Книга, лежащая перед читателем, переносит его из мира официально признанной медицины в мир медицины народной и может оказаться хорошим помощником в лечении легочных заболеваний.
Народные рецепты, собранные в этой книге, в основном просты, общедоступны, но эта простота является результатом многовекового опыта, передаваемого из поколения в поколение знахарями, целителями, травниками. Опыт этот и сейчас может принести неоценимую пользу тысячам и десяткам тысяч больных людей. Недаром слово "знахарь" происходит от слова "знать", "ведун" - от слова "ведать".
Лекарственные травы в течение многих веков были единственными целителями многих заболеваний, и опыт предков нельзя предавать забвению, поскольку он является частицей нашей общенациональной культуры.
Объективная потребность в использовании лекарственных растений объясняется тем, что за последние десятилетия в медицинскую практику вошло большое количество мало изученных и недостаточно проверенных лекарств. Самое неприятное состоит в том, что наиболее эффективные лекарственные препараты, как правило, излечивая один орган, разрушает другие и, как следствие, организм в целом.
Основное содержание книги - хронические заболевания легочной ткани человека и методы их лечения народными средствами. Но, нужно помнить, что, начиная лечение в любой области, будь то органы дыхания, пищеварения или мочеполовая система, необходимо в первую очередь принять подготовительные меры, остальное сделают
травы и Природа. К подготовительным мерам следует, прежде всего, отнести очищение организма и избавление от вредных привычек.
Гаранты вашего выздоровления - это пунктуальное и достаточно долгое применение сборов (один курс лечения - не менее месяца), преемственность в лечении, чередование одних трав и сборов с другими - аналогичного действия.
Ни одну болезнь нельзя вылечить приняв десяток-другой таблеток: ведь развитие ее в организме протекает годами, и потому лечение тоже требует длительного времени. Здоровье нельзя купить, его можно только заработать. Гораздо больше шансов вылечиться у того, кто упорно борется, чем у того, кто смирился со своей участью и ждет милости от Природы. Не ждите такой милости и легкого излечения. Будьте последовательны, терпеливы и уверены в успехе. В этом залог вашей победы над недугом.
Ужегов Г.Н.
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Дыхательная система человека состоит из следующих составных частей:
а) верхние дыхательные пути (полость носа. Носоглотка, гортань);
б) трахея;
в) бронхи;
г) лёгкие;
д) плевра.
НОС И ПРИДАТОЧНЫЕ ПАЗУХИ (строение и функции)
Нос делится на наружный нос и носовую полость с придаточными пазухами.
Наружный нос имеет форму трёхгранной пирамиды. Верхний, узкий конец носа, начиная ото лба, называется корнем носа, затем идёт спинка и кончик носа. Боковые поверхности называются крыльями носа. Свободный конец крыльев образует ноздри. Ноздри разделены носовой перегородкой.
Скелет носа состоит, как из костной, так и из хрящевой ткани. На наружной стенке носа расположены три носовые раковины, а свободное пространство между ними, носовой перегородкой и дном носа составляет общий носовой ход, который носовыми раковинами делится на три части.
В высшей точке нижнего носового хода находится отверстие слезоносного канала.
В среднем носовом ходе имеются узкие отверстия придаточных пазух носа.
Полость носа покрыта слизистой оболочкой, в которой разветвлена густая венозная сеть. В передненижней части носовой перегородки имеется густая сеть расширенных кровеносных сосудов. Этот участок слизистой обычно даёт до 95% всех носовых кровотечений и носит название кровоточивой зоны носовой перегородки.
Подслизистый слой слизистой оболочки образует рыхлую пещеристую ткань, густо пронизанную сосудами. Ткань эта легко набухает и спадается. При её набухании возникает заложенность носа и насморк.
ПРИДАТОЧНЫЕ ПАЗУХИ НОСА представляют из себя выпячивания из
носовой полости в толщу костей черепа. Различают верхнечелюстные (или гайморовы), лобные (фронтальные) пазухи, решетчатый лабиринт и основную пазуху.
Величина самых больших гайморовых пазух колеблется в пределах от 5 до 25 кубических сантиметров. Гайморовы пазухи, как и все другие, сообщаются с полостью носа посредством канала. При попадании в пазухи инфекции может развиться гайморит или фронтит.
ПРАВАЯ НАРУЖНАЯ СТЕНКА НОСА
1. Верхний носовой ход. 2. Верхняя носовая раковина. 3. Основная пазуха. 4. Средний носовой ход. 5. Нижний носовой ход. 6. Нижняя носовая раковина. 7. Средняя носовая раковина. 8. Лобная пазуха
ФИЗИОЛОГИЯ НОСА. Нос является начальной частью дыхательного тракта и через него при нормальных условиях проходит большая часть всего вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Носовая полость выполняет дыхательную, обонятельную и защитную функции. Кроме того, она является хорошим резонатором.
Проходя через носовые пути, струя воздуха согревается и, благодаря наличию ворсинок на слизистой оболочке носа, освобождается от ненужных и вредных примесей (пыль, микробы). Воздух также увлажняется за счёт испарения слизи. Всего за сутки слизистая облочка носа выделяет до 500 мл влаги. Но выделяемая слизь не только увлажняет воздух, проходящий через носовые пути, она и обеззараживает его посредством ферментов лизоцима и муцина. В полости носа также частично нейтрализуются газообразные и химически вредные вещества.
Полость носа снабжена большим количеством нервных волокон, которые способствуют рефлекторному сужению или расширению носовых
ходов в зависимости от факторов, действующих на слизистую. К рефлекторным явлениям можно отнести чихание и рефлекторное слезоотделение. Нервные волокна слизистой носа тесно взимосвязаны со всеми органами тела и чутко реагируют на малейшие изменения в них. Так, стоит нетренированному человеку стать босыми ногами на пол, сразу же начинается чихание и выделяется большое количество слизи, что ведёт к ухудшению носового дыхания и насморку. Точно так же раздражение нервных окончаний в слизистой носа может привести к возникновению приступа удушья при бронхиальной астме.
Полость носа и придаточные пазухи являются отличными резонаторами (кстати, от формы и величины придаточных пазух зависит тембр голоса человека). Все мы замечали, что при простуде голос человека меняется, может стать глухим и гнусавым. Недаром в народе бытует выражение "простуженный голос".
