Одной из величайших отраслей знания, появившихся на заре развития человечества, является медицина. Познавая окружающую природу, человек учился познавать и самого себя. Он все более убеждался в единстве окружающего мира и своего маленького я". Постепенно приспосабливаясь к меняющимся условиям жизни, человек на опыте постигал положительное или отрицательное воздействие на свое здоровье тех или иных факторов окружающего мира, суммировал свои знания о полезных или вредных воздействиях различных продуктов животного и растительного мира.
Знания такого рода были во многом специфическими для каждого народа, они постоянно пополнялись и совершенствовались по мере развития человеческого общества и, в конце концов, превратились в одну из важнейших отраслей знания - медицину.
С появлением письменности знания о способах лечения, о свойствах трав, минералов, продуктов жизнедеятельности животных превращались в первые письменные памятники древних народов. В письменном наследии древних целителей Тибета, Индии, Китая, Средней Азии, Греции, Египта и Ирана эти медицинские памятники занимают почетное место.
Ни один народ не живет автономно. Между людьми различных национальностей всегда существуют торговые, политические, экономические контакты. Эти контакты проявляются и во взаимном обмене медицинскими знаниями. Чем больше развивалось человеческое общество, тем больше медицинская наука становилась наукой международной.
В настоящее время мировая народная медицина сделала большой шаг вперед. Она впитала в себя богатое историческое наследие Древнего Рима и Древнего Тибета, Ближнего Востока и Средней Азии. Корни у нее едины, а специфические различия существуют у
каждого народа. Это зависит от условий жизни, от растений, произрастающих в данном регионе, от животных, населяющих его, от уровня развития проживающего в регионе населения.
В книге, лежащей перед вами, собраны рецепты излечения различных болезней. Особое внимание уделено разделу древневосточной медицины ("Чжуд - Ши"), трудам Авиценны (Канон врачебной науки), поэмам ученых Средневековья.
Книга "Чжуд - Ши" является одним из основных памятников древнетибетской культуры и ее значение ни в коем случае нельзя сводить к чисто медицинской тематике. В более широком плане текст книги является ценным материалом не только для врачей, но он также важен для историков, филологов, этнографов и философов. Непередаваемый калорит образного языка "Чжуд - Ши" по возможности сохранен в публикуемых отрывках.
Несколько глав книги основываются на трудах великого Авиценны. В этих главах читатель может найти советы и рецепты времен Древнего Рима и Древней Греции. Эти рецепты до настоящего времени не потеряли своего медицинского и общеобразовательного значения. Лечение лекарственными растениями и минералами, продуктами жизнедеятельности животных и металлами - неотъемлемая часть мировой сокровищницы народной медицины и сейчас используется повсеместно.
Отдельные главы в книге открывают секреты лечения врачей средневековья. Выдающиеся врачи своего времени Луксорий, Бенедикт Крисп, Валвфрид Страбон внесли свой замечательный вклад в медицинскую науку и продолжили дело Авиценны.
Такие знаменитые книги Средневековья, как "Салернский кодекс здоровья", (Арнольд из Виллановы), "О свойствах трав" (Одо из Мена), "Латинская антология" (Луксорий)" , Капитулярии" (Карл Великий) были написаны на основе древних источников и еще долго не потеряют своего медицинского значения.
Читатель может найти в книге и старинные медицинские рецепты, и рецепты из писем излечившихся больных и много других полезных советов и рекомендаций.
Автор надеется, что книга поможет многим людям, ищущим исцеления, поддержит их в борьбе с недугами и болезнями. Пусть каждый найдет в книге свой рецепт излечения. И пусть Бог пошлет исцеление каждому страждущему, верящему в него.
Автор.
ГЛАВА 1
ИСТОКИ
"ЧЖУД - ШИ" - ОСНОВНОЙ ПАМЯТНИК
ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ
Тибетская медицина имеет многовековый опыт в применении лекарств природного происхождения. Корни её уходят в далёкое, далёкое прошлое. Знаниями тибетских врачей пользовались и продолжают пользоваться многие народы Центральной Азии, Монголии, Тибета, Китая, Индии. В начале двадцатого века, после первого перевода основных трудов тибетской медицины на европейские языки, эти знания стали применяться врачами и народными целителями многих стран Европы и России.
В 1969 г в Бурятском филиале Академии Наук началось комплексное изучение лекарственных средств тибетской медицины, прежде всего растительного происхождения.
"Чжуд - Ши" - классический источник тибетской медицины, в котором собран многовековый опыт тибетских лекарей, использовавших в своей практике лучшие достижения медицинских систем Индии, Китая и других стран.
В книге даны основные вехи тибетской медицины, обобщены методы диагностики заболеваний, даны трактовки болезней с точки зрения тех знаний, которыми располагали медики древности. На первое место они ставят "болезни души" - страсть, гнев и невежество - три яда, отравляющие организм человека. Производными от этих "трёх ядов" считаются пороки в телесной природе человека в виде "желчи", "ветра" и "слизи". Последние называются "болезнями тела" или "болезнями следствий".
К болезням слизи относятся заболевания желудка, селезёнки, почек.
