Туз Галина
Забавная история времен позднего застоя. Александр Галич

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 21/05/2017. 3k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Скачать FB2

  •   Как известно, если у пишущего человека нет возможности писать, он все равно найдет себе лазейку - как-нибудь да выкрутится, чтобы предаться любимому занятию. Я в свое время, дабы не иметь прямого отношения к советской власти и все-таки не выпасть из контекста жизни, писала репортажики из детских садов, зарисовки о славных хирургах и молодежных театрах, получив однажды даже приз за свою работу - книгу к 60-летию ВЛКСМ "Принадлежу комсомолу", выпущенную Ставропольским книжным издательством. Пролистав без малейшего интереса толстенький фолиантик, на 98-й странице вдруг наткнулась на текст "Комсомольской песни" В.П. Соловьева-Седого ("Протрубили трубачи тревогу..."), в те времена известную каждому школьнику. И ничего бы в этом не было удивительного, если бы перед текстом не стояло, черным по белому (вернее, красным по белому): "Стихи А. Галича".
      Шел 1978-й год. Диссидентское движение в СССР было разгромлено, инакомыслящие писатели были высланы или посажены, даже упоминать их имена в прессе было категорически запрещено. Опальный поэт и бард Александр Галич уже год как покоился на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, проведя последние три года своей жизни в вынужденной эмиграции. А ставропольские книгоиздатели, ничтоже сумняшеся, фиксируют авторство Галича в юбилейном комсомольском издании! Беспрецедентно, вопиюще!
      Естественно, разгорелся жуткий скандал. Крайком партии метал громы и молнии. Впрочем, редактор-составитель сборника Г. Шапиро, похоже, отделался легким испугом. Потому что, как ни в чем не бывало, продолжал работать зав. общественно-политической редакцией издательства и уже в годы перестройки мне, в то время редактору альманаха "Ставрополье", изрядно портил жизнь своей идеологической бдительностью. Когда в одной фантастической повести в альманахе вдруг промелькнуло подозрительное упоминание некоей "стены", Шапиро, прищурив глаза, зловеще осведомился: "А не имеет ли автор в виду Кремлевскую стену?". Я легкомысленно захохотала, приняв вопрос за шутку, но сделать это явно поторопилась: "А вот ваш смех тут неуместен!", - не менее зловеще прокомментировал мою веселость зав. редакцией, и я грустно подумала - как же мне везет на конформистов! Ведь в Литинституте, в семинаре "Очерк-публицистика" меня угораздило учиться у А. Медникова, того самого Медникова, который исключал поэта А. Галича из Союза писателей (он еще и мемуары свои по этому поводу не постеснялся нам, студентам, читать) и которого сам Александр Аркадьевич в своем выступлении по радио "Свобода" назвал "летним дураком": "Зимний дурак должен войти и снять шубу, галоши, шапку и размотать шарф, и только тогда видно что он дурак; а летний, он так входит, что сразу видно... Так вот, Медников - он вот такой летний дурак" ("Глагол" Љ3, 1991 г. Александр Галич "Я выбираю свободу"). Впрочем... Я конформистов даже жалею. Ведь стоит только себе представить, что испытал редактор-составитель сборника "Принадлежу комсомолу", когда оказалось, что поэт А. Галич у нас в стране под великим запретом... Врагу ведь не пожелаешь такого...

  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 21/05/2017. 3k. Статистика.
  • Статья: Литкритика

  • Связаться с программистом сайта.