"Ты удивишься, если я тебе скажу, что не раз работал, сидя на коне, так что по возвращению домой у меня была готова и песнь. На пирах в моём сельском уединении при мне всегда перо, и я откладываю его лишь из уважения к приезжему гостю. У меня в дому на всех столах письменные принадлежности и таблички. Нередко я даже просыпаюсь ночью, впотьмах нашариваю перо у моего изголовья и - пока не исчезла мысль - записываю, а назавтра едва могу разобрать написанное в темноте. Вот каков мой образ жизни и мои занятия...". Петрарка
"...Я люблю мою работу любовью безумной и дикой, как аскет, власяница разрывает мне тело. Часто ощущаю в себе такое бессилие, когда не могу найти ни одного нужного слова. Измарав много страниц, убеждаюсь, что не написал ни одной удавшейся фразы, тогда падаю на оттоманку и лежу отупелый, погружённый в тоску. Ненавижу себя и обвиняю за безумство, заставляющее меня гнаться за химерами. Но вот проходят каких - нибудь четверть часа, и сердце начинает радостно биться. В прошлую среду мне пришлось подняться из-за письменного стола и поискать носовой платок: по лицу обильно текли слёзы. Я так расчувствовался, такое испытал наслаждение, пока писал, меня умиляли и моя мысль, и фраза, которой эта мысль была выражена, и самый факт, что я нашёл для мысли столь счастливую словесную форму...".
Флобер
Молодой Мопассан подсмотрел однажды Флобера за работой. Вот как он описывает этот момент:
"Я видел лицо, багровое от притока крови, видел мрачный взгляд, устремлённый на рукопись; казалось этот напряжённый взгляд перебирает слова и фразы с настороженностью охотника, притаившегося в засаде. Взгляд задерживался на каждой букве, будто исследовал её форму, её очертания. А затем видел, как рука берётся за перо и начинает писать - очень медленно. Флобер то и дело останавливался, зачёркивал, вписывал, вновь зачёркивал и вновь вписывал - сверху, сбоку, поперёк. Сопел, как дровосек. Щёки набрякли, на висках вздулись жилы, вытянулась шея, чувствовалось, что мускулатура всего тела напряжена - старый лев вёл отчаянную борьбу с мыслью и словом".
Писатели отказываются от всего, что люди считают наслаждениями в жизни. Так, Гёте, оглядываясь на прожитую жизнь, признавался в одном из писем (Эккерману), что обнаруживает в ней не более нескольких недель, отданных отдыху и развлечениям, всё остальное - работа, труд.
Лейбниц мог почти трое суток не вставать из-за стола.
А кто не читал об одержимых ночах Бальзака?
Умение разобраться в своих переживаниях
В обычной жизни каждый человек буквально напичкан идеями и чувствами, но в большинстве своем выразить их он не может. По той простой причине, что основная масса этих идей - чувств находится в нем в смутном, хаотическом, часто зачаточном состоянии, - они не осознаны.
И умение осознать свои переживания, привести их в порядок, сделать чёткими даётся не каждому.
Лишь тот, кто сумел этого добиться, может передать свои чувства читателю. Необыкновенная цельность, сила и яркость впечатлений обычному человеку доступна только иногда, в редкие счастливые минуты. А поэт так воспринимает мир постоянно. И не только сам воспринимает, но и умеет показать его читателям.
Грамотность и начитанность
Писатели, и поэты должны обладать большими знаниями. Они, по крылатому выражению И.В. Сталина, являются "инженерами человеческих душ" и, прежде чем кого-то учить, должны много учиться сами.
Если писатель или поэт не обладает достаточными знаниями, то круг его тем будет узок и ограничен.
Если внимательно читать прозаические произведения таких больших мастеров слова, как Умберто Эко, Виктора Пелевина или стихи Иосифа Бродского, то можно заметить, что Умберто Эко является известным специалистом по средневековью, в чем можно убедиться, прочитав "Имя розы". Если взять его произведение "Охота на овец" то там можно встретить достаточно большой отрывок посвященный проблемам разведения овец на Хокайдо. И написан он вполне со знанием темы.
Пелевин не понаслышке знает одно из четырех направлений буддизма. И на этом знании полностью построен роман "Чапаев и Пустота".
Бродский же в своей поэзии использует образы, навеянные и христианством, и буддизмом, и даосизмом, религиями, которые он в своё время изучал.
Поэт должен знать своих предшественников. Не только для того, чтобы творчески перерабатывать их идеи, но и чтобы не быть обвиненным в плагиате.
Мастерство перевоплощения
Поэт должен уметь передавать не только свои чувства, но и чувства других людей (и не только людей). Для этого он должен научиться ставить себя в их положение, вообразить себя на их месте, представить то, как действует человек в определенных условиях. Определенную помощь в этом оказывают помимо изучения мемуаров, писем, дневников, воспоминаний, непосредственные наблюдения за людьми в их повседневной жизни.
