Тюрина-Митрохина Софья Александровна
Лошади Бутовича или Великие лошади его сердца

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрина-Митрохина Софья Александровна (tur-mit@mail.ru)
  • Размещен: 23/07/2014, изменен: 27/07/2014. 53k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Иллюстрации/приложения: 28 шт.
  • Оценка: 7.46*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В книге Якова Ивановича Бутовича "Лошади моего сердца" (М., Изд-во им. Сабашниковых 2013), тайно писавшейся автором в Бутырской и Тульской тюрьмах, а также в Соловках, рассказывается о захватывающих историях выведения породы русской рысистой лошади, борьбе за эту породу, о знаменитых лошадях и знаменитых лошадниках, о гении и злодействе. В конечном счете, эти воспоминания -о русском коннозаводстве с середины XYIII века до 1937 года. А биография Я. И. Бутовича, его одержимость лошадьми, его стойкость, служение России, трагическая судьба -достояние нашей истории.

  • С. А. Тюрина-Митрохина

    Лошади Бутовича или Великие лошади его сердца

    По страницам книги Я.И. Бутовича "Лошади моего сердца"- с комментариями и пояснениями пород лошадей и их индивидуальных характеристик - Д.М. Урнова; составленне - Д.М. Урнов и Ю.В. Палиевская

    "Воспоминания коннозаводчика Я.И. Бутовича" - это замечательная хроника, достойная сравниться с произведениями классической русской прозы" - Д.М. Урнов

    "Орловский рысак - это арабская лошадь, на которую смотрят через увеличительное стекло" - В.И. Шишкин

    "Акунин в своем блоге написал "Прости нас, лошадь" - так все человечество должно бы каяться. А советская власть - каяться за все преступления, подобные расправе с Я.И. Бутовичем." - Мнение читателя

     []

    Яков Иванович Бутович

     []

    Я.И. Бутович в табуне на лошади своей любимой масти

    Такие книги о "лошадях сердца" и пишут всем сердцем. Книга Я.И. Бутовича "Лошади моего сердца" имеет, как и ее легендарный автор, необыкновенную судьбу. "Лошади моего сердца" - великий подарок всем лошадникам и просто читающим людям (1).

    Здесь, в повествовании знаменитого коннозаводчика Я.И. Бутовича переплелись истории из жизни страны и из жизни лошадей, политика и романтика, рассказано о благородстве и предательствах. Название книге дали ее составители, выбрав из многочисленных высказываний Я.И. Бутовича о своих лошадях вот это: "лошади моего сердца".

    Бутович работал над рукописью главным образом в советской тюрьме, осужденный как "враг народа", поэтому его Записки называют иногда "Тюремные тетради" Основным хранителем "тюремных тетрадей" Бутовича стал Директор Пермского конного завода, дважды орденоносец, В.П. Лямин (1898 - 1984). Вероятно, Бутович вручил Лямину рукописи, когда оказался на Урале во время одной из своих подконвойных поездок, которые он называл "командировками" (его забирали из тюрьмы и под конвоем вывозили на конезаводы с целью консультирования). Потом тетради хранил близкий родственник и преемник Лямина на директорском посту А.В. Соколов (1922 - 1999).

    Лошади были страстью и целью всей жизни Якова Ивановича Бутовича.

    Он гениально предугадал цепочку скрещивания пород, в результате которой может появиться лошадь - легенда. Лошадь - легенда по имени Улов появилась в 1928 году.

    Итак, русская легенда, непобедимый орловский рысак Улов (Ловчий - Удачная), гордость коннозаводчика Я.И. Бутовича. Появление Улова, непобедимой призовой лошади. - это явление чуда Запредельным своим чутьем Бутович предсказал, что чудо случится, если от Удачной и Ловчего родится жеребенок. Вот список побед Улова: из 55 выступлений в призах был первым 31 раз и вторым - 16. Имел первые и призовые места в традиционных призах: Победитель "Приза Барса", Приза имени СССР", 22 рекорда, в т. ч. европейский рекорд на 3200 м. Наездник Семичов Н.Р.

     []

    Улов - легендарный призер, орловский рысак, выведен Я.И. Бутовичем, его "творение"

    Пояснение: В 1938 году Улов ставит европейский рекорд для рысаков. А тот, кто предугадал его будущее, Я.И. Бутович, был уже расстрелян. Улов побивает даже рекорды Крепыша, своего знаменитого предка, впервые после него именно Улов оказался способным оставить позади на бегах лучших орлово - американских метисов. Он ставит рекорд на дистанцию 2400 метров - а это лучший результат для всех рысаков, рожденных в Европе. Улова называли Крепышом советского времени. В течение тридцати лет, пока не появились знаменитые орловские рысаки Пион и Иппи, Улов был среди рысаков тем же, что Анилин среди скакунов, - ипподромным бойцом мирового класса, гордостью русской системы "воспитания лошади" Отец и мать Анилина - английские "чистокровные", название это, по мнению В. О. Витта, неудачный перевод англ. Thoroughbred, то есть "совершенновыведенный" (для скачек). Заслуга российских селекционеров - в подборе родителей, в воспитании, в тренировке (Николай Насибов).

     []

    Фото скачущего Анилина. "Трижды венчанный" Анилин и легендарный наездник Николай Насибов.

     []

    Ловчий, отец Улова. Родился в 1921 г. Его называли "величайший орловец".

     []

    Безнадежная - Ласка, одна кличка чего стоит! Дочь Ловчего, то есть сестра Улова.

    Пояснение: Я.И. Бутович писал о ней: "Безнадёжная - Ласка принадлежит к числу тех кобыл, мимо которых ни один любитель, ни один профан не пройдет без того, чтобы не обратить на них должного внимания. Таких кобыл отличает высокая порода, своя личная высокая одаренность, они имеют то "кашЭ" (скрытую прелесть - сache - франц.), которое присуще только истинно знаменитым лошадям. У меня есть несколько фотографических снимков Безнадёжной - Ласки и несколько ее портретов кисти лучших наших художников: Клодта, Виноградова, Савицкого и других, но никто из них не сумел верно уловить ее тип и красоту и увековечить их на полотне. Она была... нежной. Кровь Полканчика, отца великого кожинского Потешного, также была представлена у ней". Далее см. стр. 548 - 550.

     []

    Громадный - родился в 1884 году. Тогда фотография уже делала первые успехи. Фотопортрет Громадного сделан выдающимся мастером, посвятившим свое творчество исключительно лошадиной теме, Алексеевым.

    Пояснение: Я.И. Бутович написал в своих Воспоминаниях: "По себе лучше Громадного я лошади не знал и едва ли когда - либо увижу: мощь, капитальность, рост, аристократизм, породность, сухость, поразительные линии, львиный взор, словом, нечто столь замечательное, что совершенно не поддается описанию! Он был выдающимся призовым рысаком своего времени, а позднее обессмертил свое имя в заводе, дав Крепыша!!! Множество его знаменитых детей погибло во время революции, но те, что уцелели, уже дали: Благодать - Борьбу, Купля - Концессию и Колоса, Лада - Ловчего...

