Титов Ростислав Юрьевич
Этот фильм - ради чего?

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Титов Ростислав Юрьевич (belski@stv.ee)
  • Обновлено: 21/09/2011. 7k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:


    Ростислав Титов

      

    ЭТОТ ФИЛЬМ - РАДИ ЧЕГО?

      
       Впервые, пожалуй, автору заметок "Мир и мы" пришлось взяться вроде бы за рецензию на художественный фильм. Хотя кажется - заметки будут именно "вроде рецензии". Когда-то в далекой литературной молодости я был едва ли не штатным рецензентом на продукцию советской кинематографии в газетах Таллина. Увы, как прокричал на телеканале НТВ один из участников бурной дискуссии: "Нашего кино о сегодняшнем дне не существует уже 20 лет!" И тут получится не рецензия, а некоторые размышления, вызванные появлением одной новой кинокартины.
       Конкретно: сегодня хочется выразить свое мнение о шумно поданном фильме "Ельцин. Три дня в августе", которому и посвятили 16 сентября свое заседание "энтевеэшники").
       Сначала небольшое отступление "оценочного", так сказать, характера. Упомянутая передача отражает одно важное и сравнительно новое качество российского ТВ: в дискуссионном запале прорываются правдивые, подкрепленные жизненными фактами фрагменты. Остальные 99 процентов трех телевизионных каналов показывают или по пять раз на день очередную встречу с президентом или премьер-министром страны, или же подборку очередных сплетен из артистической среды. Автор уже имел честь несколько раз бросить клич: да когда же ТВ России расскажете хоть чуточку о том, как живут и трудятся простые работяги, создающие пресловутый ВВП страны, - крестьяне и рабочие...Но ладно, отвлечение закончено, вернемся к основной теме: попытке выразить мнение о вообще-то расхваленном 16 сентября фильме. Хвалили, впрочем, не все, к числу таких отношу и себя.
       В теории литературы принято понятие сверхзадачи произведения. Попросту если выразиться, это то, ради чего оно создано, то есть какие ответные чувства и мысли автор своим трудом вызывал у читателей. Или - к чему он их призывает. Притом знаком качества здесь принимается отсутствие прямолинейности в раскрытии сверхзадачи. Придуман даже резко негативный термин - "автор использует лобовое изображение реальных фактов".
       Так вот, весь фильм "Ельцин. Три дня в августе" решен "лобово". Хотя могут возразить: картина просто решена в жанре публицистики. Впрочем, если признать это, неправильно называть её "художественным фильмом". Продюсер и режиссер убеждали слушателей и зрителей: - наши работники перелопатили кучу письменного материала и провели сотни бесед с участниками событий 19-23 августа 1961 года. Нет оснований им не верить, хотя ясно - ко многим материалам их - да и никого! - не подпустят еще долго.
       И что же получилось? У меня, как у рядового русского человека, создалось впечатление пунктирно-схематического воспроизведения событий тех бурных дней. И одновременно (здесь выражаю свое личное мнение) огорчение от явной неудачи, - нет, от показа лишь обрывков правды. В результате многие эпизоды и утверждения приглашенных на обсуждение участников или свидетелей тех августовских дней кажутся искусственно надуманным, что в конечном счете прямо раскрывает сверхзадачу фильма.
       Фильм создан с явным намерением обелить образ исторического персонажа - Бориса Ельцина. Подобные попытки делаются не впервые, а результат признают даже организаторы дискуссии "энтевешников" (до их пор неясно, как правильно письменно выражать это слово). Дважды в передаче приводятся цифры социалогического опроса: положительно оценивают роль Б.Н.Ельцина в судьбе страны лишь 10% опрошенных, а остальные 90% убеждены в том, что этот государственный деятель должен оцениваться резко негативно.
       Да ладно, подобное мнение масс известно всем уже давно, еще перед выборами 1996 года рейтинг президента Российской Федерации опустился до 3-4 процентов. А вот чего добились создатели фильма "Ельцин. Три дня в августе"? Да ничего не добились из поставленных перед собой целей. Пожалуй даже, снизили десяти процентный рейтинг до трех процентов.
       Откровенно говоря, не хочется даже всерьез рассматривать художественные достижения авторов картины. По всем показателям она просто лишена элементарных достоинств. События тех трех черных дней даны так, что как раз молодой зритель, к которому, как объявили авторы фильма, они и обращались прежде всего, получит отрывчатые и односторонние сведения о том, что же произошло тогда. Абсолютно не соблюдается хотя бы отдаленное сходство актеров с изображаемыми персонажами: председатель КГБ В.Крючков высок и больше напоминает университетского профессора. Сомнительно, что именно он выполнял роль главного в ГКЧП. Если бы титрами или дикторским текстом не пояснялось, где тут Хазбулатов, а где руководитель МВД Пуго, мы бы и не догадались - кто изображает их на экране. Неплохой актер Д.Назаров старательно пытается создать образ несгибаемого, отважного российского президента. Но говорит он почему-то заметно плачущим голосом. Похож на себя разве что министр обороны Д.Язов. Кстати, он в финале картины произносит решающую фразу и отдает соответствующий приказ: "Нельзя допустить, чтобы русские солдаты убивали своих же. Приказываю возвратить все войска в места их обычного расположения!" Кажется, это единственный достойный поступок героев картины.
       Не случайно в фильме очень редко упоминается М.С.Горбачев. Даже не зная всех хитросплетений тех событий, у мало-мальски соображающего человека о его поведении в те дни сложилось не самое положительное мнение. Ведь лучше всего действия (вернее, бездействие!) президента СССР объясняются так: он просто ждал, кто одолеет в начавшейся драчке за власть.
       Опыт истории говорит, что в революциях чаще всего побеждают не те, у кого больше оружия и солдат, а деятели, умеющие убедительно говорить, обладающие способностью убеждать массы. Первой и главной ошибкой руководителей ГКЧП было введение войск в столицу. Между прочим, они наступили на те же грабли: весной 1991 года по приказу М.Горбачева танки раньше уже входили в Москву. На сей раз грабли народного негодования - да и бессмысленность акции, так как руководители ГКЧП не решались, а скорей всего и не собирались отдавать приказ об открытии огня, - эти грабли сработали сокрушающе.
       Рассматриваемый фильм обращен к нам, живущим во втором десятилетии ХХI века. Но мы знаем, как вел себя Борис Ельцин в течение "лихих девяностых" годов. Вряд ли в истории человечества найдется властная фигура, которая с таким ожесточением и последовательностью принялась бы разрушать собственную страну. Не хочется, а придется опять вспомнить слова коммунистического гимна: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." Это "затем" моя родина не может восполнить или хотя бы преодолеть до сих пор. Создатели картины о трех днях августа 1991 года невольно, надо надеяться, разбудили в людях столь горькие мысли.
       А ведь на дискуссию в НТВ 11 сентября из обещанных участников событий пришел лишь Руцкой. Этот факт о многом говорит.
       Здесь, видимо, и кроется получившаяся сверхзадача. Весьма далекая от задумки авторов.
      

    20 сентября 2011 года

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Титов Ростислав Юрьевич (belski@stv.ee)
  • Обновлено: 21/09/2011. 7k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.