Аннотация: "ТРАНЗИТ" Юбилейная выставка художника Александра Тюрина. Творческий союз художников, Академия художеств Узбекистана. Русский культурный центр Узбекистана.Ташкентская и Узбекистанская епархия.
Александр Тюрин - известный художник-живописец, Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана, преподаватель кафедры монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзода Академии художеств Узбекистана.
1959 Родился в Средней Азии горах Тянь-Шаня, семье геолога и метеоролога.
1981 Окончил живописное отделение Республиканского художественного училища им.
П.П.Бенькова. Ташкент. /Диплом с отличием/.
1981/83 Учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
1984/86 Служба в ВС СССР. КТурк ВО, СБОН, 40-я Армия Афганистана.
1988 Окончил отделение монументальной живописи Ташкентского театрально - художе-
ственного института им. А.Н.Островского. /Диплом с отличием/.
1991 Окончил целевую ассистентуру Ленинградского института живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е.Репина, Академии Художеств СССР по специальности 'Рису-
нок и живопись'.
1988/93 Преподаватель рисунка, живописи, композиции, курса лекций по истории изобрази-
тельного искусства на кафедре дизайна Ташкентского института текстильной и лег-
кой промышленности им. Ю.Ахунбабаева.
2012 Преподаватель рисунка и живописи кафедры 'Монументальная живопись' Нацио-
нального института художеств и дизайна им. К.Бехзода, Академии художеств Узбе-
кистана.
Член творческих союзов:
1990/91 Молодежное объединение художников Союза художников СССР.
1992/97 Союз художников Узбекистана.
1993 INTERNATIONAL FEDERATION OF ARTISTS UNESСO.
1997 Творческое объединение художников Академии художеств Узбекистана.
2009 Профессиональный союз художников России.
2018 Творческий союз художников Узбекистана.
2014 Председатель секции живописи Творческого союза художников Академии
художеств Узбекистана.
Награды:
2010 Награжден 'Серебряная медаль' Академии художеств Узбекис-
тана. Персональная юбилейная выставка.
2010 Лауреат ежегодной Национальной премии 'Человек года' ТОП-
АРТ 2010. /Диплом Кабинета Министров Республики Узбекистан
в номинации Выставка года/.
2014 Удостоен почетного звания 'Заслуженный работник культуры
Республики Узбекистан'. Указ Президента Республики
Узбекистан И.А.Каримова от 22.08.2014.
2016 Победитель ежегодного конкурса ' Самый великий, самый
дорогой' за создание лучших творческих произведений в области
изобразительного искусства Узбекистана. /Диплом, ценный
подарок/.
2017 Победитель ежегодного конкурса 'Педагог года' Национальный институт художеств и
дизайна им. К.Бехзода, Академия художеств Узбекистана./ Диплоп, премия/.
2019 Лауреат ежегодной премии ТОП-АРТ- 2019 'Художник года'.
/Диплом, ценный подарок/.
Награжден юбилейной медалью Русской Православной Церкви 'Святого благоверного
великого князя Александра Невского', в память 200 -летия победы в Отечественной
войне 1812 года. /Грамота от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Кирилла/.Москва.
Награжден медалью 'За вклад в развитие русской культуры в Узбекистане' Русским
культурным центром Узбекистана и фондом 'Русский мир'. Москва.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
Что наша Жизнь? - ТРАНЗИТ из небытия в инобытиё!
Гений - это способность
обрести собственную судьбу.
Томас Манн.
...Фамилия "Тюрин" широко распространена в культурных исторических кругах России с начала XIX века.
Некоторых из них бушующие волны и ураганы истории забросили в разные страны мира. И всегда деятели, носящие эту фамилию, так или иначе, были связаны с созидательными открытиями и творениями в области искусства. Александр Иванович Тюрин занимает уже четверть века достойное место в этой славной фамилии демиургов.
Тюрин фамилия в искусстве.
Ссылка https://youtu.be/BoSTp5FBBrg
Каждый период развития живописи (как, впрочем, и любого другого вида искусства) отмечен стремлением художника сделать шаг вперёд в эволюции средств отображения мира. Трудно, конечно, свести поиски выдающихся мастеров, непохожих друг на друга, к какой-то одной элементарной формуле. И всё же, думается, есть общая генеральная тенденция развития, в которую, при всех возможных оговорках, вписываются многочисленные изменения языка живописи за тысячелетнюю историю. Я бы назвал её движением в сторону аутентичности живописного изображения изображаемому.
Автопортрет х.,м. 100 х 80 2017г. Академия художеств Узбекистана.
Говоря иными словами, живописное искусство сегодняшней Среднеазиатской Богемии шаг за шагом двигается в сторону адекватного воссоздания реальной действительности. "Мыслящий и работающий человек есть мера всему. Он есть огромное планетное явление" - так считал Вернадский. А тот, кто мыслит и работает, выходит из ограниченного личного мирка в надличный мир и, если не избавляется от смерти, то избавляется от страха перед ней.
...Жизнь Александра Ивановича Тюрина, известного ташкентского художника всегда останется недосказанной, не раскрытой до конца, но есть надежда выявить нечто самое главное, определяющее, в жизни маэстро. Он не приспосабливается к изменчивым веяниям времени, но сам возделывает своё окружение, выбирает и изменяет его согласно своим идеалам. И живёт Александр ярко, радуясь и страдая, более страдая за других, чем за себя, живёт напряжённо, порой на пределе сил, порой на краю гибели, боясь не смерти - она неизбежна! - а опасаясь тусклой, трусливой полужизни с её убогими радостями - жизни обывателя.
