- Скоро лето наступит. Дедушка на пенсию пойдет и меня тоже возьмет.
- Куда? - спрашивает мама.
- Как куда? На пенсию!
- Что ты! На пенсию уходят только старенькие бабуш-ки и дедушки, а тебе еще в школу надо, потом в армию, - поучает мама.
- Ах, мама! Я так устал и болею часто. Отпусти меня с дедушкой!
БЛЮДЕЧКО
(3г.)
Внук приехал в гости к бабушке с дедушкой.
За ужином, когда подали чай, он потрогал чашку и от-дернул руку.
- Ой, чай совсем-совсем горячий! Ты что, бабуся, я же обожгусь!
- Сейчас, внучек, я тебе блюдечко и маленькую ложеч-ку дам, - пообещала бабушка.
- А у вас нет блюдечков и маленьких ложечков, - уве-ренно ответил внук.
- Это почему? - удивилась бабушка.
- У вас же нет маленьких деток, - объяснил малыш.
ТЯЖЕЛАЯ ЧАШКА
(3,5г.)
Вечером мы сидели у телевизора.
Шла интересная передача. И на самом захватывающем месте Вася просит.
- Мама, я пить хочу.
- Я тоже хочу, сынок, - отвечает мама. - Там на кухон-ном столе стоит твоя чашка с чаем.Ты иди, сам попей и мне принеси. Хорошо?
- Мама! Если я немного попью, мне будет тяжело не-сти. Я попью много, а тебе немножко принесу.
- Но мне не хватит напиться, - говорит мама.
- А мне тогда тяжело будет!
И сын ушел. На кухню.
Он долго не возвращался, но вот послышались его ос-торожные шаги.
- Откройте мне дверь, - попросил он.
Я открыл и Вася вошел в комнату. В руках у него была почти полная чашка.
- На, мамочка, пей! Сколько хочешь пей, - сказал он, подавая чашку. - Только мне оставь. Ладно?
УТОЧКИ
(4,5г.)
Вася слепил из пластилина двух уточек и дерево.
Он долго пытался усадить уточек на дерево, но они па-дали.
- Папа, помоги мне! - попросил он.
Я прилепил уточек, как он просил, и спрашиваю:
- Вася, а почему уточки на дереве?
- Ты что, папа, не знаешь?
- Не знаю.
- Они здесь зернышки кушают.
- А разве на дереве зернышки есть?
- Конечно, нет. Уточки уже все скушали.
НА ДАЧЕ
(5,5л.)
Приехал с дачи, где отдыхали со своей группой из дет-сада.
- Чем вы там занимались? - интересуюсь я.
- В лес ходили гулять.
- Интересно было?
- Очень!
- А что самое-самое интересное?
- Мы гуляли-гуляли. Я ушел далеко. Прямо заблудился.
- А потом? - спрашиваю я встревожено.
- А потом я выблудился, - успокоил меня сын.
ВЕСНА
(5,5л.)
День выдался солнечный, по-настоящему весенний.
После обеда мы с Васей пошли на прогулку.
На улице сын старательно обходил лужи, как наказы-вала ему мама. Наконец, это занятие надоело малышу.
- Папа, это что, уже весна? - спросил он, останавлива-ясь возле очередной лужи.
- Да, уже весна, - ответил я.
- Какая она все-таки лужная, - тяжело вздохнул Вася и зашагал напрямик.
ПОБЕДИТЕЛИ
(1 класс)
Вася пришел с 'веселых стартов' очень довольный.
- Папа! Мы победили! - крикнул он с порога.
- Вы лучше всех пробежали?
- Нет, не лучше всех. Некоторые еще лучше нас. Мы на третьем месте.
- Почему же ты говоришь, что вы победили?
- Ну... мы не победили, но нам лучше всех.
- Почему?
- А потому! Кто на первом месте, им дали четыре по-дарка. Знаешь? Игра есть такая. 'Городки' называется.
- Хорошая игра.
- Ага! Хорошая. А их - восемь человек. Как они делить будут?
- Действительно, как? - повторяю я за сыном. Я знаю, что у него уже есть ответ.
- Вот тебе и пожалуйста. Или только четверым доста-нется и остальные обидятся, или все в класс нести и там играть.
- Правильно, - поддерживаю я.
- Нет, не правильно. В школе учиться надо, а не играть, - поучает меня Вася. - А играть можно только после уро-ков и продленки.
- А второе место?
- И второе место - плохо.
- Им тоже городки и тоже мало - всего три.
- Да, задача, - заключаю я.
- А нам лучше всех. Нас восемь человек было, и подар-ков тоже восемь. Вот, смотри, скакалка! Всем дали. И Алеше, и Тане, и Гене - всем-всем! Мы теперь всегда за третье место сражаться будем. Чтобы никому не обидно было.
КТО РУЛИТ
(ок.4л.)
Мы собрались ехать за город.
Прибыли на вокзал, купили в кассе билеты и заняли места в электричке.
