Туз Галина
Паттерны

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Туз Галина
  • Размещен: 31/08/2021, изменен: 11/11/2023. 12k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Скачать FB2

  •   Паттерн Билла
      
      Я называю это Паттерном Билла.
      Бывает, прицепится к тебе кто-то, вызывающий тревогу или отвращение - ну, самую малость. И ты, в общем-то, не знаешь, что с этим делать. Полунамеков человек не понимает, отпихнуть неудобно, открытым текстом не скажешь - и никого обижать не хочется, и самому лень в конфликт какой влезать.
      И вот - первая стадия: ты к нему привыкаешь. Перестаешь раздражаться, что он все время возле тебя трется: звонит, приходит, приносит подарки... Воспринимаешь все это, как досадную непогоду, но что поделать, надо терпеть... И тебя уже твой круг начинает рассматривать как бы заодно с ним, шерочка с машерочкой, Шерхан и шакал...
      И тут наступает стадия вторая: это когда твой шакал бьет тебя лапой по плечу и говорит: "Ну мы-то с тобой!..". И ты опять корчишься внутренне, как от зубной боли, ну какие еще мы с тобой, да нет меня у тебя, черт... Но все вокруг видят, что есть.
      И тогда очень быстро приходит стадия третья, которая, собственно, и есть Паттерн Билла. Потому что это как в анекдоте про Джона Леннона, который согласился поздороваться с Биллом, когда тот будет проходить мимо со своей девушкой. А Билл ему тогда: "Да пошел ты!".
      Вот, все без затей. И в истории это описано, и в художественной литературе, и ты сам за свою жизнь неоднократно переживаешь подобную ситуацию, но ничто тебя от ее повторения не спасет, Паттерн Билла работает без сбоев. И биллов тебе никак не избежать, если ты слабохарактерен и веришь, фигурально выражаясь, в божественную, а не в обезьянью природу человека.
      Но правда же, было бы странным, если бы Джон Леннон побежал в тот момент за Биллом, обиженно вопрошая: "Билл, а в чем дело-то? Почему ты со мной так?..".
      
      Паттерн доктора Борменталя
      
      В какой-то степени он вытекает из Паттерна Билла, но с ним сложнее. Тут главное - тонкость ситуации передать. Иначе тебя могут заподозрить в завистливости или, что еще хуже, в последней стадии нарциссизма. Однако нет. И близко ничего в этом смысле не лежало. Здесь присутствует разве что тихая печаль, ну и философский вздох по поводу несовершенства бытия...
      
      Значит, так. Вот вы безумно восторгаетесь кем-то - известным, талантливым, ярким - вы вешаете его портрет на стенку, вы на него практически молитесь - изучаете биографию, мечтаете написать ему письмо, чтобы передать свою любовь и восхищение, вы ловите его цитаты, сами цитируете его вовсю, но вы тоже человек не промах и вашему кумиру с вами, без сомнения, было бы интересно - так вам кажется. Конечно, рядом с вами полно людей, но вы тоскуете именно по этому человеку - вам кажется, он бы понял вас, как никто, а вы его уже понимаете - книжки зачитаны до дыр (если это писатель), фильмы засмотрены до наизусть (если это режиссер), репродукциями завешаны все стены (если это художник), ну и т.п. А где-то рядом с вами вот этот самый Билл ошивается. Сначала заглядывает в глаза со значением, потом панибратски стукает по плечу, ну а потом дает пинка, как водится. И что бы вы думали? Билл уже ходит у кумира в дружбанах! Но почему? Он же... А я же... - мечетесь вы. А вот так вот. Пока вы молились на икону, Билл действовал.
      
      Ну и причем здесь доктор Борменталь? А как же, помните, в фильме "Собачье сердце" (высмеявшего коммунистов и ставшего коммунистом режиссера Бортко) бывший пес Шарик привел домой девушку, с которой собирался жить - а красавец и умница доктор Борменталь смотрел на нее, как на богиню, еще с самого начала фильма...
      Кстати, я вот Петю Иванова обожаю... А он с Васей Петровым тусуется. А Вася-то... Знаем мы все про этого Васю...
      