    Одержимость лошадьми была замечена в мальчике еще его отцом, знаменитым коннозаводчиком Южной России Иваном Ильичом Бутовичем.

    В три года сын восхищенно сказал, увидев изображение лошади: "Лошадь - это Бог" - и был наказан. Опасаясь, что в будущем повышенная увлеченность юноши бегами, скачками, коннозаводческим делом - может поставить сына на грань разорения, Иван Ильич в наследственном завещании определил долю Якова под опекунство старшего брата. Позже, в своем завещательном распоряжении мать Якова Ивановича даже выделила ему уменьшенную долю, из опасения, что он разорится на лошадях, но... обязала братьев в любом случае помогать ему.

    Когда писалось завещание, отец Якова не мог предположить, что в борьбе за орловскую рысистую породу его сын достигнет огромных успехов, выведет призовую лошадь Улов, во время революции пойдет на все, чтобы сохранить в ужасах гражданской войны конное дело. Откажется эмигрировать из большевистской России, ради сохранения этого конного дела, даже станет служить новой власти, отобравшей у него конезавод, (Точнее, в 1918 году завод Я.И. Бутовича по просьбе владельца был передан в распоряжение Наркомзема - так было надежнее для сохранения конезавода от неминуемого разграбления и поджога).

     []

    Кронпринц. Рожден в конном заводе Я.И. Бутовича в 1907 году. Выиграл в 1912 году Императорский приз.

    Пояснение: Знаменитый Кронпринц происходил от "небежавшей" Каши, которая дала от Недотрога резвого по тем временам Кота. Характеризуя Кронпринца, В. О. Витт говорит о том, что это был довольно некрупный, пылкий, кипучий, но удивительно резвый жеребец, выигравший в 1912 году Императорский приз и бывший лидером своего возраста всю беговую карьеру. Кронпринц как производитель не сделал какого - либо феномена, - его заводская деятельность проходила большей частью в трудные революционные годы. Он стал отцом нескольких резвых детей во главе с Отчаянным, Малым Ловчим а также знаменитой заводской маткой Большой Медведицей, мать которой - Безнадежная Ласка (см. rw-base.ru'horse.php?id=8516).

    Итак, Бутович согласился служить хотя бы даже и "большевистским директором" своего же завода. Ведь для него "лошадь это Бог". Какая там эмиграция (сестра и мать умоляли его ехать с ними в Ниццу, там сохранились какие-то средства семьи Бутовича). Никакой эмиграции, - он будет служить большевикам, сохранять свой (уже национализированный) конезавод в Прилепах, сам в 1918 году попросит его национализировать (понимал, что иначе завод не сохранится), принимает назначение быть управляющим этого завода, попадет в ГПУ, потом в НКВД, будет сидеть в Соловках, в Бутырках, в Тульской тюрьме, где напишет: "кто живет на свободе, тот не имеет понятия о том, что такое страдание" ( стр. 521).

    И еще он напишет: "мои предки сделали имя Бутовичей славным и известным чуть не со времен Ярослава Мудрого", "я испил чашу позора только за то, что, как верный сын России, я в это смутное время не бежал за границу, а остался здесь, спасал коннозаводство, сохранял величайшие культурные и материальные ценности, много раз рисковал жизнью... за это я сижу в арестантском доме ГПУ" (стр. 500).

    "Арестантский дом ГПУ" закончился расстрелом.

    Первую часть своих "конных" воспоминаний Я.И. Бутович закончил в 1925 году (2).

     []

    Р. Френц и сын. Матки Прилепского конного завода. Табун Я.И. Бутовича.

    Пояснение: Завод Я.И. Бутовича был переведен в Прилепы, недалеко от Тулы, еще в 1909 году. На переднем плане Летунья и Безнадежная Ласка, рыжая с тонкой проточиной - мать Лакея Ласточка.

     []

    Н.Е. Сверчков. Табун

    Пояснение: Н.Е. Сверчков, "большой знаток коннозаводской жизни, в 1891 написал Холстомера на фоне резвящегося молодого табуна рысистых маток и жеребят, не оставляя зрителям сомнения, что в правой части картины, слегка понурив голову, медленно передвигает больные ноги старый орловский рысак Холстомер, судьбу которого Л.Н. Толстой описал в повести "Холстомер" (1886).(См.: goldmustang.ru'Герои ЗМ'Известные люди'546.html)

    1923 год, Я.И. Бутовичу - 44 года, он служит директором коннозаводского музея в Прилепах, той Галереи лошадей, которую он собирал, которая ранее была его собственностью, Галереей его мечты. Ни конезавод в Прилепах, ни Галерея лошадей ему более не принадлежат, они национализированы. Но большевистской власти пока еще нужны его опыт и умения, он пока имеет влияние на коннозаводческую деятельность и в Прилепах, он даже консультирует новую власть в Наркомземе по вопросам конного дела. Пока, но в 1928 году его впервые арестуют.

    Начало книги Я.И. Бутовича "Лошади моего сердца" - это воспоминания о коннозаводчиках, о "страстях по лошади" и о той великой страсти к собирательству Галереи, посвященной лошадям, которая посетила его еще в молодые времена и осталась с ним навсегда. Благодаря Запискам Бутовича мы видим "устройство жизни в прежней России", и не только в стане коннозаводчиков, но гораздо шире, всеохватно. Впрочем, это свойство "Воспоминаний" Бутовича: - российская жизнь описывается им всеохватно.

    Здесь также говорится об издании первого российского цветного журнала - "Рысак и Скакун", который возглавил Бутович. На страницах этого журнала велась отчаянная борьба с врагами - "метизаторами". (3). Породу "орловский рысак" пришлось спасать. Дело в том, как было сказано выше, что в конце XIX века в Россию были впервые привезены американские рысаки - лошади стандартбредной породы. Любители лошадей разделились на два непримиримых, открыто враждовавших между собой лагеря: так называемых "чистопородников", придерживавшихся разведения орловского рысака в чистоте, и "метизаторов", убеждённых в необходимости полного скрещивания и слияния орловской породы с американской - см. Википедия.

     []

    В древности люди утверждали: "В мире нет ничего прекраснее бегущего коня, танцующей женщины и корабля под парусами". Сейчас настоящих парусников во всем мире осталось совсем немного. Вслед за ними с лица земли исчезают орловские рысаки. Как бы после этого не настал черед танцующих женщин..." (см.: vk.com/horse_our_lovely_life)

    Итак, порода "орловский рысак": приведем выдержку из статьи журналиста Павла Кичигина: "Орловский рысак отличается красотой, экстерьером - и тем, что отрывает от земли сразу все четыре ноги, не знает хлыста - сам рвется вперед. Свободная порода, которую явился спасти неукротимый дух Бутовича" (4).

    "Неукротимый дух" Бутовича спасал породу орловского рысака, выведенную графом А. Г. Орловым. Конечно, Бутович не был на стороне "Метизаторов", он был на стороне Орловского рысака. И боролся с "метизаторами" со всей страстью своей натуры, ведь был истовым приверженцем орловской породы.

