Тюрин Александр Иванович
Из Творческой Лаборатории Художника

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Размещен: 12/01/2023, изменен: 12/01/2023. 19k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 12 шт.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Александр Тюрин. "ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ХУДОЖНИКА" Звезда Востока /журнал/ 6/2022

  •  "Танец" холст, масло 200 х 150 см. 2022 г.
      философия искусства
      
      Александр ТЮРИН
      Александр ТЮРИН родился 1959 г. Заслуженный работник культуры РУз. Доцент кафедры монументальной живописи НИХиД им. К. Бекзада. Председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана, член Союза художников России. Награжден серебряной медалью АХ Узбекистана.
       Обложка журнала " Звезда Востока". 2-я стр. обложки-картины Александра Тюрина."Танец"; "Навруз" 3-я стр. обложки-картины Александра Тюрина."Портрет жены художника Милены"; "Портрет внучки Евы"; "Смарагдос". 4-я стр. обложки-картина Александра Тюрина. "Виноградинка"
      ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ХУДОЖНИКА
      Важнейшее качество, определяющее значимость художественного произведения, - жизнеспособность.
      Задача художника, опираясь на творческую интуицию, руководствуясь эмоциями, ощущениями, поймать ритм, пульс и дыхание времени, состояние эпохи, отобразить эти ощущения образами своих произведений.
      Выбор темы произведения - основа творческого замысла. Кто "герой нашего времени" и каким он является? Какие еще персонажи, образы, детали художественного полотна необходимы для воплощения замысла произведения? Всматриваясь в окружающий мир, его ритмы и процессы, задаешься вопросами: "Что на сегодняшний день тебя беспокоит? Что будоражит твое творческое сознание? Какая тема, какой сюжет?" Все то, что невозможно определить ни рациональным мышлением, ни логикой, ни какими-то математическими расчетами, готовыми формулами.
      При выборе темы художник, порой сам того не осознавая, попадает в сети своих желаний и страстей, получая эмоциональный заряд от увиденного сюжета, будь то необыкновенный пейзаж, взбудораживший его художественное воображение, или какая-то сценка из жизни, или предмет материального мира.
      Существуют две субстанции: интуиция и эмоции.
      В идеалистической философии слово "интуиция" означает постижение истины "непосредственным созерцанием", мистическим проникновением, без всякого научного анализа и теоретической трактовки. Творческая же интуиция - это случайный процесс сознательного или подсознательного мышления.
      Эмоция - это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
      Вот они-то и руководят художником, закрывая невидимым занавесом тайну и загадку творческой души и художественного процесса в целом.
      Художник выбирает форму подачи или передачи своей мысли и эмоций - реалистическую или абстрактную, форму, благодаря которой художнику удастся наиболее глубоко донести до зрителя свои впечатления, переживания, эмоции, передать глубину и многообразие увиденного.
      Как показал исторический опыт, основная цель искусства - очищать душу, а не засорять ее; пробуждать чувства, а не усыплять их; открывать окружающим прекрасное, а не омрачать взгляд на действительность. Изображение танца (нематериального культурного наследия) позволяет достичь этой цели.
      Все государственные праздничные мероприятия традиционно сопровождаются исполнением узбекских национальных танцев, это придает праздникам особый колорит и торжественность, производит неизгладимое впечатление.
      Танцующие под звуки зажигательных ритмов дойры красивые девушки в ярких национальных костюмах, их отточенные движения, выразительная мимика и умение воплощать в танце и лирическую грусть, и мечты о любви, и пульсирующую энергию жизни просто завораживают, будоражат творческое воображение. Внимательно вглядываясь в танцующих узбекских красавиц, динамику, зажигательный ритм исполнения, находишь что-то новое, неповторимое, не виденное ранее и убеждаешься в уникальности этого явления мировой культуры, занимающего особое место в многослойной палитре танцев народов мира.
      Необходимо отметить, что история возникновения танца, как и изобразительного искусства, соизмерима с историей появления человечества.
      Танец - древнейшее из искусств, восходящее к временам, когда человек впервые задумался о том, что переживания, чувства и эмоции можно выражать с помощью жестов и движений, и начал танцевать. Первобытные люди передавали друг другу радость и печаль посредством движений своего тела. Танцем молились, ликовали, гневались, готовились к войне, оплакивали мертвых и встречали новорожденных...
      В откровенном и естественном танце открывалась людская душа, прекрасная и чистая, и даже физические недостатки или скверный нрав не могли испортить эту красоту.
