Тюрин Александр Иванович
Тюрин Евграф Дмитриевич известный московский архитектор и коллекционер 19 века

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 08/04/2023.
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Размещен: 27/05/2017, изменен: 10/02/2018. 51k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 33 шт.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тюрин Евграф Дмитриевич известный московский архитектор и коллекционер 19 века. Вся жизнь Евграфа Дмитриевича Тюрина, была "жизнью замечательного москвича".П. Н. Миллер.

  • Тюрин Евграф Дмитриевич известный московский архитектор и коллекционер 19 века. Тюрин Александр Иванович [] Автор публикации Тюрин А.И. Обложка предполагаемого издания. Автор Тюрин А.И. Разговор пойдет об известном московском архитекторе и коллекционере XIX века Евграфе Дмитриевиче Тюрине, чьи из немногих сохранившихся творений и по сей день украшают дворцовые ансамбли, площади и улицы и не только Москвы и ее пригородов. Имя Евграфа Дмитриевича Тюрина внесено в юбилейный справочник Императорской Академии художеств, составленный С.Н.Кондаковым в 1915 году.
       Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Вся жизнь Евграфа Дмитриевича Тюрина, была 'жизнью замечательного москвича'. П. Н. Миллер. * * * Евграф Дмитриевич Тюрин родился в 1792 г. в Москве. Он был уроженцем Старой Конюшенной - лабиринта переулочков между Арбатом, Пречистенкой и Остоженкой. Его отец - Дмитрий Андреевич Тюрин - обер-офицер, помощник архитектора. Его матери Марии Федоровне принадлежал дом ? 7 в Обуховом (Чистом) переулке. На сегодняшний день в этом доме находится музыкальная школа имени С.И.Танеева. Пять братьев Евграфа также занимались архитектурой. Евграф Тюрин получил образование в самом престижном архитектурном учебном заведении своего времени - Кремлевском архитектурном училище. Где он обучался с 1803 по 1812 гг. у любимого педагога Доменико Жилярди, швейцарского архитектора, работавшего в Москве. Во время учебы с 1805 г. он начал работать в Экспедиции Кремлевского строения. Кремлевское архитектурное училище было образовано в 1801 г. при Экспедиции Кремлевского строения. Оно находилось на территории Московского Кремля. В настоящее время, это здание 'Сенатский дворец', является рабочей резиденцией президента Российской Федерации. За годы учебы Евграф Тюрин проявлял незаурядные способности и сдал экзамены сразу на архитекторского помощника 3-го класса. В сентябре 1812 г. он был эвакуирован из Москвы с чертежами и планами. По возвращении в сгоревшую Москву сдал экзамены на архитекторского помощника 2-го и, чуть позже, 1-го класса. Творческая биография Евграфа Тюрина началась в самом сердце Москвы. Вместе с архитектором И. Л. Мироновским он занимался реконструкцией Большого Кремлевского дворца. После завершения временных работ в 1816 г он получает приглашение участвовать уже в капитальном восстановлении дворца по проекту В. П. Стасова. За эту работу Е. Д. Тюрин получил свою первую награду - бриллиантовый перстень. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Евграф Тюрин разрабатывал собственный проект переделки Кремлевского дворца, который показал, что Тюрин уже стал сложившимся мастером. Монументальный фасад, выдержанный в формах классицизма, соответствовал резиденции царственных особ в древней столице. Мощный выдвинутый вперед коринфский портик с террасой на каменной аркаде создал оригинальную ступенчатую композицию. Старый Кремлевский дворец остроумно был включен в новое здание: фасад прежнего дворца - практически не измененный - стал правой частью нового фасада, а с левой стороны симметрично ему построен точно такой же корпус. Так архитектор добился строго симметричной композиции при минимальных переделках существовавшего здания. В 1821 году за собственный проект дворца Тюрин получил от Императорской Академии художеств в Петербурге звание 'назначенного в академики'. Получив звание, он преподавал в Архитектурной школе Экспедиции Кремлевского строения (позднее преобразованной в МДАУ - Московское дворцовое архитектурное училище), а в 1832-м стал членом конференции (Совета) МДАУ. На подъеме творческого становления судьба Е.Д.Тюрина складывается наилучшим образом. Его ценят в кругах, представляют к наградам, повышают по службе и ему поручают весьма престижные заказы Архитектор, историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор Н. Хомутецкий отмечает 'несомненную одаренность мастера и его творческие устремления' и характеризует Евграфа Тюрина как 'вполне сложившегося, зрелого зодчего', который отличается 'весьма своеобразным творческим подходом к применению классических форм'. В 1815 г. Е. Д. Тюрин вел надзор за работами в Грановитой палате Кремля. С 1817 по 1828 гг. в составе группы известных зодчих занимался восстановлением разных строений Кремля. В 1824 г. вместе с И. Л. Мироновским, И. Т. Таманским, Д. И. Жилярди и О. И. Бове составлял проекты реставрации взорванной французами Арсенальной башни Кремля. В 1825-1829 гг. по отдельному поручению восстанавливал здание Арсенала в Кремле. В 1834 г. Е. Д. Тюрину поручают вести наблюдение за работами по восстановлению других башен Московского Кремля. Московский Кремль в сердце Евграфа Дмитриевича всегда занимал особое место. С ним связаны его детство и лучшие годы юности, а в дальнейшем вся жизнь и судьба. Место, где он не только учился и работал, но и жил. В 1826 г. он проживает в Кремле, в доме, принадлежавшем Малании Титовой. Вместе с семьей живет в Кремле с 1830 по 1834 гг. и в 1838 г. И при строительстве своего знаменитого особняка на Знаменке, он намеренно ходатайствует о покупке земли под строительство именно с видом на свой любимый Кремль. Это место на холме напротив Боровицких ворот, которые на сегодняшний день являются главным правительственным въездом на территорию Кремля. АРХАНГЕЛЬСКОЕ Архангельское, самая известная подмосковная усадьба - единственный сохранившийся дворцово-парковый ансамбль Подмосковья, не считая Останкино и Кусково, которые давно вошли в черту Москвы. До наших дней усадьба сохранила все основные элементы планировки и застройки. Эта усадьба концентрирует в себе все лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII-XIX веков. Над его созданием работали несколько поколений выдающихся мастеров, такие, как: де Герн, Тромбаро, Петтонди, Гонзага, Бове, Е.Д.