Болезнями желчи считаются в основном заболевания лёгких, печени, желчного пузыря.
К болезням ветра тибетская медицина относит заболевания сердца, аорты, толстой кишки.
Равновесие "трёх гун" - ветра, желчи и слизи обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма. Нарушение равновесия трактуется как болезнь.
По представлениям древнетибетской медицины в организме имеются две силы "жар" и "холод" ("Инь" и "Ян"), нарушение равновесие между которыми проявляется в виде заболеваний в одном из двенадцати органов, известных тибетской и китайской медицине.
Со временем "Чжуд - Ши" получил высокую оценку тибетских лекарей и был принят в качестве главного учебника. Вокруг "Чжуд - Ши" была создана обширная литература, которая давала толкование его текстам в традициях различных медицинских школ.
Традиции "Чжуд - Ши" получили дальнейшее развитие в наши дни. На факультете тибетской медицины Лхасского универститета в качестве основного пособия используется учебник под символическим названием "Новый рассвет" - обобщённая суть врачебной науки".Он представляет собой адаптированное изложение "Чжуд - Ши", дополненное разделом современной анатомии и соответствующими анатомическими рисунками.
Тибетская медицина все лекарственные средства классифицирует по происхождению и включает в себя восемь групп.
3.Лекарства из земли: горная смола, соли, глина, серный цвет, каменный мох.
4.Лекарства из деревьев: корней, пней, сока, ветвей, коры, стволов, цветков и плодов.
5.Лекарства из трав: гвоздика, полынь, ромашка, зверобой.
6.Лекарства из соков, добываемых из корней, трав, деревьев, животных.
7.Отвары из коры, цветов, ягод, плодов, ветвей, листьев.
8.Лекарства из животных: кожа, желчь, рога, мускус, кровь, жир.
По своему действию тибетская медицина различает лекарства успокаивающие и излечивающие расстройства питания.
Лекарства также делятся по применению, по способам приготовления, по вкусу и запаху.
В источниках тибетские медики оперируют такими понятиями, как действие самого предмета или вещества и действие, определяемое преобладающими в нём первоэлементами. Кроме того, различают восемь видов действия:
1.Действие силы объясняется в текстах тем, что растения и другие лекарственные вещества, находящиеся на южных склонах, вбирают в себя силу солнца, тогда как растущие на северных склонах вбирают силу луны и соответственно называются "горячими" или
"холодными". Для лечения заболеваний воспалительного характера древневосточная медицина рекомендует использовать "холодные" лекарственные вещества, для лечения хронических заболеваний (особенно у пожилых людей) - "горячие". Поэтому, при лечении любого заболевания надо учитывать в каком месте росло растение и какими свойствами оно обладает.
2.Действие вкуса: сладкие лечат ветер и желчь, кислые - слизь и желчь и т.д.
3.Действие запаха. Например, лечебное действие камфары, сандалов, ферулы, мускуса и прочих связано с запахом. После улетучивания запаха они утрачивают свои лечебные свойства.
4.Действие по противоположности базируется на мифологических мотивах, суевериях, бытовых представлениях и наблюдениях, связывающих те или иные объекты по признаку противоположности: считается, например, что павлин ест яд, поэтому мясо его помогает при отравлениях; выдра кормится рыбой - поэтому её мясо, жир можно использовать для удаления застрявшей в горле рыбьей кости.
5.Действие по сходству происхождения основано на сходстве органов человека и животных: при болезнях глаз помогают глаза змеи; при головной боли кости черепа; при зубной боли - зубы тигра, леопарда и т.д.
6.Действие по сходству внешнего вида предполагает назначение для лечения болезней сердца плодов сливы, по форме похожих на сердце; при болезнях почек - плод ареки катеху, семя которой похоже на почки. Деревья с корой красного цвета рекомендуют при болезнях крови так же, как и травы с красными корнями и корневищами, или киноварь шеллак; при болезнях желчи виды трав и растений с жёлтыми цветами. (Это понятие сохранилось в и в современной народной медицине: печень - жёлтого цвета и лучшими лекарствами для её лечения служат цветки бессмертника, кукурузные рыльца - тоже жёлтого цвета).
7.Действие, объясняемое причинно-следственными связями. Например: кости убитого молнией или умершего от кишечных колик помогают при кишечных коликах.
8.Действие, обусловленное пожеланиями, возникшее якобы по благословению божеств. Среди таких средств названы клубни ятрышника - "руки Индры", рододендрон, жень - шень и т.д.
ДЕЙСТВИЕ РАЗНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ СРЕДСТВ (по "Чжуд - Ши"
"...Лишайники с камней лечат отравления и жар застарелый.
Мумие полезно при всех видах жара,
особенно оно хорошо для жара желудка, печени, почек.
"...Лекарственные отвары готовят из корня, веток и листьев,
цветов и плодов - вот из этих пятерых.
Действия древесных лекарств.
Камфара как молния убивает жар распространяющийся,
вытягивает застарелый жар, уходящий вглубь.
Кардамон настоящий лечит все болезни холода в почках.
Мускатный орех угнетает ветер, лечит болезни сердца.
