Тюрин Александр Иванович
Художник Тюрин Иван Алексеевич, академик Императорской Академии художеств России

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 02/11/2018.
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Размещен: 09/08/2017, изменен: 08/04/2023. 44k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 15 шт.
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.63*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тюрин Иван Алексеевич. Академик Императорской Академии Художеств. Биография. Творчество.

  • От автора. Тюрин Александр Иванович [Тюрин Александр Иванович] Художник Тюрин Иван Алексеевич. Академик Императорской Академии художеств России [Тюрин Александр Иванович] Уходит время, уходят художники, а созданные ими произведения продолжают свою жизнь. А.И.Тюрин Вокруг имени Тюрина Ивана Алексеевича определенно существует некая информационная загадка. До нашего времени дошло немалое число его работ, хотя сведения о его жизни и творчестве практически отсутствуют. В 2024 году мир искусства отметит 200-летие со дня рождения и 119-летнюю годовщину смерти известного русского художника Ивана Алексеевича Тюрина. Его имя упоминалось во всех русских справочных изданиях о художниках, второй половины XIX - начала ХХ века. По данным словаря 'Наши художники', составленном Ф.И.Булгаковым в 1890 году, и 'Юбилейный справочник Императорской Академии художеств' составленного С.Н. Кондаковым в 1914 году и других источников XIX века, Иван Алексеевич Тюрин родился в 1824 г. в селе Галядкино, Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье отставного обер-офицера. Общее образование Иван Алексеевич получил в гимназии в Москве. С 1845 по 1850г.г. Иван Алексеевич Тюрин вольноприходящий ученик в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его учителем был известный живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств Марков Алексей Тарасович, возглавлявший класс исторической живописи. В 1850г. Иван Алексеевич получил звание свободного художника по окончании Императорской Академии художеств, проживал и работал главным образом в Петербурге. Свой творческий путь Иван Алексеевич начинал с написания пейзажей и жанровых картин, но особенно ему удавалось, и потому быстро полюбился жанр портрета. Увлеченный портретным искусством он показывал свои лучшие работы на академических выставках в Императорской Академии художеств, на которых стали отмечать одаренность художника. В 1859г. Иван Алексеевич по представленным портретам был признан назначенным в академики. А в 1861 году, И.А. Тюрин получил звание академика Императорской Академии художеств за портреты профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Григория и госпожи Княжевич. Выставленные на этой выставке работы принесли мастеру не только успех, но и влиятельные заказы. Выписка из архивов Императорской Академии художеств об участии И.А.Тюрина в академии-ческих выставках: в1867 году - В.И. Мятлева, Т.Б. Потемкиной, К.Ф. Шульца, светлейшего князя Голи-цына, П.И. Мятлева, вице - адмирала Нордмана; в 1868 году - князя Голицына, Прозоровского, г. Набилкина; генерала Баранцова; в 1869 году - госпожи Барановой, г. Соколова, генерала гр. Баранова; в 1879 году - А.А. Краевского, князя Абашидзе - Горленко; графа Н.П. Игнатьева, П.С. Ванновского, П.В. Жуковского, Е.И. Зорино, генерала Адельсона, Е.И.Зориной, генерал-адъютанта Кауфмана, в 1889 году - серия работ (?) Творческий период И. А.Тюрина полностью совпал со второй половиной XIX века. Характеризуя эту эпоху, можно сказать, что для русского изобразительного искусства этого периода были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом оставался по-прежнему классицизм, которому художник более всего отдавал предпочтение. Говоря о его творчестве, хотелось бы обратить внимание на количество созданных художником портретов, которых насчитывалось около 800 единиц. И это не полный список созданных произведений художником. Им было написано еще около 200 икон для православных церквей и соборов. Это дает право задуматься о нем, как о большом художнике. Особое место в творчестве Ивана Алексеевича Тюрина занимают созданные им портреты императоров и членов их семей. Он получал заказы от императорского двора, его имя упоминалось в одном ряду с известными мастерами кисти портретного жанра того времени, такими, как: Егор Ботман, Николай Лавров, Франц Крюгер, Иван Макаров, Алексей Корзухин, Сергей Зарянко, Константин Маковский, Иван Крамской, выполнявшие заказы подобного плана. Благодаря этим работам художник получил широкую известность и популярность в обществе. На сегодняшний день хорошо сохранились и широко публикуются: портрет императора Александра II (исп. 1881г.), портрет великого князя Александра Александровича (будущего Александра III) (исп. 1869г.), портрет императрицы Марии Федоровны (исп. 1869г.), портрет цесаревича Николая Александровича (исп. 1865г.), портрет императрицы Марии Федоровны (исп. 1889г.), находящиеся в экспозиции Государственного Исторического Музея в Москве. В собрании Государственного Музея Заповедника ' Царское Село' находится портреты: императора Александра III на фоне Гатчинского дворца в форме лейб-гвардии Павловского полка (исп. 1890г.), императора Александра II (исп. 1874г.), Портрет императрицы Марии Александровны (исп. 1880г.), находится в собрании Государственного Эрмитажа в С.Петербурге (инв. ЭРЖ-635). В том же собрании прекрасно исполненный портрет великой княгини Александры Иосифовны, (исп. 1883г.). В Центральном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в С.Петербурге находится портрет великого князя Константина Николаевича (исп. 1875г.). В Константиновском дворце в Стрельне под С.