|
| |
|
"ТРАНЗИТ" Юбилейная выставка художника Александра Тюрина. Творческий союз художников, Академия художеств Узбекистана. Русский культурный центр Узбекистана.Ташкентская и Узбекистанская епархия. | |
Александр Тюрин - известный художник-живописец, Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана, преподаватель кафедры монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзода Академии художеств Узбекистана.
1959 Родился в Средней Азии горах Тянь-Шаня, семье геолога и метеоролога.
1981 Окончил живописное отделение Республиканского художественного училища им.
П.П.Бенькова. Ташкент. /Диплом с отличием/.
1981/83 Учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
1984/86 Служба в ВС СССР. КТурк ВО, СБОН, 40-я Армия Афганистана.
1988 Окончил отделение монументальной живописи Ташкентского театрально - художе-
ственного института им. А.Н.Островского. /Диплом с отличием/.
1991 Окончил целевую ассистентуру Ленинградского института живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е.Репина, Академии Художеств СССР по специальности 'Рису-
нок и живопись'.
1988/93 Преподаватель рисунка, живописи, композиции, курса лекций по истории изобрази-
тельного искусства на кафедре дизайна Ташкентского института текстильной и лег-
кой промышленности им. Ю.Ахунбабаева.
2012 Преподаватель рисунка и живописи кафедры 'Монументальная живопись' Нацио-
нального института художеств и дизайна им. К.Бехзода, Академии художеств Узбе-
кистана.
Член творческих союзов:
1990/91 Молодежное объединение художников Союза художников СССР.
1992/97 Союз художников Узбекистана.
1993 INTERNATIONAL FEDERATION OF ARTISTS UNESСO.
1997 Творческое объединение художников Академии художеств Узбекистана.
2009 Профессиональный союз художников России.
2018 Творческий союз художников Узбекистана.
2014 Председатель секции живописи Творческого союза художников Академии
художеств Узбекистана.
Награды:
2010 Награжден 'Серебряная медаль' Академии художеств Узбекис-
тана. Персональная юбилейная выставка.
2010 Лауреат ежегодной Национальной премии 'Человек года' ТОП-
АРТ 2010. /Диплом Кабинета Министров Республики Узбекистан
в номинации Выставка года/.
2014 Удостоен почетного звания 'Заслуженный работник культуры
Республики Узбекистан'. Указ Президента Республики
Узбекистан И.А.Каримова от 22.08.2014.
2016 Победитель ежегодного конкурса ' Самый великий, самый
дорогой' за создание лучших творческих произведений в области
изобразительного искусства Узбекистана. /Диплом, ценный
подарок/.
2017 Победитель ежегодного конкурса 'Педагог года' Национальный институт художеств и
дизайна им. К.Бехзода, Академия художеств Узбекистана./ Диплоп, премия/.
2019 Лауреат ежегодной премии ТОП-АРТ- 2019 'Художник года'.
/Диплом, ценный подарок/.
Награжден юбилейной медалью Русской Православной Церкви 'Святого благоверного
великого князя Александра Невского', в память 200 -летия победы в Отечественной
войне 1812 года. /Грамота от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Кирилла/.Москва.
Награжден медалью 'За вклад в развитие русской культуры в Узбекистане' Русским
культурным центром Узбекистана и фондом 'Русский мир'. Москва.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
Тюрин фамилия в искусстве.
Ссылка https://youtu.be/BoSTp5FBBrg
Автопортрет х.,м. 100 х 80 2017г. Академия художеств Узбекистана.
Александр Тюрин. Дама в желтом х.,м. 85 х 85 1999 г.
Александр Тюрин. Натюрморт с вишней х.,м. 100 х 80 2001 г.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого. Инв. ? 47487.
Александр Тюрин. Интонация х м 115 Х 90 2010 г.
Государственный музей искусств Узбекистана. Инв. ?
Александр Тюрин. Новый Вавилон х.,м. 146 х 123 2007 г.
