Так уж устроен читатель - он всегда в поиске, он ищет для себя все более и более увлекательные тексты и, если находит, то считает, что время потрачено не зря. И мы вряд ли ошибемся, если интереснейшими из ныне живущих писателей-фантастов назовем супругов Марину и Сергея Дяченко, лауреатов всевозможных премий, обладателей титула "Лучшие фантасты Европы".
Трилогия М. и С. Дяченко "Метаморфозы" (изд. Эксмо, 2011 г.) - без преувеличения, один из шедевров "передовой современной фантастической мысли".
Первый роман трилогии - городскую фэнтэзи "Vita Nostra" - можно было бы настоятельно рекомендовать для прочтения всем пишущим. Всем пишущим на русском языке. Всем говорящим на русском языке. Всем понимающим русский язык. И чтоб прочитали ее даже те, кто не любит фантастику и не считает ее серьезным жанром. Потому что это роман о Слове.
Героиня романа Саша Самохина, обычная девочка-школьница, попадает в совершенно необычные обстоятельства, которые ей предстоит не только преодолеть, но и объяснить для себя. Сюжет книги столь закручен, что читательский азарт будет гнать вас все вперед и вперед - до последней страницы. И вот тогда, отложив книгу и немного подумав, вы наверняка поймете, причем тут Слово и как Саше Самохиной удалось стать тем, кем она стала: "Мы проходим путь от человека к Слову, ты сейчас на самом крутом участке этого пути".
Трилогия продолжается романом "Цифровой, или Brevis est" - книгой о современном подростке, геймере Арсене Снегове. И здесь также - масса фантастических сюжетных коллизий и перипетий, разве что они будут более близки и понятны тем читателям, кто в курсе, что такое компьютер и компьютерные игры (да есть ли сейчас такие, кто этого не знает?). Впрочем, Арсен ведет ведь не только виртуальную, геймерскую, но и обычную жизнь современного горожанина - ссорится с родителями, влюбляется и даже дерется: "Жизнь - это джунгли, сколько ни квакай. Шаг вправо - интеллектуальный грабеж, слямзят пароли. Шаг влево - битье морды, вытряхнут телефон. А ты домашний юноша, как я погляжу, лучше бы по ночам не шататься". Так что в "Цифровом..." авторам опять удается великолепно соединить вполне узнаваемую реальность и невероятный сюжет.
Завершает трилогию М. и С. Дяченко "Метафорфозы" роман "Мигрант, или Brevi finietur". И здесь авторы берут читателя в оборот - и не только с помощью сюжетных ходов, но и ориентируя на высокие помыслы, и высказывая идеи, и философствуя, - это воспринимается нами столь органично, что кажется - ты сам до всего додумался. Независимым быть лучше, чем зависимым? Лучше. Свою землю (Землю) любить - что может быть для человека естественнее? Точно. Рвануть на помощь погибающему - рефлекторное действие настоящего мужика? Ну да. И мы следим за приключениями Андрея-Крокодила так, как будто сами оказались за миллионы парсеков от родной планеты, вдумываемся в мудрые слова, решаем для себя нелегкие задачи: "Наш мир материален, это тень на стене. - Айра помолчал. - Мы должны пройти в другой мир, тот, который отбросил эту тень. Исходный. Там найти кого-то или что-то, кто или что имеет связь с Творцом".
Вот именно эту связь с Творцом (и творцами, авторами "Метаморфоз") мы и находим в трилогии в конце концов, понимая, что не просто развлекались, читая талантливую фантастику, но и пребывали в поисках Истины.