Нос также несёт на себе обонятельные функции.
Обоняние имеет громадную роль в жизни животных и человека. В современных условиях жизни человеку обоняние нужно не в такой степени, как животным, поэтому у человека оно развито слабее (сила обоняния у собак больше чем в 40 раз превышает силу обоняния человека). Общее значение обоняния заключается в том, что при его помощи контролируются вещества, поступающие с воздухом и определяется качество пищи, поступающей в пищеварительный тракт. Обоняние также играет большую роль при выделении пищеварительных соков, необходимых для переработки пищи. Часто бывает, что стоит нам "унюхать" запах вкусно приготовленной пищи, как у нас слюнки текут".
Раздражителем для обонятельного органа являются мельчайшие частицы пахучих веществ находящихся в воздухе в газообразном состоянии.
ГЛОТКА
Глотка расположена между полостью рта и полостью пищевода. Она является частью как пищеварительной, так и дыхательной трубки.
Делится глотка на три части: носоглотка, ротоглотка и гортаноглотка.
Носоглотка - это верхняя часть глотки, которая книзу переходит в ротовую часть глотки. Границей между ними служит уровень твёрдого неба. На боковых стенках носоглотки на уровне задних концов нижних носовых раковин располагаются отверстия евстахиевых труб, окруженные хрящевыми валиками. В области задневерхней части носоглотки находятся скопления лимфоидной ткани, образующие носоглоточную миндалину. В детском возрасте она часто увеличивается в размерах, закрывая задние отверстия носовых ходов. Её воспаление носит название аденоидита.
В среднюю часть глотки - ротоглотку входит мягкое небо, удлиненная передняя часть которого заканчивается язычком. Боковые поверхности ротоглотки занимают миндалины, заключенные в капсулы.
Гортанная часть глотки начинается на уровне корня языка. Эта часть глотки суживается книзу; в просвет её нижней части вдаётся вход в гортань.
Глотка представляет собой путь для прохождения пищи и воздуха, одновременно она является резонатором для голоса. Специальные рефлекторные приспособления регулируют прохождение воздуха и пищи.
Проходя через глотку, воздух продолжает нагреваться и очищается от пыли. При глотании мягкое небо приподнимается и плотно отделяет носоглотку от средней части глотки. Именно поэтому пища не попадает в нос, что иногда бывает при параличе мягкого неба при дифтерии.
При прохождении пищи гортань приподнимается и подходит под корень языка. Корень языка прижимает надгортанник к входу в гортань (который суживается) и пища, обходя гортань, проскальзывает в пищевод.
В глотке имеется небольшое количество вкусовых нервных окончаний, поэтому она выполняет ещё и вкусовую функцию.
Защитная функция глотки проявляется в том, что при попадании инородных тел, при различных ожогах она резко сокращает мышцы, препятствуя тем самым попаданию чужеродного тела в пищевод.
ГОРТАНЬ
Гортань, также как и глотка, представляет собой часть дыхательной трубки. Граничит она с крупными сосудами и нервами шеи. Основной частью гортани являются хрящи перстневидный, щитовидный, надгортанный и черпаловидные.
Гортань является проводником воздуха. При прохождении воздуха голосовые связки раходятся в стороны, пропуская его, и образуют щель в виде равнобедренного треугольника. Просвет гортани регулируется рефлекторно.
Гортань в организме выполняет в основном две функции - защитную и голосовую.
Защитная функция гортани заключается в том, что здесь происходит согревание и увлажнение воздуха, нейтрализация газообразных примесей и очищение их от пыли. Гортань также защищает нижележащие дыхательные пути от попадания в них инородных частиц и вредных примесей. При попадании любой инородной частицы происходит спазм голосовой щели и рефлекторно возникает кашель, который способствует выбрасыванию инородного тела. Иногда к кашлевому рефлексу подключается рвотный рефлекс, что также способствует очищению гортани и удалению инородных частиц. Рвотный рефлекс, как защитная функция, наиболее сильно выражен у детей.
Голосовая функция гортани. Струя воздуха, идущая из лёгких, вызывает колебание истинных голосовых складок, благодаря чему получается определённый звук. Но звук голоса, идущий от гортани, слаб и примитивен. Он принимает настоящую силу и звучность только после того, как пройдёт через так называемые резонаторные полости. Их две. В верхнюю резонаторную полость входят следующие образования: морганиевы желудочки, рото - и носоглотка, полость рта и носа, пространство под надгортанником. Нижний резонатор - лёгкие и бронхи. Только пройдя все резонаторы и преграды, голос приобретает те характерные черты, которые присущи данному человеку.
Звук, выходящий из гортани, имеет много различных обертонов. Придавая различное положение языку и губам, мы можем изменять как звук голоса, так и его тембр.
Голос человека имеет несколько основных характеристик. Это и сила голоса, и его высота, и тембр, и диапазон. От чего зависят все эти характеристики?
Сила голоса регулируется произвольно и зависит от напряжения выдыхаемого воздуха и силы смыкания истинных голосовых связок.
Высота голоса регулируется напряжением истинных голосовых связок и их длиной.
Тембр голоса - это умение человека пользоваться своими резонаторами. Чем выше это умение, тем приятней и звучней будет тембр (или окраска) голоса.
Диапазон голоса - это количество тонов, которое может дать голос. Для обыкновенной речи бывает достаточно 5-7 тонов различной высоты.
Развитие голоса у детей начинается с первых дней жизни. Но к началу полового созревания гортань становится более мощной (за счёт усиления и увеличения связок) и наступает, так называемая, мутация - изменение голоса. У мальчиков это явление выражено резче, чем у девочек, так как их гортань более объёмна по своим размерам. Мутация может длиться от нескольких месяцев до года.
Развитие речи ребёнка идёт неравномерно и находится в зависимости от влияния окружающей среды. Обычно к концу первого года жизни ребёнка его словарный запас составляет 10-12 слов, к двум годам это количество увеличивается до 30-40. Словарный запас 12-14-летнего ребёнка в среднем составляет от 15 до 20000 слов.
ТРАХЕЯ И БРОНХИ
Продолжением гортани является трахея. Общая длина трахеи 12-14 см. Состоит она из 16-20 хрящевых гиалиновых колец , имеющих цилиндрическую форму. На уровне четвертого грудного позвонка трахея разделяется на два бронха - правый и левый. Место разделения трахеи носит название бифуркации. Трахея выстлана внутри слизистой оболочкой и покрыта мерцательным эпителием. Волоски эпителия двигаются по направлению кверху. Просвет трахеи у грудного ребенка 6-7 мм, у мужчин - 15-20 мм, у женщин - 13-18 мм.
