Александр Иванович Тюрин родился в 1959г. в Средней Азии в горах Тянь-Шаня, в семье геолога и метеоролога.
Александр Иванович получил хорошее художественное образование. С раннего детства будущий художник занимается у замечательного педагога Бориса Петровича Николаева, учителями которого были воспитанники Императорской Академии художеств в С.Петербурге. Педагог, который с первых же дней обучения начал прививать Александру любовь к обязательной академической грамоте и классическому искусству.
Первый учитель-Николаев Борис Петрович, художник педагог.
Тюрин Александр Иванович. Среднее художественное образование он получает, окончив с отличием живописное отделение известного в те годы художественного училища им. П.П.Бенькова в Ташкенте. Высшее образование, окончив так же с отличием на отделении монументальной живописи Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н.Островского. И завершил образование в ассистентуре Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Из разговора с художником: '... Я горжусь своим образованием и своими учителями. ...Как известно в годы Великой Отечественной войны Ленинградский институт им И.Е.Репина, Академии художеств СССР вместе с профессорско-преподавательским составом был эвакуирован в Узбекистан. И это в дальнейшем сыграло огромную роль в формировании изобразительного искусства и его школы в республике. Моими педагогами были ученики художников окончивших Императорскую Академию художеств, учителями которых были такие известные имена, как: П.Е Кардовский, И.Е.Репин, В.Е.Маковский, В.Серов, Н.К.Рерих, К.Коровин, И.Я. Билибин. Горжусь тем, что мне удалось застать это поколение учителей'. Художник с большой гордостью вспоминает имена своих педагогов, такие, как: Валентин Иванович Жмакин, профессор, член Союза художников СССР, Заслуженный деятель искусств, один из ведущих мастеров кисти республики. Ведущий архитектор Узбекистана, академик, почетный член международных академий, доктор Архитектуры М.С.Булатов. Профессора факультета живописи Ленинградского института им. И.Е.Репина, Заслуженный деятель искусств, М.М.Девятов; Б.М.Лавренко, кандидат искусствоведения, Заслуженный, Народный художник России; М.М.Герасимов.
Этап творческого становления художника пришелся, на вторую половину 80-х годов прошлого столетия. На период, достаточно сложного исторического развития страны, эпоху глобальных перемен, отторжения одних морально нравственных принципов общества и становления других. Эпоху, когда узел противоречий в обществе достиг наивысшей точки напряжения. Художника не оставляют равнодушными процессы происходящие в обществе. Он, как подобие сейсмографу времени с особой, свойственной ему интуицией, оценивая происходящее, выражает эти чувства на своих полотнах: ' И вчера был красный дождь', 'Агония', звучащих, как крик души, реакция на все противоречия, возникшие в общественном сознании эпохи. Предчувствуя разрушительную силу надвигающихся процессов, как истинный творец не умеющий утаивать это в себе, художник создает произведения: ' Въезд в Иерусалим', 'Марш', 'Лабиринты', 'Новый Вавилон'. Внутренняя культура автора не позволяет выражать, свои чувства открыто, прямо, возможно даже не достойно, оценивая накал страстей, происходящих в обществе. Находя аналогию в Библейских писаниях, художник, переосмысливая через свое внутреннее сознание, создает художественные произведения на языке современной живописи иносказательного плана. Еще свежа память о прохождении действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР,Краснознаменном Туркестанском Военном Округе, 40-й Армии Афганистана.
