| |
Ксана
Ксана и я
Моя дочь Ксана прославилась множеством замечательных и ярко выраженных наблюдений.
Так, на вопрос воспитательницы детского сада в Вешняках: "Девочка, а какой у тебя адрес, где ты живешь?" - она в четыре года ответила: "Я? Я живу в Советском Союзе, это недалеко отсюда, на улице Кондратюка".
Мы, взрослые, тоже в шутку повторяли этот ответ на вопрос "А где вы живете?". Мы отвечали:"В Советском Союзе, это недалеко отсюда, на улице Кондратюка".
***
Первым словом у Ксаны было ее имя. Вот я стою возле нее - мы на даче, ей почти один год, - и я прошу: "Скажи: "Кса-на"". Повторяю много раз и вдруг слышу в ответ: "Ка-на". Вскоре мы научили ее произносить и фамилию: "Митоси-на" (Митрохина).
Чуть позже умиляли нашего друга Михаила Дробышева, задавая в шутку вопрос девочке: "А у дяди Миши какая фамилия?" Ксана отвечала: "Топыгин". Она уже почти разбиралась в русских народных сказках...
***
Поет песни: "Топ, топ, топает маис" (малыш) - и папину любимую: "По Смоленской дороге столбы, столбы, столбы" (тольбы, тольбы, тольбы)...
***
Няне: Не тъёг мои книски! Не тъёг, казала! Ах ты, абасъянка (обосранка)! (То есть: "Не трог мои книжки, не трог, сказала").
Потом Зоя ее назовет "золотко" - и она ей скажет: Вот так меня и называй, а то все "обосранка" да "обосранка"!
Салют 23 февраля. Боится:
Ой, гром!!! Ну, ничего, папа придет и про-гонит грома!
Я: - Буду. - А они тебе скажут: "Нечего и плакать. Надо было вашей Ксане слушаться"...
Она соглашается сквозь слезы: - Ну, лазбила - залко сто ли?
И вдруг - ошеломляющий вопрос: "Откуда Ксана взялась?"
Ей нравится селедка. Но ей не дают (нельзя). И она нас пристыдила:
- Залко, сто ли, Ксане селедки?
Разговаривает с кошкой:Киска ма-а-инькая, гью-пень-кая (ма-аленькая, глу-у-пенькая).
Папа говорит ей, изображая козочку: "Ме-е, ме-е, ме-е-е!"
После этого Ксана ходит и спрашивает сама себя: Интелесно, сто это за такое за ме-е-е?
Пою ей песенку про черного кота: "...И кота ненавидел весь дом, а совсем наоборот - только черному коту и не везет..." ...
Ксана: Почему не везет - надо везти.
Пищит. Я:А кто это пищит? Ксана: Пискунья. - Смеется и добавляет: - А смеется - значит, смеюнья.
- Папа пошел на работу... за конфетками.
Слово "одеколончик" произносит: "Один ко-лончик".
- Мамочка маинькая, холосенькая... Кто та-кую мамочку Ксане купил?
Я:
- А вот Дашенька тебе даст шоколадку... А ты ей что?
Ксана:
- Спасибо.
Я неодобрительно отворачиваюсь, а она говорит мне:
- Ну, не воблазай (не воображай)...
***
На даче боится мух и пчел. И вот - летает пчела. Ксана кричит:
- Зоя, Зоя, завяжи мне бантик! Чтобы пчела меня не узнала, пусть она думает, что это не я.
***
Засыпает, болтает:
- Мама ми-и-ленькая, хо-ло-сенькая, ма-аленькая. Выластет и будет взлослая. Мама де-вочка, а папа - мальчик, мамин блатик.
***
Умеет петь песенку "Ничего не надо, кроме шоколада".
***
- Мама, скажи Поле (няня), чтоб она не жадничала.
Поля не дает ей семечки А до этого Зоя ей не давала колбасу (детям нельзя). Но однажды Зоя тайком на кухне съела кусочек. Вышла, как ни в чем не бывало, а у Ксаны очень хорошее обоня-ние. И она ее упрекнула:
- Что, Зоечка, колбаску ела?
***
Отец Лев Митрохин поддразнивает Ксану: - Давай купим еще одну девочку.
- Нет, не надо, у вас одна есть - и хватит. Мама, скажи ему: "Лева, ну, хватит, у нас уже есть".
***
Спрашивает Зою:
- Зоя, а где твои папа и мама? - В ямку закопали.
- Мама, какие она глупости говорит!
***
Если плачет, то на вопрос "Почему ты плачешь?" обязательно отвечает:
- Как же мне не плакать, ведь меня серый волк из комнаты выгнул.
***
Укладываем спать. Никогда не хочет. На по-желание "Спокойной ночи" плачет и отвечает: "Нет, нет, доброе утро!"
***
Ходили к врачу на прививки. Пролито много слез. По дороге домой выражает свои чувства:
- Злые тети. Если бы они не были врачи, их бы надо побить.
***
Пьет молоко. Мимо идет бабушка-соседка и говорит ей:
- Это - за папу, это - за маму, а это - за меня.
Ксана:
- Нет, за тебя не буду, ты чужая. Бабушка:
- А за дядю Сережу пила, но ведь он - тоже чужой...
Ксана:
- Он не чужой, он мне стульчик подарил. Бабушка:
- Так я, значит, чужая? Ксана:
- Нет, ты - моя замечательная соседка.
***
- Мама, а ты со мной водишься? - Да.
- А ребята со мной не водятся - Почему?
- Они мне сказали: "Ты - нехорошая девочка". А я им сказала: "Вы - нехорошие мальчики". (Но на самом деле сначала она им язык по-казала.)
***
Папа качает ее на качелях. Ксана:
- Сильнее! Еще сильнее! Хватит!!! Я боюсь!! Папа:
- Чего ты боишься? Ксана:
- Как бы не брякнуться...
***
Играет в куклы:
- Эту куклу зовут Вера, а сейчас ее немно-жечко позовут Нина.
***
- Жаба взяла и улетела.
- Как это, Ксаночка? Ведь у жабы нет крыльев.
- А на метле.
***
- А у Буратино мама - доска.
***
Плачет. Я:
- Успокойся. Ксана:
- Я не могу успокоиться. Я расстроилась и не могу прийти в себя.
***
Плохо себя ведет. Я:
- Надо исправиться. Ксана:
- Я не могу исправиться, у меня на это нет сил.
***
Рассказывает мне сказку про Красную Ша-почку:
- Волк съел бабушку, а потом надел ее лифчик и трусы.
*** - Мама, ты моя киса... Кисанька, я тебя нико-му не отдам злому.
***
Ксана:
- А что твой дядя (завредакцией фантастики писатель С.Г. Жемайтис) на работе делает?
Я:
- Пишет книжки. Ксана:
- Какие? - Детские. Ксана:
- Разве на книжках можно писать? Их читать надо.
***
- Папа, почему у тебя рубашка, как у доктора - белая?
***
- Мама, почему у тебя в глазах звездочки?
***
Я ей читаю: "У Скворцова Гришки жили-бы-ли книжки... грязные, лохматые, на листах каракули".
Я:
- Вот, смотри, и ты на своих книжках сделала каракули.
Ксана (плачет):
- Но у меня же не каракули, а письмашки. Я:
- Нет, все же это каракули. Ксана:
- Нет, письмашки! Вон!
***
- Давай зажжем торшер. - А он не включен.
- Ну, хоть за шнур дернем, хоть повеселимся!
***
Играем, мы - кошки. Ксана говорит мне:
- Кисанька, дай я тебя обниму... вот высуну две лапки, а третью не буду. Потому что третья - у меня ведь ножки...
***
Зоя - ей:
- Ах ты мой золотенький!
Ксана:
- Вот ты меня так и зови. А то все - "обосранка" да "обосранка"...
*** Ксана:
- Мама, а что такое Индия? Я:
- А ты как думаешь? Ксана:
- По-моему, это - где индюки гуляют.
***
Если плачет, то на вопрос "Почему ты пла-чешь", всегда отвечает:
- Я плачу, потому что с волками не хочу во-диться...
***
Очень просит почитать ей Винни Пуха. Я говорю:
- Ты еще мала, не поймешь. Ксана:
- Ну, немного пойму.
