Тюрин Александр Иванович
Художник Валентин Иванович Жмакин

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Обновлено: 29/06/2018. 20k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 8 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Творческая деятельность художника Валентина Ивановича Жмакина.

  •   
      
      Художник Валентин Иванович Жмакин. Член Союза художников СССР, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор. [Художник Валентин Иванович Жмакин.] Валентин Иванович Жмакин. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор.
      
      
      
      
      Художник Валентин Иванович Жмакин.
      
       Имя Валентина Ивановича Жмакина широко известно в художественных кругах Узбекистана. Созданными произведениями он достойно вошел в список ведущих мастеров изобразительного искусства Узбекистана 20-го века, таких, как: Л. Буре, П.П. Беньков,
      З.Ковалевская, А. Волков, О.Татевосян, В.Уфимцев, У.Тансыкбаев, Р.Ахмедов, Н.Кузыбаев и др.
      Его творческий путь приходится на вторую половину 20-го века. Созданными произведениями такими, как ' Женщина без паранджи' 1957г., ' На строительстве Ангрен ГРЭС' 1958г., ' В степи' 1958г. В.И.Жмакин заявил о себе, как состоявшийся мастер способный работать с большими жанровыми полотнами, в том числе и на исторические темы. Эти произведения и многие другие вошли в собрание национального музея искусств и его филиалов в Узбекистане. Их можно увидеть в художественных изданиях республики того периода. За свой творческий путь В.И.Жмакин создал немало замечательных по исполнению произведений живописи. Это и прекрасные портреты, со своим высоким уровнем профессионального исполнения и передачи образов. Своеобразные по колориту пейзажи, удивительные по цветовому и композиционному строю натюрморты, легкие на одном дыхании исполненные этюды со своим специфическим настроением. Одним словом хватко и грамотно с хорощо узнаваемым почерком, как в дальнейшем стало принятым говорить в художественной среде Узбекистана ' жмакинским почерком' или 'по-жмакински'.
       Большой поклонник мастеров русского изобразительного искусства, таких, как: Г,Семирадский, В.Поленов, И.Репин, В.Серов, Н.Фешин, В.И.Жмакин всегда ставил в пример своим ученикам полотна созданные этими мастерами. Особенно он отмечал полотна ' Христос и грешница ' В.Поленива и ' Фрина на празднике Посейдона в Элевзине' Г.Семирадского. Был прямым продолжателем великого наследия русской педагогической школы изобразительного искусства, выработанной к началу 20-го века профессорско-преподавательским составом Императорской Академией художеств в Петербурге. Воспитал не одну плеяду художников, имена которых можно не редко встретить в художественных изданиях разных стран.
      Горжусь тем, что не только учился, защитил дипломную работу под его руководством, но и на открытии моей персональной выставки в Москве в 1994году от него лично получил право называться его учеником.
      
       Член творческого объединения Академии художеств Узбекистана
       Александр Тюрин.
      
