Троицкий Дмитрий Анатольевич
Историческая динамика природопользования: от первобытной общины до транснациональных корпораций.

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Троицкий Дмитрий Анатольевич
  • Размещен: 16/01/2016, изменен: 01/08/2020. 26k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Историческая динамика природопользования: от первобытной общины до транснациональных корпораций.

    Троицкий Д.А.

       Современная эпоха, часто называемая эпохой глобализации, характеризуется с экологической точки зрения небывалым обострением целого ряда проблем, некоторые из которых получили название глобальных проблем современности. Поскольку процесс экономического развития может осуществляться только в результате использования ресурсов природной среды, то усугубление экологических проблем и наступление экологической катастрофы при стихийном характере экономического развития неизбежен. Результатом осознания этих реалий стала предложенная в 1990-е годы стратегия устойчивого развития [1]. Однако результаты практического воплощения этой стратегии, достигнутые на сегодняшний день, в общем и целом, не утешительны. В основе современной экологической ситуации лежит противоречие между стремлением к всё большему уровню потребления численно растущим человечеством и неуклонно растущим дефицитом природных ресурсов, а также снижением экологической ёмкости биосферы. В экономической жизни современной эпохи фактически определяющую роль играют крупные компании и, особенно - транснациональные корпорации (ТНК). В силу этого обстоятельства ТНК играют и всё более возрастающую роль в определении характера экологической ситуации в мире и, очевидно, должны будут в недалёком будущем в значительной мере определять и мировую экологическую стратегию. Однако экономическая история человечества и, неразрывно связанная с ней, история антропогенного воздействия на окружающую среду - чрезвычайно сложные многофакторные процессы. Поэтому исследование динамики этих процессов, в том числе и с целью прогнозирования, требует комплексного интердисциплинарного (в том числе и исторического) подхода. Автор настоящей работы вполне понимает, что её претенциозное название подходит скорее для масштабной монографии, чем для небольшой статьи. Целью настоящей работы является всего лишь попытка постановки проблемы, которая представляется автору актуальной и интересной, попытка только обозначить, но никак не детально проанализировать основные этапы экономического развития человечества в связи с экологическими и духовно - культурными фазами исторического процесса.
       Начнём с истории. Как известно, термин "экология" был введен в XIX веке немецким биологом Э.Геккелем и в буквальном переводе на русский язык означает "слово о доме" [2,3]. Изначально родственным слову "экология" является и слово "экономика", которое означает "закон управления домом", в данном случае - в его хозяйственном аспекте. В настоящее время экология понимается как наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой, а экономика как наука, изучающая различные стороны производственных отношений.
       В середине 1930 - х годов американский ученый А.Тенсли предложил понятие "экосистема", а в 1940 - х годах академик В.Н.Сукачев сформулировал понятие "биогеоценоз". С тех пор эти объекты и рассматриваются как главный специфический предмет экологии. Представление же о глобальной совокупности всех экосистем было сформулировано В.И.Вернадским. Для обозначения этой совокупности он использовал термин "биосфера", что в буквальном переводе с греческого языка означает "сфера жизни", который предложил еще в 1870 - х годах австрийский ученый Э.Зюсс. В то же время В.И.Вернадский обратил внимание на то, что на современном этапе геологической и социальной истории Земли на состояние биосферы все большее влияние оказывает человеческая деятельность. В связи с этим он и его современники - французские ученые Э.Леруа и П.Тейяр-де-Шарден предложили выделить в составе биосферы особую подсистему, связанную с человеческой деятельностью, которую они назвали "ноосферой", то - есть "сферой разума". Таким образом, учение о биосфере и ноосфере стало концептуальной основой современной экологии.
