Юрий Тубольцев Поэтика развернутого абсурда (Герой свинашего времени)
2008 г.
Тубольцев Юрий Анатольевич
Поэтика развернутого абсурда
(Герой свинашего времени)
ISBN 978-3-939995-99-9
Alle Rechte in dieser Ausgabe vorbehalten
Gesamtherstellung
Edita Gelsen e.V.
logobo@gmx.de
(C) Юрий ТУБОЛЬЦЕВ
Перепечатка только с письменного разрешения автора
художник обложки Юлия Дозорец
Аннотация
Абсурдософию (стихи, миниатюры и интеллектуальные анекдоты) из сборника современного конструктора слова, сюрреалиста Юрия Тубольцева "Поэтика развернутого абсурда (Герой свинашего времени)" отличает игра слов и смыслов, многослойность, филологические и идеоматические находки с этическим и социальным оттенком... речь, выпавшая из контекста, которая сразу ставит в недоумение и заставляет этот несуществующий контекст искать, необычная форма записи и построения, штурм букв и шторм ассоциаций, зверюшки-симулякры в стиле постмодерн... Нереалистические внежанровые этюды Юрия Тубольцева формируют у читателя мультипозиционное, толерантное, гуманистическое мышление...
Произведение многоплановое. Интересно показана проблема соотношения мнимой и "реальной" реальности, реальности и вымысла. "Где кончаются зверюшки-симулякры и начинается реальность?" - возникает у читателя вопрос. Диалоги порождают виртуальные реальности, игру на стыке между иллюзией и реальностью. Меняется ряд ракурсов действительности, действительный мир рассматривается лишь как один из возможных.
Показана дополнительность точек зрения на мир.Чувствуется, что мы живем в эпоху тотальной недостоверности.
Сюрреалистично, в одном изобразительном поле сочетаются несочетаемые элементы, возникает ощущение карнавализации.
Оглавление
Введение
Глава 1. Без Хрю (Зазаабсурдье)
Глава 2. Книга Хрю
Глава 3. Книга Дзынь
Глава 4. Не вошедшее в Книгу Хрю
Глава 5. Абсурдознание
Глава 6. Кошкометрия
Глава 7. Разговорчивые фамилии
Глава 8. Миньканиндзи
Глава 9. Философия зеркал. Зеркальные метаморфозы
Глава 10. Сборник стихов "Речевые игры"
Выводы... Сюррософия заабсурдья и Ыкзестенциализм
Приложение 1 Словарик абсурдослова (абсурдософа)
Приложение 2 Миниатюрный театр петрушки. Петрушкины потешки.
Приложение 3. Эхология (эхолотия)
Введение
Сергей Сумин Дведевочки и парасенок.
( о книге стихов и миниатюр Ю.Тубольцева )
Все роды литературы хороши, кроме одного, скучного - сказал Вольтер. Если Вы согласны с этим утверждением, то книга современного писателя Юрия Тубольцева
"Поэтика развернутого абсурда", Вам, пожалуй, понравится. В этой небольшой по объему книжке есть все, чтобы не бросить чтение на середине: словесные кульбиты, прыжки в нелепость, подмигивания читателю, гомерический хохот, маскарадное шествие философий, несуществующие животные, жонглирование словами и образами. На страницах "Поэтики" царит не серьезность, а легкость, не рассуждения о высоких материях, а абсурдистская игра, не скучная наука, а театральная клоунада. Все это, однако, не без примеси скрытой горечи, горечи от нелепостей и тупиков человеческой мысли.
Миниатюры и стихи "Поэтики развернутого абсурда" читаются легко, буквально за один присест. В этой книге около трехсот коротких занимательных историй, диалогов и стихотворений. Все вместе они создают ощущение захватывающего театрального действа, только у Тубольцева каждое слово играет не ту роль, которую играло раньше, а ту, которую поручил ему режиссер-автор.
Конечно, Юрий Тубольцев - постмодернист. Что это значит? Это значит, что он перемешивает, "миксует", сталкивает в пределах одной книги разные литературные, культурологические и философские модели, играет стилями и манерами письма. Если посмотреть на жанровую природу миниатюр книги, то в ней легко можно обнаружить: притчу, сказку, верлибр, рассказ, дзенский коан, танка, хокку, смс-сообщение, анекдот, афоризм, сценку, диалог, стихотворение и т.д. Автор миниатюр, будто опытный птицелов, расставляет силки и ловушки для птиц нашего внимания, и читатель частенько ловит себя на том, что попался.