950x634, 100k
Заметки из дневника художника: '...Каждый этап жизни, легкий и тяжелый, радостный или грустный становится для меня открытием, определенной школой формирования внутренней философии. Даже служба в Вооруженных Силах СССР, прохождение ' учебки' К ТуркВО, 40-й Армии Афганистана в Туркмении при температуре воздуха доходящей до 56 градусов в тени в июле месяце. Напряженные ночи, когда роту за ротой, взвод за взводом поднимают для отправки в Афганистан, когда дрожащими руками, при свете прожекторов и крик офицеров и сержантов, курсанты забрасывают за спину автоматы... Когда щеки от напряжения втягиваются, глаза проваливаются, выявляя очертания черепа , а пятки десантных полуботинок дрожат при подъеме на носок, все это безусловно оставляет отпечаток, заставляет задуматься о вечных ценностях, формирует сознание, особенно художника. Мы с превеликим удовольствием созерцаем Египетские пирамиды, а каково видеть это зрелище, конечно меньшего размера, на взлетно-посадочной полосе только составленных из цинковх ящиков, в которых тела погибших военнослужащих после проведения военных операций в Афганистане. Благо к этому моменту ты уже частично готов оценивать это с точки зрения будущего художника. За плечами 24 года жизни, художественное училище и три курса института. Или неожиданное продолжение службы в 'Особом батальоне специального назначения КТуркВО', 40-й Армии Афганистана, где каждый военнослужащий, как минимум мастер спорта, более международного класса, ростом под два и более метра, офицеры мастера боевых искусств, а ты тонкая душа, художник и ростом не велик. Или выхолощенные генералы Штаба Военного Округа, с которыми ты ездишь на учения и с инспекционными проверками по округу. Выполняешь заказы на художественно-графические работы для Военных Советов 40-й Армии Афганистана, Министерства Обороны СССР, ЦК ВЛКСМ Вооруженных Сил, Развед управления и отдела контрразведки Штаба Округа. Разрабатываешь нагрудные почетные знаки и медали, почетные грамоты и вымпелы: Нагрудный почетный знак К. Турк В.О. ' За самоотверженный ратный труд (подвиг) ', ' 100 рейсов по Афганистану', ' 100 разминированных мин' и.т. И все это и шлейф машинка, и сито, отделяющее песок от алмазов и это все в тебе, и это все внутри. Безусловно, в дальнейшем все это наложит свой особый отпечаток на твоем творчестве, формировании твоего мировоззрения...'.
950x990, 90k
И, этому он посвящает серию произведений, среди которых работа 'Жертва' звучит, как реквием всем невинно пострадавшим и не только в боевых действиях, но и всех времен и народов всех эпох и всех обстоятельств.
950x350, 82k
Симфоническое звучание серии дополняя, придают работы скорбящих ангелов и ликов святых. Они, как бы сострадают с автором, разделяя с ним эти чувства. Извечные проблемы, темы внутреннего противостояния между духовным и материальным мирами художник выражает в символической форме в произведении 'Пейзаж ? 1'. Автор находит гармонию сосуществования этих двух понятий, выраженную в художественной форме, преподнося на красном фоне как бы наполняя кровом наделяя изображенные предметы жизнеспособностью. И все это, как раскалившаяся магма, проснувшегося вулкана из глубины подсознания со свойственным напряжением времени выплескивается автором в целую серию произведений, которая в дальнейшем получит название 'Знак Беды'.
950x431, 93k
950x335, 69k
950x512, 75k
На подъеме своего творческого становления в 90-е годы художник живет и работает в Москве. Москва кипит своей бурной художественной и общественной жизнью, находясь в состоянии прорыва, в какое-то новое качество.
950x558, 98k
Художник начинает адаптировать свое сознание в современных условиях, посещая выставки современных западных художников, сопоставляя и анализируя процессы, происходящие в российской художественной культуре. Изучает великое классическое наследие и древнерусское искусство в лучших музейных собраниях. Создает новые произведения, пополняя уже существующую коллекцию. Его приглашают с выставками ведущие московские галереи. Выставки автора проходят в Государственной Думе Российской Федерации, Парламентском Центре России, а так же работы художника экспонируются в Центральном Доме Художников, Третьяковской галерее. Его замечают западные эксперты и приглашают к участию в крупнейших международных художественных проектах. Работы автора видит европейский зритель в галереях: Бельгии, Австрии, Германии, Англии, и американский в известном выставочном комплексе 'Музей истории Соединенных Штатов Америки' в Вашингтоне. Все это детонирует стремительный рост и формирование личности художника.
950x448, 63k
950x512, 57k
Творчество Александра Тюрина на столько многогранно, что на его выставках можно увидеть и академические работы, преимущественно портреты, демонстрирующие прекрасную академическую школу в начале творческого пути, до последних, характеризующих его уже, как сложившегося мастера со своей особой и ярко выраженной художественной манерой, широким мировоззрением и богатейшим интеллектуальным багажом знаний.
950x455, 84k
Приоритетными жанрами для художника являются картина, пейзаж, натюрморт. Однако резкой границы между ними он не делает. Порой пейзаж сочетается с натюрмортом, и тогда возникают композиции, полные внутренней жизни, с целым рядом эмоциональных и художественных ассоциаций. Художник умело стилизует формы, чаще всего через кубистические объемы, мастерски разрабатывая контрастность цветовых отношений. И тогда они либо сдержанно деликатны, либо откровенно декоративны в использовании ярких и насыщенных цветов - например, теплого или знойного желтого, выдавая в нем также присутствие и восточной ментальности.
