Троицкий Дмитрий Анатольевич
Военно-патриотическая тема в туризме (материалы для экскурсий в Москве)

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Троицкий Дмитрий Анатольевич (dmitrijtroickij@yandex.ru)
  • Обновлено: 02/07/2017. 35k. Статистика.
  • Статья: История
  • Иллюстрации/приложения: 39 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Военно-патриотическая тема в туризме

    Троицкий Д.А.

       Посвящается молитвенной памяти
       Святого благоверного великого князя Московского
       Димитрия Донского
       и его супруги
       великой княгини Московской Евдокии,
       в инокинях преподобной Евфросинии
      
      
       Современная эпоха характеризуется невиданными ранее темпами роста информационного обмена между разными странами, культурами и цивилизациями, расширением и углублением диалога культур, одной из форм которого является международный туризм и зарубежные паломнические поездки. Эти естественные по своей природе процессы часто смешиваются с понятием глобализации, которая представляет собой вовсе не попытку интеграции культур (которая, как блистательно показал еще в XIX веке Н.Я.Данилевский, невозможна в принципе [1]), а процесс искусственного навязывания западным миром своих собственных социокультурных стандартов, то-есть стремление не к диалогу, а к монологу одной культуры, цивилизации, которая, пользуясь своей экономической и военной мощью, стремится воплотить в жизнь модель монополярного мира [2,3]. Автор теории культурно-исторических типов сформулировал систему законов, выполнение которых гарантирует плодотворность диалога между различными культурами и цивилизациями. В частности он показал, что продуктивный диалог культур может осуществляться только при условии сохранения их суверенности, что требует, прежде всего, от самих этих культур высокой степени сознания своей самоценности. В интегральной форме оно выражается в сознании и чувстве патриотизма. Патриотизм всегда был одной из главных ценностей всех народов и цивилизаций, оставивших сколь-нибудь заметный след в мировой истории. В то же время мы совсем недалеко ушли от той печальной эпохи в истории России, когда дефицит патриотизма был велик как никогда ранее. Именно этим определяется чрезвычайная актуальность корректной, тактичной работы, направленной на патриотическое воспитание многонационального и многоконфессионального российского общества в целом и, особенно, молодежи, которому все большее внимание уделяется современной верховной властью нашей страны. Одним из эффективных средств патриотического воспитания является сфера внутреннего туризма и паломничества, объектом которого в случае России является вся наша страна, а также краеведение, направленное на более глубокое изучение своего родного края, "малой" родины, интерес к которому в настоящее время также неуклонно растет. Неразрывную связь любви к своей Родине и стремлением лучше и полнее узнать её в щемящих хватающих за сердце строках выразил наш замечательный писатель И.С.Шмелев в очерке "Куликово поле". Написанные в эмиграции, они воспринимаются сегодня как покаянный вопль о возвращении утраченных в эпоху революционного лихолетья возможностях, которые и призваны реализовывать внутренний туризм и паломничество. В то же время приведенные ниже слова актуальны и в плане осмысленной расстановки приоритетов развития внутреннего и выездного туризма, а также внутреннего и выездного паломничества с точки зрения задач духовно-патриотического воспитания наших соотечественников. "Куликово поле... - кто о нем не слышал!...А кто удосужился побывать, ощупать, где, по урочищам, между верховьями Дона и Непрядвой, совершилось великое событие? Из тысяч не наберется и десятка, не исключая и местных интеллигентов...Воистину,- "ленивы мы и нелюбопытны"...Не побывал и на Бородинском поле, в Печерах, Изборске, на Белоозере. Не знаю Киева, Пскова, Новгорода Великого...Ни села Боголюбова, ни Дмитровского собора, облепленного зверями, райскими птицами-цветами...Ни древнейших наших обителей не знаем, ни летописей не видали в глаза, даже родной истории не знаем путно, Иваны - Непомнящие какие - то. Сами ведь иссушили свои корни, пока нас не качнули, - и как качнули!.. Знали избитую дорогу - "по Волге", "на Минарешки", "в Крым". И, разумеется, "за границу". В чужие соборы шли, все галереи истоптали, а Икону свою открыли перед самым провалом в ад. Проснешься ночью ... - и защемит-защемит. Да как же ты Север-то проглядел, погосты, деревянную красоту поющую - церквушки наши ?!...А видел ли российские каналы - великие водные системы? Молился ли в часовенке болотной, откуда родится Волга?.. А как же..? Не спорьте и не оправдывайтесь...это кричит во мне! А если кричит,- правда. Такой же правдой лежит во мне и Куликово Поле" [4].