Постмодерн как мировоззрение уравнивает противоположности: верх и низ, факты и мифы, серьезное и ироничное, элитарное и массовое. У лучших постмодернистов 60-х - 90-х годов двадцатого века мы можем обнаружить черты новой мифологии, дегуманистичной по сути, ставящей человека на одну ступеньку вниз. Постмодерн разоблачает, мифологизирует, меняет систему координат. В романе английского писателя Джулиана Барнса "История мира в 10,5 главах" историю библейского Ноя и его ковчега рассказывает личинка жука-древоточца, у француза Мишеля Турнье о злоключениях Робинзона Крузо ярко и убедительно рассказывает туземец Пятница, а в книге русского писателя Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота" красный командир оказывается просветленным учителем, буддийским ламой. Стоит отметить, что человек как вид в этих и других произведениях постмодернизма - отнюдь не венец творения. Он жесток, мелочен, болезнен, несправедлив и эгоистичен. Кстати, Тубольцев вполне может считаться продолжателем этой линии "дегуманизированного искусства". В его книге слово человек заменено следующими синонимами: хрюньга, людь, людисенок, хрюловек, хрюдь и т.д.
Итак, "Поэтика развернутого абсурда"! Попробуем разобраться. Почему - поэтика? Почему - развернутого? Почему - абсурда? Название книги, наверное, больше подошло бы к какому-нибудь основательному научному труду, чем к сборнику коротких занимательных историй, однако.... Мне отчего-то кажется, что Тубольцев с сочувствием отнесся бы к знаменитой фразе Даниила Хармса: "Меня интересует только чушь!". Автор "Случаев" и "Елизаветы Бам" вполне мог бы считаться отцом того направления в нынешней литературе, которое делает ставку на словесную эквилибристику, динамичный сюжет и черный юмор. Современное постиндустриальное общество насквозь пропитано скрытым цинизмом, внутренней пустотой и жаждой развлечений, прикрывающихся рассуждениями о демократии и свободах личности. Юрий Тубольцев, к слову сказать, живущий в Германии, не теоретизирует, а художественно освещает эту ситуацию:
Дведевочки.
Одна девочка посмотрела сразу в два зеркала
и поняла, что она две девочки...
Что вижу я в данном тексте? В нем мне видится вовсе не остроумная шутка, а, скорее, скрытый кошмар. У персонажа этой миниатюры-предложения нет ничего подлинного, у него отсутствует сущность, ощущение собственной личности, индивидуальности. Представим себе, что героиня текста заглянет сразу в 5 или 10 зеркал. Сколько девочек отразят зеркала и что "поймет" эта девочка? Правильно, девочка "поймет", что ее 5 или 10. Это может означать лишь, что у персонажа нет никакой духовной опоры: такой человек смотрит ТВ - и становятся ТВ-человеком, погружается в мир виртуала - и он уже виртуален до кончиков пальцев, смеется над дешевыми комиксами - и уже не может остановиться.
У того же Даниила Хармса есть рассказ о рыжем человеке, у которого не было ни глаз, ни ушей, ни рук - ничего не было. Это уже не человек - одна лишь видимость, пятно пустоты. В каждом стихотворении и рассказике Хармса звучит эта горькая нота - Человека больше нет. Люди, которых мы видим на улице, утратили это гордое имя, у них нет больше никаких духовных ценностей, они утратили свое высшее измерение и шагнули в пустоту и мрак.
Духовные ценности - не миф. Люди, утрачивающие их, делают свою жизнь зависящей от незначительных вещей, сиюминутных желаний и прихотей. Такие люди несчастны по большому счету, хотя они всегда яростно отстаивают свою "свободу" и свое "мировоззрение".
Юрий Тубольцев в своих миниатюрах также констатирует пустотность, инфантильность и несамостоятельность человека техногенного общества. Несовпадение высоких смыслов и реального существования слишком очевидно, люди не понимают, зачем и для чего они совершают те или иные поступки:
Куда уходят смс?
А может, важен сам процесс!?
Вообще, основным свойством произведений автора является несерьезность, игра, ирония. Что это может означать? Если серьезность стремится установить точные соответствия между явлениями и предметами, то несерьезность, юмор могут свободно развивать любую мысль, пока она не превратится в собственную противоположность. Юмор, таким образом, ведет к переосмыслению жизни, ее пониманию. Конечно, при регулярных путешествиях в нелепость существует возможность вовсе заблудиться в ее дебрях, однако есть и возможность понять нечто важное. Юрий Тубольцев в своих коротких странных историях как раз и занимается этой работой осмысления происходящего с нами, современными людьми:
Гороха.net
- как жаль, что в Интернете нет гороха.