      
       Основные произведения художника. Снятие паранджи. холст, масло  114 х 200  1957г. [Художник Валентин Иванович Жмакин.] Художник Валентин Иванович Жмакин. Снятие паранджи. холст, масло 114 х 200 1957г. Поездка в район. холст, масло  90 х 199  1963г. [Художник Валентин Иванович Жмакин.] Художник Валентин Иванович Жмакин. Поездка в район. холст, масло 90 х 199 1963г. Мальчишки.  холст, масло  160 х 199  1963г. [Художник Валентин Иванович Жмакин.] Художник Валентин Иванович Жмакин. Мальчишки. холст, масло 160 х 199 1963г. Портрет шофера. холст, масло  100 х 150  1964г. [Художник Валентин Иванович Жмакин.] Художник Валентин Иванович Жмакин. Портрет шофера. холст, масло 100 х 150 1964г. Всадник в степи. холст, масло 65 х 86  1975г. [Художник Валентин Иванович Жмакин.] Художник Валентин Иванович Жмакин. Всадник в степи. холст, масло 65 х 86 1975г. Строительство Ангренской ГРЕС.  Этюд к картине. холст, масло  60 х 80  1958г. [Художник Валентин Иванович Жмакин.] Художник Валентин Иванович Жмакин. Строительство Ангренской ГРЕС. Этюд к картине. холст, масло 60 х 80 1958г. Валентин Иванович Жмакин. Родился 5 марта 1928г. в с. Усовка, Горьковской ( Нижегородской ) области. 1939г. переезжает с семьей в Ташкент. 1944-48г.г. С отличием окончил Республиканское художественное училище им. П.П.Бенькова в Ташкенте. 1948-54г.г. С отличием окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. С 1954-92г.г. живет и работает в Ташкенте. В 1992г переезжает в Москву. Умер в Москве в 2007г. ( Похоронен на одном из подмосковных кладбищ). Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Член Правления Союза художников Узбекистана. Член Правления Союза художников СССР. Декан художественного факультета. Профессор кафедры монументального искусства Ташкентского театрально-художественного института им А.Н.Островского. УЧАСТИЕ ХУДОЖНИКА НА ВЫСТАВКАХ 1957 г. Выставка произведений художников Узбекистана, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Ташкент. 1957 г. Всесоюзная художественная выставка посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва. 1958 г. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию ВЛКСМ. Москва. 1959 г. Выставка произведений изобразительного и народно-декоративного искусства Узбекской ССР. Москва. 1960 г. Выставка новых произведений художников Узбекистана. Ташкент. 1961 г. Всесоюзная художественная выставка. Москва. 1962 г. Республиканская художественная выставка. Ташкент. 1963 г. Изобразительное искусство Узбекистана. Ташкент. 1963 г. Республиканская художественная выставка. Ташкент. 1964 г. Республиканская выставка 'Советский Узбекистан'. Ташкент. 1967 г. Изобразительное и народное искусство Узбекистана. Минск. 1967 г. Всесоюзная юбилейная художественная выставка. Москва. Посвящается 50-летию со?ветской власти. 1969 г. Выставка произведений изобразительного искусства Узбекистана в Монголии. Улан - Батор.. 1970 г. Юбилейная художественная выставка 'Ленин с нами'. Ташкент 1972 г. Изобразительное искусство Узбекистана. Алма-Ата. 1972 г. Межзональная выставка республик Средней Азии и Казахстана, посвящается 50 - летию образования СССР. Москва. 1974-75 гг. Республиканская художественная выставка, посвященная XXV съезду КПСС и IX съез?ду КП Узбекистана. Ташкент 1976 г. Республиканская художественная выставка, посвященная 50-летию УзССР. Ташкент. 1976 г . Международная выставка 'Достижение торгового обслуживания в СССР' с показом экспонатов жилищного и культурно-бытового назначения. Монголия. 1977 г. Республиканская художественная выставка, посвященная 60-летию Великой Октябрь?ской Революции. Ташкент. 1978 г. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 60-летию Советских вооруженных сил. Москва. К 50-летию Валентина Ивановича Жмакина. Вo второй половине 50-х годов в совет?ском изобразительном искусстве шел интенсивный процесс накопления новых качеств. Послевоенная действительность, заполненная героикой новостроек, пафосом созидания, напряжением обновления буквально во всех областях жизни Советского государства предопределила рождение не только новых жанров искусства, но и переосмысление устоявшихся. Поиск наиболее емких, острых, выразительных, эмоциональных обра?