      Это красочное, яркое творение воплощает эмоциональный и художественный образ народа, может рассказать и показать всю многовековую и многообразную его историю. Народный танец олицетворяет фантазию людей, глубину их чувств, насыщен особым содержанием, пространственными рисунками и пластическими движениями, характерными для той или иной национальности, имеет определенный сюжет и драматическую основу.
      Что касается узбекского национального танца, то хорошо известно, что территория нынешнего Узбекистана являлась важнейшим этапом Великого Шелкового пути, что неизбежно привело к влиянию на него многочисленных древних культур, языков, философий и религий, включая греческую, персидскую, арабскую, монгольскую, индийскую, китайскую, тюркскую и русскую. Несмотря на это, узбекский танец сохранил свою индивидуальность, неповторимую палитру уникальных движений, каждое из которых имеет особое значение.
      Древность истории узбекского танца подтверждают наскальные рисунки, найденные в гротах ущелья Зараутсай на западе Сурхандарьинской области, относящиеся к XII - VIII тысячелетиям до нашей эры, изображающие охоту древних людей на быков и горных козлов и сопровождающие охоту древние ритуальные обряды и групповые "пляски" (прародители узбекского танца). В пещере Соймалитош близ Ферганских гор на одном из найденных рисунков можно увидеть изображение танцующих людей. Известно, что танец "Катта ?йин" обязан своим историческим происхождением легенде о Сиявуше и существовал еще со времен Александра Македонского.
      В некоторых танцах возможно обнаружить различные типажи человеческих характеров, юмор или даже сарказм.
      Несомненно, что основа и стилистика движений и положений рук, кистей, ног, стопы, корпуса и лицевой мимики складывались, оттачивались и передавались из поколения в поколение в течение тысячелетий, начиная с древнейших времен и до наших дней. Поэтому в истинно узбекском танце нет простых движений - каждое движение несет определенную смысловую нагрузку. Понимая язык жестов и движений, можно читать узбекский танец, как некий рассказ или историю.
      На территории нынешнего Узбекистана существуют несколько исторически сложившихся школ, каждая из которых имеет свою стилистику и характер: плавные лирические танцы ферганцев, своеобразные, насыщенные энергетикой и подчас виртуозностью акробатических движений хорезмские лязги, ритмичные и аристократичные танцы бухарцев в расшитых золотом одеяниях и совершенно особые танцы сурхандарьинцев и каракалпаков, определенный стиль в одежде и аксессуары позволяют догадаться о региональной принадлежности танца. Они передаются от поколения к поколению. Каждый народ имеет танец, характерный только для него, со специфической стилистикой исполнения, техникой, особым эмоциональным настроем. Традиционные признаки нарабатывались столетиями и отображают многовековую историю народа.
      Главная особенность узбекского народного танца как уникального явления заключается в том, что, не имея конкретного автора, он неизменно является настоящей и узнаваемой визитной карточкой узбекского народа, воплощающей его красоту. Отличительными чертами узбекского танца являются, во-первых, акцент на сложные и выразительные движения рук, во-вторых, богатая мимика.
      Практически каждый регион имеет свои особенности в узбекском народном танце.
      По итогам совместного проекта Узбекистана и Международного информационного центра по нематериальному культурному наследию Азиатско-Тихоокеанского региона под эгидой ЮНЕСКО (2011 - 2014), узбекский танец внесен в Национальный список нематериального культурного наследия Узбекистана и в список охраняемого государством культурного наследия.
      Специфика узбекского танца не может у меня, как художника, не вызывать чувства глубокого восхищения и восторга. Желание запечатлеть движение, каждое мгновение в живописном произведении перерастает в духовную потребность, желание создать произведение, которое вызывало бы у зрителя аналогичное с моим настроение, эмоции восторга и любования, передать не только элемента танца, но и звуки национальной музыки, зажигательные ритмы дойры. Перед художником встает цель - изобразить танец как вид искусства в живописном произведении искусства, то есть изобразить "искусство в искусстве".
      Приступая к осуществлению замысла, задумываешься... Тема - "Танец". Трудно назвать произведение живописи в изобразительном искусстве Узбекистана последних столетий, в котором было бы отображено все великолепие, зрелищность и масштабность такого явления, как национальный танец. Почему столь яркое явление национальной культуры, без которого не проходит ни одно праздничное мероприятие, будь то свадьба или прочие торжества, не нашло отражения ни в одном масштабном произведении станковой живописи?