       Предлагаемый читателю материал, по мнению автора, актуален как никогда. Возвращение в 2014 году в состав России Крыма и развязанная в связи с этим настоящая информационная война против России с еще большей остротой поставили вопрос о противодействии идеологическому влиянию врагов нашей страны. В контексте диалога культур оно может осуществляться и через сферу въездного международного туризма как одно из средств самораскрытия России, рассказа о самой себе. Демонстрация на уровне "народной дипломатии" того факта, что воинская слава России связана исключительно с оборонительными войнами или войнами, связанными с необходимостью защиты своих союзников или единоверцев от внешней экспансии, миролюбивого характера Российской культуры, вытекающего из слов самого Христа "...все, взявшие меч, мечом погибнут" [Мф.26:52] и выраженного еще в словах, приписываемых св. благоверному князю Александру Невскому "Не в силе Бог, а в правде" может хотя бы в некоторой степени способствовать разрядке напряженности в международном положении России.
       Цель настоящей статьи заключается в краткой характеристике явления патриотизма, изменения содержания этого понятия в культуре России и в характеристике экскурсионно-туристического и паломнического потенциала Москвы, относящегося к военно-патриотической тематике.
       Как известно, слово "патриотизм" происходит от греческого слова "соотечественник" и от латинского слова "отечество" и означает в русском языке любовь к Отечеству, преданность ему. Во всех традиционных культурах понятие патриотизма так или иначе было связано с религиозным мировоззрением и представлениями этих культур. Природа самого феномена национального самосознания, выражающегося в чувстве патриотизма, относящегося к основополагающим, базисным, архитипическим основаниям любой плодотворной культуры было в частности глубоко проанализировано в книге Н.А.Нарочницкой "За что и с кем мы воевали", в которой она, опираясь на слова из послания апостола Павла Ефесянам "...Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" [Еф. 3, 14 - 15], указывает на то, что "переживание Отечества есть производное от переживания Отца небесного" [5]. Таким образом, патриотизм есть сознательное или бессознательное проявление религиозного чувства, как отдельной личности, так и народа в целом. Особенность понимания патриотизма в русской культуре была обусловлена, прежде всего, православным миропониманием, под влиянием которого сформировалась русская историософская мысль. В ее рамках были сформулированы ключевые принципы трактовки причинно-следственных связей в истории России. С этой точки зрения Русь, а затем - Россия представлялась, прежде всего, как сакральное, священное пространство, вместилище Православной Церкви, "дом Богородицы", "Святая Русь". Это понимание, соединенное с живым сердечным ощущением Священного Отечества и сопричастности его исторической жизни столь сильно и ярко запечатленные нашими гениальными поэтами (вспомним, например, такие поэтические шедевры как "Два чувства дивно близки нам..." А.С.Пушкина или "Умом Россию не понять..." или "Эти бедные селенья..." Ф.И.Тютчева) и произвело на свет феномен русского патриотизма, подвигавший на борьбу с иноземными захватчиками и доморощенными Иудами "за землю Русскую, за веру Православную". Причины внешних вторжений и внутренних смут и других бедствий с точки зрения православного провиденциализма трактовались как вразумляющие наказания за грехи народа и властей, особенно за междоусобные склоки, нарушающие заповедь Христа о любви к ближнему, тем более - единоверному. Избавление от них связывалось с покаянием народа и властей в грехах перед Богом, особенно - с заступничеством пресвятой Богородицы и русских святых, среди которых особенно почитались святые благоверные князья Борис и Глеб, а также Александр Невский. Эти основные принципы русской религиозной историсофской мысли в совершенно четком виде сформулированы в таких памятниках древнерусской литературы, как "Слово о погибели земли Русской", "Житие Александра Невского", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Задонщина" [6].
       Православно-христианское понимание патриотизма в России по мере расширения ее территории и включения в ее состав новых народов и конфессий усложнялось и обогащалось, оставаясь в то же время в течение всего дореволюционного периода тем же самым в своей принципиальной основе. И понимание Киева как третьего Иерусалима, высказанного митрополитом Иларионом еще в XI веке [7], и принцип "Москва - третий Рим", сформулированный в XVI веке иноком Филофеем, и гимн "Боже, царя храни!", созданный в XIX веке, выражали в различных исторических реалиях факт преемственности одной и той же идеи, ставшей в идеологическом отношении фундаментом существования многонациональной и многоконфессиональной России.
       Революционные события 1917 года нанесли тяжкий, сокрушительный удар по всем без исключения сторонам жизни страны. Главной же целью этого удара было разрушение основ религиозно-мировоззренческого ядра традиционной культуры, к которому относится и феномен национально-патриотического сознания народа. Поэтому не случайно в СССР - государстве, основанном на принципе диктатуры пролетариата, у которого, по словам авторов "Манифеста коммунистической партии" - К.Маркса и Ф.Энгельса, "нет своего отечества" в качестве государственного гимна до 1944 года был "Интернационал", воспевавший богоборческую и - потому утопическую идею внерелигиозного космополитического классового братства. В предельно ясной форме эта идея отразилась, в частности, в стихотворении, написанном в 1930 году 23-летним поэтом-пролеткультовцем Джеком Алтаузеном, которое невозможно в наше время читать без внутреннего содрогания:
      