Бронхи имеют такое же строение, как и трахея, но вместо правильно расположенных колец имеют неправильно расположенные хрящевые пластинки. Продолжаясь книзу от бифуркации трахеи, правый и левый бронхи делятся в свою очередь на вторичные бронхи. Правый на три, левый - на два, соответственно количеству долей лёгких. Вторичные бронхи делятся на третичные, а те в свою очередь образуют ряд более мелких ветвей. Мельчайшие бронхи носят название артериол и являются переходным звеном между бронхиальной и легочной тканью.
ЛЕГКИЕ помимо бронхиального дерева состоят из пузырьков (альвеол), которые окружают мельчайшие бронхи в виде листьев. Число альвеол доходит до 70 миллионов. Поверхность альвеол является дыхательной поверхностью. Каждая бронхиола образует около двух десятков легочных пузырьков (ацинусов). Всего ацинусов около 15. Каждый ацинус, вместе с прилегающим к нему небольшим бронхом составляет легочную дольку. Из множества долек составляется доля лёгкого. Левое лёгкое состоит из двух долей, правое - из трёх. Доли как - бы висят каждая на своём бронхе вместе с сосудами и нервами.
ПЛЕВРА представляет собой как - бы двойной мешок и состоит из двух листков - наружного и внутреннего. Наружный листок выстилает внутреннюю поверхность грудной клетки, часть диафрагмы и средостения, а внутренний листок плотно охватывает всё лёгкое.
Лёгкие не содержат мышц, легко растяжимы и следуют за изменениями объёма грудной клетки. Растяжение лёгких происходит тогда, когда давление воздуха внутри лёгких превышает давление, которое испытывает легочная ткань снаружи. Эта разность давления находится в определённом соотношении с эластичностью легочной ткани.
Дыхание является жизненным процессом, состоящим в поддержке постоянного обмена газом между организмом и внешней средой. В основе механизма вентиляции лёгких лежит дыхательный акт, который осуществляется благодаря ритмичным движениям грудной клетки и лёгких.
Вдох начинается с нервного импульса из центральной нервной системы и заключается в расширении дыхательных мышц, благодаря чему происходит расширение грудной клетки и увеличение её полости. Лёгкие растягиваются грудной клеткой и расширяются. Давление в них становится ниже атмосферного и воздух как-бы вливается в лёгкие.
Выдох начинается с момента расслабления дыхательных мышц - растянутые лёгкие в силу эластичности начинают спадаться и тянут за собой грудую клетку. Грудная полость уменьшается. Давление воздуха в альвеолах повышается, становится выше наружного, и воздух выталкивается наружу.
Импульсы к дыхательному акту идут из дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозгу. Возбуждение дыхательного центра происходит за счёт углекислоты, накапливающейся в крови (и некоторых других кислот). Накопление в крови углекислоты приводит к повышению концентрации водородных ионов, что, собственно, и возбуждает дыхательный центр.
Существуют и другие влияния, вызывающие выработку импульса к дыхательному акту (с кожи, органов чувств с коры головного мозга и т.д.).
Здоровый, взрослый человек производит от 12 до 20 дыхательных движений в минуту. Частота дыхания меняется в зависимости от ряда причин: в спокойном состоянии дыхание реже, при работе и движении - чаще. На частоту дыхания влияет температура, атмосферное давление, и общее состояние организма.
ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Эти особенности связаны с анатомо-физиологическими особенностями детского организма. У новорожденного (и в первый год жизни) рёбра у ребёнка расположены почти горизонтально, поэтому грудная клетка расширена и находится как - бы в состоянии постоянного вдоха. В этот период жизни дыхание у детей поверхностное, частое и диафрагмальное. На втором году жизни рёбра начинают опускаться, и к 6-7 годам угол их наклона становится равен 26-28`.К этому времени дыхание становится диафрагмально-грудным и менее частым и глубоким, жизненная ёмкость лёгких увеличивается. К 5-7 годам дыхание уже преимущественно грудное, глубокое и более редкое.
В раннем возрасте у детей недостаточно развита дыхательная мускулатура и эффективность дыхательного акта довольно слаба. У детей этого возраста носовые ходы узки, слизистая оболочка богата сосудами, поэтому уже при малейшей простуде носовое дыхание выключается и возникает одышка. Лёгкие ребёнка первых месяцев жизни
бедны эластической тканью, капилляры в них шире; в связи с этим капилляры более полнокровны и менее воздушны. Диаметр и количество альвеол увеличивается с возрастом.
Один из основных показателей дыхания - частота - находится в обратной зависимости от возраста ребёнка, чем он младше, тем выше частота дыхательных движений.
Показатели внешнего дыхания зависят от многих факторов. Сюда входят состояние здоровья ребёнка, интенсивность физической нагрузки и многое другое. С возрастом активность газообмена в тканях и органах уменьшается. Эффективность дыхательного акта у детей раннего возраста значительно ниже, чем у детей среднего и старшего возраста. Это обусловлено тем, что дыхание у них частое и поверхностное.
Большая потребность в кислороде и довольно низкая эффективность дыхания - одна из ведущих причин тяжёлого течения заболеваний органов дыхания у детей раннего возраста.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Дыхательная недостаточность является патологическим состояниќем организма, при котором не поддерживается нормальный газовый сосќтав крови. В первую очередь нарушается равновесие между содержанием в крови углекислоты и кислорода. При незапущенных степенях дыхаќтельной недостаточности это состояние устраняется за счёт включеќния компенсаторных механизмов внешнего дыхания.
Причинами дыхательной недостаточности могут быть заболевания лёгких, сердца, крови, центральной нервной системы, травмы. У детей дыќхательная недостаточность развивается быстрее за счёт анатомо-фиќзиологических особенностей детского организма и протекает намного тяжелее, чем у взрослых. Состояние ребёнка часто усугубляет склонќность к метеоризму, при возникновении которого ещё больше ухудшаетќся экскурсия и подвижность грудной клетки, и диафрагмы (у детей превалирует брюшной тип дыхания) что усиливает дыхательную недоќстаточность. Вследствие малых размеров гортани и бронхов быстро развивается закупорка дыхательных путей, а незрелость регуќляторных систем ведёт к угнетению дыхательного центра.