950x512, 56k
950x512, 100k
За Александром твердо закрепилось качество художника тонкого, изящного вкуса, владеющего всей полнотой грамоты своего ремесла, виртуозной моделировки формы, изысканного колориста, мастера свободной импровизации.
950x433, 98k
Все работы художника отличает художественная законченность, внутренняя личностная и изобразительная эстетика, высокий художественный вкус.
Пытаясь понять творчество художника, искусствовед словно заглядывает в глубокий колодец под названием "душа".
И иногда в ясный день в нем можно увидеть звезды.
Если живопись - это способ мыслить и чувствовать, то красочные полотна - это отражение души художника. Эти мысли возникли у меня, когда я рассматривала произ-ведения ташкентского живописца Александра Тюрина. Дело в том, что мой тридцати-летний стаж искусствоведа позволяет утверждать, что ключевыми словами в анализе
творческого пути художника нередко являются "искренность" и "душа".
Александр свою душу заставляет трудиться уже давно, подключая к этому про-цессу и интеллект, и интуицию, и сознание, и подсознание. Художественное образова-ние Тюрин получил в Ташкенте и Ленинграде. Юношей он постоянно стремился к но-вым знаниям и эмоциям, необыкновенным впечатлениям, изучая всю многогранность мировой и среднеазиатской культуры, интересуясь историей и археологией своего ре-гиона. В его творческом архиве - сборник стихов под названием "Монолог моей души". Во время учебы в художественном училище А. Тюрин принимал участие в археологи-ческих раскопках, за его спиной многие километры путешествий по Средней Азии и
России.
Знакомство художника с археологами вылилось в "Пейзаж ?2", в котором выра-жено ощущение современного человека о раскопках древнего городища. ...Много веков назад на этом месте, в этих строениях бурлила жизнь, но прошло время, и о древнем городе можно получить представление только по остаткам этих стен...
Студенческие годы отмечены влиянием академизма - он начинал свою учебу в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина в Ленинграде, а за-кончил отделение монументальной живописи Ташкентского театрально-художествен-ного института. Руководителем дипломной работы А.Тюрина был Валентин Жмакин - известный последователь реалистической школы. В эти годы Александр оттачивал ри-сунок, изучал проблемы живописи, осваивал культуру цвета. Его особенно привлекает творчество Ван Дейка, разработавшего понятие "живописности", других классиков ми-ровой культуры. В поисках выразительности живописной поверхности холста он много пишет. А это - самая главная школа для художника. После окончания института посту-пает в целевую ассистентуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архи-тектуры имени И.Репина, Академии Художеств СССР, по направлению ' Рисунок и жи-вопись'. Его руководители - известные художники - профессора Академии, академики.
Начав самостоятельный путь как живописец, Тюрин сблизился с Юрием Талдыки-ным, ставшим его духовным учителем и сыгравшим значительную роль в становлении его как художника и личности. Определенную роль в формировании А. Тюрина как ху-
дожника сыграло также изучение и осмысление вечной книги - Библии. И это не слу-чайность. Бурные перестроечные времена, нестабильность и крах устоявшегося начала требовали от людей поиска чего-то вечного и незыблемого. Тогда многие обратились к религии как к спасительной соломинке. Но Тюрин не стал верующим. В библейских мифах он нашел тот стержень, который позволил его душе выстоять, не надломиться. Так возникла серия живописных полотен "Знак беды", в которой художник выразил свои мысли и чувства о жизни и о себе. Эта серия и составила основу его персональной выставки, состоявшейся в Ташкенте в 1993г. С тех пор на счету у Тюрина уже около двадцати выставок, в том числе в Москве, Вашингтоне, Лондоне, Вене, Франкфурте-на
-Майне.
Зрителей и специалистов произведения Александра Тюрина привлекают как своей оригинальной манерой самовыражения, так и воплощенной в них идеей. Выбор стилис-тических направлений определяют своеобразие и самобытность почерка художника и прежде всего неоднородность стилистических пристрастий. Отдельные полотна живо-писца следует отнести к символизму, поскольку в них воплощены его философские раз-мышления о времени, о жизни, о месте, занимаемом художником во времени. Стилисти-чески они выражены линейно-пластическим экспрессионизмом и супрематизмом. Дру-гие полотна - "чисто" экспрессионистические поиски, где на первом месте - эмоции, где А. Тюрин в красках выражает свое внутреннее изменяющееся состояние. В его твор-честве замешаны два начала - аналитичность мышления и эмоциональный всплеск. Причем сознание явно довлеет над интуицией. Все это, безусловно, отражается в живо-писных полотнах. В серии "Знак беды" есть картина "Новый Вавилон". Тема Вавилон-ской башни - одна из вечных в истории мировой живописи, но у каждого художника свой Вавилон, свое понимание разобщенности человечества. Александр соединил эту тему с темой саранчи, к которой он часто обращается. Саранча, прожорливая и неистре-бимая, покрыла землю после того, как люди, не поняв друг друга, бросили строитель-
ство общего Дома.