Петербургом находится портрет великого князя Константина Николаевича в форме генерал-адмирала (младший брат Александра II). Так же в других собраниях исполненные художником портрет цесаревича Николая Александровича (старшего сына Александра II) в мундире лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (исп. 1878г.) и 'Портрет великой княгини Марии Александровны' (исп. 1873г.). Многие из выше перечисленных произведений, пережив тяжелый 20-й век со всеми его катаклизмами, находясь под постоянной угрозой уничтожения по причине идеологической негодности, сегодня вернулись в места их прежнего пребывания, обретя вторую жизнь. В этих работах художник показал себя, как мастер парадного и официального портрета. Необходимо вспомнить, что парадный портрет, репрезентативный портрет - подтип портрета, характерный для придворной культуры. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание портретируемого. Парадный портрет, предназначается для торжественных случаев, праздничной обстановки. Официальный же портрет именуем, как правительственный или должностной. Требования к официальному или парадному портрету в России вырабатывались не самими мастерами кисти, а нравами обитателей великосветских домов, вкусы которых опирались на образцы соответствующей культуры в Европе. Вышеперечисленные портреты, не просто копии портретов, написанные для губернских учреждений с оригиналов или фотографий, а, как свидетельствует история, это портреты заказные императорским двором для дальнейшего размещения их в царских резиденциях. Сколько было создано такого плана произведений художником пока остается загадкой. Сам факт этого свидетельствует об особом положении художника в обществе. Была ли легкой или тяжелой судьба самого художника нам неизвестно. Но, как свидетельствуют документы, Тюрин И.А. был достаточно успешным художником и востребованным в течение всей своей творческой деятельности. Он честно работал в рамках выработанного им же самим портретного канона, разнообразя его лишь в зависимости от особенностей задач, которые ставили ему заказчики. Сформированный им ' канон' в портретном жанре, не мешает художнику пристрастно заниматься этим предметом, ибо и сам этот 'канон' оказывается 'текучим', 'вариантом', изменяющимся всякий раз в зависимости от настроения мастера, или модели. Да, одни и те же положения фигур, жесты лиц, а в иных случаях и рук позирующих, решения фонов, одежды кочуют из картины в картину, но тонкая нюансировка не позволяет этому каркасу превратиться в железобетонный шаблон, а художнику в ремесленника. Тюрин И.А. утонченно прописывает украшения, узорчатые воротнички и складки одежд, характерные именно для того периода истории, демонстрируя зрителю свое мастерство и грамоту. Но, его явно не увлекает мир вещей и предметов быта, о чем свидетельствует, как правило, отсутствие всякого антуража на его полотнах или же в очень скромных пределах. Художник не находит в этом своей философии трактовки живой эпохи. Схожие одежды носили многие представители времени, к примеру, военный мундир, сшитый по определенным образцам и стандартам и многие гражданские платья в том числе. Впрочем, что можно сказать и о предметах быта. Лица, вот что предопределяло художника в его взглядах на эпоху, их выражение и состояние. Поза, жест, глубина взгляда, сами глаза, напряжение щек или губ и лишь некоторые элементы одеяния. Он прекрасно понимал, что бегущее время не оставит других следов в истории, как именно в этих, запечатленных им лицах, характерных именно данной эпохе. И, что новая эпоха, новое время принесет новых людей, иные заботы, новые общественные отношения и соответственно характерные для времени выражения и типажи лиц. И, это, как показывают его произведения, принципиальная творческая позиция, так сказать философские убеждения. Вероятно, поэтому в большинстве его произведениях отсутствует даже намек на интерьер. Любимым форматом для исполнения портрета у художника становится зачастую овал, что соответствовало модным европейским тенденциям того времени. Фонам же художник отдает роль некоторых камертонов напряжения, будь то они ровные глубокие темные или же с некоторой растяжкой и вибрацией. Все работает на портретную часть, все подчинено ей. Рассматривая произведения И.А.Тюрина, обращает на себя внимание то, как художник на своих полотнах демонстрирует зрителю свое умение, как живописец, управлять процессами перетекания цвета из одного состояния в другое еле уловимыми для глаза нюансами игры оттенков, достигая эффекта созвучности с поэзией или музыкой застывшей в красках. Живописная поверхность картин Тюрина удивительно ровная, свидетельствующая о предпочтении не только к сохранению традиций мастеров предыдущих эпох, но и о высокой внутренней культуре самого автора. В этом и есть И.А.Тюрин, его творческая индивидуальность и позиция, духовная среда обитания. В 1855 году Иван Алексеевич Тюрин открыл фотоателье в доме 25/1 на углу Невского проспекта и Казанской улицы расположенном справа от Казанского собора с вывеской 'Светописный Салон господина Тюрина'. Вот, что об этом писали Санкт-Петербургские газеты: '...Он был одним из первых мастеров фотопортрета в Петербурге, а его ателье, пожалуй, было одним из самых известных...'. '...Таких фотографий на бумаге как у нас нет нигде. В особенности убедили нас в этом фотографии художника Академии И.А. Тюрина. Эти фотографии привели нас ещё к одному заключению, что и в технической деятельности необходимо эстетическое образование. Необходимы познания в искусстве и в науках, познания, облагороженные сознанием своего призвания, и в этом случае каждый, зайдя в фотографию господина Тюрина, с первого шага уразумеет, что он имеет дело не с техником-ремесленником, а с художником...'