Углицких Андрей Клавдиевич
В пятидесятых рождены...

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Углицких Андрей Клавдиевич (uglitskikh.a@yandex.ru)
  • Размещен: 04/01/2013, изменен: 04/01/2013. 5k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки на загрунтованном холсте. Опубликовано в "Литературной России" - 1999. - Љ11 (1883). - 19 мар. - С.14.

  •     []
      
       В последнее время мое внимание привлекли работы московского художника Бориса Есина.
       Выпускник Строгановского художественно-промышленного училища, уже много лет выступает и как журнальный, и как книжный график-иллюстратор ("В большом городе", 1984). Кроме того, "руке" (чуть было не написал "перу"!) живописца принадлежит немало успешных, как сейчас принято выражаться, "проектов" и в области мини-скульптуры, декоративной пластики, керамики.
       Однако львиную долю в творчестве Есина занимает именно станковая живопись, покоящаяся, как известно, на "трех китах": пейзаже, портрете и натюрморте. Осознание себя именно "станковистом", художником "внутреннего переживания", латентной экспрессивности, опосредованной через холодноватую статичную отстраненность и кажущуюся обособленность предметного материала, пришло к нашему герою не сразу.
       Судьба Есина типична не только для художника его поколения, но и в какой-то мере для всех поколений советских мальчишек и девчонок первого послевоенного десятилетия: школа, армия, институт, работа. "В пятидесятых рождены, войны не знали мы, но все же..." - это, в известном смысле, сказано и о нем, "гавроше" послевоенной московской окраины. Пятнадцати лет от роду будущий художник поступил в архитектурный техникум, однако вскоре перешел учиться на фабрику "Гознак" (на которой, кстати, всю жизнь проработал и его отец), по специальности "художник-график". А дальше была, как водится, служба в Советской Армии. Именно там, в армии, Борис Есин получил аттестат о среднем образовании, сдав экстерном экзамены в школе рабочей молодежи.
       Станковая живопись, как известно, дело трудное, зачастую и просто неблагодарное. Попробуйте-ка передать свой внутренний мир, свое поэтическое мироощущение, изобразив на холсте, например, московский двор, пейзаж, портрет женщины. Да так, чтобы зритель между прочим увидел не просто старинный московский дворик, не просто сельский пейзаж и не только женский портрет, а именно: овеществленную в холсте и красках идею дома, чтобы благодарно и сполна ощутил почти пантеистическое преклонение живописца перед природой, почувствовал невольный трепет перед красотой и животворящей силой любви.
       Мне нравится небольшое полотно Бориса Есина "Солянка. Церковь Петра и Павла" (1993). Композиционно - типичный городской пейзаж: такие знакомые, такие узнаваемые московские дома, как бы обрамляющие собой устремленную в небо церковь. Как будто ничего особенного. Ощущение современности придают этой работе Бориса Есина детали: автомобиль, занесенный снегом, открытые форточки, убранство балконов, свидетельствующее о населенности, обжитости изображенного пространства. Но, всматриваясь в это заснеженно-одухотворенное бытие красок и холста, невольно ловишь себя на мысли, что вот-вот из форточки, что на первом этаже, раздастся строгий женский голос: "Петя! Пора домой!" - и, невидимый нам доселе, не нарисованный художником мальчишка, заснеженный, с коньками в руках, неожиданно явит себя ошеломленному происходящим зрителю, выбежав на полотно картины откуда-то извне.
       Речь-то как раз и идет о достоверности, о внутренней правде произведения, именно о правде как выражении глубинной сущности мира, а не о поверхностном правдоподобии, которого легко можно было достигнуть, просто скопировав предметный мир "один к одному". Но именно этого-то больше всего и не хочет художник, как бы "нарушая" пропорции, нарочито "искажая" перспективу, намеренно избегая излишней детализации. Что и оставляет благодарному зрителю собственное пространство для свободного "дорисовывания", "до-вооб-ражения", предполагает за ним неотъемлемое в таких случаях собственное право на фантазию, игру. И он (зритель) невольно как бы становится соавтором живописца. Вот уж воистину - искусство добывает себе истину не прямым подражанием действительности, но посредством сгущения, уплотнения и осознанного искажения реальной предметности, вступая с ней в непредсказуемые отношения!
       Но и это еще не все. Мне-то лично кажется, что основной пафос этой добротной, поэтической, на мой взгляд, работы можно выразить одним словом - ОЖИДАНИЕ. Земля ждет весны, как синонима пробуждения, старые, изрядно поизносившиеся здания ждут не дождутся капитального ремонта, который, как водится, бывает в теплое время года, невидимые на картине люди естественно жаждут перемен в жизни, тра?диционного весеннего снижения цен, летней дачной страды, "заживо" погребенный под снегом автомобиль мечтает о том времени, когда он вырвется наконец из холодного снежного плена... Не ждет ничего (да и то лишь по "младости ногтей" своих!), может быть, только мальчик с коньками - ему- то как раз и неплохо сейчас, то есть правильнее было бы, наверное, сказать: "и сейчас неплохо". Но именно поэтому-то его, очевидно, и нет на этом эскизе.
       Для меня безусловно, что у художника Есина есть будущее.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Углицких Андрей Клавдиевич (uglitskikh.a@yandex.ru)
  • Обновлено: 04/01/2013. 5k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.