Я читаю... И вот фраза: "Винни Пух и Пятачок решили украсть Крошку Ру". Ксана спрашивает:
- В какой цвет?
***
Ксана:
- Буду в детском саду учиться, а в школу не пойду, меня не возьмут, у меня вот тут (показы-вает на голову) - мозгов мало.
Я:
- А кто тебе это сказал? Ксана:
- Никто. Сама знаю. Раз они не гремят, значит, их нету...
***
Я:
- Ксаночка, кого ты любишь? Ксана:
- Маму, папу, бабушку и Таню (кукла). А чужих не люблю...
Я:
- Почему? Ксана:
- Всех много, а я одна. А тебе надо еще одну девочку.
Я:
- Зачем? Ксана:
- Ну, малявку Я:
- Зачем?
Ксана:
- Чтобы в колясочке возить, а я буду тебе помогать...
***
- Матросы - это, которые на пароходах ездят, да?
***
Играем в Золушку. Я - Король. Ксана:
- А ты, Король, оставь меня у себя, а то Анна с Мариной скоро совсем Гингемами станут.
***
Снова я - Принц, Ксана - Золушка... Часы бьют двенадцать, и Золушка - убегает. Принц кричит: "Куда же ты, Золушка?!
Золушка отвечает:
- Ничего, Принц, скоро все спать лягут - и я опять к тебе прибегу.
***
Ксаночка
В ее представлении "круглолицая" - это значит "красивая"...
Ксана:
- Мама, а ведь правда, что я - круглолица я? Я:
- Конечно, правда. Ксана:
- Но почему же тогда на меня никто внимания не обращает?
Потом утешает меня:
- Мамочка, ты тоже круглолицая, правда у тебя лицо как палочка... в общем-то - как котлетка...
***
Купила ей пластиночку со сказкой. Слушает. Там про злую колдунью. Ей страшновато, и она говорит мне:
- Но я вообще-то не боюсь. Я - храбрая девочка. Я не убежала. Просто под стол юркнула - и все.
***
Купила ей машину заводную, немного шумную. Ксана:
- Вот хорошо! Возьму в детский сад. Олег Хо-ханов отнимет у меня игрушки, а я заведу машину, у него голова заболит от шума, а я все игрушки обратно отберу...
***
Простудилась, не ходит в детский сад. Говорит мне:
- И хорошо, что я заболела... Олег Хоханов сейчас, наверное, думает: "Кого бы мне толкнуть?" А меня и нету...
***
Просит все время:
- Давай поиграем. Ты будешь Принц, а я Золушка.
Играем. Ксана:
- Принц, возьми меня замуж, а то Марья-на и Анна (дочки мачехи) - совсем Гингемами стали.
***
Им в детском саду начали читать про политику. Дома рассказывает нам тему "Ленин в шалаше":
- Дедушка Ленин спрятался в шалаше от бомжармов. Рабочий пришел и сказал: "Дедуш-ка, уходи, тебя бомжармы ищут". Сказали остался вместо дедушки Ленина. Приходит бомжарм: "Ты - дедушка Ленин?" - "Нет, я - рабочий".
- "Раз ты в его шалаше, значит, ты - Ленин. Пойдем со мной!"
Привел его к самому главному бомжарму. Са-мый главный бомжарм посмотрел: "Какой же это Ленин? Эх ты! Рабочего не смог от Ленина отли-чить!"
И прогнал его с работы. Так ему и надо!
***
Спустя некоторое время детсадовские воспитатели ввели в их сознание еще одну информацию. В связи с этим Ксана снова собрала нас на кухне и рассказала следующее:
- Раньше были помещики. У помещика был парк. Он не разрешал в нем детям гулять... А мы оказались хитренькими: состроили свой садик рядом с этим парком и потихоньку ходим туда гулять, чтобы он нас не заметил.
***
Играем, я рассказываю: - И вот, мышка взяла с собою в школу тетрадь, карандаши...
Ксана:
- Еще она взяла двойник!
Предварительное пояснение: место нахождения детсада было Кусково - возле Кусковского парка.
Я:
- Что-о-о? Какой двойник? Ксана:
- Ну, в который отметки ставят...
***
Идем по лестнице. Марк (брат, старше на два года, он ее обгоняет. Я напоминаю Марку:
- Эй Марк, prego segnora! (сначала - се-ньора!)
Ксана:
- Мама, раз я - его сеньора, а он - сеньор, скажи, чтоб он меня не обгонял!
***
Я уезжаю и говорю:
- Мышка, я буду скучать. Ксана:
- Ничего, киса. Скоро мне исполнится пять лет, и я приеду к тебе.
***
В детском саду дружит с мальчиком Володей. Но говорит, что он толкается.
Я:
- А ты ему скажи, что если он будет обижать тебя, то ты не будешь с ним водиться.
Ксана:
- Нет! Как же я могу так обидеть своего друга, довести его до того, чтобы он покраснел? Пусть он сам подумает и поймет: можно с таким во-диться или нет?
***
Ксана:
- Мама, это полбеды, что мы живем на третьем этаже.
Я:
- Почему? Ксана:
- Если пожар начнется, то до нас - половина.
***
- Мама, я тебе скажу, только ты никому не говори: у меня на Мишу такое чувство, как будто я кого-нибудь ненавижу. (Он ее обидел чем-то.)
***
- Я не боюсь, просто мне немного страшно.
*** - Мама, ты не можешь на следующей неделе мне кого-нибудь родить? Ну, там птичку или какое-нибудь животное?
***
- Мама, тебе мое лицо нравится? - Да, а почему ты спрашиваешь?
- Так ведь на той квартире тоже было зеркало, я смотрела и не могла определить - красивое у меня лицо или нет.
- Ну, и что же ты решила? - По-моему - нет.
- А мне нравится.
- А как ты думаешь, Володе Иванову тоже нравится?
***
- Гена Сидоров приносит в детский сад глу-пые песни. Но ему простительно, у него было сотрясение мозгов. Я тоже на даче один раз упала, и даже шишка была на лбу, но никаких глупостей не сочиняла.
***
Едем в автобусе. Ксана громко мне рассказывает:
- Я сейчас в старшей группе, а на будущий год перейду в подготовительную. Мы переедем - все ребята возьмут свои вещи, свои горшки...
Весь автобус хохочет. Она оборачивается к пу-блике и громко говорит:
- Чего смеетесь?! Горшки - с цветами!
***
Сердится на меня:
- Мне даже фасон твоего лица не нравится!
***
В автобусе везла мне из детского сада какой-то рукотворный подарок к 8 Марта и говорит:
- Я не смеялась, не развлекалась - все дер-жала это на коленях.
Вручает мне подарок и говорит:
- Ой! Я забыла ласковое написать!
***
Рассказывает, что было в детском саду:
- Хоханов обзывал Будилкина, а Будилкин за это его целый час тиранил. Ну, я, конечно, не дала...
***
Про Шамаханскую царицу: - Это ее подговорили...
***
Сердится:
- Я все твои секреты расскажу в детском саду!
***
Отдыхаем в Латвии:
- Смотрите, в этом магазине есть все, что мы ели в столовой - только на третье - другое. ("Другое на третье" - это было вино.)
***
Ксана:
- Мама, смотри, я нарисовала глухого тигра! Я:
- А как узнать, что он глухой? Ксана:
- Очень просто: охотник крикнул, все остальные тигры разбежались, а глухой остался.
***
Когда произошла трагедия при угоне самолета и оборвалась жизнь девятнадцатилетней стюардессы Нади Курченко (см. Википедию), в детском саду детям сделали сообщение, которое Ксана полностью повторила дома. Она зовет меня и отца, велит нам сесть на диван и объявляет, что сейчас будет "ПОЛИТЗАНЯТИЕ! ПЯТИМИНУТКА!", во время которой она полностью повторяет для нас текст той беседы, которую провели накануне воспитатели с детьми в детском саду.
Ксана:
- Я вам расскажу про Надю Курченко. Она была стюардесса на самолете. Бандиты хотели угнать самолет. Велели Наде передать летчикам записку. Вы думаете, она растерялась? Нет, она не растерялась, а закричала летчикам: "Нападают"! За это бандиты ее застрелили. Но она спасала людей, и не думала о себе...
***
- Крот сказал коростелю: "Что ты все хо-дишь? Скоро все пятки изотрешь, ходить не на чем будет..."
