Веселов Лев Михайлович
Об интеграции и цивилизации

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Веселов Лев Михайлович (leveselov@rambler.ru)
  • Обновлено: 24/07/2012. 22k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:


      

    Лев Веселов

    Об интеграции и цивилизации

      
      
       После выступления посла США в Эстонии, слово интеграция пошло "по рукам", как гулящая девица по кабакам, и используется всем, кому ни лень. Особенно нравится оно политикам, когда те хотят поговорить о путях развития процесса и т.н. интеграции, подразумевая, преобразования русскоязычной общины, для начала, напрочь отказавшейся от родного языка в пользу эстонского, а затем и от культуры своих предков.
       При этом в национальном угаре категорически отвергается мысль, что во имя прогресса можно было бы "интегрироваться" (пишу этот термин в кавычках, поскольку не совсем согласен с ним, о чем речь ниже) в общеевропейскую среду через европейские языки, например, английский. Это пошло бы на пользу и самим эстонцам - меньше финансовых затрат на изучения языка, который уже сам по себе имеет широкое распространение в стране, и значительно сократит расходы на ненужные (весьма трудные) переводы с эстонского.
       Со временем многим стало ясно, что интеграция в головах эстонских политиков не что иное, как очередная попытка ассимилировать русскоязычное население самым эффективным способом - лишив образования на родном языке. Любая культура, есть производная от Слова и традиций, а мышление человека во многом зависит оттого, на каком языке он получает информацию, думает, говорит, и какой культурой владеет он и его ближайшее окружение. О том, что предлагаемая интеграция преследует только одну цель - построение мононационального государства, фактически объявленное конституцией, провозглашенной с восстановлением независимости нецивилизованными средствами, т.е. без учета законов общественного развития, у многих сомнений нет. Ниже постараюсь это пояснить.
       Согласно словаря иностранных слов интеграция есть в переводе с латинского восстановление - понятие, означающее состояния связанности отдельных дифференцированных (выделено мной) частей, функций системы в целое, а так же процесс, ведущий к такому состоянию. Отсюда интегрировать - (восстанавливать, восполнять) 1) книж. объединять в одно целое; 2) мат. найти интеграл данной функции.
       Цивилизация - более известное и понятное, означает (опять же по словарю): уровень общественного развития и материальной культуры, определяемый развитием производительных сил, достигнутый определенной общественно-экономической формацией.
       Для дальнейших рассуждений понадобятся еще несколько иностранных слов, (без них не обойтись в современной дискуссии), к тому же для многих теперь они наиболее убедительный аргумент, поскольку некоторые из них употребляются основоположниками интеграции в нашей стране, как аргументы. Итак, добавим еще: эмигрант и эмиграция, натурализация, патриотизм, национализм и национал-патриотизм. Все эти слова мы слышим уже на протяжении последних лет настолько часто, что не задумываемся порой над их истинным смыслом, путая понятия в угоду нашим не очень грамотным и нечистоплотным политикам, привычно безответственно рассуждающим о необходимости интегрироваться в эстонское общество людям другой национальности через культуру и язык титульной нации.
       Мне, как человеку, наблюдавшему процессы становления самостоятельности государств, а конкретно Африки, за последние тридцать - сорок лет известны многочисленные попытки оперирования вышеуказанными понятиями в своих интересах. Однако уверяю вас, что ни одна из них не увенчалась успехом, т.е. не привела к желаемому результату - созданию мононационального государства. Чаще всего это приводило к войнам, деградации общественной мысли, этнической резне и эмиграции. Не надо ходить далеко - Израиль ведет бесконечную и, по сути своей бесплодную войну с палестинцами, а американцы ухитрились столкнуть в Ираке в конфликте на много лет национальные группы с одним языком и одной культурой лишь на незначительных религиозных разногласиях. Но это так, для сравнения.
      