Несмотря на то, что Тюрин, без всякого сомнения, iconoclast, в его арсенале как бы сохраняется почтительное отношение к духовным авторитетам. Он рассматривает Искусство как, прежде всего, откровение, которое несёт человечеству очищение. "Отсюда и миссия художника, - говорит Тюрин, - поймать и передать ритм и дыхание времени. Творчество - это как некая вулканическая масса, находящаяся в недрах твоей души и устремляющаяся выплеснуться на поверхность. Понять свою сущность, роль и место в современном художественном процессе. Не ввязаться в поточный метод индустрии искусства". По-настоящему талантливый художник обладает немаловажным качеством - способностью к озарению! Но как оно - озарение - приходит к творческому человеку понять и разобраться трудно. Можно применить в этом случае какие-нибудь мистические толкования или психоаналитические научные изыски, но приведут ли эти размышления к истине? Отсюда и художественное воплощение "сумеречного" образа искусства.
Александр Тюрин. Триптих Вечность.
Александр Тюрин. Тамгана х.,м. 150 х 115 2004 г.
Александр Тюрин. Виноградинка х.,м. 115 х 90 2011г.
И вот тут-то и появляется у художника целая серия просто замечательных портретов, где объектами пристального внимания стали две дочери художника. Процесс восприятия и становления жизненных устремлений молодых и стал полем изучения художника. Его работа "Портрет в красных розах" (2006 г.), где есть и зелёный гранат, и незримый ангел, и, самое главное, вопрос поставленный взглядом натуры (эта тема ещё будет продолжена Тюриным спустя пять лет в полотне "Виноградинка"). В 2009 г. он пишет "Портрет Марии" в зеленовато-жёлтых тонах на фоне открытой в сложный мир двери и чудесной птицы, символизирующей душу юную и беззащитную. В этом портрете он впервые отказывается от изображения нижней части лица, оставляя только выразительный взгляд. О чём можно в таком возрасте вопрошать мир?
Александр Тюрин. Мария х.,м. 115х100 2009г.
Александр Тюрин.Smaragdos х.,м. 170 х 110 2008 г.
Специфика цветового решения напоминает полотно "Smaragdos. Изумруд" или работу "Безмолвие" (2008 г.). И фон из невнятных (может быть никчёмных, потухших?) цветов, и сливающаяся с ними фигура хрупкой девушки с искорками в глазах, глядящей на зрителя. Может быть, и не важно то, что хотело бы сказать это юное создание, а чрезвычайно значительно то, что говорит её взгляд? Расслышать бы. Ясность, пожалуй, вносит зелень не диссонирующего с цветовой гаммой фона виноградника. И уже не дочь Мария, стоящая возле виноградной лозы, а, кажется, сам художник говорит: "Я есмь виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне" , - как гласит Иоанн (Евангелие от Иоанна. 15, 1-4.).
Александр Тюрин. Пейзаж ? 1 х.,м. 114 х 65 1992 г.
Неоднозначный, совершенно фантастический пейзаж, написанный цветами стали и расплавленного металла. Огромное пшеничное поле, над которым раскалённое, как в печи, небо, где лунный шар больше похож на стальное ядро и воссоздаёт атмосферу вселенской гибели. А может быть, это уже не Луна вовсе, но неведомо как переместившийся к нам безжизненный и холодный спутник Сатурна Энцилат? Да и сами колосья, ставшие металлическими сплавами, перечёркивают любые намёки на жизнь. По линии горизонта просматриваются силуэты тонущих в этом стальном жаре апокалипсиса "вечных пирамид". Время как будто обречено. Пейзаж написан буквально на разрыв аорты, до умопомрачения любого состояния, напоминающего разумность. "В тот день, когда постигнет их наказание сверху и из-под ног, и скажет Он: "Вкусите то, что вы творили!" (Коран. Сура 29. Стих 55) . Полотно, разумеется, впечатляет и, вероятно, поэтому стало достоянием кабинета шефа Военно-морского ведомства Великобритании в Лондоне.
Александр Тюрин. Лабиринты х.,м. 138 х 124 2007 г.
Александр Тюрин. Огни большого города 100 х 100 2019 г.
Александр Тюрин. ТРАНЗИТ. х.,м. 202х143 2017г.