Десять лет, прожитые Александром в Москве, стали годами самоутверждения и самореализации, временем бурной столичной жизни. Причем ни с кем из московских художников он близко не сошелся, не пытаясь войти ни в один художнический или политический клан, хотя возможности для этого были. И причина этому - его душа, которая не терпит лжи и насилия, а стремится быть свободной и независимой. Здесь уместно заметить, что большое место в душе Александра занимает его жена Милена, которая охраняет его душевный покой и делает все, чтобы их дом был спокойной га-
ванью, где он смог бы отдохнуть от жизненных невзгод и неурядиц.
Живописным символом этой гавани, местом, где отдыхает душа, истерзанная и обугленная, стало полотно "Силентина". Потрепанные парусники явились в порт после долгих и жестоких штормов. И пусть истлели их паруса, но синяя лазурь морской лагу-ны и ласковый берег излечат все раны. С темой моря связано полотно с очень сложным названием -"Брахистохрона". На первый взгляд, это морской пейзаж бурного моря, кру-той волны, несущей мусор - бревна, обломки деревьев, щепки. Но, всмотревшись, пони-маешь, что это - символ современной жизни, когда судьба, как девятибалльный шторм, внезапно подбрасывает человека, как щепку, вверх, а затем низвергает вниз, в глубины моря. Видимо, не случайно у картины такое сложное название, заимствованное из физи-ки движения точки. Говоря о жанровых пристрастиях Тюрина, отмечу, что приоритет-ными для него являются картина, пейзаж и натюрморт. Однако резкой границы между ними он не делает. Порой пейзаж сочетается с натюрмортом, при этом возникает "Зим-няя дыня", когда изображение разрезанной дыни, лежащей на подоконнике, дополняет-
ся розовеющим вечерним ландшафтом гор, создавая ощущение щемящей грусти.
В последние годы Тюрин стал работать лапидарными средствами, не вдаваясь в детали. Триптих "Древо" выразителен не только замыслом, но и необычным решением. Приемы, которыми изображены ствол и крона дерева, отбрасывающего тень, напоми-нают детский рисунок. О профессионализме же свидетельствует трактовка тени, соз-дающая глубину пространства и являющаяся главной темой триптиха. Вертикальный холст средней части триптиха по сравнению с центральной частью вполовину меньше, он повторяет тот же сюжет - дерево и его тень. И, наконец, последний холст триптиха, представляет только треть центральной части. Он изображает только тень, без дерева. Все три части можно компоновать по-разному, варьируя их в зависимости от условий экспозиции. В "Древе" Тюрин довел пейзаж до выразительности картины. В средствах выразительности А.Тюрин нередко использует четкую глубокую тень, создающую глу-бину пространства, кубистические объемы, умело разрабатывая контрастность цвето-вых отношений. Знойность азиатского лета с его палящим солнцем, выжигающим цвет и превращающим все в раскаленное марево, воплощена в полотне "Тень", где изобра-жен аксакал, медленно бредущий к дереву, чтобы скрыться в его спасительной прохлад-ной тени. Кубистически - супрематическим можно назвать пейзаж А.Тюрина "Розовый день". Геометризированные кубики домов, расположенные по принципу восточной ми-ниатюры - что "дальше, то выше", окрашены в теплый охристо-розовый цвет благодаря отсвету марева заката, а небо с розовеющими облачками бросает блики зеленоватыми отсветами. В произведении "Дама в желтом" интересно раскрыта тема женщины. Карти-на написана "желтым по желтому", подчеркивая живописное мастерство художника, де-монстрируя блестящие возможности колориста. В изящной пластике женского тела, в плавном изгибе золотистого силуэта создан образ женщины, соединившей гогеновскую страстность и стильность русского модерна. Влияние французских постимпрессионис-тов заметно в двухфигурной композиции "День любви". Крестообразное размещение фигур напоминает гогеновские композиции, но в ортогональном расположении ковра, в бликах желто-голубых теней Тюрин показывает "восточность" своей ментальности. То же самое можно сказать о трактовке вазы, которая изображена на переднем плане. Со-единение двух проекций - ортогональности и фронтальности - пришло после того как художник пригляделся к натюрмортам, изображенным на восточных миниатюрах. Он
учится и у своих маленьких дочерей, когда они вместе занимаются живописью.