      Паттерн Софи Лорен
      
      Тут все просто. Если ты когда-то близко общался с человеком, которого в процессе общения заподозрил в: жлобстве; глупости; лживости; чем-то еще таком, крайне тебе отвратительном, и ушел, громко или тихо хлопнув дверью, дальше тебе дела нет до его дел, если можно так выразиться. Когда ты с засученными рукавами в дырявой ковбойке моешь свое треснувшее навсегда окно, а он мимо этого окна прогуливается в шляпе с глянцем; новых джинсах "Ранглер"; красном кушаке (нужное выбрать); когда ты, усталый, тащишься с работы пешком, он проезжает рядышком на каком-то особенном авто; велике; коне (нужное выбрать), о котором ты даже в книжках не читал, в смысле, в глянцевых журналах; он проходится под ручку с первой красавицей/красавцем города; села; деревни; хутора (нужное выбрать), так, чтобы обязательно по пути столкнуться с тобой, замурзанным и несчастным.
      И вдруг тебе передают: а ведь он (она) до сих пор тебя любит! Вот тут-то ты и разражаешься гневной речью: да пусть он хоть на Софи Лорен женится, хоть за Брюса Уиллиса замуж выходит, мне пофиг!! И отстаньте от меня с его любовью.
      Вот так вот.
      
      Паттерн Лёпса
      
      Ну... Вот вы кого-то очень-приочень любите - возможно, не подозревая об этом (пока не потеряете его). Вы нуждаетесь в нем каждую минуту, он знает все ваши чаяния и предвосхищает движения. Он вас понимает до самых мельчайших деталей, вам не нужно ничего объяснять. И вот - постепенно или резко - этот кто-то исчезает из вашей жизни. Но вы не сильно страдаете - свято место пусто не бывает. Вы заменяете своего друга кем-то, кто, как вам кажется, вполне способен его заменить и... Этот кто-то все делает не так! Говорит не так, понимает не так! Этим он вас раздражает, просто бесит. А он виноват? Откуда он знает, как и что надо делать? На это же годы и годы уходят, чтобы сблизиться и притереться, а вот так сразу - это нет. И тут острота потери накрывает вас с головой. Увы-увы, некем заменить незаменяемого! Это как у Веры Инбер в стихотворении про верную собаку Джека: 'Джек подумал: 'Зачем все, если нужен один?'. Но этого одного вам взять неоткуда, и именно здесь скрыта вся сермяжная правда этой жизни! И вот... Был у меня в детстве такой друг, звали его Лёпс - мой двоюродный брат и практически ровесник. Все мы делали вместе (нас даже одевали одинаково - бордовые шорты, рубашки с веселеньким рисунком...): вместе лазали по деревьям, вместе играли в карты с пацанами, вместе открывали стыдные тайны о собственном появлении на свет, вместе бегали в кино на фильмы про войнушку. Ну и обожали вот в эту самую войнушку играть. И требовалась для этого, как показывала практика, изрядная фантазия, а также тончайшее умение сопереживать. Понятно, что в бою меня обязательно убивали, а Лёпс должен был, как верный друг, меня тащить (вероятно, в госпиталь - то, что убитому госпиталь ни к чему, нам было неведомо) по зеленой ковровой дорожке в большой комнате бабушкиной квартиры - помнится, по направлению к окну. И он тащил! Но, к обоюдному нашему горю, Лёпс однажды вынужден был меня покинуть - уехал со своими родителями-военными в славный азербайджанский город Шемаху, а я осталась одна грустить без верного дружка. Тогда наша добрая бабушка позвала поиграть со мной соседского мальчика Вову из квартиры напротив. Вова был, конечно, не Лёпс, но тоже почти что мой ровесник, а наша любовь к игре в войнушку была тогда среди детворы общераспространенной. И вот, после всяческой беготни и стрельбы - кульминация - меня убивают... а Вова меня не тащит! Убитый герой, конечно, не обязан объяснять боевым товарищам, как надо действовать в данной обстановке, но даже после объяснений Вова не мог понять, чего же от него хочет этот убитый герой. Вова был не Лёпс, и этим все сказано. Никто Лёпса не мог мне заменить. В этот момент острота потери достигла своего апогея. Кстати, когда я напомнила эту историю взрослому Лёпсу, он посмотрел на меня непонимающе и довольно равнодушно. А-а, вот как, оказывается - Паттерн Лёпса работает не только в отношении другого, 'не того' человека. Он работает и в отношении самого Времени.
      
