Троицкий Дмитрий Анатольевич
Экология и эколого - культурологический подход в современном образовании.

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Троицкий Дмитрий Анатольевич
  • Размещен: 19/01/2016, изменен: 02/11/2021. 34k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  • Иллюстрации/приложения: 98 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Экология и эколого - культурологический подход в современном образовании.

    Троицкий Д.А.

       Современная эпоха, часто называемая эпохой глобализации, характеризуется, в частности, все большим обострением экологических проблем. Одним из направлений, с которым связываются надежды на смягчение этих проблем, является экологические просвещение и воспитание общества, с чем связана программа непрерывного экологического образования [1]. В связи с многосторонним, комплексным характером данной проблемы представляется перспективным увязать экологический и культурологический аспекты в образовательном и воспитательном процессе, что является практическим воплощением одного из наиболее фундаментальных принципов современного образования - принципа межпредметных связей. Важнейшими инструментами реализации такого комплексного эколого - культурологического подхода в образовании являются экскурсии и организация работы учащихся на базе музейных экспозиций.
       Экскурсия и музей как таковые могут рассматриваться как порознь, так и в тесной взаимосвязи в качестве самостоятельных компонентов культуры. Экологические экскурсии представляют собой одну из наиболее популярных форм экологического туризма, который является в настоящее время одной из наиболее бурно развивающихся отраслей мировой туристской индустрии [2-4]. Объектами экологических экскурсий являются, прежде всего, особо охраняемые природные территории (ООПТ). С точки зрения образовательного процесса наиболее доступными в организационном отношении для учащихся крупных городов являются экскурсии по экологическим тропам различных ООПТ [5,6]. Однако объектами экологических экскурсий могут быть не только ООПТ, но и менее масштабные объекты, в том числе музеи. С точки зрения экологии музей любого профиля может рассматриваться как экологический объект, поскольку его функционирование направлено, прежде всего, на сохранение и моделирование как природной среды обитания всех живых существ (биосфера), так и культурной среды обитания человека (ноосфера) [7-9].
       Как известно, термин "экология" введен в XIX веке немецким биологом Э.Геккелем и в переводе на русский язык означает "слово о доме". В настоящее время экология понимается как наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой [10]. В середине 1930 - х годов американский ученый А.Тенсли предложил понятие "экосистема", а в 1940 - х годах академик В.Н.Сукачев сформулировал понятие "биогеоценоз". С тех пор эти объекты и рассматриваются как главный специфический предмет экологии. Представление же о глобальной совокупности всех экосистем было сформулировано В.И.Вернадским. Для обозначения этой совокупности он использовал термин "биосфера", что в буквальном переводе с греческого языка означает "сфера жизни", который предложил еще в 1870 - х годах австрийский ученый Э.Зюсс. В то же время В.И.Вернадский обратил внимание на то, что на современном этапе геологической и социальной истории Земли на состояние биосферы все большее влияние оказывает человеческая деятельность. В связи с этим он и его современники - французские ученые Э.Леруа и П.Тейяр-де-Шарден предложили выделить в составе биосферы особую подсистему, связанную с человеческой деятельностью, которую они назвали "ноосферой", то - есть "сферой разума". Таким образом, учение о биосфере и ноосфере стало концептуальной основой современной экологии.
       С другой стороны следует отметить, что человек, как показывают современные археологические данные, никогда не жил в совершенной дикой природе. Важнейшей характерной чертой именно человеческого бытия в отличие от даже самого высокоорганизованного животного является не просто приспособление к окружающей среде, а активно - целенаправленное преобразование этой среды. Еще в древнем Риме эта деятельность получила название "культура" (лат. "cultura"), что в переводе на русский язык означает "возделывание". Таким образом, человек на всем протяжении своей истории жил в возделанной или окультуренной среде. Наука о культуре - культурология формируется в основном, как и экология в середине XX века. Появление термина "культурология", то - есть "слово о культуре" связывают, как правило, с именем американского ученого А.Уайта [11]. В настоящее время культурология понимается как междисциплинарная наука, призванная в идеале осуществить синтез достижений всех областей науки, изучающих человека во всей полноте его деятельностных проявлений. В этом смысле сфера культуры совпадает с ноосферой, а предмет "культурологии" в самом широком смысле может быть интерпретирован как составная часть экологии, совпадающая с предметом экологии человека. Экология, которая рассматривает явление жизни в целом, аккумулирует, хотя и в разной степени, достижения всех классических естественных наук. Однако проблематика современной экологии включает и вопросы, относящиеся к инженерно - технологическим, экономическим, управленческим, правовым, социальным, этическим и даже философским (экофилософия) аспектам природопользования. Таким образом, проблематика современной экологии выходит далеко за рамки естественных и технических наук и может быть интерпретирована как метанаука, стоящая не в ряду классических наук, а над ними, и представляющая собой наиболее масштабный результат интердисциплинарного синтеза не только естественных и технических, но и гуманитарных и экономических дисциплин.