Между яркими периодами взлётов и падений в истории искусства подчас лежит полоса сумерек: это время, когда искусство часто тяготеет к символическому мышлению. Это "сумеречное искусство" возникает в эпохи клонящихся к упадку цивилизаций, которые ещё способны дать культуре нечто, но уже не могут создать условий для того, чтобы это нечто стало шагом в развитии художественной культуры. И это нечто становится "сумеречным искусством", искусством, в котором схватывается данное состояние общественной жизни.
Александр Тюрин. Дама в желтом х.,м. 85 х 85 1999 г.
Однако "сумеречное искусство" не является признаком культуры одной эпохи. Такое искусство, в широком смысле этого слова, возникает тогда, когда устойчивые признаки исторически-конкретной монистической (национальной, региональной или определённого типа цивилизации) разрушаются в результате постепенного или быстрого распада её общественных оснований. К несчастью, может быть, нам "повезло" жить и творить в эту эпоху "перемен", эпоху духовных проявлений кризиса, возникающего на том этапе развития общества, когда совершается переход в структуре социально-экономической формации от одного этапа развития к следующему или реставрации старого. Расшатывание старой структуры неизбежно связано с поисками новых систем организации, в том числе, и с попытками создать новую культуру. В искусстве возникает попытка схватить и передать этот процесс.
Александр Тюрин. Натюрморт с вишней х.,м. 100 х 80 2001 г.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого. Инв. ? 47487.
Наступило время новой убийственной для настоящего интеллектуала культуры "ob grade", когда образовывается ментальная дистанция между людьми, заражёнными потребительскими бациллами. Человек думающий начинает искать выход из ада лжи, продажности, бесчестия. Кто-то уходит в свой внутренний мир, не в силах противостоять наглому напору "продавцов счастья", кто-то бросается в омут церковного идеализма, наполненного булькающей жижей неврастении.
Александр Тюрин. Интонация х м 115 Х 90 2010 г.
Государственный музей искусств Узбекистана. Инв. ?
Выбор. Перед ним оказывается всякий: выбирают даже тогда, когда ему (человеку) кажется, что он ничего не выбирает и не решает - всё решено за него кем-то другим. И всё равно, у каждого остаётся Выбор - следовать ли принятому кем-то решению, или идти по жизни иным, своим путём. Такая ситуация особенно часто возникает в жизни творческого человека. Опять "Выбор" или откровенный разговор о нерассуждающем разуме? "Искусство - это дорога к богу, высшей материи, высшему разуму, совершенству, - говорит художник - при этом, изобразительное искусство на всем протяжении своего развития неоднократно, меняло свои стили и направления, но неизменна, оставалась его сущность. Эта сущность и есть то самое, поиском чего я занимаюсь всю жизнь"...
Получилось ли задуманное художником? Может и получилось, но не всё так просто. Подобная работа, как говорил Тюрин: "... корректирует твою внутреннюю философию, оттачивает сознание, утончает взгляд на вещи, окружающий мир. Это судьба. Все это дается свыше. Кто-то тебя ведет, курирует, подталкивает на эти действия в рамках твоих стремлений и желаний".
Александр Тюрин. Новый Вавилон х.,м. 146 х 123 2007 г.
Несмотря на то, что Тюрин, без всякого сомнения, iconoclast, в его арсенале как бы сохраняется почтительное отношение к духовным авторитетам. Он рассматривает Искусство как, прежде всего, откровение, которое несёт человечеству очищение. "Отсюда и миссия художника, - говорит Тюрин, - поймать и передать ритм и дыхание времени. Творчество - это как некая вулканическая масса, находящаяся в недрах твоей души и устремляющаяся выплеснуться на поверхность. Понять свою сущность, роль и место в современном художественном процессе. Не ввязаться в поточный метод индустрии искусства". По-настоящему талантливый художник обладает немаловажным качеством - способностью к озарению! Но как оно - озарение - приходит к творческому человеку понять и разобраться трудно. Можно применить в этом случае какие-нибудь мистические толкования или психоаналитические научные изыски, но приведут ли эти размышления к истине? Отсюда и художественное воплощение "сумеречного" образа искусства.
Александр Тюрин. Триптих Вечность.
...В 2004 году Тюрин пишет триптих, посвящённый сохранению людьми нашей общей исторической Памяти - "Бездонная Вечность". Центральное полотно, кажется, в самом деле заполнено бесконечной Вечностью - это переданный фоном синий небесный свод, застывшие под вечными белыми снегами хребты Тянь-Шаня. Оное именно там, где художник полвека назад родился, где "хлебнул" первый глоток чистейшего воздуха, наполненного исторической памятью, которая всегда сохраняется в нас - людях - на уровне генетики, но никак не на условных рефлексах, ибо этой частью сознания руководит разум.
Застыл в бесконечном раздумье каменный балбал, как азиатский сфинкс, как хранитель каких-то знаний и мудрости, которую нам, людям, следует постичь. Но вот придёт ли этот волшебный миг постижения? Сможем ли мы шагнуть в Историю относительности, чтобы понять для чего Создатель дал нам разум? А если нет этого Создателя, то кто тогда? Для чего тогда? Может быть тот Портал, который сегодня ищут тысячи землян для связи с другими мирами или Господом Разума, находится в старом забытом Богом мазаре? Или это только знак, напоминающий нам о бренности, тленности и несостоятельности жизни? А Мост Перехода там, на этих парящих в небе скальных пиках, которые хранят и показывают нам тот самый мир на планете, заполненной душами ушедших от нас людей.