       Я предлагаю Минина раcплавить.
       Пожарского зачем на пьедестал?
       Довольно нам двух лавочников славить -
       Их за прилавками Октябрь застал.
      
       Случайно им мы не свернули шею -
       Я знаю - это было бы подстать.
       Подумаешь, они спасли Расею!
       А, может, лучше было б не спасать?
      
       Тяжкие испытания Великой Отечественной войны быстро протрезвили сознание значительной части населения России от дурмана космополитической идеологии. (Автор процитированных строк как только грянула общая беда, стал военным корреспондентом, первым из поэтов Великой Отечественной был награждён орденом Красного Знамени, погиб в мае 1942 года под Харьковом в неудавшемся тогда наступлении. Но... "Что написано пером, того не вырубишь топором"). Исторические реалии заставили богоборческую власть пойти и на известный компромисс с Православной Церковью и другими конфессиями. Одним из средств оживления духа и воли народа к победе власть увидела в возвращении из забвения имен великих защитников православной Руси и России, бывших всегда символами ее воинской славы. Так, например, в честь Александра Невского, А. В.Суворова, М.И.Кутузова, Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова были учреждены воинские ордена, поставлены художественные кинофильмы, созданы памятники, названы улицы и площади в ряде городов. В честь Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная в 1943 году на средства верующих, собранных по благословению патриарха Московского Сергия (Старгородского). Естественно, что официальный атеистический режим не мог позволить себе обратиться к духовному национальному сокровищу во всей его метафизической полноте, но, в то же время, когда в подсознании народа в достаточной степени были живы основы православного мироощущения и оставалось еще достаточное число живых носителей не только православной веры, но и святости (вспомним Новомучеников и Исповедников Российских), даже этого ущербного, урезанного обращения оказалось достаточным для поднятия воинского духа и воли к победе целого народа. Стремление восстановить разорванную связь времен только лишь в пределах дозволенных атеистической властью отразились и в самом тексте Государственного гимна СССР, выразившего утопическую идею безрелигиозного социалистического отечества, созданного исключительно человеческой волей, а не промыслом Божиим, конечной целью которого должно было стать создание коммунизма, то есть рая на Земле без Бога. Однако, как показала история второй половины XX века животворный потенциал обкромсанных атеистической идеологией патриотических символов оказался не слишком велик и на исходе XX века Россия, уже обескровленная атеистическими кровопусканиями, чуть было не стала жертвой либерально-глобалистского оболванивания в его разнообразных формах, поскольку безрелигиозное сознание, утратившее связь с традицией, будь то марксистское или либеральное - одинаково враждебно идеям национального сознания и патриотизма, питаемым религиозной традицией. История России прошлого и начавшегося столетий показала, что трагедии, постигшие нашу страну в течение этого времени не смогли до конца уничтожить социальный иммунитет, инстинкт самосохранения нашего народа, благодаря которому Россия вышла из трагедий XX века, жива до сих пор и снова заявляет о себе все более уверенно на международной арене.
