Занавес поднимается. На сцене - серая промо-стойка с кричащим слоганом "РАЙСКИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ВАШЕГО ЖИВОТА!" За стойкой - Фрося Метелкина, хрупкая девушка с уставшими глазами и натянутой улыбкой. Она поправляет рекламную листовку и делает глубокий вдох.
Навстречу ей идёт молодой человек, погруженный в свой телефон. Вероника, собравшись с духом, делает шаг вперед.
Не успевает она закончить фразу, как парень, словно ужаленный, вздрагивает и бросается бежать. Только его и видели. Фрося застывает, глядя ему вслед, в полном недоумении.
Затемнение.
На экране - запись с камеры видеонаблюдения. Фрося делает шаг к парню, парень убегает. Повтор. Замедленная съемка. Снова повтор.
Затемнение.
Зал суда. Фрося сидит на скамье подсудимых, понурив голову. Адвокат что-то шепчет ей на ухо, но она его не слышит.
ПРОКУРОР: (торжествующе) "Подсудимая Метелкина обвиняется в навязчивом приставании к гражданам с целью склонения к покупке ненужных товаров! Ваши действия вызвали у гражданина такой стресс, что он был вынужден спасаться бегством!"
ФРОСЯ: (отчаянно) "Но это моя работа! Я просто выполняла задание! Мне сказали так делать!"
На свидетельскую трибуну поднимается начальник Вероники, господин Пупкин, тучный мужчина с масляным взглядом.
ПУПКИН: (сокрушенно качая головой) "Фрося Метелкина - ценный сотрудник, но... в последнее время я стал замечать за ней некоторую... чрезмерную активность. Она слишком рьяно зазывала людей к нашей стойке. Я даже подозревал, что она... использует какие-то гипнотические техники!"
Затемнение.
Комната, увешанная проводами. Фрося сидит в кресле, к ней подключены датчики. Перед ней - строгий мужчина с бейджиком "Эксперт-полиграфолог".
ЭКСПЕРТ: "Фрося Метелкина, вы должны отвечать только "да" или "нет". Правда ли, что вы к людям пристаете?"
ФРОСЯ: "Нет!"
Скрип графика на ленте полиграфа.
ПУПКИН: (из-за кадра, злорадно) "Перефразируйте вопрос! Сделайте его более наводящим!"
ЭКСПЕРТ: "Правда ли, что вы используете методы давления на потенциальных покупателей?"
ФРОСЯ: "Нет!"
Скрип. Неуверенность.
Монтаж.
Фрося сидит в кресле, подключенная к полиграфу. Дни сменяются ночами. Голос эксперта звучит монотонно, навязчиво:
"Правда ли, что вы к людям пристаете?"
"Правда ли, что вы к людям пристаете?"
"Правда ли, что вы к людям пристаете?"
...
График на ленте полиграфа - сплошная каша.
Затемнение.
Сцена - та же, что и в начале. Промо-стойка, листовки, Фрося. Только теперь в ее глазах - пустота. Она смотрит на прохожих невидящим взглядом.
К ней подходит молодой человек. Фрося поднимает на него глаза.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: "Девушка, можно с Вами познакомиться?"
Фрося молчит. Затем ее лицо искажается безумной гримасой.
ФРОСЯ: (заунывно) "Я... я ведьма! Я заколдовываю людей своими листовками! Я краду их души! Я..."
Она начинает бессвязно бормотать, размахивая руками. Молодой человек в ужасе отшатывается. Фрося хохочет - громко, истерично, безумно.
Затемнение.
На сцене остается лишь промо-стойка с надписью "РАЙСКИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ВАШЕГО ЖИВОТА!". Над ней медленно опускается занавес. В зале - звенящая тишина.
- Это не биографично! У меня нет листовок! В пьесе не хватает кота! Я протестую! - заявляет Фекла.
- А где метла?
*
Тренинг на грани безумия
Занавес.
На сцене - светлый зал, увешанный мотивационными плакатами. На плакатах - фотографии улыбающихся людей и надписи вроде "МЫСЛИ ГЛОБАЛЬНО! ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО!" или "ТЫ - ГЕНИЙ! РАСКРОЙ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ!".