Наблюдательность
Поэт должен быть наблюдательным. Все поразившее его он должен запоминать и записывать. Настоящий мастер должен уметь подметить такие мелочи в поведении окружающих и в явлениях природы, мимо которых большинство пройдёт, не обратив на них внимания.
"Великий мастер - тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания, явлениях.
Огюст Роден.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что поэтом можно назвать автора, произведения которого имеют общественное или познавательное значение, отображающие действительность в образах. Но, самое главное - стихи должны быть "новыми по замыслу". Ведь, как известно, картина ценна в том случае, если написана самим автором. А вот имя автора копии - как бы точно она не повторяла оригинал - редко кого интересует.
И как сказал по этому поводу Твардовский - "поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов".
ПОЭЗИЯ
Что такое поэзия? По общепринятому понятию - это искусство образного выражения мысли в слове. А на поэтическом языке поэзия - это лунная дорожка в океане мечты.
Стихи служат для выражения не обыкновенных, не простых, не будничных, иначе говоря, не прозаических, а наиболее высоких, благородных, сильных и ярких человеческих чувств.
Поэзия существует в жизни повсюду. Надо только уметь её увидеть, найти, почувствовать. Это умеет не каждый, но научиться могут все. Именно поэты, художники, композиторы помогают людям почувствовать поэзию.
Основным признаком поэзии является наличие в ней образов. В отличие от прозы, которая оперирует понятиями и умозаключениями, поэзия есть мышление образами.
Другими основополагающими признаками настоящей поэзии являются рифма, ритм, ясность, ёмкость, глубина, лаконичность, приёмы построения. Ведь поэзия - это наука, и недаром в Древней Греции её изучали в "гимнасиях" наряду с математикой, музыкой и гимнастикой.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Что такое стихосложение? Это, во-первых, умение подобрать рифму, во-вторых - выбрать ритм и следовать ему на протяжении всего стихотворения, в третьих, - правильным литературным языком выразить свои мысли, чувства, эмоции. Кроме того, в любом стихотворении должен чётко вырисовываться запоминающийся образ, должны присутствовать правильно использованные сравнения и метафоры. Но каждое из вышеперечисленных понятий является только ступенькой, ведущей к блистательному трону Поэзии, частью мозаики большой картины. Стихосложение - это неодушевлённый каркас, это только фотография действительности. Но если в этот каркас вдохнуть душу, он оживает и начинает самостоятельную жизнь как частица большой Поэзии. Ошибкой многих поэтов (даже больших) является то, что, пройдя все ступени стихосложения, они останавливаются на последнем рубеже. Всё у них сделано правильно, всё на месте, соблюдены все законы стихосложения, но последнюю ступеньку - вдохнуть душу в произведение, они преодолеть не могут.
Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией.
ГРАФОМАНИЯ
Графомания - явление психического порядка, когда человек, не обладающий литературным чутьём, талантом, подлинным чувством, этикой и необходимым культурным уровнем - пишет якобы литературные произведения. Мало того, не умея оценить свои "произведения", обижается на критику, считая себя писателем, или поэтом.
Чем же отличается графоманское произведение от настоящего стиха?
Графомания - это имитация, подражание поэзии. Поэтому произведение неприятно поражает своей пустотой, серостью, убогостью приёмов и скукой.
Графоманское произведение ничего не даёт читателю, оно только забирает его время. Давно известно, что критиками чаще всего становятся неудавшиеся писатели, а графоманами - несостоявшиеся поэты.
Чаще всего графоман начинает писать под воздействием прочитанных им стихов настоящего поэта, поэтому эпигонство и часто просто плагиат - явление, распространённое среди графоманов. Греха они в этом не видят. Воруется чаще всего архитектоника стиха: ритмы, размеры рифмосочетания, но это, само по себе, грех не большой и допускаемый, особенно в шуточных стихах, если форма наполнена авторскими идеями, находками, чувствами. Воруются идеи произведения и получаются перепевы с хорошего на посредственный лад одного и того - же. Часто "берутся" слова, строки, художественные образы. Поскольку графоман, как правило, мало читает, то и обворовываются поэты школьной программы: Пушкин, Лермонтов, Есенин. Хотя не исключено имитирование и других поэтов.
Основные темы графомана, как правило, следующие:
1. "Нанайская песня" - что вижу, то пою. Обычно о природе, или воспоминания.
2. "Наставления человечеству" - обычно уровня ниже среднего.
3. "Плач" - по чему - то утерянному, или по кому-то утерянному.
4. "Любовные" - обычно, как варианты плача, или стиха в альбом.
5. "Посвящение" - обязательно великому человеку /чаще Пушкину/.
6. "Политические" - ниспровергательные или кликушество.