Для чего Александр изобразил орла, всматривающегося в нас, зрителей триптиха? Может быть, это скрытый от нашего взора Зевс - могущественный, развратный, безразличный? Он - орёл - как будто спрашивает нас, зачем нам другие миры, когда так старательно поганим собственную, дарованную богами планету? А может быть, люди ищут эти переходные Порталы, чтобы уйти от самих себя, от удушающего одиночества в семимиллиардной толпе, От непонятной неудовлетворённости этой жизнью, где религиозные шулеры призывают к скотскому терпению, а политические мракобесы толкают миллионы людей к самоубийству? Над орлом в поднебесье облачко, как след души, уходящей в Бездонность. Однако при этом, всё же: - помянем тех, кто были с нами, кого Судьба не сберегла, их души тают над горами, как след орлиного крыла...
...Естественно, творчество Тюрина не может быть каноном духовности, но вот душевности, каноном, дающим верные ориентиры для творчества других художников. Действительно, никто из тех, кто обратился к его искусству, его взглядам на понимание роли человека в мире сегодняшней неустроенности, мире заблуждений и иллюзий, уже не может оставаться прежним. Мы учимся прощать, читать, видеть, слышать, оценивать мировую и национальную культуру, находить единые корни, распознавать и осознавать первородное и непорочное.
Александр Тюрин. Тамгана х.,м. 150 х 115 2004 г.
...Не могу не отметить маленький штришок из биографии художника, После успешного окончания художественного училища им. Бенькова в Ташкенте, он был направлен обучаться в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина - в знаменитую "Репинку"! Мечта Александра, казалось, осуществилась, ведь его педагогами стали ученики художников окончивших именно Императорскую Академию художеств, учителями которых были такие известные художники, как П.Е Кардовский, И.Е.Репин, В.Е.Маковский, В.Серов, Н.К.Рерих, К.Коровин, И.Я. Билибин. Они-то и были носителями тех художественных ценностей, овладеть которыми Александр мечтал. Увы! Это был тот редкий случай, который дарует Судьба - застать ещё то самое поколение учителей. Но распался союз, Тюрин возвращается в Ташкент и с отличием оканчивает Институт им. А.Н.Островского.
Судьба, видимо, любит "весёленькие" корректировки. Однако художественные кумиры, представители высочайшей гуманистической культуры, отражающей культуру исполнения произведения, глубокое знание темы, над которой работал "мастер кисти", и дисциплину нравственных помыслов, всеобъемлющую завершённость мысли, помогли Тюрину определить свой сектор творческого поиска. Молодого художника восхищало умение былых мастеров создать из, может быть, простенького сюжета "полнокровное", подчас глобальное по смыслу произведение, от которого у зрителя возникало полное ощущение реальности происходящего, появлялись чувства соучастия и сопереживания. Великой аурой профессионального Искусства, в которую был вовлечён художник своими учителями на поприще живописного творчества, Тюрин Александр неизменно называет творчество известнейшего деятеля искусств Узбекистана В. И.Жмакина и профессора М.М.Девятова из Санкт-Петербурга. Оба прекрасных маэстро дали ему своеобразные и творчески перспективные понятия о сущности изображения человеческого облика, в котором должно быть всё, что присуще человеку в этой жизни.
....Работа "Бардо" могла бы стать символом более возвышенной идеи "потребительского искусства", активно сегодня провозглашаемого такими мэтрами, как Э. Уорхол, Р. Гамильтон, Р. Флекснер, Т. Вейссельман, или шагом к обложке журнала "Fashion", где шляпка, шарфик и чувственные губки заменяют интеллект. К этой же серии портретов можно отнести и такие полотна 1997 г., как "Дама в жёлтом" 1999 г. и "Rendez-vous" 2006 г. Однако, вырываясь из всёпоглощающего смога бесстыдно-циничной скабрезности, Тюрин бросает откровенный вызов так называемым "новым" художественным ценностям.
Александр Тюрин. Виноградинка х.,м. 115 х 90 2011г.
И вот тут-то и появляется у художника целая серия просто замечательных портретов, где объектами пристального внимания стали две дочери художника. Процесс восприятия и становления жизненных устремлений молодых и стал полем изучения художника. Его работа "Портрет в красных розах" (2006 г.), где есть и зелёный гранат, и незримый ангел, и, самое главное, вопрос поставленный взглядом натуры (эта тема ещё будет продолжена Тюриным спустя пять лет в полотне "Виноградинка"). В 2009 г. он пишет "Портрет Марии" в зеленовато-жёлтых тонах на фоне открытой в сложный мир двери и чудесной птицы, символизирующей душу юную и беззащитную. В этом портрете он впервые отказывается от изображения нижней части лица, оставляя только выразительный взгляд. О чём можно в таком возрасте вопрошать мир?
Александр Тюрин. Мария х.,м. 115х100 2009г.
Художник ищет такую подачу психологического состояния, которая могла бы сама подсказать жизненные перипетии, устремления, надежды, мечты и те маленькие тучки, которые обязательно появятся на жизненном пути. Через год он снова пишет полотно, которое называет "Мария", в исключительно академической манере повторяет портрет дочери. Он как бы сравнивает два способа подачи изображения и пути решения стоящих в связи с этим перед художником задач. Он меняет выразительный язык живописи. Потом, ещё год спустя, уже в полотне "Виноградинка" (2011 г.), эти две изобразительные манеры сольются в единый, очень многозначительный, с симфоническим звучанием, портрет, обладающий огромной внутренней энергетикой. И это не панегирик, а констатация объективного факта. Так вот именно ради этой объективности, могу заметить, что его портретное мастерство стоит в одном ряду с работами Юрия Анненкова, Константина Родзевича и Натальи Гончаровой.