       С другой стороны следует отметить, что человек, как показывают современные археологические данные, никогда не жил в совершенной дикой природе. Важнейшей характерной чертой именно человеческого бытия в отличие от даже самого высокоорганизованного животного является не просто приспособление к окружающей среде, а активно - целенаправленное преобразование этой среды. Еще в древнем Риме эта деятельность получила название "культура" (лат. "cultura"), что в переводе на русский язык означает "возделывание". Таким образом, человек на всем протяжении своей истории жил в возделанной или окультуренной среде. Наука о культуре - культурология формируется в основном, как и экология в середине XX века. Появление термина "культурология", то - есть "слово о культуре" связывают, как правило, с именем американского ученого А.Уайта [4]. В настоящее время культурология понимается как междисциплинарная наука, призванная в идеале осуществить синтез достижений всех областей науки, изучающих человека во всей полноте его деятельностных проявлений. В этом смысле сфера культуры совпадает с ноосферой, а предмет "культурологии" в самом широком смысле совпадает с предметом экологии, во всяком случае - с экологий человека. Экология, которая рассматривает явление жизни в целом, аккумулирует, хотя и в разной степени, достижения всех классических естественных наук. Однако проблематика современной экологии включает и вопросы, относящиеся к инженерно - технологическим, экономическим, управленческим, правовым, социальным, этическим и даже философским (экофилософия) аспектам природопользования. Таким образом, проблематика современной экологии выходит далеко за рамки естественных и технических наук и может быть интерпретирована как метанаука, стоящая не в ряду классических наук, а над ними, и представляющая собой наиболее масштабный результат интердисциплинарного синтеза не только естественных и технических, но и гуманитарных и социально - экономических дисциплин. Практически, то же самое можно сказать и о культурологии. Поскольку экономические и экологические реалии неотделимы друг от друга, а они вместе взятые определяются культурным фоном соответствующей эпохи, то этим и будет определяться подход, реализованный в настоящей работе.
       История человечества может быть представлена как история взаимодействия с окружающей природной средой, в которой может быть выделено несколько больших принципиально различных этапов.
       Первый этап человеческой истории - это ранние фазы первобытно - общинного строя (по археологической классификации - палеолит и мезолит) характеризуется присваивающим типом хозяйства. Главными видами хозяйственной деятельности на этом историческом этапе были собирательство и охота (а также рыболовство в районах водных экосистем). Субъектом хозяйственной деятельности на этом этапе была родовая община. Экологические итоги этого исторического этапа оказались достаточно печальными и характеризуются как первый экологический кризис - "кризис консументов". Он выразился, прежде всего, в истреблении значительной части древней мегафауны (мамонты, мастодонты, гигантские ленивцы, шерстистые носороги, пещерные медведи и др.). По оценкам экологов к началу XVII века исчезло не менее 85 видов млекопитающих и 113 видов птиц. Самые большие потери, по-видимому, понёс животный мир Австралии и Океании (погибло от 74 до 86 % мегафауны - животных с массой более 44 кг). Впечатляющим "памятником" первобытного природопользования является, например, гигантская костная залежь, найденная французскими археологами около Солютре, севернее Лиона. Под высокой скалой высотой 350 м находится мощный слой костей диких лошадей толщиной от 0,5 до 2,3 м. В ходе большой загонной охоты погибло по разным оценкам от 40000 до 100000 особей, причём подавляющая часть останков оказалась нетронутой. Такое количество мяса и шкур древняя община просто не могла потребить [5].
       С другой стороны можно привести и прямо противоположные примеры первобытного природопользования. Так, исследователи "современных первобытных" культур в Австралии отмечали, что если на территории какого-нибудь племени был излишек каких-либо пищевых ресурсов, то с помощью специальных сигналов для сбора плодов или охоты приглашали соседние племена. Исследователи утверждают, что такая практика была в порядке вещей, если запасов пищи было больше, чем на один день и её не могли съесть.
       Духовной основой первобытных сообществ, как известно, было язычество, то - есть, первая форма пантеистического мировоззрения. Важную роль в древнейшем язычестве играл тотемизм, который накладывал определённые запреты (табу), выполнявшие, в том числе, и экологическую функцию. Однако при наличии уже в древнейший период истории человечества прямо противоположных тенденций в природопользовании, всё-таки преобладающей стала отрицательная тенденция, которая в итоге и привела к первому в истории человечества экологическому кризису.
       "Кризис консументов", а также такие достижения первобытной материальной культуры, как открытие способов добывания огня, совершенствование каменных орудий труда, одомашнивание некоторых животных и окультуривание растений привели к так называемой неолитической революции. В результате этого процесса присваивающий тип хозяйства сменился производящим - появляются земледелие и скотоводство, а позднее - ремёсла (ещё позднее - в эпоху средних веков - мануфактуры). Родовая община сменяется соседской общиной, а затем военной. Развиваются формы обмена, появляется рынок. Позднее появляются первые города, затем - государства, и, наконец - древние цивилизации. Экономической основой этого грандиозного процесса, происходившего и во времени (собственно историческое время) и в пространстве (миграционные процессы) являлось, прежде всего, землепользование. Уже в эпоху древнейших цивилизаций (по археологической классификации - медный, бронзовый и железный века) происходили региональные экологические "кризисы продуцентов" (например, опустынивание Месопотамии). Основными субъектами хозяйственной деятельности становятся землевладельцы, (у кочевых народов, занимавшихся скотоводством, но не знавших земельной собственности - главы больших родов), хозяева ремесленных мастерских, а начиная с эпохи средних веков в Европе - владельцы мануфактур. Таким образом, рассматриваемый этап хозяйственной истории человечества, включавший рабовладельческую и феодальную формации, продолжался несколько тысячелетий и в рамках европейской истории закончился с наступлением эпохи капитализма, то - есть в XVII - XIX веках.