Александр Тюрин. ЭКСПЕСС. х.,м. 202 х 143 2019г.
Алексей Устименко.
... А он покупает блестящую медную коротенькую трубу какого-то полкового горниста, вбивает в стену гвоздь и вешает сюда ее, как символ еще не открытой формы, таящей в себе молчащий звук музыки...
...Согласимся: художники бывают двух божественных конструкций. Творчество одних - открытие и отображение собственного внутреннего мира. Творчество других - открытие и отображение мира внешнего. Банально, но и тут и там без таланта не обойтись...
Идеал художника - в сплаве этих двух качеств, двух талантов: видеть мир и самого себя в нем...
...Александр Тюрин уверенно протаптывал художественную свою дорожку через сугробы жизненной суеты; перегружал себя поэзией, историей и археологией, от чего это его дорожка становилась и глубже, и крепче, и шире...
Александр Тюрин. Кантилеанна х.,м. 143 х 100 1999 г.
...Успокоение гибельно для всякого человека и абсолютно невозможно для художника. А он - им был. Он уже ощущал трагичность мира, хотя еще и не знал ее. И на своих полотнах он стал - будто в предчувствии - конструировать ее. Так появились картины 'Марш', 'Пейзаж ?1', 'Жертва' и 'Новый Вавилон'. В них он слов-но догадывается о внутреннем трагизме сущностного мира, где добро может приносить боль, а зло облекаться во внешнюю привлекательность.
Вот почему слишком часто теперь ему как бы не хватает одной внешней красоты, особенно когда он мастеровито пишет на продажу каких нибудь обывателем покупаемых 'малых голландцев'. И тогда ему приходиться уходить в ироничного ' Мечтателя', в многогрудого 'Лимонтия', смущаясь, поглядывать на откровенную ' Лошадку' и, не смущаясь, - вакхически вплывать в грешный и нежный 'Розовый вальс'. Наверное, все - таки во всем этом существовало действительно что-то истинное, увиденное одним только им, понятое и осуществленное так, как надо, что-то, что оказалось созвучным в далеко не камерном - среди все понимающих своих - но в каком-то ином, более мощном масштабе...
Александр Тюрин. Монолог х.,м. 100 х 80 2002г.
...Он теперь не просто создает свой собственный мир, но - как будто вступая в сот-ворчество с природой - пытаясь еще и подсовершенствовать его...
...Художник не зеркало времени. Если он настоящий художник - он его враг, так, как стремиться восстановить то, что оно умертвило, и уничтожить то, что оно наполняет многозначительным, сею минутным содержанием...
...Только художник знает, что иной предметный мир духовнее не истинной, но надетой - будто чужая рубашка, взятая напрокат - внешней 'духовности'. Ведь иной внешний мир - это порождение Творца, а иной 'духовный' - всего - навсего приземленного своим маленьким миром суетного человека...
Алексей Устименко. Писатель, литературный критик, публицист Республики Узбекистан.
Людмила Кодзаева.
...Давно наблюдаю этого художника и не перестаю удивляться, начиная с этюдов, которые мне напоминали Тансыкбаева. Работы великолепные, работы музыкальные, элегантные, живопись тончайшая и невероятная работоспособность человека.
Александр Тюрин. Allegretto х.,м. 200 х 120 2014 г.
...Активная творческая деятельность художника, неутомимая работа над собой - извечный поиск средств предельного самовыражения. Огромный художественный и личностный потенциал Александра Тюрина позволили занять ему место в почетном ряду наиболее ярких и известных художников в Узбекистане и за его пределами. Все работы художника отличает образная завершенность, изобразительная эстетика, высокий художественный вкус.
Людмила Кодзаева, искусствовед.
Заслуженный работник культуры
Республики Узбекистан.
5 декабря 2019 года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась юбилейная выставка " ТРАНЗИТ" художника Александра Тюрина.
Художником было представлено более 100 лучших живописных произведений. Это отчет автора о новых творческих достижениях за последние годы. А так же представлены избранные работы академического плана более раннего творческого периода. Выставка разместилась в центральном холле и пяти выставочных залах второго этажа галереи.