"Виноградинка" - полотно, появившееся как отблеск долгих размышлений, само по себе настолько уникально в композиционном и цветовом решении, что о нём можно сказать - исповедь всего невыразимого, недосказанного.
Александр Тюрин.Smaragdos х.,м. 170 х 110 2008 г.
Специфика цветового решения напоминает полотно "Smaragdos. Изумруд" или работу "Безмолвие" (2008 г.). И фон из невнятных (может быть никчёмных, потухших?) цветов, и сливающаяся с ними фигура хрупкой девушки с искорками в глазах, глядящей на зрителя. Может быть, и не важно то, что хотело бы сказать это юное создание, а чрезвычайно значительно то, что говорит её взгляд? Расслышать бы. Ясность, пожалуй, вносит зелень не диссонирующего с цветовой гаммой фона виноградника. И уже не дочь Мария, стоящая возле виноградной лозы, а, кажется, сам художник говорит: "Я есмь виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне" , - как гласит Иоанн (Евангелие от Иоанна. 15, 1-4.).
Возможно, и не сорвёт эта юная дама виноградинку (ведь рука просто машинально перебирает спелые упругие ягоды), а уже сама стала этой ягодой. Мир юности беспечен, и от того бессмертен! Какие извечные тайны откроют миру "очищенные через слово"?
...Нельзя не сказать, рисуя творческий портрет Александра Тюрина, о том, что "инфлюэнция" авангардного видения коснулась и его. Через эту "простуду" сегодня проходят практически все художники. И от этого никуда не деться - так и должно быть, ибо ребёнок, начиная свой путь в живописи, обязательно украсит своими "шедеврами" обои или все стены своего дома, а когда этот творческий порыв рождает родительские болезненные последствия, юное дарование выходит в подъезд, на улицу. Попробовать, почувствовать, испытать на себе - это главный путь исканий творческого человека. Чаще всего это заболевание принимает хронический характер (соглашусь - есть отдельные художники, которые провели интеллектуальную вакцинацию от этой болезни).
Тюрин "испробовал" и этот способ самовыражения. Его картины абстрактного характера не "пошли" далее экспериментов с разными цветовыми сочетаниями, с поиском тех оттенков, которые могли бы передавать настроение, состояние, заданную художником характеристику. Для меня абстрактная живопись - это творчество на уровне подсознания. Иногда изучение это вида живописи помогает открыть великолепный и необъятный мир homo sapiens. Некоторые работы А. Тюрина показали, что можно цветосочетаниями передать чуткую ауру восточного мира, внутреннее состояние воспринимающего, аромат необъятного жара, степенность, важность, умудрённость, стойкость перед невзгодами жизни. Даже в своих немногочисленных абстрактных работах Александр, как говорится, "шагнул" дальше признанного на российских просторах авангардиста Сергея Полякова. И, разумеется, эти "тюриновские поиски" сегодня кажутся просто грандиозными на фоне так прославляемого ныне в Европе Джейса Таррелла с его полотном "Падение светлого", что по сути своей является не более, чем жонглирование цветовыми эффектами. Тюрин искал язык иного понимания цветовой гаммы. Но всё равно, изображение, пусть даже в неистовой радужной красоте все же не передавало глубины внутреннего борения художника.
Сегодня Александр Тюрин творит в стране, которая в действительности (это нельзя не признать) является, несомненно, животворящим авангардом движения гуманистических начал в Центрально-Азиатском творческом пространстве.
В рейтинговой десятке лучших художников Центральной Азии, первые восемь мест заслуженно занимают узбекистанские художники и в этом списке Тюрин.
Тюрин говорит сейчас языком изобразительного искусства, синтезировавшим Восток и Запад. При этом, несмотря на то, что живопись Александра строится на великолепном пласте реалистической школы, ему не чужды авангардные и экспрессионистские решения некоторых тем. Не берусь анализировать все его такие работы, но о двух-трёх следует немного сказать. Это, прежде всего, работа, созданная в 1992 году, - "Пейзаж ? 1".
Александр Тюрин. Пейзаж ? 1 х.,м. 114 х 65 1992 г.
Неоднозначный, совершенно фантастический пейзаж, написанный цветами стали и расплавленного металла. Огромное пшеничное поле, над которым раскалённое, как в печи, небо, где лунный шар больше похож на стальное ядро и воссоздаёт атмосферу вселенской гибели. А может быть, это уже не Луна вовсе, но неведомо как переместившийся к нам безжизненный и холодный спутник Сатурна Энцилат? Да и сами колосья, ставшие металлическими сплавами, перечёркивают любые намёки на жизнь. По линии горизонта просматриваются силуэты тонущих в этом стальном жаре апокалипсиса "вечных пирамид". Время как будто обречено. Пейзаж написан буквально на разрыв аорты, до умопомрачения любого состояния, напоминающего разумность. "В тот день, когда постигнет их наказание сверху и из-под ног, и скажет Он: "Вкусите то, что вы творили!" (Коран. Сура 29. Стих 55) . Полотно, разумеется, впечатляет и, вероятно, поэтому стало достоянием кабинета шефа Военно-морского ведомства Великобритании в Лондоне.
...Тема апокалипсиса, постоянно тревожит, будоражит воображение мастера. Как отмечает сам Тюрин: "Писания - книги великих пророков - одни из самых совершенных источников духовной культуры человечества, переданные нам из прошлых цивилизаций. Я не иллюстрирую, а стараюсь осмыслить эти процессы через призму событий, происходящих с нашим народом в ХХ веке и, конечно, в том ужасе террора и "демократической" бойни, охватившей уже начавшийся XXI век".
В своих живописных работах он постоянно пытается подойти к решению этой темы в контексте современного художественного процесса, современной эстетики и философии. Многие полотна из этой серии созданы как уже озвученный реквием веку, эпохе страшных войн, кровавых революций, приведших к массовым неописуемым человеческим жертвам и трагедиям миллионов и миллионов.
Александр Тюрин. Лабиринты х.,м. 138 х 124 2007 г.
"...Знакомство художника с археологами вылилось в "Пейзаж ?2", в котором выражено ощущение современным человеком раскопок древнего городища. ...Много веков назад на этом месте, в этих строениях бурлила жизнь, но прошло время, и о древнем городе можно получить представление только по остаткам этих стен..." , - так писала несколько лет назад искусствовед Гульсара Бабаджанова о пейзаже Александра Тюрина. Однако и в этой работе видно, что из земли, откуда-то из её потаенных глубин уже стремится на поверхность огненный жар, неотвратимый, беспощадный, всё сжигающий. Не является ли это наказанием людям, исходящим не из небес, а из глубин земных, которые сохраняют память человечества?
Поверхность Земли на полотне безжизненна, покрыта мертвящим снегом или пеплом, изрезана, трещинами, покрыта остатками когда-то выкопанных стен древних жилищ уже умерших во Времени городов. Мир вокруг превратился в Археологию.
Археология - это уже конец жизни или печаль её продолжения? Как знать! Всё славное и гадкое о народе остаётся на Земле и сохраняется в Археологии. Ничего не скрыть, ибо существует она - "печать Каинова", передающаяся в наследование. Археология беспристрастна к любому - грешному и праведному, - она не судит и не оправдывает, не чернит и не обеляет. Археология - только археология.
Конечно, художник Тюрин совсем не Савонарола и не стремится реформировать мировоззрение бесконечного количества людей, но вот душевное неравнодушие каждого, даже одного человека, способно сотворить подлинное чудо!
Спустя пятнадцать лет Тюрин повторит этот сюжет в своём полотне, поданном в несколько иной цветовой гамме, с "заглаженными" и уже мягко прописанными оплывами древних стен как коридоров Памяти, как лабиринтов Исканий. Но изменилась ли от этого сущность его идеи?
История далеко неоднозначна для каждого из нас, ибо мы живём в своём историческом пространстве, которое создаётся в силу внешних, чаще от не зависящих от нас обстоятельств.
Великолепное полотно Александра Тюрина, написанное в 2007 г., "Шах-и Зинда" напомнило мне об одной археологической поездке с художником, когда мы остановились специально на культово-погребальном комплексе средневекового Самарканда. Мы внимательно осматривали эти погребальные мавзолеи и говорили не о смерти, а о бессмертии.
Александр Тюрин. Огни большого города 100 х 100 2019 г.
Александр говорил о том, что все погребённые здесь, в комплексе, люди (кроме одного - Это погребение Казы-заде Руми - выдающего астронома средневековья, несомненно, истинного автора "Гурганских астрономических таблиц", которые были закончены в 1437 году) для Истории ничего не значили. "Чтобы сохранилась память о них, когда-то живших и, может быть, что-то значивших для своего времени, им надо было умереть! Только тогда, когда над их бренными телами были возведены эти замечательные архитектурные строения, имена их (и то далеко не всех) дошли до нас через половину тысячелетия . Вон там, - художник указал рукой на обширные пространства по склону Афрасиаба, - тысячи, десятки тысяч безымянных жителей города нашли свой покой. А вон над той знаменитой керамической мастерской находится целое поле безымянных могил выдающихся художников-керамистов, которые на века прославили и обессмертили и город Самарканд, и само время правления Тимуридов своими изделиями. В чём смысл бытия художника, вообще?".
Над Шах-и Зиндой, в мареве полуденного солнца, плыл терпкий запах жёлтых соцветий пижмы, который смешивался с горечью полыни и высохшей глины. Тюрин чувствовал это непростое пространство Истории, и всё остальное было относительно. Вообще, весь погребальный комплекс содержит захоронения Эмир-заде и племянницы Тимура Шади-Мульк-ага, Туглу-Текин - матери эмира Хусейна, который был одним из военачальников Тимура и сестры Тимура Ширин-Бика-ага, парочку неизвестных ныне (безымянных) мавзолеев и мавзолей Эмира Бурундука, а также мавзолей некого Ходжи Ахмада и комплекс младшей жены Тимура Туман-ага. Есть ещё и мавзолей, построенный неизвестно, пока, для кого, но условно называемый "Уста-Али", поскольку сохранилось лишь имя зодчего - уста Али из Несефа (Карши).
...Как бы ни складывалась дальнейшая творческая судьба этого замечательного художника, его гражданская позиция остаётся незыблемой - он патриот своей страны. Как бы ни толковали это понятие - патриотизм - оно наполнено самым высоким смыслом. Это позиция неравнодушного к жизни общества человека. Он имеет возможность, наперекор обстоятельствам творить во имя великих гуманистических смыслов. У Тюрина, как и у любого современного художника (именно художника!) Узбекистана, ясная перспектива бурного созидательного характера, но в пределах понимания всего спектра современной жизни.
Александр Тюрин. ТРАНЗИТ. х.,м. 202х143 2017г.