       Неоднократно, слушая выступления нашего, (я все же хотя и не гражданин Эстонии, но всю сознательную и трудовую жизнь прожил в этой стране), министра народонаселения на тему интеграции, пришел к мысли, что многие эстонские политики, в угоду сложившимся на первых порах целям становления независимости, уверовали в постулаты не шибко грамотных вождей и заокеанских доброжелателей, которые путают божий дар с яичницей. И основные заблуждения заключаются в том, что независимость Эстония получила не в результате длительной и упорной борьбы с тоталитарным режимом, а благодаря эволюции общественного сознания народов СССР, которое позволило все же без великих потрясений объединить великий европейский народ (немецкий), разделенный в угоду политическим убеждениям стран победителей после разгрома гитлеровского нацизма. Именно это положило начало распаду СССР. Говоря иначе, не местная национальная элита и США (США далеко, Бог высоко, а Россия рядом) позволили вновь обрести независимость, а цивилизованный эволюционный процесс в Европе и, прежде всего, в самом большом и многонациональном государстве мира СССР.
       Не спорю, для многих этот вывод смелый, но подождите топать ногами и стучать кулаками, давайте разберемся. Я могу привести один очевидный аргумент в свою пользу:
       Если бы колос (СССР) пусть даже "на глиняных ногах" упал бы не на русский народ, а чуть-чуть западнее, то вряд ли бы народ эстонский проживал сейчас в существующих границах. Не следует забывать, что тогда в социалистических странах и конкретно в маленькой Эстонии стояла большая советская армия, которая вряд ли бы усидела в казармах, если бы началась межнациональная резня, подобная той, что произошла в бывшей Югославии. Кстати в Приштине албанское население составляло на начало конфликта около 25%, (что значительно меньше в процентном отношении, чем русские в Эстонии, а через короткое время составило уже более 70% - вот к чему приводят межнациональные конфликты, и ведь албанцев всего-то чуть больше миллиона, а русских? Итак, выводы:
       Русские (или вернее русскоязычные) в Эстонии, их любовь и забота к месту своего проживания, оказались сильнее призывов к сохранению прежней общественно-политической формации и насильственному захвату власти крайне левыми и военными.
       Несомненно Балтийская цепочка и поющая революция свидетельство тому, что национальное самосознание возрождалось по мере того, как изменялась ситуация в Европе и в бывшем СССР, но контрреволюция (а она спутник любых революций) не состоялась лишь благодаря толерантности Советской армии и русскоязычного населения. Символические камни на подступах Вышгорода хотя и красивы, но бессильны против вертолетов и десантников, так что победил коллективный разум. Вряд ли руководство Москвы не воспользовалось бы ситуацией, если бы не знало, чего хотят живущие здесь русские. Следует так же отметить, что и среди военных в Эстонии тогда альтернативы не нашлось.
       Значит, все же восторжествовали разум и любовь к земле проживания (а для многих русских и рождения) то есть к Родине, народу, готовность на жертвы и подвиги ради Отечества. А ведь именно так определяется в словаре понятие патриотизм, и именно так думали те неэстонцы, которые проживали на этой земле долгие годы, одновременно полагая, что в благодарность за это они займут достойное место в новом государстве. Я уверен, что так бы оно и было, но плодами любых революций пользуются отнюдь не те, кто их делает и чаще всего, увы, не лучшие люди, и вот уже свергнут со своего пьедестала Отец Революции Сависаар, забыты рукопожатия в Балтийской цепочке. Победителям совсем ни к чему дружба народов, а уж тем более интернационализм, общечеловеческие ценности, когда материальные ценности, оставленные огромной страной и армией, лежат бесхозными - бери и владей.
       Вот тут-то ребром и встал вопрос - кому ими владеть! Если всем, как в СССР, - мало достанется, вот если бы... Пример разрешения такой ситуации имел место ранее, в восемнадцатом году, когда благодаря предательству большевиков, в тайне от Антанты с ее злейшим врагом Германией был заключен Брестский мир, и в сороковых, когда нацизм обещал одним богатство, другим рабство, т.е. национал-социализм. Национализм, к сожалению, до сих пор не потерял притягательности, а социализм в этот раз оказался нежелательным, по различным мотивам, несмотря на то, что в мире есть страны, в которых он с небольшими приставками вполне устраивает всех. Выбрали национал-патриотизм, простенько и смысл почти не меняется - та же любовь к Родине, к своему народу, но только одной коренной национальности. В этом случае одним законом о титульной нации решались все проблемы, политического и общественного управления, приватизации и распределения ценностей соответственно только между гражданами, уже, разумеется, по законам капитализма, а в порядке исключения особыми законами и по остаточному принципу - между негражданами.
       От того, что общественность Европы и США, не думая о последствиях, единодушно, одобрили сие направление, национальный угар от легких побед до сих пор мешает определить просчеты в национальной политике, основанной, прежде всего, на неверных пониманиях таких понятий, как неграждане, эмиграция и эмигранты. Если с определением гражданин казалось бы все понятно, то с эмиграцией и особенно негражданами и эмигрантами давайте разбираться.