зов, обновление стилистики и привычных приемов стали одной из ост?рейших творческих проблем живописи, особенно четко проявившихся в сюжетно-тематической картине и портрете. Именно в эти годы и пришел в искусство Узбекистана Валентин Иванович Жмакин. Его первая картина 'Женщина без паранджи' сра?зу же определила творческие позиции художника, серьезность его инте?ресов, стремление работать над главнейшими вопросами современного искусства. Написанная в лучших традициях русско-советской исторической картины с ее четкой социальной направленностью, реальным жизнен?ным содержанием, психологической разработкой характеров вместе с тем 'Женщина без паранджи' была одним из произведений живописи Узбекистана, в котором проявился не только возросший профессиона?лизм молодых, но и их стремление к утверждению собственной индиви?дуальности. Убедительность пейзажа, национальная характерность ти?пажа, пластика жестов, точность отбора деталей, трактовка колорита и света свидетельствовали не только о личной одаренности живописца, но и о том, что жизнь Узбекистана близка и хорошо знакома автору. Было очевидно, что кроме материалов, почерпнутых Жмакиным в раз?личных исторических источниках, в картине живут впечатления недав?него детства, все то необычное, что поразило воображение мальчика, когда он вместе с родителями переехал в Ташкент из средней полосы России. Обилие солнца, света, непривычная архитектура старогород?ских улиц, загорелые лица и красочность одежд, глубокие синие тени под раскидистыми деревьями и журчание арыков - все было так не по?хоже на природу его родных мест. Картина экспонировалась на республиканской и Всесоюзной вы?ставках, была отмечена Дипломом на Всесоюзной выставке '40 лет Комсомола'. Среди лучших произведений была отобрана на ретроспек-тивную декадную выставку изобразительного искусства республики в Москве. Природная одаренность будущего художника проявилась рано. Приезд в Узбекистан, занятия в школьной студии во Дворце пионеров, встречи с художниками окончательно определили выбор жизненного пути. Окончив Республиканское художественное училище им. Бенькова, а в 1954 году Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной в Ленинграде, Валентин Жмакин возвращается в Таш?кент. Он получил уникальную, по тем временам, специальность худож?ника архитектурно-художественной керамики. Но найти ей применения не смог, т. к. произведения монументального искусства в, то время почти не создавались. Немногим более десятилетия прошло после окончания тяжелейшей войны и естественно, что все силы и средства страна на?правляла на восстановление разрушенного хозяйства. Молодому мону?менталисту пришлось до времени оставить свои мечты о мозаиках и фресках в архитектуре, в которых профессиональное умение, граждан?ские идеалы художника нашли бы полнозвучный выход. Следует отметить, что работа в станковой живописи привлекала Жмакина не меньше, об этом свидетельствуют его сочные, звонкие по цвету пейзажи, такие как: 'Колхозный двор', этюды, написанные в эти годы в старинных городах Узбекистана. Став членом Союза художников, Жмакин активно включается в жизнь коллектива. Он много ездит по республике, которая в эти годы становится похожей на огромную строительную площадку. Пишет этю?ды в колхозах, где идет активное перевооружение сельского хозяйства. Среди сюжетов и тем, которые в изобилии дарит ему жизнь, молодой художник умеет выбрать главное существенное, но обязательно близкое его художественной индивидуальности, его живописному дарованию. Так, в ряде работ, посвященных строительству Ангрен ГРЭС, Жмакин стремится выразить напряженный пульс времени, грандиозность замыслов и свершений его созидателей. Композиции индустриальных пейзажей построены так, что подчеркивают масштабную значитель?ность сооружений, а насыщенный колорит придает пейзажам празднич?ность ощущений. Стремясь избежать сухой документальности, худож?ник находит в композиционном строе, в живописи своих полотен такие черты и качества, которые смягчают, 'очеловечивают' жесткие ритмы индустриальных сооружений, подчеркивают их строгую красоту. Как итог впечатлений и размышлений художника им был создан триптих 'Узбекистан индустриальный' (написан, совместно с В.