Поэтика живописных полотен Тюрина опровергает иногда звучащий реквием по Искусству. Самое прекрасное, что есть в искусстве, это его реалистическая основа. Какими бы средствами оно ни создавалось. Действительно, как говорит Тюрин, Искусство очень тонкая материя, находящаяся в параллельном мире, которая материализуется через произведения художников. Но разве кто-нибудь в состоянии влиять на параллельные миры? Так и в Искусстве - оно будет пребывать вечно в отведённом только ему духовном состоянии. Художник - только камертон, по которому Время сверяет дороги своих странствий. А может быть, всё, как-раз-таки наоборот?
Александр Тюрин. ЭКСПЕСС. х.,м. 202 х 143 2019г.
Алексей Устименко.
... А он покупает блестящую медную коротенькую трубу какого-то полкового горниста, вбивает в стену гвоздь и вешает сюда ее, как символ еще не открытой формы, таящей в себе молчащий звук музыки...
...Согласимся: художники бывают двух божественных конструкций. Творчество одних - открытие и отображение собственного внутреннего мира. Творчество других - открытие и отображение мира внешнего. Банально, но и тут и там без таланта не обойтись...
Идеал художника - в сплаве этих двух качеств, двух талантов: видеть мир и самого себя в нем...
...Александр Тюрин уверенно протаптывал художественную свою дорожку через сугробы жизненной суеты; перегружал себя поэзией, историей и археологией, от чего это его дорожка становилась и глубже, и крепче, и шире...
Александр Тюрин. Кантилеанна х.,м. 143 х 100 1999 г.
...Успокоение гибельно для всякого человека и абсолютно невозможно для художника. А он - им был. Он уже ощущал трагичность мира, хотя еще и не знал ее. И на своих полотнах он стал - будто в предчувствии - конструировать ее. Так появились картины 'Марш', 'Пейзаж ?1', 'Жертва' и 'Новый Вавилон'. В них он слов-но догадывается о внутреннем трагизме сущностного мира, где добро может приносить боль, а зло облекаться во внешнюю привлекательность.
Вот почему слишком часто теперь ему как бы не хватает одной внешней красоты, особенно когда он мастеровито пишет на продажу каких нибудь обывателем покупаемых 'малых голландцев'. И тогда ему приходиться уходить в ироничного ' Мечтателя', в многогрудого 'Лимонтия', смущаясь, поглядывать на откровенную ' Лошадку' и, не смущаясь, - вакхически вплывать в грешный и нежный 'Розовый вальс'. Наверное, все - таки во всем этом существовало действительно что-то истинное, увиденное одним только им, понятое и осуществленное так, как надо, что-то, что оказалось созвучным в далеко не камерном - среди все понимающих своих - но в каком-то ином, более мощном масштабе...
Александр Тюрин. Монолог х.,м. 100 х 80 2002г.
...Он теперь не просто создает свой собственный мир, но - как будто вступая в сот-ворчество с природой - пытаясь еще и подсовершенствовать его...
...Художник не зеркало времени. Если он настоящий художник - он его враг, так, как стремиться восстановить то, что оно умертвило, и уничтожить то, что оно наполняет многозначительным, сею минутным содержанием...
...Только художник знает, что иной предметный мир духовнее не истинной, но надетой - будто чужая рубашка, взятая напрокат - внешней 'духовности'. Ведь иной внешний мир - это порождение Творца, а иной 'духовный' - всего - навсего приземленного своим маленьким миром суетного человека...
Алексей Устименко. Писатель, литературный критик, публицист Республики Узбекистан.
Людмила Кодзаева.
...Давно наблюдаю этого художника и не перестаю удивляться, начиная с этюдов, которые мне напоминали Тансыкбаева. Работы великолепные, работы музыкальные, элегантные, живопись тончайшая и невероятная работоспособность человека.
Александр Тюрин. Allegretto х.,м. 200 х 120 2014 г.
...Активная творческая деятельность художника, неутомимая работа над собой - извечный поиск средств предельного самовыражения. Огромный художественный и личностный потенциал Александра Тюрина позволили занять ему место в почетном ряду наиболее ярких и известных художников в Узбекистане и за его пределами. Все работы художника отличает образная завершенность, изобразительная эстетика, высокий художественный вкус.
Людмила Кодзаева, искусствовед.
Заслуженный работник культуры
Республики Узбекистан.
5 декабря 2019 года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась юбилейная выставка " ТРАНЗИТ" художника Александра Тюрина.
Художником было представлено более 100 лучших живописных произведений. Это отчет автора о новых творческих достижениях за последние годы. А так же представлены избранные работы академического плана более раннего творческого периода. Выставка разместилась в центральном холле и пяти выставочных залах второго этажа галереи.
Галерея изобразительного искусства Узбекистана
Галерея изобразительного искусства Узбекистана была открыта в 2004 году и является объектом, отвечающим всем современным требованиям мировой музейной практики и не имеющим аналога в Центральной Азии. Собрание галереи обладает богатейшей коллекцией изобразительного искусства Узбекистана ХХ века, собранной Национальным Банком Республики Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
Своим архипастырским благословением и поздравительной речью в адрес художника, официальную часть открыл глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. От имени Русской Православной Церкви Узбекистана поздравил Александра Тюрина со знаменитой датой - 60 летием со дня рождения, с пожеланиями мира душевного, неиссякаемой радости, благополучия во всяком деле и многая благая лета. О чем засвидетельствовано в поздравительной грамоте Среднеазиатского митрополичьего округа.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан. Поздравление главы Среднеазиатского митрополичьего округа митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия.