       В то же время наша история на практике указала во-первых, на гибельность для страны "болезни европейничанья", как называл Н.Я.Данилевский давний недуг русской интеллигенции, страдавшей после петровских реформ хроническим и все более усиливавшимся вплоть до 1917 года комплексом национальной неполноценности (отметим, что сам западный мир никогда не страдал подобным недугом; неизвестно, чтобы там когда-либо появлялись какие-то особые "европо"- или "американофилы", дискутирующие с западными же "русистами" или "славистами", или "европо"- или "американофобы", с ними братающиеся), а во-вторых, на недостаточность для самосохранения России патриотического чувства народа только лишь на уровне его подсознательных рефлексов. Поэтому усилия, предпринимаемые современной властью для возрождения России, направлены на всестороннее комплексное системное преодоление культурно-исторического разлома истории нашей страны, что отразилось и в тексте современного Государственного гимна России, в первой строке которого указано на то, что "Россия - священная наша держава!", а во втором четверостишии прямо указывается на уникальность и Богохранимость России: "Одна ты на свете! Одна ты такая! // Хранимая Богом родная земля".
       Актуальность обращения к экскурсионно-туристическому и паломническому потенциалу Москвы, относящемуся к военно-патриотической тематике обусловлена не только тем, что Москва сама по себе, будучи столицей России, является ее символом, сердцем; не только тем, что в ней в настоящее время проживает, чуть ли не десятая часть всего населения страны, но и тем, что для многих людей она является одновременно и "малой" Родиной, подлинно своим родным домом. В связи с этим представляется актуальной систематизация экскурсионно-туристического и паломнического потенциала Москвы, относящегося к военно-патриотической тематике, а также разработка на этой основе ряда экскурсионных и паломнических программ.
       Экскурсионно-туристический и паломнический потенциал Москвы по рассматриваемой тематике включает следующие типы объектов:
         1. Иконы, почитание которых связано с избавлением от нашествий иноземных захватчиков, особенно Владимирской, Казанской, Донской и Смоленской икон Божией Матери [8].
         2. Мощи воинов, прославленных в лике святых, например св. Александра Невского (частицы мощей находятся в храмах Свято - Данилова монастыря), св. Димитрия Донского (мощи под спудом в Архангельском соборе Московского Кремля), св. воинов героев Куликовской битвы преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) (храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове), св.Феодора (Ушакова) (частицы мощей находятся в целом ряде храмов Москвы) [9,10].
         3. Храмы, созданные в честь воинских побед и в память о погибших воинах (например, храм Христа Спасителя, созданный в честь победы в Отечественной войны 1812 года, храм великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, созданный в честь победы в Великой Отечественной войне и многие другие).
         4. Дворцы, основанные в честь военных побед (например, Петровский путевой дворец и Большой дворец в усадьбе Царицыно, создание которых было связано с победами России в русско - турецких войнах, Большой Кремлевский дворец, возведенный как светский памятник победы в Отечественной войне 1812 года наряду с храмом Христа Спасителя одним и тем же архитектором - К.А.Тоном).
         5. Памятники видным военачальникам и мемориалы (А.В.Суворову на Суворовской площади, М.И.Кутузову и П.И.Багратиону на Кутузовском проспекте, М.Д.Скобелеву перед зданием Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, Г.К.Жукову на Манежной площади, К.К.Рокоссовскому в начале бульвара, носящего его имя, памятник Соловецким юнгам на площади Соловецких юнг, Мемориал в Парке Победы на Поклонной горе и другие).
         6. Памятные сооружения (например, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в честь победы в Отечественной войне 1812 года, Бородинский мост, Манеж, обелиски и стелы в честь воинских побед).
         7. Здания с мемориальными досками, где жили военачальники.
         8. Военные учебные заведения.
         9. Военно - исторические музеи.
         10. Захоронения видных военачальников.
         11. Станции метро, названия которых связаны с военно - патриотической тематикой (например, "Бульвар Дмитрия Донского", "Нахимовский проспект", "Багратионовская", "Кутузовская", "Партизанская", "Кантемировская", "Бульвар Рокоссовского", "Парк Победы").
        