Дыхательная недостаточность бывает острой и хронической. Остќрая недостаточность возникает обычно при закупорке дыхательных пуќтей инородным телом, хроническая же дыхательная недостаточность явќляется результатом болезни.
По степени тяжести различают три степени дыхательной недостаќточности.
Первая степень наблюдается при физической нагрузке и характеќризуется одышкой, нарушением ритма дыхания. У детей раннего возраста частота дыхания может возрастать на 10-20 %,появляется синюшность губ и носогубного треугольника, раздувание крыльев носа, учащение пульса.
Вторая степень дыхательной недостаточности возникает при незќначительной физической нагрузке. Появляется одышка, частота дыханий увеличивается на 30-40%,вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания. В области носогубного треугольника, вокруг рта, в обќласти кистей и ногтей появляется синюшность (цианоз). Пульс резко учащается. Больные, в зависимости от типа нервной деятельности, могут быть резко заторможены или, наоборот, возбуждены.
При третьей степени резкая одышка возникает в состоянии поќкоя, нарушается сердечный ритм и ритм дыхания. Частота дыхательных движений увеличивается на 120-159% у детей раннего возраста и на 40-50% у других возрастных групп. Дыхание становится поверхностќным, с периодически наступающими замедлениями. Пуль учащен, выражен стойкий цианоз губ, цвет кожи с синеватым оттенком, отмечается обќщая бледность и мраморность кожи. При третьей степени дыхательной недостаточности больные обычно резко заторможены, адинамичны. Если причина недостаточности не устранена состояние больного продолжает ухудшаться, он теряет сознание, на коже землистого цвета появляются багровые пятна, дыхание становится редким с глубокими судорожными вдохами. Пульс очень слабый, почти не определяется.
ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИЯ
Иногда у человека может возникнуть состояние, при котором сердце начинает колотиться часто и быстро, возникает ощущение вибрации в груди, дыхание учащается, потеют пальцы рук и ладони. Больной испытывает сильную одышку и страх надвигающейся смерти. Это состояние называется гипервентиляцией.
Приступ гипервентиляции может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Объясняется это явление тем, что иногда больному начинает казаться, что ему не хватает воздуха. Он начинает дышать часто и глубоко и это приводит к большой потере двуокиси
углерода, а это вызывает щелочной сдвиг в крови. Дыхательный центр получает информацию об этом и посылает импульсы, заставляющие ускорить дыхание. У больного возникает приступ паники.
Вызывается гипервентиляция чаще всего нервным перенапряжением, болезнями лёгких, инфекциями крови, отравлением. При её возникновении больные первым делом думают о сердечном приступе, да, и медработники иногда ошибаются в диагнозе.
Что делать, если у вас возникли ощущения, похожие на вышеизложенные? Конечно, нужно обратиться к врачу и проконсультироваться с ним по поводу своего здоровья. В домашних условиях можно принять следующие меры:
- не следует делать преувеличенно глубоких и преувеличенно поверхностных вдохов. Дыхание должно быть нормальным и естественным (от 6 до 10 в одну минуту);
- при появлении приступа гипервентиляции нужно постараться успокоиться и расслабиться. Можно выпить что-нибудь успокоительное (настойку валерианы, корвалол и т.д.);
- если у вас хоть раз появился приступ гипервентиляции, постарайтесь ограничить потребление кофе, чая, крепких напитков, шоколада. Все эти продукты являются сильными стимуляторами и могут вызвать повторение приступа;
- "дышите в бумажный пакет". Так советуют американские врачи в книге "Домашние средства". Дело в том, что если вы некоторое время дышите одним и тем же воздухом, то вы возмещаете утерянную раньше двуокись углерода.
"Дышать в бумажный пакет хорошо в том случае, если вы раньше испытывали гипервентиляцию, были осмотрены врачом и уверены, что у вас ничего серьёзного нет, - считает доктор Харрисон. - У большинства людей с гипервентиляцией имеются её симптомы, но у некоторых могут быть более серьёзные проблемы".
Использование бумажного пакета в большинстве случаев прекращает приступ, а иногда и помогает предотвратить его.
- помните, что курение может провоцировать приступ гипервентиляции, так как никотин является сильным стимулятором.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ
Йоги утверждают, что "грудное" дыхание, принятое у большинства людей - неправильное дыхание. Они советуют дышать через нос и освоить только "дыхание животом" (диафрагмальное дыхание).
Людмила Ким в своей книге "Азбука здоровья" (1993 г, Москва) пишет:
"Для благополучия всего организма стоит освоить "ритмическое" дыхание, состоящее из спокойных вдохов и выдохов, выполняемых строго на счёт. Принципиальная особенность этого вида дыхания состоит в том, что выдох должен быть вдвое продолжительнее вдоха. Оно способно снимать как возбуждение, так и апатию, усталость.
- При "полном" дыхании, которым нужно пользоваться либо в хорошо проветренной комнате, либо на свежем воздухе, следует вначале длинный выдох через нос, затем такой же, носом, продолжительный вдох. Попробуйте ощутить как воздух как бы наполняет ваш живот ,наполняет лёгкие и даже горло - настолько его много, как он вкусен и нужен вашему организму. Выдох производите также носом, медленно подбирая живот, вытесняя воздух их лёгких и чувствуя, как взамен ваше тело наполняется живительной жизненной силой.
- Перед сном полезно подышать каждой ноздрёй отдельно и по очереди. Старательно выдохнув, большим пальцем правой руки зажмите правую ноздрю, а левой сделайте семь неспешных вдохов и выдохов. Затем указательным пальцем левой руки прикройте левую ноздрю и подышите правой.
- Если вас мучает бессонница, следует лечь на спину и расслабить тело, мысленно проверить каждую косточку, каждый мускул по очереди, "просвечивая" их воображаемым "фонариком" с тёплым красным лучом. Когда вы убедитесь, что тело действительно спокойно, сделайте глубокий и медленный выдох ртом. Губы сложите трубочкой и вообразите, что своим дыханием вы отогреваете озябшие ручки ребёнка - вот таким тёплым и добрым должно быть оно. Попытайтесь представить, что ваше дыхание вполне осязаемо, "материально" и долгой тёплой струёй обволакивает , "обматывает" по спирали, начиная с кончиков пальцев ног, ваше отдыхающее тело. "Обмотайте" своим дыханием тело с ног до макушки, плотно, виток к витку. При необходимости повторите ещё раз. Как показывает опыт, многим хватает одного "кокона" для спокойного и крепкого сна.