       Одним из важнейших структурных элементов современной культуры является музей. Процесс становления музея как социокультурного института начинается в эпоху Возрождения. В системе ценностей этой эпохи на первый план выдвинулись идеи гуманизма, выражающие направленность интересов на изучение всего, что связано с человеком. В результате этого появился комплекс гуманитарных наук ("studia humanitatis"). Одним из следствий стремления ренессансной личности к постижению окружающего мира стал бурный расцвет коллекционирования, что и стало причиной появления первых музейных учреждений [7]. Становление музейного дела шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как к эстетическому идеалу. Существенными факторами, стимулировавшими возникновение музеев, явились также Великие географические открытия, познакомившие европейцев с иными культурами и экзотической природой. Наконец, музейные собрания становятся востребованными развивающимся рациональным знанием, и, прежде всего, естествознанием.
       В XVIII - XX веках музей начинает рассматриваться как специфический способ моделирования реалий действительности. Причем на первый план выступает образовательно - воспитательная функция музеев. Эта функция реализуется в процессе восприятия пространства музея; музей осмысливается как особый канал культурной коммуникации. Таким образом, происходит формирование музееведения как самостоятельного направления в культурологии [8,9].
       С точки зрения предлагаемого нами эколого - культурологического подхода музей любого типа может рассматриваться как экологический объект, поскольку он является объектом культуры или ноосферы и направлен не только на моделирование реальности, но и на ее сохранение. Таким образом, любой музей выполняет природо- или культуросохраняющую функцию, которая особенно актуальна в современную эпоху, не только сама по себе, но и в плане реализации образовательных и воспитательных целей. С музееведческим аспектом органически связан и экскурсоведческий аспект. С этой точки зрения сам феномен экскурсии (также как и феномен туризма) может быть кратко рассмотрен как явление культуры [5,6].
       Еще один важный аспект экологического просвещения - это аспект краеведческий [12]. Любые ООПТ, а также музеи независимо от их профиля, являются компонентами данной конкретной территории, рассматриваемой как культурно - исторический и (или) природный комплекс. В этом отношении одна из целей, которая должна ставиться преподавателем заключается в пробуждении интереса и любви к родному краю, например, к родному городу, в котором родился и вырос человек. В этом отношении деятельность преподавателя, связанная с музейной темой, несомненно, может стать важным компонентом патриотического воспитания молодежи. Рассмотрение краеведческого, музееведческого и экскурсоведческого аспектов в совокупности может быть включено в качестве структурных элементов культуры в саму ткань преподавания в виде отдельных тем или в виде отдельных вопросов той или иной подходящей темы как в экологии (экологический туризм, экологическое просвещение и воспитание населения), так и в культурологии. В любом случае главная цель этого синтеза - воспитательная. Эколого - культурологический подход направлен, прежде всего, на осознание необходимости сохранения природно - культурной среды в ее целостности (о чем и говорил в свое время академик Д.С.Лихачев, предложивший само понятие экология культуры).
       С точки зрения данной концепции особый интерес представляют объекты, имеющие двойной статус историко - культурных и природно - ландшафтных музеев - заповедников, по которым могут быть организованы именно комплексные экскурсии, отражающие как природно - экологический, так и историко - художественный аспекты данного объекта, чаще всего имеющего официальный статус ООПТ. Например, в Москве к таким объектам относятся Царицыно, Коломенское, Измайлово, Кузьминки, Архангельское, Кусково, Останкино и некоторые другие. В плане реализации краеведческого (для Москвы - москвоведческого) подхода представляется интересным проведение комплексных эколого - культурологических экскурсий по близко расположенным объектам экологии и художественной культуры. (Например, посещение Малого ботанического сада МГУ (бывший Аптекарский огород) и дома - музея В.М.Васнецова в рамках одной комплексной эколого - культурологической экскурсии). В ходе такой комплексной экскурсии нужно обратить внимание на деятельность с одной стороны В.М.Васнецова и его брата - А.М.Васнецова по сохранению историко - культурного наследия Москвы, обратить внимание на роль пейзажа в живописи В.М.Васнецова. С другой стороны обратить внимание на деятельность создателей и хранителей Малого ботанического сада МГУ, как не только экологического, но именно природно - культурного памятника, направленного на эстетическое воспитание граждан и пользующего огромной популярностью не только среди москвичей, но и гостей столицы, наслышанных об этом удивительном оазисе среди городских джунглей нашего мегаполиса. В ходе такой экскурсии необходимо подчеркнуть многостронность деятельности этих различных по своему характеру музеев, но, в конечном счете, преследующих один и тот же комплекс образовательных и воспитательных целей.