         С другой стороны экскурсионно-туристический и паломнический потенциал Москвы, связанный с военно-исторической тематикой определяется теми историческими событиями военного характера, которые непосредственно затронули столицу нашей Родины.
         Первым ключевым событием в военной истории Москвы стала, конечно, Куликовская битва. В Москве и ближайшем Подмосковье есть целый ряд памятных мест, связанных с этим событием. К ним относятся:
         1. Кремль (Архангельский собор, гробница св. Димитрия Донского). с.м. "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина" [9; 10, т.1]
         2. Поклонный крест на "Швивой горке" и памятник св. Димитрию Донскому. Место прощальной остановки войска Димитрия Донского с видом на Кремль (в районе соединения улиц Гончарная и Яузская) [11]
         3. Свято - Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь был основан св. Димитрием Донским в память о победе в Куликовской битве. г. Дзержинский, ул. Дзержинского. 6 [9, с.25;10, т.1, с. 383; 12, с.5 - 9]
         4. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В храме находятся мощи героев Куликовской битвы святых Александра Пересвета и Андрея Осляби. Восточная ул. дом 6. м. "Автозаводская". [9,10, т.3]
         5. Храм Всех Святых на Кулишках. Воздвигнут по указанию Димитрия Донского в память православных воинов, погибших на Куликовом поле и место их захоронения Славянская пл., 2. м. "Китай - город". [9; 10, т.2]
         6. Богородице - Рождественский ставропигиальный женский монастырь. Основан матерью сподвижника св. Димитрия Донского кн. Владимира Андреевича Храброго Марией, в схиме - Марфой в память о павших на Куликовом поле и для приюта вдов, матерей и сирот, оставшихся оплакивать погибших. Ул. Рождественка, 20. [9; 10, т.1].
         7. Поклонный крест в память о великой княгине Московской Евдокии (в инокинях преподобной Евфросинии) на Рождественском бульваре.
         8. Храм преподобной Евфросинии Московской и памятник благоверным великому князю Московскому Димитрию Донскому и великой княгине Московской Евдокии (в инокинях Евфросинии) на Нахимовском проспекте.
        
         К теме обретения свободы от порабощения Золотой ордой, а затем защиты от агрессии с юга относятся также:
         1. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь основан в 1397 году великим князем Василием I на месте встречи (сретения) в 1395 году москвичами иконы Божией матери "Владимирская", перенесенной из Владимира в Москву по воле его матери великой княгини Московской Евдокии в ожидании полчищ хана Тамерлана. ул. Большая Лубянка, 19. [8;9; 10, т. 1].
         2. Храм Зачатия св. Анны, "что в углу" с южным приделом св. Мины, который был возведен в память освобождения от ига Золотой орды в 1480 году в день св. Мины (11 ноября ст. стиля), когда враги отступили от реки Угры. На месте первого деревянного придела в 1617 году по указанию кн. Дмитрия Пожарского был воздвигнут каменный в память избавления Москвы от польских интервентов. Москворецкая наб. 3. [10, т.2].
         3. Храм Василия Блаженного. Сооружен в 1555 - 1561 годах в честь покорения Иваном IV Казанского ханства. Красная площадь, 2. [9, 10,т.2].
        4. Донской ставропигиальный мужской монастырь. Икона Божией Матери "Донская". Монастырь основан в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея (1591год). Донская пл., 1. [9, 10, т.1].
        