. Р-въ. К-й. //Северная пчела. 11.7.1856. К тому же, как и полагалось там же, и находилась мастерская портретной живописи. Поговаривали, что Тюрин передавал портретное сходство с такой достоверностью и многие критики того времени пытались обвинить его в прямом копировании образов с фотографии. Так под псевдонимом 'Кистин', известный искусствовед и художественный критик, хранитель эрмитажных коллекций А.И.Сомов опубликовал в 1869 году об этом заметку в газете 'Санкт-Петербургские Ведомости' (? 278). В ответ Тюрин продемонстрировал сеанс написания портрета с натуры на публике. Свидетели отмечали, '...что художник мгновенно схватывал суть образа, и вскоре портрет становился узнаваемым - сходство было поразительным, и это всех удивляло. Другие свидетели этого говорили, что И.А.Тюрин работает, как высочайший профессионал, с фотографической точностью передавая сходство с натурой, при этом продолжая сохранять свой стиль и изящную манеру письма...'. Признав свою неправоту, А.И.Сомов охотно написал опровержение на свою предыдущую публикацию ('Поправка', в той же газете, в ? 285). Этот инцидент приведен в книге Татьяны Львовны Карповой 'Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века' (Спб., 'Алетейя', 2000). Многие живописные портреты созданные Иваном Алексеевичем, являются не только произведениями искусства, но и ценнейшими историческими документами запечатлевшие образы живого человека, несущие на себе глубокий отпечаток обычаев, нравов и духовных устремлений своей эпохи. Невозможно, полноценно почувствовать дыхание и пульс той эпохи без образов героев смотрящих на зрителя с полотен этого мастера. Невозможно, не согласиться с мыслью, что творцы проживают свою жизнь, а созданные ими произведения обретают свою судьбу. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда в России разрушались и разворовывались дворцы и усадьбы, административные учреждения, общественные и частные владения. Многие портреты созданные Иваном Алексеевичем, теряли свои 'насиженные' места, оседая безымянными экспонатами во всевозможных хранилищах, в лучшем случае в музейных собраниях или частных коллекциях. Правы историки в своих утверждениях, что рано или поздно время все вернет на свои места. Многие из героев его живописных произведений навсегда могли бы остаться ' неизвестны-ми', впрочем, как и сами произведения потерянными, если бы они не стали предметом изучения музейных специалистов и историков. Благодаря их стараниям мы получаем возможность ознакомиться и с другими произведениями выполненными художником в разные годы. Хорошо, если найденное произведение И.А.Тюрина сохранило на лицевой стороне имя автора или иные надписи на оборотной стороне холста, упростив этим задачу определения авторства произведения. Но, увы, это встречается не во всех случаях. Во многих случаях из-за небрежного содержания эти факторы на его произведениях отсутствуют, являясь утраченным временем из-за разрушения красочного слоя картины или грубого, поспешного вмешательства непрофессиональных реставраторов. Многие произведения, созданные И.А.Тюриным, так и остаются безымянными с условными названиями, к примеру, такими, как 'Портрет пожилой женщины' или ' Портрет неизвестной', ' Неизвестного'. Проблема заключается в том, что в отличие от художествен-ной культуры 20 века, когда авторы произведений стали указывать на оборотной стороне своей работы все данные вместе с названием произведения, такой практики в 19 веке не сущестъвовало. Поэтому имена портретируемых так и остаются объектом изучения историков. Остановимся на небольшой части созданных произведений художника открытых исследова-телями за последние десятилетия. Как уже писалось выше, И.А. Тюрин получил звание академика Императорской Академии художеств за портреты, среди которых портрет профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Григория. Судьба этого произведения пока остается загадкой. В собрании Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии хранится другое произведение художника такого плана. Это портрет Алексия (Ржаницына), архиепископа Рязанского и Зарайского. На лицевой стороне холста просматривается еле заметно подпись художника 'И.Тюринъ'. Холст был дублирован при реставрации. Но надпись, находящаяся на обороте холста перенесена на новый подрамник реставраторами: 'Епископ Феофан 1867 г. худ. И. Тюрин'. Зарайского. 1867 год (?). Кто же был этот изображенный на работе художника человек со светлым выражением лица, проникновенным взглядом, с явно ощущаемой духовной обаятельностью? Как выяснилось, на портрете изображен архиепископ Алексий (Руфин Иванович Ржаницын, 1812-1877), выпускник Московской Духовной Академии, постриженик и последователь святого Филарета (Дроздова), митрополита Московского. С 1847 г. - ректор Московской духовной академии, профессор богословских наук. Впоследствии возглавлял кафедры: Тульскую и Белевскую, Таврическую и Симферопольскую, Рязанскую и Зарайскую, Тверскую и Кашинскую. На портрете архипастырь представлен в рясе и клобуке, с панагией и двумя орденскими звездами, с четками в руке. Возможно, изображена алмазная, с гранатами, панагия, полученная в дар после освящения храма во дворце императора Александра II в Ливадии. Скорее всего, портрет создан в год перемещения иерарха с кафедры Таврической на Рязанскую, с возведением в сан архиепископа. Произведение обращает на себя внимание характером исполнения, особенностью живописного подхода. Явно прочитывается присутствие другой