В зале - разношерстная группа участников тренинга личностного роста "ПРОРЫВ ИЗ КОРОБОЧКИ!". Среди них - Фрося, полноватая женщина средних лет с горящими глазами и решительным выражением лица.
ВЕДУЩИЙ (бодро): Доброе утро, друзья! Сегодня мы продолжаем наш путь к самосовершенствованию! Напоминаю задание: "Выход из коробочки"! Докажите себе и миру, что вы гении! Сделайте что-то особенное, необычное! Что-то, что заставит вас почувствовать себя... иначе!
Камера переходит от одного участника к другому. Кто-то рассказывает о том, как пробежал марафон, кто-то - как уволился с нелюбимой работы.
ФРОСЯ (себе под нос): Что-то они какие-то... банальные. Вот я... вот я им покажу! Завтра у меня будет чем похвастаться! Я гениальна!
Затемнение.
Вагон метро. Фрося пристально смотрит на прохожих.
ФРОСЯ (себе под нос): Так, надо придумать что-то такое... чтобы все ахнули! Что-то... гениальное!
Вдруг её взгляд останавливается на мужчине в шляпе.
ФРОСЯ (широко улыбаясь): Мужчина, простите, пожалуйста! У вас такая замечательная шляпа! Можно мне её на пару минут? Это для... творческого эксперимента!
Мужчина, слегка опешив, снимает шляпу и протягивает Фросе.
ФРОСЯ: (беря шляпу и обращаясь ко всему вагону): Дорогие пассажиры! Я - гений! И сейчас я докажу вам это!
Фрося начинает ходить по вагону, собирая деньги в шляпу. Люди, удивлённые и заинтригованные, охотно бросают монеты и купюры.
ФРОСЯ (возвращая шляпу мужчине): Вот! Видите? Я могу заставить людей отдавать мне деньги! Это гениально! Спасибо вам!
Мужчина ошарашенно смотрит на Фросю и шляпу, полную денег.
ФРОСЯ (вдруг, заливаясь смехом): Да я пошутила! Это был творческий эксперимент!
Фрося снова начинает ходить по вагону, возвращая всем деньги.
ФРОСЯ (в замешательстве): Ну, и где же мой прорыв? Где мой выход из коробочки?
К ней подходит мужчина в деловом костюме.
МУЖЧИНА: Девушка, у вас талант! Нам нужны такие промоутеры! Работа несложная, но очень прибыльная! Вас ждет карьерный рост!
ФРОСЯ (радостно): К прохожим приставать? Ура! Я всегда мечтала!
МУЖЧИНА (загадочно улыбаясь): Да, сегодня - у всех прорыв. У всех - выход из коробочки! Это будет незабываемо!
Фрося пожимает ему руку, полная энтузиазма.
Затемнение.
Фрося стоит на улице с рекламной листовкой, пытаясь привлечь внимание прохожих.
ФРОСЯ: Здравствуйте! Хотите узнать о нашем супер-выгодном предложении?
Прохожие проходят мимо, не обращая на неё внимания.
ФРОСЯ (себе под нос): Что-то не работает мой выход из коробочки...
К ней подходит тот самый мужчина в деловом костюме.
МУЖЧИНА (смеясь): Да я пошутил! Это был социальный эксперимент! Я хотел проверить, как люди реагируют на навязчивую рекламу!
ФРОСЯ (в отчаянии): Что? И это тоже... выход из коробочки?
Мужчина кивает и уходит, смеясь.
ФРОСЯ: Да что ж такое! Где же мой прорыв? Где моя гениальность?
Затемнение.
Утро. Зал для тренингов пуст. На двери - объявление: "Тренинговая компания закрыта в связи с жалобами участников на неадекватные методы обучения".
Фрося стоит перед дверью, растерянная и подавленная.
ФРОСЯ (себе под нос): Закрыли... А как же мой прорыв? Где я теперь буду искать мотивацию?
Она тяжело вздыхает и направляется в сторону остановки.
ФРОСЯ (себе под нос): Ладно, найду другой тренинг. Где-нибудь же должны научить, как по-настоящему выйти из коробочки... и не сойти с ума.
