Углицких Андрей Клавдиевич
Точно в десятку!

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Углицких Андрей Клавдиевич (uglitskikh.a@yandex.ru)
  • Размещен: 05/01/2013, изменен: 05/01/2013. 10k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К десятилетию "Журнала литературной критики и словесности". Опубликована Литературный меридиан. - 2011. - Љ 49. - Ноябрь. - С.18-19.

  •   
        []
      
       Андрей Углицких, главный редактор "ЖЛКиС" (klavdii@yandex.ru).
      
      
       ТОЧНО В ДЕСЯТКУ!
      
       ("Журналу литературной критики и словесности" - 10 лет!)
      
       10 лет назад увидел свет самый первый номер "Журнала литературной критики и словесности" ("ЖЛКиС") (http://www.uglitskih.ru/index.htm).
       Что же этот "ЖЛКиС" за птица такая и что послужило первопричиной, первотолчком к созданию ее, подтолкнуло выпустить в свободный полет?
       Как мне представляется - естественное стремление публиковать и публиковать авторов состоявшихся, не мыслящих себя вне литературы, и, безусловно, заслуживающих публикаций, но, при этом, в силу каких-либо причин, обделенных пресловутым печатным станком.
       Ведь, ни для кого ни секрет, что острая головная боль под названием: "Где опубликовать?" входит в перечень основных профессиональных заболеваний подавляющего большинства литераторов. И что проблема эта всегда была, есть и вечно будет актуальной. Как и два ключевых вопроса современности: куда (в какое издание) и когда следует отдать рукопись. Поскольку, мало, мало написать хорошее литературное произведение, его еще надобно и умело "пристроить", опубликовать!
       Итак, где, в каких журналах лучше всего публиковаться?
       1.Конечно, одним из самых желательных вариантов (так же, как и 100, и 150 лет назад) остается публикация в традиционных литературных журналах. Характерными чертами журнальных "тяжеловесов" являются здоровый (чаще) консерватизм с толикой скептицизма по отношению к различным новациям, нововведениям, изменениям и переменам. Впрочем, отсутствие интернет-версий у некоторых из таких изданий (особенно в сочетании с низкими тиражами постсоветского периода) зачастую превращает их в местечковые, фактически, "междусобойчиковые" альманахи. В числе прочих недостатков можно упомянуть еще и закрытость, непрозрачность, замкнутость, зачастую - "завязанность" редакций на определенный, довольно узкий круг избранных авторов (перед которыми у редакций имеются определенные долгосрочные, "долгоиграющие" обязательства). Все это не может не вызывать некоего раздражения (и - вызывает его!) со стороны обойденных вниманием, отставленных в сторону, лишенных "доступа к телу" прочих участников литературного процесса, то бишь, потенциальных авторов. Ведь цена "приза" весьма и весьма высока: "толстяки", как правило, даже при своих относительно низких нынешних тиражах, имеют, тем не менее, устоявшуюся репутацию и авторитет. Поскольку (обратная сторона консерватизма!), в большинстве своем, они весьма и весьма успешно справляются с трудной и благородной миссией хранителей лучших традиций отечественной журнальной литературы.
       2. Весьма эффективным и оперативным решением проблемы опубликования остаются сетевые литературные издания, благо их очень и очень много сейчас. Преимущества: динамизм, мгновенная, почти боксерская реакция на изменения, происходящие в мире, демократичность, "подручность", едва ли не "шаговая доступность" для опубликования, возможность мгновенно и в любое время вносить изменения в уже опубликованное, и главное: потенциально неограниченная аудитория читателей (весь мир, все интернет-пространство). Недостатки же некоторых из литсетевиков вытекают, как и следовало ожидать, прежде всего, из их же достоинств - торопливость, граничащая с поспешностью, порой - недостаточный уровень подготовки текстов и так далее. К недостаткам же следует также отнести присущий отдельным сетевым литературным изданиям радикализм (или даже - ультрарадикализм!) с присущей им запредельной тематической и языковой раскрепощенностью, склонностью к вульгаризмам, примитивизмам, следованию в сомнительном фарватере ненормативной лексики...
       3. А вот третью группу составляют литературные издания сумевшие, таки, и сумевшие - весьма и весьма удачно - соединить, казалось бы, абсолютно несоединимое: пуританское целомудрие классического бумажного тиражного размножения с известной толикой независимолюбия, мобильности, и новаторской раскрепощенности мирового паутино-интернетства, журналы, умудрившиеся впрячь "в одну упряжку коня и трепетную лань". Речь, как вы уже, наверное, догадались, о "бумажных" изданиях, но - с сетевым представительством. (Отрадно, что сетевые версии таких журналов представлены, как правило, файлами в формате PDF, позволяющими читателю испытать при чтении электронного текста, практически те же самые ощущения, что и при чтении обыкновенного типографского...). Пользуясь случаем, не премину выделить два, хотя бы, из таких вот, наиболее, на мой взгляд, удачных "mixt-ов". Это добротные, профессиональные: литературно-художественный альманах "Братина" (гл. редактор Ф.Н.Черепанов, редактор А.И.Фомин) и примечательный во многих отношениях приморский ежемесячник российской словесности "Литературный меридиан" (гл. редактор В.А.Костылев). "Братина" (г.Москва) (http://www.miskp.ru/bratina.html) выступает, как "издание обьединительное для ближнего и дальнего зарубежья", как журнал для тех, кто "думает о России и стремится к единению с ней". "Литературный меридиан" (г.Арсеньев, Приморского края) (http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=last_update&cid=54), отличается "стремлением к высокому художественному уровню публикуемых материалов и поддержке молодых талантов, как приоритетному направлению в редакционной политике издания".