П.Соседовым - тоже монументалистом по образованию). В триптихе воеди?но сплелись стремления художников, ищущих образы, адекватные су?ществу избранной темы, и поиски более глубоких, более монументаль?ных форм выражения. Движимый стремлением больше знать, больше видеть Жмакин едет в длительную поездку в Алтайский край (центр освоения целин?ных и залежных земель), в Голодную степь, где идет борьба за новые посевные площади под хлопок. На основе собранных материалов он пишет ряд жанровых портретов и картин: 'Васильки', 'Колхозный ко?нюх', 'Шофер', 'В степи', 'Дорога на Янгиер', 'Мальчишки', 'Жар?ко' и другие. Художник словно ведет зрителя по нашей земле, останавливая его внимание на рядовых, каждодневных делах человека. Но эти рядовые события обретают значительность благодаря тому, что живописец от?крывает перед зрителем разнообразие человеческих судеб и характе?ров, чувств и мыслей. В каждом сюжете найден такой его аспект, кото?рый не только подчеркивает новизну происходящего, но и раскрывает такие его стороны, которые обыденному жизненному явлению придают поэтическое звучание, особую теплоту и человечность. Герои Жмакина это не только 'делатели' и созидатели, но и ро?мантики, устремленные в будущее. Это 'Мальчишки', в которых все, начиная с содержания, композиции, деталей колорита, символически раскрывают устремленность в будущее. Это овеянная поэзией, тонкая по живописи 'Степь' и звенящая современными ритмами 'На полу?станке', лирическая, очень личностная 'Васильки'. Рождению каждого произведения предшествовали не только сбор этюдного материала, но и кропотливая работа над эскизами. Множест?во рисунков отдельных деталей, варианты композиционных и цветовых решений рассказывают о том, как настойчиво и последовательно вы?кристаллизовывалась мысль художника, обретая выразительность, на?полняясь чувствами и той лирической, камерной интонацией, которая безошибочно находит путь к сердцу зрителя. При всем том, что некоторые из полотен остались несколько неза?вершенными в живописном отношении, они привлекали зрителя дове?рительностью выраженных в них интонаций, личностным отношением и выгодно отличались от холодно-парадных многофигурных композиций на эту тему. Как бы продолжением лирико-романтической линии в творчестве Валентина Жмакина стали картины 'Мелодии Хамзы' и 'Хамза на фронте', написанные к юбилею поэта. И снова в замысле этих работ Жмакин выбирает такие сюжеты, такие образы, которые раскрывают главное, существенное в образе Хамзы Хаким-заде Ниязи - поэтиче?скую природу, духовную наполненность его творческой личности. Ведь главным 'оружием', главным делом жизни Хамзы была его револю?ционная поэзия. Интерес к осмыслению исторической темы - одна из особенностей творчества художника во всех этапах его творческой деятельности, во всех видах искусства, которыми он занимался. Эта тема разрабатывает?ся в станковых произведениях 'Тревожная весна', 'Сжигание паранд?жи'. В этих работах сосуществуют, иногда противоборствуя, иногда проникая друг в друга, две ситемы живописного видения мира. Од?на - это намеренная монументализация архитектоники картины, отобранность деталей, сдержанность колорита, обобщенность живописной манеры. Другая - это стремление к психологизации образов, к компо?зициям и сюжетам, построенным по принципам станковой живописи. 'Флаг над кишлаком'- одна из последних по времени картин, напи?санных на революционую тему. Выразительная композиция, красивый колорит, удивительно точно найденное соотношение масштабов пейза?жа и жанровой сцены, статики и движения создают эмоциональное, волнующее ощущение, передают романтически-цельный образ времени революционных лет. В ней как бы объединены итоги поисков художни?ка, найдена точная мера монументализации образа, колористическая выразительность и динамика композиции. Следует подчеркнуть, что поиски Жмакин всегда ведет в русле реалистических традиций, что содержание всегда определяет форму его работ, что качества национального своеобразия художник ищет не в области чистой формы, а в особенностях национального характера, в конкретно-исторических условиях жизни народа. В области монументального искусства В. И. Жмакин выполнил ряд работ - это эскизы для мозаик в новом здании Цирка и каскада фон?