИК. До свидания, нотки!
Явление 2. (ноты, Бекар, Диез)
НОТЫ(вслед Лучику, выпрыгивающему в окно). Ой, ой, ой! Вы упадете! Держитесь крепче!
ГОЛОС БЕКАРА. От-меню! Всех от-меню!
Нота ЛЯ (шепотом). Ой, сестренки! Господин Бекар про-снулся! Тише! Тише!
БЕКАР (вылезает из книги, за ним ДИЕЗ). Вот, разбудили! Теперь попробуй, усни. Всех отменю! Смир-рно! По поряд-ку рассчитайсь!
НОТЫ (становятся в рядок, говорят невпопад). До, ми, фа, ой, сестренки, ре пропустили, си, соль... вставай впереди меня!
БЕКАР. Отставить! Перестройсь! (ноты меняются местами, путаются еще больше. Бекар и Диез подгоняют их, торо-пят).
(Љ5. "Дуэт Бекара и Диеза").
БЕКАР: Их гонять, гонять, гонять
Надо постоянно...
ДИЕЗ: Мне ли это не понять,
Я стоять не стану...
БЕКАР: Семь потов сгоните с них,
Будьте очень строги!
ДИЕЗ: Вы оставьте нас одних,
Мне Бемоль поможет,
И Мажор и старый Скрип...
БЕКАР: Если бунт - вы сразу в крик!
Всех прогоним в шею!
ДИЕЗ: Это я умею...
БЕКАР. Безобразие! Бунт! Где господин Бемоль?
ДИЕЗ. Не знаю.
Нота СИ. Господин Бекар! Господин Бемоль ужинает у гра-фини Репризы. Велел не беспокоить! Хи-хи-хи!
БЕКАР. Как? Без меня?
ДИЕЗ. Без нас?
БЕКАР. Пойдем и мы подкрепимся немного.
ДИЕЗ. Пойдем, пойдем.
БЕКАР(нотам). А вы... вы работайте, работайте! ( Бекар и Диез уходят).
Явление 3. (ноты, Скрип)
Нота ДО. Опять работать... И опять нам...
Нота РЕ. Кушать хочется.
Нота МИ. Может, потанцуем?
Нота ФА. Лучше попросим дедушку Скрипа рассказать нам сказку. (ноты обступают книгу, зовут дедушку Скрипа).
СКРИП (вылезает из книги). Здравствуйте, детки! А я и не сплю, слышу как вы с господами ссоритесь.
НОТЫ. Здравствуйте, дедушка Скрип!
Нота ЛЯ. Мы больше не будем ссориться!
Нота СОЛЬ. Расскажите нам сказку!
НОТЫ. Расскажите!
Явление 4.
(ноты, Скрип, Музыкант, Маэстро, дочь Музыканта, горо-жане)
(Љ6. "Сказка дедушки Скрипа")
СКРИП. Ну что ж, слушайте!. Давным-давно жил в нашем городе один замечательный музыкант с маленькой дочкой. Как он появился здесь, никто не помнил. Только горожанам казалось, что он постоянно жил рядом с ними и всегда иг-рал для них на своей скрипке. У него были удивительные руки! Со всех уголков города люди приходили слушать. Музыка заставляла смеяться и плакать вместе с ней... (Часть улицы возле дома Музыканта. Он играет на скрипке, рядом с ним его маленькая дочь).
(Љ7. Инструментальная часть).
Горожане, очарованные, слушали и слушали чудесные зву-ки скрипки. Они тесней прижимались друг к другу, чаще улыбались. Морщинки на их лицах разглаживались... Но вот однажды к дому Музыканта подошел незнакомый гос-подин. (Появляется Маэстро).
Явление 5. (Музыкант, Маэстро)
(Љ8. "Музыкант и Маэстро").
МУЗЫКАНТ. Вы любите музыку и хотите, чтобы я вам по-играл? Я не впервые вижу вас возле моего дома. Кто вы та-кой?
МАЭСТРО. Можете называть меня, ну, скажем, Маэстро! Вы талантливы... но вы бедны. А у меня есть все. Все... кро-ме таланта... Предлагаю вам следующее: вся музыка, кото-рую вы сочиняете, становится моей. Я ее у вас покупаю! И вы получите много денег.