    А как начиналась эта порода? (Нам бы хотелось, чтобы читатель знал, хотя бы в некоторых подробностях то, что знал и чувствовал Я.И. Бутович, почему и зачем лошади орловской породы так волновали ему душу).

    Для этого окажемся в восемнадцатом веке...Прочтем в Энциклопедии про лошадей! "В 1774 г. граф А.Г. Орлов, брат фаворита Екатерины II, купил в Аравии арабского жеребца Сметанку - лошадь дивной красоты, которая стала одним из родоначальников орловской рысистой породы". Граф безусловно обладал "чувством лошади". Он стремился создать в России совершенную, идеальную лошадь чистой породы и очень выносливую. Дело в том, что заморские кони, ввезенные из - за рубежа, быстро вырождались, не в силах приспособиться к русскому суровому климату. Ну, и конечно, граф преследовал и престижные цели: лошадь должна была быть сказочно красивой и блистать на парадах.

    (см. сайт Русская лошадь - Культура и Искусство | Общество www.cultandart.ru/society/43878-russkaja_loshad" рассказано:

    "Одна старая английская племенная книга сохранила, однако, следующее любопытное свидетельство. Эту запись будто бы видел известный историк лошади В.О. Витт. В книге приводится интересная выписка из арабского аттестата 70-х годов XVIII столетия на лошадь. В аттестате, после удостоверения происхождения лошади, цветистым языком превозносится её ценность; говорится о том, что некий Бени Шукр приставил к ней в пустыне охрану из тридцати человек, а затем идёт восхваление её достоинств: "Когда русский генерал граф Орлов, который хотя и был красив, но весил очень много, сел на неё и проскакал на ней вскачь всё положенное большое расстояние, она была утомлена не больше, чем, если бы несла перышко". Возможно, речь тут идёт о том самом знаменитом жеребце Сметанке. Орлов захотел поправить ошибку природы. Лучшую в мире лошадь, она, по капризу или недосмотру, сделала маленькой, пряничной, почти игрушечной. Граф хотел приспособить её под себя и под Россию. Под собственную богатырскую натуру и под необъятные русские пространства (А.Г. Орлов весил девять с половиной пудов). Это, в пересчёте на привычные для нас килограммы, будет больше ста шестидесяти. Средний вес бедуина был не больше шестидесяти. Значит, новая лошадь должна быть, как минимум, в полтора - два раза, больше. При том же изяществе форм и благородстве кровей"(5).

    Но разве можно о Полканах и Лебедях говорить без упоминания Сметанки?

     []

    Сметанка, арабский жеребец, белая лошадь графа А.Г. Орлова-Чесменского (картина крепостного художника конца XVIII века, предположительно Гавриила Васильева, Музей коневодства, Москва).

    Пояснение: Именно Сметанка (сначала назвали Сметанный) считается основателем породы орловских рысаков. С. П. Жихарев в1905 году написал об орловцах: "... нельзя было налюбоваться на красоту этих коней: прямой, длинный, крутореберный стан на толстых и сухих ногах, шея, как тонкая лента, приподнималась высокой дугой и оканчивалась прекрасной головой с огненными глазами навыкате и с пышными ноздрями. Движение этих громадных коней было таким правильным, что топот их копыт представлял слуху какой-то размеренный такт, а на крестце рысака можно было поставить стакан воды, и она не расплескалась бы: так спокойна была поза летящего рысака и одни только ноги быстро и правильно размеренным махом уносили рысака вперед".
    Проследим путь этой сказочной лошади... Дорога из Турции до конного завода в подмосковном селе Остров заняла около двух лет. Орлов не рискнул отправлять Сметанку вместе с остальными лошадьми, которыми он завладел в Турции, Аравии, Египте морем. Заручившись охранной грамотой турецкого правительства, под охраной военного конвоя, Сметанка отправился в Россию своим ходом по суше - через Турцию, Венгрию и Польшу. А чтобы Сметанный не был узнан по дороге лихими людьми, его перекрасили в нехарактерный для арабских лошадей черный цвет.

    А вот как граф Орлов "присмотрел" Сметанку (Из рассказа Ф. Ф. Кудрявцева "Сметанка": Русское коневодство, разоренное Северной, двадцатилетней и другими войнами первой половины XVIII столетия, находилось в жалком состоянии. На юге России - постоянные нападения турков. Екатерина снаряжает флотилию, которая, обогнув Европу, должна была воевать с оттоманами со стороны Средиземного моря. Командуя флотом, граф Орлов не забывал и об арабских жеребцах. Посылал за ними людей в Египет, в Сирию - всюду, где надеялся их найти. В это время прослышали русские, что везли из Аравии через Египет в султанские конюшни редкостную лошадь, да по военным обстоятельствам укрыли до времени в Греции, в Морее. Послали знающих людей. Воротились они, доложили кратко: "Такого еще не видано". Загорелся Орлов. Но как быть? Война-то кончилась, абордажем коня не возьмешь. Стал приторговывать. Запросили несуразно. Пришлось пригрозить, что плюнет на перемирие и добудет желанного жеребца шпагой. Турки не сомневались, что Орел-паша на это способен. Из Стамбула пришел приказ: продавать! Сговорились на шестидесяти тысячах рублей, удивив всю Европу неслыханной ценой. Турецкое правительство выдало фирман - охранную грамоту - и послало проводить до границ Оттоманской империи янычарского офицера с тремя конными чаушами. На прощание русские отдали "бакшиш". Провожатые. усмехнулись: - Скажи паше своему, что хорошо вы караулили, а то не видать бы ему жеребца!

    Один чауш зубы оскалил, показал ладонью будто ножом по горлу.

    - Это мы очень даже понимали, - велел Кабанов перевести толмачу. - У нас говорят: "Верю всякому зверю, даже змее и ежу, а турку погожу". Посмеялись, расстались по-хорошему.

    Граф Орлов в имении ждал лошадь. Он ждал почти два года, везли тайно, околичными путями. Орлов залюбовался лошадью, точно впервые увидел, замер от восхищения. Конюхом назначил силача Степана. У конюхов не было семьи - граф запрещал им жениться: "дабы пребывали они в непринужденной любви к лошадям". Первоначально красавца коня назвали Сметанным, а затем просто - Сметанкой. Так же назвали его единственную дочь. Позднее эта кличка никогда больше не повторялась.

    Далее посмотрим на сайте материал: "История жизни Сметанки - Лошади - IATP sudar.iatp.by/istoria/Smetanka.html: "От Сметанки получил Орлов пять жеребят: все, кроме, пожалуй, Фалькерзама, - грубоватые, головастые, - в маток. Лишь пятый, последыш, названный Полканом, обещал повторить отца: голова маленькая, сухая, глаза крупные. Полкан рос крупным, как ожидали, красивым, ласковым жеребцом, но по всем статям, кроме роста, уступал отцу. Зато во внуке Сметанки, от Полкана и голландской матки, увидел наконец Орлов то, чего так упорно добивался! Это был знаменитый Барс-первый, За довольно долгую для лошади жизнь Барс дал конному заводу Орлова до девятисот жеребят. Лучшими среди его первого поколения признавались: Любезный, Лебедь, Атласный, Мужик-первый, он же Холстомер, воспетый Львом Толстым. Тридцать лет понадобилось Орлову на создание известных теперь всему миру орловских рысаков, восемь различных пород лошадей он для этого использовал. Но в каждом орловце есть кровь Сметанки, и все они, если приглядеться, сохраняют сходство с далекими предками - арабами".