Галерея изобразительного искусства Узбекистана
Галерея изобразительного искусства Узбекистана была открыта в 2004 году и является объектом, отвечающим всем современным требованиям мировой музейной практики и не имеющим аналога в Центральной Азии. Собрание галереи обладает богатейшей коллекцией изобразительного искусства Узбекистана ХХ века, собранной Национальным Банком Республики Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
Своим архипастырским благословением и поздравительной речью в адрес художника, официальную часть открыл глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. От имени Русской Православной Церкви Узбекистана поздравил Александра Тюрина со знаменитой датой - 60 летием со дня рождения, с пожеланиями мира душевного, неиссякаемой радости, благополучия во всяком деле и многая благая лета. О чем засвидетельствовано в поздравительной грамоте Среднеазиатского митрополичьего округа.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан. Поздравление главы Среднеазиатского митрополичьего округа митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия.
От имени главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу торжественного случая, открытия юбилейной выставки и юбилея художника, поздравил и удостоил Александра Тюрина юбилейной медалью Русской Православной Церкви.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан. Поздравление главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Руководством Русского культурного центра Узбекистана на церемонии открытия выставки приглашен почетный гость из Москвы председатель 'Фонда Русский мир', руководитель Управления Русских центров господин Сергейчев Николай Константинович.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан. Поздравление Председателя Правления Русского культурного центра Узбекистана господина Миронова Сергея Александровича.
С поздравлением выступил Председатель Правления Русского культурного центра Узбекистана господин Миронов Сергей Александрович. Отмечая заслуги в укреплении межнационального согласия, сохранение русской культуры, обычаев и традиций русского народа на территории Республики Узбекистан, решением Президиума Русского культурного центра Узбекистана наградил Александра Тюрина почетной медалью ' За вклад в развитие русской культуры в Узбекистане'.
Поздравление председателя Творческого союза художников Узбекистана Валиходжаем Ибрагим.
С поздравлением и пожеланиями дальнейших творческих успехов выступил председатель Творческого союза художников Узбекистана Валиходжаев Ибрагим.
С поздравлением к художнику выставку открыл директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана, кандидат исторических наук Темирходжаев Джахангир Пулатович.
АЛЕКСАНДР ТЮРИН. Каталог
Благодаря спонсорской поддержки деловых кругов России, Москвы, состоялась презентация
юбилейного каталога авторских произведений художника ' АЛЕКСАНДР ТЮРИН. ТРАНЗИТ'.
АЛЕКСАНДР ТЮРИН. Каталог
АЛЕКСАНДР ТЮРИН. Каталог
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
ТРАНЗИТ. Юбилейная выставка художника Александра Тюрина, Узбекистан.
Пытаясь понять творчество художника, искусствовед словно заглядывает в глубокий колодец под названием "душа".
И иногда в ясный день в нем можно увидеть звезды.
Если живопись - это способ мыслить и чувствовать, то красочные полотна - это отражение души художника. Эти мысли возникли у меня, когда я рассматривала произведения ташкентского живописца Александра Тюрина. Дело в том, что мой тридцати-летний стаж искусствоведа позволяет утверждать, что ключевыми словами в анализе
творческого пути художника нередко являются "искренность" и "душа".
Александр свою душу заставляет трудиться уже давно, подключая к этому процессу и интеллект, и интуицию, и сознание, и подсознание. Художественное образование Тюрин получил в Ташкенте и Ленинграде. Юношей он постоянно стремился к новым знаниям и эмоциям, необыкновенным впечатлениям, изучая всю многогранность мировой и среднеазиатской культуры, интересуясь историей и археологией своего региона. В его творческом архиве - сборник стихов под названием "Монолог моей души". Во время учебы в художественном училище А. Тюрин принимал участие в археологических раскопках, за его спиной многие километры путешествий по Средней Азии и
России.
Знакомство художника с археологами вылилось в "Пейзаж ?2", в котором выражено ощущение современного человека о раскопках древнего городища. ...Много веков назад на этом месте, в этих строениях бурлила жизнь, но прошло время, и о древнем городе можно получить представление только по остаткам этих стен...