       В рассматриваемый период происходят чрезвычайно значимые с исторической точки зрения изменения в духовной жизни человечества - формируется креационное мировоззрение в форме трёх последовательно появившихся и ныне сосуществующих религий - иудаизм, христианство, ислам. С обретением христианством (позднее - исламом) статуса государственных религий фактически начинается эпоха Средних веков. В цивилизациях средневекового типа существовала определённая система ограничений хозяйственной деятельности, освящённая авторитетом соответствующих религиозных традиций. Например, запрет работы в религиозные праздники, ограничение или запрет на потребление определенных видов пищи во время постов, разрешение на сбор или промысел определённых пищевых ресурсов, приуроченный к определённым религиозным датам (например, "медовый", "яблочный" и "ореховый" Спас в христианстве). Вообще система ценностей средневекового общества в основном определялась теоцентрическим мировоззрением, с точки зрения которого главной целью жизни человека является спасение в вечности, а все остальные мирские цели рассматривались как подчинённые. Мироздание с этой точки зрения воспринималось как творение Бога, что определяло и соответствующие правила природопользования, которые современный человек мог бы назвать экологичными. Причём часто (хотя и далеко не всегда) на первый план выходила именно внутренняя мотивация. Замечательными примерами такого экологически выверенного природопользования являлась (и является в настоящее время) модель, осуществляемая некоторыми крупными русскими монастырями (Валаамским, Соловецким) [6].
       С переходом к эпохе Нового времени драматических для Европейской цивилизации масштабов достигает "кризис продуцентов". Именно в это время в английской политэкономии появляется теория Мальтуса, а в Германии крупнейший немецкий химик Ю.Либих фактически формулирует основы агрохимии, то - есть, ставит задачу поиска технологических способов повышения плодородия почв, что в дальнейшей перспективе фактически превратит сельское хозяйство в разновидность индустриального производства. В тоже время в странах Западной Европы (позднее - в России и в США) происходит ускорение темпов научного и технического развития, которые в результате интеграции породили феномен научно - технического прогресса. Результатами этих процессов стали промышленная революция XVIII века, а затем - научно - техническая революция XX века и формирование индустриальной цивилизации.
       В тоже время целый ряд исследователей утверждают определяющее влияние религиозно-философских детерминаций на процесс перехода от феодального к капиталистическому типу производства. Они пришли к выводу, что подлинной родиной капитализма стала та группа европейских стран, в которых в качестве духовно-мировоззренческой основы их бытия стал протестантизм. В соответствии с этой концепцией именно специфическая форма креационного мировоззрения, представленная в комплексе протестантских направлений, положила начало современной цивилизации со всеми её наиболее существенными чертами. К этим чертам относятся атеизм или скептицизм в духовной жизни общества, глобальная секуляризация культуры, фундаментом которой стала вера в научно - технический прогресс, капитализм - в экономике, либерально - демократические идеалы - в политике [7].
       По мере обмирщения культуры смысл человеческой жизни всё в большей степени стал усматриваться в достижении разнообразных мирских наслаждений. (Философия гедонизма особенно ярко воплощена в ставших теперь классическими сентенциях телевизионной рекламы типа "Жизнь хороша, когда пьёшь не спеша!"). Мысль о будущем, даже будущем ближайших потомков стала вытесняться жаждой сиюминутной наживы ("После нас - хоть потоп!"). В результате реализации хищнической модели природопользования, логически вытекающей из философии гедонизма, человечество очень быстро в масштабах исторического времени (250 - 300 лет начиная с промышленной революции в Европе по сравнению, по крайней мере, с 10000 лет человеческой истории) подошло к порогу глобализации "кризиса продуцентов". Практически сразу вслед за ним - и к "кризису редуцентов", то - есть к значительной утрате биосферой способности к самовосстановлению. В недалёком будущем экологи прогнозируют наступление глобального "термодинамического кризиса" (глобальное потепление), а также "кризиса устойчивости экосистем", то - есть возможности тотальной разбалансировки биосферы. Таким образом, наступление глобального экологического кризиса в эпоху индустриальной цивилизации является закономерным следствием отмены всяческих ограничений на эксплуатацию биосферы в условиях тотальной секуляризации культуры и игнорирования не только каких - либо религиозно - нравственных императивов в хозяйственно - экономической деятельности, но и самых элементарных представлений о справедливости. Ярким примером вопиющей несправедливости в глобальном распределении материальных благ является тот факт, что в США 5% населения Земли потребляет 25% всех мировых ресурсов и выбрасывает, чуть ли, не 1/3 всех мировых отходов. 225 наиболее богатых людей мира имеют больше средств, чем 3 млрд. бедных людей планеты [1]. Так выглядит в общих чертах комплекс внутренне взаимосвязанных духовно-мировоззренческих, историко-культурных, экономических и экологических предпосылок в их исторической динамике, которые и привели к состоянию современного глобального экологического кризиса.
