Юлия Великанова о рукописи сочинений Юрия Тубольцева "Как ни крути, а ты всегда на полпути" и "Абсурдософия"
Поэзия - это всегда сомнение, поиск
Я немного знакома с творчеством Юрия Тубольцева - благодаря совместным занятиям в Литературной мастерской ныне покойной Людмилы Вязмитиновой "Личный взгляд".
Знаю, что афоризмы - это "торговая марка" автора, отличительный знак. Мне не встречались другие современные афористы. Редкий жанр.
Предложенная для рецензии рукопись представляет собой оригинальный, интересный замысел. Автор начинает с афоризмов-одностиший, а затем следует подборка стихов, где афоризм становится частью более пространного стихотворения.
В стихах Ю. Тубольцев развивает несколько основных тем, используя сквозные мотивы и образы.
У подборки афоризмов и у цикла стихов разные названия - притом, что замысел прослеживается единый. Главная творческая задача видится в том, чтобы выразить, дооформить замысел, придать ему законченный вид. Подробнее об этом позже.
Начнём с того, с чего начинается рукопись, - с афоризмов, от древнегреческого αφορισμός - "краткое изречение". Это и литература, и философия сразу. Любое время задаёт мыслящим людям вопросы, которые волнуют многих. Краткое изречение, призванное точно выразить мысль, поделиться с читателем сегодняшней мудростью, современной, актуальной, но сквозь призму мудрости веков. Без прямой дидактики.
Афоризм - не юмор, не анекдот, не пародия. Остроумие важно безусловно, да. Нельзя обойтись без яркого парадокса, формально-логического противоречия. Форма столь же важна, как и содержание.
Формула успеха афоризма: использовать стандартное привычное поначалу (от чего оттолкнуться - от клише, трюизма), и затем вдруг переиначить, вывернуть наизнанку.
Удачный афоризм - это всегда сюрприз.
Рукопись Ю. Тубольцева открывается подборкой "Одностиший". В некоторых из них слово из середины рифмуется с окончанием строки. То есть перед нами стихотворные афоризмы.
Какие приёмы использует Ю. Тубольцев при создании афоризмов?
1) Работа с известными устойчивыми выражениями (узнаваемые цитаты из литературы, кино и т.д., крылатые выражения, пословицы, поговорки:
- соединение двух - А вас я попрошу остаться на коне (предложение приказ Штирлицу от Мюллера) плюс "остаться на коне" - о человеке в выигрыше, в позиции силы, победившем;
- неожиданный поворот внутри одной исходной реплики, с самостоятельным добавлением: Дано нам сердце, чтобы логике перечить. У раннего Мандельштама было: "Дано мне тело...".
- Иметь, что имеем, мы часто, увы, не умеем - о том же, о чём "Что имеем, не храним - потерявши, плачем".
2) Без настроенья не сварить варенья - воспринимается как вариация на тему пословицы "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".
3) В чём ошибёшься, в том и разберёшься... - интонационно "С кем поведёшься, от того и наберёшься", а тематически здесь широко: "Тот не ошибается, кто ничего не делает" и одновременно - "На ошибках учимся"...
4) Где разум, там и недоразуменье; Кто ищет смысл, тот бередит бессмыслицу; Не в сказке мы, где всё решит подсказка - игра с однокоренными словами.
5) Игра с полярными понятиями: Как это низко - оказаться выше всех! или В плохой игре и выигрыш - как проигрыш.
6) Парадоксальные, не до конца ясные фразы: Мал золотник, да спрячь его от Доры. Слово "дорог" видоизменилось в созвучное имя. Возможно, речь идёт о модной у подростков певицы с таким именем. Но это неочевидно.
7) Пародия на поэтический штамп: Стихи, луна, вишнёвый сок, любви глоток...
8) Момент "заземления" от начала к концу: За скелеты в шкафу вам придётся доплачивать грузчикам.
9) Создание новых слов - окказионализмов: На барабане не получится гитарить.
И другое.
Особенно удачными представляются такие: В людей я верю, вот и оптимизм или Всё, что бесспорно, то недостоверно; Опаздывай на поезда, хотя бы иногда; Путь гения лежит через тупик или Чёрный квадрат - для мыслителя красная тряпка ...
Иногда автора ведёт за собой рифма, и ей в угоду получается фраза спорная и неубедительная по смыслу: Лишь дворняга живёт без напряга... (разве же без напряга?) или Совет - как фальшивый билет... (далеко не всякий совет так плох) или Съешь колбасы, чтоб выросли усы... (???)
"Одной строкой" - новый отдельный цикл. Формальная разница - здесь две строки, но записанные в одну. Нужны ли эти тексты в объёме этой рукописи, - вопрос, на который автор сможет найти ответ позже.
Подходим к сборнику стихов "Абсурдософия".
В "многострочных" стихах автор продолжает пользоваться своим привычным инструментарием, сохраняет афористичную интонацию.
Как уже было сказано выше, в основных стихах подборки Ю. Тубольцев обыгрывает, развивает, неоднократно повторяет афоризмы. Их темы и мотивы - глубокие, полемичные, требующие пристального рассмотрения, раскрытия.
Среди тем выделяются наиболее ярко:
1. Чёрный квадрат (в том числе "Я квадратен" - говорится не раз о лирическом герое).
"Чёрноквадратотерапия" - удачная находка слова, встречается в стихотворении "Искусства муки". Однако вкладываемый в окказионализм смысл не прояснен.