танов на берегу Анхора, панно для ВДНХ УзССР и панно на тему 'Хлопзавод' для музея истории народов УзССР в Ташкенте. В 1970 году он получил задание на выполнение мозаичной роспи?си для издательства ЦК КП Узбекистана. Разрабатывая эскиз (когда здание уже было построено), художник учитывал, что огромная по раз?мерам стена (12X120 м) выходит на одну из центральных площадей столицы, к музею им. В. И. Ленина и хорошо просматривается с Красной площади. Учитывая эту архитектурную и планировочную ситуацию, понимая 'организующее' значение и идейную нагрузку росписи, Жмакин избрал темой росписи главнейшие этапы революционной борьбы и становление советской власти в Узбекистане. К выполнению картона художник привлек товарищей. Картон был выполнен в цвете и укреп?лен на месте. Он получил одобрение художественной 'общественности, но, к сожалению, административные неурядицы помешали выполнить его в мозаике. В 1978 году на строительстве Ташкентского метрополитена В. Жмакин со своими учениками Хабибулиным и Логиновым воплотил свои замыслы, разработав тему Великой Отечественной войны на станции им. Сабира Рахимова. По эскизам Жмакина оформлены два вестибюля. Небольшое и вы?сокое помещение, вместе с тем возможность просмотра росписи изда?лека (с поднимающегося вверх эскалатора), поставили перед автором довольно сложную пространственную ситуацию. И думается, что со?вершено, закономерно найденное им решение росписи в символико-геральдическом плане, в сдержанном колорите, чуть-чуть усиленном по отношению цветового звучания серого мрамора архитектуры. Лишь там, где нужно было подчеркнуть смысловые акценты и ком?позиционные узлы, очень осторожно и деликатно введен цвет. Вписался в общую композицию и горельефный портрет генерала Сабира Рахимова. В той же стилистике сделаны латунные рельефы над эска?латорами. Они увязаны по масштабам и сдержанному блеску патини?рованного металла с мозаикой и довершают впечатление единства всего замысла. Нельзя не сказать особо и о педагогической деятельности В.И.Жмакина, который после возвращения из Ленинграда становится педагогом РХУ им. Бенькова. Знающий и требовательный, строгий, но справедливый молодой педагог быстро завоевал доверие своих уче?ников. 'Валентин Иванович - хороший педагог,- вспоминает заслужен?ный деятель искусств УзССР Рузы Чарыев.- Если бы не он, то, пожа?луй, мне не удалось бы поступить в Ленинградский институт. Он терпе?ливо учил нас основам искусства. Не сковывая нашу творческую инди?видуальность, он нас, молодых, горячих, деликатно, но настойчиво 'спускал с небес на землю', когда мы наивно и самоуверенно полага?ли, что все тайны искусства нам уже известны!' Педагогика - второе призвание Жмакина, который руководит кафедрой монументальной живописи в ТТХИ им. А.Н. Островско?го. Двадцатьпять лет Валентин Иванович отдал педагогической работе. Его ученики работают в разных республиках нашей страны. В течение многих лет В. И. Жмакин - член Правления Союза ху?дожников УзССР, член Правления Союза художников СССР. Он был организатором и первым председателем секции монументального искус?ства, работал в Худсоветах, экспертной комиссии и выставкомах. Дважды съездами художников избирался заместителем председателя Правления Союза художников УзССР. Творческая, педагогическая и общественная деятельность В. И. Жмакина была отмечена присвоени?ем ему в 1964 году звания Заслуженного деятеля искусств УзССР. Верность идейным принципам реалистического искусства, постоян?ное совершенствование мастерства, опыт, знания, стремление сохранить свою творческую индивидуальность, всегда оставаться самим собой. Произведения Жмакина расскажут о сложных поисках художника, о том, что его творчество прочны-ми нитями связано с жизнью республики, с делами ее людей, с духов?ным ростом ее народа. Секретарь правления Союза Художников Узбекистана М.В.Мюнц. Ташкент 1979г. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Председатель секции живописи Творческого Союза художников, Академии художеств Узбекистана Тюрин Александр Иванович

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Обновлено: 29/06/2018. 20k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.