***
- Я рассчитала, что в Африке красное солн-це, а в России - желтое...
***
...И больше, мамочка, не трать свой отпуск на Карпаты, как деньги - на конфеты А то из-за твоего нрава нам меньше остается времени на Балтийское море. Тратишь свой отпуск на Карпаты, как деньги - на конфеты!
Но перед моим отъездом на Карпаты написала мне печатными буквами на картонке: "ХАРОШЫЙ ПАЕСТКИ" (хорошей поездки)
***
- Даша плохо нарисовала мишку. Я сейчас ей сделаю трафаретку - пусть поучится. Видела, какой у нее медведь? Совсем не похож... Но, чтобы ее не обидеть, я сказала: "Даша, такие медведи - реденько бывают..."
***
- Меня Хоханов в детском саду стукнул по голове. А я знаешь как проверяю, что не сошла с ума? Я задам себе какую-нибудь трудную задачку - и решу... Значит, все в порядке...
***
Гуляем в Останкинском парке вместе с Дашей и Дашиной мамой Ларой Беспаловой. Сопровождаем девочек в туалет. Даша всегда говорит обо всем, что с ней происходит. На этот раз сказала: "Я описала свои белые колготки". Ксана дает совет:
- Даша, никогда не надо рассказывать о сво-их недостатках.
***
Первый день. Забираю Ксану из школы, и она рассказывает мне про замечание учительницы: "Ксана, почему у тебя в портфеле такой ХАВОС?".Я поняла, что учительница имела в виду слово ХАОС. Вздохнула...
***
В марте
- Или сделай, как я прошу, или сейчас открою дверь, уйду, куда глаза глядят - и буду воровать.
***
- Мила Кашина меня дразнит, хоть я за нее и заступаюсь.
Я:
- А ты ей скажи, что если она будет дразниться, ты не будешь ее защищать.
Ксана:
- Нет уж. Я не такая, я все равно буду ее защищать.
*** Мне:
- Ты что же это ножницы спрятала - ребеночка подводишь?
***
Поет песню "Мурка". Говорит мне: - Ты думаешь, Мурка - плохая? Я:
- Нет, она хорошая Ксана:
- Почему? Я:
- Она, наверное, работала против бандитов. Ксана:
- Нет, совсем нет. Просто она была очень красивая, и они тоже. И она подумала: "Вот - самостоятельные люди". Она же не знала, что они такие хулиганы окажутся.
***
- Почему все говорят, что я похожа на папу? Ведь ты меня родила, и твой организм ведь не знал, что я должна быть на папу похожа.
- Потому что я часто на него смотрела.
- Да, мне рассказывали, что одна женщина смотрела на обезьянку, и дочка у нее получилась - копия обезьянки. А как ты думаешь, женщина обрадовалась, когда у нее родилась обезьянка, или нет?
- Не знаю...
- Наверное, обрадовалась - в зоопарк ходить не надо...
***
Мой день рождения. Ксана спрашивает:
- Ты не обидишься, если я на торте про тебя напишу: "36 лет"?
***
- Я хочу пойти в музей науки и посмотреть на маленького гигантского ящера...
***
- Марк очень хороший, только у него нервы развиты...
***
- С Марком можно ладить, если не задевать его гордость.
***
- Ой, я второй раз написала слово "уже". Что делать? Зачеркнуть? Нет, оставлю. Пусть лучше подумают, что у меня недостаток таланта... а то скажут: "Намазала"...
***
- Теперь буду всегда писать, как просят: понравилась ли книжка. И буду про страшные книги писать: "Зачем вы детей пугаете? Они потом спать не могут!"
***
Глядя на картину Игоря Блиоха "Птица и море":
- Какие все-таки хорошие картины умеют рисовать художники. Вот, например, на этой: нет никакого героя - одна только невнятная суматоха, а все равно - красиво...
***
Об артисте из Цыганского театра:
- Если он еще раз споет, то я не выдержу и напишу и адрес свой оставлю, что школьница: "А без эмоций вы петь не можете"? И у него улыбка - зверская.
***
- Когда же Толя Петров за мной перестанет гоняться? Нельзя сказать, что я от него без ума...
***
О фильме "Жди меня":
- Я могу сказать несколько слов в ее оправдание. Она его в сущности - ждала. Только убивала время с другими. Она ведь его любила, а он - почему не захотел ее видеть? Да и он в сущности неплохой: жену свою захотел проучить...
***
Про одну девочку:
- Она - такое равнодушно-правильное су-щество, что с ней даже играть неинтересно.
***
Один знакомый археолог сказал, что когда-ни-будь возьмет ее на раскопки. Ксана меня спросила:
- А куда он ездит? Я ответила:
- В Иран, на Украину... Ксана:
- В Иран мне больше всего хочется. Ты понимаешь, почему? Потому что мне хотелось бы хоть один раз побывать за пределами Союза...
***
Пригласили на день рождения. И там было пять мальчиков.
Я:
- А кто тебе больше всех понравился? Ксана:
- Антон. Хоть нас и пытались поссорить. Я:
- Как? Ксана:
- А подошел его друг и сказал: "Мы, конечно, не хотим тебя подговаривать, но у Антона совершенно нет совести".
Я:
- А ты? Ксана:
- А я сказала: "У каждого человека есть со-весть" И все равно играла с Антоном.
***
- Учительница пения записала меня в хор. Она считает, что у меня есть голос. Наконец-то нашелся трезвый учитель...
***
На своем юбилее маршал Гречко пообещал все свои силы отдать на укрепление СССР.
Ксана:
- Ну, конечно, когда растрогаешься - и не та-кое пообещаешь!
***
Ксана:
- Ты мне даешь старую курицу... Я:
- Почему? Ксана:
- Да все постепенно старятся...
***
Ксана:
- Почему это я на тебя не сержусь? Я:
- Да потому что тебе не на что сердиться, ведь тебя никто не обижает.
Ксана:
- Нет, не думай, что меня никто не обижает. Вот я вышла один раз гулять, а там - девочка. И она мне говорит: "Сейчас я схожу за дом, посмотрю: если мои девочки вышли, я к тебе не вернусь, а если их нет, то я с тобой буду играть..."
***
Ксана:
- Мама, а у Николая Островского ("Как закалялась сталь") дети были?
Я:
- Нет. Ксана:
- Ни сына, ни дочки? А не скучно ему было? Хотя, ведь тогда такое время было, трудное... А бывает так, что за поступки отца приходится расплачиваться ребенку? Например, отец - преступник, а сына зовут "преступник" или "сын преступника"... Что ни говори, а эти дети несчастны.
***
Рассказывает мне эпизод из Тома Сойера - как они с Гекльберри нашли бриллианты, и вот каким образом определили их стоимость: "Очень дорогие, не меньше чем доллар за штуку". Делает вывод:
- Я понимаю, что это для сатиры, чтобы показать, как обезобразило детей то, что им ничего не преподают кроме духовенства. Ведь они, даже когда пошли в разбойники, договорились уроки не учить, а молитву на сон грядущий все равно читали...
*** О ком-то:
- Он из тех людей, которые умеют обращаться с детьми, ну, не задевая их самолюбия, повеселить. Но у детей должна быть тоже уверенность...
***
На десятилетие решено купить ей собаку. Пусть будет сюрприз. Принесла в сумке. Говорю:
- А вот тебе сюрприз.
Радость поглощает Ксану всю без остатка. Но и собака в эйфории, сразу потянулась к ребенку.
Ксана:
- Где ты его взяла? Я:
- На Птичьем рынке
- А почему ты меня не взяла с собой? Хотя это хорошо, что не взяла. А то вдруг бы я не его выбрала?
Теперь она ведет собачий дневник, записывает информацию о его проделках, выпускает стенгазету, посвященную Чукки. В газете рас-сказывается о собачьих снах и мечтах. А когда я подметаю пол, то нахожу записку. Всего одна строчка, но какая странная: огокинкакюлбюлик-куЧЯ. Я догадалась посмотреть через зеркало. Точно!!! В системе "наоборот", для чтения через зеркало, написано: "Я Чукки люблю как никого". Немного грустно - уязвлено материнское самолюбие... меня променяли на собаку.