      Все же несколько произведений на эту тему нашлось, правда, небольшого размера. Это живописная работа узбекской художницы Надежды Кашиной "Урок танца", написанная в 1958 году. Сюжет ее прост. Традиционный узбекский дворик. Две женщины в национальных платьях обучают танцу маленькую девочку. Одна женщина хлопает в ладоши, другая играет на дойре, помогая маленькой девочке освоить движения национального танца.
      По охвату темы работа камерная. Нет ощущения зрелищности огромной по масштабам темы.
      Более масштабно эта тема прозвучала в монументальном изобразительном искусстве Узбекистана. Фреска "Рождение танца" была выполнена в 1982 г. Народным художником, профессором, академиком Академии художеств Узбекистана Баходиром Джалаловым на стенах концертного зала "Бахор", находящегося на центральной площади Ташкента. Это одно из первых произведений мастера, воплотившее всю прелесть и изящество национального узбекского танца, выделяющееся высоким мастерством исполнения и обладающее уникальной художественной ценностью.
      Свидетельство актуальности темы - фрески на стенах египетских храмов, древние папирусы, керамические сосуды. Древние мастера изображали танцующих людей, вдохновляясь магической энергией, скрывающейся в движении, воплощая одно искусство в другом.
      Множество рисунков с танцующими женщинами и мужчинами сохранилось и на античных амфорах и фресках. Свободные греки и жизнелюбивые римляне изображали человека сильным, уверенным, величественным.
      Великие мастера кисти Средневековья, эпохи Возрождения, классицизма, неоклассицизма, импрессионизма, живописцы XX века, произведениями которых мы восхищаемся по сей день, когда-то, как и мы, были заворожены живым, наполненным движением танцем, который и воплотили в своих произведениях.
      Изображения народного танца можно найти на рисунках и гравюрах Альбрехта Дюрера ("Танцующие крестьяне"), на картинах Питера Брейгеля Старшего ("Крестьянский танец"), Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) ("Сельский бал"), Питера Пауля Рубенса ("Кермесса"), бального и придворного танца - на картине неизвестного итальянского мастера "Сад любви", на полотнах Джованни Баттисты Тьеполо, на холстах Антуанна Ватто, Франсуа Буше ("Китайский танец"), народного танца - на картинах и офортах Франсиско Гойи, художника Николы Пуссена ("Танец под музыку времени").
      Пикассо, Лейтон, Мунк, Моро, Альбани - лишь малая часть художников, перенесших танец на холст.
      Эта довольно сложная тема требует очень тонкого и изящного воплощения и глубокого осмысления. Она может оказаться даже скандальной - в зависимости от формы ее раскрытия и подачи. Достаточно вспомнить всемирно известного Анри Матисса, которого называли безумцем, а его полотно "Танец" вызвало настоящий скандал. Реакцию общества вызвали форма подачи, выбранный художником стиль изображения. Несмотря на реакцию критики, вдохновленный народными плясками Матисс спустя год представил новое полотно "Танец с настурциями", исполненное в сдержанной цветовой палитре, написанное всего тремя красками.
      Уверенность и неизгладимое впечатление на меня произвело величайшее произведение художника Филиппа Малявина "Вихрь", написанное в 1906 г. (находится в Третьяковской галерее в Москве). Группа молодых русских красавиц кружится в едином вихре национального танца. Их платья, следуя за телом, создают вихревые потоки. Фигуры и пестрые развевающиеся одежды усиливают ощущение безудержной русской пляски, непрекращающегося движения, отражающего одновременно темперамент, глубину и удаль русской души. Удивительное буйство красок, богатая колористическая палитра оттенков красного, желтого, синего, зеленого цветов, их композиционное распределение захватывает дух. Произведение впечатляет своим внушительным размером (четыре с лишним метра в длину и два с небольшим в высоту).
      Для меня это произведение стало сигналом, подтверждающим правильность выбора темы. Я поделюсь опытом своей работы над картинами "Навруз" и "Танец".
      Существуют два вида узбекских танцев - классические традиционные и народные (фольклорные).
      Классический традиционный национальный узбекский танец - это искусство, которое культивируется в специальных танцевальных школах, вобрав все современные тенденции этого вида искусства. Он является самой яркой и специфической формой отображения действительности, так как в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика, мораль народа, изменения в социальной, экономической и политической сферах.