А теперь несколько рекомендаций по правильной постановке дыхания.
- Сделав медленно полный вдох, нужно ненадолго задержать воздух и короткими, сильными толчками выдыхать его через губы, сложенные трубочкой, не надувая щёк. Такое "очищающее" дыхание выводит застоявшийся в лёгких воздух.
- Есть ещё один вид оздоровительного дыхания, так называемое "голосовое". Сделав полный вдох, нужно задержать его, а потом одним резким усилием "вытолкнуть" через открытый рот, можно с резким звуком "ха!", можно с протяжным звуком "оум"!, сомкнув губы в конце выдоха. Повторить два-три раза и закончить "очищающим" дыханием.
- Сделав полный вдох, задержать воздух на несколько секунд. Тут же вытянуть расслабленные руки вперёд, потом сжать пальцы в кулаки. Наращивая напряжение до предела, притянуть кулаки к плечам, затем медленно и с силой, будто отталкиваясь от стен, раз-
вести руки в стороны и быстро вернуть кисти к плечам. Повторить последние движения два-три раза, а затем, расслабившись, с силой выдохнуть через рот. Проделать "очищающее" дыхание.
- Для тех, кто думает, что дыхание - это элементарно, могу предложить одно из несложных йоговских дыхательных упражнений: 12 секунд вдох, потом 48-секундная задержка дыхания и выдох за 24 секунды. Попробуйте проделать его два-три раза подряд".
ГИМНАСТИКА
Гимнастика - система специально подобранных физических упражќнений, способствующих всестороннему развитию и укреплению здоќровья. Гимнастика улучшает работу дыхательной и сердечно - сосудистой систем, укрепляет мышечный и костный аппарат, усиливает обмен веќществ в организме, совершенствует приспособительные механизмы к различным физическим нагрузкам.
Гимнастика способствует гармоническому физическому развиќтию, формирует правильную осанку, укрепляет мускулатуру, развивает гибкость, совершенствует координацию движений. Возможность избираќтельного воздействия на любую систему человеческого организма, доќзировка упражнений по величине усилий, амплитуде и темпу движеќний, количеству их повторения, в сочетании с определённой частотой дыхания позволяют заниматься гимнастикой людям разного возрасќта, пола, с различным состоянием здоровья и физической подготовленќностью.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗДОРОВЫХ
При многих заболеваниях дыхательных путей необходимо помочь организму избавиться от мокроты, скопившейся в бронхах и увеличить силу дыхательных мышц. Одними лекарственными препаратами трудно доќбиться стопроцентного успеха в достижении этого. На помощь медраќботнику, травнику и больному в этих случаях приходит дыхательная гимнастика.
Дыхательной гимнастике уделяется всё большее внимание как важному фактору оздоровления организма. На важное оздоровительное значение культуры дыхания указывал ещё Аристотель, утверждающий, что дыхание - это жизнь. Различные системы тренировки дыхания были созќданы в Индии, Греции, Китае. Наиболее полно они разработаны в учениях древнетибетской медицины, в йоге и китайской гимнастике. Различные формы и виды дыхания были разработаны с учётом воздействия на разќличные звенья дыхательной системы, на расширение резервных возможќностей дыхания. Большинство методик дыхания оказывают лечебное возќдействие на организм человека, способствуют формированию физиологиќческого дыхания, повышают резервные аппараты внешнего и внутреннего дыхания.
Любая тренировка дыхательного аппарата основана на правильном управлении дыхательной мускулатурой. Важным моментом является волеќвой контроль над главной дыхательной мышцей - диафрагмой. Овладев волевым управлением дыхательными мышцами необходимо прежде всего выработать стереотип правильного трёхфазного дыхания. Навыки трёхќфазного дыхания, дарованного нам природой, человек с годами посте-
пенно утрачивает. Правильное трёхфазное дыхание соответствует дыхаќнию спящего человека и состоит из трёх фаз - выдох-пауза-вдох. Кажќдая фаза требует особого внимания в тренировочных упражнениях. Но главное, на что должен обратить внимание каждый, кто занимается дыќхательной гимнастикой - это способность к концентрации внимания и наличие у него воли.
При физиологически правильном дыхании в покое плечи и грудь должны быть неподвижны, нижние края рёбер раздвигаются, и происхоќдит только изменение объёма в области талии. Если при дыхании плечи и грудная клетка поднимаются и опускаются, дыхание требует коррекции, даже при отсутствии болезненных симптомов в организме.
В настоящее время разработаны специальные комплексы упражќнений, которые применяются при лечения тех или иных заболеваний органов дыхания. Одним из самых распространенных комплексов, приќменяющихся при хроническом бронхите, эмфиземе лёгких, пневмосклеќрозах и бронхиальной астме является следующий:
1. Положение: "стоя". Ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, пальцы разведены, кисти с повернутыми вперёд ладонями до предела отведены назад. На счёт "раз" руки быстро выбрасываются вперёд и скрещиваются перед грудью, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти достали до лопаток и хлестнули по ним (делается мощный выдох), на счёт "два" - вернуться в исходное положение. Живот выпятить вперёд за счёт диафрагмального дыхания.
При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы кисти как можно дальше отводились назад. Удар кистями по лопаткам также являќется важным моментом в данном упражнении, так как лопатки являются мощной рефлексогенной зоной.
2. Положение: "Стоя на носках, прогнувшись". Ноги на ширине плеч, руки вверх и в стороны. На счёт "раз" опуститься на всю ступню и наклониться вперёд. округлив спину. Руки резким движением через стороны скрестить перед грудью и больно хлестнуть себя кистями по лопаткам (мощный выдох). На счёт "два-три" руки плавно развести в стороны, снова скрестить перед грудью,2-3 раза хлестнуть себя кисќтями по лопаткам и, продолжая выдох, на счёт "четыре" вернуться в исходное положение. Живот выпятить вперёд за счёт диафрагмального вдоха.
При выполнении этого упражнения в первое время будет трудно хлестнуть себя в наклоне по лопаткам несколько раз, но если делать упражнение систематически, эти трудности исчезнут.