       Использование музейных экспозиций существенно расширяет возможности осуществления принципа межпредметных связей, прежде всего между учебными курсами "Экология" и "Концепции современного естествознания", относящихся к блоку естественно - научных дисциплин. Однако предлагаемая методика позволяет реализовать межпредметные связи и с такими дисциплинами гуманитарного цикла, как "Философия" и "Культурология". Ведь с точки зрения как художественно - эстетического, так и экологического воспитания большое значение может иметь приобщение к выдающимся произведениям искусства, особенно пейзажной живописи. Поэтому в рамках курса "Экология" представляются целесообразными экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею для знакомства с творчеством великих мастеров пейзажа, таких как А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, Ф.А.Васильев, И.К.Айвазовский, В.Д.Поленов, В.А.Серов и другие, а также в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который располагает замечательными коллекциями пейзажей малых голландцев, художников Барбизонской школы, импрессионистов.
       Еще один аспект, связанный с эколого - культурологическим подходом заключается в возможности обратиться и к определенным сторонам философской проблематики. С одной стороны культурология тесно связана с философией культуры, а некоторыми авторами вообще отождествляется с ней. С другой стороны целый ряд проблем экологии также органически связан с философией, что и вызвало появление такого пограничного направления как экофилософия. Широкие возможности при реализации описанной методики открываются для изучения таких тем, как "Философия искусства" и "Экофилософия", а также для иллюстрации ряда важнейших философских идей. Например, идеи числа, меры и гармонии, канона, восходящие к философии Пифагора - основоположника самой философии - воплощены в ордерной системе античной архитектуры, в античной скульптуре, выдающиеся произведения которых в копиях представлены в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Идеи троичности Бога - в знаменитой иконе "Троица", написанной преподобным Андреем Рублевым, которая представлена в Государственной Третьяковской галерее. Идея космоса - во внутреннем пространстве крестовокупольного храма (некоторые храмы часть времени функционируют в режиме музеев). В произведениях таких великих мастеров пейзажа, как, например, И.И.Левитан или Я. ван Рейсдал передано настроение художника, побуждающее к философским размышлениям о бытии, о жизни и смерти, о красоте. Нужно подчеркнуть определяющее значение духовно - философских детерминаций в культуре, определяющих и характер современной модели природопользования. Ведь не секрет, что первопричиной так называемых глобальных проблем современности является хищническое природопользование, которое является логическим следствием философии гедонизма и общего обмирщения культуры, выраженных в известных афоризмах "После нас - хоть потоп" и "Бери от жизни все".
       При посещении таких музеев как Дарвиновский музей или Российский музей леса также необходимо обратить внимание учащихся на их замечательное художественное оформление, сознательно преследующее цели эколого - эстетического воспитания, сформулированные еще в начале XX века основоположниками Дарвиновского музея, к числу которых относился замечательный художник - анималист В.А.Ватагин [13]. Таким образом, художественно - культурные цели могут гармонично сочетаться с целями воспитания любви к природе и наоборот, эколого - воспитательные цели будут сопровождаться пробуждением эстетического чувства в процессе созерцания замечательных произведений искусства.
       Формированию экологической культуры способствует также обращение к творчеству тех писателей, поэтов и композиторов, в произведениях которых большое место занимали образы природы. Например, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и многие другие в литературе, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и другие - в музыке. В творчестве некоторых писателей XX века таких, как Л.Леонов, В.Распутин, В.Астафьев на первый план выступает собственно экологическая проблематика. Во многих случаях созданы музеи деятелей художественной культуры, в творчестве которых природа нашла наиболее ярких выразителей и даже защитников. Например, в Москве - литературный музей - центр К.Г.Паустовского, а в Подмосковье - музей - усадьба им. Ф.И.Тютчева "Мураново", дом - музей М.М.Пришвина, дом - музей П.И.Чайковского в Клину и другие. Особенно богатые возможности в этом отношении открывает музей - усадьба "Абрамцево", имеющий богатую и интересную с точки зрения освещения природы как литературную (связанную с творчеством С.Т.Аксакова), так и художественную (связанную с художниками Абрамцевского кружка) историю.
       Несомненный интерес для экологического просвещения имеет и знакомство с жизнью и деятельностью тех выдающихся ученых, которые внесли значительный вклад в сохранение природной среды и экологическое просвещение (например, Д.И.Менделеева и В.И.Вернадского). В этой связи представляется целесообразной организация экскурсий в музей - кабинет В.И.Вернадского в институте геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского в Москве и в музей - усадьбу Д.И. Менделеева "Боблово" под Клином или в музей - квартиру Д.И.Менделеева при Санкт - Петербургском университете.
       Объектами посещения при таком подходе могут быть и памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей культуры, оставивших заметный след в деле сохранения природной и культурной среды, включая места их захоронения. В этой связи на память приходят дивные строки А.С.Пушкина [14]:

      Два чувства дивно близки нам,
      В них обретает сердце пищу:
      Любовь к родному пепелищу,
      Любовь к отеческим гробам.
      
      
      На них основано от века
      По воле Бога самого
      Самостоянье человека,
      Залог величия его.
      
       Глубоко поучительным в контексте воспитания экологической культуры может быть и обращение к отечественным традициям природопользования, в выработке которых большую роль сыграла православно - христианская картина мира, непосредственно определявшая природосберегающий характер хозяйственной деятельности монастырей. В этом отношении в особенно выигрышном положении находится Санкт - Петербург, из которого достаточно просто организовать экскурсию на остров Валаам. История Валаама представляет один из наиболее удивительных образцов гармонических отношений человека и природы в условиях интенсивной хозяйственной деятельности [15].
       Описанный подход к формированию экологической культуры особенно эффективно может быть реализован в столичных городах нашей страны - Москве и Санкт - Петербурге, в которых не только в максимальной степени сконцентрированы музеи и ООПТ различных типов, но и сама структура экскурсионно - туристического потенциала симметрична. Например, шедевры отечественной пейзажной живописи представлены в Третьяковской галерее (Москва) и в Русском музее (Санкт - Петербург), а произведения западно - европейской живописи соответственно в Музее изобразительных искусств (Москва) и в Государственном Эрмитаже (Санкт - Петербург). Природно - архитектурные ансамбли Москвы (Коломенское, Царицыно, Кусково и др.) могут быть использованы в этих целях также как изумительные дворцово - парковые ансамбли Петергофа, Царского села, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума. В обеих столицах есть ботанические сады, зоопарки, зоологические, минералогические, технические (в Москве - Политехнический, а в Санкт - Петербурге - Историко - технический), мемориальные музеи. Есть даже музеи воды ("Музей воды" в Москве и "Мир воды" в Санкт - Петербурге) и леса (Российский музей леса в Москве и Музей лесной энтомологии и лесной зоологии в Санкт - Петербурге).
       Однако и в областных и районных центрах страны такой подход вполне реализуем на базе в первую очередь историко - краеведческих музеев, как правило, имеющих как историко - художественные, так и природно - экологические отделы, а также художественных, мемориальных или иных музеев, ООПТ и других объектов.
       Использование музейных экспозиций в учебных целях может быть осуществлено различными способами. Это может быть, во-первых, традиционная экскурсия по тематике музея, которую проводят экскурсоводы музея. Во-вторых, проведение экскурсий преподавателем в соответствии с целями и задачами учебного курса по плану преподавателя (при достижении соответствующей договоренности с администрацией музея). В-третьих, это участие отдельных студентов в лекториях и кружках при музеях. Но особое место может занимать организация самостоятельной работы студентов на базе музейной экспозиции.
       Традиционная экскурсия при всех ее достоинствах не всегда эффективна с точки зрения тех общеобразовательных задач, которые ставит перед собой преподаватель. Время экскурсии достаточно строго регламентировано. Многие студенты либо не успевают вдумчиво ознакомиться с экспонатами, либо отстают от экскурсии. Минут через 20 после начала экскурсии внимание многих экскурсантов притупляется. Поэтому в дополнение к традиционным экскурсиям или, как альтернативу им, можно предложить организацию самостоятельной работы студентов в музее по определенным темам программы. Такая работа при тщательной ее организации является весьма эффективным средством приобщения студентов к миру природы и культуры, воспитывает вкус к самообразованию.
       Руководствуясь системой вопросов и заданий, разработанных преподавателем, учащиеся целенаправленно знакомятся с определенными разделами экспозиции музея, приучаясь к системному осмысленному освоению представленного материала.