МУЗЫКАНТ. Моя музыка принадлежит всем. Вы, как и все, можете слушать ее совершенно бесплатно. Зачем же день-ги?
МАЭСТРО. Наверное, я плохо объяснил (с усмешкой). Как все?! Нет! Я хочу, чтобы музыка принадлежала мне одному. Вы прославите мое имя!
МУЗЫКАНТ. Нет! Я не могу согласиться! Моя музыка нужна людям!
МАЭСТРО. Сотни лет эти люди жили без вас и вашей му-зыки. Они никогда не смогут оценить тебя!
МУЗЫКАНТ. Ни к чему весь этот разговор. Пожалуйста, уходите!
МАЭСТРО. Хорошо, я уйду! Но беру эти стены в свидетели, скоро я вернусь и мы поговорим по-другому!
СКРИП. На сегодня хватит. Спокойной ночи, детки.
НОТЫ. Спокойного дня вам, дедушка!
Явление 6. (Автор, стулья, игрушки)
АВТОР. На чердаке наступила тишина. Книга и ее обитате-ли уснули. Лишь изредка скрипнут поломанные стулья или всплакнут во сне забытые игрушки, вспомнив далекое дет-ство.
(Љ9. "Жалобная песня и печальный танец стульев и игрушек")
СТУЛЬЯ. Ох, ох, ох! Болят наши досочки старые...
ИГРУШКИ. Ох, ох, ох! Мы никому не нужны...
А, помнится, детки малые были с нами дружны.
СТУЛЬЯ. Ах, ах,ах! Мы украшали гостинные...
ИГРУШКИ. Ах, ах, ах! Мы забавляли детей.
СТУЛЬЯ. А вечерами длинными мы принимали гостей.
СТУЛЬЯ И ИГРУШКИ. Эх, эх, эх! Верой служили и прав-дою!
Эх, эх, эх! Старость пришла, - вот беда!
И никого мы не радуем,
Брошены здесь навсегда.
Полный свет, занавес.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Явление 7
(Автор, ноты, Скрип)
АВТОР. Поздним вечером, Когда Лучик солнца уже спал со своими братьями далеко за горизонтом, старая книга про-снулась. В тишине чердака, освещаемого лишь бледным светом луны да мерцающими огнями уличных фонарей, прошелестели страницы. Раздались негромкие голоса. Нот-ки нехотя поднимались со своих постелей.
(Љ10. "Пробуждение нот").
Нота ФА. ФА-ФАтит вам валяться...
Нота СОЛЬ. СОЛЬ-ко можно?
Нота ЛЯ. Г-ЛЯ-ньте в окно...
Нота РЕ. Уже ночь на дво-РЕ.
Нота ДО. Кажется, мы ДО-лько уснули, и уже пора вставать.
Нота МИ. Не трогайте МИ-ня! Я полежу еще МИ-нуточку! Еще одну МИ-нуточку!
Ноты РЕ и СИ. СИ-йчас тебе будет МИ-нуточка. Слышишь? Идут господа Диез и Бекар.
Явление 8
(те же и Бекар, Диез, Бемоль)
БЕКАР (вбегает, за ним Диез и Бемоль). Как? Еще не гото-вы? Отменю! Всех отменю!
(Љ11. "Марш знаков альтерации").
СКРИП (входит). Что вы расшумелись, господа?
БЕМОЛЬ (Скрипу). Понижу!
СКРИП. Меня вам, господин Бемоль, не понизить. Я по-старше буду, да и поглавней. А ну-ка, займите свое место!
БЕМОЛЬ (виновато). Сейчас, уже иду!
ДИЕЗ. Пов-в-вешу!
СКРИП (Бекару и Диезу). И вы, господа, если не успокои-тесь, я вынужден буду доложить Графине Репризе, что вы срываете подготовку к балу по случаю ее именин.
БЕКАР. От-менить!
СКРИП. Что отменить? Именины?
БЕКАР. Нет-нет, что вы! Я имел в виду совсем другое. (за-мялся) От-тменить все разговоры! Будем репетировать!
Явление 9
(те же и Реприза)
РЕПРИЗА (входит заспанная). Ночью был такой шум! Я долго не могла уснуть. Кто устроил беспорядок?