Тюрин. Первоначальный дворец в Архангельском, кирпичное строение зрелого классицизма, был построен крепостными мастерами князя Голицына по проекту архитектора де Герна. При князе Юсупове его перестроили в соответствии со вкусами нового времени. В 1816-1820 гг. дворец был значительно обновлен архитектором С. Мельниковым. Но в 1829 г. случился пожар, и его опять пришлось восстанавливать. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Главноначальствующий Экспедиции Кремлевского строения князь Николай Борисович Юсупов - известный государственный деятель, дипломат, большой знаток и ценитель искусств, пригласил Е. Д. Тюрина заняться воссозданием принадлежавшей ему подмосковной усадьбы в Архангельском. Для молодого архитектора это было весьма почетно и ответственно. Дворец необычайно гармоничен, его классическая симметрия вселяет чувство торжественного покоя. Ротонда бельведера и высокий ионический портик с фронтоном достроенные по предложению Е.Д.Тюрина придают строению особое царственное настроение. Нижний этаж дворца впечатляет своим сочетанием могущества и великолепия с изяществом стилистики. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Впечатляют интерьеры дворца. Анфилады нарядных торжественных залов отделаны в 20-х гг. по проектам Тюрина. Здесь лепнина сменяется резьбой, инкрустации - литьем, повсюду гобелены и картины великих мастеров, фарфор, скульптура и бронза. Росписи в технике альфрэйной живописи (альфрэйка), придуманная итальянцами, как имитация лепнины, получившее в дальнейшем развитие, как отдельный вид росписи, зачастую усложняясь, исполнялась в цвете. Это была одна из любимых техник Е.Д.Тюрина, эскизы которых он выполнял отдельно. В ГНИМА им. А.В.Щусева сохранились многие эскизы выполненных Е.Д.Тюриным подобных росписей. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Сегодня же мы имеем возможность любоваться дворцом, воссозданным под руководством архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина. Обширный парк Архангельского принес усадьбе славу "Подмосковного Версаля". По проекту итальянского архитектора Д. Тромбаро перед дворцом в 1790-х годах были устроены три террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов. От верхней террасы дом, стоящий на низком фундаменте, будто бы вырастает прямо из зелени стриженого газона. По сторонам центральной дорожки симметрично посажены лиственницы и расставлены большие беломраморные вазы. Е.Д.Тюрин проявил себя, и, как мастер умеющий работать в среде архитектурно-парковых комплексов. Он гармонично вписал в парковую зону свои архитектурные строения: садовые павильоны, трельяж, арки с мраморными колоннами, беседки, гроты и многое другое. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] В XVIII - начале ХIХ в. было, важно подчеркнуть свое благоговение перед царственными особами. Князь Юсупов распорядился, чтобы Евграф Тюрин спроектировал и построил в парковой зоне павильон для бронзовой статую императрицы Екатерины II в виде богини Правосудия (скульптура Ж. Д. Рашетта была выполнена еще в 1812 г.). Тюрин поставил храм-памятник - миниатюрный кирпичный павильон получивший название 'Храм Екатерины II'. В глубине его, он и поместил бронзовую статую императрицы. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Парковая мода ХVIII в. еще не устарела в начале ХIХ. Она предписывала создание парковых домиков для отдыха и чувствительных встреч, домики эти долго сохраняли в своих названиях сентиментальность карамзинского языка - "Миловид", "Приют для приятелей", "Пойми меня", некоторые из них получали названия с романтическим оттенком - "Кинь грусть", "Не чуй горя", "Каприз". Когда-то, еще при князьях Голицыных, в Архангельском, называвшемся тогда Уполозы, был домик, названный "Капризом". В названии этом запечатлелся подлинный каприз хозяйки дома, княгини Голицыной, которая, поссорившись с мужем, не захотела жить с ним под одной крышей и демонстративно приказала построить себе отдельный домик, место которому, в знак разрыва, было определено на небольшой возвышенности. Созданный в пылу супружеской ссоры, домик этот был чересчур уж прост, и новый владелец имения, князь Юсупов, заказал Тюрину создать более замысловатое строение. Тюрин делает свой "Каприз" в котором, однако, сохраняет нотки ссоры супругов, эмоции противостояния и запальчивости. Евграф Дмитриевич создает центральную часть, как двухэтажное строение, привлекающее своей простотой и изяществом найденных архитектурных форм, соответствующее предназначению сооружения с одной стороны и с учетом поставленных задач в организации архитектурно-парковых ансамблей с другой. Украсив лицевой фасад высоким ионическим портиком, Е.Тюрин все же придает строению легкое звучание торжественности. В отличие от внешнего облика сооружения интерьеры и залы создавались архитектором более пышно, с учетом потребностей владельцев и их социального статуса. Что-то было в этом простом классическом строении притягательно для самого Тюрина. Ведь если всмотреться в его собственный дом на Знаменке можно найти нечто похожее на архангельский "Каприз". Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] После смерти Н.Б. Юсупова (1831) "Каприз" не раз переделывался, утрачивалось его очарование, но при реставрации 1970 г. был воссоздан прежний облик дома, сооруженного Евграфом Тюриным. Восстановлен плоский фронтон на четырех колоннах ионического ордера, воспроизведены прежние оконные проемы. И, сегодня это строение является одним из украшений Архангельского. У князя Юсупова, по моде тех времен, была большая труппа крепостных актеров, потому что прославиться в ту далекую эпоху могли лишь те усадьбы, которые стали бы центром культурной и духовной жизни общества. Вот почему в 1817 г. князь заказывает Е.Д. Тюрину, при участии своего крепостного архитектора В.Я. Стрижакова и по начатому проекту архитектора О. Бове построить театральное здание на 400 мест. Как часто у Е. Тюрина, здание имеет четкий прямоугольный план. Внешние формы театра лаконичны, их отличает элегантная простота, которая контрастирует с богатством внутреннего оформления полуовального зрительного зала, его роскошными ложами бельэтажа, богатым убранством верхнего яруса. Зал окружен монументальной колоннадой коринфского ордера, а 22 ложи для зрителей размещены между колоннами. Этот необычайный зрительный зал и поныне производит неизгладимое впечатление, во многом благодаря достигнутому Е.