         Текст экскурсий, связанных с обретением независимости от угроз со стороны южных соседей должен содержать не только сведения исторического характера о событиях этой эпохи и о конкретных объектах осмотра; в нем должен быть отражен не только исторический масштаб князя Димитрия Донского как великого государственного и военного деятеля эпохи. Очень важно показать духовно - нравственный облик святого князя. Автор жития князя Димитрия характеризует его как "с Богом все творящий и за него борющийся". "Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных". "Землею Русскою управлял и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил, и каждое воскресенье Святых Таин приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать. Поистине земной явился ангел и небесный человек".[13, с.5, 14, с.115]. По инициативе святого князя был основан целый ряд монастырей и храмов. Всю свою жизнь он находился по духовным покровом святых - сначала митрополита Московского Алексия, а затем - преподобного Сергия Радонежского и его племянника Феодора, игумена Симонова монастыря, впоследствии архиепископа Ростовского. В житии св. Димитирия Донского подчеркивается, что практически ни одного значительного государственного решения великий князь не принимал без благословения Церкви. В эту эпоху отношения светской и церковной властей достигают высшей гармонии, так что время княжения Димитрия Донского можно считать в этом смысле образцовым. Автор жития дает подробную религиозно - нравственную характеристику святого князя не только для того, чтобы указать на причины его канонизации, которая является в большой степени внутренним делом Церкви, но и для того чтобы выявить глубинные метафизические причины эффективности его политической деятельности, что может послужить чрезвычайно полезным уроком и для современной власти России. В тексте экскурсии также необходимо показать, что сама идея русского патриотизма окончательно сложилась именно благодаря всесторонней деятельности Димитрия Донского, направленной на объединение разрозненных княжеств в единую Русь перед лицом внешнего врага, кульминацией которой и стала Куликовская битва, победа в которой, по словам И.Е.Забелина, "была полной и славной победой собственно не над татарами..., а над домашним врагом. Москва победила здесь...княжескую и земскую вражду и борьбу из-за личных волостных интересов при полном забвении интересов общеземских. На Куликовом поле народ узнал, что Москва есть истинное средоточие и сердце Русской земли, истинный защитник, оберегатель и устроитель земской тишины и политической независимости" [13, с.102]. Этот исторический урок во всех его составных частях как нельзя более актуален для современной России, и именно поэтому современным фальсификаторам истории [15] так ненавистна правда об этой эпохе.
        Если Димитрий Донской воплотил идеал воинской доблести и государственной мудрости, вытекающих из святости жизни, то его супруга - Евдокия, великая княгиня Московская - явила собой пример любви, милосердия, верности и смирения, благодаря которым она при жизни своего супруга была надежной опорой не только для него самого, но и несокрушимым оплотом, тылом для всего русского воинства, а для многих и многих страждущих - последним утешением и надеждой в скорбях. Незадолго до своей кончины княгиня Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния (что в переводе с греческого языка означает "радость")в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле (уничтожен большевиками в конце 1920-х годов), а после ее кончины практически сразу началось ее почитание как святой угодницы Божией. И только больше, чем через половину тысячелетия, в 1988 году - в год 1000-летия Крещения Руси был прославлен в лике святых и ее супруг - великий князь Московский Димитрий Донской. Теперь Православная Церковь празднует общую память благоверных великого князя Московского Димитрия Донского и великой княгини Московской Евдокии, в инокинях Евфросинии, воплотивших в тяжелейших исторических условиях страшной эпохи, в которую им довелось жить, идеал жертвенной любви и стойкости в вере, актуальный как никогда в нашу эпоху материального благополучия и, в тоже время, духовной расслабленности и нищеты [14].
         Экскурсионно-туристический потенциал Москвы позволяет создавать экскурсионные программы, посвященные более поздним страницам военной истории России, в которой столица России сыграла ключевую роль. К ним относятся, прежде всего, освобождение нашей страны от польской интервенции в 1612 году, победы в Отечественной войне 1812 года и, наконец, в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
         В качестве примеров возможной реализации данного потенциала предлагается два экскурсионных маршрута, посвященные различным аспектам обсуждаемой тематики.
        
