Тюрина-Митрохина Софья Александровна
Эпизоды и происшествия (часть 4)

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрина-Митрохина Софья Александровна (tur-mit@mail.ru)
  • Размещен: 21/08/2024, изменен: 10/11/2024. 70k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Иллюстрации/приложения: 39 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

    ШПАРГАЛКА по HTML

    Детские разговоры

     []


      
      

    Говорит моя дочь Ксана

     []Ксана

     []Ксана и я

    Моя дочь Ксана прославилась множеством замечательных и ярко выраженных наблюдений.
      
      
      
      
      
      
      
      

    ***
     []Ксаночка

    Так, на вопрос воспитательницы детского сада в Вешняках: "Девочка, а какой у тебя адрес, где ты живешь?" - она в четыре года ответила: "Я? Я живу в Советском Союзе, это недалеко отсюда, на улице Кондратюка".

    Мы, взрослые, тоже в шутку повторяли этот ответ на вопрос "А где вы живете?". Мы отвечали:"В Советском Союзе, это недалеко отсюда, на улице Кондратюка".

    ***

     []

    Первым словом у Ксаны было ее имя. Вот я стою возле нее - мы на даче, ей почти один год, - и я прошу: "Скажи: "Кса-на"". Повторяю много раз и вдруг слышу в ответ: "Ка-на". Вскоре мы научили ее произносить и фамилию: "Митоси-на" (Митрохина).

    Чуть позже умиляли нашего друга Михаила Дробышева, задавая в шутку вопрос девочке: "А у дяди Миши какая фамилия?" Ксана отвечала: "Топыгин". Она уже почти разбиралась в русских народных сказках...
      
       ***

     []

    Ей 1 год и 2 месяца

    Поет песни: "Топ, топ, топает маис" (малыш) - и папину любимую: "По Смоленской дороге столбы, столбы, столбы" (тольбы, тольбы, тольбы)...

    ***

     []


      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    Ксане 1 год и 4 месяца

    У Ксаны есть няня - Зоя. В речи девочки появились народные интонации (Горьковской области). Например, у Ксаны есть кукла Таня. Довольно большая. Она пытается заставить куклу стоять, а не падать. Но Таня не умеет стоять, падает все время. Ксана расстраивается, плачет и прикрикивает на нее с Зоиными деревенскими интонациями: - Пиистанис (перестанешь) хуиганить (хулиганить) ай нет? Я спрашиваю, что случилось. Отвечает: - Таня хуиганит. Не сьюсиится (не слушается). Она думает, что можно разговаривать с транспортом. И вот, она у меня на руках, смотрит в окно и кричит - троллейбусу: "Тлоллебус, ты куда посла?!" ("Троллейбус, ты куда пошла?") То же самое спрашивает и у трамвая.

    Ей 1 год и 4 месяца

    Она считает до десяти, не сбиваясь.

    1 год и 5 месяцев

    Иногда берет с полки книжки и складывает их на пол. Папа в шутку говорит ей: "Обскурант"! Недели через две она вспомнила это слово, бегает, смеется и произносит: "Паскулянт, паску-лянт". Не сразу даже поняли...

    1 год и 6 месяцев

    Пускаю ей капли в нос. Плачет. Упрекает: - Какая мать - негодяйка! (слово от Зои).

    Няне: Не тъёг мои книски! Не тъёг, казала! Ах ты, абасъянка (обосранка)! (То есть: "Не трог мои книжки, не трог, сказала").

    Потом Зоя ее назовет "золотко" - и она ей скажет: Вот так меня и называй, а то все "обосранка" да "обосранка"!

    1 год и 7 месяцев

    Слышит гудок паровоза и спрашивает: - Это кто? Баба Яга?

    Салют 23 февраля. Боится:

    Ой, гром!!! Ну, ничего, папа придет и про-гонит грома!

    1 год и 8 месяцев

    - Я не буду слушаться, и меня волки съедят. А ты будешь плакать?

    Я: - Буду. - А они тебе скажут: "Нечего и плакать. Надо было вашей Ксане слушаться"...

    1 год и 9 месяцев

    Разбила чашку и плачет. Я успокаиваю ее: - Ну, не плачь.

    Она соглашается сквозь слезы: - Ну, лазбила - залко сто ли?

    И вдруг - ошеломляющий вопрос: "Откуда Ксана взялась?"

    Ей нравится селедка. Но ей не дают (нельзя). И она нас пристыдила:

    - Залко, сто ли, Ксане селедки?

    Разговаривает с кошкой:Киска ма-а-инькая, гью-пень-кая (ма-аленькая, глу-у-пенькая).

    Папа говорит ей, изображая козочку: "Ме-е, ме-е, ме-е-е!"

    После этого Ксана ходит и спрашивает сама себя: Интелесно, сто это за такое за ме-е-е?

    Пою ей песенку про черного кота: "...И кота ненавидел весь дом, а совсем наоборот - только черному коту и не везет..." ...

    Ксана: Почему не везет - надо везти.

    Пищит. Я:А кто это пищит? Ксана: Пискунья. - Смеется и добавляет: - А смеется - значит, смеюнья.

    - Папа пошел на работу... за конфетками.

    Слово "одеколончик" произносит: "Один ко-лончик".

    - Мамочка маинькая, холосенькая... Кто та-кую мамочку Ксане купил?

    1 год и 10 месяцев

    На даче. Там девочка - Даша Корнилова. Они не дают друг другу игрушки. Мы с Дашиной мамой Ларисой решили научить их хотя бы ме-няться.

    Я:

    - А вот Дашенька тебе даст шоколадку... А ты ей что?

    Ксана:

    - Спасибо.

    Я неодобрительно отворачиваюсь, а она говорит мне:

    - Ну, не воблазай (не воображай)...

    ***

    На даче боится мух и пчел. И вот - летает пчела. Ксана кричит:

    - Зоя, Зоя, завяжи мне бантик! Чтобы пчела меня не узнала, пусть она думает, что это не я.

    ***

    Засыпает, болтает:

    - Мама ми-и-ленькая, хо-ло-сенькая, ма-аленькая. Выластет и будет взлослая. Мама де-вочка, а папа - мальчик, мамин блатик.

    ***

    Умеет петь песенку "Ничего не надо, кроме шоколада".

    ***

    2 года 5 месяцев Плачет:

    - Мама, скажи Поле (няня), чтоб она не жадничала.

    Поля не дает ей семечки А до этого Зоя ей не давала колбасу (детям нельзя). Но однажды Зоя тайком на кухне съела кусочек. Вышла, как ни в чем не бывало, а у Ксаны очень хорошее обоня-ние. И она ее упрекнула:

    - Что, Зоечка, колбаску ела?

    ***

    Отец Лев Митрохин поддразнивает Ксану: - Давай купим еще одну девочку.

    - Нет, не надо, у вас одна есть - и хватит. Мама, скажи ему: "Лева, ну, хватит, у нас уже есть".

    ***

    Спрашивает Зою:

    - Зоя, а где твои папа и мама? - В ямку закопали.

    - Мама, какие она глупости говорит!

    ***

    Если плачет, то на вопрос "Почему ты плачешь?" обязательно отвечает:

    - Как же мне не плакать, ведь меня серый волк из комнаты выгнул.

    ***

    2 года 6 месяцев

    Укладываем спать. Никогда не хочет. На по-желание "Спокойной ночи" плачет и отвечает: "Нет, нет, доброе утро!"

    ***

    2 года 10 месяцев

    Ходили к врачу на прививки. Пролито много слез. По дороге домой выражает свои чувства:

    - Злые тети. Если бы они не были врачи, их бы надо побить.

    ***

    3 года. 1967, на даче

    Пьет молоко. Мимо идет бабушка-соседка и говорит ей:

    - Это - за папу, это - за маму, а это - за меня.

    Ксана:

    - Нет, за тебя не буду, ты чужая. Бабушка:

    - А за дядю Сережу пила, но ведь он - тоже чужой...

    Ксана:

    - Он не чужой, он мне стульчик подарил. Бабушка:

    - Так я, значит, чужая? Ксана:

    - Нет, ты - моя замечательная соседка.

    ***

    3 года. На даче и не только

    - Мама, а ты со мной водишься? - Да.

    - А ребята со мной не водятся - Почему?

    - Они мне сказали: "Ты - нехорошая девочка". А я им сказала: "Вы - нехорошие мальчики". (Но на самом деле сначала она им язык по-казала.)

    ***

    Папа качает ее на качелях. Ксана:

    - Сильнее! Еще сильнее! Хватит!!! Я боюсь!! Папа:

    - Чего ты боишься? Ксана:

    - Как бы не брякнуться...

    ***

    Играет в куклы:

    - Эту куклу зовут Вера, а сейчас ее немно-жечко позовут Нина.

    ***

    - Жаба взяла и улетела.

    - Как это, Ксаночка? Ведь у жабы нет крыльев.

    - А на метле.

    ***

    - А у Буратино мама - доска.

    ***

    Плачет. Я:

    - Успокойся. Ксана:

    - Я не могу успокоиться. Я расстроилась и не могу прийти в себя.

    ***

    Плохо себя ведет. Я:

    - Надо исправиться. Ксана:

    - Я не могу исправиться, у меня на это нет сил.

    ***

    Рассказывает мне сказку про Красную Ша-почку:

    - Волк съел бабушку, а потом надел ее лифчик и трусы.

    *** - Мама, ты моя киса... Кисанька, я тебя нико-му не отдам злому.

    ***

    Ксана:

    - А что твой дядя (завредакцией фантастики писатель С.Г. Жемайтис) на работе делает?

    Я:

    - Пишет книжки. Ксана:

    - Какие? - Детские. Ксана:

    - Разве на книжках можно писать? Их читать надо.

    ***

    - Папа, почему у тебя рубашка, как у доктора - белая?

    ***

    3 года 4 месяца

    - Мама, почему у тебя в глазах звездочки?

    ***

    Я ей читаю: "У Скворцова Гришки жили-бы-ли книжки... грязные, лохматые, на листах каракули".

    Я:

    - Вот, смотри, и ты на своих книжках сделала каракули.

    Ксана (плачет):

    - Но у меня же не каракули, а письмашки. Я:

    - Нет, все же это каракули. Ксана:

    - Нет, письмашки! Вон!

    ***

    - Давай зажжем торшер. - А он не включен.

    - Ну, хоть за шнур дернем, хоть повеселимся!

    ***

    Играем, мы - кошки. Ксана говорит мне:

    - Кисанька, дай я тебя обниму... вот высуну две лапки, а третью не буду. Потому что третья - у меня ведь ножки...

    ***

    Зоя - ей:

    - Ах ты мой золотенький!

    Ксана:

    - Вот ты меня так и зови. А то все - "обосранка" да "обосранка"...

    *** Ксана:

    - Мама, а что такое Индия? Я:

    - А ты как думаешь? Ксана:

    - По-моему, это - где индюки гуляют.

    ***

    Если плачет, то на вопрос "Почему ты пла-чешь", всегда отвечает:

    - Я плачу, потому что с волками не хочу во-диться...

    ***

    3 года 5 месяцев

    Очень просит почитать ей Винни Пуха. Я говорю:

    - Ты еще мала, не поймешь. Ксана:

    - Ну, немного пойму.

    Я читаю... И вот фраза: "Винни Пух и Пятачок решили украсть Крошку Ру". Ксана спрашивает:

    - В какой цвет?

    ***

    Ксана:

    - Буду в детском саду учиться, а в школу не пойду, меня не возьмут, у меня вот тут (показы-вает на голову) - мозгов мало.

    Я:

    - А кто тебе это сказал? Ксана:

    - Никто. Сама знаю. Раз они не гремят, значит, их нету...

    ***

    Я:

    - Ксаночка, кого ты любишь? Ксана:

    - Маму, папу, бабушку и Таню (кукла). А чужих не люблю...

    Я:

    - Почему? Ксана:

    - Всех много, а я одна. А тебе надо еще одну девочку.

    Я:

    - Зачем? Ксана:

    - Ну, малявку Я:

    - Зачем?

    Ксана:

    - Чтобы в колясочке возить, а я буду тебе помогать...

    ***

    - Матросы - это, которые на пароходах ездят, да?

    ***

    Играем в Золушку. Я - Король. Ксана:

    - А ты, Король, оставь меня у себя, а то Анна с Мариной скоро совсем Гингемами станут.

    ***

    Снова я - Принц, Ксана - Золушка... Часы бьют двенадцать, и Золушка - убегает. Принц кричит: "Куда же ты, Золушка?!

    Золушка отвечает:

    - Ничего, Принц, скоро все спать лягут - и я опять к тебе прибегу.

    ***

     []Ксаночка

    4 года

    В ее представлении "круглолицая" - это значит "красивая"...

    Ксана:

    - Мама, а ведь правда, что я - круглолица я? Я:

    - Конечно, правда. Ксана:

    - Но почему же тогда на меня никто внимания не обращает?

    Потом утешает меня:

    - Мамочка, ты тоже круглолицая, правда у тебя лицо как палочка... в общем-то - как котлетка...

    ***

    Купила ей пластиночку со сказкой. Слушает. Там про злую колдунью. Ей страшновато, и она говорит мне:

    - Но я вообще-то не боюсь. Я - храбрая девочка. Я не убежала. Просто под стол юркнула - и все.

    ***

    Купила ей машину заводную, немного шумную. Ксана:

    - Вот хорошо! Возьму в детский сад. Олег Хо-ханов отнимет у меня игрушки, а я заведу машину, у него голова заболит от шума, а я все игрушки обратно отберу...

    ***

    Простудилась, не ходит в детский сад. Говорит мне:

    - И хорошо, что я заболела... Олег Хоханов сейчас, наверное, думает: "Кого бы мне толкнуть?" А меня и нету...

    ***

    Просит все время:

    - Давай поиграем. Ты будешь Принц, а я Золушка.

    Играем. Ксана:

    - Принц, возьми меня замуж, а то Марья-на и Анна (дочки мачехи) - совсем Гингемами стали.

    ***

    4 года 3 месяца

    Им в детском саду начали читать про политику. Дома рассказывает нам тему "Ленин в шалаше":

    - Дедушка Ленин спрятался в шалаше от бомжармов. Рабочий пришел и сказал: "Дедуш-ка, уходи, тебя бомжармы ищут". Сказали остался вместо дедушки Ленина. Приходит бомжарм: "Ты - дедушка Ленин?" - "Нет, я - рабочий".

    - "Раз ты в его шалаше, значит, ты - Ленин. Пойдем со мной!"

    Привел его к самому главному бомжарму. Са-мый главный бомжарм посмотрел: "Какой же это Ленин? Эх ты! Рабочего не смог от Ленина отли-чить!"

    И прогнал его с работы. Так ему и надо!

    ***

    Спустя некоторое время детсадовские воспитатели ввели в их сознание еще одну информацию. В связи с этим Ксана снова собрала нас на кухне и рассказала следующее:

    - Раньше были помещики. У помещика был парк. Он не разрешал в нем детям гулять... А мы оказались хитренькими: состроили свой садик рядом с этим парком и потихоньку ходим туда гулять, чтобы он нас не заметил.

    ***

    4 года 9 месяцев

    Играем, я рассказываю: - И вот, мышка взяла с собою в школу тетрадь, карандаши...

    Ксана:

    - Еще она взяла двойник!

    Предварительное пояснение: место нахождения детсада было Кусково - возле Кусковского парка.

    Я:

    - Что-о-о? Какой двойник? Ксана:

    - Ну, в который отметки ставят...

    ***

    Идем по лестнице. Марк (брат, старше на два года, он ее обгоняет. Я напоминаю Марку:

    - Эй Марк, prego segnora! (сначала - се-ньора!)

    Ксана:

    - Мама, раз я - его сеньора, а он - сеньор, скажи, чтоб он меня не обгонял!

    ***

    Я уезжаю и говорю:

    - Мышка, я буду скучать. Ксана:

    - Ничего, киса. Скоро мне исполнится пять лет, и я приеду к тебе.

    ***

    5 лет

    В детском саду дружит с мальчиком Володей. Но говорит, что он толкается.

    Я:

    - А ты ему скажи, что если он будет обижать тебя, то ты не будешь с ним водиться.

    Ксана:

    - Нет! Как же я могу так обидеть своего друга, довести его до того, чтобы он покраснел? Пусть он сам подумает и поймет: можно с таким во-диться или нет?

    ***

    Ксана:

    - Мама, это полбеды, что мы живем на третьем этаже.

    Я:

    - Почему? Ксана:

    - Если пожар начнется, то до нас - половина.

    ***

    - Мама, я тебе скажу, только ты никому не говори: у меня на Мишу такое чувство, как будто я кого-нибудь ненавижу. (Он ее обидел чем-то.)

    ***

    5 лет 5 месяцев

    Ксана:

    - Я не боюсь, просто мне немного страшно.

    *** - Мама, ты не можешь на следующей неделе мне кого-нибудь родить? Ну, там птичку или какое-нибудь животное?

    ***

    - Мама, тебе мое лицо нравится? - Да, а почему ты спрашиваешь?

    - Так ведь на той квартире тоже было зеркало, я смотрела и не могла определить - красивое у меня лицо или нет.

    - Ну, и что же ты решила? - По-моему - нет.

    - А мне нравится.

    - А как ты думаешь, Володе Иванову тоже нравится?

    ***

    - Гена Сидоров приносит в детский сад глу-пые песни. Но ему простительно, у него было сотрясение мозгов. Я тоже на даче один раз упала, и даже шишка была на лбу, но никаких глупостей не сочиняла.

    ***

    Едем в автобусе. Ксана громко мне рассказывает:

    - Я сейчас в старшей группе, а на будущий год перейду в подготовительную. Мы переедем - все ребята возьмут свои вещи, свои горшки...

    Весь автобус хохочет. Она оборачивается к пу-блике и громко говорит:

    - Чего смеетесь?! Горшки - с цветами!

    ***

    Сердится на меня:

    - Мне даже фасон твоего лица не нравится!

    ***

    В автобусе везла мне из детского сада какой-то рукотворный подарок к 8 Марта и говорит:

    - Я не смеялась, не развлекалась - все дер-жала это на коленях.

    Вручает мне подарок и говорит:

    - Ой! Я забыла ласковое написать!

    ***

    Рассказывает, что было в детском саду:

    - Хоханов обзывал Будилкина, а Будилкин за это его целый час тиранил. Ну, я, конечно, не дала...

    ***

    6 лет

    Про Шамаханскую царицу: - Это ее подговорили...

    ***

    Сердится:

    - Я все твои секреты расскажу в детском саду!

    ***

    Отдыхаем в Латвии:

    - Смотрите, в этом магазине есть все, что мы ели в столовой - только на третье - другое. ("Другое на третье" - это было вино.)

    ***

    Ксана:

    - Мама, смотри, я нарисовала глухого тигра! Я:

    - А как узнать, что он глухой? Ксана:

    - Очень просто: охотник крикнул, все остальные тигры разбежались, а глухой остался.

    ***

    Когда произошла трагедия при угоне самолета и оборвалась жизнь девятнадцатилетней стюардессы Нади Курченко (см. Википедию), в детском саду детям сделали сообщение, которое Ксана полностью повторила дома. Она зовет меня и отца, велит нам сесть на диван и объявляет, что сейчас будет "ПОЛИТЗАНЯТИЕ! ПЯТИМИНУТКА!", во время которой она полностью повторяет для нас текст той беседы, которую провели накануне воспитатели с детьми в детском саду.

    Ксана:

    - Я вам расскажу про Надю Курченко. Она была стюардесса на самолете. Бандиты хотели угнать самолет. Велели Наде передать летчикам записку. Вы думаете, она растерялась? Нет, она не растерялась, а закричала летчикам: "Нападают"! За это бандиты ее застрелили. Но она спасала людей, и не думала о себе...

    ***

    - Крот сказал коростелю: "Что ты все хо-дишь? Скоро все пятки изотрешь, ходить не на чем будет..."

    ***

    - Я рассчитала, что в Африке красное солн-це, а в России - желтое...

    ***

    ...И больше, мамочка, не трать свой отпуск на Карпаты, как деньги - на конфеты А то из-за твоего нрава нам меньше остается времени на Балтийское море. Тратишь свой отпуск на Карпаты, как деньги - на конфеты!

    Но перед моим отъездом на Карпаты написала мне печатными буквами на картонке: "ХАРОШЫЙ ПАЕСТКИ" (хорошей поездки)

    ***

    6,5 лет

    Говорит мне:

    - Даша плохо нарисовала мишку. Я сейчас ей сделаю трафаретку - пусть поучится. Видела, какой у нее медведь? Совсем не похож... Но, чтобы ее не обидеть, я сказала: "Даша, такие медведи - реденько бывают..."

    ***

    - Меня Хоханов в детском саду стукнул по голове. А я знаешь как проверяю, что не сошла с ума? Я задам себе какую-нибудь трудную задачку - и решу... Значит, все в порядке...

    ***

    Гуляем в Останкинском парке вместе с Дашей и Дашиной мамой Ларой Беспаловой. Сопровождаем девочек в туалет. Даша всегда говорит обо всем, что с ней происходит. На этот раз сказала: "Я описала свои белые колготки". Ксана дает совет:

    - Даша, никогда не надо рассказывать о сво-их недостатках.

    ***

    В 1-м классе

    Первый день. Забираю Ксану из школы, и она рассказывает мне про замечание учительницы: "Ксана, почему у тебя в портфеле такой ХАВОС?".Я поняла, что учительница имела в виду слово ХАОС. Вздохнула...

    ***

    В марте

    - Или сделай, как я прошу, или сейчас открою дверь, уйду, куда глаза глядят - и буду воровать.

    ***

    - Мила Кашина меня дразнит, хоть я за нее и заступаюсь.

    Я:

    - А ты ей скажи, что если она будет дразниться, ты не будешь ее защищать.

    Ксана:

    - Нет уж. Я не такая, я все равно буду ее защищать.

    *** Мне:

    - Ты что же это ножницы спрятала - ребеночка подводишь?

    ***

    Поет песню "Мурка". Говорит мне: - Ты думаешь, Мурка - плохая? Я:

    - Нет, она хорошая Ксана:

    - Почему? Я:

    - Она, наверное, работала против бандитов. Ксана:

    - Нет, совсем нет. Просто она была очень красивая, и они тоже. И она подумала: "Вот - самостоятельные люди". Она же не знала, что они такие хулиганы окажутся.

    ***

    - Почему все говорят, что я похожа на папу? Ведь ты меня родила, и твой организм ведь не знал, что я должна быть на папу похожа.

    - Потому что я часто на него смотрела.

    - Да, мне рассказывали, что одна женщина смотрела на обезьянку, и дочка у нее получилась - копия обезьянки. А как ты думаешь, женщина обрадовалась, когда у нее родилась обезьянка, или нет?

    - Не знаю...

    - Наверное, обрадовалась - в зоопарк ходить не надо...

    ***

    Мой день рождения. Ксана спрашивает:

    - Ты не обидишься, если я на торте про тебя напишу: "36 лет"?

    ***

    - Я хочу пойти в музей науки и посмотреть на маленького гигантского ящера...

    ***

    - Марк очень хороший, только у него нервы развиты...

    ***

    - С Марком можно ладить, если не задевать его гордость.

    ***

    - Ой, я второй раз написала слово "уже". Что делать? Зачеркнуть? Нет, оставлю. Пусть лучше подумают, что у меня недостаток таланта... а то скажут: "Намазала"...

    ***

    - Теперь буду всегда писать, как просят: понравилась ли книжка. И буду про страшные книги писать: "Зачем вы детей пугаете? Они потом спать не могут!"

    ***

    Глядя на картину Игоря Блиоха "Птица и море":

    - Какие все-таки хорошие картины умеют рисовать художники. Вот, например, на этой: нет никакого героя - одна только невнятная суматоха, а все равно - красиво...

    ***

    9 лет

    Об артисте из Цыганского театра:

    - Если он еще раз споет, то я не выдержу и напишу и адрес свой оставлю, что школьница: "А без эмоций вы петь не можете"? И у него улыбка - зверская.

    ***

    - Когда же Толя Петров за мной перестанет гоняться? Нельзя сказать, что я от него без ума...

    ***

    О фильме "Жди меня":

    - Я могу сказать несколько слов в ее оправдание. Она его в сущности - ждала. Только убивала время с другими. Она ведь его любила, а он - почему не захотел ее видеть? Да и он в сущности неплохой: жену свою захотел проучить...

    ***

    Про одну девочку:

    - Она - такое равнодушно-правильное су-щество, что с ней даже играть неинтересно.

    ***

    Один знакомый археолог сказал, что когда-ни-будь возьмет ее на раскопки. Ксана меня спросила:

    - А куда он ездит? Я ответила:

    - В Иран, на Украину... Ксана:

    - В Иран мне больше всего хочется. Ты понимаешь, почему? Потому что мне хотелось бы хоть один раз побывать за пределами Союза...

    ***

    Пригласили на день рождения. И там было пять мальчиков.

    Я:

    - А кто тебе больше всех понравился? Ксана:

    - Антон. Хоть нас и пытались поссорить. Я:

    - Как? Ксана:

    - А подошел его друг и сказал: "Мы, конечно, не хотим тебя подговаривать, но у Антона совершенно нет совести".

    Я:

    - А ты? Ксана:

    - А я сказала: "У каждого человека есть со-весть" И все равно играла с Антоном.

    ***

    - Учительница пения записала меня в хор. Она считает, что у меня есть голос. Наконец-то нашелся трезвый учитель...

    ***

    9,5 лет

    На своем юбилее маршал Гречко пообещал все свои силы отдать на укрепление СССР.

    Ксана:

    - Ну, конечно, когда растрогаешься - и не та-кое пообещаешь!

    ***

    Ксана:

    - Ты мне даешь старую курицу... Я:

    - Почему? Ксана:

    - Да все постепенно старятся...

    ***

    Ксана:

    - Почему это я на тебя не сержусь? Я:

    - Да потому что тебе не на что сердиться, ведь тебя никто не обижает.

    Ксана:

    - Нет, не думай, что меня никто не обижает. Вот я вышла один раз гулять, а там - девочка. И она мне говорит: "Сейчас я схожу за дом, посмотрю: если мои девочки вышли, я к тебе не вернусь, а если их нет, то я с тобой буду играть..."

    ***

    Ксана:

    - Мама, а у Николая Островского ("Как закалялась сталь") дети были?

    Я:

    - Нет. Ксана:

    - Ни сына, ни дочки? А не скучно ему было? Хотя, ведь тогда такое время было, трудное... А бывает так, что за поступки отца приходится расплачиваться ребенку? Например, отец - преступник, а сына зовут "преступник" или "сын преступника"... Что ни говори, а эти дети несчастны.

    ***

    Почти 10 лет

    Рассказывает мне эпизод из Тома Сойера - как они с Гекльберри нашли бриллианты, и вот каким образом определили их стоимость: "Очень дорогие, не меньше чем доллар за штуку". Делает вывод:

    - Я понимаю, что это для сатиры, чтобы показать, как обезобразило детей то, что им ничего не преподают кроме духовенства. Ведь они, даже когда пошли в разбойники, договорились уроки не учить, а молитву на сон грядущий все равно читали...

    *** О ком-то:

    - Он из тех людей, которые умеют обращаться с детьми, ну, не задевая их самолюбия, повеселить. Но у детей должна быть тоже уверенность...

    ***

    На десятилетие решено купить ей собаку. Пусть будет сюрприз. Принесла в сумке. Говорю:

    - А вот тебе сюрприз.

    Радость поглощает Ксану всю без остатка. Но и собака в эйфории, сразу потянулась к ребенку.

    Ксана:

    - Где ты его взяла? Я:

    - На Птичьем рынке

    - А почему ты меня не взяла с собой? Хотя это хорошо, что не взяла. А то вдруг бы я не его выбрала?

    Теперь она ведет собачий дневник, записывает информацию о его проделках, выпускает стенгазету, посвященную Чукки. В газете рас-сказывается о собачьих снах и мечтах. А когда я подметаю пол, то нахожу записку. Всего одна строчка, но какая странная: огокинкакюлбюлик-куЧЯ. Я догадалась посмотреть через зеркало. Точно!!! В системе "наоборот", для чтения через зеркало, написано: "Я Чукки люблю как никого". Немного грустно - уязвлено материнское самолюбие... меня променяли на собаку.

    ***

    Произошел ужас. Глупый и несмышленый Чук-ки побежал наперерез автобусу! И Ксана рассказывает, что она встала перед автобусом во весь рост, замахала руками. И еще объясняет мне, что хотела, чтоб шофер ее увидел и притормозил, ведь Чукки маленький, его не увидят, а она - большая. Я оценила детское благородство, но мне захотелось выбросить вон этого Чукки. И на нее кричала, чтоб такого никогда не делала!

    ***

    10 лет, 4 класс

    Я разрешила ей постоять на балконе, посмотреть салют на 7 Ноября, в юбилей Октябрьской революции. Очень холодно, а у нее болит горло, и я велю не разговаривать с балкона ни с кем на холоде. Потом спрашиваю:

    - Не говорила? Отвечает:

    - Да, я не болтала, рта не раскрывала, ты что, считаешь, что я бы додумалась с таким здоровьем "ура" кричать?

    ***

    - Взрослые говорят только о своих талиях, о своих мозолях, о своей работе. Когда мы будем так же скучать, как они, тогда мы будем назы-ваться взрослыми.

    ***

    11 лет, 5 класс

    Я велю убрать посуду, потом стул, потом подмести пол. Идет исполнять и что-то шепчет про себя.

    Я:

    - Ты что, ворчишь? Ксана:

    - Да я не ворчу, а просто повторяю про себя, что за чем надо делать, а то ведь это не стихи, не запомнишь!

    Я:

    - А чем ты недовольна? Ксана:

    - Всем довольна. Я пою и просто ликую от счастья.

    ***

    Ксана - мне:

    - Модницы думают только о моде. Даже когда плачут, думают в это время: "Под цвет моих слез хорошо бы серое платье".

    ***

    - Некоторые люди стараются хвалиться своими недостатками. Я, например, очень гордилась тем, что не умею танцевать, но в душе мне больше всего на свете хотелось научиться танцевать...

    ***

    - Я очень благодарна нашим черепашатам, потому что они научили меня видеть красоту в некрасивом.

    ***

    12 лет

    Ей понравился ответ официанта. Мы едем в поезде в Саулкрасты, отдыхать. Вагон-ресторан, довольно убогий, подвыпившие официанты раз-носят еду, порции - как для лилипутов. С нами за столом - молодая пара. Они заказали рагу. Приносят. Молодой человек спрашивает у официанта:

    - Что вы принесли? Где здесь мясо? Официант:

    - Да вот оно. Молодой человек:

    - Не вижу здесь никакого мяса! Официант:

    - Наденьте очки - увидите...

    ***

    Где-то в 5 или в 6-м классе

    Ксана удивила свою учительницу Анжелику Александровну тем, что дала определения:

    1. "Совесть - это нравственное самоограничение".

    2. Она дала также определение поэзии Се-ребряного века: "Тропическая весна русской поэзии".

    3. Ксана сказала мне на 1-м курсе МГУ об Ан-желике Александровне, видимо, сравнив некоторых студентов: "То, что она была нашей учи-тельницей - это шанс в жизни".

    ***

    Студенческие годы

    Сочинила мне поздравление на день рождения:

    - Если Очень Любишь Мать - Надо очень Уважать:

    Не шумел, не надоедал - Старой матери пыль сдувал Мать лелеял и хранил - Значит - Очень Верно Жил. Есть в семье ученый мать, Значит - будет помогать. Если бы не старый мать - Кто бы взял диплом в печать?

    (Достославные изречения мудрости народов древних и современных, записанные безкорыстнымъ путешественникомъ у аборигенов-эндеменовъ острова "Огненная Земля".)

    Абн-убн-бен-буль - Бомс, д. (СПБ,1901 год).

    ***

    А однажды после какого-то спора я прилепила к люстре записку-плакат: "Троцкий говорил: "Молодежь - барометр партии", поэтому "спросите у молодежи - молодежь знает все"". Ксана от-ветила тем, что приколола к люстре объявление: "Феодальный наш режим нас безвинно мучает. Революции хотим - ожидаем случая!"

     []Ксана. Во время эпидемии был в Москве запрет на контакты и Ксана читает лекцию онлайн "Дж. Боккаччо. "Декамерон"

     []Ксана и папа Лев Николаевич Митрохин

     []


      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
        []Свадьба Ксении и Андрея

     []Фрагмент для выставки в честь Питера Брейгеля (старшего). Работа Ксении Митрохиной

     []Подруги (Работа Ксении Митрохиной)


      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
        []Зимой холодно даже ангелу (Работа Ксении Митрохиной


      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    Камилла, моя внучка.

    Детские высказывания

     []Камилла в спектакле по мотивам поэмы Овидия "Метаморфозы" - на Кипре, в роли Колдуньи

    ***

    Камилле 4 года.

    Мы в Тарусе. Играем. Камил-ла сочиняет сказку:

    - И рыба сказала Мальвине: "Вот тебе рыбий хвост и чешуя. И поменяй свой рот на рыбий. И тело поменяй. И плыви с нами".

    ***

    Мы в театре, смотрим на одну актрису, и Камилла задает мне вопрос:

    - Купишь мне такой костюм, такое воображение, такое мечтание?

    *** Говорит мне:

    - Ты не приходишь, а я страдаю...

    ***

    Ей 4,5 года.

    На чей-то вопрос, почему она не приходит к ним в гости (а она это не любила), Камилла отвечает:

    - Я не могу. У меня мало времени и очень много дел. И все эти дела своими петельками цепляются за цепочку моего времени...

    ***

    В гостях, играют в магазин. Среди вещей есть шляпка. Она хочет продать эту шляпку только своей маме. Но кто-то настаивает на этой шляпе для себя. Камилла выдумывает вот такой аргумент, чтобы отказать в продаже шляпы:

    - Она вам не идет. - Почему?

    - Это не ваш цвет...

    ***

    Ей 4 года и 9 месяцев

    Увидев на концерте в клубе "Меридиан" у певицы платье с кружевами и блестками, просит меня:

    - Ты купишь мне такой костюм, такое воображение, такое мечтание?

    ***

    Камилле 5 лет

    Играем. Я - Карабас-Барабас, она - Мальвина. Говорит мне:

    - Карабас, у меня от тебя даже розы завяли!

    ***

    И в этой же игре говорит Карабасу от имени всех деревянных человечков:

    - Мы все равно не будем для тебя петь и ни-когда не выйдем замуж!!!

    ***

    Играем в Карабаса-Барабаса и деревянных человечков. Обсуждаем условия игры.

    Камилла:

    - Если ты, Змей Горыныч, немедленно не бу-дешь слушаться - то миновать тебе смерти!

    ***

    Во время игры в Карабаса-Барабаса и дере-вянных человечков Камилла говорит:

    - Сейчас мы, марионетки, мелькнем из своей клетки, как лучащие глаза (в кино иногда "вспыхивают глаза" - и она запомнила).

    ***

    Говорит мне:

    - У меня есть одна фантазия: мои глаза вспыхнут как звезды!

    ***

    - Соня, говорят, что ты все-таки старая уже. Поэтому можешь умереть... Ты смотри, не умирай, а то мне без тебя будет плохо...

    ***

    Играем. Я, как всегда, - Баба-Яга. И говорю:

    - Все, хватит мне быть Бабой-Ягой, теперь твоя очередь!

    Камилла отвечает:

    - Нет, Соня, это ты будешь, потому что ты образованнее!

    ***

    Играем. Я - Змей Горыныч, а она - эльф. Говорит Змею Горынычу:

    - Мы, эльфы, будем лазить по деревьям и пожирать твои фрукты!

    ***

    Слышит по ТВ вопрос викторины: "Как в древней Руси называли кислые щи?"

    Отвечает:

    - Апельсин.

    ***

    Камилле 6 лет.

    В Тарусе Убеждает меня:

    - Клянусь всеми своими Барбями!

    ***

    - Я не могу нарисовать Элизу (из сказки Андерсена "Дикие лебеди"), потому что Элиза очень нежная. ***

    Сочинила песенку: "Лопуховый лист просит пощады у холодной осени: "Ох, пощади меня, моего коня!""

    Объясняет:

    - Этот конь - из песни "Ой, мороз, мороз"...

    ***

    - Соня, ты не тем цветом пишешь. У тебя коричневый фломастер, и мне сразу же хочется какао и шоколадку...

    ***

    Камилла говорит мне по секрету:

    - Я по утрам боюсь ведьмы - дикобраза. Это - моя фантазия.

    ***

    Камилла собирает желуди и говорит мне:

    - А ты, Соня, хороший товарищ, как много ты мне показала желудей (на земле).

    ***

    В Тарусе

    - Я не люблю играть с этими девочками - они меня заигрывают.

    ***

    Снова в Москве

    ...Она не слушается, и я сказала об этом маме. Потом мы выходим на улицу, и Камилла мне говорит:

    - Как ты себя ведешь? Разве так надо относиться к другу? Разве можно про него рассказывать?

    ***

    И потом каждый раз, когда я делаю ей какое-либо замечание, она напоминает мне:

    - А кто тебя учил, кто тебе говорил, как надо относиться к другу? Я! Значит, я - умнее тебя! И вспомни, кто с тобой делился, кто угощал тебя конфетами?

    ***

    Сочиняем сказку. Камилла:

    - Собака была хитрая и намазалась ароматом пирожков.

    ***

    Как я обиделась на Камиллу и как она мне от-ветила:

    - Чего уж тут обижаться? Я что, тебя оскорбляла? Я что, назвала тебя ослом или свиньей? Отвечай!

    ***

    Молилась Богу за здоровье своей мамы и чтоб у нее было много детей.

    ***

    - Не плачь, мама, ведь тебя все любят... На другой день:

    - А я люблю тебя, как корни в земле - они всегда.

    ***

    Уходит в свою комнату, потом выходит и говорит мне:

    - Я молилась за маму... и пожелала Богу, чтобы ему жилось хорошо!

    ***

    Февраль

    Всякий раз, когда я ухожу домой, Камилла про-сит меня остаться ночевать в ее комнате Уговаривает таким образом:

    1. "Я дам тебе самую мягкую в мире подушку (пуховая)..."

    2. Шепотом, пугает: "Уже темно и все разбойники вышли на улицу... А полиция ушла спать..."

    ***

    Март

    На уроке в художественной школе. Вопрос учителя: "На что похож богатырский шлем?"

    Камилла отвечает:

    - На церковный купол.

    ***

    Смотрим видеофильм про Бармалея, который плачет. Камилла говорит:

    - Да, не насмеешься тут, когда за решеткой сидишь...

    ***

    Говорит мне:

    - Плохая, мои песни тратишь на своих друзей, развлекаешь их мною и моими песнями.

    (Это я просила Камиллу спеть ее песенки во время визита моих знакомых.)

    ***

    Учит меня:

    - Всегда надо не надеяться, а в глубине души - надеяться...

    ***

    Камилле 7 лет. Снова лето в Тарусе Рассуждает:

    - С ведьмами можно договориться только если они сами согласятся.

    ***

    Смотрит видеокассету и говорит:

    - Ну вот, на этой кассете все кукольное, и ни одного живого фильма...

    ***

    Мы в Тарусе. Засыпает, но мешает муха - жужжит не переставая. Я говорю:

    - Сейчас открою окно - и она улетит. Камилла:

    - Не надо. Мухи и бабочки - очень тупые, они не догадаются. И все будет напрасно...

    ***

    Читаю ей "Принц и нищий"... эпизод, когда принц попал в дурную компанию). Камилла мне говорит:

    - Это ужасно, потому что принц - мальчик, а не девочка.

    Я спрашиваю:

    - Как это понять?

    Она отвечает:

    - Они могут научить его всякому подлому делу.

    ***

    Я читаю ей "Принц и нищий" и спрашиваю: - Ты понимаешь это слово - "факел"? Она:

    - Понимаю Это дубина с огнем.

    ***

    Камилла говорит мне: - Читай скорей!

    Я спрашиваю:

    - А что будет, если не скорей? Камилла отвечает:

    - Я взорвусь!

    ***

    Камилла продолжает:

    - Ну и пожалуйста, не читай, а я тогда погружусь в свои фантазии...

    Потом повышает голос: - Читай, а то взорвусь!

    ***

    Летом в Тарусе рисует девочку и приговаривает:

    - Хоть и страшненькая, но поведение хорошее...

    Я смеюсь. Камилла:

    - Нет повода смеяться... Я:

    - Как это? Камилла:

    - Что я тебя не люблю. Я люблю...

    ***

    Танцует в манере импровизации и говорит мне:

    - Это - сочинительные танцы.

    ***

    Гладит кошку и приговаривает:

    - Кошечек надо гладить, ведь они чувствительные. А эта кошечка - элегантная...

    ***

    - Соня, быстрей читай, а то мой пистолет кончает уже все свои патроны!

    ***

    - Почему ты так долго смотришь телевизор? Засмотрелась в новостях? На это безумие?

    ***

    Читаем стихи Благининой. Там рифма: ушко - широко.

    Камилла:

    - Это колхозная рифма. Ее алкоголики при-думали.

    ***

    Читаем книгу новелл. Камилла говорит об ав-торах:

    - Они выгрызли из себя все внутренности в эти рассказы...

     []

    ***

    Сон про Русалочку и Урсулу

    - Приснились Русалочка и Урсула Но... Ур-сула была добрая... и все же - вредноватая. И вот Русалочка смотрится в зеркало (то есть в пузырь) и говорит ей: "Тетушка Урсула, ты долж-на рассказать все, что было, иначе я тебя проколю"... И Русалочка уплыла. Конец сна.

    ***

    Сочинила экспромтом стихи

    - Тупорылый крокодил ходит, ходит под мо-стом...

    Он всем говорит, что он самый лучший, самый хороший...

    А все ему отвечают: "Не-е-е-ет!!!"

    ***

    Рассказывает о мальчике в детском саду:

    - Он злой, но если к нему без зла - то он хороший.

    ***

    Занимается (в 6 и в 7 лет) рисунком в художественной школе.

    Учитель спрашивает:

    - Сумерки - какие?

    Камилла отвечает:

    - Это - тусклый цвет.

    Резюме учителя: "Камилла - нестандартная и необычная, в ней чувствуется свой внутренний мир".

    ***

    Спрашивает меня:

    - Почему ты с друзьями так ласково разговариваешь, как будто они спасли тебя от индейцев?

    ***

    В первом или втором классе рассказывает мне о школе, о том, что все боятся завуча, и она тоже. Потому что у завуча есть Черная Тетрадь - запишет в нее, а потом выгонит из школы.

    ***

    Камилле 7 лет, и я вожу ее на занятия балетом.

    Преподаватель - Галина Тарасовна. Камилла говорит мне:

    - Если бы мне было шестнадцать лет, я бы сказала Галине Тарасовне: "Вы не можете ни-чего ценить! Те, кто учится у вас - стараются! А вы их бьете и дерете. Лишь за то, что у них плохо получается..." Но это - если бы мне было шестнадцать лет...

    ***

    - Хоть мне и не нравится, как ты, Соня, себя сейчас ведешь, но я делаю свой долг (зашнуровывает ботинки).

    ***

    Идем по улице. Мне холодно, мерзну. Камилла говорит:

    - Купи себе пуховик. Отвечаю:

    - Денег нет. Камилла:

    - А ты копи в кошелек, как Иван Калита" (я ей недавно о нем рассказала).

    ***

    Сны Камиллы

    1-й сон Камиллы

    Прошу ее рассказать мне свой сон. Камилла:

    - Ну, он не очень хороший. Мама лежит на моей кровати. Я ей говорю: "Хочешь сладости?" А она отвечает: "Нет, пока ты не выучишь всю таблицу умножения".(Пояснение: учительница задала на лето выучить наизусть всю таблицу умножения.)

    2-й сон Камиллы

    Камилла:

    - Я говорю дяде Федору: "Поедем в Простоквашино?" А он: "Не хочу". А я ему говорю: "По-едем, там Печкин, его по ТВ показывают". А он: "Ну, давай поедем, раз по ТВ..."

    3-й сон Камиллы

    - Как будто я катаюсь на водных лыжах и зацепилась за ручку катера и плыву по снегу...

    Но в середине ночи у нее был кошмар, она прижималась ко мне и шептала:

    - Одна тысяча ударов, еще одна тысяча уда-ров, Соня, прогони их!

    Она целовала меня и при этом я чувствовала ее страх.

    4-ый сон

    - Огонь сказал: "Не дано нам с Рэем (собака овчарка у соседей в Тарусе) говорить".

    ***

    Однажды в мае

    Мы идем в Кремлевский дворец съездов на "Лебединое озеро". Сначала ей не нравится, и она ворчит на меня за то, что я ее сюда привела. Но постепенно ей начинает нравиться, и она вдруг говорит:

    - Пора мне начинать делать добрые дела, помогать бедным... А то я уже много сделала плохого.

    Я спрашиваю:

    - А что именно плохого ты сделала? Камилла отвечает:

    - Тебя ругала...

    ***

    У нее в классе есть драчливый мальчик Дима. Я пришла за ней в школу. Она подходит к Диме и показывает на меня:

    - Видишь, это - Соня. Когда она была маленькая и ее младшую сестренку обижали мальчики, она брала веник и этим веником их колотила...

    Это - подлинный факт, и она его рассказала в очевидное назидание...

    ***

    Смотрит фильм и говорит мне об одном персонаже:

    - Смотри, он - лысозубый...

    ***

    В Тарусе

    Мы в Тарусе. Пришла в гости Миля (на 1 год младше Камиллы). Камилла:

    - Ой, Миля, здравствуй. Как спала? Миля:

    - Хорошо. Камилла:

    - И я хорошо. Миля:

    - Только мне сон приснился, что у меня ноги китайские...

    ***

    Девочки рассказывают свои сны друг другу. Камилла рассказывает свой сон как часто повторяющийся: в этом сне она попадает в водопад, и он несет ее в страну волшебниц.

    ***

    Сон.

    - Идут Аладдин с джином по залам. Видят: лампа, и еще одна, украшенная алмазами. Аладдин спрашивает: "Что это?" Джин отвечает: "Подожди, сейчас прочитаю". И он про-читал, что это - лампа. И сказал: "Так что не зевай!"

    ***

    В сентябре

    Я публикую свои статьи и вместе с ней иду в редакцию (в доме, построенном Щусевым для "элиты", у Москвы-реки). Идем, чтобы получить гонорар. Камилла дает мне советы:

    - После того, Соня, как тебе дадут деньги за статью ("гонорат"), ты попроси у директора еще одну статью, только побольше. А когда тебе да-дут деньги за вторую статью, мы с тобой, я и ты, пойдем в Большой детский мир. Спросим, сколько стоит "Школа верховой игры". Если цена будет три гонората, то мы с тобой купим только "Принцессу цирка" и "Дженифер и ее И-го-го".

    Она увлекалась игрой в лего.

    ***

    Снова лето. Снова в Тарусе Мы в Тарусе.

    Камилла:

    - А сегодня я хочу пойти посмотреть на козо-чек, туда, где мы год назад молоко брали...

    Я отвечаю:

    - Нет-нет, нельзя, так как мы отказались там брать из-за высокой цены и теперь берем моло-ко у других...

    Камилла вздыхает:

    - Какая грустная романтическая история. Мы их отвергли, как Дон Жуан. Это был такой боярин. Он отвергал красивых женщин. Потому что он искал Прекрасную Даму. Самую Прекрасную...

     []Камилла в балетной студии

    Маленькому брату Кирюше исполнился уже один месяц. Они с мамой в Москве, а мы - в Тарусе

    Я:

    - Камилла, пойдем погуляем...

    - Нет, не пойду. Вдруг мама позвонит... Я:

    - Но она перезвонит... Камилла:

    - Ну уж нет. Я не буду ее шантажировать...

    ***

    - Соня, если я буду выступать в классе, как в "Прощании с букварем" (она тогда пела арию Букваря) или как в "Оловянном солдатике" (исполняла роль заколдованной балерины), то я скоро стану балериной. Давай я до десяти лет в балете, а потом в цирковое училище, только надо худеть. У нас в классе Галина Тарасовна с гордостью показывала на одну девочку, что она уже два года занимается, и я буду два.

    ***

    Предлагает мне:

    - Хочешь, я тебе расскажу, как говорят не вы-ученные вести себя дети?

    ***

    Играет с Лизой в куклы и говорит куклам:

    - Вы делаете свою артистичную зарядку? И пеньевую?

    ***

    Я говорю Камилле:

    - Не прыгай с бочки, это опасно. Она отвечает:

    - А я ей доверяю, как родной матери!

    ***

    Грубит мне. Я ее отчитываю. Молчит. Потом говорит мне:

    - Ты не обращай внимания на мои грубости. Я на самом деле тебя люблю. Просто я так себя веду. Но на самом деле я тебя люблю.

    ***

    Камилла во втором классе

    Репетирует дома роль Вороны в басне Крылова "Ворона и курица" ("Когда Смоленский князь, противу гордости искусством воружась..."). Для этого выступления Ксана шьет ей костюм Воро-ны. Камилла просит:

    - Дайте мне баночку стеклянную из-под май-онеза.

    Мы:

    - Зачем? Камилла:

    - А ворона будет из нее кофе пить. Мы:

    - Ну, тогда лучше возьми кофейную чашку. Камилла:

    - Нет. Ворона ведь небогатая. Она по помойкам шастает. Вот там она и нашла себе баночку. Вороны такой народ - не боятся по помойкам шастать.

    ***

    Воскресные прогулки

    Мы с ней идем в Третьяковскую галерею. По-том - в кафе, потратили много денег. Выходим из метро - и прямо на лотке продают кинокассе-ты. Камилла просит:

    - А видео купить? Ты обещала...

    Вздохнув, покупаю... Камилла берет кассету и говорит:

    - Наверное, я очень плохая девочка. Хуже меня только Люда из Тарусы...

     []Я и Камилла на Детском форуме в секции Скульптуры и рисования

     []Камилла нарисовала мой портрет и сделала надпись: "Соня? Узнаешь? Это ты. Скажи спасибо, что еще худенькая"

    Камилла на форуме в честь А.С. Пушкина.

    Держит наградную грамоту. Форум проходил в ноябре - декабре 1998 года. Камилла получила Приз за сочиненную и исполненную ею на форте-пьяно музыку "Колокола в честь рождения Александра Сергеевича Пушкина" и за чтение монолога Людмилы из поэмы "Руслан и Людмила".

     []Камилла. Награда на Форуме в честь А.С. Пушкин

    ***

    Читаем книгу Зинаиды Шишовой "Джек-Соломинка". Там по сюжету девочка смотрит на небо и думает: "Может быть, где-нибудь там, в глубине, и живет господь бог и его белые ангелы, но сейчас, если посмотреть, небо выглядит в точности, как холл в Друрикоме". Камилла говорит мне:

    - А ведь можно подумать и так, что облака - это ангелы, а синее небо - это Бог.

    ***

    В Макдональдсе

    После посещения Макдональдса мы выходим, и она кружится, припевает, поет и говорит:

    - У меня на душе пташки поют - так я рада дракончику.

    Дракончик появился потому, что там детям в пакет кладут недорогие игрушки...

    ***

    На ипподроме

    После тренировки Камилла говорит:

    - Я - на седьмом небе, - и напевает.

    ***

    На ипподроме она тренировалась на пони по имени Дрок. Там еще были пони Даша и Шкода. Потом еще были Беспечный и Волна. Волна бежит после каждого круга к Камилле за черным соленым сухарем. Камилла мне говорит:

    - Вон как она выруливает за сухарями.

    ***

    Разговор на улице

    Камилла:

    - Купим шоколадку? Я:

    - Нет. И так тебя балуем. Скоро совсем раз-балуешься. Тебе сладкое нельзя.

    Камилла:

    - Я не разбалуюсь. У меня были угрызения совести в Анапе, когда я хотела купить себе леденцы.

    ***

    Прогулки по Москве

    Мы идем в театр клоунады, покупаем пять ее любимых журналов "Дисней", а после театра заходим в Макдональдс. Она в восторге и говорит:

    - Соня, я тебя обожаю...

    ***

    Я предлагаю:

    - Давай в следующий раз пойдем на взрослый спектакль.

    Она отвечает:

    - Нет уж! Я не хочу расставаться с детством. Тем более, что оно у меня такое красочное!

    ***

    Про подружку, которая постарше

    - Она, к сожалению, уже не так хорошо относится к маленьким! И я потеряла любовь к ней... Их первая встреча была в шесть лет Камил-лы, а сейчас ей уже девять. А до этого подружка

    была ее кумиром - как старшая девочка.

    ***

    Камилла во дворе прыгает с бочки, а я ей говорю:

    - Осторожнее! Она отвечает:

    - Да я ей доверяю, как родной матери!

    ***

    Камилла спрашивает:

    - Хочешь, я расскажу, как делают не выучен-ные себя вести дети?!

    ***

    Два ее сна

    1. Рэй (овчарка из Тарусы) гуляет по замку.

    2. Огонь сказал, что Рэй (собака овчарка) уме-ет гадать по Огню, но добавил: "Не дано нам с Рэем говорить"...

    ***

    Камилла стремится защитить незнакомую девочку

    Детский спектакль в театре на Цветном Бульваре окончился... Толпа детей и взрослых уже на улице. Толчея. После представления одна мама потеряла свою девочку, а отыскав ее, не-щадно и зло бьет, толкает ее, срывает с ее головы купленное в цирке украшение (кокошник), выбрасывает его в урну... Всю дорогу до метро женщина ругает девчонку, раздает ей затрещины. Камилла пытается защитить несчастную, остановить разъяренную маму, но я удерживаю ее. И она мне вдруг говорит:

    - Если бы я была знаменитой, я могла бы сейчас подойти и спросить девочку: "Ну, как тебе цирк?.." А ее мать спросит: "О чем это вы говорите?" А я ей отвечу: "Я вот сейчас ваш номер телефона узнала и записала... Я ведь дочь полицейского..." Но это все - если бы я была знаменитой...

    ***

    Кирюше два года, он плачет. Входит Камилла и спрашивает:

    - Почему он у тебя плачет? А ты его приласкивала? Нет?

    Показывает мне, как это надо делать.

    ***

    Камилла говорит мне:

    - А ты знаешь, что сейчас кризис и всех увольняют? Розу уволили. Вот если бы я была постарше, я бы вышла на пикет и несла сразу бы четыре транспаранта: "Ельцина - в отставку!" А на одном из них были бы стихи, я их по телевизору видела: "Настал момент, пришла пора - долой, Бориска, со двора!" (Роза - ее бабушка)

    ***

    Отношение к подаркам

    Мы идем с ней купить Даше подарок к дню рождения. Я говорю, что ценнее подарок даже не покупной, а творческий. Она отвечает мне:

    - Ну уж нет. Я хочу, чтобы Даша сказала мне радостное спасибо, а не унылое спасибо...

    ***

    Что такое трудности

    Я рассказываю ей о своем военном детстве и о трудностях того времени. Камилла говорит, что она тоже жила в трудных условиях, когда была маленькой. Она спрашивает меня:

    - Ты забыла: пакет сухарей, пакет крупы и ко-робка сахара?

    Это она вспомнила, как мы с Ксаной недавно говорили при ней, что, когда она родилась, был дефицит продуктов, и на нее, как на груд-ного ребенка, выдавали талон для питания (именно этот набор: пакет сухарей, пакет крупы и т. д.).

    ***

    В театре "Экспромт"

    Мы с Камиллой в театре "Экспромт", народ-ная артистка Людмила Иванова поставила там спектакль и пригласила нас. Смотрим сцену, когда Юленька приходит к Поленьке после своего удачно-выгодного замужества. Она в немыслимом кричащем наряде: красная шляпка с красными лентами, шляпка (еще и красными цвета-ми) обильно украшена, на ней золотое платье с красной оборкой, а также и голубая накидка с красными лентами. Я обращаю внимание Камиллы:

    - Видишь, какой безвкусный наряд? Она отвечает:

    - Перестань! Я такое не надену, но это - красиво!

    ***

    Справедливое замечание

    Мы переходим проезжую часть дороги. На Камилле пальто с капюшоном. Дует сильный ветер. Я поднимаю ей капюшон, чтобы не продуло уши, но она его сбрасывает. Я снова натягиваю и говорю, что при ветре это обязательно. Она отвечает:

    - Соня, ты сама говорила, что вы жили бедно. Тогда откуда же у тебя могло быть пальто с капюшоном и откуда тебе знать, когда его надо носить, а когда - не надо...

    ***

    Сочувствие

    Я ей рассказала о телепередаче, где показали деревенскую женщину по имени Аньез, которая после войны приехала из Франции. Там она уча-ствовала в движении Сопротивления, познакомилась с русским солдатом и вышла за него замуж. Он привез ее в свое село и бросил (с двумя детьми). Прошло пятьдесят лет. Она - изможденная, без зубов, забыла свой французский язык. Все эти годы ей не разрешали вернуться во Францию (то есть можно, но без детей, их не отдадут и нет возможности видеться в случае ее отъезда). Но наступила горбачевская оттепель, и Аньез говорит по телефону с сестрой, но теперь она не понимает французский язык. Камилла за нее переживает и говорит:

    - Гады те, кто ее не отпустил, правда не знаю, кто они.

    ***

    Опять школа

    Забираю ее из школы, спрашиваю:

    - Ну, как ваша учительница на продленке? Отвечает:

    - Нормальная. Волосы - черные, стрижка - каре, глаза - властные.

    ***

    - Сегодня Юлия Александровна нам сказала: "Сейчас полетят тумаки". И досталось Никите: он учебник уронил!

    ***

    Спектакль

    Выпускной утренник 3-го класса Б. Спектакль. Камилла играет главную роль - Арахны. Я спросила:

    - Ты волновалась?

    Камилла ответила:

    - Нет. Я только думала: "Ну, Машка (из 3-гоА) - сейчас я тебе покажу, как надо играть.

    ***

    Реплики

    Камилла пишет мне записку: "Соня, ты по-чему опоздала?" Она срисовала лошадь из фотоальбома и на мои замечания ответила: "Я не могу лучше. Я что тебе - Тургенев, что ли?"

    ***

    Камилла пошла в 5-й класс 1 сентября. Я спросила:

    - Какие впечатления? Камилла отвечает:

    - Ужасно. Все учителя так монотонно дол-донят одно и то же: "Дети, берегите учебники. Вы знаете, какой труд - создать учебники!" А по русскому - злюка...

    ***

    Весь Камиллин 5-й класс не любит одну учительницу. Камилла даже говорит мне:

    - Не могу ей отвечать: вызовет и смотрит своими узкими глазами, как критик Латунский из "Мастер и Маргарита"...

     []Я пришла, и Камилла ползет мне навстречу, ликуя

    Камилла о моде

    - Сейчас мода простая, но извилистая.

    ***

    Сказала мне про мою сестру Женю:

    - У нее плохо со вставанием (по утрам), но хорошо с обаянием (Женя поздно встает утром).

    ***

    Говорит мне:

    - Если бы яхотела себе представить, что такое хлеб, то - 1. Булки - это серьезные барышни, 2. Батоны - это изысканные кавалеры, 3. Черный хлеб - крестьяне (так как черный хлеб немного грубоват), 4. Печенья - это дети, 5. Хлеб с отрубями - это старый крестьянин, 6. Рулет - это дама из высшего общества, тонкая, с тонким вкусом, 7. Сушки - это барышня-крестьянка, ну а вульгарные в пух и прах - это баранки...

    ***

    Взрослые мысли

    После прекращения занятий в студии анимации прошло полгода. И вот в июне 2001 года Ка-милла говорит:

    - Я научилась в этой студии у Галины Петровны:

     []Камилла в школьном спектакле

    1. Нельзя верить;

    2. Надо знать, что на тебя всегда могут наговорить;

    3. Любовь - это не то, что опошливают, потому что любовь нельзя опошлить. Она просто есть, как мне объясняла Елена Петровна. А я ее очень любила. И сейчас даже люблю.

    ***

    Учительница Елена Александровна (по литературе и по русскому языку, 5 класс) вызвала на уроке русского языка к доске отстающих мальчиков класса и дала им задание - решить трудные примеры по русскому языку. Остальным ребятам она не велела смотреть на доску. Камилла рассказала об этом с комментарием:

    - Но как же на это не смотреть? Это же такой триллер!!!

    ***

    Камилла говорит:

    - Соня, благодаря тебе, маме и тому, что я дружу в классе и мне многое рассказывают, я стала много понимать о людях. Например, у нас в классе сегодня ситуация: (одну девочку) обижают все, а ведь она, бедная, еще в первом классе попала в автомобильную аварию.

    ***

    Говорит мне:

    - Я в классе со всеми дружу, но вот настоя-щих друзей у меня в классе нет.

    Я отвечаю ей:

    - Просто вы еще маленькие и ищете не дружбу, а партнеров по играм, по разговорам. Скоро подрастете, у вас будет потребность в дружбе, и вы будете дружить. Другом может быть не каждый. Вот у меня только две подруги, это Надя и Милочка (Людмила Ивановна Иванова, народная артистка). Друзья - это кому можно доверять все, даже тайны, они верны. Не все на это способны. А вот приятелей у меня много. Но друзей, сама видишь - только двое.

    Камилла: - А я? Отвечаю:- А ты, дружочек, появилась позже, только одиннадцать лет назад...

    ***

    Камилла в 5-м классе

    Когда Камилла была в 5-м классе, учителя говорили Ксане о невнимательности Камиллы на уроках: она занимается чем-то другим и думает о другом. Ксана спросила у Камиллы, о чем же она думает на уроках.

    Камилла ответила:

    - Ну, например, о шоколадках.

    Это напомнило мне о том, как однажды Женя разговаривала по телефону с Ксаной (лет восьми) и заметила, что голос ребенка очень грустной, даже отрешенный. Она забеспокоилась и спросила:

    - Что с тобой, что-нибудь случилось?

    - Нет, - ответила Ксана. - Просто я, тетя Женя, с вами говорю и одновременно читаю про Козетту.

    ***

    Кирюша и Камилла

    Камилла дает Кириллу шоколадку и спрашивает:

    - Ты любишь шоколад? Кирюша:

    - Да... Нет... Вот сейчас разверну и буду любить...

    ***

    Камилла:

    - Соня, давай купим Кирюше вот это (пустяк). Я:

    - Но мы же купили уже ему игрушку. Камилла:

    - Ну, Соня, я хочу, чтоб ты его баловала так же, как и меня.

    Я:

    - Но ведь многое, купленное тебе, перейдет к нему. Надо понимать, что нельзя купить все. Всегда надо ограничивать покупки: "Это - можно, а вот это - нельзя".

    ***

    Камилла о переезде

    Я говорила с классным руководителем Камиллы Светланой Дмитриевной о переезде Камиллы в связи с покупкой-обменом квартиры и необходимости теперь, может быть, поменять ей школу. С.Д. ответила: "Нет, не надо, к ней в классе очень хорошо относятся, ее любят, у нее свое особое место в коллективе".

    Я рассказываю об этом разговоре Камилле. Она отвечает:

    - Я ни за что не уйду из своего класса. Во-первых, знаешь, как к новеньким относятся? А во-вторых, у меня здесь в классе преимущество: кроме меня, никто не знает сольфеджио.

     []Камилла сейчас

     []Камилла на форуме "Одаренные дети"

     []Камилла в Тарус

     []Афиша концерта авторских песен Камиллы

     []Бабушка Зина, Камилла и Катя


      
      
      
      
      
      
      

    Кирилл. Детские фразы

    Когда Кирюша был еще грудным ребенком, Камилла могла вбежать к нам на кухню с упреком:

    - Вот вы тут разговариваете, а ребенок плачет.

     []Кирилл сидит за маминым письменным столом. Рисует. Но через 5 минут разложит пластилин - и все буквы на клавишах слипнутся навеки...

    Когда Кирюша плакал и мы не могли его успокоить, он успокаивался на руках у Камиллы, и она с упреком спрашивала нас:

    - А вы его приласкивали?

    ***


      
      

    2001, июнь. Кириллу почти 4 года

    Камилла взяла в видеопрокате кассету с му-зыкальными записями и там была запись песни группы "Битлз" "Желтая подводная лодка". Мы все слушали эту мелодию. На следующий день Кирюша попросил:

    - Я хочу лодку.

    Ему дают игрушечную лодку. Кирилл объясняет:

    - Нет, не эту, а желтую. Которая в телевизоре плавает! (Он имел в виду песню "Битлз" "Жел-тая подводная лодка").

    ***

    Кириллу 4,5 года

    Играем. Я - Баба-Яга, а он Дракон. Ругает меня :

    - Ты, Баба-Яга, мерзавича...

    ***

     []

    Рисует черной тушью на белом листе. Сейчас 2001 год, ему 4 с половиной: это блямбы, сделаны чернилами. Спрашивает меня:

    - Хочешь увидеть страшный ужас?

    ***

    2001, 4 года 9 месяцев

    Предлагает мне:

    - Давай играть, как будто мы камни и катимся вниз, а там - огонь. Но мы не сгорим, нам толь-ко будет тепленько, ведь мы же - камни...

    ***

    2002, 5 лет

    - Спи, мамочка, я сам оденусь... только почему-то коленки в кроссовки не пролезают.

    (А это были не коленки - пятки!)

    ***

    Кирилл рассказывает мне, как на небе когда-то появилось солнышко, и оно было одето в бе-лую мохнатую шубу. Я спрашиваю:

    - А почему же - в белую? Он отвечает:

    - Но это же солнце... Я спросила:

    - А почему же в мохнатую?

    Он отвечает:

    - Но у него же лучи.

    ***

    2002, 5 лет и 5 месяцев

    Мы играем, сочиняем истории: он называет героев, а я придумываю, что они делают, ну а потом уже он продолжает, придумывает их дей-ствия и мысли.

    Это длится по часу и более. Но вот мне кажется, что он устал, и я предлагаю ему прекратить нашу игру. Но он отвечает:

    - Нет, нет, давай дальше делать рассказ.

    ***

    2002, ему 5 с половиной лет

    Играем в войну, сидим за столом Он - король, у него солдаты, а после победы он приглашает их к себе на пир:

    - Солдаты, идите на пир! Вас надо навести на красивых женщин! Вот здесь, на пиру, сидят королевы и принцессы!

    Потом он обращается ко мне:

    - Садись, пой. А я буду играть на пианино... (Но он не умеет!) Только подожди, я открою ено-ты, по енотам буду играть (ноты).

    ***

    Октябрь 2003, ему 6 лет и 4 месяца

    Играем, я - королева, а он - мой советник. Решаем вопрос, что надо нам делать, чтобы по-бедить.

    Кирилл берет в руки книгу и делает вид, что он читает, но читать еще не умеет, а просто перечисляет:

    - Взять щепотку соли, взять шерсть от собаки, кусочек дерева, еще кусочек дерева, кусочек топора (маленького), соломинку, колдовство, щит, колонну баранов, Калин Калиныча...

    ***

    7 ноября 2003, 6 лет и 5 месяцев

    Кирилл предлагает игру:

    - Давай как будто мы ведем раскопки, а на-ходки сдаем в "Ученый Дом"!

    Кричит:

    - Эй, вы! Ученый Дом!!! Ученая Стартология! Шепотом объясняет мне:

    - Ну, где вещи всякие рассказывают! Нам надо ученых вызвать!

    Снова кричит:

    - Эй, ученые! Мы нашли скелет мамонтенка! Рисует его. Далее в игре он делает вид, что ко-

    пает землю и при этом очень артистично кряхтит, приговаривая:

    - Ой, ой, ой! Ой, ой! Ой! Что-то тяжело! Ведь это же камень, это же - метеорит!Потом кричит громко:

    - Эй, ученые! Мы вам тут метеорит привезли! Эти метеориты уже давно падали с неба на пи-ратов! Пирата одного похоронили под этим кам-нем!

    Далее Кирилл сообщает мне:

    - Эта планета горит, и мы не можем к ней под-лететь! Она же расплавится!

    Я:

    - А ты помнишь, как зовут эту планету? Кирилл:

    - Конечно, помню: "Укусы змеи". (На самом деле я говорила: "Сердце змеи".)

    ***

    Новая игра

    Кирилл:

    - Все белые побеждены и Красная война по-бедила! А белых стало мало!

    Я:

    - А ты какой, красный или белый? Кирилл:

    - Я - очень умный, у меня глаза хитрые.

    ***

    2003 год, ему 6 с половиной лет

    Как-то в шутку говорю ему:

    - Я - красавица.

    Кирилл отвечает:

    - Да нет, это просто твое воображение...

    ***

    - Растения - это искусство, которое помогает человеку жить.

    ***

    Играем в шахматы. Кирилл говорит:

    - Короля не ставим, он пусть в коробке оста-ется и всякими сладостями наслаждается... А то ведь короля всегда убивают - жалко.

     []

    ***

    В игре:

    - Волк упал на камни, и у него в голове случи-лось землетрясение...

    ***

    - Они случайно написали СОС - а это значит: "Убейте наши души"...

    ***

    - Дракон прочел и сказал: "О Боги! Теперь мы обречены!"

    ***

    Я:- Твой конь сломался и не может скакать. Кирилл:- Может, потому, что у него внутри сидит ученый.

    ***

    - Гиены - это собачьи друзья, но они все вы-мерли...

    **

    - Он хотел рассказать детям сказку, чтобы они отвлеклись, а взрослые смогли пойти на ра-боту.

    ***

    - Они были злые, а пристроились, как будто они добрые.

    ***

    2004 год, перед поступлением в школу

    Кирилл принципиально ни в одной комиссии

    на собеседовании ничего не отвечал, притворялся, что буквы не знает (а сам знал и читать уже умел). На вопрос комиссии, знает ли он что-нибудь про Буратино, Кирилл отрицательно качал головой, хотя и книгу читал, и в театре этот спектакль видел, и аудиосказку слушал, и диафильм смотрел, и мультфильмы...

    А на последнее собеседование для окончательного решения комиссии, принимать ли его в школу с изучением иностранных языков и зачислять ли его в первый класс он, пришел с мамой... прихватив с собой деревянное игрушечное ружье!

    А в школу я записала его, просто предъявив директрисе список этих его детских изречений. Директриса их оценила на отлично.

    ***

    2004 год. Кирилл. Высказывания и диалоги

    Я:

    - Кирилл, тут один мальчик злой! Что делать? Он:

    - Переоденься в Деда Мороза, положи ему подарок на стол, он и подобреет!

    ***

    Я:- Кирилл, скажи, как там твои пленные пира-ты питаются?

    Он:- Плохо, только бутылкой рому.

    ***

    - Знаешь, это у меня плохая мысль, я ее сей-час раздавлю.

    ***

    - Я хочу нарисовать свое будущее.

    ***

    Я:- Кирилл, ты совсем ничего не ешь. А как же ты вырастешь? Вот будешь маленьким, слабым. Девочки в классе, наверное, и то выше тебя.

    Он:- Да нет. У нас маленькие девочки, - пока-зывает рукой до пола: - Вот такие. Как мыши. - Показывает рукой еще ниже: - Как лепешки.

    ***

    Играем. Как будто мы в Антарктиде. У кибер-пингвина.

    Я:- Тут налетели другие киберпингвины и оказались злые.

    Он:- Нет, не так, не надо, чтобы злые. Они добрые. Ведь они же русские. А русские - значит, добрые.

    ***

    - Путешествовать - это увидеть кой-какое чудо.

    ***

    2005 год. Кирилл во 2-м классе

    Ксана ведет его в школу. На дорожке прыгает воробей. Кирилл:

    - А воробей похож на кролика... - Чем?

    - Прыгает, как кролик.

    **

    Пишет письмо (на компьютере): "Соня, я тебя огорчу, но я на уроках не отвечаю. Я стесняюсь. Но я стесняюсь не как девочка, а как мальчик". (Это ответ на мои поддразнивания: "Стесняешься, как девочка".)

    ***

    - Наше правительство заботится только о взрослых, - смотрит в окно: - Взрослым вон какие большие дома выстроило, а детям - только вот такую маленькую площадочку...

    ***

    Смотрим на видео передачу "Ералаш": там девочки в бантиках ехидничают.

    Кирилл:

    - Девчонок-то я, конечно, обожаю...

    ***

    2006 год

    Делаем уроки. Я что-то объясняю по русскому языку. Кирилл говорит:

    - Все равно ты знаешь меньше, чем учительница Наталья Васильевна. Но не огорчай-ся. Знаешь поговорку? Кто много будет знать,тот скоро состарится. Вот она и состарилась, а ты - нет.

    Мне - семьдесят, а ей - лет сорок пять. Должна при этом сказать, что он свою учитель-ницу начальных классов очень любил и даже по-ставил ее фото на свой стол.

    ***

    - Три девочки - это хорошо. Это повысит мой рентинг.

    ***

    Кириллу купили аквариум. Мама велит делать уроки, а то она скажет рыбкам, что он плохой, не делает уроки. Кирилл бежит к рыбкам и, наклонившись, шепчет прямо в аквариум:

    - Рыбки, я - хороший, я уроки делаю.

    ***

    2008 год

    - С кем поведешься... - говорит ему его сестра Камилла.

    - От того и убежишь, - продолжает Кирилл.

    ***

    2009 год

    Мама говорит ему в метро:

    - Прекрати читать. Зрение портится. Видишь, никто не читает.

    Кирилл:

    - Им легко. У них нет моей наследственности.

     []

     []

     []

     []

     []

     []

     []


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрина-Митрохина Софья Александровна (tur-mit@mail.ru)
  • Обновлено: 10/11/2024. 70k. Статистика.
  • Глава: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.