Д.Тюриным эффекту объемности, с одной стороны, и необыкновенного изящества - с другой. Изящество творческого почерка Евграфа Тюрина, впрочем, покоилось всегда на великолепии простоты. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Тюрин строит театральное здание из дерева, но оно оштукатурено и отделано под камень - согласно моде прежних времен. И само здание, и кирпичный цокольный этаж хорошо сохранились до наших дней. Северный фасад украшен небольшим четырехколонным ионическим портиком. К южному фасаду на входе в театр присоединена хорошо прорисованная открытая двух маршевая лестница. Евграф Тюрин выбирает для театра место в одной из окружающих рощ, недалеко от Горятинских прудов. Место это для театра выбрано было Тюриным не случайно: природа помогала создавать особое настроение. Здесь: романтичное настроение Театрального дома удачно поддерживалось пейзажем задумчивых рощ и тихих прудов. Достопримечательность театра - декорации знаменитого венецианского театрального художника Карла Гонзаго с их изумительными красками, иллюзорностью и перспективными эффектами объемных изображений. В честь, которого, театр и получил свое название, как ' Театр Гонзаго'. Здание это стало гордостью русской театральной архитектуры. Как и театр графа Шереметева, 'юсуповский' театр в Архангельском вошел в сокровищницу мировых театров - в том числе и по своей конструкции. Особое внимание обращает на себя изысканная простота этой конструкции. От прежних творений Евграфа Тюрина в Архангельском сохранились еще и двухэтажный конторский корпус в стиле ампир и Святые ворота в виде Триумфальной арки. Именно от Святых ворот начинается вымощенная булыжником дорога к церкви. Композиция ворот представляет собой монументальную арку с пилонами, украшенными четырьмя белокаменными колоннами коринфского ордера, а в завершении на верхней части установлен зеленый купол, увенчанный православным крестом. По проекту Е.Д.Тюрина между колоннами должны были располагаться статуи святых, а аттик завершить крестом и фигурами ангелов. Святые ворота остаются одной из известных достопримечательностей Государственного музея-усадьбы 'Архангельское'. Опыт работы в Архангельском в дальнейшем Тюрин потом использует при проектировании царской резиденции в Нескучном, при возведении парковых павильонов в Кузьминках и Царицыне. Работа в Архангельском на долгие годы определила эстетику зодчего. Архангельское принято считать в архитектурных кругах 'энциклопедией русского усадебного зодчества'. ОФОРМЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА КОРОНАЦИИ НИКОЛАЯ I В 1826 г., занимаясь восстановлением усадьбы в Архангельском, Евграф Тюрин получил почетное задание - оформить праздник торжественной Коронации Николая I и народных гуляний по этому поводу на Девичьем поле. Он покидает на некоторое время имение князя Юсупова. Перед молодым архитектором стояла задача реализовать старинные традиции московских народных гуляний, но в, то, же время придать аксессуарам праздника и его убранству возвышенную и торжественную стилистику царской Коронации. Московские гулянья издавна славились пышностью, артистичностью и озорством. Евграф Тюрин смело воплощал свои собственные творческие идеи, сочетая их с народными традициями и историческим контекстом события, да и с особенностями самого Девичьего поля. Архитектор придумал сооружения для народных гуляний: шатры и палатки, временные балаганы и качели, напоминающие сказочный древнерусский городок, пышный и простой одновременно, с мотивами русского народного зодчества, с шатровой изысканностью, азиатской роскошью и российской фантастичностью. За эти работы Е. Д. Тюрин был награжден серебряной Коронационной медалью. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Сохранилась одна из гравюр того времени дающая наглядное представление о проведении этого мероприятии на Девичьем поле. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] КОЛОМЕНСКОЕ С 1825 г. Тюрин работал в царской усадьбе 'Коломенское'. Ему было поручено возвести новый дворец и различные корпуса. В 1667-1671 гг. для царя Алексея Михайловича Тишайшего в Коломенском был сооружен Путевой деревянный дворец. В этом дворце родился Петр Великий. В 1767 г. дворец по причине ветхости был снесен по приказу Екатерины II, чтобы на том же месте возвести для императрицы новый. Новый Коломенский дворец Евграф Тюрин создавал по канонам стилистики московского ампира начала ХIХ в., сочетая с традициями московской древности, украшая элементами сказочности в виде множества башенок и куполов, присущими всем древним резиденциям московских царей. По замыслу Тюрина главное здание Коломенского дворца соединялось с двумя боковыми флигелями-галереями, украшенными двумя рядами колонн дорического ордера. Центральное здание, почти правильной кубической формы, увенчивалось бельведером, а флигеля были расположены перпендикулярно главной оси. Бельведер был украшен колоннами, и на нем возвышался 'шест, чисто выструганный для флагу'. Внутренняя планировка дворца отличалась простотой, рациональностью и особым изяществом 'продуманной полезности конструкции'. Новый дворец был одной из самых удачных 'тюринских' построек. К сожалению, Коломенский дворец до наших дней не сохранился: без должной реставрации он ветшал и разрушался. Потомкам остались лишь авторские чертежи Е. Д. Тюрина. На территории Коломенского сохранился небольшой павильон, который Евграф Дмитриевич строил одновременно с дворцом. Сейчас его называют 'чайным домиком'. Это небольшое строгое здание с гладкими стенами и прямоугольными окнами без отделки и украшений, со скромным декором. На фасаде - портик из дорических колонн, на фронтоне - зубчики. Чертежи свидетельствуют о бывших здесь двух террасах и фигурах сидящих львов по обеим сторонам входа на каменную лестницу. С 1832 г. Евграф Тюрин работал над исправлением ветхостей церкви Казанской Богоматери, издавна бывшей домовой церковью русских царей в Коломенском. Восстановление древнего храма Тюрин проводил со всей бережностью и аккуратностью, сохраняя оставшиеся элементы старины и изготавливая заново утраченные временем. По особому поручению он переделал царское место на галерее храма. В РГАДА сохранились рисунки Тюрина: двуглавый орел, деревянная килевидная сень и железная решетка. В 1839 г. в Коломенском