       Экологическое регулирование экономической деятельности на современном этапе в основном осуществляется посредством государственных механизмов (экологическое законодательство). Однако в последние десятилетия появляются признаки альтернативных возможностей, связанных, прежде всего, с деятельностью ТНК. По оценкам специалистов на долю ТНК приходится 1/4 общемирового производства и 2/3 объёма международной торговли. Исследователи отмечают, что ТНК часто рассчитывают перспективы своей деятельности исходя из более долгосрочных перспектив, чем органы государственного управления. (В государственных органах происходит регулярная смена кадров в связи с перевыборами). Наиболее квалифицированные кадры также сосредоточены в ТНК, что обусловлено соответствующим уровнем зарплат [8].
       В тоже время ТНК являются не только экономическим, но и историко-культурным феноменом современной истории. Не случайно в последние десятилетия появилось значительное количество исследований, посвящённых вопросам философии корпораций. Как правило, под корпоративной философией понимают систему концептуальных принципов, морально-нравственных ценностей и деловых норм, которыми руководствуются сотрудники компании [9]. Выражается корпоративная философия в принципах профессиональной этики сотрудников, традициях и истории компании, рекламе, в принципах менеджмента и маркетинга. Наличие системы общих ценностей и ориентиров позволяет создать сплочённый коллектив, способный эффективно решать стоящие перед ним задачи на основе выработки внутренней мотивации. Специалисты в области корпоративного управления указывают на то, что успешность компаний во многом зависит от характера целей и, в конечном счёте, сверхзадач, которые ставятся (или не ставятся) руководством компаний. Если в качестве главной цели ставится только задача получения максимальной прибыли, то в этом случае не приходится ожидать, что время жизни такой компании окажется слишком длительным. Для того, чтобы добиться долговременных успехов, корпорации формулируют не только принципы внутренней философии компании (экзогенные задачи - например, принципы корпоративной этики), но и некоторые принципы своей деятельности, обращённые к окружающему миру - эндогенные задачи. Следует подчеркнуть, что деятельность ТНК происходит не просто в некотором идеализированном экономическом пространстве, а в конкретной социокультурной ситуации XXI века. Она же в свою очередь характеризуется не только моделью хищнического природопользования, вытекающей из философии гедонизма. Всё более значимым представляется, во-первых, феномен религиозного возрождения, который наблюдается практически во всех крупных религиозных конфессиях, являющийся следствием кризиса безрелигиозных культур. Во-вторых, постепенно растёт влияние экологического императива, сформулированного в рамках экофилософии и экоэтики. Причём оба фактора, взаимно усиливая друг друга, могут оказывать на общественное сознание синергетическое воздействие. В частности, к таким принципам относятся и принцип экологичности деятельности ТНК. Конечно, деятельность ТНК осуществляется, прежде всего, на основе приоритета экономических целей. Кроме того, сам фактор транснациональности естественно может несколько нивелировать духовно - нравственные императивы, вытекающие из тех или иных конкретных религиозных традиций, к которым могут принадлежать конкретные лица, принимающие ответственные решения в ТНК. Тем не менее, перед лицом общих проблем на первый план выступают именно общие для различных религиозных традиций духовно - нравственные императивы и общечеловеческие ценности, которые выражены, например, в принципах экоэтики. Исследователи указывают, например, на тот факт, что экологические стандарты некоторых ТНК выше, чем нормы экологического законодательства ряда государств, на территориях которых они осуществляют свою деятельность. На основании конкретного опыта утверждается, что ужесточение экологических требований в законодательстве государств не приводит автоматически к свёртыванию или сокращению деятельности ответственных компаний. Причиной этого является, прежде всего, забота об имидже крупных компаний, который для них оказывается более выгодным с точки зрения их стратегических целей, нежели недополучение сиюминутных прибылей за счёт снижения экологических стандартов своей деятельности и потери репутации в глазах потребителей. В экономической конкуренции всё большую роль начинает играть принцип экологической ответственности. Практика "двойных стандартов" осуществления деятельности ТНК в странах с сильным ответственным государством и развитым гражданским обществом с одной стороны и в странах третьего мира - с другой - также начинает идти на убыль вследствие совершенствования средств независимого экологического мониторинга, в том числе космического, и возможности огласки неблаговидных последствий деятельности компаний. Таким образом, именно крупные компании, планирующие свою деятельность на основе долгосрочных стратегий, предпочитают в первую очередь переходить на наилучшие в экологическом отношении технологии.