    Все эти подробности, конечно, знал Я.И. Бутович, и был заворожен орловскими рысаками, за сохранение ЭТОЙ ПОРОДЫ он яростно боролся с метизаторами. Возникло разграничение двух разных пород : 1) "орловские" (выведенные графом Алексеем Орловым, которые до вторжения в Россию американского рысака назывались просто рысаками. и 2) "русские" (помесь орловцев и американцев, метисы), которые у нас утвердились с конца ХIХв., а название "русских рысаков" получили только в 1940-х гг. в пору борьбы с космополитизмом).

    И снова перейдем к сайту "Лршади": "Лучшими потомками Барса I считаются жеребцы арабо-мекленбургской линии - Лебедь I и Любезный I, от которых произошли все современные орловские рысаки. Замысел удался, порода была выведена путем сложного "воспроизводительного" скрещивания арабской, датской, голландской и мекленбургской пород". Так появился орловский рысак".

    Запомним имя: Лебедь I. А ведь первая книга трилогиии Я.И. Бутовича, изданная, к счастью лошадников, в 2003 году в Перми, , называлась "Мои Полканы и Лебеди". Так какой же конь Орловского конезавода носил имя Полкан? Ведь явно Бутович обращает мысли читателя к первым героям породы "орловский рысак"?

    "Признавая идеального арабского коня самостоятельным, совершеннейшим первообразом лошади, гр. А. Г. Орлов желал, не утрачивая его красоты, благородства, силы и энергии, приспособить его к потребностям европейской жизни, увеличить объём его корпуса, усилить мускулатуру и, наконец, одеть его нежные, изящные члены более твёрдой броней плотных наружных форм против суровости северного климата. Так, он "раздвинул" сперва костяк приведённого из Аравии арабского Сметанки широким строением костей сухой датской матки, подняв рост его при произведении Полкана I, от которого произвёл Барса I". (См. cultandart.ru/society/43878-russkaja_loshad)

    Итак, Полкан I. Что означало это имя? Посмотрим в яндекс-словарь: "Полкан - это существо с телом до пояса человеческим, а ниже пояса с лошадиным телом. Раньше славяне считали его полубогом и приписывали этому существу неимоверную силу и необыкновенную прыткость бега. Считали, что Полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст..."

    Вот в чем суть, вот каких лошадей хотел вывести граф Орлов для России и за какую породу боролся Я.И. Бутович. Таким людям, как он, свойственна одержимость. Вспомним слова А. И. Куприна: "Если кто полюбит по-настоящему наше конское дело, то это уж - навсегда, навеки веков. Отстать нельзя. Можно бросить вино, табак, азартную игру; женщины сами от тебя рано или поздно отвернутся. Но истинного любителя - прекрасный вид лошади, ее могучее ржание, ее стремительный бег, ее чистое дыхание, ее бодрый запах - будут волновать и тревожить неизменно до глубокой старости, до самой смерти, и я даже полагаю, что и после нее" (А. И. Куприн "Рыжие, гнедые, серые, вороные..." (1928 г.)

    Первая часть рукописи трехтомных воспоминаний закончена Бутовичем в 1925 году. А с 1925 по 1928 гг. Я.И. Бутович, уже в заточении, пишет вторую часть "Воспоминаний", историческую, она названа "Архив сельца Прилеп", он планирует описать 82 российских рысистых завода. К январю 1928 года уже описаны 50 заводов, но... автора снимают с должности директора музея, Прилепский завод передают в Хреново, а чиновники дают приказ "выпустить Бутовича из Прилеп без штанов". Приказание было выполнено, и уже в феврале Я.И. Бутович арестован, а в октябре приговорен к трем годам тюрьмы. Увы, за первым арестом последует и второй, в 1937-м, но теперь со смертельным, расстрельным приговором. В Тульской тюрьме он пытается продолжать писать свои Воспоминания, но... от пережитого он теряет память. Ему помогают кое-что вспомнить две книги, которые всегда при нем: первый том коннозаводской книги с предисловием В. О. Витта и книга В. И. Коптева - с этой книгой он не расставался никогда и написал: "заглянул в книгу Коптева и - погиб!" (6).

    ...Вернемся в 1928 год. Я.И. Бутовича, соответственно приказанию начальников, "выпустили из Прилеп без штанов", его родной конезавод передают в Хреново. Арест. В тюрьме все его мысли сосредоточены на том... как лучше влить прилепских лошадей в Хреново. Это главное, и он пока надеется издать свои труды.

    Только через полгода он вернется к обширному блоку исторических "Воспоминаний". "Воспоминания" - это не только о прошлом, это всегда и созидание нашего настоящего. Ведь "мы ничего не теряем из прошлого, потому что прошлое мы берем в будущее", - это слова Ан. Франса.

    Я.И. Бутович - свидетель того далекого времени, но какой он яркий, талантливый и наблюдательный! Он пишет истово, в культуре и традициях толстовский размышлений, очень глубоко представляя читателю весь круг проблем, с выразительными, самоговорящими деталями. Эти детали могут рассказать больше, чем многие тома исторических исследований.

    И еще: какая у него сила духа и какая одержимость своим любимым делом! Дадим слово Я.И. Бутовичу:

    "Во время реальной опасности хладнокровие никогда не покидает меня. Так и в этот раз, хотя это было моё первое общение с толпой возбужденных и агрессивно настроенных крестьян. Я понял всю опасность, грозившую мне."

    Крестьяне пришли отбирать у конезаводчика участок клеверной земли и выкрикивали, что пойдут на всё, чтобы получить эту землю. На фоне всеобщего разграбления, поджогов помещичьих усадеб, насилий и убийств их владельцев угроза была более чем реальна.

    Бутович согласился отдать участок и вручил толпе официальную бумагу за своей подписью. На какое-то время "грабежи утихли, но не надолго".

    В этих обстоятельствах он решил спрятать своих самых лучших лошадей. Отвел четырех кобыл к лесничему, побожившемуся сохранить тайну. Среди этих лошадей две - дочери Громадного. За сохранение лошадей и тайны их местонахождения Бутович хорошо заплатил лесничему.

    А вскоре - ни лесничего, ни лошадей. И только спустя 10 лет, уже в Тульской тюрьме, к Якову Ивановичу в камеру попадает крестьянин и спрашивает : "А вы помните, как у вас увели четырех лошадей? Гнедая кобыла и сейчас живет у моего соседа... Ну и кобыла: бежит - никто ее не обгонит, а в работе другой такой лошади не сыскать во всей округе. Много было охотников ее купить, да он кобылу не продаст. Милкой называет. И впрямь, милая лошадь"...