3. Положение стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх и назад, пальцы сплетены. На счёт "раз" опускаясь на стопу, одновременно быстро наклониться вперёд, округлив спину, хлестќнуть руками вперёд - вниз - назад, как при рубке топором (громкий мощ-ный выдох); на счёт "два" плавно вернуться в исходное положеќние, выпячивая живот за счёт диафрагмального вдоха.
Выполняя упражнение нельзя сгибать ноги в коленях.
4. Положение: "Лёжа на спине". На счёт "раз-два-три" сделать мощный, длительный вдох, сокращая мышцы брюшного пресса (живот сильќно втянут), на счёт "четыре" - диафрагмальный выдох, предельно выпяќчивая живот.
5. Упражнение повторить в положении стоя.
6. Упражнение повторить в положении сидя.
7. Положение: "Лёжа на спине". На счёт "раз" согнуть ноги, обхќватить руками голени и подтянуть колени к груди, одновременно начав мощный вдох; на счёт "два-семь", сильно прижимая руками колени к груди, продолжить и завершить вдох на его пределе, на счёт "восемь" вернуться в исходное положение, выпятить живот за счёт диафрагмальќного выдоха и глухо кашлянуть только за счёт напряжения брюшного пресса.
8. Выжимание лёжа. Отжаться от пола 3-7 раз.
9. Положение: "Стоя". Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях под прямым углом, предплечья плотно прижаты к нижним рёбрам и диафќрагме, кисти - к бокам. На счёт "раз" глубоко наклониться вперёд, окќруглив спину, упереться предплечьями в бёдра, слегка присесть (голоќва на уровне коленей, взгляд направлен вниз и назад), одновременно начав мощный вдох; на счёт "два-семь" продолжить и на пределе заќвершить вдох, руки расслабленно опустить, выпятить диафрагмальным выдохом живот и глухо кашлянуть, повторить вдох и кашель ещё два раза; на счёт "восемь" возвратиться в исходное положение, выпятив живот за счёт диафрагмального выдоха.
10. (Для детей: выполняется с помощью взрослого). Выжимание стоя. Ребёнок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Помогающий встаёт сзади, плотно прижавшись к нему предплечьями, и кистями обхватив его в области нижних рёбер и диафрагмы. Выполняется этот приём так же, как и в упражнении 9.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Как уже говорилось ранее, йоги и древнетибетские целители счиќтают, что нормальное дыхание - диафрагмальное и если человек дышит правильно, он никогда не будет страдать заболеваниями дыхательной системы. То же можно сказать и о больных. Научите любого астматика правильно дышать, и он навсегда избавится от болезни. Ниже приводитќся комплекс упражнений, позволяющих научиться дышать, максимально используя возможности диафрагмы ("дыхание животом").
УПРАЖНЕНИЕ 1.В положении лёжа на спине левую руку положить на грудь (в области сосков), правую на живот (в области пупка), расслаќбиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без движеќния. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается вместе с правой рукой), опять непроизвольный выдох животом и т.д. Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 минуты.
Меняют положение рук (правая на грудь, левая на живот) и повтоќряют упражнение 15-20 раз.
Каждое занятие длится 5-7 минут и повторяется по 6-7 раз в день. Занимающийся не должен переутомляться.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Положение, лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поќложить на живот груз до 500 г. Произвести пассивный выдох, втягивая живот, паузу и непроизвольный вдох без участия грудной клетки. Упќражнение повторить 15-20 раз. Каждые 2-3 дня увеличивать тяжесть груза на животе на 500 г, постепенно доведя его до 2-3 кг и одновќременно удлиняя паузу. Достигнув с помощью этого упражнения свободќного диафрагмального трёхфазного дыхания можно переходить к следуќющему упражнению.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Это упражнение направлено на укрепление дыхаќтельной мускулатуры грудной клетки и диафрагмы. Берутся две банки ёмкостью 2-3 литра и соединяются трубкой. Обе банки до половины заќполнены водой (немного подкрашенной). Банку, в которую будет осуќществляться выдох, необходимо герметически закрыть.
Сесть удобно в кресло, освободив живот от пояса или ремќня ,взять в рот мундштук от банки, стоящей на столе. Сделать через нос непроизвольный диафрагмальный вдох и произвести выдох в банку (жидкость под воздействием повышающегося в банке давления перемесќтится в другую банку) до понижения уровня жидкости на 3-4 см. Повќторить упражнение несколько раз. При последующих повторениях добиваться дальнейшего постепенного понижения уровня жидкости на 5 см.
При тренировке в последующие дни постепенно начинать с понижения на 3-4 см и постепенно добиваться устойчивого дополнительного сниќжения уровня на 2-3 см, пока не достигнете предельного для вас усќтойчивого понижения уровня жидкости в банке. Это упражнение осуќществляется только за счёт диафрагмального дыхания без участия грудной клетки.
Тренировку начинают с 3-5 минут два раза в день, увеличивая время каждые два-три дня на 1-2 минуты и одновременно уменьшая диаметр отверстия. Через 6 недель продолжительность такой дыхательной гимќнастики можно довести до 30 минут при диаметре отверстия сопротивќления 0,2 см. Дыхательная гимнастика через трубку с сопротивлением в наибольшей степени укрепляет основную дыхательную мышцу - диафрагму.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Это упражнение на задержку дыхания. Расположитесь удобно в кресле, желательно в отдельном помещении, расслабьтесь. Спиќна прямая, плечи расправлены, руки на коленях. После обычного выдоха задержать дыхание и фиксировать время с момента задержки до вынужќденного вдоха (в норме оно 30-35 секунд). Повторите упражнение 3-5 раз в течение 5-7 минут. Делайте это упражнение 2-3 раза в день, постепенно увеличивая время задержки дыхания.