       Организация самостоятельной работы в музее начинается с планирования. Преподаватель определяет возможности того или иного раздела экспозиции музея для организации данного вида работы. В тематическом планировании определяются темы, и выделяется время для проведения такой работы. В соответствии с тематикой курса и материалом, представленным в музе по данной теме, преподаватель разрабатывает вопросы и задания, которые будут даны студентам.
       Следующим этапом работы является аудиторное изучение данной темы. Это может быть лекция с показом иллюстративного материала. Студенты должны пойти в музей, имея ясное представление о том, что они должны увидеть, какую информацию собрать (аннотации к экспонатам, описание экспозиции того или иного зала музея). Преподавателю следует рассказать об истории музея, его создателях, о помещении, в котором располагается экспозиция. В конце занятия (лекции или семинара) студентам даются конкретные вопросы и задания, которые им предстоит выполнить при посещении музея. Задания предполагают определенную последовательность действий студентов. В заданиях указывается определенный порядок посещения залов музея, называются наиболее важные экспонаты, которые следует найти и рассмотреть, и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения определенных разделов экспозиции.
       Затем занятия переносятся в музей. Студентам (если они попадают в данный музей впервые) нужно показать, где находятся гардероб, камера хранения, туалет, место начала осмотра изучаемой части экспозиции. Преподаватель выполняет функцию консультанта.
       Заключительный этап - подведение итогов работы в аудитории. Проще всего это сделать методом фронтальной беседы по предложенным вопросам, в ходе которой воспроизводится приобретенная информация, впечатления, полученные в процессе изучения музейной экспозиции. Преподаватель, беседуя с группой, делает выводы о качестве проделанной работы, степени наблюдательности отдельных студентов. Часто у студентов возникают неожиданные вопросы, вызывающие живое обсуждение. В ходе беседы желательно использовать иллюстративный материал по экспозиции музея.
       Возможен и другой вариант итогового занятия: проведение заочной экскурсии с использованием соответствующих иллюстраций. Для этого можно разбить учебную группу на подгруппы по 3-5 человек, каждая из которых получает задание подготовить заочную экскурсию по какой-либо части темы. Дается время на подготовку, после чего лидер каждой группы проводит экскурсию.
       Знания, приобретенные студентами в ходе работы, могут найти отражение в экзаменационных билетах, в вопросах для контрольных работ. При подготовке к работе в музее, равно как и к отчету о проделанной работе, студентам рекомендуется обратиться к специальной литературе: путеводителям по музею, буклетам, словарям и т.д. Таким образом, самостоятельная работа студентов в музее должна быть тщательно увязана с программой аудиторных занятий. Поэтому преподаватель должен снабдить своих студентов методическими рекомендациями, помогающими им в выполнении заданий, связанных с посещением различных по своему характеру и профилю музеев.
       Изучение естественно - научной и технико - технологической проблематики, относящейся к предмету "Экология" на базе музеев Москвы предполагает посещение таких музеев как Политехнический, Дарвиновский музеи, Российский музей леса, Музей воды, зоопарк и некоторые другие. В тоже время обращение к темам экологического воспитания, экофилософии предполагает посещение Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, комплексные экскурсии (Аптекарский огород, музей Васнецова), Историко - художественные и природно - ландшафтные заповедники и другие ООПТ Москвы.
       Кроме того, студентам предлагается в течение времени изучения учебного курса посетить один или несколько музеев по их выбору в соответствии с их интересами. Поэтому преподаватель должен снабдить своих студентов методическими рекомендациями, помогающими им в выполнении заданий, связанных с посещением различных по своему характеру и профилю музеев.
       Ниже приводится примерный вариант таких рекомендаций.
      