Студенческие годы отмечены влиянием академизма - он начинал свою учебу в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина в Ленинграде, а за-кончил отделение монументальной живописи Ташкентского театрально-художественного института. Руководителем дипломной работы А.Тюрина был Валентин Жмакин - известный последователь реалистической школы. В эти годы Александр оттачивал рисунок, изучал проблемы живописи, осваивал культуру цвета. Его особенно привлекает творчество Ван Дейка, разработавшего понятие "живописности", других классиков мировой культуры. В поисках выразительности живописной поверхности холста он много пишет. А это - самая главная школа для художника. После окончания института поступает в целевую ассистентуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина, Академии Художеств СССР, по направлению ' Рисунок и живопись'. Его руководители - известные художники - профессора Академии, академики.
Начав самостоятельный путь как живописец, Тюрин сблизился с Юрием Талдыкиным, ставшим его духовным учителем и сыгравшим значительную роль в становлении его как художника и личности. Определенную роль в формировании А. Тюрина как художника сыграло также изучение и осмысление вечной книги - Библии. И это не случайность. Бурные перестроечные времена, нестабильность и крах устоявшегося начала требовали от людей поиска чего-то вечного и незыблемого. Тогда многие обратились к религии как к спасительной соломинке. Но Тюрин не стал верующим. В библейских мифах он нашел тот стержень, который позволил его душе выстоять, не надломиться. Так возникла серия живописных полотен "Знак беды", в которой художник выразил свои мысли и чувства о жизни и о себе. Эта серия и составила основу его персональной выставки, состоявшейся в Ташкенте в 1993 г. С тех пор на счету у Тюрина уже около двадцати выставок, в том числе в Москве, Вашингтоне, Лондоне, Вене, Франкфурте-на-
-Майне.
Зрителей и специалистов произведения Александра Тюрина привлекают как своей оригинальной манерой самовыражения, так и воплощенной в них идеей. Выбор стилистических направлений определяют своеобразие и самобытность почерка художника и прежде всего неоднородность стилистических пристрастий. Отдельные полотна живо-писца следует отнести к символизму, поскольку в них воплощены его философские раз-мышления о времени, о жизни, о месте, занимаемом художником во времени. Стилистически они выражены линейно-пластическим экспрессионизмом и супрематизмом. Другие полотна - "чисто" экспрессионистические поиски, где на первом месте - эмоции, где А. Тюрин в красках выражает свое внутреннее изменяющееся состояние. В его творчестве замешаны два начала - аналитичность мышления и эмоциональный всплеск. Причем сознание явно довлеет над интуицией. Все это, безусловно, отражается в живописных полотнах. В серии "Знак беды" есть картина "Новый Вавилон". Тема Вавилонской башни - одна из вечных в истории мировой живописи, но у каждого художника свой Вавилон, свое понимание разобщенности человечества. Александр соединил эту тему с темой саранчи, к которой он часто обращается. Саранча, прожорливая и неистребимая, покрыла землю после того, как люди, не поняв друг друга, бросили строитель-
ство общего Дома.
Десять лет, прожитые Александром в Москве, стали годами самоутверждения и самореализации, временем бурной столичной жизни. Причем ни с кем из московских художников он близко не сошелся, не пытаясь войти ни в один художнический или политический клан, хотя возможности для этого были. И причина этому - его душа, которая не терпит лжи и насилия, а стремится быть свободной и независимой. Здесь уместно заметить, что большое место в душе Александра занимает его жена Милена, которая охраняет его душевный покой и делает все, чтобы их дом был спокойной га-
ванью, где он смог бы отдохнуть от жизненных невзгод и неурядиц.