УПРАЖНЕНИЕ 5. При помощи этого упражнения укрепляются дыхаќтельные мышцы и поддерживается резерв всех звеньев аппарата кислоќродообеспечения. Сядьте удобно на стуле. Спина прямая, плечи расправќлены. Максимально расслабьте все мышцы, дышите носом. После пассивноќго выдоха на нейтральном состоянии грудной клетки, задержите дыхаќние в пределах хорошей переносимости. При появлении выраженных поќзывов плавно осуществляйте максимальный вдох, и на высоте вдоха заќдержите дыхание на 2-3 сек. Затем повторите пассивный выдох и заќдержку дыхания. Продолжительность цикла тренировки 5-10 минут, затем - отдых. Это упражнение повторить несколько раз в день. Задержку дыхаќния на выдохе (тренировочную паузу) ежедневно удлиняйте на 1-2 сеќкунды и доведите её до 35-40 секунд. При выполнении задержки на выќсоте вдоха избегайте натуживания и старайтесь максимально расслаќбиться во время пассивного выдоха и последующей паузы.
ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЙ СИСТЕМЫ
ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Болезни, возникшие в молодом и среднем возрасте, и недолеченные, у пожилых людей переходят в хроническую форму. Это относится к хроническим воспалительным заболеваниям, обменным процессам, стойким функциональным расстройствам с многолетним течением. Как и у молодых людей, у людей преклонного возраста могут развиваться острые, в том числе и инфекционные заболевания, однако возрастные особенности организма обусловливают значительные отклонения в их течении. Наиболее характерны для стариков атипичность каждой болезни, сглаженность патологических процессов.
Особенности старения и болезней у старых людей очень разнообразны; болезнь обычно бывает связана с изменением психологии человека, она находится в тесном взаимодействии с окружающей социальной средой и в первую очередь с семейными отношениями.
Болезни в пожилом возрасте отличаются медленным, постепенным началом, первые симптомы обычно бывают нерезко выражены и расплывчаты. Сам процесс "накопления" болезней начинается где-то с 35-40 лет, и только в пожилом возрасте они дают о себе знать. С возрастом увеличивается число хронических болезней за счёт уменьшения числа острых.
Это объясняется тем, что с годами каждый патологический процесс, если он не вылечен вовремя, прогрессирует, происходит накопление как симптомов, так и органических изменений.
Особенно нарушаются у пожилых людей механизмы, регулирующие функции сердечно - сосудистой системы и адаптационные возможности организма. Органы и системы старого человека не могут быстро приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды. Из-за ограниченной подвижности у старых людей могут развиться такие заболевания, как гипостатическая (застойная) пневмония, затрудненное мочеиспускание и инфекции мочевых путей, гипертоническая болезнь, пролежни.
С возрастом снижаются окислительные процессы в организме, повышается потеря белка, увеличивается выведение кальция, что может явиться причиной сенильного остеопороза.
Нарушения функционального состояния организма в условиях гиподинамии у людей пожилого и старческого возраста наступают значительно быстрее, и интенсивность их бывает более выражена, чем у людей среднего или зрелого возраста.
Огромное значение для восстановления здоровья людей старших возрастных групп имеет раннее применение таких методов восстановительной терапии, как лёгкий массаж, лечебная гимнастика и другие физиопроцедуры.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Появлению заболеваний дыхательных путей (сезонные катары дыхательных путей, грипп, трахеит и т.д.) обычно предшествует простуда. При острых респираторных заболеваниях инфекция поражает слизистые оболочки верхних дыхательных путей, Процесс здесь локализуется главным образом в клетках эпителия носа и характеризуется насморком (ринитом). При аденовирусной инфекции больше поражается носоглотка (фарингит, тонзиллит).К основным симптомам острых респираторных заболеваний относятся кашель, насморк, боль в горле, одышка, охриплость голоса, повышенная температура.
Для того, чтобы развилось любое заболевание системы дыхания нужны определённые факторы. К ним относятся снижение сопротивляемости организма, появление уязвимости к различным формам респираторных болезней и простудный фактор.
Больные редко говорят о том, что "у меня ОРЗ" или "у меня фарингит". Они говорят просто: "Я простудился". Простуда стоит на четвертом месте среди всех прочих первичных жалоб на состояние здоровья. Начинается она за 1-3 дня до появления основных симптомов. Температура при этом редко поднимается выше, чем на 1` у взрослых и не превышает 38` у детей. Продолжительность простуды от 2 до 12 дней.
При появлении первых признаков заболевания следует обеспечить больному тепло и покой во избежание серьёзных осложнений. Полезны при простуде ингаляции, горячие ванны, горчичные ножные ванны, банки, горчичники. Для смягчения горла можно полоскать его водой с солью, марганцем или фурациллином. Значительно улучшает самочувствие больного горячее питьё, различные соки, горячее молоко, чай с калиной, малиной и т.д.
Экспериментально доказано, что суровые климатические условия, низкие температуры, сырость и холода мало влияют на предрасположенность к простудам. Более опасным фактором являются внезапные перепады температуры.
Простуда может быть предшественницей ряда заболеваний. У маленьких детей угрозу для жизни может представлять круп, развившийся в результате простуды. Возможно развитие и других вторичных простудных заболеваний, например, бронхита, плеврита или пневмонии.
Некоторые респираторные заболевания - главным образом астма и сенная лихорадка - могут являться результатом аллергии. Курение и загрязнение воздуха в значительной степени содействует развитию респираторных заболеваний. Поддержание в помещении определённой влажности воздуха может смягчить тяжесть течения любого заболевания органов дыхания.
Одним из основных методов снижения отрицательного воздействия температуры является систематическое закаливание. Закалённый, крепкий человек или вовсе не подвержен простудным заболеваниям или переносит их довольно легко. Вот почему так полезно заниматься физкультурой, делать утреннюю гимнастику и водные процедуры после неё.
Другим важным моментом, позволяющим предохранить себя от простуды, является массаж особых зон на коже - биологически активных точек, которые связаны с основными регуляторами жизнедеятельности организма (сюда относятся: центральная нервная системы, вилочковая и щитовидная железа и другие образования, находящиеся в спинном и головном мозгу).
Из профилактических мер против респираторных заболеваний рекомендуется частое проветривание помещений, избегание сквозняков, перепадов температуры и переохлаждений, включение в рацион свежих овощей и фруктов. Полезно смазывание носовых ходов оксолиновой мазью, а также промывание горла дезинфицирующими растворами. Можно промывать полости носа два раза в день тёплой водой с мылом. При этом механически удаляются не только слизь и пыль, но и вирусы, попавшие в полость носа с вдыхаемым воздухом. При эпидемии гриппа полезно в течение 15-20 дней принимать поливитамины, чеснок, лук. Детям 4-6 лет рекомендуется давать поливитамины по 1 драже утром и вечером, а начиная с 7 лет - по 1 драже три раза в день.