- а почему?
- принцесс от лжепринцесс не отличить...
Теперь стоит сказать несколько слов о писательских методах работы Юрия Тубольцева. Главное, наверное, достоинство его миниатюр в том, что они быстро заканчиваются. Два-три предложения, максимум - абзац, и вы уже переворачиваете страницу. Тубольцев прекрасно помнит основное свойство сознания современного горожанина - разбросанность, фрагментарность, "клиповость", принципиальное нежелание, да и неумение на чем-либо сосредоточиться надолго. Минута, другая, и нужно переключить телевизионный канал, две-три минуты - и новый сюжет, новая встреча, полчаса - и книжка пролистана(лучше, если это будут книга комиксов) . Хорошо ли это, плохо(скорее - второе), но это тенденция, и с ней нужно считаться. В Японии недавно вышла смс-версия романа Льва Толстого "Анна Каренина" - в 30-ти сообщениях. На Западе давно уже никто не пишет романы объемом более 200-250 страниц. Издатели убеждены, что современный читатель не купит и не станет читать произведение в 300, 400 или 500 страниц. Современному писателю приходится приспосабливаться к этой ситуации и писать лаконично, емко и стильно. В книге Юрия Тубольцева этот вопрос решен даже более радикально - самое длинное его произведение состоит из 10-15 предложений.
Стоит признать, у Тубольцева-писателя богатая и живая фантазия - почти у каждой миниатюры есть необычный заголовок: "Ледбовь", "Разговор двух часов", "Неодарвинисты", "Солнценосное", "Резонанс строк" и т.д. Заголовки эти ненавязчиво подталкивают к прочтению миниатюр, а иногда и несут дополнительную смысловую нагрузку. Автор "Поэтики развернутого абсурда" частенько использует молодежный сленг (аська, реал, френдить), создает неологизмы (кощенок, щеконок, солнцефальд, парасенок и двусенок), смешивает слова нескольких языков ( листtalk, wwwновь, гороха.net), обыгрывает фразеологизмы, религии и мифы народов мира (мастер дзынь, разбуддизм, зоостестизм, буратино-водолаз), работает с ритмикой строки и звукоподражанием (ыкзестензиализм, междуносие, хрюловеки) и т.д. Писательские методы Тубольцева достаточно разнообразны, он старается не повторяться, снова и снова удивляя читателя.
Тем не менее, в этой книге можно найти не только развлечение, но и пищу для ума. В миниатюрах Тубольцева с завидным постоянством повторяются слова: абсурд, глупость, нелепость, вздорность, мимолетность. Автор не просто фиксирует отсутствие смысла, но и надеется, что мы сами сможем найти выход из этого лабиринта. Ему совсем не интересно подсказывать выход, а иногда, возможно, он и сам теряет ориентир и задумывается - а куда же, собственно, идти дальше? Вот это свойство письма автора и делает его ближе и понятнее нам, ведь автор не учит и не читает мораль, а вместе с нами пытается разобраться в "основных вопросах философии". Делает он это легко, весело и нестандартно, поэтому книгу "Поэтика развернутого абсурда" я могу посоветовать всем, кто любит жизнь больше ее смысла, стремится жить достойно и быть счастливым в любом, даже самом нелепом и непонятном мире.
Октябрь 2008г.
Сумин Сергей Александрович (1973 г.р.) - поэт, журналист, критик. Автор нескольких книг прозы. Персональный сайт: http://sumin.moy.su/ Живет в Тольятти.
Глава 1. Без Хрю (Зазаабсурдье)
Точилка для воды
Буратино мечтал заняться подводным плаванием, но у него не получалось.
Инструктор сказал, что нос слишком длинный.
Резонанс строк
- Судя по линии снега, тут описана
Какая-то перекошенная виртуальность
И слишком прямая реальность, -
Прочитал, глядя на листtalk с многоточиями,
Ученый Пинг Винг и мокнул листок в снег еще раз.
- Форма некруглая, нелепица какая-то, -
Глядя на сугроб с отпечатками листка решил Снеговик.
- Может, поднести этот листочек ко льду и посмотреть, что отразиться? - предложило Эхо.