         Маршрут 1. Слава русского оружия: от истоков Московского государства
         до России (пешеходный).
         Целью данного маршрута является знакомство с памятниками, созданными в честь наиболее значимых в истории России событий, связанных с борьбой за независимость нашего Отечества, и духовно-патриотическими традициями в нашей истории.
         Маршрут:
         ст.м. "Китай-город" (начало маршрута), Славянская площадь (памятник свв. Кириллу и Мефодию, храм Всех Святых на Кулишках), Ильинский проезд (памятник гренадерам - героям Плевны), ул. Ильинка, Красная площадь (памятник Кузьме Минину и Димитрию Пожарскому, храм Казанской иконы Божией Матери, Храм Василия Блаженного), Манежная площадь (Манеж, памятник Маршалу Г.К.Жукову), Александровский сад (мемориал, посвященный героям Великой Отечественой войны, памятник Императору Александру I, памятник священномученику Патриарху Ермогену), ст.м. "Александровский сад", "Библиотека Ленина" (окончание маршрута).
         Объекты показа:
         1. Памятник свв. Кириллу и Мефодию. Славянская пл. Памятник великим просветителям славян, деятельность которых стала одним из ключевых факторов утверждения христианства на Руси.
         2. Храм Всех Святых на Кулишках. Славянская пл. 2. м. "Китай-город". Воздвигнут по указанию Димитрия Донского в память православных воинов, погибших на Куликовом поле и место их захоронения [9; 10].
         3. Памятник гренадерам - героям Плевны. Ильинский проезд. Сооружена как часовня-памятник воинским чинам гренадерского корпуса, который принимал главное участие во взятии Плевны 28 ноября 1877 года [9,10].
         4. Храм Василия Блаженного. Сооружен в честь покорения Иваном IV Казанского ханства. Красная площадь, 2. [9, 10].
        5. Памятник Кузьме Минину и Димитрию Пожарскому на Красной площади.
         6. Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Сооружен в честь победы на польско-шведскими интервентами в 1612 году. Никольская ул. 3. [9, 10].
         7. Памятник Маршалу Г.К.Жукову на Манежной площади.
         8. Мемориал в Александровском саду, Вечный огонь, грот, сооруженный в память о сожжении Москвы в 1812 году, памятник Императору Александру I, памятник священномученику Патриарху Ермогену, духовный и жертвенный подвиг которого пробудил Русский народ от оцепенения в тяжелейшее время смуты в начале XVII века и вдохновил на освобождение от иноземных захватчиков в 1612 году.
         9. Манеж, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
        