Из процедур закаливания можно выделить босохождение, баню, сауну, езду на коньках, лыжах, велосипеде, оздоровительный бег и многое другое, на чём мы остановимся в следующих главах.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
Респираторные заболевания - инфекции, характеризующиеся поќражением слизистых оболочек дыхательных путей с преимущественно воздушно-капельным механизмом передачи возбудителей. Сюда можно отнести острые катары верхних дыхательных путей, грипп, пара - гќрипп и др. Если при острых респираторных вирусных инфекциях проќцесс локализуется главным образом в клетках эпителия носа, это проявляется насморком (ринит), при аденовирусной инфекции больше поражается носоглотка (фарингит, тонзиллит).
К основным симптомам респираторного заболевания относятся кашель, насморк, боль в горле, хрипота, одышка. Если эти симптоќмы отмечаются несколько дней и более, следует обратиться к враќчу. Обычно их явлению предшествует простуда - состояние, возниќкающее после переохлаждения, для которого характерно снижение сопротивляемости организма и появление уязвимости к различным респираторным формам инфекционных болезней, включая такие, как пневмония, синусит, тонзиллит.
С целью профилактики простуды следует избегать по возможќности контактов с больными людьми. В наибольшей защите нуждаются младенцы в возрасте до 1 года, так как они менее всего способны переносить болезнь. Осеннее похолодание непосредственно связано со снижением влажности в отапливаемых помещениях, что высушивает защитные оболочки и снижает их защитные функции в борьбе с инќфекцией, поэтому важно обращать внимание на влажность воздуха в помещениях, она должна быть около 45%.
Экспериментально доказано, что низкие температуры, суровые погодные и климатические условия, сырость и холода мало влияют на предрасположенность к простудам. Более существенным фактором могут оказаться внезапные смены температур.
Важным методом снижения отрицательных последствий холодовых воздействий является систематическое закаливание. Крепкий, закаќленный человек чаще всего не болеет или переносит болезнь легко. Вот почему так полезно заниматься физкультурой, делать утреннюю гимнастику и водные процедуры после нее. Простуженный человек должен закрывать рот при чихании или кашле. При этом нужно польќзоваться салфетками и носовыми платками, которые ежедневно кипяќтятся. Следует пользоваться отдельным стаканом для питья, полоќтенцем и другими предметами личного обихода. Полезны обильное питье, настои лекарственных трав, полноценное, богатое витаминаќми питание.
Простуда может быть предшественницей ряда заболеваний. У маленьких детей угрозу для жизни может представлять круп, разќвившийся в результате простуды. Возможно развитие и других втоќричных респираторных заболеваний, например, бронхита и плеврита.
Некоторые респираторные заболевания - главным образом астма и сенная лихорадка - могут являться результатом аллергии. Куреќние и загрязнение воздуха в значительной степени содействует развитию респираторных заболеваний. Поддержание в помещении опќределенной влажности воздуха может смягчить респираторное забоќлевание.
Из профилактических мер против ОРЗ рекомендуются частое проветривание помещений, избегание переохлаждений, сквозняков, включение в рацион свежих овощей и фруктов. Полезно смазывание носовых ходов оксолиновой мазью, а также промывание горла дезинќфицирующими растворами. Можно промывать полость носа два раза в день водой с мылом. При этом механически удаляются не только слизь, пыль, но и вирусы, попавшие в полость носа с вдыхаемым воздухом. Ежедневно в течение 30 дней следует принимать поливиќтаминные препараты с микроэлементами по 1 драже три раза в день после еды. Детям 4-5 лет рекомендуется давать драже два раза в день, начиная с 7 лет - по 1 драже три раза в день. Малышам до 4 лет дозировку витаминных препаратов определяет врач-педиатр.
ИММУНИТЕТ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
Человек заболевает не тогда, когда его "продуло" или когда он заразился, а когда ослабевают защитные силы организма, определить которые можно одним ёмким словом - иммунитет. В медицинской энциклопедии слово "иммунитет" характеризуется как "состояние невосприимчивости организма к инфекционному началу или инородному веществу". Невосприимчивость организма к заболеваниям обусловлена совокупностью наследственных и приобретённых реакций и приспособлений, препятствующих проникновению в организм и рамножению в нём бактерий и вирусов, а также действию выделяемых микрооорганизмами токсинов.
Иммунитет может быть врождённым и приобретённым.
ВРОЖДЕННЫЙ (естественный) иммунитет - это видовой признак.
Так, человек никогда не заболеет чумой кошек или собак, а корова или овца никогда не заразятся корью. Напряжённость врождённого иммунитета чрезвычайно высока; его обычно считают абсолютным.
ПРИОБРЕТЕННЫЙ иммунитет может быть активным или пассивным.
Активный иммунитет возникает после перенесённой инфекции или вакцинации.
Пассивный иммунитет возникает после получения организмом антител (против определённого возбудителя), например, ребёнок получает готовые антитела от матери через плаценту или человек получает антитела в сыворотке при вакцинации. Пассивный иммунитет недолговечен. Он сохраняется от нескольких дней до нескольких месяцев.
Можно сказать, что любой вид иммунитета - это щит, с помощью которого организм отбивается от инфекции. Если щит сломан - организм становится беззащитным и быстро погибает (так бывает при СПИДе, когда полностью поражается иммунная система и человек может погибнуть от самой пустяковой инфекции).
Для укрепления защитных сил организма в борьбе с любыми заболеваниями официальная и народная медицина предлагает ряд способов, помогающих повысить иммунитет.
К таким способам относятся:
а) оздоровительная физическая тренировка с оптимальной нагрузкой;
б) занятия йогой;
в) периодическое голодание и очищение организма;
г) здоровое питание (вегетарианское питание, сыроедение и др.)
д) различные лекарственные растения.
Польза очищения организма от шлаков и занятий спортом очевидна. Каждому ясно, что трудно заставить работать в нормальном режиме загрязненную машину. Человеческий организм - тоже машина, но она в тысячи раз сложней любого механизма, и, конечно, требует идеальной чистоты.
Все также хорошо понимают, что спорт и гимнастические упражнения полезны, что они продляют жизнь и делают её прекрасней. Жаль только, что не у всех хватает силы воли и, как многие говорят, времени, для того, чтобы этим заниматься.