       Читаем научное определение слова эмиграция: переселение из своей страны в другую для долговременного или постоянного проживания и соответственно эмигрант - лицо, переселившееся из своей страны в другую на долговременное проживание. Даже не обладая глубокими знаниями юриспруденции, легко понять что люди, приехавшие в Эстонию после войны, к таковым не относятся, так как они де-юре не пересекали границы другого государства и имели к тому времени гражданство одной и той же страны, что и эстонцы. Посему оказаться без гражданства (особенно здесь родившиеся) были не должны (по международным законам не должно быть лиц без гражданства вообще, за исключением отказников и лишенных по суду!). Гражданство это (как определяют словари) - политическая и правовая принадлежность лица к данному государству. В силу гражданства на человека распространяются законы государства, установленные гражданские права и обязанности (например, избирательное право.) Как видите, о национальности здесь нет никакого упоминания, да и не может быть в нынешнем мире многонациональных стран. Однако политики и, что удивительно, правоведы Эстонии, этим пренебрегли и лица неэстонской национальности превратились (с молчаливого согласия России) в апатридов, т.е. лиц лишенных гражданства, а соответственно лишенных Родины, отечества и основных прав.
       О целях и задачах подобных действий говорить не будем, это и так ясно - избавиться от пришлых "чужеземцев", но такое в мире не удавалось еще никому. Люди, попавшие в разряд нежеланных, повели себя так, как ведут им подобные во всем мире - они остаются и несмотря ни на что пытаются выжить. Эстонским политикам, будь они умнее, следовало бы это предвидеть, тем более что значительной частью благополучия их страны являлось и до сих пор является труд неграждан, согласных на любую работу, близость России с ее громадными ресурсами и российский капитал, привлекаемый в страну не без помощи русскоязычного населения.
       Но опьяняющая радость видимых побед и осуществленных с помощью Запада реформ, имеющих свои виды и цели - придвинуть границы НАТО к границам России, тем самым одновременно переложить не нее часть расходов на содержание бывших Союзных республик, как и немалые просчеты в национальной и иммиграционной политике не позволили понять губительность пренебрежения к большому соседу и людям, живущим с ними в одной стране. Пропасть между титульной нацией и русскими углублялась усилиями бесконечных разглагольствований о врагах эстонского народа, нежелательных "чужаках". Подобные публикации в прессе, высказывания на радио, особенно из уст депутатов и членов правительства незаметно подтачивали изнутри и без того немонолитное эстонское общество. К тому же все выше и выше поднималось знамя борцов за свободу против коммунизма, который уже давно и, главное, совершенно без их участия, "почил в бозе" по законам общественного развития. Неоправданная необходимость защиты эстонского языка и культуры, которые очень неплохо развивалась и при советском режиме, породила в стране не только беззаконие, но и взрастила огромный пласт бюрократов. Растрачиваются практически без пользы немалые средства, выделяемые на эти цели ЕС, государством и общественными фондами. А ведь многое было бы давно решено, предоставь правительство гражданство всем желающим.
       С уверенностью можно сказать, в этом случае большая часть противников изучения эстонского языка и культуры, уже уехала бы, либо на Запад или еще куда подальше. Здесь невольно напрашивается мысль: а не преследовало ли правительство противоположную цель - удержать в стране дешевую рабочую силу (и немалую) для неквалифицированной работы с целью избежания эмигрантов из Африки и арабских стран? Иначе чем объяснить повышение требований к знанию языка в дальнейшем. Впрочем, и этот процесс при такой политике правительства неизбежен, ведь большинство русских выпускников современной школы (особенно женщин) те, что знают эстонский язык не хуже эстонцев, во многих областях производства постепенно выдавливают лиц коренной национальности, и вряд ли они остановятся на этом. Их конечная цель - более цивилизованные и благополучные страны, где ничто не будет напоминать им о унижениях русскоязычной диаспоры (вспомните плакаты дебила с высунутым языком).
       Диалектика не терпит дилетантства и жестоко наказывает за опрометчивые поступки не зависимо от ранга, национальности и вероисповедования. Многие правоведы Эстонии, экономисты, общественные деятели понимают пагубность такой национальной политики. Однако желание любой ценой выдвинуть в правительство незрелых и полуграмотных в экономике и общественных науках, приверженцев национальной идеи людей, и разыграть, как им казалось, весомую националистическую карту с далеко идущими целями, привело к тому, что была спровоцирована пресловутая "Бронзовая ночь". Она стала самой позорной главой в Новой истории Эстонской республики, хотя все делают вид, что это не так. Не верится, что правительство не понимает, что совершило непростительную ошибку, в этом убеждены все мы. Итог - Россия уходит из Эстонии и по всему видно надолго. Нет уже многомиллионного рынка сбыта для эстонских фермеров (Петербург и Ленинградская область), дешевых газа, электроэнергии и нефти, огромного транзита через пустующие современные порты Эстонии. Последствия, как бы не убеждали нас в обратном, сказались быстро и исчезнут еще не скоро.
       И все же, надо признать, больше всех при этом проиграла русскоязычная диаспора. Вот теперь-то нас, русскоязычных, Россия действительно "кинула", впрочем, как говорит история, уже не в первый раз. Но нет худа без добра и может это к лучшему потому как, та пропасть, которую господин Антсип и компания вырыли, копаясь в гробах, не что иное, как "противотанковый" ров, который теперь придется преодолевать уже им, а не нам, и уже без российских капиталов, ее нефтедолларов и дешевого леса-кругляка. Что ж! Каждый заслуживает того, что он заслужил.
       Откуда пришел к нам термин интеграция, столь полюбившийся нашим политика, нетрудно догадаться. Однако могу предположить, что при увлечении современными компьютерами, математикой и химией он превратился в расхожее слово, означающее в переводе с латинского integratio более точно восстановление; а если полно (по словарю) - понятие, означающее связанности отдельных дифференцированных частей, функции, системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Сложно? Но теперь даже простому человеку понятно, что суть состоит в том, что интегрировать одну культуру в другую, языки, интеллект и душу человека насильно невозможно, эти понятия не поддаются законам физики, математики или химии. Любое насильственное вмешательство в интеллект человека приводит к психическому заболеванию и, как правило, к неизлечимым последствиям. Интеллект - мысленные способности человека, уровень умственного развития; разум, рассудок, зависят не только от языка, а прежде всего от воспитания, качества и объема полученной в процессе обучения информации и общения в среде проживания. Сможет ли человек, рожденный и воспитанный в русскоязычной среде одинаково качественно и в полном объеме впитать информацию, подаваемую на другом языке? В принципе может (так утверждают эстонские политики), а вероятнее всего не сможет, говорят опытные педагоги и воспитатели. Неужели сторонники интеграции думают, что из русского человека можно сделать настоящего эстонца? А как же гены, да и главное зачем?
       Кстати о генах, последние генетические исследования достоверно определили, что гены русских и эстонцев (латышей и литовцев тоже) гораздо ближе друг другу, чем гены финнов и скандинавов.
       Давайте не будем кривить душой. При современном развитие человечества максимум информации во всех областях издается не на языках малых народов, а на языках имеющих большой интеллектуальный и финансовый ресурс, к примеру, на английском и в том числе на русском. Даже такие "националисты", как японцы и китайцы в области образования переходят на английский. Кстати мой внук, с успехом использует английский в общении с эстонскими сверстниками и, работая и проживая в Ирландии, практически уже забыл эстонский, который в свое время сдал по окончанию школы в Таллинне.
       Мы живем (хочется надеяться) в цивилизованном мире и никуда из него не денемся, так же как и от своего соседа. Цивилизация (повторим еще раз) все с того же латинского (жаль, что его перестали изучать в школе) не что иное, как уровень общественного развития и материальной культуры, определяемый развитием производительных сил, достигнутый общественно экономической формацией.
       Выходит, что уровень общественного развития и материальной культуры у нас вроде бы должен соответствовать определенной в странах ЕС общественно-экономической формации. Что касается экономического уровня - думаю, мы к нему усиленно стремимся, а вот насчет общественного то, начав заново с довоенного уровня Эстонской республики, к которому стремились правые политики того времени, мы так и остаемся на нем, принимая за основу старые законы уже в наше время. А ведь прошло уже более полувека, и в мире изменилось многое, но, увы, не в умах наших правителей. Видимо законы общественного развития обходят их стороной.
       А что же с интеграцией? С ней, видимо, придется все же повременить и не только потому, что нас разделила глубокая пропасть, придется еще и беречь деньги на черный день, ведь ЕС в условиях постоянного удорожания энергоресурсов (которых в достатке у него не было, нет, и никогда не будет) бесконечно кормить нас не сможет. А тут еще серьезное подорожание при вхождении в зону евро, и не дай бог глубокий кризис. Россия из него как-нибудь выбиреться, а вот нам придется заплатить намного дороже.
       Нужно честно признать, что пока под математическим термином интеграция все же кроется ассимиляция, т.е. (по словарю) изменение или уподобление. Образованному русскому человеку такой термин не приемлем, поскольку слово уподобиться означает в русском языке отнюдь не похвальное стремление, а тем более действие, что подходит только к людям, не имеющим своего Я, т.е. своей культуры, языка, национальной принадлежности. Употребление этого термина в официальных кругах и прессе не что иное, как оскорбительное и весьма недальновидное и пренебрежительное отношение к людям другой национальности, даже, если хотите, элемент геноцида.
       Заканчивая, обращаюсь к творцам и исполнителям эстонских законов: - Выходите из окопов национализма, господа! Из них не увидеть счастливое и светлое будущее. Его не построить в отдельно взятой стране, даже сидя на броне танков и в постах запуска крылатых ракет. Человечеству все равно придется строить его всем вместе, независимо от национальной принадлежности и политических убеждений.
      
       P.S.
       Эта статья (конечно же, не опубликованная) была написана мной для эстонской газеты почти десять лет назад. На что же ушли эти годы в Эстонии? Самым "продвинутым" решением последних лет явилось решение о переводе обучения в русских школах на эстонский язык. Такое не снилось даже самым яростным приверженцам "строителям коммунизма". И это притом, что сотни тысяч молодых людей Эстонии независимо от национальности уезжают в поисках работы за границу, а с работой в стране дела обстоят все хуже и хуже. Причем уезжают отнюдь не худшая их часть, которая в большинстве своем, возвращаться в Эстонию с ее мизерными зарплатами и пенсиями не собирается.
       Так с кем же вы, господа стоящие у власти, собираетесь строить СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ЭСТОНСКОГО НАРОДА?!
      
       Прошу не считать статью вмешательством во внутренние дела Эстонской республики, на земле которой я вырос и проработал более полувека. Здесь проживают мои дети и друзья, стоит на берегу мой дом, плещет волнами мое Балтийское море, которому я посвятил свой труд вместе с эстонцами, армянами, татарами и людьми еще многих национальностей. Как и мои предки, я был и останусь русским, хотя никогда не стану жить в России, где уже давно не осталось родных. Их могилы разбросаны по всей Европе от Берлина, Будапешта до Петербурга, Карелии, Мариуполя и Сталинграда. Так распорядилась судьба, история и даже сам Господь не в силах это изменить. Но я всегда останусь верен своему народу, своему великому языку, который помогает мне в любой стране гордиться тем, что я русский. А "это звучит гордо", как сказал один поэт. Там, где я теперь живу немало литовцев, латышей, украинцев, казахов, татар, но всех нас выходцев из СССР объединяет не национальность, а русский язык, наша общая культура.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Веселов Лев Михайлович (leveselov@rambler.ru)
  • Обновлено: 24/07/2012. 22k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.