    . Не правда ли, вспоминается рассказ А.П. Чехова "Гайка"?

    "... Решив во что бы то ни стало отстаивать завод и музей, я посматривал кругом, особое внимание обращая на крестьянских главарей - именно с ними мне приходилось договариваться, иначе гибель завода была бы неминуема" (стр. 316-318).

    Исследователи трагической судьбы Я.И. Бутовича приводят некоторые пронзительные детали из жизни тех лет: зима 1917 - го. В Прилепах гостит художник Френц-младший. Он пишет картину (она не закончена), рисуя трех изнуренных "казацких лошадей". Но это не "казацкие лошади", а бесценные прилепские матки: Ненависть, Жар-птица и Летунья.

    ...Зима была особенно голодной. Бутович проявляет себя как умелый хозяйственник, добывая корма. И при этом "он выстоял один на один против крестьянского ажиотажа первых революционных лет, ему везло; множество раз - или какая-нибудь случайность отменяла запланированный крестьянами погром завода, музея, усадьбы, или он сам находил такие слова, чтобы не стреляли из наведенного на него оружия" (стр. 553).

    Уже в Соловках Я.И. Бутовичу удаётся тайно продолжать записывать свои мысли в тетрадях, это - интереснейшие размышления о лошадях, описание пород и лошадиных биографий, конских родословных, повадок и привычек. Писал он скрытно, и, вопреки запретам, сумел даже сохранить свою рукопись:

    "в Соловецком лагере мои тетради при первом же обыске мне удалось спрятать, затем я отдал их на хранение некой женщине, у которой они и лежали около трех лет. После освобождения тетради были мне доставлены". (стр. 553)

    Дело в том, что даже во время лагерного заточения Бутовича привлекали к покупке ремонтных лошадей для Соловецких лагерей Гулага. Районом "командировок" издатели трехтомных воспоминаний Бутовича, вышедших в Перми, указывают Урал. Бутович называет обстоятельства: "Кандалакша" и "некая женщина"; возможно, он так выражается ради конспирации, чтобы не назвать уже названного намиистинного хранителя его материалов - директора Пермского конного завода В.П. Лямина, не подвести его

    Действительно, хранить такие воспоминания было опасно для жизни, но... "как-то, наверное, именуется этот талант - спасать настоящее, (этот) талант, под обаяние которого не мог не попасть Виталий Петрович Лямин". Так оценил отважный поступок сохранения рукописи Бутовича журналист Сергей Бородулин (7).

    Но значение записок Я.И. Бутовича не только и не столько в том, что они - бесценный вклад в иппологию и подлинная история попыток спасения коннозаводческого дела в "России, кровью умытой". Бутович - прекрасный писатель с необычайным даром наблюдения и даром понимания тех чувств, которые испытывали люди его времени. "Книга Я.И. Бутовича, коннозовадчика, оказалась также воспоминаниями замечательного бытописателя, - подчас поднимавшегося на аксаковский и тургеневский уровень", пишет Д.М. Урнов.

    В 1932 году Бутовича освобождают, но недолго, В 1937 году он вновь арестован по политической статье 58 ("враг народа"), через два месяца он расстрелян и реабилитирован только в 1989 году "за отсутствием состава преступления".

    Незадолго до ареста он написал в тетрадях: "С грустью склоняю я свою седую голову над этими строками, бросаю перо и думаю о том, как ненужно, как глупо прошла моя жизнь: вместо того, чтобы наслаждаться жизнью и жить для себя, я жил для других, думал о России, трудился, не покладая рук, создал галерею, собрал и сохранил множество первоклассных произведений искусства и все для чего? - для того, чтобы на склоне своих лет видеть, как если не все, то почти все эти произведения искусства валяются в полусырой кладовой и не сегодня - завтра пойдут за гроши и будут распроданы и разбазарены!!! Стоило жить, стоило трудиться"...

    Наверное, всё и началось тогда, в 1884 году, когда трехлетний мальчик подумал и сказал, что лошадь это Бог - он еще не мог выразить на своем детском языке, что это высочайшее Божье творение. Детское восхищение лошадью, ее силой и статью осталось на всю жизнь. Бутович превратил свою жизнь в служение лошади, пострадал, принял мученическую смерть "за други своя". А это ведь в христианстве считается наивысшей доблестью. Я.И. Бутович хотел, чтобы лошади вызывали восхищение своей красотой, ради этого создал в Прилепах первую в мире Галерею творений о лошадях - здесь были картины, акварели, гравюры, рисунки, скульптуры. Там были представлены изображения лошадей самых разных мастей и достоинств. Одно из первых приобретений Я.И. Бутовича - портрет знаменитой лошади по имени Летучий работы Валентина Серова, этим приобретением Я.И. Бутович очень гордился.

     []

    В. Серов. Летучий. Гордость коллекции Я.И. Бутовича, - - вместе с другими экспонатами, "добровольно - принудительно" была подарена им в Музей коневодства в Москве. Правда, это и сохранило экспонаты - галерея была уже под угрозой разграбления.

    . К сожалению, многие экспонаты при этом "сохранении" - погибли.

    В главе "Воспоминаний" под названием "Пожар в Прилепах" есть страницы, посвященные знаменитой работе Валентина Серова "Летучий". Эта картина, безусловно, - жемчужина Художественной коллекции Я.И. Бутовича. И вот Бутович описывает пожар. Стук в дверь ночью. "Кто там?" В ответ: "Не пугайтесь, Яков Иванович, Скорей вставайте, дом горит!" Ничего себе - не пугайтесь "Первой моей мыслью было спасать портрет Серова. "Время есть, подумал я. Загорелось в конце дома, и если не все пьяны и соберутся через 15-20 минут, многое спасем. Бросившись в спальню, я по дороге везде открывал окна, и делал это вполне сознательно, дабы сбежавшийся народ не оказался впотьмах и не начался бы грабеж. Затем вместе с Самокишем мы сняли портрет Летучего кисти Серова и вынесли его во двор. Прошло еще несколько минут... сбежались люди. Начали рвать занавески с окон и спасать то, что не нужно. С большим трудом я водворил порядок, криком подчинил себе всех, и мы начали сымать и выносить только картины. С поразительной быстротой, переходя из комнаты в комнату, мы спасли буквально всё" (стр. 237-238).

    Приведенные выдержки из книги - свидетельство необыкновенной силы воли и стойкости Я.И. Бутовича, его умения принимать четкие решения, отсутствие у него панических настроений.

    Таким четким решением было, например, решение не ехать в Ниццу, а остаться в России в 1917 году. Ставил на карту свою жизнь ради спасения любимых лошадей. Не всех, но спас. Жизнь свою - потерял.