культуры исполнения портрета, отличающейся от иных произведений автора. Культуры, требующей особого подхода к выполнению такого рода портретов, опирающейся на традиции и каноны, выработанные на протяжении многих веков русским православием. Несмотря на этот фактор, художнику все же удалось сохранить ценности академических традиций, передать психологическое состояние образа и как человека мирского. Рассматривая произведение явно видно, что характер передачи одеяний портретируемого и характер написания складок одежды, характерны написанию складок одежды в церковной живописи. Портретная же часть, лицевая, художником исполнена больше соответствующая требованиям и вкусам академической живописи, более соответствующей почерку художника. Критики могли бы заметить некую эклектику в этом приеме живописца. Но умение автора и состоялось именно в том, что он в данном случае применил прием православной иконописной культуры, когда лик прописывался наиболее тщательно с демонстрацией академического мастерства, а поле более условно, порой декоративно украшено. В Центральном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в С.Петербурге находятся два портрета кисти Ивана Алексеевича Тюрина. Один из них 'Портрет адмирала Федора Михайловича Новосильского', исполненный художником в 1872 году. Как свидетельствуют документы, этот человек в военном мундире адмирал Российского флота, герой Синопского морского сражения и обороны Севастополя. Сподвижник адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова и других, член Государственного совета Российской империи. На втором портрете, так же изображен человек в военной форме. Это портрет российского генерала от артиллерии, начальника Главного артиллерийского управления генерал-адъютанта, графа А.А. Баранцова. Вот и эти два произведения художника нашли себе достойное место в музейных залах под заботливой опекой музейных хранителей. В Государственном Эрмитаже в С.Петербурге находится групповой портрет русских генералов работы Ивана Алексеевича Тюрина датируемый 1873 годом. В современных изданиях публикуется фрагмент этой картины с изображением портрета князя Александра Аркадьевича Суворова, генерала от инфантерии, внука знаменитого полководца, члена Государственного совета, состоявшего в должности Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора. В Государственном музее А.С.Пушкина в Москве находится отдельный портрет А.А.Суворова - Рымникского, выполненный Иваном Алексеевичем Тюриным в 1882 году. В собрание Государственного Эрмитажа в С.Петербурге в 1946 г. поступил 'Портрет отставного генерала Терского казачьего войска В.А. Волоцкого' написанный художником И.А.Тюриным в 1897году. Размер полотна 75 х 63,5 см., инвентарный номер ЭРЖ - 256 Портрет передан из Музея этнографии народов СССР С 1992 года - Российский этнографический музей (РЭМ) находящийся рядом со зданием Государственного Русского Музея в С.Петербурге, который стал хранилищем многих произведений живописи изъятых из домов буржуазии после 1917 года. На портрете изображен мужчина в казачьей форме. Воротник бешмета военного обшит серебряным галуном с зигзагом, присвоенным генералам. Борта бешмета и портупея шашки также отделаны серебряным кавказским галуном, газыри украшены черненым серебром, как и рукоять кинжала. На шее генерала - орден св. Владимира третьей степени, на груди - звезда св. Станислава первой степени. С 1815 по 1896 г. отставные 'с мундиром' генералы и офицеры не имели права носить эполеты и погоны. В частном собрании одной из российских коллекций находится портрет, выполненный на холсте прямоугольной формы размером 85,7 х 68,7 сантиметров, принадлежащий кисти художника Тюрина Ивана Алексеевича, написанный им в 1880г. Как освидетельствовали эксперты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря, на портрете изображен весьма известная личность - русский генерал, участник Туркестанских походов Александр Константинович Абрамов (1836-1886). Который прибыл в 1863 году в Среднюю Азию в чине прапорщика и успешно проявил себя в боевых операциях, как талантливый военный, буквально за пять лет дослужился до чина генерал-майора. Он был военным губернатором Зеравшанского округа и начал обустраивать русский Самарканд, где в честь его имени в русской части города был назван главный бульвар города 'Абрамовский'. Затем он был военным губернатором Ферганской области, после генерала Скобелева, и фактически именно он строил город Фергану. В 1882 году Абрамов вместо барона К.П.Кауфмана исполнял обязанности генерал-губернатора Туркестанского края. В Военно-медицинском музеи в С.Петербурге в постоянной экспозиции находится характерный для живописного почерка художника портрет профессора, президента петербургской медико-хирургической академии Пётра Александровича Дубовицкого. Свойственная произведениям И.А.