Евграф Тюрин составил проект новой каменной церкви Святого Великомученика Георгия на месте старой деревянной. Он полностью подчиняет свою часть постройки настроению и эстетике старого храма. Возводя трапезную, Тюрин стремится связать ее облик с древней колокольней. Для этого он переносит пропорции колокольни, ее декор, форму арок звонницы, а также украшает трапезную декоративными полуциркульными арочками и гирьками-подвесками. Так он осуществил перекличку своей трапезной с 'дивным дивом' ХVI в. В конце 30-х гг. Е. Д. Тюрин занимался ремонтом и реконструкцией каменных старинных ворот в Коломенском, именуемых Спасскими воротами. Сохранились чертежи фасадов этого сооружения, подписанные Евграфом Тюриным с его рисунками 'российских гербов' для тимпанов ворот. На одном из тимпанов - корона, под ней - двуглавый орел со скипетром и державой, на груди орла изображен Георгий Победоносец. Сохранилась акварель с общим видом и планом беседки, построенной Е. Д. Тюриным в саду усадьбы 'Коломенское'. Беседка круглой формы, поставлена на высокий ступенчатый цоколь с двадцатью коринфскими колоннами. В 1826 г. Е. Д. Тюрин за чертежи Коломенского строения награжден золотой табакеркой. Чертежи Е. Тюрина по проектам различных построек в Коломенском хранятся в РГАДА и в ГНИМА им. А. В. Щусева, в Государственном историческом музее. Коломенское хранит множество работ архитектора, но не все они нам известны. Коломенский дворец был всегда священной московской реликвией, в которой запечатлелась русская история. Исследовательница творчества Е. Д. Тюрина М. Е. Каулен считает, что 'оценивая место Коломенского дворца в творческой биографии Евграфа Тюрина, мы должны признать, что эта ранняя работа... осталась одной из самых ярких и удачных в творческой биографии архитектора. Если бы Коломенский дворец дошел до наших дней, имя Тюрина, бесспорно, получило бы большое признание'. По ее мнению Е. Д. Тюрин - один 'из наиболее крупных архитекторов Москвы I половины и середины ХIХ века'. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ДВОРЕЦ. НЕСКУЧНЫЙ САД Важное место в творчестве Е. Д. Тюрина занимает работа по перестройке Нескуч-ного сада. В 1832 году Дворцовое ведомство покупает у графини Орловой большую усадьбу, которая после объединения с ранее приобретенными владениями получила название 'Нескучное' - нынешний Нескучный сад. Главным домом усадьбы становится бывший дом Орловой, названный Александринским дворцом по имени супруги Николая I императрицы Александры Фёдоровны, где была проведена масштабная перестройка усадьбы. Основные работы в усадьбе выполняются по проектам Е.Д.Тюрина. В 1833-1836 гг. он производит некоторые перестройки во дворце, при главном фасаде воздвигает на втором этаже две легкие полу ротонды с тонкими чугунными стойками и увенчивает их чугунными балконами. В целом дворец соответствует формам раннего классицизма, его центральная часть отмечена модным аттиком и тремя глубокими оконными нишами на втором этаже. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] По эскизам Е.Д.Тюрина прекрасно оформлены интерьеры дворца, отделанные искусственным мрамором: здесь лепнина и резьба, инкрустации, литье и роспись в технике альфрэйной живописи. В центре дворцовой площади фонтан в виде чаши по проекту Евграфа Тюрина со скульптурой работы И. Витали (1835 г.). Не только парковые затеи возводились Тюриным в духе нового времени - служебные и хозяйственные дворовые постройки стали занимать в его архитектурных разработках не меньшее композиционное значение, чем главный дом. Необходимость такого подхода он почувствовал еще при работах в Архангельском. Эта новая концепция сказалась и при постройке Летнего дворца именуемого Летний домик для государя-наследника, Фрейлинского и Кавалергардского корпусов. Последний с манежем, который был перестроен Е.Д.Тюриным, и на сегодняшний день в этом здании располагается Минералогический музей имени А.Е.Ферсмана Российской Академии наук. Пышный декор оформления зала выполнен по эскизам Е.Д.Тюрина. При манеже Александринского дворца Тюрин возводит небольшую церковь. На парадном дворе Е.Д.Тюрин взамен деревянной строит каменную. Это небольшое, но монументальное сооружение с массивным дорическим портиком представляет собой яркий образец 'николаевского' ампира. Классицизм ХIХ в. открывал новые формы в полемике с непрактичностью и излишествами минувшего легкомысленного 'галантного' столетия. Тюрин к этому времени ощущает наметившиеся изменения во вкусах общества и смело идет им навстречу: его приземистые, массивные, лишенные всякой вычурности Въездные ворота в Александринский дворец, увенчанные скульптурными группами работы И. П. Витали, знаменовали эволюцию в эстетике века. Архитектурное решение ворот утверждало правомерность тяжелых самостоятельных объемов. Металлическую ограду парадного двора и въезда, именуемого Боковыми воротами, Е.Д.Тюрин выполняет уже в стиле характерном для известных в те времена дворцово-парковых ансамблей. Для царской семьи Тюриным был перестроен 'Воздушный театр', получивший название 'Александринский летний театр'. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Е.Д.Тюрин, используя свой опыт работ в Архангельском, органично вписывает в ландшафтную среду деревянные и каменные беседки, оранжереи, павильон 'Домик', корпус для проживания нижних чинов, кондитерский павильон, кузницу, теплицу, мост, большой каменный мост через овраг и многое другое. Из 'парковых затей' до наших дней сохранились: 'Летний домик', расположенный на крутом обрыве над Москвой-рекой; 'Нижняя ванна' - домик с ротондой на берегу Елизаветинского пруда. Нескучный сад был общедоступным местом для массовых гуляний москвичей. Такова была традиция этих мест еще с давних пор, со знаменитых гуляний при графе Орлове-Чесменском. На сегодняшний день во дворце этого уникального архитектурно-паркового комплекса располагается президиум Российской Академии наук. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] ЦАРИЦЫНО Упоминая об участии Е.Д.Тюрина в создании дворцово-парковых ансамблей не возможно не остановиться на всемирно-известном памятнике архитектурного зодчества 'Царицыно'. Из документов исследователей московской архитектуры, помимо, известных архитекторов В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, чья роль являлась главенствующей в создании данного архитектурного комплекса, в проектировании парковых построек упоминаются фамилии архитекторов И.В. Еготова и Е.Д. Тюрина. Такие сооружения, как: павильон 'Миловида', павильон 'Нерастанкино', беседка-ротонда 'Храм Цереры', в середине которой была установлена статуя богини земледелия и плодородия древнеримской мифологии - Цереры, три гротесковых моста, соединяющих склоны сухого оврага в южной части парка, а так же грот, до сих пор числились, как творения архитектора И.В.Еготова. На сегодняшний день трудно точно указать, какой архитектурный объем принадлежит архитектору Е.Д.Тюрину. Над этим еще придется поработать историкам. Примечательно то, что все эти архитектурные затеи, явно напоминают многие творения Е.Д.Тюрина по характеру архитектурного почерка и стилистике. Самостоятельной работой Е.Д.Тюрина в этом комплексе, является проект и строительство платины между Верхним и Нижним Царицынскими прудами. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Наиболее удачные свои постройки Е. Д. Тюрин создал в 30-е годы XIX в. В эти годы он вместе с архитекторами М. Д. Быковским и Н. И. Козловским становится одним из основных исполнителей правительственных заказов. В 1833-1836 гг. для нужд Московского университета Тюрину поручают перестроить один из крупнейших особняков города - усадьбу Пашкова на углу Моховой и Никитской улиц. Переделать дом-дворец с театром, конюшнями, складами, каретными сараями и амбарами в Храм науки. Велено также создать при строении собственную домовую церковь Св.Татьяны. Е. Тюрину предстояло возвести на новой территории здание 'нового' Аудиторского корпуса Московского университета и церкви Святой Татьяны. Увлеченный архитектурной задачей он стремится создать объединенный ансамбль зданий по горизонтали: знаменитый Пашков дом, новое здание университета, университетская церковь и ротонда Библиотечного флигеля. Обаяние нового университетского здания заключалось в том, что прежняя романтичность дворцовых строений московских вельмож Пашковых, размах и светская роскошь композиции и объемов, при перестройке не исчезли, но обрели облик официального учреждения. Исследователи отмечали особый эффект университетской композиции - может быть, 'чуть-чуть сухой', но великолепной по сочетанию возвышенной романтики дворца вельможного со строгостью дворца научного. За это архитектора хвалили, называя университетское здание Евграфа Тюрина 'спокойным, сдержанным и уверенным'. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Для объединения всех университетских корпусов и прилегающих улиц, площадей, кремлевских стен и Манежа в единую композицию понадобилось соединительное звено. Им стал перестроенный Е.Тюриным театральный флигель Пашкова дома в церковь Святой великомученицы Татьяны. Евграф Тюрин на месте бывших ординарных стен правого флигеля воздвиг изящную полу ротонду, украшенную колоннадой. Организовывал пространственные пределы здания и уверенно превратил его в церковное творение. Он не нарушал план строения с закруглением на углу. А коринфскую колоннаду, обрамлявшую угловую часть здания, заменил более мощной дорической, увеличивая этим масштабность сооружения. Создавая храм Св.Татьяны, Е. Д. Тюрин сохраняет второй этаж с его большим залом для богослужений. На первом этаже создает малый церковный зал, где проходят службы. На полукруглой стене церкви с колоннами в верхней ее части были установлены крест и икона. По верхнему полукругу ротонды сделана надпись: 'Свет Христов просвещает всех'. Исследователи отмечали 'прекрасную архитектуру и замечательную орнаментацию этого домового храма Московского Университета'. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Е. Д. Тюрина знали еще, и как гравера и рисовальщика. Иконостас в храме с коринфскими колоннами был выполнен по рисункам Евграфа Тюрина: Ангел Радости и Ангел Скорби, расположенные здесь справа и слева. Прихожанами Татьянинского храма являлась профессура и многочисленные студенты Университета. Именно здесь, в Татьянинском храме отпевали Николая Ва-сильевича Гоголя, историков Сергея Соловьева и Василия Ключевского, многих других выдающихся людей Российской империи. Сегодня домовый храм Св.Татьяны является одним из крупнейших московских приходов, который ведет активную миссионерскую деятельность и социальное служение. Вся перестройка владения Пашковых под университет - свидетельство умения Евграфа Тюрина следовать традициям русских зодчих в создании архитектурных ансамблей. Университетская ограда была тоже выполнена по рисункам Тюрина и поставлена в 1838-1839 гг. Факелы и светильники на решетках ограды - символы знаний. На пилонах университетских ворот размещены 'земной' и 'небесный' глобусы. Работая над созданием университетских корпусов и храма Св.Татьяны, Тюрин создал много эскизов, которые хранятся в ГНИМА им. А. В. Щусева и до сих пор выставляются на архитектурных выставках как шедевры зодчего. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] УСАДЬБА 'ПЛЕЩЕЕВО' Евграф Дмитриевич Тюрин был неутомимым тружеником, человеком, просто влюбленным в свое дело, архитектором, который брался за решение любых архитектурных задач не зависимо от их социальной значимости. Будь то дворцы или просто парковые небольшие постройки, городские усадьбы или военные казармы, гауптвахты или парковые беседки, мосты или просто мостики. Во всех случаях его отношение к архитектуре было одинаково ответственным. Е. Д. Тюрин проявил свой талант и в проектировании загородных усадеб. Примером является его работа в знаменитой усадьбе 'Плещеево'. Она находится в черте города Подольска на ул. Плещеевская. В архивах Санкт-Петербурга имеются чертежи усадьбы с подписью Е. Д. Тюрина. Благодаря воссозданному выпускниками Московского архитектурного института проекту подмосковной усадьбы 'Плещеево', мы имеем возможность наглядно ознакомиться с еще одной гранью творчества архитектора. Сколько еще проектов загородных усадеб было создано зодчим, остается пока загадкой. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО Евграф Тюрин был глубоко верующим человеком и соотносил себя со всей христианской мировой культурой. Он с особой теплотой и любовью брался за проектирование и строительство церковных сооружений, воздвигая храмы в Москве и ее пригородах, в Санкт-Петербурге и его окрестностях - всюду, куда его приглашали. В 1834 г. Евграф Тюрин проектирует для Симонова монастыря церковь Св.Николая Чудотворца. Где в отличие от чисто русских традиционных классических форм он придает сооружению черты, присущие готической стилистике и Ренессансу. Его творениями являются воссозданная им вновь Никольская церковь, расположенная неподалеку от Москвы в Домодедово. Интересная по своему архитектурному замыслу церковь Харитона Исповедника в Огородниках и небольшая церковь при манеже Александринского дворца. Вместе с архитектором К.А.Тоном он занимается реконструкцией церковных строений знаменитого Крутицкого Патриаршего подворья. Удивительным по своему изяществу становится его творение - Троицкий собор в Дани-ловом монастыре. Этот небольшой по величине храм оформлен на фасадах тосканскими портиками и завершенный купольной ротондой в строгих формах московского ампира. Строение и по сей день восхищает знатоков совершенством найденных зодчим архитектурных форм. До недавнего времени это изящное произведение церковного зодчества считалось творением архитектора О.И.Бове. Правы историки утверждающие, что рано или поздно время все расставит на свои места, что и произошло во время восстановительных работ в храме. Е. Д. Тюрин создал первоначальный, но так и не осуществленный проект, храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (чертеж которого хранится в ГНИМА им. А. В. Щусева). Он спроектировал храм в готическом духе, что соответствовало стилю Петровского замка. Причем церковь с элементами готики вовсе не изменяла при этом своей главной стилистики - русского радостного храмового зодчества. В архивах ГНИМА им. А.В.Щусева хранится также неосуществленный проект пятиярусной колокольни в Симоновом монастыре, датированный 1832 г. И это не полный список дошедших до наших дней церковных сооружений Евграфа Дмитриевича Тюрина. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР БОГОЯВЛЕНИЯ В ЕЛОХОВЕ (ЕЛОХОВСКИЙ СОБОР) Наивысшей степенью совершенства в области церковного зодчества Е. Д. Тюрина становится его работа над сооружением главного до недавнего времени собора Русской православной церкви - кафедрального собора Богоявления в Елохове, более известного, как Елоховский собор. Этот храм расположен неподалеку от центра Москвы. И место знаменито еще и тем, что в небольшой церкви, стоявшей ранее на этом месте, в 1799 г. крестили А. С. Пушкина. Кафедральный собор Богоявления в Елохове Евграф Тюрин возводил в 1835-1845 гг. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Это место сегодня дорого каждому россиянину тем, что тут находятся такие православные святыни, как мощи святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери 'Всех скорбящих радость'. У северной стены храма под распятием XIX в. находятся: металлическая рака с частицей древа Животворящего Креста Господня, десницы апостола Андрея Первозванного, главы святителя Иоанна Златоуста, мощей Святителя Николая Чудотворца и святого Петра. В Благовещенском приделе собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Евграф Тюрин преклонялся перед творениями великих итальянских зодчих. При проектировании храма в Елохове первоначальной задумкой архитектора был прообраз собора Св. Петра в Риме. О чем свидетельствуют первые варианты эскизов будущего храма. Е. Д. Тюрин хотел более пышно украсить весь квадрат храма - орнаментом, пилястрами, скульптурами, планировал покрыть стены сложным узором. Но церковная общественность того времени настояла на том, чтобы зодчий убрал все излишества декоративного убранства и придал храмовому сооружению больше простоты, что соответствовало бы канонам строительства древних православных храмов. Несмотря на жесткое давление со стороны церковной общественности Е. Д. Тюрину все же удалось, не отступая от традиционного в православном зодчестве куба, завершенного каноническим пятиглавием, создать церковь в рамках европейской ордерной культуры. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Богоявленский собор - торжество позднего классицизма. Даже маленькие приходские храмы, построенные Евграфом Тюриным в стиле ампир, смотрятся внушительными памятниками архитектуры. При проектировании же Елоховского собора архитектор ставил задачу создания грандиозного по своим масштабам храма. Он сознательно пошел на утяжеление пропорций здания для придания ему максимальной величественности и торжественности. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] В решении внешнего убранства собора Тюрин продолжал следовать требованиям академического канона: в нем подчеркнуты пропорциональные соразмерности частей архитектурных объемов, найдено удачное соотношение основного здания с каноническим пятиглавием. При этом Е. Д. Тюрин замечательно преобразовал характерные для храмов средневекового периода барабаны куполов в репрезентативные павильоны-ротонды с большими проемами окон. Их мелкие переплеты создают ощущение легкости и воздушности. Разделяющие их пары колонн полностью закрывают простенки между ними, усиливая эффект движения вверх. Центральный купол словно парит среди подобных ему других четырех куполов, определяя основную вертикальную ось сооружения. Северная и южная стены собора декорированы выступающими порталами-ризалитами с колоннадами и парными пилястрами, как бы поддерживая антаблемент. Вверху между ними широкое полуовальное окно, которое несут две круглые колоннады. Эта своеобразная пространственная декорация, задуманная Е. Тюриным, разрушает монотонность монументального куба, придавая зданию легкость и нарядность. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Колокольня собора представляет собой удивительной красоты вертикальное сооружение. Тюрин проектирует ее состоящую из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками. Нижний регистр колокольни носит торжественный характер: каждая из трех сторон увенчана арками, над которыми расположены треугольные распластанные фронтоны, поддерживаемые парами круглых колонн-столбов. На втором и третьем ярусах по углам размещены по одной круглые колонны. Их словно 'вжимают' под углом широкие пилястры, которые в свою очередь фланкируют арки звонов. Последний регистр колокольни освобожден от декоративных элементов. Он увенчан легкой золоченой маковкой с крестом. Благодаря сквозным аркам-звонам и тонкому белому архитектурному декору это сооружение приобретает прозрачную легкость и невесомость. Войдя в храм через просторный притвор колокольни, мы попадаем в широкую трапезную с низкими сводами, опирающимися на два четырехугольных столпа. С основным храмом трапезная соединена небольшим проходом, на стенах которого помещены восемь икон. Трепетное чувство охватывает каждого, вступившего в пространство главной части собора. Взоры прихожан устремляются вверх - навстречу образу Троицы Новозаветной. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Ее изображение венчает зеркало купола центральной ротонды храма. Свет, льющийся мощным потоком из окон, увеличивает внутреннее пространство собора и освещает изображенные по кругу барабана образы русских святых, покрывая храмовое пространство целиком. Архитектурная роль ротонды, по замыслу архитектора, становится доминирующей в интерьере собора. Опорой этой масштабной и удивительно красивой конструкции служат гигантские опорные арки. Их поддерживают четыре мощных четырехгранных столпа со скошенными углами, пара которых скрыта от наших глаз иконостасом. Столпы принимают на себя всю тяжесть сводов собора. Таковы основные особенности этого грандиозного по тем временам архитектурного сооружения. Это творение принесло Е. Д. Тюрину особую известность, почет и уважение в обществе. Так отзывались современники автора, глядя на собор: 'Изумительное строение божественной красоты', 'Храм замечателен по величине, красоте и изящности архитектуры'. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] И сегодня Богоявленский кафедральный собор удивляет и радует прихожан своим величием. Необходимо отметить, что одновременно с возведением Богоявленского собора в Москве начинается строительство и храма Христа Спасителя - грандиозного храма, посвященного победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. К участию в конкурсе приглашаются самые именитые архитекторы того времени, работающие в Москве и С.-Петербурге, в том числе и Евграф Дмитриевич Тюрин, который на безвозмездной основе предлагал свой проект будущего храма. Проект привлекает к себе внимание, но отклоняется по причине приверженности архитектора к европейской ордерной культуре. В 1832 году из всех представленных работ был утвержден проект архитектора К. А. Тона, выполненный в духе русского традиционного православного зодчества. Учитывая все заслуги Е. Д. Тюрина, его утверждают членом Совета по части строительной и художественной при Комиссии для построения в Москве храма во имя Христа Спасителя. Строительство храма продолжалось почти 44 года. Эти два собора стали впоследствии главными центрами духовной жизни православной России, судьбы которых связаны духовными нитями. Е. Д. ТЮРИН - ИЗВЕСТНЫЙ МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР XIX ВЕКА. Необходимо особо отметить и другую сторону его деятельности как широко известного московского собирателя живописи - коллекционера. Ему удавалось делать много архитекторских проектов московским чиновникам в обмен на произведения живописи. Его собрание составляло около 400 живописных полотен преимущественно мастеров западноевропейских школ, собранное им с 1810-го по 1840-е гг. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Дом тюрина В Москве издавна были известны частные художественные собрания, принадлежавшие богатым вельможам, - Голицыным, Юсуповым, Шереметевым, Ростопчиным. Но открыты они были только для особо приглашенных лиц. Мечтой же Е. Д. Тюрина было создание в Москве именно первой общедоступной художественной галереи. Евграф Дмитриевич был первым в Москве, кто предпринял эту попытку задолго до братьев Третьяковых. И, как утверждают историки, исследователи Москвы: 'если бы она удалась, в Москве была бы не Третьяковская, а 'тюринская художественная галерея'. Сохранился каталог коллекции картин Е. Д. Тюрина. В этом собрании представлены полотна выдающихся европейских мастеров живописи. Е. Д. Тюрин гордился произведениями таких известных живописцев, как Рубенс, Иордане, Ван Дейк (фламандская школа живописи), Корреджо, Перуджино, Андре́а дель Са́рто, Доминикино, Альбани, Маратто, П. де Картони, Каналетто (итальянская), А. Дюрер, Гольбейн (немецкая). Так же в коллекции были представлены картины испанца Веласкеса, французов Миньяра, Лесюера и замечательное собрание русских живописцев Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, В. А. Тропинина. В коллекции Е. Д. Тюрина находились и исторические полотна, и пейзажи, и жанровые композиции, и картины на мифологические сюжеты. По мнению современников, в галерее лучше всего были представлены портреты работы Веласкеса, Гольбейна, Тинторетто, Миньяра. На некоторых картинах из коллекции Тюрина стояли монограммы художников. Среди подписных работ были картины: 'Страшный суд' Адама Эльсхеймера, 'Цветы' Питера Боля, 'Сцена на рынке' Жиля Мостарта, 'Козел в лесу' Гисберта Гондекутера, 'Охота на оленей' Браша, 'Святое семейство' Марселлиса, 'Нимфа' Соламиносси. Украшением его коллекции были полотна таких великих мастеров, как Рембрандт ('Поклонение пастырей'), Гольбейн ('Голова Спасителя'), Жака Жордано (Йордана) ('Бегство в Египет'), Брейгеля (барх.) ('Рай земной'), Тинторетто ('Молодой человек'), Караваджо ('Старик с повязкой'), Мурильо ('Портрет испанца'), Тициана ('Молодая итальянка'). Среди посетителей галереи были академик А. Сухих, профессор В. Шебуев, великий русский художник Карл Брюллов, известные историки С. М. Соловьев и И. Е. Забелин и многие другие известные люди. Впоследствии некоторые картины из коллекции Тюрина оказались в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в Третьяковской галереи. Евграф Тюрин был также страстным книголюбом. Его коллекция книг состояла из редких уникальных изданий, которые он собирал до последних дней своей жизни. Уже к 1826 г. дела Евграфа Дмитриевича складывались успешно, он - титулярный советник и кавалер в Экспедиции Кремлевского строения, у него высокий оклад - 1450 рублей в год. Он женится на Екатерине Алексеевне Бухвостовой, дочери генерала Алексея Никитича Бухвостова из рода известного архитектора Якова Григорьевича Бухвостова. Е. Д. Тюрин покупает земельный участок недалеко от Кремля, напротив Боровицких ворот, с левой стороны от знаменитого дома Пашкова. Он строит по своему проекту двухэтажный особняк, с целью помимо личного жилища создать в нем общественную картинную галерею. Это был дом, который по замыслу должен был стать 'по красоте фасада... украшением сей улицы, поблизости Кремля находящейся', как считал архитектор XIX века Ф. М. Шестаков. Благодаря усилиям Народного художника СССР А. Шилова это здание (ул. Знаменка, дом ?5, напротив Боровицких ворот Кремля) и его интерьеры восстановлены по сохранившимся оригинальным чертежам и эскизам Е.Д.Тюрина. В настоящее время там находится Московская Государственная картинная галерея А. Шилова. При входе в правый зал, есть стенд, где рассказывается о первом владельце - Евграфе Тюрине. *** Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Евграф Дмитриевич Тюрин вместе со своим XIX веком прошел путь архитектора, рисовальщика, гравера, коллекционера. Вся его жизнь - служение России, Москве, православию. Имеются также сведения и о таких его архитектурных творениях в Москве, как жилой корпус Тверского казенного дома Московского военного генерал-губернатора (Проезжий переулок), дома Д. Т. Бибикова (Пречистенка, д.17), Дурасовых (Покровский бульвар, д. 11), здание Запасной аптеки на Чистых прудах (Чистопрудный бульвар, д. 12), здание Константиновского межевого института (1836 г., Старая Басманная улица), Крутицкие казармы (1839 г., Арбатецкая улица, 2/28), здание 3-го Кадетского корпуса им. Александра II, исполненное совместно с архитектором К. А. Тоном (1830-е, Красноказарменная, д. 4), жилой дом Московского Кадетского корпуса (Московская военно-фельдшерская школа) (1850-е, Первый Красно-курсантский проезд,7), служебный корпус (конюшня, артиллерийский склад, интендантский склад) (XIX в., Таманская улица, д. 2, стр. 2 ), главный дом городской усадьбы (Хохловский переулок, д 10, стр. 1), здание Медико-хирургической академии на Рождественке, Императорский Московский почтамт (1829г., Мясницкая, д. 40). В ГНИМА им. А. В. Щусева, в Государственном музее-заповеднике 'Коломенское', в Государственном историческом музее и в архивах Санкт-Петербурга хранятся рисунки, планы строений, чертежи архитектора, как осуществленных им проектов, так и 'чертежи его замыслов'. *** В 1858 г. Евграф Тюрин был назначен директором чертежной при Московской Дворцовой конторе. В 1868 г. он подал прошение об отставке, которое было удовлетворено с присвоением ему чина статского советника и соответствующего пенсиона. Последние годы жизни Е. Д. Тюрин провел в Туле, где он и умер 16 ноября 1875г. Погребен на Всехвятском, старейшем мемориальном кладбище г. Тулы. *** За свои труды во имя процветания отечества, талант и усердие Евграф Дмитриевич Тюрин стал влиятельной фигурой в архитектурных кругах своего времени. Он получил титул дворянина с правом наследования, с занесением в Дворянскую родословную книгу Московского дворянства, чин статского советника. А так же стал кавалером орденов Святой Анны III степени, Святого Равноапостольного князя Владимира IV степени, Святого Станислава III степени, Святой Анны II степени; был награжден 'Серебряной Коронационной медалью'; удостоен знаками отличия: '15 лет беспорочной службы', '20 лет беспорочной службы' и '50 лет беспорочной службы'. Его имя занесено в 'Большую Советскую Энциклопедию', Москва, 1970 г. Архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин [Тюрин А.И.] Именем Е. Д. Тюрина названа одна из улиц Москвы, расположенная напротив дворцово-паркового ансамбля 'Царицыно'. Тюрин Александр Иванович Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Источники и литература: 1.Соловьёв А. В. Е. Тюрин // Зодчие Москвы. - М.: 1981 С. 186-188. 2.Дьяконов М.В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII-XIX вв. // Русский город. М., 1976-1982. Вып. 1-5. Вып. 5. С. 192--194. 3.Хомутецкий Н. Неопубликованные работы Е. Д. Тюрина // Сов. архитектура. 1958. Вып. 9.С. 136. 4.Лотман Ю.М. Люди 1812 года // Беседы о русской культуре. СПб.1994. С. 314-331. 5.Грабарь И.Э. Неизвестные и предполагаемые постройки В.И. Баженова. М., 1951. С. 134. 6.К. В. Пастернак. Архитектор Евграф Тюрин. 'Московский журнал' ? 12 (2009). 8.Бартенев С.М. Большой Кремлевский Дворец. М., 1916. С. 24. 9.Вельтман А.Ф. О новом Кремлевском Дворце // Москвитянин. 1849. Ч. 1. С. 21-93. 10.Бондаренко И.Е. Подмосковные дворцы XVIII в. // Старые годы. 1912. Март. 11.Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1968. Т. 6. С. 304, С. 293. 12.Архитектурные памятники Московской области: В 3 т. М., 1999. Т. 3. 13.Пыляев М. Старая Москва. М., 1996. 14.Романюк С.К. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 165-166. 15.Каулен М.Е. Работы архитектора Е.Д. Тюрина в Коломенском. // Коломенское: М., 1991.С. 92-105. 16.Коломенское. М., 1981. С. 73. 17.Ачаркан. Коломенское. 1918 г., на правах рукописи. Архив Государственного музея-заповедника "Коломенское" (ГМЗК), д. 97а. 18.Бродский Я.Е. Москва от А до Я: Памятники истории, зодчества, скульптуры. М., 1994. С. 176-178. 19.Белянчиков Н.Н. Подмосковные села Коломенское и Нагатинское // Вопр. истории. 1972. 20.Шамурин Ю. Очерки классической Москвы С. 21, 26, 51 и др. 21.Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов. СПб., 1895. 22.И.М. Петербургская летопись // Санкт-Петербург. ведомости. 1849. 9 апр. N 76. 23.Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997. С. 343-346. 24.Ан.В. Неведомый московский собиратель // Среди кол-неров. 1922. N 4. С. 39-42. 25.Брук Я.В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке //Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории: 1856-1917. Л. М., 1981. С. 28-29, 35, 49-50, 68. 26.Булавина Л. и др. Архангельское. М., 1981. С. 18, 20, 32-33, 81. 27.В.П.Г. Отметки московского старожила // Ведомости Московской городской полиции. 1850. 17 августа. 28.Дурылин С.Н. В своем углу. М., 1991. С. 46, 323. 29.Кудрявцев П. Художественные собрания в Москве: Собрание картин, принадлежа-щее господину Тюрину // Московские ведомости. 1852. 1 января. N 1. С. 9-10. 30.Пр-в И. Несколько слов о собрании картин господина Тюрина //Московские ведомости. 1851. 20 сентября. N ИЗ. 31.Степанова С.С. Собиратели западноевропейской гравюры и живописи из среды московской художественной интеллигенции второй трети XIX века // Частное коллекционирование в России: Материалы научной конференции 'Випперовские чтения - 1994'. М., 1995. Вып. ХХУП. С.131-141. 32.Шмидт О. Арбат. М., 1993. С. 40.

  • Комментарии: 1, последний от 08/04/2023.
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Обновлено: 10/02/2018. 51k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.