***
Произошел ужас. Глупый и несмышленый Чук-ки побежал наперерез автобусу! И Ксана рассказывает, что она встала перед автобусом во весь рост, замахала руками. И еще объясняет мне, что хотела, чтоб шофер ее увидел и притормозил, ведь Чукки маленький, его не увидят, а она - большая. Я оценила детское благородство, но мне захотелось выбросить вон этого Чукки. И на нее кричала, чтоб такого никогда не делала!
***
Я разрешила ей постоять на балконе, посмотреть салют на 7 Ноября, в юбилей Октябрьской революции. Очень холодно, а у нее болит горло, и я велю не разговаривать с балкона ни с кем на холоде. Потом спрашиваю:
- Не говорила? Отвечает:
- Да, я не болтала, рта не раскрывала, ты что, считаешь, что я бы додумалась с таким здоровьем "ура" кричать?
***
- Взрослые говорят только о своих талиях, о своих мозолях, о своей работе. Когда мы будем так же скучать, как они, тогда мы будем назы-ваться взрослыми.
***
Я велю убрать посуду, потом стул, потом подмести пол. Идет исполнять и что-то шепчет про себя.
Я:
- Ты что, ворчишь? Ксана:
- Да я не ворчу, а просто повторяю про себя, что за чем надо делать, а то ведь это не стихи, не запомнишь!
Я:
- А чем ты недовольна? Ксана:
- Всем довольна. Я пою и просто ликую от счастья.
***
Ксана - мне:
- Модницы думают только о моде. Даже когда плачут, думают в это время: "Под цвет моих слез хорошо бы серое платье".
***
- Некоторые люди стараются хвалиться своими недостатками. Я, например, очень гордилась тем, что не умею танцевать, но в душе мне больше всего на свете хотелось научиться танцевать...
***
- Я очень благодарна нашим черепашатам, потому что они научили меня видеть красоту в некрасивом.
***
Ей понравился ответ официанта. Мы едем в поезде в Саулкрасты, отдыхать. Вагон-ресторан, довольно убогий, подвыпившие официанты раз-носят еду, порции - как для лилипутов. С нами за столом - молодая пара. Они заказали рагу. Приносят. Молодой человек спрашивает у официанта:
- Что вы принесли? Где здесь мясо? Официант:
- Да вот оно. Молодой человек:
- Не вижу здесь никакого мяса! Официант:
- Наденьте очки - увидите...
***
Ксана удивила свою учительницу Анжелику Александровну тем, что дала определения:
1. "Совесть - это нравственное самоограничение".
2. Она дала также определение поэзии Се-ребряного века: "Тропическая весна русской поэзии".
3. Ксана сказала мне на 1-м курсе МГУ об Ан-желике Александровне, видимо, сравнив некоторых студентов: "То, что она была нашей учи-тельницей - это шанс в жизни".
***
Сочинила мне поздравление на день рождения:
- Если Очень Любишь Мать - Надо очень Уважать:
Не шумел, не надоедал - Старой матери пыль сдувал Мать лелеял и хранил - Значит - Очень Верно Жил. Есть в семье ученый мать, Значит - будет помогать. Если бы не старый мать - Кто бы взял диплом в печать?
(Достославные изречения мудрости народов древних и современных, записанные безкорыстнымъ путешественникомъ у аборигенов-эндеменовъ острова "Огненная Земля".)
Абн-убн-бен-буль - Бомс, д. (СПБ,1901 год).
***
А однажды после какого-то спора я прилепила к люстре записку-плакат: "Троцкий говорил: "Молодежь - барометр партии", поэтому "спросите у молодежи - молодежь знает все"". Ксана от-ветила тем, что приколола к люстре объявление: "Феодальный наш режим нас безвинно мучает. Революции хотим - ожидаем случая!"
Ксана. Во время эпидемии был в Москве запрет на контакты и Ксана читает лекцию онлайн "Дж. Боккаччо. "Декамерон"
Ксана и папа Лев Николаевич Митрохин
Свадьба Ксении и Андрея
Фрагмент для выставки в честь Питера Брейгеля (старшего). Работа Ксении Митрохиной
Подруги (Работа Ксении Митрохиной)
Зимой холодно даже ангелу (Работа Ксении Митрохиной
Камилла в спектакле по мотивам поэмы Овидия "Метаморфозы" - на Кипре, в роли Колдуньи
***
- И рыба сказала Мальвине: "Вот тебе рыбий хвост и чешуя. И поменяй свой рот на рыбий. И тело поменяй. И плыви с нами".
***
Мы в театре, смотрим на одну актрису, и Камилла задает мне вопрос:
- Купишь мне такой костюм, такое воображение, такое мечтание?
*** Говорит мне:
- Ты не приходишь, а я страдаю...
***
- Я не могу. У меня мало времени и очень много дел. И все эти дела своими петельками цепляются за цепочку моего времени...
***
В гостях, играют в магазин. Среди вещей есть шляпка. Она хочет продать эту шляпку только своей маме. Но кто-то настаивает на этой шляпе для себя. Камилла выдумывает вот такой аргумент, чтобы отказать в продаже шляпы:
- Она вам не идет. - Почему?
- Это не ваш цвет...
***
Увидев на концерте в клубе "Меридиан" у певицы платье с кружевами и блестками, просит меня:
- Ты купишь мне такой костюм, такое воображение, такое мечтание?
***
Играем. Я - Карабас-Барабас, она - Мальвина. Говорит мне:
- Карабас, у меня от тебя даже розы завяли!
***
И в этой же игре говорит Карабасу от имени всех деревянных человечков:
- Мы все равно не будем для тебя петь и ни-когда не выйдем замуж!!!
***
Играем в Карабаса-Барабаса и деревянных человечков. Обсуждаем условия игры.
Камилла:
- Если ты, Змей Горыныч, немедленно не бу-дешь слушаться - то миновать тебе смерти!
***
Во время игры в Карабаса-Барабаса и дере-вянных человечков Камилла говорит:
- Сейчас мы, марионетки, мелькнем из своей клетки, как лучащие глаза (в кино иногда "вспыхивают глаза" - и она запомнила).
***
Говорит мне:
- У меня есть одна фантазия: мои глаза вспыхнут как звезды!
***
- Соня, говорят, что ты все-таки старая уже. Поэтому можешь умереть... Ты смотри, не умирай, а то мне без тебя будет плохо...
***
Играем. Я, как всегда, - Баба-Яга. И говорю:
- Все, хватит мне быть Бабой-Ягой, теперь твоя очередь!
Камилла отвечает:
- Нет, Соня, это ты будешь, потому что ты образованнее!
***
Играем. Я - Змей Горыныч, а она - эльф. Говорит Змею Горынычу:
- Мы, эльфы, будем лазить по деревьям и пожирать твои фрукты!
***
Слышит по ТВ вопрос викторины: "Как в древней Руси называли кислые щи?"
Отвечает:
- Апельсин.
***
- Клянусь всеми своими Барбями!
***
- Я не могу нарисовать Элизу (из сказки Андерсена "Дикие лебеди"), потому что Элиза очень нежная. ***
Сочинила песенку: "Лопуховый лист просит пощады у холодной осени: "Ох, пощади меня, моего коня!""
Объясняет:
- Этот конь - из песни "Ой, мороз, мороз"...
***
- Соня, ты не тем цветом пишешь. У тебя коричневый фломастер, и мне сразу же хочется какао и шоколадку...
***
Камилла говорит мне по секрету:
- Я по утрам боюсь ведьмы - дикобраза. Это - моя фантазия.
***
Камилла собирает желуди и говорит мне:
- А ты, Соня, хороший товарищ, как много ты мне показала желудей (на земле).
***
В Тарусе
- Я не люблю играть с этими девочками - они меня заигрывают.
***
Снова в Москве
...Она не слушается, и я сказала об этом маме. Потом мы выходим на улицу, и Камилла мне говорит:
- Как ты себя ведешь? Разве так надо относиться к другу? Разве можно про него рассказывать?
***
И потом каждый раз, когда я делаю ей какое-либо замечание, она напоминает мне:
- А кто тебя учил, кто тебе говорил, как надо относиться к другу? Я! Значит, я - умнее тебя! И вспомни, кто с тобой делился, кто угощал тебя конфетами?
