Туз Галина
Игра в прятки. Сборники детской поэзии

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 19/07/2017. 3k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Скачать FB2

  •   "Нет у поэта отчества, творчество - это отрочество", - а ведь прав Андрей Вознесенский, творчеством-то можно заниматься, только сохранив в себе детство, детский взгляд на мир. Не оттого ли солидных, взрослых дяденек и тетенек нет-нет, да и потянет написать что-нибудь эдакое, задорно-сказочное или забавно-приключенческое.
      Однако не раз бывало и так, что в детской литературе кое-кому приходилось... прятаться, спасаясь от гонений на свободомыслие и на отход от шаблонов. Вот обэриутам, например, которых Маршак привлек к работе в журналах "Еж" и "Чиж", когда члены "Объединения Реального Искусства" оказались в положении отверженных. Да и всенародный любимец Корней Чуковский не от хорошей жизни оставил критику и литературоведение - время было такое, что самобытному писателю лишь в литературе для детей худо-бедно можно было как-то осуществлять свои замыслы, да и это подвергалось нещадному бичеванию.
      И все же жажда пофантазировать, отрываясь по полной на листе бумаги, неуничтожимо владеет душами художников, заставляя их, даже самых серьезных и зрелых, веселиться, рифмуя, и придумывать, развлекаясь. И когда подобное "индивидуальное веселье" собирается под одной обложкой, то такие сборники детских стихов не имеют ничего общего с теми "братскими могилами", в которые превращаются иные антологии взрослой поэзии.
      Талантливые и не похожие ни на какие другие, детские стихи собираются в общие книжки по всяким-разным принципам. "Оркестр" (изд. "Детская литература", 1983 г.), например, по словам его составителя, включает в себя произведения тех, кто для детей писал очень редко: "Авторы книги - люди большого таланта, крупные и оригинальные мастера поэзии для взрослых". Здесь мы встретим стихи и Блока, и Есенина, и Мандельштама, и Ахматовой. Конечно, не обошлось и без обэриутов - Хармса, Введенского, Владимирова, Заболоцкого...
      И маленькие читатели с радостью принимают эту "игру в прятки". Из великого количества веселых стишков они выбирают себе самые любимые и вовсю их цитируют. То Веру Инбер: "Ноги - это гадость, если много ног" ("Сороконожки"), то Хармса: "Бегал Петька по дороге, по дороге, по панели", то того же Вознесенского: "Человек бежит песчаный по дороженьке печальной"...
      А вот - еще более ранний сборник детских стихов, "Между летом и зимой" (изд. "Детская литература", 1976 г.). Это - хорошая поэзия от тех, кто не успел написать много и набрать стихов на собственную книжку. И здесь тоже нашелся укромный уголок для в некотором роде изгоя - барда Фреда Солянова, который в 60-80-е писал и пел под гитару едкие, язвительные, "непроходные" песенки, но в то же время был и прекрасным детским поэтом. Одни его "Дворники", для которых нет работы, чего стоят: "И спать ложатся грустные, и снятся в час ночной им семечки арбузные на пыльной мостовой"... И вот что еще интересно: оба сборника - и "Оркестр", и "Между летом и зимой" - иллюстрировал один и тот же художник - всемирно известный ныне Илья Кабаков, который в застойные времена занимался не только авангардной живописью и созданием инсталляций, но и делал рисунки к всяким хорошим детским книжкам, их у него более 70. Так что "спрятаться" в детской литературе мог тогда не только поэт, но и живописец. Как же хорошо, что мы, играя с ними в прятки, все-таки всех их нашли!

  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 19/07/2017. 3k. Статистика.
  • Статья: Литкритика

  • Связаться с программистом сайта.