Гвоздичное дерево лечит болезни аорты и холод ветра.
Все виды желчи связывают сосуды, отторгают гнилое,
упитывают мясо, изгоняют яды, полезны для глаз.
Козий мозг лечит разрывы сухожилий и жил.
Бараний мозг останавливает головокружение
и рябь в глазах.
Мышиная шкурка вытягивает гной.
Ослиное копыто лечит задержку мочи.
Перья гуся устраняют препятствия для мочеиспускания.
Голубиный помёт превращает опухоли скрангс в гной и выводит.
Шпанские мушки очищают сосуды от болезней.
Мясо водяной крысы и оляпки обезвреживает мясной яд.
Раковины улиток останавливают истечение мозга.
Гусеница борщевика останавливает кровотечение из сосудов.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1.Сосуды - этот термин в тибетской медицине является собирательным понятием с широким спектром значений. В анатомическом смысле он обозначает любые видимые
тяжистые образования - кровеносные сосуды, нервы, протоки желез, мочеточники, фаллопиевы трубы и т.д.
2."Камешек"- судя по описанию заболевания, можно идентифицировать как простатит.
3.Высокий жар характеризуется поверхностным, т.е. высоким пульсом. При быстром жаре пульс учащённый, при жаре, проникшем вглубь, он бывает глубинным, медленным, но напряжённым.
4.Три яда - страсть, гнев, невежество, которые называются также " болезнями души" и "болезнями причины".
5.Болезни "желчи", "ветра" и"слизи" считаются производными от болезней души, от трёх ядов.
К болезни слизи относятся заболевания желудка, селезёнки, почек.
К болезням желчи относят в основном заболевания лёгких, печени, желчного пузыря.
К болезням ветра тибетская медицина относит заболевания сердца, аорты, толстой кишки.
Равновесие "трёх гун" - ветра, желчи и слизи обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма. Нарушение равновесия трактуется как болезнь.
"Шо"- вид кислого молока.
Болезни чху - сер - кожные болезни.
РЕЦЕПТЫ И СОВЕТЫ ДРЕВНЕТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Тибетская медицина имеет богатый опыт в применении лекарственных препаратов природного происхождения. Знаниями тибетских врачей до сих пор продолжают пользоваться народы Азии, Монголии, Тибета, Китая, Индии. С начала нашего века многие рецепты и советы древнетибетских врачей стали широко использоваться в официальной медицине. Основным классическим источником тибетской медицины является древняя книга "Чжуд - Ши", в которой собраны многовековые знания тибетских лекарей, использовавших в своей практике лучшие достижения медицинских систем Индии, Китая и других стран.
В книге даны основные вехи развития тибетской медицины, обобщены методы диагностики заболеваний с точки зрения тех знаний, которыми располагали медики древности. На первое место они ставят "болезни души" - страсть, гнев, невежество - три яда, отравляющие организм человека. Производными от этих трёх ядов считаются пороки в телесной природе человека в виде "желчи", "ветра" и "слизи". Последние называются "болезнями тела" или болезнями "следствий".
По представлениям тибетской медицины в организме имеются две силы - "жар" и "холод" ("Инь" и "Ян"), нарушение равновесия
между которыми проявляется в виде заболеваний в одном из двенадцати органов, известных тибетской и китайской медицине.
"Чжуд - Ши" со временем стал главным учебником тибетских лекарей и в настоящее время традиции этой книги получают дальнейшее развитие. На факультете тибетской медицины Лхасского универститета в качестве основного пособия используется учебник под
названием "Новый рассвет" - обобщённая суть врачебной науки". Он представляет собой адаптированное изложение "Чжуд - Ши", дополненное разделом современной анатомии и соответствующими анатомическими рисунками.
ТАНТРА (ГЛАВА) ОБЪЯСНЕНИЙ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
"...Помни о двух причинах, поднимающих болезни, и избегай их.
Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи.
Язык и прочие органы не перенапрягай, но и не распускай.
Не садись в ненадёжную лодку и на непослушного коня.
Избегай тех мест, где могут убить, берегись воды и огня.
Не лезь на крутой берег. Летом и зимой на дерево не влезай.
Садясь на землю, под (собой) посмотри.
Отправляясь в путь, дорогу изучи.
Ночью по срочному делу из дома выходя, бери посох и спутника.
Не спать ночью - это "грубый" образ жизни, надо спать.
Если не спал, на другой день постись и спи половину времени.
Пьянство силы губит, горе и напряжение истощают..."
"...Против увеличения сна нужны рвотные, пост и женщины.
А против бессонницы - молоко, шо, чай, мясо, бульон,
втирание масла в голову и закапывание в уши..."
"...Недопустимы противоестественные сношения, а также с чужими
( женщинами),
С уродливыми, утомлёнными, беременными и больными.
Также нельзя сношаться во время месячных.
Зимой страсть усилена и число сношений не ограничивается.
Осенью и весной можно через два дня, а летом -
раз в полмесяца.
В противном случае органы теряют силу, появится
головокружение и можно вдруг умереть..."
"...Мирские законы - основа всех достоинств.
Надо накрепко выучить их, следовать их букве и содержанию.
Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай