Толмачева Ольга Алексеевна
Любовь под дробь барабана

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Толмачева Ольга Алексеевна (tololga@yandex.ru)
  • Обновлено: 28/06/2011. 34k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  •  Ваша оценка:


      
      
       Ольга Толмачева
       Любовь под дробь барабана
      
       От автора
      
      
       Эти литературные зарисовки про меня.
       Готовя книгу "Чудо", перебирая записи, я вдруг наткнулась на пожелтевший журнал "Вожатый" за 1984 год, в котором была опубликована статья "Первая практика" - дневник вожатой.
       Не считая заметок в "Пионерской правде" и школьной стенгазете, это был мой первый литературный опыт.
       Читая, с удовольствием погрузилась в замечательное пионерско-комсомольское время своей юности, и у меня возникло желание поделиться с читателями впечатлениями от работы с детьми - из прошлого века. Мысли и чувства, наблюдения вожатой - это не только поиск призвания, попытка понять и оценить происходящие события, мечты о любви, но и срез безвозвратно ушедшего времени.
       Кто из нас, бывших пионеров, не просыпался под звуки горна, не вскидывал гордо руку в пионерском салюте, а в отблеске походного костра, под алым стягом, не давал клятву верности? Наверное, когда-нибудь будут открыты музейные экспозиции с выставленной на обозрение символикой из пионерского прошлого.
       Думаю, от посетителей на эти выставки не будет отбоя...
      
       Когда набрала первый текст, пришло на ум, что статей было две, и опубликованы они были в разных журналах, с разницей в год - я это точно помнила.
       Пришлось поехать в Ленинку - где еще можно найти подобную древность?
       Я не ошиблась. Перелистав ворох журналов, нашла нужный, с неприметной статьей, такой для меня дорогой, из юности. Под тяжелыми сводами старинного читального зала на меня дохнуло из того времени - светлого, бесхитростного, теплого...
      
       Когда я вела дневник, еще не знала, как сложится моя судьба, чем в жизни придется заниматься, будут ли у меня дети - и сколько, мальчики или девочки, с кем буду дружить, что читать, о чем думать... Меня покорила романтика пионерских буден.
       Наивная, тогда я насовсем собиралась стать вожатой!
      
       Спасибо моим героям - благодаря им и появились на свет эти зарисовки.
       Великая сила - Любовь...
      
      
       А теперь несколько разъяснений для непосвященных ( по материалам Википедии).
      
       Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. Происходит от скаутского движения, однако отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую индоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии, Советскому государству.
       Вожа?тый - педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин "вожатый", применительно к детской общественной организации в нашей стране появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда - вожатый, "вожатый пионеров". В настоящее время термин "вожатый" не имеет нормативного определения.
       Для общеобразовательных учреждений введена должность "Старшего вожатого", работающего с детскими общественными объединениями. Но для загородных детских оздоровительных лагерей и иных учреждений отдыха и оздоровления детей должность вожатого общеупотребима и в повседневной речевой практике чаще заменяет более правильные наименования должностей "воспитатель" или "педагог-организатор".
       Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом.
      
      
       Первая практика
      
      
       Сессии - конец! Ура!
       Счастливые, свободные, стоим на перроне. Через несколько минут поезд Москва - Евпатория отправится. Смотрю на шумную толпу своих однокурсников и улыбаюсь. Впереди летняя педагогическая практика в пионерском лагере имени Олега Кошевого.
       Все полны вдохновения и романтики, желания работать. Воображение рисует большие и интересные дела, которыми увлечем детей. Не сомневаемся в их любви и преданности.
       Самонадеянные и самоуверенные, мы тогда и не подозревали, что расстанемся со своими радужными мечтами о головокружительных успехах на педагогическом поприще, едва встретимся со своими подопечными.
      
       ...Сегодня принимали первых детей. Какие же они все разные! Капризные. Самоуверенные. Робкие. Застенчивые. Как мы проведем бок о бок сорок лагерных дней?
       В моем отряде пока один Валера Крюков. Мальчик из Ангарска. Девять лет. Весь день спал. Ловлю себя на мысли, что боюсь его. Это одного-то! А что будет, когда их станет двадцать семь?
       "... Дорогой товарищ! Загорела до синевы, до хруста. Никогда такой не была еще. Подойду к зеркалу - и отшатнусь. Дым идет! Море необыкновенное! Хочется захватить его в родную Москву. Купаюсь до изнеможения. В жаркую и холодную погоду. Днем, вечером, ночью. Руки стали такие сильные - кирпичи, а не мышцы.
       Почему молчу о самом главном? Детей пока нет. А нам читают целыми днями длинные, скучные лекции о предупреждении детского травматизма, о принципе романтики в пионерской организации. В общем, готовят к приезду детей.
       Лагерь прекрасный. Всюду изумительная южная растительность, к которой мы никак не привыкнем - постоянно путаемся в названиях, а знать необходимо - будут спрашивать пионеры. И розы, розы - цветут, источают сладкий дурманящий аромат. Утром просыпаюсь от их липкого запаха - вся комната, как облаком, наполнена цветочным благоуханием...
       Ужасно хочется отправить тебе в конверте кусочек моря..."
      
      
       Дети едут, едут. А в моем отряде лишь трое. И то первого - Крюкова - положили в изолятор. Что-то с глазами. Наверное, аллергия.
      
      
       Наконец-то мой отряд тоже полностью сформирован. Несколько детей по 11-12 лет. Остальным всем по 7 - 8. Не могу пока выяснить будущих лидеров - все молчат, стесняются. Наташа Мусиенко - пятиклассница. Развита, подвижна. Чувствуется, что умеет постоять за себя. Может, ее предложить командиром? Или Лену Луканову? Перешла в четвертый класс, а выглядит довольно взрослой. Практичная, умелая. Обидчивая только. Сегодня плакала из-за того, что кто-то из мальчишек назвал ее "дылдой". Объяснила, что это пустяки, мальчишки просто-напросто завидуют ее росту.
       Очень трудно уговорить ребят что-либо делать физически. Даже мусор на территории убрать - казалось бы, что легче?
       В учебнике по педагогике написано, что в десять лет у детей уже должен быть опыт самообслуживающего труда, помощи родителям, друзьям. В жизни все не так. Всякая активность исчезает, едва намекнешь, что нужно взять в руки веник или тряпку, чтобы навести порядок в отрядной беседке. Учебник отстает от жизни или жизнь - от учебника?
       Провела анкетирование. Из предложенного списка самых разных занятий только двое предпочли заняться трудом. Половина ребят написали, что не любят дежурство в классе, тимуровскую работу, уроки труда и субботники, что порядок на их рабочих столах дома наводят старшие. Никто не захотел избрать своей профессией дело, связанное с физическим трудом.
      
      
       Первый раз ходили на пляж. Дети радуются морю, ракушкам, камешкам. Купаться еще не разрешает врач - период акклиматизации. А всем так хочется в воду!
      
       Распределила зону пионерского действия по звеньям. Стали несколько активнее. Надолго ли?
       Девочки часто плачут. Скучают по дому. Днем еще ничего - отвлекаем всякими делами. Но как вечер... Мне аж страшно - неужели не сумею расшевелить?
       Знакомились с лагерем. Рассказывала ребятам о "Молодой гвардии", об Олеге Кошевом. Потом подошли к бюсту героя и возложили цветы. Старалась в эти минуты поменьше говорить сама. Важнее видеть глаза детей, чувствовать и создавать нужное настроение, говорить лишь то, что вызывает у ребят живой отклик, желание высказать свои мысли и чувства. В корпус вернулись притихшие.
      
      
       Первые дни очень трудные. Нужно сколотить отрядное ядро. Командиром выбрали все-таки Наташу Мусиено. Луканову, Халиуллина, Хохлову - звеньевыми. Остальные поручения распределялись по принципу "лишь бы не мне". Не смогла до сих пор разобраться, кто чего стоит. Я бы еще потянула два-три дня, но старшая вожатая требует заканчивать оргпериод. Напрасно, по-моему, она спешит. Ведь истинный характер ребенка может скрываться - за внешней вежливостью нередко прячутся лицемерие, лживость. И наоборот, показная грубость часто скрывает чуткое и доброе сердце. А за два-три дня распознать, "кто есть кто", не так уж просто...
      
      
       Ужасно хочется лечь. Закрыть глаза. Это значит, я устала. Очень. Была трудная ночь. Заболела девочка. Не спала до утра. А весь день медицинские процедуры, пляж, планерка. После ужина стала похожа на ватную куклу - хоть поставь, хоть посади.
       Никак не привыкну к тому, что дети все такие неодинаковые. Люблю их страшно. Даже когда злюсь. Даже когда совсем нет настроения. Даже когда... Всегда!
       Сегодня на пляже все хотели сфотографироваться со мной на память - было очень приятно. Вижу плоды своей усталости, нервотрепки. Все мои старания - в блеске детских глаз, поступках, отрядных делах.
       "...Мой родной! До тихого ужаса захотелось позвонить тебе. Вот хоть бросай все и беги в город. Где ты сейчас? Сегодня в Евпатории концерт. Увидела афишу и чуть не разревелась. Повеяло Москвой. Нашим стройотрядом... Тобой, комиссар... Все придумывала причину исчезнуть из отряда. И вдруг... О счастье! Заболела. Простуда! Напичкав таблетками, отправили отлеживаться. Я возликовала - могу в городе позвонить и услышать твой голос. Но потом стало стыдно. Облачилась в купальные доспехи и отчалила под палящее солнце - приводить себя в норму. Даже у моря плюс 34, а я дрожу от холода. Дети на редкость внимательны и послушны. Болеть бы каждый день, а?.."
      
       Ябеды страшные. Дерутся, плачут. Вот наказание!
       Ильжар Халиуллин. Перешел в третий класс. Грубый, неуравновешенный. Стремится во всем к первенству. В порыве гнева может совершить что угодно. Дразнит, не слушается. Упрямый. И что больше всего удручает - нечестный. Таскает печенье из камеры хранения и ест потихоньку. Один раз, рассердившись, не пустила его в кино. Плакал, просил прощения. Но потом все повторилось сначала. Решила наказать весь отряд - пусть все отвечают за одного провинившегося. Сегодня все остались в корпусе. Ох и досталось Ильдару!
      
       Начали влюбляться. И все мальчики - в Наташу Мусиенко. Пишут записки. Случайно обнаружила одну: "Ты вот говоришь, Наташа, что Ильдара не любишь. А сама танцевала с ним два раза! Он тебе что давал? Два раза конверты? А я - два яблока, две конфеты. Вчера и позавчера ты носила мой свитер, а сегодня ходишь в моей кепке. Если ты любишь Ильдара, то я спрыгну с балкона!"
      
      
       Не верится, что выходной. 24 часа - и все твои!
       Только вот беда. Лежу на пляже и думаю о Стасе Рыжове. Плыву с аквалангом, а перед глазами Наташа Мусиенко. Выбираю на рынке персики и представляю, с каким восторгом уничтожат все это мои "Светлячки".
       А еще скучаю о тебе, комиссар! - И это на первом месте...
      
       Не могу понять Лену. Уж больно рациональная. И пожалуй, жадная. Но тон в отряде задает именно она. Чувствую, что порой иду у нее на поводу. Из-за внешних данных - уж больно хороша! Не могу ее наказывать, как остальных. И говорю с ней, как с большой: рассчитывая на сознательность. А сознательности-то и нет! Мое отношение принимает как должное. И ничего не понимает!
      
       Ну и ночка! Одному мальчику стало плохо - сказывается перемена климата.
       Влюблена в своих разбойников. Особенно в мальчишек. С ними намного легче. Явные лидеры Рыжов и Кеслер. Смешные. Добрые. Остро чувствуют ложь. Не способны на предательство. Вижу в них своих единомышленников. Хоть достается им от меня чаще, чем другим.
       А девчонкам моим вдруг захотелось в изолятор. Пусть там и скучно, и пичкают лекарствами. Все равно.
       Хочется в изолятор... Надоело в отряде? Скучно? Устали? Или потому, что там уже несколько девочек из отряда? Хочется побыть вместе? Если честно, то ребята страдают в лагере от нехватки личного времени. Постоянно какие-то дела, мероприятия, режимные моменты. Просто так посидеть и подумать, почитать некогда.
       "...Комиссар! Бледнолицый житель столицы! Привет от облупившейся, потрескавшейся, похудевшей обитательницы пионерского лагеря!
       Не могу даже представить, что где-то может быть холодно. Что у тебя экзамены и зачеты. Только вчера вдруг с удивлением обнаружила, что помимо педагогической деятельности в нашем лагере существует у вожатых и другая жизнь - личная! Оказывается, мы тоже - люди! Вот как!
       Очень люблю купаться в темноте. Люблю кататься на волнах. Одна волна отбрасывает тебя, а другая накроет. И так до тех пор, пока не почувствуешь усталости от борьбы с водной стихией. И тогда так хорошо добраться почти бездыханной до берега, прижаться щекой к шершавому песку и лежать долго-долго, вздрагивая при каждом всплеске обдающей с ног до головы волны.
       Ужасно не хватает тебя..."
      
       Уже совсем легко с детьми. Доверяют свои самые сокровенные тайны. Мальчишки выдумали пароли и отзывы. Храню их в глубочайшем секрете.
      
       Сегодня 22 июня. Была потрясающая линейка памяти. Многие ребята плакали. Трудно было удержаться от слез при виде торжественного факельного шествия. А как поплыли по морю венки!..
       С трепетом смотрели кадры кинохроники. Первые пионерские отряды. Босоногие мальчишки и девчонки. На груди у каждого лоскут красного ситца. И горят глаза! Как стремительно взлетают высоко вверх руки в пионерском салюте!
       А моя Лена Бондаренко второй день не может найти свой пионерский галстук. И если б она одна! Ребята теряют галстуки на каждом шагу. Подумаешь, проблема - можно новый купить...
      
      
       В "Снайпер" играют с удовольствием. Хвалятся: "Победим!" А в итоге проиграли. Отличный повод представился для разговора "Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь".
       Потом метали мяч. Ребятам нравится, что я тоже с ними сдаю нормы ГТО. Мне в таблице результатов даже отвели специальную графу "Ольга (Алексеевна)". В восторге, когда я вместе с ними делаю зарядку, а не стою в стороне. Нравится, что вместе с ними рою подземные ходы на пляже, строю песочные города. А как же иначе? Вместе - весело!
      
      
       Были танцы. Так интересно наблюдать за ребятами. Девочки танцевали с мальчиками. Возможно, впервые. Смущаются, краснеют. Девочки убегают, хихикают. Рыжов подходит: "Оля! Распределите девочек, чтоб все мальчики танцевали!"
       А ночью Наташа Исигорова плакала: "Меня никто не пригласил..."
       Я утешала бедную девочку, сказала: все впереди.
       "Ночью и я не могла уснуть: музыка вернула в наш стройотряд. Помню шум дискотеки и ты - в глубине зала... Как меня обожгло!
       Мы тогда до утра гуляли... Слабые токи - на разгоряченных пальцах... Помнишь?
       Когда дети затихли, я вышла на воздух под черный купол южного неба. Долго сидела на берегу, слушая шум прибоя. Здесь звезды другие - в Москве все иначе..."
      
      
       Дети готовятся к отъезду. Обмениваются адресами, телефонами. Собирают на пляже камешки, ракушки. Чемоданы полны морских сувениров - подарки мамам.
       Дисциплина ухудшилась. Резко чувствуется разница между старшими и младшими.
       Сегодня говорила с ребятами о том, чему научились в лагере. Плавать, вязать, играть в шахматы, танцевать.
       А Лена Луканова сказала, что научилась дружить...
       Последний день!
       Ночь провела у девочек. Почти не спали. О чем только не говорили!..
       Стараюсь не думать о расставании.
       Луканова отвела меня в сторону и сказала: "Я тоже хочу стать вожатой!"
       А Ильдар написал свой домашний адрес.
      
      
       Вот и все. Конец первой практике. Дети разъехались. Снова в лагере пусто.
       Тишина такая, что давит виски...
      
      
      
      
       О.ЗАВРАЖНОВА,
       Крымская область,
       пионерский лагерь
       имени Олега Кошевого.
       1983 год
      
      
       В один из летних дней почта доставила в редакцию журнала "Вожатый" довольно объемный конверт со штемпелем "Евпатория". Так началось наше заочное знакомство со студенткой Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина Ольгой Завражновой. Ее рассказ о первой практике в пионерском лагере имени Олега Кошевого нам показался интересным, и мы его напечатали. А осенью она появилась в редакции сама, застенчиво достав из сумочки тетрадь. Сегодня мы вас знакомим с отдельными страницами.
      
      
      
      
       Идем встречать солнце
      
       Дождливая и беспокойная столица проводила меня на перроне запахом полуувядших цветов, шумом улиц и площадей.
       А утром был пионерский лагерь. Тот самый, где постигала на предыдущей практике то, о чем знала, вернее, имела смутное представление по институтским лекциям и учебникам. Итак, практика продолжается.
      
      
       ...Четыре часа утра. Очень хочу спать. Но через каждый час приходит очередная делегация возбужденных, только из-под душа, любопытных мальчишек и девчонок.
       - А ты кто? Вожатая?
       - А это что, форма? Нам всем такую же дадут? Какая юбка короткая!..
       - А куда мы завтра пойдем?
       - Завтра еще не знаю, а сегодня встречать рассвет, коли он уже начался...
      
      
       Спешу на первый организационный сбор. Отряд весь в сборе и поджидает меня в беседке. Начинаются педагогические головоломки. Сидят: мальчики по одну сторону, девочки - по другую. Посматривают то на меня, то друг на друга. Ждут, что я скажу. Так было и прошлым летом. Так что уже знаю, как действовать. Предлагаю поиграть. Оживляются: во что?
       Объясняю правила игры, разбиваю на команды в случайном порядке, но обязательно перемешивая мальчишек и девчонок. Мальчики немножко стесняются, девочки явно лидируют. Возраст: 12 - 13 лет. Даю сигнал к началу игры и отхожу в сторону. Наблюдаю. Мне необходимо увидеть каждого, кто как действует - кто берет на себя инициативу, собирая вокруг себя товарищей, кто предпочитает действовать в одиночку. В игре легче выявить лидеров, заметить пассивных. Знать это необходимо. Особенно сейчас, когда формируется отряд. От того, кто встанет у руля, в большой степени зависит успех моей работы. Поэтому не стесняюсь руководить игрой: ставлю во главе команд внешне тихих и застенчивых ребят. Может, именно у н6их-то и есть те качества, которые необходимы активистам?
       "...Идет дождь. Не такой звонкий и упругий, как в Москве, а мягкий, серо-розовый. Пахнет рыбой.
       Сегодня ночью море было злое и темное. Ветер рвал воду и швырял на берег. Утром
       земля набухла от влаги - хоть отжимай.
       Мой дорогой! Я уехала, не сказав тебе главное: я счастлива, что мы вместе... Не могу понять, отчего, но мне кажется, это надолго... Я бы не возражала, если бы навсегда..."
      
      
      
       Сегодня первый трудовой десант. Мальчишки молодцы! С ними легко и просто. Девочки рассматривают меня чаще молча, постоянно наблюдают, делая какие-то свои выводы.
       Постоянно задаюсь вопросом, какой вожатый нужен детям? Многие считают - боевой, задорный, обязательно симпатичный, с хорошо поставленным голосом и сногсшибательным набором талантов и способностей. Если подходить по этому стандарту, то мне вожатой не быть. Голос тихий. Задора тоже немноговато. Способностями особыми не отличаюсь...
      
      
      
       ...Что случилось, не понимаю. Репетировали линейку к открытию лагерной смены Пятьдесят отрядов на площади. Масса лиц. Шум, гам. Не узнаю своих ребят. Будто всех их подменили. Что с ними? Или это что-то со мной? Не слушают, убегают. Сама себя не слышу - голос тонет в общем гуле. Да они и не хотят меня слышать - толкаются, щиплют друг друга, засовывают за шиворот колючки. Им весело. А я? Все мелькает перед глазами. Оглушена, растерянна. В горле комок от бессилия. Вот-вот разревусь. Пытаюсь поймать взгляд председателя, звеньевых: что же вы, ребята? Как же я одна?.. И вдруг, как спасательный круг, мегафонное: "Двенадцатому отряду покинуть площадь!"
       Приходим в отрядную беседку. Я по-прежнему не могу говорить. А нужно. Притихли, ждут. Смотрю в лица, с трудом разжимаю губы:
       - Ребята, я железная?
       Молчат.
       - Может быть, деревянная?.. Мне обидно за вас, за то, что вы такие бесчувственные...
      
       "...Когда на душе тяжело - как сегодня - так хочется к тебе прижаться... Положить голову на грудь, чтобы ты погладил по макушке. Ты большой и сильный... И ты не дашь в обиду - я это знаю точно..."
      
      
      
       ...Как за всеми мероприятиями не упустить из виду каждого ребенка? Как уловить малейшие изменения в настроении каждого? Как понять. Почему Яна уже второй день чувствует себя в отряде явно неуютно? Почему равнодушен к объявленному конкурсу на лучшего песочного архитектора Дима? У всех приподнятое настроение, все мальчишки полны энтузиазма, а он равнодушен. Неинтересен сам конкурс? Или еще какая-то причина?..
       Чувствую, что иногда не довожу своих требований до конца: забываю, поддаюсь просьбам ребят, сознательно отказываюсь, облегчая себе жизнь. А это непедагогично. Дети все подмечают, сами становятся необязательными.
       ...Хаос в отрядной документации. Все некогда привести в порядок. Получила нагоняй от старшей вожатой. Даже воспитательница вступилась: "Пусть бы у всех не было документации, зато работали бы, как она!" Это про меня. Приятно, но... Бумажки все равно придется приводить в порядок. А когда? Значит, ночью, как отряд уляжется и закончатся все совещания. И зачем так много бумаг?..
      
      
       "... Ездили на экскурсию. Вся степь - сухая, белесая, выжженная на солнце - в красных маках. Красота необыкновенная! Отправляю тебе в конверте опаленный степной цветок. Ощути и ты в дождливой столице красоту мира..."
      
      
       Взлет за падением. И наоборот. То хочется забросить все и умчаться в Москву, спрятаться в тишину библиотеки от всех этих детей, старшей вожатой, врачей! А то прямо летаешь! И всех так любишь! И дети такие прекрасные! Все вдруг делается само собой, все удается.
       А причина одна - сами дети.
       ...Не могу избавиться от ощущения, что я электрон, который постоянно, помимо собственной воли, вращается вокруг ядра. Сплошная суматоха. Постоянные переодевания. Повседневная форма, парадная, пляжная. К завтраку кажется, что прошло уже полдня. Устаю, выматываюсь. Оттого, что не успеваю, начинаю злиться. Невероятно раздутый план дружины. Прямо-таки грандиозный! Отдыхать некогда ни вожатым. Ни ребятам. И кому нужно такое количество мероприятий? А еще отрядные дела. У детей единственное желание - побольше свободного личного времени! Чтобы посидеть в тишине, написать письмо, почитать. Поделиться впечатлениями с приятелем, рассказать что-то...
       Наблюдаю за Андреем. Начитанный, очень развитый мальчик. Перешел в шестой класс. Не по возрасту серьезен. С тонким чувством юмора. Любимое занятие - чтение. Читает в любой ситуации. Сам - ходячая энциклопедия. Вижу. Что в лагере ему скучно. Пытаюсь поговорить:
       - Чего тебе сейчас хочется больше всего?
       - Попасть в изолятор.
       Вспоминаю, что это уже было. У ребят прошлым летом преобладало такое же желание. А Андрей уточняет:
       - В отряде все время некогда. А я книгу с собой привез интересную, хочу прочитать...
       - Ты не рад, что приехал в лагерь?
       В ответ откровенно и прямодушно:
       - Считаю, что потерял пол-лета...
       Кровь приливает к щекам. Камешек и в мой огород. Но как сделать, чтобы всем в лагере и отряде было интересно? Как учесть все характеры, запросы и наклонности?
       В моих силах это лишь наполовину. Распорядок дня, дружинный план от меня не зависят. От погони за количеством дела проигрывают в качестве. И в который раз мой извечный вопрос - зачем, зачем так много дел?! Пусть будет одно, но такое, что ребята весь год о нем будут помнить. И уж если объявляется праздник, то пусть он и будет праздником! И в первую очередь для самих ребят!
       Зачем эти бесконечные репетиции? Из-за них теряется чувство новизны, неожиданности, а в конечном итоге нет радостного ощущения соучастия, нет праздника.
      
      
       Такое впечатление, что у руководителей лагеря единственная цель - довести смену до конца без детского травматизма. Настроение детей, пионерская работа не главное.
       А я не люблю мальчишек, которые не умеют лазить по деревьям! Которые не знают, что такое синяки и ссадины. Которые не бросаются в воду с разбега, а медленно входят, дрожа от холода и страха. Которые не умеют постоять за себя и за товарищей. Из таких никогда не вырастут настоящие мужчины.
       ...Первое дежурство по лагерю. День как по заказу! Официантки в столовой - студентки Харьковского института общественного питания - прямо ахали: как быстро, ловко и с каким удовольствием брались мои ребята за любую работу! Украсили столовую живыми цветами. Не зал, а цветущий луг! Красота! Мальчишки влюбились в мойку. А еще говорят, что мужчины не любят работу на кухне. Это смотря какую работу и на какой кухне. Сейчас такая есть техника, от нее мальчишек за уши не оттащишь.
       На постах по лагерю стояли такие важные, строгие. И это мои-то озорники?! Вот что значит ответственность.
      
      
       "...Выходной! Ходила в соседнюю деревушку за абрикосами. Деревня чистенькая, нарядная. Маленькие беленые домики. В каждом - сад.
       Постучалась в первый попавшийся... Хозяйка впустила, дала лестницу - собирай с дерева. Набрала целую корзинку. Абрикосы теплые, душистые. Солнцем напитаны. Хочешь попробовать?"
      
      
      
       ...Проходил в отряде конкурс строя и песни. Смешно и грустно было смотреть на отряды. Видят жюри, тут же подтягиваются, приветствуют. А если идет мимо обычный сотрудник лагеря, не член жюри, или к кому-то приехали родители, то ребята не реагируют, проходят молча, без приветствий и пожеланий доброго дня. Зачем? Эти люди не могут повлиять на итоги конкурса.
       Учить детей быть приветливым нужно. Но не так! Как можно в баллах оценивать то, что зависит от настроения, рождается само собой, в определенной ситуации?..
       Мои ребята очень любят свою речевку. И скандируют ее без команды. Возможно, потому, что сочиняли ее сами.
      
      
       ...Не нравятся отношения со старшей вожатой. Слишком опекает. Согласна, контроль необходим, но не до такой же степени! Планерка начинается во время физзарядки. С восходом солнца получаешь, как правило, заряд отрицательных эмоций. Потом тебя дергают в столовой, еще на одной планерке во время купания, а также везде, где нечаянно столкнешься со старшей вожатой.
       Поражают дети. Увидев ее, они начинают нарочито прилежно себя вести, стараются показаться примерными и дисциплинированными. Но я-то вижу, знаю, что это показная воспитанность! Зачем все это?
      
      
      
       "Любимый! Получила письмо от тебя - о счастье! Мир засиял... Долго перечитывала, всматривалась в каждую черточку, строчку. Старалась уловить движение души. Даже забыла - впрочем, ненадолго, что есть в моей жизни такая неприятность - старшая вожатая...
       Твои письма здесь для меня - связь с большим миром..."
      
      
       ...Предложила своим провести в подшефном отряде малышей игру "Сладкое дерево". Восприняли с восторгом. Какими нежными, заботливыми и удивительно тактичными вдруг они стали, хотя и нарядились Кащеями, Людоедами, коварными Русалками и лихими Разбойниками. Никто их не боялся, а даже наоборот. А Юля после этого дня преобразилась. То все скучала по дому. А теперь бегает к малышам, помогает вожатой.
      
       ...По утрам бегаем вдоль моря. Встаем за двадцать минут до общего подъема. В первый раз желающих оказалось немного - семь из тридцати. На второй день нас стало вдвое больше. А теперь бегают почти все.
      
      
       "...Помнишь, как бежали по траве среди цветущих яблонь? И храм высокий - золотой купол... Твои руки помню и дыхание... Я тогда все решила..."
       Готовимся к конкурсу бального танца. Учим танец везде. Одни танцуют с удовольствием, для других это настоящее мучение. Сам танец показали танцоры-профессионалы. Остальная нагрузка легла на вожатых. Если умеешь танцевать, ритмичен - прекрасно. А если нет?..
       ...И все-таки профессия вожатого прекрасная! Самая удивительная и самая замечательная!
       Кто сказал, что конечный результат твоего труда будет виден лишь по прошествии времени? Неправда! Оценка тебе - ежечасно, ежедневно! Все это в детях, в блеске их глаз, их делах, поступках.
       Это непередаваемое ощущение, что ты - это они, и они - это ты. Когда и у тебя, и у них одни чувства, одни желания и мысли.
      
      
       ...Недалеко от нашего лагеря археологи обнаружили античное поселение. Ходили с ребятами на место раскопок. Какое-то удивительное чувство испытываешь, ступая на улицу древнего города. Долго сидели с археологами у костра, пекли картошку. В лагерь вернулись далеко за полночь. Я, естественно, получила нагоняй. Зато ребятам эта ночь, надеюсь, надолго запомнится. А ради этого и стоит пострадать.
      
      
       ...Вот и состоялся лагерный конкурс бального танца! Как я волновалась! Было такое чувство, что это я сама, а не мои ребята, стою на танцевальной площадке. И когда наш Бежко, наш "антибальный", "антимузыкальный" танцор, повернулся куда надо, когда нужно присел, сколько нужно выдержал паузу - сердце мое готово было выскочить из груди! Наше выступление оценили по высшему баллу. Площадь гремела от аплодисментов, мои счастливые танцоры повисли у меня на шее, а я... разревелась.
      
      
       Неумолимо приближается конец смены. А когда-то он казался недосягаемым.
       Последний сбор - поверка. Подведение итогов. Чему научились? Что нового для себя открыли? Что оставим после себя?..
       28 золотых и серебряных медалей за победу в лагерных соревнованиях и конкурсах. Для одного отряда - солидно.
       А у меня для ребят сюрприз. Все сорок дней смены я не расставалась с фотоаппаратом. И на прощание дарю им слайды - целый рассказ о них самих, обо всех нас. Первый сбор, первый трудовой десант, пляж, праздник Нептуна, дежурство по лагерю, спартакиада - вся наша отрядная жизнь. И в конце - Севастополь! Делами завоеванная поездка. И словно вновь мы на Сапун-горе, на светлых улицах этого удивительного города.
       А потом, как и в день первой нашей встречи, мы идем встречать солнце. И оно восходит - яркое, величественное.
      
      
       О.ЗАВРАЖНОВА,
       Крымская область,
       пионерский лагерь
       имени Олега Кошевого.
       1984 год
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       11
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Толмачева Ольга Алексеевна (tololga@yandex.ru)
  • Обновлено: 28/06/2011. 34k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.