Тюрина овальная форма работы, легко узнаваемая техника исполнения, хорошо прочитываемая подпись автора на лицевой стороне холста. Привлекает внимание портрет графа Владимира Владимировича Орлова - Давыдова, исполненного Иваном Алексеевичем Тюриным в 1875 году, находящегося в экспозиции Сызранского краеведческого музея, Россия. Кто же он, этот благородного вида стоящий молодой человек в мундире, сжавший кисти рук между собой, с открытым взглядом смотрящий на зрителя. Это легендарная личность своего времени граф Владимир Владимирович Орлов - Давыдов, проживший короткую, всего 33 года, но яркую и насыщенную делами жизнь. И за этот короткий отрезок времени ему все же удалось сделать немало. Будучи участником Кавказских походов, он уже в 29 лет стал первым генерал-майором и был принят в свиту Его Величества Александра II. Но на службе в свите он был не долго, из-за ранений, полученных в боях на Кавказе, ему пришлось уйти в отставку. Подлечившись, через несколько лет его назначают губернатором Симбирска, для которого по тем временам он сделал не мало. Но и на этом поприще ему пришлось прибывать не долго. Смерть от болезни рано оборвала его жизнь. В Государственном музее истории Санкт-Петербурга находится портрет Александра Львовича Потапова написанный художником в 1877г. Ранее в музее живописное полотно значилось, как портрет Петра Александровича Черевина. Благодаря исследованиям историков произведению возвращено его подлинное имя. Александр Львович Потапов из дворян Воронежской губернии - русский государственный и военный деятель, генерал-адъютант (1866), генерал от кавалерии (1874). В период правления Александра II занимал ряд высокопоставленных должностей. Стоял во главе Виленской, Ковенской и Гродненской губерний, шеф жандармов и главноуправляющий Третьим отделением в 1874-1876 гг. В запасниках Национальной галереи Армении находится живописный портрет прямоугольной формы частично пострадавший от небрежного хранения, вероятней всего поступивший в таком состоянии из других хранилищ. Установлено, что на холсте изображен портрет светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова, датируемый серединой XIX в., написанный Иваном Алексеевичем Тюриным. Кто, этот светлейший князь представитель русской фамилии известного военного рода, офицеров, генералов. Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856) - российский государственный деятель, светлейший князь, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант; почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1826); новороссийский и бессарабский генерал-губернатор (1823-1844). Способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. В 1844-1854 наместник на Кавказе. Сын Семёна Романовича Воронцова и Екатерины Алексеевны Сенявиной. Крестный сын императрицы Екатерины II. В краеведческом музее города Вольска, Саратовской области в России находится 'Портрет М.Н. Галкина - Враского' написанный Иваном Алексеевичем Тюриным в 1878 году. На портрете изображен государственный чиновник высокого ранга. Михаил Николаевич Галкин - Враской (1832- 1916) - русский государственный деятель, статс-секретарь (1904), член Государственного совета (1896), действительный тайный советник (1895). В 1870-1879 годах - Саратовский губернатор, где снискал всеобщую любовь не только, как администратор, но и как человек. В памяти современников он остался личностью высокообразованной, глубоко интересующейся историей и литературой. Он поддерживал дружеские отношения со многими видными деятелями русской культуры - А.М. Аксаковым, Г.П. Данилевским, П.С. Лесковым, Б.М. Кустодиевым, Л.Н.Толстым. Галкин - Враской , горячо, поддержал идею известного русского живописца А.П. Боголюбова - основать в Саратове общедоступный художественный музей, приняв в его создании самое активное участие. Строгий и сдержанный глава губернии изображен в скромной обстановке рабочего кабинета - подлинный образец высокой портретной живописи. Наше внимание не отвлекают атрибуты успеха и детали интерьера, лишь широкая шелковая рубиновая лента придает значимость представленной персоне. Широко известен написанный художником в 1887 году портрет министра финансов Николая Христиановича Бунге, выдающегося ученого-экономиста, академика и российского государственного деятеля XIX века. Портрет, находится в экспозиции Мемориального музея- усадьбы художника Н.А.Ярошенко, находящегося в г. Кисловодске, Ставропольского края, Россия. Это, пожалуй, одно из немногих произведений художника, которым Ивана Алексеевича Тюрина принято было представлять в различных популярных изданиях о художниках в 20 веке. В 1968 г. в числе прочих картин русских художников XIX-начала XX вв., переданных по акту от Пермской художественной галереи, в Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова поступил портрет художника И.А. Тюрина 'Портрет Мятлева' размером холста 173 х122 см. По всей вероятности это и есть один из двух портретов представленных художником на академической выставке в 1867году. Это овальная работа, изображающая стоящего анфас мужчину лет тридцати пяти. Картина немного потемнела от времени, но хорошо видно, что мужчина одет в не застегнутое тяжелое зимнее пальто - оно открывает белую сорочку с галстуком и темный костюм, в опущенной левой руке он держит меховую шапку. Высокий открытый лоб философа, спокойные, немного грустные карие глаза приковывают внимание. Зачесанные назад со лба волнистые волосы, небольшая бородка и усы обрамляют его лицо. Так кто же из Мятлевых изображен на этом портрете - Петр Иванович Мятлев (1830-1888) или его брат Владимир (1830-1900)? Оба интереснейшие личности. Владимир - действительный статский советник, коллекционер (собирал драгоценности, табакерки, веера, перстни), при жизни передавший свою коллекцию в Эрмитаж. Он был женат на своей двоюродной сестре Варваре (1847-1908), дочери декабриста И.Г. Бибикова (1794-1867), участника Отечественной войны 1812 г., впоследствии генерала от артиллерии. Здесь есть определенная связь с А.С. Пушкиным - ведь брат Варвары и кузен братьев Мятлевых Сергей Бибиков был женат на дочери Н.Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской от второго брака - Елизавете Петровне Ланской. Петр Мятлев - отец поэта-сатирика, музыканта Владимира Мятлева (1868-1946), поэта, эмигранта, жившего во Франции. В публикациях о художнике очень часто встречаются исполненные в 1885г. по заказу Императорской Академии наук И.А.