Незадолго до отправления машинист включил двигате-ли: они зашумели, вагон закачался.
- Что это трясет, папа? - спрашивает сын.
- Это дядя машинист включил мотор и скоро мы по-едем, - объясняю я сыну попроще.
- Какой дядя машинист? Это который на машине рулит, да?
- Нет, сынок, это который на паровозе и на электричке рулит.
- Ты что, папа, не знаешь? На паровозе рулит дядя па-ровозник, а дядя машинист - на машине, - поправляет меня Вася.
- А шофер где рулит? - задаю я встречный вопрос.
- А шофер не рулит. Он на машине просто так катается, а не рулит.
- Хорошо. Ну а на электричке-то кто по-твоему рулит?
- Кто? - сын задумался на секунду, а затем уверенно ответил мне. - Ну конечно дядя электричк!
* * *
Увидел на стройке огромный кран и смотрит на него, запрокинув голову.
- А кто на кране работает? Краниры?
ПРО КОЗУ
(5л.)
- Идет коза богатая...
Я поправляю его.
- Не богатая, а рогатая.
- Нет, богатая, - спорит сын.
- Почему? - спрашиваю я.
- А потому, что у нее много деток. Целых семеро коз-лят. Вот, - объясняет мне сын.
- Теперь ясно, - соглашаюсь я.
- А вы бедные-бедные, продолжает Вася.
- Это почему же?
- У вас только я один.
МАЛЕНЬКИЕ ДЕРЕВЬЯ
(5л.)
Вася подает мне рисунки.
- Посмотри, что я нарисовал.
- Что это? - не понял я.
- Дерево, - объясняет сын.
- А почему оно такое?
- Видишь луну?
- Вижу.
- Значит ночь уже?
- Значит, ночь.
- А ночью дерево сворачивается и закрывается.
- Кто тебе сказал такое?
- Я и сам знаю. Цветок на кухне видел? А?
- И что дальше?
- Он же каждый вечер лепестки сворачивает и засыпа-ет. Ты мне сам говорил. Ну? Забыл, да?
- Но ведь это цветок, а у тебя дерево нарисовано.
- А дерево - это что, по-твоему?
- Что? - я не понимаю, куда он клонит.
- Дерево - это большой-большой цветок. А цветок - это как маленькое дерево. Ясно?
- Ясно, - соглашаюсь я.
ТИХИЙ ЧАС
(5л)
Я с трудом открыл глаза, прогоняя сон. В раскаленной солнцем палатке, казалось, нет ни глотка воздуха; вялость сковала все тело.
Над спортлагерем гремела музыка. Она улетала к ска-лам и, отразившись от них, возвращалась, перемешивалась с новыми звуками и воспринималась тяжело и непонятно.
'Надо вставать, - приказывал я себе и, закрыв глаза, лежал, считая секунды. Я еще не проснулся, но уже не спал. При счете 'тридцать' я резко поднимусь и сон ис-чезнет. Я оденусь и пойду на третью за сегодняшний день тренировку.
'Тридцать'.
В палатке я один. Сын встал и убежал к своим друзьям, дошколятам. В этот год ему весело - не я один решился привезти малыша в палатку. Ага. Опять босиком. Санда-лики остались лежать в углу. Я приветствую эту его свобо-ду и не мешаю парнишке думать самостоятельно. В жизни так часто приходится принимать решения. И чем раньше научишься доверять себе, тем легче будет найти верный вариант.
Выпрыгнув из палатки, я первым делом успел заме-тить, что на веревке нет моей формы. И бинтов. И ботинки с железными застежками исчезли.
У соседней палатки готовились к тренировке мои дру-зья и я больше угадал, чем увидел среди них сына. Он, об-мотав запястья бинтами, застегивал на своих маленьких ножках тяжелые ботинки.
- Ты далеко собрался? - спросил я его.
- На тренировку, - ответил он ничуть не смутясь. - Ни-как не получается! Помоги мне!
- Может, лучше я схожу? - предложил я.
- Нет, тебе хватит.
- Почему?
- Ты устал.
- Кто тебе сказал?
- Никто. Я сам вижу. Мы даже на речку с тобой не хо-дим давно.
- Сегодня сходим, - пообещал я сыну.
- Сегодня сходим, - подтвердил он. - Я пока трениру-юсь, ты отдохнешь. А после ужина сходим. Я тебе тоже должен помогать. Ты же мне всегда помогаешь в столовой, когда я устаю. Помогаешь?
- Помогаю, - не могу не согласиться я.
- И я тебе помогу.
- А тренер что скажет?
- Он и не заметит, - успокоил сын.
- Как, не заметит?
- Он спросит:
- Тимофеев! - а я отвечу:
- Здесь! - и все. Возьму план и буду заниматься. Он и не догадается, что это не ты, а я.
С этими словами сын встал и, как на лыжах, пошел по тропинке туда, где звенело и пело железо.