    Галерею после пожара в Прилепах он отстроил заново в 1915 году, расширил ее, гордился ею. Гордился Бутович, кроме портрета Летучего кисти Валентина Серова также и работами Михаила Врубеля ("Конвоец"), Иллариона Прянишникова - картиной "В степи", К. Савицкого - "Телега", графика А. Орловского - ("Всадник в красном"), произведениями В. Худякова, А. Кившенко, М. Зичи, Ф. Крюгера, Н. Клодта, Г. Ладыженского, К. Юона, Е. Лансере, Н. Либерехта, братьев Ф. и П. Байковых. В Галерее Бутовича было самое большое количество произведений иппической живописи и графики Н. Е. Сверчкова, в том числе, несколько рисунков, изображавших главного героя повести Л.Н. Толстого "Холстомер" (см. Е. Кончин. "Яков Бутович и его галерея": Московский журнал, 01. 10. 1999)

    Какая прекрасная творческая жизнь во славу русской рысистой породы лошадей досталась Бутовичу, не правда ли? И как трагично она потеряна... А ведь какое-то предчувствие было еще у отца, Ивана Ильича Бутовича о том, что эта страсть может стать гибельной для его сына. Предчувствие отца сбылось: снова цитирую запись Якова Ивановича Бутовича, сделанную в Бутырской тюрьме в 1928 году: "... сохранял величайшие культурные и материальные ценности, много раз рисковал жизнью... за это я сижу в арестантском доме ГПУ...".

    Посмотрим и другие экспонаты Художественной Галереи Я.И. Бутовича:

     []

    В.В. Семенский. Крепыш.

    Пояснение: "Народ русский всегда отличался особым патриотизмом наряду с бесшабашной удалью и отчаянной смелостью. Поэтому сперва не сильно опечалились, когда в Европе появились первые американские рысаки - странные, страшные, но фантастически резвые. Однако массивный, роскошный, но сыроватый орловец стал постепенно сдавать позиции в призах и закладках. Провал резвача Вьюна в Париже словно подписал приговор "красе и гордости" России. С одной стороны, азарт требует более резвых (ну, хоть бы и метисов), с другой стороны - "Ну, что ж наши - то! Неужто не ответят?" Ждало сердце русское своего героя, верило и надеялось на чудо. И, как всегда в России, чудо произошло. Встретились увлеченный рысачник Михаил Михайлович Шапшал и талантливый жеребец Крепыш, который по селекционным понятиям был весьма далек от призовых перспектив. Должно было случиться, чтобы они почувствовали и нашли друг друга. А дальше... Дальше бывший афанасьевский питомец стал надеждой и опорой всего российского орловского коннозаводства, живой легендой своего времени, заставившей мир удивленно обернуться" (см.:lovehorses.ru/orlovskiy-ryisak-krepish/)

     []

    Крепыш - фотография

     []

    Крепыш, "лошадь столетия" - предок Улова В начале XX века в России гремели два имени: - великого певца Фёдора Шаляпина, и великой лошади -Крепыша.

    Посмотрим также и на эту фотографию Крепыша:

     []

    Пояснение: Крепыш в детстве имел вид неказистый, был, что называется, гадким утёнком и имел прозвище "Карамора" (длинноногий комар") Впоследствии ему дали титул "лошади столетия".

    Романтические и в то же время очень деловые воспоминания Я.И. Бутовича содержат множество удивительных и трогательных (а иногда по - шекспировски трагических) подробностей.

    Так, например, замечательны и взволнованно подробны описания судьбы Крепыша. Это знаменитое имя мелькает повсюду на страницах повествования Я.И. Бутовича.

    В лошадях Я.И. Бутовича всегда интересует все, даже мельчайшие детали, он умеет очаровывать читателей своими "лошадиными историями". Восстанавливая по крупицам родословную Крепыша, Яков Иванович впадает в такой восторг, что сам о себе пишет: "Когда я произношу, или пишу такие имена как Победа или Самка, мною овладевает такое волнение, что даже те крупицы таланта, которыми я наделен, покидают меня, и мое перо бессильно выразить все то, что я чувствую, думаю и знаю" (стр. 216).

    Волнение в данную минуту происходило от того, что ему предстояло описать единственный проигрыш Крепыша. Я.И. Бутович с трудом подбирает слова, для него мучительно само звучание слова "проигрыш" по отношению к русскому кумиру, автор приводит множество объективных оправданий для любимой "лошади столетия". Вот эти оправдания: условия бега были изменены, орловцы не должны бежать с метисами, метиску Прости тренировал сам великий Кейтон...

    Но Д.М. Урнов дает в комментариях к книге "Лошади моего сердца" иное объяснение этой истории: "Интриги вокруг Крепыша остались нераскрытыми до конца. Сравнительно небогатый М. М. Шапшал владел Крепышом в доле с фабрикантом Катламой Ходили упорные слухи, что Катлама получал деньги за проигрыши Крепыша...".

    Да-а, здесь можно вспомнить современные "договорные футбольные матчи".

    Изображения Крепыша, конечно, украшали Галерею лошадей Я.И. Бутовича. Посмотрим и другие экспонаты, собранные им.

     []

    Н. Сверчков, Н. Г. Сверчков. Амазонка (А. Я. Панаева) на лошади орлово - ростопчинской породы (Порода исчезнувшая. В 1868 на Парижской выставке изображенная лошадь была признана идеалом верховой лошади)

    Я.И. Бутович писал: "Ни один художник не действовал на мою душу и психику своими лошадиными типажами и образами так благотворно, как Сверчков. Я так сроднился с ним и так полюбил его творчество...". (Из рукописи Бутовича с описанием его Коллекции, хранится в Архиве Музея Коневодства в Москве).

     []

    Н. Сверчков. Смельчак

    Пояснение: "На большинстве его картин изображены кони - саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве". (Вл. Рогоза)

     []

    С. С. Ворошилов. Тройка

    Пояснение: Известный современный коннозаводчик и знаток лошадей К. Мельников уточнил: картина называется "Тройка Московского Общества поощрения рысистого коннозаводства на Всемирной выставке в Лондоне. " Коренник Ратник - Турецкий, родился в заводе С. М. Богданова в 1898 году от Ратника и Турчанки, в 1905 году выиграл Императорский приз (тот самый, что впоследствии выиграл Кронпринц Я.И. Бутовича). Пристяжки - жеребцы исчезнувшей стрелецкой породы. Выставка была в 1911 году.

     []

    Н. Сверчков. Граф А. Г. Орлов (создатель орловской породы) на БарсеI - основоположнике породы)

    Пояснение: Портрет родоначальника орловской рысистой породы серого Барса I, который родился в 1784 г. в Хреновском конезаводе от Полкана I и серой голландской кобылы (имя отсутствует).
    В 1852 году Н. Сверчков решил всё же изобразить легендарного Барса I, воспользовавшись указаниями, что прототипом его может быть жеребец Хреновского завода Добрыня, 1845 года рождения. Художник создает в 1852 году гравюру "Барс I". А в 1871 Сверчков, уже используя созданный гравюрный образ "Барса I", написал на холсте вот эту гениальную картину "Граф А. Г. Орлов - Чесменский в санках на Барсе I"...

     []

    П. Н. Грузинский Масленица. 1889 год.

    Пояснение: Масленица - это уникальный русский праздник. Дело в том, что суровая, порою, жестокая жизнь древних народов время от времени нуждалась в таких неистовых, доставшихся от обычаев языческих предков, празднествах. - В связи с потеплением, с проводами холодной зимы, с надеждами на лучшее повсюду царили удаль и оптимизм, желание обогнать, быть первым.

     []

    И. Н. Раух "Бычок" Гнедой жеребец орловской рысистой породы, год рожд. 1824 - от Молодого Атласного и Домашней. Первый рекордист породы в беге на 3 версты.

    Пояснение: Бычoк - резвейший рысак ХIХ столетия. Описан в "Былом и думах". Много о нём рассуждает и Я.И. Бутович.
    Резвость орловских рысаков сохранялась в преданиях: Австрийского императора Иосифа II требовалось отвезти из Петербурга в Москву за 36 часов. Лихой ямщик сказал Екатерине II: "Берусь, матушка, доставить немецкого короля в 36 часов, но не отвечаю, будет ли цела в нем душа". Известный историк отечественного коннозаводства В. И. Коптев вспоминает о московских победах Бычка: "В 1836 году является Бычок на Московском бегу, и это появление составляет блистательнейшую эпоху бега; почти вся Москва вышла и выехала смотреть непобедимого рысака, который сделался и был до смерти своей всеобщим любимцем; я видел его первое состязание в Москве и сознаюсь, что никогда не видел ничего подобного, если всё то, что я видел дотоле, были лошади, то Бычок был какое - то новое существо, какой - то крылатый дракон, который устремился в воздух, отталкивая от себя землю...".

     []

    Н. Сверчков. Барс.

    Пояснение: Вспомним, что выше было рассказано, как в 1776 году граф Орлов привез в Россию редкой красоты арабского жеребца Сметанку, которого он выкупил у Султана за немыслимые по тем времена деньги - 60 тысяч серебром (для сравнения, конюх получал всего лишь 3 рубля в год). Именно с этой даты и начинается история орловской рысистой породы.

    Благодаря таланту графа Алексея Орлова была создана уникальная рысистая порода лошадей. В честь этого видного политического деятеля, победоносного военачальника и знаменитого коннозаводчика и была названа новая порода русских рысаков - "орловскими рысаками".

    Формирование орловской рысистой породы осуществлялось методом сложного воспроизводительного скрещивания лучших пород лошадей: арабской, датской, голландской и мекленбургской. Первые жеребцы от этих скрещиваний появились на свет в 1784 году. Самый лучший жеребенок Барс I произошел от Полкана I и серой голландской кобылы. Все лошади орловской рысистой породы являются потомками Барса I, поэтому его по праву называют "Барс-родоначальник". Лучшими потомками Барса I считаются жеребцы арабо - мекленбургской линии - Лебедь I и Любезный I, от которых произошли все современные орловские рысаки.

    Б.И. Коптев: "Посмотрите на орловского рысака, каким его создал гениальный коннозаводчик: вы видите сухость головы, оживленную огненными блестящими глазами и оканчивающуюся пышными, как роза, ноздрями, которые своей подвижностью, дают ей так много выражения, - и вы узнаете в ней знаменитую кровь арабского Сметанки, который и стоит во главе орловского завода".

     []

    А. Крюгер. Александр I на коне

    Пояснение: В мае 1818 года конезавод в Хренове посетил император АлександрI. Узнав о намечаемом визите, крепостной Шишкин, в то время управлявший хозяйством по поручению дочери Орлова и его наследницы графини Анны Николаевны, наказал конюхам держать ставни в конюшнях постоянно закрытыми и открывать их только вместе с подачей корма. При виде овса и сена лошади радостно ржали и били копытами.
    Тренировка удалась на славу: когда император АлександрI вошел в конюшни и были открыты ставни, лошади привычно заржали, предчувствуя грядущий обед.
    - Что это с ними? - поинтересовался государь.
    - Вас приветствуют, Ваше Величество, - улыбнулся Шишкин. Обрадованный государь приказал дать Шишкину вольную.

     []

    Н. Сверчков. Холстомер в молодости

     []

    Н. Сверчков. Холстомер в старости

    Пояснение: Холстомер рожден от Любезного Первого и Бабы. По родословной его имя - Мужик Первый, а по прозвищу - Холстомер (за свой легкий, размашистый шаг, "будто холсты меряет"). Герою повести Л. Н. Толстого "История лошади" не понравилась пегая масть жеребца, и он приказал выхолостить эту лошадь. А вот Я.И. Бутовичу, наоборот, очень нравились такие расцветки. Обе гуаши были подарены Л. Н. Толстому и висели у него в кабинете.

    У Бутовича было самое большое собрание произведений Н. Е. Сверчкова. в том числе несколько рисунков, акварелей и картин на тему повести Л. Н. Толстого "Холстомер".

    . Многое пропало во время Первой Мировой войны, которая была уже на пороге, разрушая всё на своем пути.

    Я.И. Бутович героически спасал свою коллекцию, но все равно многое было утрачено.

    В главе "Мировая война и русская революция" описана такая сцена: "Я сидел рядом с П. А. Стаховичем. ... это был свой человек в высших военных кругах. Меня поразило то обстоятельство, что во время собрания Стахович имел удрученный вид. Я спросил его, почему он так расстроен, ответ его крайне удивил меня: "Война неизбежна, это вопрос нескольких дней. А с ней придет революция". Я ответил: "Это ужасно! Но если немцы спровоцируют войну, мы их расколотим. Поднявший меч от меча и погибнет!" - закончил я. На другое же утро я уехал домой, желая подготовиться к призыву в действующую армию".

    Далее в книге есть бесценное описание реакции народа на вступление в войну 1914 года: "настроение крестьян стало торжественным и сосредоточенным. Ни криков, ни пьяных, ни озорства, чувствовалось какое - то особое приподнятое настроение и доверие к власти. Повидимому, война обещала быть популярной... в сознание народа глубоко вкоренилось убеждение, что многие его беды идут от немца...". (стр. 240-241).

    Первое военное поручение для Я.И. Бутовича - поездка в Сибирь, с целью сформировать и отправить в центр России необходимое для военных действий количество лошадей. Вот как описаны сибирские крестьяне: "Удивительно богато, привольно и хорошо жил сибирский крестьянин! В избе у него полное довольство: стулья, занавески на окнах, чистые половики, горы пуховых подушек, расписные кованые сундуки, вязаные скатерти на столах, зеркало, швейная машинка, горшки с цветами и нередко граммофон.... Конечно, ничего подобного нельзя встретить в нашей великорусской деревне.... Мужик в Сибири коренастый, здоровый, сильный и упитанный Что особенно бросилось мне в глаза - это достоинство, с которым держит себя здесь народ: ни тени подхалимства, а наоборот, ясное осознание собственной силы.... Бывало, сидишь за столом и спросишь: "Что, чалдон, побьем мы немцев?" "Отчего нет?" - следовал ответ" (стр. 252-253).