Тюриным три портрета президентов Императорской Академии наук. Работы находятся в собрании музея ' Пушкинский Дом' в С.Петербурге института русской литературы Российской академии наук - научное учреждение в системе РАН, созданного по инициативе ряда деятелей русской культуры в 1915г. Портреты поступили из Правления Академии наук в 1937г Это портрет барона И.А. Корфа, президента Император-ской Академии наук исполнен художником по гравюре Ф.Л.Брадта второй половины XVIII в. Холст, масло. 70 х 54см. Инв.ПД - 48955. Барон Иоганн Альбрехт фон Корф (1697-1766) был третьим президентом Академии художеств и наук в Санкт-Петербурге. Он возглавлял ее с 1734 г. по 1740 г. Вторая работа, это портрет К. фон Бреверна, президента Императорской Академии наук, которая исполнена художником уже с живописного оригинала XVIII в. Карл фон Бреверн (1704-1742.) был четвертым президентом Академии художеств и наук в Санкт-Петербурге, он возглавлял ее с 1740 г. 1741 г. Инв. ПД - 48953. Третья работа этой серии, это портрет барона Генриха Людвиговича фон Николаи (1737-1820), который возглавлял Императорскую Академию наук 1798 по 1803 г. Работа написана Тюриным с оригинала, писанного И.Б. Лампи Старшего (?) конца XVIII века, которая находилась у внука барона Николаи в Монрепо, близ Выборга Инв. ПД - 48948. Все три портрета объединяет единый стиль исполнения, что вполне оправдано поставленной перед художником задачей создания единого портретного ряда в определенной архитектурной среде в соответствии с уже существующими в экспозиции портретами других президентов Императорской Академии наук. Художнику пришлось работать не с живой натурой, а создать портреты с живописных произведений и гравюры разных авторов XVIII века. Еще одна неожиданная находка, сделанная исследователем творчества Тюрина искусствоведом Вардуи Халпахчьян. Вот что пишет об этом она: ' В Северной Италии, в Падуе, в собрании маститого коллекционера, увлеченного европейской портретной живописью XIX века, хранится замечательный русский портрет, носящий пока имя, как 'Портрет Махотина' кисти Ивана Алексеевича Тюрина, написанный маслом на холсте размером 105 х 80 см., подписанный и датированный 1894 годом. Это один из немногих выявленных тюринских портретов находящийся в собрании итальянского коллекционера вне России. О происхождении этого портрета известно следующее. Он был куплен у итальянских наследников исчезнувшей семьи русского происхождения, жившей в Италии еще до 1917 года. По их неуверенным воспоминаниям, имя персонажа, нигде не записанное, звучало как 'Makhotin' (Махотин?). Это имя так и закрепилось за этим портретом. Бывает, что имя человека переживает его облик, а здесь вышло по-другому: облик человека пережил его самого, его имя. Первая публикация этого портрета в итальянском журнале 'Padova e il suo territorio' ('Падуя и ее территория'. NR 85) была в 2000 году в статье о художнике Тюрине Иване Алексеевиче опубликованной исследователем его творчества, искусствоведом Вардуи Халпахчьян. На портрете изображен русоволосый господин средних лет, тщательно одетый и причесанный, с благородными чертами лица. В XIX веке внешность человека, безусловно, определяла его социальный статус. Персонаж нашего портрета без сомнения - образованный человек. Судя по одежде, это не аристократ, в позе аристократа присутствовал бы и эффект непринужденности. Это и не военный: тот не стал бы портретироваться без мундира, даже для 'приватно- го' портрета. Возможно, это инженер, или администратор, или судейский: они также носили мундир, но только 'при исполнении', как военные. Если это купец - то из тех негоциантов, что получали с младых ногтей все блага и хорошее образование. Это может быть и врач, и профессор, и промышленник, и даже - художник, такой же приверженец традиции и честного профессионализма, как сам Иван Алексеевич Тюрин. На пальце левой руки - на первом плане, хоть и не в центре композиции - обручальное кольцо. Значимая ли эта деталь? Возможно, изображенный - католик? Если же он православный, тогда это - вдовец. Незамысловатая (то есть прямая) психологическая характеристика, важным компонентом которой является темноватый и почти монохромный общий колорит с жемчужным отливом, передает то ли намек на секрет, то ли просто состояние грусти. Изображенный человек не просто являет свой облик - он смотрит, причем во внешнее (по отношению к картинному) пространство, но не на зрителя, а подчеркнуто мимо него. Разворот фигуры направо наводит на мысль о том, что этот портрет - часть парной группы супружеских портретов (мужской половине диптиха полагалось висеть справа). 'Чтение' содержания и зрительские предположения на основе сообщенного в художественном произ-ведении (в нашем случае - на картине) - составная часть художественного замысла русско- го реалистического искусства '. В Вологодском музее ' Мир забытых вещей ' находится живописный портрет овальной формы, кисти Ивана Алексеевича Тюрина. На портрете изображена сидящая в полуобороте не молодая по своим годам статная женщина, смотрящая на зрителя, с аккуратно сложенными кистями рук. На женщине одето черное платье с шелковистым переливом и белым ажурным воротником. Размер, выбранный художником для изображения модели, приближается к двум третям натуральной величины, что является достаточно большим размером в портретном жанре, который применяли живописцы для передачи зрительского ощущения присутствия, изображаемого в натуральном размере. Как и во многих случаях найденных работ художника, работа числится, как ' Портрет неизвестной'. Известны еще два портрета, которые часто публикуются в арт изданиях с упоминанием имени художника. В Нижнем Новгороде в музее изобразительных искусств в экспозиции находится 'Портрет неизвестной', исполненный художником в 1875г. Благодаря исследованиям, члена Союза писателей России, автора книг об Орловых-Давыдовых Нины Александровны Симоменко и научных сотрудников подмосковной усадьбы графа В.