Живописным символом этой гавани, местом, где отдыхает душа, истерзанная и обугленная, стало полотно "Силентина". Потрепанные парусники явились в порт после долгих и жестоких штормов. И пусть истлели их паруса, но синяя лазурь морской лагуны и ласковый берег излечат все раны. С темой моря связано полотно с очень сложным названием -"Брахистохрона". На первый взгляд, это морской пейзаж бурного моря, крутой волны, несущей мусор - бревна, обломки деревьев, щепки. Но, всмотревшись, понимаешь, что это - символ современной жизни, когда судьба, как девятибалльный шторм, внезапно подбрасывает человека, как щепку, вверх, а затем низвергает вниз, в глубины моря. Видимо, не случайно у картины такое сложное название, заимствованное из физи-ки движения точки. Говоря о жанровых пристрастиях Тюрина, отмечу, что приоритетными для него являются картина, пейзаж и натюрморт. Однако резкой границы между ними он не делает. Порой пейзаж сочетается с натюрмортом, при этом возникает "Зимняя дыня", когда изображение разрезанной дыни, лежащей на подоконнике, дополняет-
ся розовеющим вечерним ландшафтом гор, создавая ощущение щемящей грусти.
В последние годы Тюрин стал работать лапидарными средствами, не вдаваясь в детали. Триптих "Древо" выразителен не только замыслом, но и необычным решением. Приемы, которыми изображены ствол и крона дерева, отбрасывающего тень, напоминают детский рисунок. О профессионализме же свидетельствует трактовка тени, создающая глубину пространства и являющаяся главной темой триптиха. Вертикальный холст средней части триптиха по сравнению с центральной частью вполовину меньше, он повторяет тот же сюжет - дерево и его тень. И, наконец, последний холст триптиха, представляет только треть центральной части. Он изображает только тень, без дерева. Все три части можно компоновать по-разному, варьируя их в зависимости от условий экспозиции. В "Древе" Тюрин довел пейзаж до выразительности картины. В средствах выразительности А.Тюрин нередко использует четкую глубокую тень, создающую глубину пространства, кубистические объемы, умело разрабатывая контрастность цветовых отношений. Знойность азиатского лета с его палящим солнцем, выжигающим цвет и превращающим все в раскаленное марево, воплощена в полотне "Тень", где изображен аксакал, медленно бредущий к дереву, чтобы скрыться в его спасительной прохладной тени. Кубистически-супрематическим можно назвать пейзаж А.Тюрина "Розовый день". Геометризированные кубики домов, расположенные по принципу восточной миниатюры - что "дальше, то выше", окрашены в теплый охристо-розовый цвет благодаря отсвету марева заката, а небо с розовеющими облачками бросает блики зеленоватыми отсветами. В произведении "Дама в желтом" интересно раскрыта тема женщины. Картина написана "желтым по желтому", подчеркивая живописное мастерство художника, демонстрируя блестящие возможности колориста. В изящной пластике женского тела, в плавном изгибе золотистого силуэта создан образ женщины, соединившей гогеновскую страстность и стильность русского модерна. Влияние французских постимпрессионис-тов заметно в двухфигурной композиции "День любви". Крестообразное размещение фигур напоминает гогеновские композиции, но в ортогональном расположении ковра, в бликах желто-голубых теней Тюрин показывает "восточность" своей ментальности. То же самое можно сказать о трактовке вазы, которая изображена на переднем плане. Со-единение двух проекций - ортогональности и фронтальности - пришло после того как художник пригляделся к натюрмортам, изображенным на восточных миниатюрах. Он
учится и у своих маленьких дочерей, когда они вместе занимаются живописью.
В творчестве Александра Тюрина большое место занимает жанр натюрморта. Он работает в основном экспрессивной линией, создавая геометризированные силуэты предметов, а затем красочно разрабатывая живописные плоскости и объемы. В основе композиционных замыслов художника лежат пространство и цвет, которые он превращает в "знак-формулу". А этот знак может быть и "Предвкушением", и "Банановой рапсодией", и "Вечерним коктейлем". Несмотря на солидный художнический опыт Александра, я думаю, что у него впереди новые вершины и новые открытия. В полотнах живописца ощущается работа его души. Духовный труд незаметен на первый взгляд, ибо это внутренний процесс, а именно это и есть творчество художника, который утверждает красоту жизни.
Гульсара Бабаджанова, кандидат искусствоведения.
Институт искусствознания Академии художеств Узбекистана.
Художник Александр Тюрин.
Художник Александр Тюрин.
Художник Александр Тюрин.
Художник Александр Тюрин.
Художник Александр Тюрин.
|
|