    Наблюдательность автора говорит обо многом, в деталях Я.И. Бутович умеет видеть целое. . Последующее нам известно: народ был настроен на победу, но помешали бездарность власти, вмешательство революционной пропаганды. В России начался хаос и - невозвратимые потери.

    Попытки Я.И. Бутовича спасти своих лошадей и бесценную галерею экспонатов, портретов легендарных коней осуществились не в полной мере, а закончились его дни ожиданием расстрела и гибелью. В эти дни его посещают "видения". Он записал их.

    "...я не только потерял память и здоровье, но, вероятно, и жизнь." И все же он замечает, что человек никогда не теряет надежды. Он грезит: "Вереницы лошадей всех мастей, всех качеств и мер" проходят перед глазами. С особой нежностью вспоминаю своих любимых кобыл: Кашу, старую Усладу, , Мечту, Ветрогонку, Безнадежную - Ласку.... А жеребцы? Сначала Недотрог, потом Молодец, за ним Лоэнгрин, потом Смельчак, Громадный, Петушок, Кот и Кронпринц.... Громадный... сколько в нем аристократизма...Боже, какие лошади, какие имена, какие крови!" (стр. 546-551).

     []

    Анилин - рисунок Алексея Глухарева.

    Пояснение: "Трижды венчанный" Анилин родился в 1961 году от английского чистокровного жеребца Элемента и чистокровной кобылы Аналогичной на конном заводе "Восход" Краснодарского края. Воспитывался знаменитым жокеем Николаем Насибовым.

    Вот еще одна сцена из предсмертных воспоминаний великого лошадника и великого сына России:
    "Вороной Магнат, как живой, стоит перед моими глазами. ...думаю:
    Как хорош! Идеальный по типу орловец!. Но Магнат не орловец, а сын Барона-Роджерса, и мне не хочется громко признаться его владельцу В. Ф. Шереметеву, что жеребец так хорош. Совестно молчать, видя такую замечательную лошадь, и я чистосердечно поздравляю В.Ф." При этом Я.И. Бутович думает: "Да, хорош! Стоит случить с ним несколько моих кобыл". Но... "Правоверный орловец" гонит от себя эту кощунственную мысль, а конь равнодушно смотрит на "трогательное единение метизатора и орловца" (стр. 547)

    Как велик Бутович, даже в "крамольных" своих чувствах! А что бы он сказал, если бы его жизнь не была прервана расстрелом, и он увидел бы воочию, например, бесподобного Анилина (см. рисунок Алексея Глухарева), "не-орловца" который, как и лошади его сердца - стал рекордсменом, созидавшим Российскую конную славу? Наверное, тоже подумал бы:"Да, хорош! Стоит случить с ним несколько моих кобыл"... Анилин трижды выиграл для русской славы Приз Европы Да, Анилин не был орловцем, это был жеребец чистокровной английской верховой породы... зато родился и воспитывался в русском конном заводе, нашим первоклассным наездником Николаем Насибовым ...(8)

    Еще раз повторим: "Как велик Бутович!"

    Послесловие

    В 2003 - 2010гг., благодаря самоотверженному труду энтузиастов, специалистов-иппологов и любителей лошадей, были наконец изданы. трехтомные "Воспоминания коннозаводчика". А замысел настоящего, сокращенного издания "Лошади моего сердца" принадлежит инженеру-строителю и коннозаводчику К.Н. Мельникову, который, совместно с другими вкладчиками, ранее финансировал трехтомное издание "Воспоминания коннозаводчика". Половину трехтомника занимают мысли Я.И. Бутовича о разведении рысаков, которым он "посвятил свою жизнь". Это изложение, полное ипподромных и коннозаводских терминов и словечек, пестрит "лошадиными именами", которые, признается Бутович, он не может произносить без волнения Но те же имена заводских маток и производителей мало что скажут читателям, далеким от конного дела.

    Данная книга "Лошади моего сердца. Из воспоминаний коннозаводчика" составлена Д.М. Урновым и Ю. Палиевской на основе нескольких печатных источников, в первую очередь и главным образом это, конечно, три тома "Воспоминаний" - "Мои Полканы и Лебеди" (Пермь, Издательство "Тридцать три", 2003), "Лошади моей души" (Пермь, Издательство "Книжный мир", 2008) и "Лебединая песня" (Пермь, Издательство "Книжный мир", 2010).

    Сокращения текста Я.И. Бутовича в книге "Лошади моего сердца" сделаны за счет сугубо коннозаводских разделов. Текст дополнен фрагментами из заводских тетрадей, которые издаются К.Н. Мельниковым отдельно от "Воспоминаний". Использованы и материалы Я.И. Бутовича, опубликованные ранее в периодических изданиях. Это обширная глава из рукописи "Коннозаводские портреты Н.Е. Сверчкова", различные части которой печатались в журнале "Коневодство и конный спорт" (1975, ?8, 10-12) и в альманахе "Прометей 12" (Москва, Издательство "Молодая Гвардия", 1980). Приведен очерк "Гибель Крепыша" о том, как оборвалась жизнь легендарной лошади. Озаглавлены и опубликованы эти страницы были не в трехтомнике, а в изданном Содружеством рысистого коневодства сборнике "Крепыш - лошадь столетия" (Москва, Издательство "ИппикСинтезполиграф", 2004).

    Спасибо всем, кто помог "Лошадям Бутовича" прийти к читателям...

    Примечания:

      Яков Иванович Бутович - потомственный коннозаводчик из знаменитого рода.
    1. Исторически факты создания бесценной рукописи Я.И. Бутовича см.: Сергей Бородулин, статья "Мои Полканы и Лебеди". Газета "За человека" номер 27 за 2000г.
    2. В конце XIX века в Россию были впервые привезены американские рысаки - лошади стандартбредной породы. Любители лошадей разделились на два непримиримых, открыто враждовавших между собой лагеря: так называемых "чистопородников", придерживавшихся разведения орловского рысака в чистоте, и "метизаторов", убеждённых в полном скрещивании и слиянии орловской породы с американской (см. Википедия).
    3. Павел Кичигин. Газета "Личное дело" номер 2 (59) 02. 03. 2003.
    4. В. И. Шишкин. Описание Хреновского завода (в книге В. И. Коптева, "Материалы к истории русского коннозаводства", М., 1887, стр. 103).
    5. Коптев, Василий Иванович (? - 1888) - корреспондент главного управления государственного коннозаводства по Тульской губернии. В 1887 году в Москве был роскошно издан капитальный труд: "Материалы для истории русского коннозаводства".
    6. Сергей Бородулин. "Мои Полканы и лебеди", газета "За человека", номер 27, 2000г.
    7. Подробнее об Анилине см. в книге Д.М. Урнова "Жизнь замечательных лошадей" - повесть "Железный посыл". М. , Изд - во Московский рабочий, 1994, а также рассказ об Анилине в книге Д.М. Урнова "На благо лошадей". М. , Изд-во им. Сабашниковых, 2011.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрина-Митрохина Софья Александровна (tur-mit@mail.ru)
  • Обновлено: 27/07/2014. 53k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Оценка: 7.46*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.