***
Сочиняем сказку. Камилла:
- Собака была хитрая и намазалась ароматом пирожков.
***
Как я обиделась на Камиллу и как она мне от-ветила:
- Чего уж тут обижаться? Я что, тебя оскорбляла? Я что, назвала тебя ослом или свиньей? Отвечай!
***
Молилась Богу за здоровье своей мамы и чтоб у нее было много детей.
***
- Не плачь, мама, ведь тебя все любят... На другой день:
- А я люблю тебя, как корни в земле - они всегда.
***
Уходит в свою комнату, потом выходит и говорит мне:
- Я молилась за маму... и пожелала Богу, чтобы ему жилось хорошо!
***
Всякий раз, когда я ухожу домой, Камилла про-сит меня остаться ночевать в ее комнате Уговаривает таким образом:
1. "Я дам тебе самую мягкую в мире подушку (пуховая)..."
2. Шепотом, пугает: "Уже темно и все разбойники вышли на улицу... А полиция ушла спать..."
***
На уроке в художественной школе. Вопрос учителя: "На что похож богатырский шлем?"
Камилла отвечает:
- На церковный купол.
***
Смотрим видеофильм про Бармалея, который плачет. Камилла говорит:
- Да, не насмеешься тут, когда за решеткой сидишь...
***
Говорит мне:
- Плохая, мои песни тратишь на своих друзей, развлекаешь их мною и моими песнями.
(Это я просила Камиллу спеть ее песенки во время визита моих знакомых.)
***
Учит меня:
- Всегда надо не надеяться, а в глубине души - надеяться...
***
Камилле 7 лет. Снова лето в Тарусе Рассуждает:
- С ведьмами можно договориться только если они сами согласятся.
***
Смотрит видеокассету и говорит:
- Ну вот, на этой кассете все кукольное, и ни одного живого фильма...
***
Мы в Тарусе. Засыпает, но мешает муха - жужжит не переставая. Я говорю:
- Сейчас открою окно - и она улетит. Камилла:
- Не надо. Мухи и бабочки - очень тупые, они не догадаются. И все будет напрасно...
***
Читаю ей "Принц и нищий"... эпизод, когда принц попал в дурную компанию). Камилла мне говорит:
- Это ужасно, потому что принц - мальчик, а не девочка.
Я спрашиваю:
- Как это понять?
Она отвечает:
- Они могут научить его всякому подлому делу.
***
Я читаю ей "Принц и нищий" и спрашиваю: - Ты понимаешь это слово - "факел"? Она:
- Понимаю Это дубина с огнем.
***
Камилла говорит мне: - Читай скорей!
Я спрашиваю:
- А что будет, если не скорей? Камилла отвечает:
- Я взорвусь!
***
Камилла продолжает:
- Ну и пожалуйста, не читай, а я тогда погружусь в свои фантазии...
Потом повышает голос: - Читай, а то взорвусь!
***
Летом в Тарусе рисует девочку и приговаривает:
- Хоть и страшненькая, но поведение хорошее...
Я смеюсь. Камилла:
- Нет повода смеяться... Я:
- Как это? Камилла:
- Что я тебя не люблю. Я люблю...
***
Танцует в манере импровизации и говорит мне:
- Это - сочинительные танцы.
***
Гладит кошку и приговаривает:
- Кошечек надо гладить, ведь они чувствительные. А эта кошечка - элегантная...
***
- Соня, быстрей читай, а то мой пистолет кончает уже все свои патроны!
***
- Почему ты так долго смотришь телевизор? Засмотрелась в новостях? На это безумие?
***
Читаем стихи Благининой. Там рифма: ушко - широко.
Камилла:
- Это колхозная рифма. Ее алкоголики при-думали.
***
Читаем книгу новелл. Камилла говорит об ав-торах:
- Они выгрызли из себя все внутренности в эти рассказы...
***
- Приснились Русалочка и Урсула Но... Ур-сула была добрая... и все же - вредноватая. И вот Русалочка смотрится в зеркало (то есть в пузырь) и говорит ей: "Тетушка Урсула, ты долж-на рассказать все, что было, иначе я тебя проколю"... И Русалочка уплыла. Конец сна.
***
- Тупорылый крокодил ходит, ходит под мо-стом...
Он всем говорит, что он самый лучший, самый хороший...
А все ему отвечают: "Не-е-е-ет!!!"
***
- Он злой, но если к нему без зла - то он хороший.
***
- Сумерки - какие?
Камилла отвечает:
- Это - тусклый цвет.
Резюме учителя: "Камилла - нестандартная и необычная, в ней чувствуется свой внутренний мир".
***
Спрашивает меня:
- Почему ты с друзьями так ласково разговариваешь, как будто они спасли тебя от индейцев?
***
В первом или втором классе рассказывает мне о школе, о том, что все боятся завуча, и она тоже. Потому что у завуча есть Черная Тетрадь - запишет в нее, а потом выгонит из школы.
***
- Если бы мне было шестнадцать лет, я бы сказала Галине Тарасовне: "Вы не можете ни-чего ценить! Те, кто учится у вас - стараются! А вы их бьете и дерете. Лишь за то, что у них плохо получается..." Но это - если бы мне было шестнадцать лет...
***
- Хоть мне и не нравится, как ты, Соня, себя сейчас ведешь, но я делаю свой долг (зашнуровывает ботинки).
***
Идем по улице. Мне холодно, мерзну. Камилла говорит:
- Купи себе пуховик. Отвечаю:
- Денег нет. Камилла:
- А ты копи в кошелек, как Иван Калита" (я ей недавно о нем рассказала).
***
Прошу ее рассказать мне свой сон. Камилла:
- Ну, он не очень хороший. Мама лежит на моей кровати. Я ей говорю: "Хочешь сладости?" А она отвечает: "Нет, пока ты не выучишь всю таблицу умножения".(Пояснение: учительница задала на лето выучить наизусть всю таблицу умножения.)
Камилла:
- Я говорю дяде Федору: "Поедем в Простоквашино?" А он: "Не хочу". А я ему говорю: "По-едем, там Печкин, его по ТВ показывают". А он: "Ну, давай поедем, раз по ТВ..."
- Как будто я катаюсь на водных лыжах и зацепилась за ручку катера и плыву по снегу...
Но в середине ночи у нее был кошмар, она прижималась ко мне и шептала:
- Одна тысяча ударов, еще одна тысяча уда-ров, Соня, прогони их!
Она целовала меня и при этом я чувствовала ее страх.
- Огонь сказал: "Не дано нам с Рэем (собака овчарка у соседей в Тарусе) говорить".
***
Мы идем в Кремлевский дворец съездов на "Лебединое озеро". Сначала ей не нравится, и она ворчит на меня за то, что я ее сюда привела. Но постепенно ей начинает нравиться, и она вдруг говорит:
- Пора мне начинать делать добрые дела, помогать бедным... А то я уже много сделала плохого.
Я спрашиваю:
- А что именно плохого ты сделала? Камилла отвечает:
- Тебя ругала...
***
У нее в классе есть драчливый мальчик Дима. Я пришла за ней в школу. Она подходит к Диме и показывает на меня:
- Видишь, это - Соня. Когда она была маленькая и ее младшую сестренку обижали мальчики, она брала веник и этим веником их колотила...
Это - подлинный факт, и она его рассказала в очевидное назидание...
***
Смотрит фильм и говорит мне об одном персонаже:
- Смотри, он - лысозубый...
***
Мы в Тарусе. Пришла в гости Миля (на 1 год младше Камиллы). Камилла:
- Ой, Миля, здравствуй. Как спала? Миля:
- Хорошо. Камилла:
- И я хорошо. Миля:
- Только мне сон приснился, что у меня ноги китайские...
***
Девочки рассказывают свои сны друг другу. Камилла рассказывает свой сон как часто повторяющийся: в этом сне она попадает в водопад, и он несет ее в страну волшебниц.
***
- Идут Аладдин с джином по залам. Видят: лампа, и еще одна, украшенная алмазами. Аладдин спрашивает: "Что это?" Джин отвечает: "Подожди, сейчас прочитаю". И он про-читал, что это - лампа. И сказал: "Так что не зевай!"
