Кем-то из особенно искушенных книгочеев остроумно подмечено: "Детектив - это искусство, превращающее убийство в шоу". Однако, на мой вкус, не в развлекаловке тут дело. Дело в том, что детективы - это такие сказки для взрослых, в которых добро всегда побеждает зло, негодяи наказаны, положительный герой торжествует. Что же еще может так наполнить оптимизмом душу человека в нашем неспокойном мире?
Вот и получается, что на литераторах-фантастах и детективистах лежит ответственность ничуть не меньшая, чем на так называемых серьезных писателях. Массовый читатель ушел в чтение развлекательных текстов, поэтому неплохо бы авторам, их создающим, писать грамотно, хорошим русским языком - чуток бы и народ поучить заодно, ведь пока что никто не отменял воспитательную функцию литературы. Поэтому, кстати, в детективных сюжетах так важны герои, внушающие уважение, совершающие благородные поступки, умеющие любить, непримиримо относящиеся не только к преступлениям, но и к бесчестью, антигуманизму, любым неблаговидным действиям.
Помню свой первый прочитанный детектив. Приобщение к жанру, так сказать. Книгу подарила отцу-хирургу наша соседка-библиотекарь - в благодарность за отлично сделанную операцию. Детектив был из серии "Современный зарубежный", в данном случае - "Современный английский" (изд. "Прогресс", 1971 г.), солидный том бордового цвета. Был там знаменитый "Фаворит" Дика Френсиса и еще парочка детективов не столь известных. В конце концов книжку зачитали до дыр и вообще - зачитали, но как-то незаметно наступила иная эпоха, и мы, любители детективной литературы, получили в свое широчайшее пользование массу того, что выходило в издательствах всего мира. И мы были счастливы...
Правда, оказалось, писать занимательно и убедительно выходит далеко не у каждого автора детективных произведений, однако ведь здесь, как нигде, важна разработка сюжета, в котором не может теряться динамика, который не должен "провисать". И тогда мы, читатели, стали выбирать себе "любимчиков". У меня ими стали Дик Френсис, Себастьен Жапризо, Эд Макбейн, Элизабет Джордж, Рут Ренделл, и еще, и еще...
И как же я была удивлена и обрадована, когда узнала, что один из широко печатающихся российских писателей-детективистов живет в нашем городе, в Ставрополе! У Яны Розовой (псевдоним Татьяны Морозовой) в московском издательстве "Центрполиграф" вышло 16 книг: "Импровизация на тему убийства", "Темная полоса", "Седьмая жертва" и т.д. Действие всех романов и повестей Яны Розовой происходит в южном городе Гродине, который на удивление напоминает Ставрополь. Поэтому узнаваемы не только места, где случаются события, но и многие персонажи или, по крайней мере, черты персонажей. Таким образом, наш специфический "южный мир" получает еще одно литературное воплощение, что добавляет красок и ставропольской литературе, и самому Ставрополю.
Кстати, очень греет душу, что в литературном Гродине, как и в любом другом городе, созданном фантазией писателя-детективиста, добро всегда побеждает зло. В отличие от реального Ставрополя.