         Маршрут 2. "Никто не забыт и ничто не забыто". Памятники Победы в Великой Отечественной войне в Москве (автобусный).
         Целью настоящего маршрута является знакомство с мемориальными объектами, сооруженными в Москве в память о героях Великой Отечественной Войны.
         Маршрут:
         ст.м. "Парк Победы" (начало маршрута) (Парк Победы и Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе), Кутузовский пр-т, ул.Новый Арбат, Никитский б-р, Тверской б-р, Тверская ул. (дома NN 19, 9, 8), Никитский пер., Никитская ул., Романов пер. (до N 3), ул.Новый Арбат, ул.Знаменка, Боровицкая пл., Моховая ул., ст.м. "Александровский сад" (1 вариант окончания маршрута).
         Продолжение (вариант 1) (пешеходная часть по Александровскому саду до памятника Маршалу Г.К.Жукову на Манежной площади) (2 вариант окончания маршрута).
         Продолжение (вариант 2): ул.Моховая, ул.Охотный ряд, Театральный пр-д, Лубянская пл., ул.Б.Лубянка, ул.Сретенка, Б.Сухаревская пл., у. Садовая-Спасская, ул.Садовая-Черногрязская, пл.Красные Ворота, ул.Каланчёвская, Комсомольская пл., ул.Краснопрудная, ул.Русаковская, ул.Стромынка, ул.Б.Черкизовская, Сиреневый б-р, площадь Соловецких Юнг (памятник Соловецким юнгам), ул.16 Парковая, Щёлковское ш., ул.Халтуринская, Открытое ш., 7 пр-д Подбельского, бульвар Маршала Рокоссовского (памятник Маршалу К.К.Рокоссовскому), ст.м. "Бульвар Маршала Рокоссовского), 7 пр-д Подбельского, Открытое ш., ул. Халтуринская, ул.Б.Черкизовская, Преображенская пл. (Храм Преображения Господня на Преображенской площади), ст. м. "Преображенская площадь" (3 вариант окончания маршрута).
         Объекты показа:
         1. Парк Победы и Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе.[9,10].
         2. ул. Тверская, 19. Жилой дом и мемориальная доска, посвященная А.П.Маресьеву.
         3. ул. Тверская, 9. Жилой дом и мемориальные доски, посвященные Адмиралу Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецову и генералу армии А.В.Хрулёву. Цоколь здания облицован гранитом, из которого Гитлер планировал соорудить памятник в ознаменование победы над СССР.
         4. ул. Тверская, 8. Жилой дом и мемориальная доска, посвященная Главному маршалу бронетанковых войск П.А.Ротмистрову.
        5. Романов пер., 3. Жилой дом и мемориальные доски, посвященные Маршалам Советского Союза В.И.Чуйкову, И.С. Коневу, С.К. Тимошенко. В этом доме также жили Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский.
         6. Александровский сад (Мемориал, посвящённый героям Великой Отечественной Войны, Вечный огонь).
         7. Памятник Маршалу Советского Союза Г.К.Жукову на Манежной площади.
         8. Памятник Соловецким юнгам на площади Соловецких юнг.
         9. Памятник Маршалу Советского Союза К.К.Рокоссовскому на бульваре Рокоссовского.
        10. Храм Преображения Господня на Преображенской площади. Основан в 1743 году в память об образовании первого гвардейского полка новой регулярной Русской Армии. Разрушен на исходе открытых гонений на Церковь в СССР в 1964 году, последний из уничтоженных московских храмов. Восстановлен к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне (чин великого освящения храма и первая Божественная Литургия были совершены 8 мая 2015 года Патриархом Кириллом накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне). [10]
         Материал, посвященный обсуждаемой теме, фрагментарно может быть использован и в целях обогащения новым содержанием таких традиционных программ как экскурсии по Красной площади и Московскому Кремлю, Новодевичьему монастырю и Новодевичьему кладбищу, мемориалу на Поклонной горе, посвященному победе в Великой Отечественной войне и других.
         Рассмотренный материал, по мнению автора, может быть интересен не только для организаторов экскурсионных и паломнических программ, но и для любого человека, интересующегося данной проблемой. В этом случае представленный материал может служить в качестве краткого путеводителя для самостоятельного изучения данной темы.

      Литература

           1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: "ДеЛибри", 2015.
           2. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я.Данилевский и его книга "Россия и Европа".- Тверь: "Булат", 2001.
           3. Н.Я.Данилевский и современность. К 180-летию со дня рождения.// Сб. статей.- Тверь, "Булат", 2004.
           4. Шмелев И.С. Богомолье. Повести.- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012.
           5. Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали.- М.: "Минувшее", 2005.
           6. "Изборник". Библиотека всемирной литературы. Серия 1, т.15. - М.: "Художественная литература", 1969.
           7. Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати.- М.: "Институт Русской цивилизации", 2011.
           8. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон/Сост. С.Снессорева., 2011.
           9. Островская В.Н. Москва златоглавая.-М.: "Духовное преображение", 2011.
           10. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. В 4-х томах.- М.: "Астрель-АСТ", 2004 - 2008.
           11. Бокова В.М. История Москвы.- М.: "Современник", 1997.
           12. Перевезенцев С.В. Свято - Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.- М.: АНО РИД "Роман - газета", 2004.
           13. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской.- М.: "Преображение", 2000.
           14. Собор Московских святых. Сборник житий. - М.: "Сибирская благозвонница", 2006.
           15. История и антиистория. Критика "Новой хронологии академика А.Т.Фоменко". - М.: "Языки русской культуры", 2000.
        
         Общепринятые сокращения:
         св. (свв.) - святой (святые)
         свт. - святитель
         ст.м. - станция метро
        
         Материал статьи частично отражен в работе:
         Троицкий Д.А. Туризм и военно-патриотическая тема. К двадцатилетию канонизации Великого князя Московского Димитрия Донского.// Мир экскурсий, 2008, N 5, с. 30 - 37.
        
        
        
        Иллюстрации к материалу см. в разделе "Иллюстрации/Приложения".
        
        

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Троицкий Дмитрий Анатольевич (dmitrijtroickij@yandex.ru)
  • Обновлено: 02/07/2017. 35k. Статистика.
  • Статья: История
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.