Г.Орлова 'Отрада- Семеновское', произведению было возвращено подлинное имя. Изображенная оказалась не просто провинциальной пожилой женщиной, а графиней Ольгой Ивановной Орловой-Давыдовой, матерью графа В.В.Орлова-Давыдова, чей портрет тоже рисовал И.А.Тюрин. Графиня скончалась в 1876 году, ее, видимо, портретировал художник за год до ее кончины. Другой ' Портрет пожилой женщины', похожий по замыслу на предыдущий, находящийся в экспозиции Северо-Осетинского государственного художественного музея во Владикавказе, с датой исполнения 1881г., так и остается с именем неизвестного изображенного персонажа. Все во власти времени. Надеемся, что имя данного персонажа все же рано или поздно будет раскрыто. На протяжении всего творческого пути Иван Алексеевич регулярно занимался и религиозным творчеством. Что, впрочем, характерно для большинства известных художников того времени. Религиозное художество Тюрина Ивана Алексеевича также впечатляет. Общее число исполненных художником за всю творческую жизнь икон приближалось к двумстам, о чем свидетельствуют документы. Иконы и настенные росписи, исполненные академиком И.А. Тюриным, украшали многие соборы и церкви Санкт - Петербурга. В 1860-61г. Иван Алексеевич Тюрин написал образа для дома министра путей сообщения, которые висели в каждой комнате министерства. Этот домовый храм находился на втором этаже бывшего Юсуповского дворца. В 1869г. И. А. Тюрин исполнил снаружи, на алтарной стене, большой образ Скорбящей Божией Матери для церкви 'Всех Скорбящих Радости' на Шпалерной. В 1865г. для Казанского собора на Невском проспекте И.А.Тюриным написан образ Казанской Божией Матери, который располагался снаружи на апсиде алтарной стены. В 1860-е годы для иконостаса этого собора Иваном Алексеевичем были исполнены копии с работ В.Л.Боровиковского ' Царица Елена' и 'Константин Великий, равноапостольный, император', которые находились в плохом состоянии по сохранности. В 1860-х годах работы Тюрина были размещены в иконостасе, а оригинал В. Л. Боровиковского перенесен на северо-западный пилон. Местонахождение оригиналов неизвестно. В 1932 году при закрытии собора копии с работ В.Л.Боровиковского исполненные Иваном Алексеевичем Тюриным были переданы в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге (Инв. ЖБ-820, ЖБ - 819). В конце 1860-х годов для церкви Апостолов Петра и Павла при Детской больнице принца П.Г. Ольденбургского академиком И. А. Тюриным были написаны две большие, в рост, иконы святых Александра Невского и Марии Магдалины. Церковь размещалась в продолговатом зале на втором-третьем этажах центрального ризалита. Для иконостаса храма 'Собор Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка' им были исполнены образа. В 1894 - 95г.г., напротив этого собора по проекту С. П. Кондратьева была выстроена часовня св. Александра Невского в память спасения императорской семьи в Борках. Как свидетельствуют исторические документы, белый с золотом иконостас для нее вырезал П. С. Абросимов, образа написал академик И. А. Тюрин. Для церкви Святого Павла Исповедника при Морском корпусе Иван Алексеевич Тюрин отреставрировал иконы и пытался получить в Императорской Академии художеств, свидетельство реставратора церковной живописи, в чем ему было отказано, так как подобных свидетельств в 1864г. Академия художеств не выдавала. 26 июня1868г. в центре киновии Александро - Невской лавры была освещена двух придельная большая церковь Пресвятой Троицы. Иконостас для храма вырезал охтинский мастер А. Е. Абросимов, образа написал академик И. А. Тюрин, роспись выполнил И. Ф. Михайлов, утварь - фабрика И. Н. Алексеева. В июне 1937 года храм был закрыт и отдан под мастерские, купола снесены, местонахождение имущества неизвестно. В 1874 году И.А.Тюриным были написаны иконы для церкви благ. вел. кн. Александра Невского при благотворительных учреждениях Ремесленного общества находившегося у Московских ворот, между Лиговским проспектом и Черниговской улицей. В разные годы Иван Алексеевич писал иконы и расписывал храмы в разных регионах России. Точных сведений об этом пока не собрано, но в частности известно, образы всего Благовещенского кафедрального собора в Воронеже, главной святыни города, созданы Иваном Алексееви- чем Тюриным. Сохранились сведения о выполненных иконах Иваном Алексеевичем для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, находящегося в Латвии в городе Кулдига. Это иконы: ' Троица Новозаветная', 1871г., холст, масло 250 х 176см.; ' Святой Иоанн Златоуст и мученица Матрена', 1871г., холст, масло 147 х 73,5см.; ' Архангел Михаил', 1871г., холст, масло 147 х 63см.; ' Богоматерь с младенцем', 1871г., холст, масло 147 х 63см.; ' Спас Вседержитель', 1871г., холст, масло 147 х 63см.; ' Архангел Гавриил', 1871г., холст, масло 147 х 63см.; ' Святая мученица Мария Магдалина и святой князь Александр Невский', 1871г., холст, масло 147 х 73,5см. В курортном городе Чешской Республики в Карловых Варах находится храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Известно, что 25 мая 1867 года протоиерей Василий Войтковский совершил освящение храма. Великая княгиня Елена Павловна пожертвовала храму из домовой церкви дубовый иконостас, расписанный академиком Тюриным. *** Глядя на галерею портретов созданных И.А.