***
Гений на потолке
Занавес.
Сцена 1. Комната графолога.
В комнате - стол, заваленный бумагами, лупа, чернильница, перо. За столом - Графолог, усатый мужчина в очках, изучающий почерк Фроси. Фрося сидит напротив, с надеждой глядя на него.
ФРОСЯ: Ну что, скажите, у меня есть шанс? Я смогу ходить по потолку? Это очень важно для моего личностного роста!
ГРАФОЛОГ: (качая головой) Боюсь, вас ждет разочарование. Ваш почерк говорит о том, что... вы человек вполне приземленный. Максимум, на что вы способны - это крепко стоять на ногах. О потолке не может быть и речи.
ФРОСЯ: Что?! Да вы ничего не понимаете! Я - гений! Я должна летать!
ГРАФОЛОГ: Увы, почерк не обманешь. Вам ближе земля, чем небеса.
Фрося в отчаянии убегает.
Сцена 2. Комната Фроси.
Фрося сидит за столом и усердно тренируется, меняя свой почерк. Она выводит вензеля, наклоняет буквы, делает петли и завитушки.
ФРОСЯ (себе под нос): Нет, так не годится... Надо что-то более... воздушное! Лёгкое!
Через некоторое время Фрося снова оказывается в кабинете Графолога.
ФРОСЯ: Ну, как вам мой новый почерк? Теперь я смогу ходить по потолку?
ГРАФОЛОГ: (внимательно изучая почерк) Хм... Уже лучше. Чувствуется некая динамика, стремление к высоте. Но... потолок все еще недостижим. Максимум, что вам светит - это ходить по стенам. Но недолго. И с большим трудом.
ФРОСЯ (разочарованно): По стенам? И все?
ГРАФОЛОГ: Увы, таков ваш предел.
Фрося снова убегает.
Сцена 3. Снова комната Фроси.
Фрося в полном отчаянии. Она рвёт исписанные листы бумаги, бросает ручку на стол и рыдает.
ФРОСЯ: Что же делать? Как мне доказать, что я гений?
Вдруг её осеняет идея.
ФРОСЯ (вытирая слёзы): А что, если я... полностью изменю свой почерк? Перепишу себя заново?
Фрося с удвоенным усердием принимается за работу. Она изучает почерки знаменитых людей, копирует их стиль, изобретает новые элементы.
Сцена 4. Кабинет Графолога.
Графолог с изумлением смотрит на новый почерк Фроси.
ГРАФОЛОГ: Невероятно! Это... это что-то совершенно новое! Я никогда такого не видел!
ФРОСЯ (с замиранием сердца): Ну, что? Я смогу ходить по потолку?
ГРАФОЛОГ: (восторженно) Да! Да, вы сможете ходить по потолку! Более того, вы сможете летать! Вы - гений!
Фрося ликует.
Сцена 5. Метро.
Фрося стоит посреди вагона, привлекая внимание пассажиров.
ФРОСЯ (торжественно): Внимание! Внимание! Я - гений! И сейчас я докажу вам это! Я буду ходить по потолку!
Фрося делает глубокий вдох, напрягается и... начинает медленно подниматься в воздух. К всеобщему изумлению, она действительно идет по потолку вагона.
Пассажиры в шоке смотрят на нее.
ПАССАЖИР 1: Невероятно! Это чудо!
ПАССАЖИР 2: Она действительно ходит по потолку!
ПАССАЖИР 3: Это что-то невероятное!
Вдруг один из пассажиров, одетый в строгий костюм, выходит вперед.
ПАССАЖИР 4: (скептически) Это все ерунда! Это никакой не гений! Это графолог не правильно графологическую экспертизу сделал!
Фрося спускается на пол и возмущенно машет листком с экспертизой.
ФРОСЯ: Как вы смеете?! Вот, смотрите! У меня есть заключение графолога!
ПАССАЖИР 4: (берёт листок и внимательно изучает его) Хм... Позвольте... Да я тоже графолог! И смею вас заверить, почерк поддельный!
Пассажир 4 начинает громко смеяться. К нему присоединяются остальные пассажиры.