В творчестве Александра Тюрина большое место занимает жанр натюрморта. Он работает в основном экспрессивной линией, создавая геометризированные силуэты предметов, а затем красочно разрабатывая живописные плоскости и объемы. В основе композиционных замыслов художника лежат пространство и цвет, которые он превра-щает в "знак - формулу". А этот знак может быть и "Предвкушением", и "Банановой рапсодией", и "Вечерним коктейлем". Несмотря на солидный художнический опыт Александра, я думаю, что у него впереди новые вершины и новые открытия. В полотнах живописца ощущается работа его души. Духовный труд незаметен на первый взгляд, ибо это внутренний процесс, а именно это и есть творчество художника, который утверждает красоту жизни.
Гульсара Бабаджанова, кандидат искусствоведения.
Институт искусствознания Академии художеств Узбекистана.
950x335, 83k
1990-1991 гг. член Молодежного объединения художников Союза художников СССР. 1992-1997 - член Союза художников Узбекистана. 1993 - член ' МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ХУДОЖНИКОВ ЮНЕСКО'. Москва. 1997 - член творческого объединение художников Академии художеств Узбекистана. 2009 - член Профессионального союза художников России, член Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров Фонда Форума культуры и искусства Узбекистана.
950x519, 53k
950x419, 53k
Работы А. Тюрина находятся в частных собраниях: Узбекистана, России, США, Японии, Израиля, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Турции, Кореи, Казахстана, Киргизстана и др.
1986 - Благодарность ЦК ВЛКСМ Вооруженных сил СССР - за создание Почетного
нагрудного знака ' За самоотверженный ратный труд. Краснознаменный Туркестанский Военный Округ' для награждения военнослужащих 40-й Армии Афганистана.
1986 - Благодарность Политуправления Штаба Округа КТуркВО - за создание серии
наградных вымпелов для награждения военнослужащих 40-й Армии Афганистана. 1986 - Благодарность Политуправления Штаба Округа КТуркВО - за активное участие в
создании медали ' От благодарного афганского народа' и других почетны знаков для награждения военнослужащих 40-й Армии Афганистана.
1987 - Диплом Академии художеств СССР - за серию графических работ. 1987 - Диплом Советского фонда Мира - за активное участие в деятельности Советского фонда мира. 1989 - Диплом Академии художеств СССР -- за серию графических работ 'Образы времени'. 1994 - Благодарность Федерального Собрания Государственной Думы Р. Ф. - за проведенные персональные выставки в Общественно-политическом центре Р.Ф. и Федеральном Собрании Государственной Думы Р.Ф. 1995 - Благодарность Посольства Р.Ф. в Р.Узбекистан - за активное участие в организации выставок и укрепление связей между культурами России и Узбекистана. 2001 - Диплом Академии художеств Узбекистана - за участие 'Tashkent international Biennale of Contemporary ART 2001'. 2004 - Благодарность Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Р.Ф. - за активное сотрудничество в деле поддержки и развития русской культуры в Узбекистане. 2004 - Диплом Фонда Форума культуры и искусства Узбекистана - за активную творческую деятельность. 2007 - Диплом Академии художеств Узбекистана - за участие 'Tashkent international Biennale of Contemporary ART 2007'. 2009 - Диплом Академии художеств Узбекистана - за участие 'Tashkent international Biennale of Contemporary ART 2009'. 2010 - Благодарность Международной Конфедерации Союзов Художников - за активную творческую деятельность, творчество, соединяющее в себе традиции и современные веяния, культуры России и Узбекистана. 2010 - Благодарность Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров Узбекистана - за вклад в развитие искусства Узбекистана. 2010 - Серебряная медаль Академии художеств Узбекистана - за активную творческую деятельность и создание произведений: 'Безмолвие', 'Вечность', 'Красный джаз'.
950x365, 81k
950x365, 85k
2010 - Лауреат Национальной премии 'Человек года' ТОП-АРТ 2010. Диплом Кабинета Министров Республики Узбекистан в номинации 'Выставка года'.
2014 - Указом Президента Республики Узбекистан присвоено звание " Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан"
2014 - Избран председателем секции живописи Творческого объединения художников, Академии художников Узбекистана.