От имени главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу торжественного случая, открытия юбилейной выставки и юбилея художника, поздравил и удостоил Александра Тюрина юбилейной медалью Русской Православной Церкви.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан. Поздравление главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Руководством Русского культурного центра Узбекистана на церемонии открытия выставки приглашен почетный гость из Москвы председатель 'Фонда Русский мир', руководитель Управления Русских центров господин Сергейчев Николай Константинович.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан. Поздравление Председателя Правления Русского культурного центра Узбекистана господина Миронова Сергея Александровича.
С поздравлением выступил Председатель Правления Русского культурного центра Узбекистана господин Миронов Сергей Александрович. Отмечая заслуги в укреплении межнационального согласия, сохранение русской культуры, обычаев и традиций русского народа на территории Республики Узбекистан, решением Президиума Русского культурного центра Узбекистана наградил Александра Тюрина почетной медалью ' За вклад в развитие русской культуры в Узбекистане'.
Поздравление председателя Творческого союза художников Узбекистана Валиходжаем Ибрагим.
С поздравлением и пожеланиями дальнейших творческих успехов выступил председатель Творческого союза художников Узбекистана Валиходжаев Ибрагим.
С поздравлением к художнику выставку открыл директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана, кандидат исторических наук Темирходжаев Джахангир Пулатович.
АЛЕКСАНДР ТЮРИН. Каталог
Благодаря спонсорской поддержки деловых кругов России, Москвы, состоялась презентация
юбилейного каталога авторских произведений художника ' АЛЕКСАНДР ТЮРИН. ТРАНЗИТ'.
АЛЕКСАНДР ТЮРИН. Каталог
АЛЕКСАНДР ТЮРИН. Каталог
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
Пытаясь понять творчество художника, искусствовед словно заглядывает в глубокий колодец под названием "душа".
И иногда в ясный день в нем можно увидеть звезды.
Если живопись - это способ мыслить и чувствовать, то красочные полотна - это отражение души художника. Эти мысли возникли у меня, когда я рассматривала произведения ташкентского живописца Александра Тюрина. Дело в том, что мой тридцати-летний стаж искусствоведа позволяет утверждать, что ключевыми словами в анализе
творческого пути художника нередко являются "искренность" и "душа".
Александр свою душу заставляет трудиться уже давно, подключая к этому процессу и интеллект, и интуицию, и сознание, и подсознание. Художественное образование Тюрин получил в Ташкенте и Ленинграде. Юношей он постоянно стремился к новым знаниям и эмоциям, необыкновенным впечатлениям, изучая всю многогранность мировой и среднеазиатской культуры, интересуясь историей и археологией своего региона. В его творческом архиве - сборник стихов под названием "Монолог моей души". Во время учебы в художественном училище А. Тюрин принимал участие в археологических раскопках, за его спиной многие километры путешествий по Средней Азии и
России.
Знакомство художника с археологами вылилось в "Пейзаж ?2", в котором выражено ощущение современного человека о раскопках древнего городища. ...Много веков назад на этом месте, в этих строениях бурлила жизнь, но прошло время, и о древнем городе можно получить представление только по остаткам этих стен...
Студенческие годы отмечены влиянием академизма - он начинал свою учебу в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина в Ленинграде, а за-кончил отделение монументальной живописи Ташкентского театрально-художественного института. Руководителем дипломной работы А.Тюрина был Валентин Жмакин - известный последователь реалистической школы. В эти годы Александр оттачивал рисунок, изучал проблемы живописи, осваивал культуру цвета. Его особенно привлекает творчество Ван Дейка, разработавшего понятие "живописности", других классиков мировой культуры. В поисках выразительности живописной поверхности холста он много пишет. А это - самая главная школа для художника. После окончания института поступает в целевую ассистентуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина, Академии Художеств СССР, по направлению ' Рисунок и живопись'. Его руководители - известные художники - профессора Академии, академики.
Начав самостоятельный путь как живописец, Тюрин сблизился с Юрием Талдыкиным, ставшим его духовным учителем и сыгравшим значительную роль в становлении его как художника и личности. Определенную роль в формировании А. Тюрина как художника сыграло также изучение и осмысление вечной книги - Библии. И это не случайность. Бурные перестроечные времена, нестабильность и крах устоявшегося начала требовали от людей поиска чего-то вечного и незыблемого. Тогда многие обратились к религии как к спасительной соломинке. Но Тюрин не стал верующим. В библейских мифах он нашел тот стержень, который позволил его душе выстоять, не надломиться. Так возникла серия живописных полотен "Знак беды", в которой художник выразил свои мысли и чувства о жизни и о себе. Эта серия и составила основу его персональной выставки, состоявшейся в Ташкенте в 1993 г. С тех пор на счету у Тюрина уже около двадцати выставок, в том числе в Москве, Вашингтоне, Лондоне, Вене, Франкфурте-на-
-Майне.
Зрителей и специалистов произведения Александра Тюрина привлекают как своей оригинальной манерой самовыражения, так и воплощенной в них идеей. Выбор стилистических направлений определяют своеобразие и самобытность почерка художника и прежде всего неоднородность стилистических пристрастий. Отдельные полотна живо-писца следует отнести к символизму, поскольку в них воплощены его философские раз-мышления о времени, о жизни, о месте, занимаемом художником во времени. Стилистически они выражены линейно-пластическим экспрессионизмом и супрематизмом. Другие полотна - "чисто" экспрессионистические поиски, где на первом месте - эмоции, где А. Тюрин в красках выражает свое внутреннее изменяющееся состояние. В его творчестве замешаны два начала - аналитичность мышления и эмоциональный всплеск. Причем сознание явно довлеет над интуицией. Все это, безусловно, отражается в живописных полотнах. В серии "Знак беды" есть картина "Новый Вавилон". Тема Вавилонской башни - одна из вечных в истории мировой живописи, но у каждого художника свой Вавилон, свое понимание разобщенности человечества. Александр соединил эту тему с темой саранчи, к которой он часто обращается. Саранча, прожорливая и неистребимая, покрыла землю после того, как люди, не поняв друг друга, бросили строитель-
ство общего Дома.