***
Я публикую свои статьи и вместе с ней иду в редакцию (в доме, построенном Щусевым для "элиты", у Москвы-реки). Идем, чтобы получить гонорар. Камилла дает мне советы:
- После того, Соня, как тебе дадут деньги за статью ("гонорат"), ты попроси у директора еще одну статью, только побольше. А когда тебе да-дут деньги за вторую статью, мы с тобой, я и ты, пойдем в Большой детский мир. Спросим, сколько стоит "Школа верховой игры". Если цена будет три гонората, то мы с тобой купим только "Принцессу цирка" и "Дженифер и ее И-го-го".
Она увлекалась игрой в лего.
***
- А сегодня я хочу пойти посмотреть на козо-чек, туда, где мы год назад молоко брали...
Я отвечаю:
- Нет-нет, нельзя, так как мы отказались там брать из-за высокой цены и теперь берем моло-ко у других...
Камилла вздыхает:
- Какая грустная романтическая история. Мы их отвергли, как Дон Жуан. Это был такой боярин. Он отвергал красивых женщин. Потому что он искал Прекрасную Даму. Самую Прекрасную...
Камилла в балетной студии
Маленькому брату Кирюше исполнился уже один месяц. Они с мамой в Москве, а мы - в Тарусе
Я:
- Камилла, пойдем погуляем...
- Нет, не пойду. Вдруг мама позвонит... Я:
- Но она перезвонит... Камилла:
- Ну уж нет. Я не буду ее шантажировать...
***
- Соня, если я буду выступать в классе, как в "Прощании с букварем" (она тогда пела арию Букваря) или как в "Оловянном солдатике" (исполняла роль заколдованной балерины), то я скоро стану балериной. Давай я до десяти лет в балете, а потом в цирковое училище, только надо худеть. У нас в классе Галина Тарасовна с гордостью показывала на одну девочку, что она уже два года занимается, и я буду два.
***
Предлагает мне:
- Хочешь, я тебе расскажу, как говорят не вы-ученные вести себя дети?
***
Играет с Лизой в куклы и говорит куклам:
- Вы делаете свою артистичную зарядку? И пеньевую?
***
Я говорю Камилле:
- Не прыгай с бочки, это опасно. Она отвечает:
- А я ей доверяю, как родной матери!
***
Грубит мне. Я ее отчитываю. Молчит. Потом говорит мне:
- Ты не обращай внимания на мои грубости. Я на самом деле тебя люблю. Просто я так себя веду. Но на самом деле я тебя люблю.
***
Репетирует дома роль Вороны в басне Крылова "Ворона и курица" ("Когда Смоленский князь, противу гордости искусством воружась..."). Для этого выступления Ксана шьет ей костюм Воро-ны. Камилла просит:
- Дайте мне баночку стеклянную из-под май-онеза.
Мы:
- Зачем? Камилла:
- А ворона будет из нее кофе пить. Мы:
- Ну, тогда лучше возьми кофейную чашку. Камилла:
- Нет. Ворона ведь небогатая. Она по помойкам шастает. Вот там она и нашла себе баночку. Вороны такой народ - не боятся по помойкам шастать.
***
Мы с ней идем в Третьяковскую галерею. По-том - в кафе, потратили много денег. Выходим из метро - и прямо на лотке продают кинокассе-ты. Камилла просит:
- А видео купить? Ты обещала...
Вздохнув, покупаю... Камилла берет кассету и говорит:
- Наверное, я очень плохая девочка. Хуже меня только Люда из Тарусы...
Я и Камилла на Детском форуме в секции Скульптуры и рисования
Камилла нарисовала мой портрет и сделала надпись: "Соня? Узнаешь? Это ты. Скажи спасибо, что еще худенькая"
Камилла. Награда на Форуме в честь А.С. Пушкин
***
Читаем книгу Зинаиды Шишовой "Джек-Соломинка". Там по сюжету девочка смотрит на небо и думает: "Может быть, где-нибудь там, в глубине, и живет господь бог и его белые ангелы, но сейчас, если посмотреть, небо выглядит в точности, как холл в Друрикоме". Камилла говорит мне:
- А ведь можно подумать и так, что облака - это ангелы, а синее небо - это Бог.
***
После посещения Макдональдса мы выходим, и она кружится, припевает, поет и говорит:
- У меня на душе пташки поют - так я рада дракончику.
Дракончик появился потому, что там детям в пакет кладут недорогие игрушки...
***
После тренировки Камилла говорит:
- Я - на седьмом небе, - и напевает.
***
На ипподроме она тренировалась на пони по имени Дрок. Там еще были пони Даша и Шкода. Потом еще были Беспечный и Волна. Волна бежит после каждого круга к Камилле за черным соленым сухарем. Камилла мне говорит:
- Вон как она выруливает за сухарями.
***
- Купим шоколадку? Я:
- Нет. И так тебя балуем. Скоро совсем раз-балуешься. Тебе сладкое нельзя.
Камилла:
- Я не разбалуюсь. У меня были угрызения совести в Анапе, когда я хотела купить себе леденцы.
***
Мы идем в театр клоунады, покупаем пять ее любимых журналов "Дисней", а после театра заходим в Макдональдс. Она в восторге и говорит:
- Соня, я тебя обожаю...
***
Я предлагаю:
- Давай в следующий раз пойдем на взрослый спектакль.
Она отвечает:
- Нет уж! Я не хочу расставаться с детством. Тем более, что оно у меня такое красочное!
***
Про подружку, которая постарше
- Она, к сожалению, уже не так хорошо относится к маленьким! И я потеряла любовь к ней... Их первая встреча была в шесть лет Камил-лы, а сейчас ей уже девять. А до этого подружка
была ее кумиром - как старшая девочка.
***
Камилла во дворе прыгает с бочки, а я ей говорю:
- Осторожнее! Она отвечает:
- Да я ей доверяю, как родной матери!
***
Камилла спрашивает:
- Хочешь, я расскажу, как делают не выучен-ные себя вести дети?!
***
1. Рэй (овчарка из Тарусы) гуляет по замку.
2. Огонь сказал, что Рэй (собака овчарка) уме-ет гадать по Огню, но добавил: "Не дано нам с Рэем говорить"...
***
Детский спектакль в театре на Цветном Бульваре окончился... Толпа детей и взрослых уже на улице. Толчея. После представления одна мама потеряла свою девочку, а отыскав ее, не-щадно и зло бьет, толкает ее, срывает с ее головы купленное в цирке украшение (кокошник), выбрасывает его в урну... Всю дорогу до метро женщина ругает девчонку, раздает ей затрещины. Камилла пытается защитить несчастную, остановить разъяренную маму, но я удерживаю ее. И она мне вдруг говорит:
- Если бы я была знаменитой, я могла бы сейчас подойти и спросить девочку: "Ну, как тебе цирк?.." А ее мать спросит: "О чем это вы говорите?" А я ей отвечу: "Я вот сейчас ваш номер телефона узнала и записала... Я ведь дочь полицейского..." Но это все - если бы я была знаменитой...
***
Кирюше два года, он плачет. Входит Камилла и спрашивает:
- Почему он у тебя плачет? А ты его приласкивала? Нет?
Показывает мне, как это надо делать.
***
Камилла говорит мне:
- А ты знаешь, что сейчас кризис и всех увольняют? Розу уволили. Вот если бы я была постарше, я бы вышла на пикет и несла сразу бы четыре транспаранта: "Ельцина - в отставку!" А на одном из них были бы стихи, я их по телевизору видела: "Настал момент, пришла пора - долой, Бориска, со двора!" (Роза - ее бабушка)
***
Мы идем с ней купить Даше подарок к дню рождения. Я говорю, что ценнее подарок даже не покупной, а творческий. Она отвечает мне:
- Ну уж нет. Я хочу, чтобы Даша сказала мне радостное спасибо, а не унылое спасибо...
***
Я рассказываю ей о своем военном детстве и о трудностях того времени. Камилла говорит, что она тоже жила в трудных условиях, когда была маленькой. Она спрашивает меня:
- Ты забыла: пакет сухарей, пакет крупы и ко-робка сахара?
Это она вспомнила, как мы с Ксаной недавно говорили при ней, что, когда она родилась, был дефицит продуктов, и на нее, как на груд-ного ребенка, выдавали талон для питания (именно этот набор: пакет сухарей, пакет крупы и т. д.).