       Использование высоких экологических стандартов в конкурентной борьбе способствует и формированию экологических предпочтений у потребителей продукции, что содействует реализации принципов устойчивого развития.
       Экологическая политика компании зависит также от фазы жизненного цикла, на которой находится данная компания. На ранних стадиях развития, когда компании не располагают значительными свободными финансовыми средствами, они не могут осуществлять долгосрочные проекты. Позднее - когда достигается определённая стабильность и значительные финансовые средства, проявляются и интерес и возможности к экологизации деятельности (например, более рентабельными становятся приобретение наилучшей в экологическом отношении технологии и оборудования). Этому способствует то обстоятельство, что в последние десятилетия именно экологические преимущества компании становятся всё более важными факторами в конкурентной борьбе. На заключительных стадиях жизненного цикла эффективность деятельности компаний снижается, соответственно снижается и эффективность их экологической практики. В этом случае в своей экологической практике компании удовлетворяются требованиями экологического законодательства данного государства.
       Практика показывает, что уровень экологизации деятельности компаний может быстро повышаться при выходе на новые рынки с жёсткими экологическими требованиями. Осознание этого факта чрезвычайно важно для Российского государства, которое в 2000-х годах пошло на значительное снижение экологических требований в надежде на то, что такое решение послужит импульсом для притока зарубежных инвестиций. Однако это не привело к увеличениям объёмов прямых иностранных инвестиций. В тоже время эти меры помимо негативных последствий для окружающей среды и здоровья населения нашей страны имеют серьёзные отрицательные экономические последствия. К ним относятся и снижение конкурентной способности национальными компаниями и российской экономики в целом. Учитывая, что общемировой тенденцией в настоящее время является усиление экологического фактора в развитии национальных экономик, ужесточение экологического регулирования в России не должно привести к оттоку инвестиций.
       Таким образом, на постиндустриальной стадии развития человечества в мировой экономике начинают проявляться тенденции экологизации, связанные с осознанием с одной стороны общности грозных экологических перспектив, а с другой стороны с постепенным осознанием необходимости нового обращения к духовно - нравственным основам исторического бытия, в том числе - и в экономической деятельности. В XXI веке, когда экологическая ответственность становится одним из главных факторов конкуренции, именно ТНК в большей степени, чем другие хозяйственные субъекты, склонны к экологизации своей деятельности. В отличие от компаний, работающих в одной стране, ТНК необходимо учитывать экологические последствия своей деятельности не только на национальном, но и на международном уровне. Поэтому, не упуская из виду, что деятельность целого ряда ТНК приводит к негативным экологическим последствиям, особенно в странах третьего мира и в странах с переходной экономикой, тем не менее, нельзя игнорировать позитивные возможности, обусловленные их ресурсной базой. Происходящий в настоящее время процесс постепенной экологизации деятельности ТНК, наличие значительных технологических, финансовых и кадровых ресурсов для решения крупных природоохранных проектов позволяют рассматривать ТНК как одно из возможных перспективных направлений решения современных экологических проблем на пути выхода из мирового экологического кризиса.
      

    Литература

         1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие.- М.: "Логос", 2006.
         2. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология.- М.: "Дрофа", 2012.
         3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология.- Ростов - на - Дону, "Феникс", 2014
         4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология.- М.: "ЮНИТИ", 2010.
         5. Иозеф Августа, Зденек Буриан Жизнь древнего человека.- Прага, "АРТИЯ", 1963.
         6. Православие и экология.- Сб. статей.- М., 1999.
         7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.- // Вебер М. Избранные произведения.- М., 1990.
         8. Герасимчук И. Экологическая практика транснациональных корпораций.- М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2007.
         9. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов.- М.: Икар, 2004.
      
       Выходные данные статьи:
      
       Троицкий Д.А. Историческая динамика природопользования: от первобытной общины до транснациональных корпораций. В кн.: Сборник докладов и научных трудов I международного форума (конференции) "Корпорации - парадигма формирования национальной экономики" 5 ноября 2013 г.: НОУ ВПО Московский институт государственного и корпоративного управления.- М., 2013., с. 248 - 257.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Троицкий Дмитрий Анатольевич
  • Обновлено: 01/08/2020. 26k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.