Десять лет, прожитые Александром в Москве, стали годами самоутверждения и самореализации, временем бурной столичной жизни. Причем ни с кем из московских художников он близко не сошелся, не пытаясь войти ни в один художнический или политический клан, хотя возможности для этого были. И причина этому - его душа, которая не терпит лжи и насилия, а стремится быть свободной и независимой. Здесь уместно заметить, что большое место в душе Александра занимает его жена Милена, которая охраняет его душевный покой и делает все, чтобы их дом был спокойной га-
ванью, где он смог бы отдохнуть от жизненных невзгод и неурядиц.
Живописным символом этой гавани, местом, где отдыхает душа, истерзанная и обугленная, стало полотно "Силентина". Потрепанные парусники явились в порт после долгих и жестоких штормов. И пусть истлели их паруса, но синяя лазурь морской лагуны и ласковый берег излечат все раны. С темой моря связано полотно с очень сложным названием -"Брахистохрона". На первый взгляд, это морской пейзаж бурного моря, крутой волны, несущей мусор - бревна, обломки деревьев, щепки. Но, всмотревшись, понимаешь, что это - символ современной жизни, когда судьба, как девятибалльный шторм, внезапно подбрасывает человека, как щепку, вверх, а затем низвергает вниз, в глубины моря. Видимо, не случайно у картины такое сложное название, заимствованное из физи-ки движения точки. Говоря о жанровых пристрастиях Тюрина, отмечу, что приоритетными для него являются картина, пейзаж и натюрморт. Однако резкой границы между ними он не делает. Порой пейзаж сочетается с натюрмортом, при этом возникает "Зимняя дыня", когда изображение разрезанной дыни, лежащей на подоконнике, дополняет-
ся розовеющим вечерним ландшафтом гор, создавая ощущение щемящей грусти.
В последние годы Тюрин стал работать лапидарными средствами, не вдаваясь в детали. Триптих "Древо" выразителен не только замыслом, но и необычным решением. Приемы, которыми изображены ствол и крона дерева, отбрасывающего тень, напоминают детский рисунок. О профессионализме же свидетельствует трактовка тени, создающая глубину пространства и являющаяся главной темой триптиха. Вертикальный холст средней части триптиха по сравнению с центральной частью вполовину меньше, он повторяет тот же сюжет - дерево и его тень. И, наконец, последний холст триптиха, представляет только треть центральной части. Он изображает только тень, без дерева. Все три части можно компоновать по-разному, варьируя их в зависимости от условий экспозиции. В "Древе" Тюрин довел пейзаж до выразительности картины. В средствах выразительности А.Тюрин нередко использует четкую глубокую тень, создающую глубину пространства, кубистические объемы, умело разрабатывая контрастность цветовых отношений. Знойность азиатского лета с его палящим солнцем, выжигающим цвет и превращающим все в раскаленное марево, воплощена в полотне "Тень", где изображен аксакал, медленно бредущий к дереву, чтобы скрыться в его спасительной прохладной тени. Кубистически-супрематическим можно назвать пейзаж А.Тюрина "Розовый день". Геометризированные кубики домов, расположенные по принципу восточной миниатюры - что "дальше, то выше", окрашены в теплый охристо-розовый цвет благодаря отсвету марева заката, а небо с розовеющими облачками бросает блики зеленоватыми отсветами. В произведении "Дама в желтом" интересно раскрыта тема женщины. Картина написана "желтым по желтому", подчеркивая живописное мастерство художника, демонстрируя блестящие возможности колориста. В изящной пластике женского тела, в плавном изгибе золотистого силуэта создан образ женщины, соединившей гогеновскую страстность и стильность русского модерна. Влияние французских постимпрессионис-тов заметно в двухфигурной композиции "День любви". Крестообразное размещение фигур напоминает гогеновские композиции, но в ортогональном расположении ковра, в бликах желто-голубых теней Тюрин показывает "восточность" своей ментальности. То же самое можно сказать о трактовке вазы, которая изображена на переднем плане. Со-единение двух проекций - ортогональности и фронтальности - пришло после того как художник пригляделся к натюрмортам, изображенным на восточных миниатюрах. Он
учится и у своих маленьких дочерей, когда они вместе занимаются живописью.
В творчестве Александра Тюрина большое место занимает жанр натюрморта. Он работает в основном экспрессивной линией, создавая геометризированные силуэты предметов, а затем красочно разрабатывая живописные плоскости и объемы. В основе композиционных замыслов художника лежат пространство и цвет, которые он превращает в "знак-формулу". А этот знак может быть и "Предвкушением", и "Банановой рапсодией", и "Вечерним коктейлем". Несмотря на солидный художнический опыт Александра, я думаю, что у него впереди новые вершины и новые открытия. В полотнах живописца ощущается работа его души. Духовный труд незаметен на первый взгляд, ибо это внутренний процесс, а именно это и есть творчество художника, который утверждает красоту жизни.
Гульсара Бабаджанова, кандидат искусствоведения.
Институт искусствознания Академии художеств Узбекистана.
Художник Александр Тюрин.
Художник Александр Тюрин.
Художник Александр Тюрин.
Художник Александр Тюрин.
Художник Александр Тюрин.