       "ЖЛКиС" же наш, от которого мы сейчас так надолго отвлеклись, задуман и осуществлен именно как традиционный литературный сетевой литературный журнал со всеми вытекающими отсюда... (см. выше).
       Впрочем, отсутствие издательской "крыши", внешней подчиненности, кому бы то ни было, позволяет юбиляру позиционировать себя в качестве "независимого издания, призванного знакомить своих читателей с литературными сочинениями, еще незнакомыми широкой читательской аудитории, равно как и предлагать ее вниманию свое собственное литературно-критическое видение процессов, происходящих сегодня в российской литературе".
       Во исполнение заявленного, "ЖЛКиС" охотно представляет страницы свои обзорам российских литературных журналов, критическим статьям, рецензиям; творческим портретам, публикует неизвестные или почти неизвестные широкому кругу читателей произведения пишущих на русском языке литераторов.
       При этом юбиляр, не претендуя на объективность в интерпретации событий и явлений, происходящих в новейшей российской литературе, предупреждает, что мнения, высказываемые на его страницах, не обязательно совпадают с точкой зрения редакции "ЖЛКиС".
       Конечно, осуществление такого интернет-проекта в наши смутные времена, по определению, дело хлопотное и нелегкое, но, что делать, ведь "без новых имен нет новой литературы, а без литературной критики не возможен и сам литературный процесс..."
       Впрочем, истекшее десятилетие показало, что большинство препятствий на жизненном пути "ЖЛКиС" носили все же временный, преодолимый характер. Правда, "руду" действительно, порой, приходилось "выплавлять" из тонн "пустой породы". Но, это уже были "решаемые" проблемы, трудно, но, все-таки, управляемый процесс. (О некоторых из этих "камней преткновения", равно, как и об истории создания "ЖЛКиС" см. статью "Литерный эшелон": http://www.uglitskih.ru/critycs/literny.shtml ).
       ...Как-то незаметно прошли, пролетели эти десять лет. За это время страна пережила многое. Несомненные успехи и продолжительные подьемы чередовались откровенными спадами, и даже - провалами. Став на десятилетье старше, она, возможно, стала в чем-то лучше, мудрее, а в чем-то, напротив, утратила чутье, постарела, где-то -была объективной по отношению к себе самой, а где-то - зазналась, задрала нос... Это, естественно, не могло не сказаться, не отразиться (как в зеркале) и на журнале "Литературной критики и словесности". Ибо жить в обществе и быть от него свободным - как хорошо известно - невозможно. Но в любом случае, при любом раскладе, юбиляр, по мнению моему (конечно же предвзятому и естественно - пристрастному, не буду этого даже пытаться скрывать!) завершает первую свою "десятку" весьма достойно: он в добром здравии, он - во всеоружии, он - спокоен и уверен в себе, твердо стоя на ногах. Возможно, что это и есть самый значимый итог, самый важный вывод сегодня.
       Не могу не привести нескольких важных, на мой взгляд, цифр:
       По состоянию на ноябрь 2011 (включительно) выпущено 119 номеров журнала, в составе которых состоялось 434 публикаций (118 - прозаических, 139 - поэтических и 177 - литературно-критических). При этом опубликовано: романов и отрывков из них - 6, пьес - 4, новелл -2, сказок - 2, повестей - 14, рассказов и циклов рассказов - 78, прочих прозаических (воспоминаний, записок и др.) - 12. Стихотворных подборок - 126, стихотворных переводов - 2, венков сонетов и сонетов - 3, подборок эпиграмм - 1, подборок верлибров - 1, рубаи - 1, прочих поэтических - 5. Критических статей - 138, творческих портретов - 9, обзоров - 4, эссе - 15, критических обсуждений - 1, монографий литературоведов и литературных критиков - 2, интервью с писателями и поэтами - 2, рецензий - 4, исторических очерков - 2.
       Авторами журнала за подотчетное время (2001-2011) стали 313 литераторов (не включая участников коллективных поэтических публикаций). В том числе, в 2001-2002 гг. - 38, в 2003 - 39, в 2004 - 29, в 2005 - 26 и в 2006 - 31, 2007 - 28, 2008 - 17, 2009 - 33, 2010 - 37, 2011 - 35. "Географически" авторы журнала - это весь земной шар: от Нью-Йорка до Улан-Удэ, от Мурманска и Салехарда - до Баку и Караганды!
       Отрадно, что, несмотря ни на что, литературно-критические публикации все-таки превалируют в общей структуре журнальных публикаций. Это позволяет относить "ЖЛКиС" прежде всего, именно к литературно-критическим изданиям.
       Не могу не сказать еще об одном: совершенно невозможно отметить, выделить каких-то отдельных авторов-"жлкисовцев". Ибо все они у нас, как на подбор, как пушкинские богатыри - один другого лучше и ярче, талантливей и краше! ("...Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор..."). Просто хочется низко поклониться им, поблагодарив за то, что эти прекрасные писатели и поэты, литературные критики и эссеисты, литературоведы и мемуаристы были с журналом все эти долгие, не самые легкие десять лет, за верность и преданность лучшим традициям русской литературы, за желание и способность нести свет, согревать теплом созданного ими слова благодарные читательские сердца...

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Углицких Андрей Клавдиевич (uglitskikh.a@yandex.ru)
  • Обновлено: 05/01/2013. 10k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.