Но подул ветер, листочек выскользнул и улетел.
- А вертру-то листок зачем, он же не умеет читать, -
Удивился Пинг Винг.
- Не умеет, - подтвердило Эхо.
Легенда о дереве
Однажды одно распятье превратилось в дерево. Потомки этого дерева со временем образовали лес. Легенда гласит, что, если люди будут плохо молиться, лес этот может обратно превратится в распятья.
Прямолинейность
В этом круге где-то есть угол.
- Найди.
- И найду!
Бумажные беглецы
- Слушай, писатель! Что ты вообще имел в виду?
- Даже не знаю, надо спросить у моих персонажей.
- А я думала, это ты сочинил.
- Да, но, оказавшись "на бумаге", герои стали жить своей жизнью и думать по-своему. Им уже нет дела до того, что я в них вкладывал.
Снеговик
- Слушай, снеговик, что ты делаешь летом?
- А что такое лето?
- Время, когда растет морковка.
Морковкой почему-то называют мой нос, но он не растет.
Ты, вообще, где живешь? Элементарных вещей не понимаешь.
- А ты, я уверен, не знаешь, что такое снег.
Неодарвинисты
(разговор двух бибизян)
- Ты веришь в чудо?
- Нет.
- А мне рассказывали, что мы произошли от людей.
- Не, вряд ли, живут они как-то по-тупому, даже бананы не с той стороны чистят.
- Ну да, действительно, есть мнение, что раз за последние 100 лет ни одна обезьяна не деградировала в человека, значит это в принципе не возможно.
- Ты веришь в чудо?
- Нет.
А я верю, что люди когда-нибудь обратно станут обезьянами!
Взаимность
- Ты кто?
- Пастух облаков.
- Ты можешь нарисовать дождь зимой?
- Могу, но зачем?
- Ладно, не надо. Сделай так, чтобы в одной капле дождя сконцентрировался весь мир!
Для этого не нужно ничего делать. Каждая капля - это вселенная...
- А можно, я тоже буду пастухом облаков?
- Конечно...
Зри в корень
- Ты кто?
- Облако.
- Я тебя сейчас разоблачу.
Забывалка
Однажды незабудка забыла, кто она такая.
- а ты не знаешь, кто я? - поинтересовалась она у дракончика
- если ты забыла, кто ты, значит ты уже не незабудка
- а кто я?
- наверно, забывалка
Так появился новый цветочек - забывалка. Единственный и неповторимый!
Квакушки
Однажды лягушка обнаружила клюкву.
- клюква, а ты почему не квакаешь? - поинтересовалась лягушка
- а букварь и москва - тоже не квакают
- ну, это еще не известно, - сказала лягушка и пошла искать москву или букварь. Действительно, интересно, квакают они или нет...
Дведевочки
Одна девочка посмотрела сразу в два зеркала и поняла, что она - две девочки...
Кощеева тупость
Однажды Кощей Безбашенный встретил Ивана Бессмертного.
- где мудрость твоя хранится? - спросил Кощей у Ивана
- а у меня просто много жизней, - ответил Иван, если в одной жизни я натуплю, то начинаю жить в другой, в другой натуплю - перехожу жить в третью и так до бесконечности
- а если не тупить? - поинтересовался Кощей
- неа, тупость - она бессмертна! - ответил Иван
И Кощей призадумался...
Соревновались
Однажды две мухи соревновались, кто сильнее врежется в окно.
Рядом была открытая форточка, но это было не важно. Мухи соревновались...
Ы
Он многозначительно молвил: Ы
Она, еще более многозначительно, ответила: Ы
К ним подлетел ангел и тоже сказал: Ы
Ы - было у них в душе. Они чувствовали это Ы.
И было Ы. И Ы витало везде!
Буратино-пожарник
Буратино взяли в пожарники.
Огонь от удивления потух.
Буратино-водолаз
Буратино взяли в водолазы.
Рыбы от удивления чуть не утонули...
Путь мастера
Сухим разломом китайской кисточки он писал без чернил. Его называли лучшим каллиграфом Японии, а он считал себя безграмотным...
Неробот
- сколько будет дважды два?
- пять
- а мне кажется, что семь
- а почему не пять?
- семь лучше
- а может, все-таки четыре?
- нет, я не робот...
Семечки
- взвесьте мне, пожалуйста, килограмм одиночества
- вы так долго стояли в очереди, чтобы так мало взять?
- а я еще одновременно стою в двух других очередях