***
Мы с Камиллой в театре "Экспромт", народ-ная артистка Людмила Иванова поставила там спектакль и пригласила нас. Смотрим сцену, когда Юленька приходит к Поленьке после своего удачно-выгодного замужества. Она в немыслимом кричащем наряде: красная шляпка с красными лентами, шляпка (еще и красными цвета-ми) обильно украшена, на ней золотое платье с красной оборкой, а также и голубая накидка с красными лентами. Я обращаю внимание Камиллы:
- Видишь, какой безвкусный наряд? Она отвечает:
- Перестань! Я такое не надену, но это - красиво!
***
Мы переходим проезжую часть дороги. На Камилле пальто с капюшоном. Дует сильный ветер. Я поднимаю ей капюшон, чтобы не продуло уши, но она его сбрасывает. Я снова натягиваю и говорю, что при ветре это обязательно. Она отвечает:
- Соня, ты сама говорила, что вы жили бедно. Тогда откуда же у тебя могло быть пальто с капюшоном и откуда тебе знать, когда его надо носить, а когда - не надо...
***
Я ей рассказала о телепередаче, где показали деревенскую женщину по имени Аньез, которая после войны приехала из Франции. Там она уча-ствовала в движении Сопротивления, познакомилась с русским солдатом и вышла за него замуж. Он привез ее в свое село и бросил (с двумя детьми). Прошло пятьдесят лет. Она - изможденная, без зубов, забыла свой французский язык. Все эти годы ей не разрешали вернуться во Францию (то есть можно, но без детей, их не отдадут и нет возможности видеться в случае ее отъезда). Но наступила горбачевская оттепель, и Аньез говорит по телефону с сестрой, но теперь она не понимает французский язык. Камилла за нее переживает и говорит:
- Гады те, кто ее не отпустил, правда не знаю, кто они.
***
Забираю ее из школы, спрашиваю:
- Ну, как ваша учительница на продленке? Отвечает:
- Нормальная. Волосы - черные, стрижка - каре, глаза - властные.
***
- Сегодня Юлия Александровна нам сказала: "Сейчас полетят тумаки". И досталось Никите: он учебник уронил!
***
Выпускной утренник 3-го класса Б. Спектакль. Камилла играет главную роль - Арахны. Я спросила:
- Ты волновалась?
Камилла ответила:
- Нет. Я только думала: "Ну, Машка (из 3-гоА) - сейчас я тебе покажу, как надо играть.
***
Камилла пишет мне записку: "Соня, ты по-чему опоздала?" Она срисовала лошадь из фотоальбома и на мои замечания ответила: "Я не могу лучше. Я что тебе - Тургенев, что ли?"
***
Камилла пошла в 5-й класс 1 сентября. Я спросила:
- Какие впечатления? Камилла отвечает:
- Ужасно. Все учителя так монотонно дол-донят одно и то же: "Дети, берегите учебники. Вы знаете, какой труд - создать учебники!" А по русскому - злюка...
***
Весь Камиллин 5-й класс не любит одну учительницу. Камилла даже говорит мне:
- Не могу ей отвечать: вызовет и смотрит своими узкими глазами, как критик Латунский из "Мастер и Маргарита"...
Я пришла, и Камилла ползет мне навстречу, ликуя
- Сейчас мода простая, но извилистая.
***
Сказала мне про мою сестру Женю:
- У нее плохо со вставанием (по утрам), но хорошо с обаянием (Женя поздно встает утром).
***
Говорит мне:
- Если бы яхотела себе представить, что такое хлеб, то - 1. Булки - это серьезные барышни, 2. Батоны - это изысканные кавалеры, 3. Черный хлеб - крестьяне (так как черный хлеб немного грубоват), 4. Печенья - это дети, 5. Хлеб с отрубями - это старый крестьянин, 6. Рулет - это дама из высшего общества, тонкая, с тонким вкусом, 7. Сушки - это барышня-крестьянка, ну а вульгарные в пух и прах - это баранки...
***
После прекращения занятий в студии анимации прошло полгода. И вот в июне 2001 года Ка-милла говорит:
- Я научилась в этой студии у Галины Петровны:
Камилла в школьном спектакле
1. Нельзя верить;
2. Надо знать, что на тебя всегда могут наговорить;
3. Любовь - это не то, что опошливают, потому что любовь нельзя опошлить. Она просто есть, как мне объясняла Елена Петровна. А я ее очень любила. И сейчас даже люблю.
***
Учительница Елена Александровна (по литературе и по русскому языку, 5 класс) вызвала на уроке русского языка к доске отстающих мальчиков класса и дала им задание - решить трудные примеры по русскому языку. Остальным ребятам она не велела смотреть на доску. Камилла рассказала об этом с комментарием:
- Но как же на это не смотреть? Это же такой триллер!!!
***
Камилла говорит:
- Соня, благодаря тебе, маме и тому, что я дружу в классе и мне многое рассказывают, я стала много понимать о людях. Например, у нас в классе сегодня ситуация: (одну девочку) обижают все, а ведь она, бедная, еще в первом классе попала в автомобильную аварию.
***
Говорит мне:
- Я в классе со всеми дружу, но вот настоя-щих друзей у меня в классе нет.
Я отвечаю ей:
- Просто вы еще маленькие и ищете не дружбу, а партнеров по играм, по разговорам. Скоро подрастете, у вас будет потребность в дружбе, и вы будете дружить. Другом может быть не каждый. Вот у меня только две подруги, это Надя и Милочка (Людмила Ивановна Иванова, народная артистка). Друзья - это кому можно доверять все, даже тайны, они верны. Не все на это способны. А вот приятелей у меня много. Но друзей, сама видишь - только двое.
Камилла: - А я? Отвечаю:- А ты, дружочек, появилась позже, только одиннадцать лет назад...
***
Когда Камилла была в 5-м классе, учителя говорили Ксане о невнимательности Камиллы на уроках: она занимается чем-то другим и думает о другом. Ксана спросила у Камиллы, о чем же она думает на уроках.
Камилла ответила:
- Ну, например, о шоколадках.
Это напомнило мне о том, как однажды Женя разговаривала по телефону с Ксаной (лет восьми) и заметила, что голос ребенка очень грустной, даже отрешенный. Она забеспокоилась и спросила:
- Что с тобой, что-нибудь случилось?
- Нет, - ответила Ксана. - Просто я, тетя Женя, с вами говорю и одновременно читаю про Козетту.
***
Камилла дает Кириллу шоколадку и спрашивает:
- Ты любишь шоколад? Кирюша:
- Да... Нет... Вот сейчас разверну и буду любить...
***
Камилла:
- Соня, давай купим Кирюше вот это (пустяк). Я:
- Но мы же купили уже ему игрушку. Камилла:
- Ну, Соня, я хочу, чтоб ты его баловала так же, как и меня.
Я:
- Но ведь многое, купленное тебе, перейдет к нему. Надо понимать, что нельзя купить все. Всегда надо ограничивать покупки: "Это - можно, а вот это - нельзя".
***
Камилла о переезде
Я говорила с классным руководителем Камиллы Светланой Дмитриевной о переезде Камиллы в связи с покупкой-обменом квартиры и необходимости теперь, может быть, поменять ей школу. С.Д. ответила: "Нет, не надо, к ней в классе очень хорошо относятся, ее любят, у нее свое особое место в коллективе".
Я рассказываю об этом разговоре Камилле. Она отвечает:
- Я ни за что не уйду из своего класса. Во-первых, знаешь, как к новеньким относятся? А во-вторых, у меня здесь в классе преимущество: кроме меня, никто не знает сольфеджио.
Камилла сейчас
Камилла на форуме "Одаренные дети"
Камилла в Тарус
Афиша концерта авторских песен Камиллы
Бабушка Зина, Камилла и Катя
- Вот вы тут разговариваете, а ребенок плачет.
Кирилл сидит за маминым письменным столом. Рисует. Но через 5 минут разложит пластилин - и все буквы на клавишах слипнутся навеки...
Когда Кирюша плакал и мы не могли его успокоить, он успокаивался на руках у Камиллы, и она с упреком спрашивала нас:
- А вы его приласкивали?
***
Камилла взяла в видеопрокате кассету с му-зыкальными записями и там была запись песни группы "Битлз" "Желтая подводная лодка". Мы все слушали эту мелодию. На следующий день Кирюша попросил:
- Я хочу лодку.