      Моя первая попытка хоть как-то приблизиться к осуществлению замысла создания произведения "Танец" была сделана в 2021 г. Работа готовилась к выставке, посвященной празднику Навруз. Выбран средний размер холста (125 х 85 см). Авторское название работы - "Навруз". На холсте на фоне весеннего цветения деревьев изображены три танцовщицы в национальных костюмах. Эта работа помогла прочувствовать тему замысла будущей большой картины.
      Произведение живописи начинается со сценария. По замыслу сценарий был прост - изобразить группу танцовщиц, объединенных единым ритмом. При создании композиции получилось девять фигур восточных красавиц. Совпадение это или просто случайность? Число "девять" - особое, подталкивающее к размышлениям и творчеству. Это число часто встречается в искусстве. В Древней Греции было именно девять муз. Существует девять ангельских чинов. Символом Святого Духа является звезда с девятью лучами. Одна из самых известных картин Ивана Айвазовского называется "Девятый вал". Великий парад планет - это когда выстраиваются в один ряд девять планет Солнечной системы.
      Для более зрелищного восприятия произведения выбран размер холста 2 х 1,5 м.
      Для праздничного звучания работы определяю особый колористический строй или цветовую палитру. Освобождаюсь от всех мрачных цветов, оставляя только яркие по звучанию краски: фиолетовую темную и ультрамарин, которые заменят черную, темно-коричневую. Отказываюсь от охры, которую принято использовать классиками живописи, заменяя ее на кадмии желтые. Исключаю английскую красную краску, которую предпочитали мастера живописи, заменяю ее кадмиями красными и оранжевыми. Для выбора цветов красок на палитре хорошей подсказкой послужил колористический строй национальных орнаментов на известных памятниках архитектуры Узбекистана (архитектурный комплекс Шахи Зинда, мавзолей Тамерлана "Гур-Эмир", площадь Регистан - сердце древнего Самарканда).
      Выбираю образы реально существующих узбекских танцовщиц. Задача заключалась в том, чтобы на холсте не только объединить в композиционном строе персонажей разных танцевальных школ, одетых в национальные костюмы в соответствии с их региональными традициями, а и сам композиционный строй обусловить единым ритмом движений и добиться гармонии в сочетании поз танцовщиц, движения рук, выражений лиц, мимики, использовать весь арсенал изобразительных средств, чтобы передать настроение праздника, радость и веселье, придать произведению масштабность, сделать акцент на зрелищности изображенного действия.
      Изюминкой стали две танцующие девочки в центре композиции. Одна лет двенадцати, другая еще младше. Обе на переднем плане.
      Маленькая девочка робко смотрит на профессиональных танцовщиц. Она впервые испытывает чувство необыкновенной радости и некоторого испуга от происходящего. Она попала в новый мир. И каждая танцовщица хочет ей помочь в этом динамично-огромном, еще незнакомом ей мире. Персонаж привносит в произведение второе дыхание, дополнительную смысловую нагрузку. В результате появилась основная концепция, обогатившая тему произведения, придавшая ей философскую глубину, и произведение получило второе название - "Мир входящему". Председатель Академии художеств Узбекистана Акмал Нуридинов. [Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент.] Председатель Академии художеств Узбекистана Акмал Нуридинов.Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент, сентябрь 2022 г. Александр Тюрин - председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана. [Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент.] Александр Тюрин - председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана.Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент, сентябрь 2022 г. Александр Тюрин - председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана. [Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент.] Александр Тюрин - председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана.Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент, сентябрь 2022 г. Академик Академии художеств Узбекистана Леким Ибрагимов. [Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент.] Академик Академии художеств Узбекистана, Народный художник, профессор Леким Ибрагимов. Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент. [ЦВЗ Академии художеств Узбекистана, Ташкент, сентябрь 2022 г.] Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент. Руководство Академии художеств Узбекистана. [Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент, сентябрь 2022 г.] Руководство Академии художеств Узбекистана. Репортаж ТВ. Александр Тюрин - председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана. [Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент, сентябрь 2022 г.] Репортаж ТВ. Александр Тюрин - председатель секции живописи Творческого союза художников Узбекистана.Открытие выставки в ЦВЗ, Академии художеств Узбекистана , Ташкент, сентябрь 2022 г

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Александр Иванович (tyurin59@mail.ru)
  • Обновлено: 12/01/2023. 19k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.