Туз Галина
Эффект Хоттабыча. Из цикла "На обиженных воду возят"

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 30/05/2014. 5k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика

  •   Это можно назвать, например, "эффектом Хоттабыча". Помните, что случилось, когда Волька лицемерно так посочувствовал футбольной команде, которая из-за выходки старикашки лишилась верного гола? А Волька-то болел за ее противников! И вот - выпустил джина из бутылки, в смысле, во второй раз. Он породил в Хоттабыче чувство вины, от этого вспыхнуло чувство любви (так часто бывает), можно даже сказать - неконтролируемой страсти к обиженной команде. И Хоттабыч принялся ей подыгрывать. А с этим Волька уже ничего не мог поделать. Вот только что твой друг был полностью твоим, обожал и понимал только тебя. Смотришь, а следующий-то его шаг - совершенно с твоими интересами не согласуется. Типа, "вчера еще в глаза глядел, а нынче все косится в сторону...".
      Обратно в бутылку джина можно засунуть только хитростью, но кому когда это удавалось? Страсть в бутылку не засунешь, какова бы природа этого чувства ни была. А породило-то его на самом деле лицемерие. Вот оно - лицемерить не надо, тогда и эффекта Хоттабыча не случится.
      Но как же без лицемерия-то? Оно ведь часто - просто любезность (например, когда нет настроения ее проявлять), а то и точка отсчета отношений. Которые тоже живой организм - всего-навсего неискренне улыбнулся, а организм рождается, развивается и умирает (смерть есть следствие развития). А развиться отношения могут в любую сторону. Ведь мы не знаем ни внешности, ни характера новорожденного ребенка, тем более, не знаем его судьбы. Так и с отношениями. Сказал не то слово, не так посмотрел, не так поступил - и пошла писать губерния, вернее, как говорил один замечательный ставрополец: "Не туда пошла Ташла".
      Лицемерно похвалишь внешность девушки - глядь, а твой-то на нее уже глаз положил. И этот глаз ты сама ему открыла! Раньше девушка ему противной пигалицей казалась, теперь он наконец-то увидел ее и оценил. Отправишь детей к воскресному папе, лицемерно рассуждая, что отец имеет право, а он их поведет на концерт попсы, да такой, что попсее не бывает, и все ваше совместное с детьми рок-содружество тут же рушится, и годы такого классного рок-единения ушли, как и не бывало. Детей тебе возвращают другими людьми...
      Да и вообще с эффектом Хоттабыча живешь, как с привычным вирусом, который нет-нет, да и вылезет на губе "простудой". Ведь гордое звание "человек" тебя обязывает быть, по крайней мере, уважительным с другими людьми. Воспитанным, милым. От этого вечно ляпаешь что-нибудь "по велению долга" - почему бы человеку и не сказать доброго слова? Тебе ж это ничего не стоит. Оказывается, стоит, и немало. За лицемерие ты тут же бываешь наказан. Но ведь еще знаменитый Жозе Сарамаго говорил, - ну, тот португальский писатель, нобелевский лауреат, который поссорился с другим нобелевский лауреатом, Маркесом ("Как поссорились Жозе Жозевич с Габриэлем Габриэлевичем"): "...Необдуманность суждений - обычный людской недостаток, куда легче высказать то, что, по твоему мнению, хочет услышать собеседник, чем придерживаться истины...". Вот на этом, как правило, и горим.
      ...Я очень любила общежитские литинститутские тусовки. Ух, как здорово было находиться среди своих! Читать и слушать стихи, петь песни под гитару. Мимо меня проходили события бурной перестроечной Москвы, империя, можно сказать, рушилась, а я все смотрела на своих друзей влюбленными глазами, и не могла покинуть эти закопченные стены, не выходила на площадь, не выходила в кабак, даже на свиданки не бегала - все было здесь, под рукой, в общежитии.
      И вот... Однажды к моему сокурснику приехал отец - респектабельный такой бонвиван, который остановился, конечно, не у нас на пыльном этаже, а в фешенебельной гостинице. И сын, разумеется, должен был к нему отправиться. И тут я возьми и лицемерно позавидуй: везет же тебе! В гостинице поживешь, отдохнешь от этого бедлама! И вот, среди нашего бурного застолья вызывает меня за дверь этот мой однокурсник и говорит: "Ну, пошли!". "Куда?". "В гостиницу, ты же хотела". Я ему говорю: "Сашка, как тебе не стыдно! Я же тебе как сестра! А ты мне что предлагаешь? Кровосмеситель несчастный!". Ну, он не обиделся, да и я не особо. Он отправился восвояси, ну и я вернулась к своей веселой компании.
      На следующий день после занятий в институте нашла на подушке послание в стихах: "Прости, сестра! По пьянке бес попутал! Пойми, прости, скорее позабудь! Как слон в лавчонке, в этом институте, всегда на чью-нибудь наступишь грудь! И я, кровосмеситель одинокий, кричу в ночи и горько слезы лью! Суровые для совести уроки пищеваренью ходу не дают!".
      Да-а... Все-таки эффект Хоттабыча играет и свою положительную роль в творческом процессе под названием жизнь. Не случись акта моей фальшивой зависти, не были бы написаны такие потрясающие стишата, разумеется, имеющие влияние не на судьбы литературы, а на украшение моей собственной судьбы всякими такими "китайскими фонариками", огнецветами и хлопушками с конфетти, останки которых выметутся из моей жизни лишь тогда, когда и жизни-то уже не будет - их просто выгребут на девятый день наследники, запихнут в мешок и вывезут на свалку. Там-то и истлеют все бумажки из моего архива, все неконтролируемые страсти, все ситуации, исполненные чувства вины, все стихи для личного пользования. И не будет рядом никакого Хоттабыча, который выхватит эти листки из помойки и заставит их еще немало потрудиться для пользы и веселья грядущих поколений.
      

  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 30/05/2014. 5k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.