      Паттерн сатисфакции
      
      О, это интересный паттерн.
      Ты великолепен и насмешлив. Ты идешь по жизни играючи, оставляя за собой руины отношений, если эти отношения того заслуживают, ты добиваешься всего самостоятельно, у тебя масса достоинств и масса успехов, короче, ты везунчик, красавчик и общий любимчик. И вдруг... на одной из выставок, ну, или там выступлений, спектаклей, просмотров ты останавливаешься поговорить со своим давним знакомцем (знакомицей), которого оставил в прошлом давным-давно и не очень-то по этому поводу переживал. "А ты как здесь?", - спрашивает он (она). "А меня Вася Петров позвал...". И тут в глазах вашего визави загорается ясный огонь Паттерна сатисфакции. "А, Вася... знаем мы этого Васю...", - и когда-то обиженный вами уходит, приободрившись и высоко подняв голову. Ну, если ты тусуешься с Васей, все с тобой ясно... Нечего было и жалеть всю жизнь!
      Ну, или натыкаешься ты как-то на своего давнего знакомца (знакомицу), которого оставил в прошлом давным-давно и не очень-то по этому поводу переживал. А сам идешь с дачи - усталый, запыленный, в дырявой ковбойке, с немытой головой и вселенским разочарованием на лице. А он навстречу - на черном мерседесе; красном ягуаре или... на этом мои познания в марках автомобилей схлопываются. Машет из окошка рукой (хвостом), а в глазах загорается ясный огонь Паттерна сатисфакции.
      Резюме: думай, кого бросаешь, если бросаешь.
      
      Паттерн триумфального ухода в разочаровании
      
      А это как бы... модификация Паттерна сатисфакции.
      Ты долго-долго был для кого-то авторитетом. Он безумно восторгался тобой, чуть ли не вешал твой портрет на стенку, он на тебя практически молился - изучал биографию, писал тебе письма, чтобы передать свою любовь и восхищение, он ловил твои цитаты, сам цитировал тебя вовсю, но... со временем устал. Вырос, поимел других кумиров, сам стал чьим-то кумиром, достиг всего того, чего ты не достиг бы ни за какие коврижки. И вот он появляется у тебя на пороге. Ты рад, ты за то, чтоб вспомнить былые времена, как вы с ним открывали вместе Америку, читали вслух, втихаря выпивали, красили забор по методу Тома Сойера и на халяву сдавали историю зарубежной литературы. Однако вдруг оказывается, что он-то давно ушел вперед, он знает гораздо больше твоего, он известный в своем деле бакалейщик, ну или гастрономщик, а ты по-прежнему колбасу краковскую от докторской не отличишь. И вот, включается Паттерн триумфального ухода в разочаровании. Он-то думал, что ты... а ты... Он-то надеялся, что ты... а ты... И он уходит, обернувшись в дверях, и говорит тебе таковы слова: "А мне у вас не понравилось!". И тихо (или громко) прикрывает за собой дверь. Ну а ты что? Ты хотел бы соответствовать. Да где уж тебе... Как-то так.
      
      Паттерн 'Венера на Венере'
      
      Значит, так. Любому транслятору нужен приемник, правда же? Любому транслятору мыслей (образов, смыслов, идей, аккордов риффов) нужен приемник этих мыслей (образов, смыслов, идей, аккордов, риффов). Нет приемника - вещаешь в пустоту, и все твои важные для мира устремления, все творческие порывы натыкаются на непреодолимое - на вселенское - безразличие этого мира. Хотя он вроде как и населен довольно дружелюбными людьми, вполне готовыми общаться с тобой на паритетных началах. Ну а что уж ты там вещаешь по своему транслятору - это им не ведомо, у них для такого действа приемников нет. Это как если бы на планете Венера валялась занесенная туда каким-то образом 'Венера' Ботичелли. Кто бы там оценивал гениальность художника, бился в экстазе от сочетания красок и писал восторженные комменты в 'Книгу отзывов', а?
      
      Паттерн 'Осетрина с душком'
      За этот паттерн мы должны отвесить нижайший поклон нашему незабвенному Антон Палычу. Помните, как у него в 'Даме с собачкой' окрыленный герой хочет поделиться чувствами хоть с кем-то, рассказав о своей трепетной тайне, своей неиссякаемой и неподражаемой страсти, о своем ангеле в любимом сером платье, а в ответ слышит: 'А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!'. Вот эту 'осетрину' мы слышим постоянно в ответ на наше нежное, сокровенное, откровенное, на плач распахнутой души, на высокий полет фантазии (такой высокий, аж у самого дух захватывает). Ну и кому тут пожаловаться? Прямиком на небеса петицию писать? 'Меня не желают слушать, не желают понимать, я никому не интересен, мои слова уходят в дым...'. И даже чеканная формула про бисер и свиней здесь не помогает: тут же непонятно, кто свинья, а кто бисер. Ты свое хрю-хрю рассыпаешь по звездным далям, а звездным далям это до лампочки, у них и без тебя дел по горло: как бы там сверхновую взорвать или сверхстарую создать, ну или наоборот... Вот они тебе 'осетрину' и подкидывают, чтоб ты отстал. Так-то.

  • © Copyright Туз Галина
  • Обновлено: 11/11/2023. 12k. Статистика.
  • Эссе: Проза

  • Связаться с программистом сайта.