       Рекомендации и задания к самостоятельному изучению музейной экспозиции:
        1. Перед тем как посетить музей, найдите информацию о данном музее (путеводитель, проспект и т.д.). Как звучит полное название музея? Где он расположен? Если здание является памятником архитектуры, расскажите о нем, назовите автора проекта здания музея.
         2. Кто является основателем музея? Когда он был открыт? Что вы знаете об истории музея?
        3. Если музей мемориальный (он может быть посвящен ученому, изобретателю, художнику, писателю), ознакомьтесь предварительно с творческой биографией данного лица.
         4. Перед началом осмотра ознакомьтесь со справкой, предваряющей экспозицию. Выясните, в каком порядке следует осматривать экспозицию музея.
        5. Обойдите экспозицию, найдите нужные вам экспонаты, определенные заданием преподавателя, или наиболее интересные для вас. Рассмотрите неторопливо и внимательно. Прочтите аннотации к ним; рассмотрите детали, попытайтесь создать общее впечатление об экспонате. Позднее вернитесь к повторному осмотру экспоната. Не увидели ли вы какие-либо новые детали? Какие экспонаты вас заинтересовали больше всего? Почему?
         6. Не старайтесь в одно посещение охватить все, что есть в музее. Внимательно рассмотрите то, что вас более всего заинтересовало. Краткие записи помогут вам лучше запомнить то, что вы считаете для себя важным и интересным.
         7. Напишите краткий отчет или составьте конспект экскурсии по музею.
         8. Было бы очень полезно, если бы через некоторое время вы самостоятельно посетили музей еще раз и прошли по уже знакомым залам.
      
       План отчета
         1. История создания музея.
         2. Общая характеристика содержания экспозиций музея
         3. Экспонаты, вызвавшие особый интерес у вас.
         4. Ответы на вопросы, сформулированные преподавателем по конкретным экспонатам музейной экспозиции.
         5. Ваше общее впечатление от посещения музея.
       План отчета и экскурсии (заочной) могут быть дополнены самими студентами.
      
       Ниже в качестве примера приведен фрагмент задания для работы студентов на базе экспозиции Государственного Дарвиновского музея.
       На основе экспонатов и пояснений к ним, а также с помощью путеводителя [11] ответить на следующие вопросы.
         1. Кому принадлежит идея создания музея? Рассказать об основоположниках и об основных этапах истории Дарвиновского музея. Назвать основные отличительные черты этого музея по сравнению с классическими естественно - научными музеями. (1-й этаж, зал N 2).
         2. Что такое биомы? Назвать основные типы биомов и дать их общую характеристику. (1-й этаж, зал N 3).
         3. Что такое вид? Каковы критерии разделения видов? (2-й этаж, зал N 5, витрина 20).
         4. Что такое межвидовая гибридизация? Назовите основные изолирующие механизмы, препятствующие межвидовой гибридизации. При каких условиях может происходить межвидовая гибридизация? Приведите примеры. (2-й этаж, зал N 5, витрины 25-26).
         5. Назовите разновидности негативных межвидовых взаимодействий. Приведите примеры. Что такое трофические цепи? Какие типы межвидовых связей реализуются в трофических цепях? Приведите примеры. (2-й этаж, зал N 5, витрины 27, 28).
        6. Назовите разновидности положительных межвидовых взаимодействий. Приведите примеры. Что такое экологическая ниша? Привести примеры разделения экологических ниш между видами. (2-й этаж, зал N 5, витрина 30).
         7. Что такое сукцессия? Привести примеры. (2-й этаж, зал N 5, витрина 31).
         8. Охарактеризовать основные зоогеографические области и природные зоны России (3-й этаж, зал N 6).
         9. Охарактеризовать экосистемы Восточноевропейской равнины и влияние на них развития сельского хозяйства и промышленности. (3-й этаж, зал N 7, витрины 35-37).
         10. Назвать и дать характеристику крупнейшего в Европе и ближайшего к Москве национального парка. (3-й этаж, зал N 7, витрины 38-40).
         11. Что такое "Красная книга"? Привести примеры редких и исчезающих видов. (3-й этаж, зал N 7, витрины 41, 42).
         12 Что такое урбанизация? Охарактеризовать городскую жилую среду человека. Рассказать об абиотических и биотических факторах городской квартиры как искусственной экосистемы (3-й этаж, зал N 7, витрины 43).
      
       Дополнительным стимулом к творческой активности студентов могут быть задания по фотографированию или зарисовкам экскурсионных объектов, особенно пейзажей и вписанных в эти пейзажи архитектурных сооружений, которое предполагает такую художественно - творческую работу как выбор наиболее удачного объекта или группы объектов, ракурса, что само по себе стимулирует более внимательное, детальное визуальное изучение объекта, его эстетическую оценку, что способствует развитию эстетических вкусов учащихся.
       В целом предлагаемая методика способствует формированию у студента таких ключевых общекультурных компетенций, как получение знаний о структуре и принципах функционирования экологических систем, развитие умения анализировать различные явления реальности на основе экологических приоритетов, приобретение навыков здорового образа жизни, ноосферного мышления.
       В процессе совместного посещения музеев и других объектов открываются новые возможности для неформального содержательного общения студентов между собой и с преподавателем, что позитивно может сказаться как на степени доверительности отношений преподавателя и студентов, так и на появлении чувства сплоченности в самой группе. Следует также отметить, что у современного человека вообще, а у молодого - тем более объем его знаний неизмеримо превышает объем его опыта, в то время как постижение любого предмета в идеале - это единство знания и опыта. Самостоятельная же работа в музее как раз и позволяет до некоторой степени выправить этот перекос, поскольку она требует приложения самостоятельных усилий, в известной степени преодоления себя, что ведет к воспитанию волевых качеств, личностному росту. Это представляется исключительно важным на фоне массовой расслабляющей культуры, поскольку такая работа является не пассивным потреблением информации, а предполагает активную включенность в познавательный, исследовательский процесс. Кроме того, молодежь, сознание которой во многом деформировано виртуальным миром, получает хотя бы глоток свежего воздуха, сопряженного с миром подлинной культурной и природной реальности.
       Разработка заданий для работы студентов на базе музейных экспозиций может быть полезна и для преподавателя, поскольку вносит существенный элемент новизны в его собственную работу, чувство свежести в ощущении уже привычного материала.
      

    Литература

         1. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Т.В.Васильева. Теория и методика обучения экологии.- М.: "Академия", 2009.
         2. Сергеева Т.К. Экологический туризм.- М.: "Финансы и статистика", 2004.
         3. Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса.- М.: "Финансы и статистика", 2003.
         4. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма.- М.: "Академия", 2008.
         5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М.: "Советский спорт", 2009.
         6. Долженко Г.П. Экскурсионное дело.- М.: "МарТ", 2008.
         7. Юренева Т.Ю. Музееведение.- М.: "Академический проект", 2006.
         8. Сотникова С.И. Музеология.- М.: "Дрофа", 2004.
         9. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.- М.: "Омега - Л", 2005.
         10. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология.- М.: "Дрофа", 2004.
         11. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология.- М.: "ЮНИТИ", 2010.
         12. Никонова М.А. Краеведение.- М.: "Академия", 2009.
         13. Государственный Дарвиновский музей.- М., 2002.
         14. Пушкин А.С. ПСС в десяти томах, т.3, с.203, 425.- Л.: "Наука", 1977.
         15. Православие и экология.- Московский патриархат, 1999.
      
       Материал статьи частично отражен в работе:
       Троицкий Д.А. Экскурсия как важнейший компонент методики формирования экологической культуры.// Мир экскурсий, 2010, N 3 (11), с.63 - 69.
      
      
      
      Иллюстрации к материалу см. в разделе "Иллюстрации/Приложения".
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Троицкий Дмитрий Анатольевич
  • Обновлено: 02/11/2021. 34k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.