Тюриным, его количество, карьерный успех у этого художника складывался достаточно успешно. Его произведения украшали не только императорские дворцы, административные учреждения, министерства и ведомства, но и являлись достоянием знатных домов влиятельных людей России. История пока хранит тайну о наградах и поощрениях этого художника. Но судя по значимости его работ, он достоин многого. Сегодня произведения этого художника можно увидеть не только в музеях и дворцовых экспозициях всемирно известных памятников культуры, но, и на страницах современных фундаментальных изданий об изобразительном искусстве и истории России. *** Накануне нового года Иван Алексеевич Тюрин выехал в Павловск под Санкт-Петербургом. 30 декабря 1904 года (12.01.1905) в последний день года Иван Алексеевич Тюрин скончался в возрасте 80 лет и похоронен в Павловске на Городском кладбище. Работы находятся в музейных собраниях: Государственный исторический музей, Москва, Россия; Государственный музей А.С.Пушкина, Москва, Россия; Государственный Эрмитаж, С.Петербург, Россия; Государственный Русский музей, С.Петербург, Россия; Государственный музей истории Санкт-Петербурга, С.Петербург, Россия; Военно-медицинский музей, С.Петербург, Россия; Центральный музей железнодорожного транспорта, С.Петербург, Россия; Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, С.Петербург, Россия; Центральный военно-морской музей, С.Петербург, Россия; Пушкинский дом Российской академии наук, С.Петербург, Россия; Музей заповедник 'Царское Село', пригород С.Петербурга, Пушкин, Россия; Константиновский дворец, пригород С.Петербурга, Стрельня, Россия; Собрание Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии, Московская область, Сергиев Посад, Россия; Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород, Россия; Астраханская картинная галерея им. П. М. Догадина, Астрахань, Россия; Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ, Россия; Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко, Кисловодск, Россия; Сызранский краеведческий музей, Сызрань, Россия; Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова, Пермский край, Березники, Россия; Вольский краеведческий музей, Саратовская область, Вольск, Россия; Нерчинский краеведческий музей, Забайкальский край, Нерчинск, Россия; Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова, Забайкальский край, Чита, Россия; Вологодский музей ' Мир забытых вещей', Вологда, Россия; Национальная галерея Армении, Ереван, Республика Армения; Литература: 1. С.Н.Кондаков. ' Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764 - 1914'. Санкт-Петербург.1915. 2. Ф.И.Булгаков. Словарь ' Наши художники'. 1890. 3. Архив Императорской Академии художеств. 4. Каталог Государственного Русского Музея в С.Петербурге Живопись XVIII - начала ХХ вв. Л., 'Аврора' - 'Искусство', 1980, стр.324, числится 5 портретов Тюрина и 2 больших образа из иконостасов. 5. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К- Я). Санкт-Петербург. Palace Editions. 2007. 6. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Живописный портрет XVIII - начала XX века. Альбом-каталог. СПб, 2005. 7. Э.Г.Коновалова 'Новый полный биографический словарь русских художников' // М., 2008. 8. ' Русские художники в Русском музее'. ООО Фирма ' Издательство АСТ' 2008. 9. Д.А.Ровинский Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб, Т.4. Стб. 256. 10. А.Ю.Астахов. Портрет. Русская живопись. Белый город. Москва 2004. 11. Живописный портрет XVIII - начала XX века. Альбом-каталог. СПб, 2005. 12. М.Е.Даен 'Два Тюрина', статья 'Памятники культуры. Новые открытия', 2004, ежегодник, Москва. 2006. 13. Т.Л.Карповой 'Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века', Спб., 'Алетейя', 2000г. 14. Р-въ. К-й. //Северная пчела. 11.7.1856. 15. А.И.Сомов. Газете 'Санкт-Петербургские Ведомости' (? 278)., 1869. 16. М.В.Басова 'О ... убранстве Казанского собора...' С. 285. 17. Министерство путей сообщения. Архив. 1916. Кн. 2. С. 105-108. ПЛ. 1916. ? 240. 18. Г.Ю.Стернин 1) Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991. Автор статьи: Тюрин Александр Иванович художник-живописец Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. tyurin59@mail.ru
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Справочник Императорской Академии художеств [С.Н.Кондаков 1914г.] Портрет Александра II [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Портрет великого князя Николая Александровича [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Портрет императрицы  Марии Федоровны [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Портрет Алексия ( Ржаницына), архиепископа Рязанского и Зарайского [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Портрет адмирала Федора Михайловича Новосильского [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Портрет великого князя Николая Александровича [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Портрет неизвестного [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Портреты президентов Императорской Академии наук России [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Константин Великий, равноапостольный, император [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Елена Константинопольская, равноапостольная, царица [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] Государственный Исторический Музей. Москва. [Художник Тюрин Иван Алексеевич.] С-Петербург [Художник Тюрин Александр Иванович]

  • Комментарии: 1, последний от 02/11/2018.
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Обновлено: 08/04/2023. 44k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Оценка: 7.63*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.