Ему дают игрушечную лодку. Кирилл объясняет:
- Нет, не эту, а желтую. Которая в телевизоре плавает! (Он имел в виду песню "Битлз" "Жел-тая подводная лодка").
***
Играем. Я - Баба-Яга, а он Дракон. Ругает меня :
- Ты, Баба-Яга, мерзавича...
***
Рисует черной тушью на белом листе. Сейчас 2001 год, ему 4 с половиной: это блямбы, сделаны чернилами. Спрашивает меня:
- Хочешь увидеть страшный ужас?
***
- Давай играть, как будто мы камни и катимся вниз, а там - огонь. Но мы не сгорим, нам толь-ко будет тепленько, ведь мы же - камни...
***
- Спи, мамочка, я сам оденусь... только почему-то коленки в кроссовки не пролезают.
(А это были не коленки - пятки!)
***
Кирилл рассказывает мне, как на небе когда-то появилось солнышко, и оно было одето в бе-лую мохнатую шубу. Я спрашиваю:
- А почему же - в белую? Он отвечает:
- Но это же солнце... Я спросила:
- А почему же в мохнатую?
Он отвечает:
- Но у него же лучи.
***
Мы играем, сочиняем истории: он называет героев, а я придумываю, что они делают, ну а потом уже он продолжает, придумывает их дей-ствия и мысли.
Это длится по часу и более. Но вот мне кажется, что он устал, и я предлагаю ему прекратить нашу игру. Но он отвечает:
- Нет, нет, давай дальше делать рассказ.
***
Играем в войну, сидим за столом Он - король, у него солдаты, а после победы он приглашает их к себе на пир:
- Солдаты, идите на пир! Вас надо навести на красивых женщин! Вот здесь, на пиру, сидят королевы и принцессы!
Потом он обращается ко мне:
- Садись, пой. А я буду играть на пианино... (Но он не умеет!) Только подожди, я открою ено-ты, по енотам буду играть (ноты).
***
Играем, я - королева, а он - мой советник. Решаем вопрос, что надо нам делать, чтобы по-бедить.
Кирилл берет в руки книгу и делает вид, что он читает, но читать еще не умеет, а просто перечисляет:
- Взять щепотку соли, взять шерсть от собаки, кусочек дерева, еще кусочек дерева, кусочек топора (маленького), соломинку, колдовство, щит, колонну баранов, Калин Калиныча...
***
- Давай как будто мы ведем раскопки, а на-ходки сдаем в "Ученый Дом"!
Кричит:
- Эй, вы! Ученый Дом!!! Ученая Стартология! Шепотом объясняет мне:
- Ну, где вещи всякие рассказывают! Нам надо ученых вызвать!
Снова кричит:
- Эй, ученые! Мы нашли скелет мамонтенка! Рисует его. Далее в игре он делает вид, что ко-
пает землю и при этом очень артистично кряхтит, приговаривая:
- Ой, ой, ой! Ой, ой! Ой! Что-то тяжело! Ведь это же камень, это же - метеорит!Потом кричит громко:
- Эй, ученые! Мы вам тут метеорит привезли! Эти метеориты уже давно падали с неба на пи-ратов! Пирата одного похоронили под этим кам-нем!
Далее Кирилл сообщает мне:
- Эта планета горит, и мы не можем к ней под-лететь! Она же расплавится!
Я:
- А ты помнишь, как зовут эту планету? Кирилл:
- Конечно, помню: "Укусы змеи". (На самом деле я говорила: "Сердце змеи".)
***
- Все белые побеждены и Красная война по-бедила! А белых стало мало!
Я:
- А ты какой, красный или белый? Кирилл:
- Я - очень умный, у меня глаза хитрые.
***
- Я - красавица.
Кирилл отвечает:
- Да нет, это просто твое воображение...
***
- Растения - это искусство, которое помогает человеку жить.
***
Играем в шахматы. Кирилл говорит:
- Короля не ставим, он пусть в коробке оста-ется и всякими сладостями наслаждается... А то ведь короля всегда убивают - жалко.
***
В игре:
- Волк упал на камни, и у него в голове случи-лось землетрясение...
***
- Они случайно написали СОС - а это значит: "Убейте наши души"...
***
- Дракон прочел и сказал: "О Боги! Теперь мы обречены!"
***
Я:- Твой конь сломался и не может скакать. Кирилл:- Может, потому, что у него внутри сидит ученый.
***
- Гиены - это собачьи друзья, но они все вы-мерли...
**
- Он хотел рассказать детям сказку, чтобы они отвлеклись, а взрослые смогли пойти на ра-боту.
***
- Они были злые, а пристроились, как будто они добрые.
***
на собеседовании ничего не отвечал, притворялся, что буквы не знает (а сам знал и читать уже умел). На вопрос комиссии, знает ли он что-нибудь про Буратино, Кирилл отрицательно качал головой, хотя и книгу читал, и в театре этот спектакль видел, и аудиосказку слушал, и диафильм смотрел, и мультфильмы...
А на последнее собеседование для окончательного решения комиссии, принимать ли его в школу с изучением иностранных языков и зачислять ли его в первый класс он, пришел с мамой... прихватив с собой деревянное игрушечное ружье!
А в школу я записала его, просто предъявив директрисе список этих его детских изречений. Директриса их оценила на отлично.
***
- Кирилл, тут один мальчик злой! Что делать? Он:
- Переоденься в Деда Мороза, положи ему подарок на стол, он и подобреет!
***
Я:- Кирилл, скажи, как там твои пленные пира-ты питаются?
Он:- Плохо, только бутылкой рому.
***
- Знаешь, это у меня плохая мысль, я ее сей-час раздавлю.
***
- Я хочу нарисовать свое будущее.
***
Я:- Кирилл, ты совсем ничего не ешь. А как же ты вырастешь? Вот будешь маленьким, слабым. Девочки в классе, наверное, и то выше тебя.
Он:- Да нет. У нас маленькие девочки, - пока-зывает рукой до пола: - Вот такие. Как мыши. - Показывает рукой еще ниже: - Как лепешки.
***
Играем. Как будто мы в Антарктиде. У кибер-пингвина.
Я:- Тут налетели другие киберпингвины и оказались злые.
Он:- Нет, не так, не надо, чтобы злые. Они добрые. Ведь они же русские. А русские - значит, добрые.
***
- Путешествовать - это увидеть кой-какое чудо.
***
Ксана ведет его в школу. На дорожке прыгает воробей. Кирилл:
- А воробей похож на кролика... - Чем?
- Прыгает, как кролик.
**
Пишет письмо (на компьютере): "Соня, я тебя огорчу, но я на уроках не отвечаю. Я стесняюсь. Но я стесняюсь не как девочка, а как мальчик". (Это ответ на мои поддразнивания: "Стесняешься, как девочка".)
***
- Наше правительство заботится только о взрослых, - смотрит в окно: - Взрослым вон какие большие дома выстроило, а детям - только вот такую маленькую площадочку...
***
Смотрим на видео передачу "Ералаш": там девочки в бантиках ехидничают.
Кирилл:
- Девчонок-то я, конечно, обожаю...
***
Делаем уроки. Я что-то объясняю по русскому языку. Кирилл говорит:
- Все равно ты знаешь меньше, чем учительница Наталья Васильевна. Но не огорчай-ся. Знаешь поговорку? Кто много будет знать,тот скоро состарится. Вот она и состарилась, а ты - нет.
Мне - семьдесят, а ей - лет сорок пять. Должна при этом сказать, что он свою учитель-ницу начальных классов очень любил и даже по-ставил ее фото на свой стол.
***
- Три девочки - это хорошо. Это повысит мой рентинг.
***
Кириллу купили аквариум. Мама велит делать уроки, а то она скажет рыбкам, что он плохой, не делает уроки. Кирилл бежит к рыбкам и, наклонившись, шепчет прямо в аквариум:
- Рыбки, я - хороший, я уроки делаю.
***
- С кем поведешься... - говорит ему его сестра Камилла.
- От того и убежишь, - продолжает Кирилл.
***
Мама говорит ему в метро:
- Прекрати читать. Зрение портится. Видишь, никто не читает.
Кирилл:
- Им легко. У них нет моей наследственности.
|