Стихотворение "Я - архетип черного квадрата" содержит в себе "Одностишия", так же как и текст "Я - чёрный квадрат".
"Жизнь" - короткий итожащий стих. Последняя строка производит неожиданное и сильное впечатление.
Текст "Закрашивая черный квадрат" - ещё одна попытка подойти к итогам.
Тем не менее, вопросы к автору остаются.
2. "Я архетип ребенка и шута, но в зеркале я - сволота". Тема очевидно важна для автора, он возвращается к ней многократно. Фраза, да и тема, настолько необычна, даже вызывающа, что к её раскрытию нужно отнестись с вниманием.
"Ребёнка и шута во мне есть архетипы" - из стиха "Перегиб". "Запутанность" продолжает ряд повторов.
К сожалению, без развития.
Стихотворение "Яяяяя" ближе к концу рукописи должно бы подытоживать тему "архетипа". Лирический герой пытается что-то объяснить, но быстро сбивается на одно только "яяяя"... Общая тема остаётся без раскрытия.
Много к автору вопросов...
3. Поэт, выбор творческого человека - тема создания текстов, таланта: пишу (назло всему), читаю и от этого в выигрыше по сравнению с другими, преимущества поэта перед толпой...
В стихах на эту тему особенно много дидактики, призывов, восклицаний, напутствий, предостережений. Всё это не очень-то соседствует с поэзией. И афоризму это, как мы помним, не к лицу.
Есть и прямо-таки выводы, итоги. Как например, стихотворение "Гений". Может ли быть поэзия там, где автору уже всё ясно. Поэзия - это всегда сомнение, поиск.
Стих "Пиит" - "Не пиить же ты, пиит" - первая строка хороша. А вот иврит, похоже, возник здесь из соображений подрифмовки.
4. Ещё одна сквозная тема (возможно): "Будет мир светлей".
"Найду я свет!" - уверяет лирический герой ("Лабуда"). Как хочется верить!
Стихи Ю. Тубольцева характеризуются свободным метром, частичной хаотичной рифмовкой. Автор высказывается оригинально, не ограничивая себя законами стихосложения (что внятно артикулировано и в содержании стихов).
Его ведут мысль и чувство, это явственно ощущается, и это всегда интересно - проявление живой творческой души. Но и законы и правила в поэзии - дело нужное. Важное.
Что есть в удачном стихотворении:
Идея - основная мысль, которая держит текст как единое произведение, не распадающееся на отдельные строки. Сюда же примыкает сюжет и его раскрытие (если он наличествует).
Атмосфера - оттенки чувств, эмоций, состояния автора.
Размер (ритм, длина строки) - важны для мелодики произведения, звучания и настроения, которое оно создаёт у читателя.
Различные приёмы и средства, повышающие выразительность поэтического текста - сравнения, эпитеты, метафоры, гипербола и многое другое.
Сильное начало и сильная концовка.
Звукопись - все ли сочетания букв и слов благозвучны при произнесении вслух.
И ещё - что делает стихотворение именно стихотворением, а не набором мудрых мыслей, записанных в столбик - иногда с рифмой - но тем не менее остающимся прозой? В первую очередь - поэтический образ.
Вернёмся к замыслу поэтической книги. Цикл "Одностишия" - это заявка того, что далее будет встречено и развито в стихотворениях.
Автор задумал оригинальный философский цикл - с оригинальной подачей, которую надо более явно проявить, прояснить.
У нас есть только текст, который мы представим на суд читателю. Никаких пояснений дополнительно автор читателю дать уже не сможет. Есть ещё такой доступный инструмент, как предисловие автора. Можно в нём предварительно познакомить со своим замыслом.
Подробнее по некоторым стихам
Ценно, что в некоторых строках сквозит (или заявлена) ирония, но хотелось бы, чтобы она проявлялась более смело. Это только украсит стихи. Стихотворения "Дуралей", "Супергерой", "Конкурс" в этом смысле показательны. Также концовка стиха "Твой выбор" - игра со словом "никогда".
"Или нет?" - удачный текст.
А вот рефрен "А мне бы" в каждой строке (а строк 12, но в одной принцип вдруг нарушен), представляется слишком тяжеловесным.
Повтор строки - песенный, балладный приём ("Я живу в виртуальном мире"). Известно много примеров удачного использования рефренов.
В стихотворении "Не Ван Гог" о лирическом герое сказано: "В танце Бог/Ни в чем другом не Бог".
Последнее же стихотворение (сильная позиция подборки - итог итогов!) неожиданно выглядит так:
Богиня
Во мне есть архетип богини, тени и шута,
Танцую в ритме жизни,
Я есть песня без конца,
Ищу, ищу я мудреца!
Ещё предстоит много думать - и над концовкой в том числе.
Итого. Нужно чётко определиться с генеральным замыслом и идти за ним. Есть главные темы - выстраиваем композицию из стихов, их развивающих наиболее полно.
Как только это будет сделано, из подборки уйдут лишние тексты. Представляется, что стихов нужно выбрать небольшое количество, но - лучших, самых сильных и законченных по мысли и форме. Самых важных для автора.
Хорошо бы все стихи перед публикацией доработать с редактором. Редактор в принципе желателен любому тексту.
При составлении композиции будущей книги помним о том, что могут быть в подборке и "разгрузочные стихи" - на другую тему, дающие отдых, место для переключения, осмысления. Не всё в цикле должно быть посвящено узкому кругу тем - как и в жизни: шире и больше.