Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ВСТРЕЧА
(Пьеса написана на основании дневников Полины и Анны)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Федя - писатель Федор Достоевский, 45 лет
Полина - возлюбленная Феди, 26 лет
Анна - молодая жена Феди, 20 лет
СА - Старуха Анна
СП - Старуха Полина
Действие пьесы происходит в конце 60-х годов XIX века в
Германии и в 1918 г, в Крыму в разгар гражданской войны.
Обе женщины Достоевского - и Полина, и Анна - умерли в
2918 г. в Крыму, куда они бежали от революции в С.-Петербурге,
и похоронены недалеко друг от друга.
Железнодорожный вагон, одиноко стоящий на путях.
Снаружи слышится треск пулемётных очередей иружейных
выстрелов. В вагон на четвереньках вползает СА с чемоданом.
Тяжело опускается на лавку и ощупывает себя.
СА. Кажется, жива пока. Ноги так и подкашиваются - от страха
Ли, от голода ли, сама не знаю. (Осторожно поднимается и
выглядывает в окно.) Ну и времена! Хлеба нет, поезда не ходят,
207
все с ума посходили, только и знают, что стрелять. И не понять,
кто в кого - красные в белых или белые в красных.
Снаружи совсем близко слышится пулеметная очередь^
СА в страхе отшатывается от окна и ложится на пол.
СА. (Бормочет.) Господи, конец света, да и только! Занесло
меня на старости лет за тысячу километров от Петербурга, а
куда дальше бежать, ума не приложу.
Где-то поблизости слышен звон разбитого оконного стекла,
крики и топот ног. СП с мешком за плечами, лихорадочно
цепляется за поручни, пытаясь взобраться в вагон, но не может.
СА подползает к двери и втаскиваеет СП, которая стонет
и теряет сознание. Крики и топот удаляются,
вдали слышатся выстрелы. СА расстегивает ворот СП
и хлещет ее по щекам, приводя в чувство.
СП. (Бредит.) По Невскому, по Невскому, до Казанского со-
бора...
СА. (Снимая с плеча СП мешок.) Вы тоже из Петербурга?
СП. (Приходит в себя и вцепляется в мешок.) Оставь мешок!
Ты кто такая?
СА. (Обиженно.) Как хотите, я помочь хотела. (Поднимается
с пола и садится на лавку у окна.)
СП. (Проверяя содержимое мешка.) Знаем МЫ ЭТИХ ПОМОЩНИ-
КОВ- Все добро мое растащили помогаючи,
СА. Вы хотите сказать, что я собиралась украсть ваши вещи?
СП. Ничего я не хочу сказать. (Садится на лавку напротив
СА, цепко держа мешок.) Просто время сейчас такое: всякие
люди встречаются. (Смотрит в окно.) Так что, поедем мы сего-
дня или нет?
СА. А вам куда?
СП. А куда повезут. Я как перекати-поле: куда везут, туда и
еду. А не везут, так и пешком идти не гнушаюсь.
Слышен гудок паровоза. Вагон дергается.
208
СП. Господи, неужто паровоз прицепили?
Вагон начинат медленно ползти.
СА. Вот счастье-то! Мне, бывало, по,-три дня приходилось в
вагоне сидеть, ждать, пока паровоз подадут.
Слышится треск выстрелов, канонада,
вагон останавливается.
СП. Рано радоваться. Мы свои три дня, видать, еще отсидим.
Канонада приближается, вагон дрожит, СА и СП с привычной
сноровкой бросаются на пол и прячут головы под лавки.
СА. Если останемся в живых.
Каннонада смолкает. В оглушительной тишине
вагон срывается с места, набирая скорость.
Обе Старухи возвращаются на свои места.
СА. (Приникая к окну.) Куда едем-то, на юг или на север?
СП. Да не все ли равно? Главное ехать. Ах, как любила я
ездить, когда была молодая! Особенно за границу. Колеса тук-
тук, тук-тук, за окном мелькают немецкие деревни с красными
крышами. Легкость, свобода, весь мир твой!
СА. А я в молодости одна ездить не любила, всегда с мужем
ездила.
СП. С мужем - совсем другое дело. Тут уж ни свободы, ни
легкости. (Зевает.) Устала я, три ночи, чай, не спала. Может,
подремать, пока тихо? (Хочет снять с лавки чемодан СА.) Ну И
тяжесть. Камни у вас там, что ли?
СА. Бумаги у меня там - рукописи, дневники. Мой покойный
муж был писатель.
СП. Что с того? (Ложится на лавку, подложив под голову мешок.)
Мой тоже был писатель, но я не таскаю его рукописи в мешке.
СА. Но мой муж был не просто писатель. Он был очень зна-
менитый - его имя знала вся Россия,
209
СП. (С подначкой.) Уж прям-таки вся Россия! Достоевский
он был, что ли?
СА. Ну да, Достоевский, Федор Михайлович, Федя.
СП. Ты хочешь сказать, что ты - жена Федора Достоевского?
СА. Не жена, вдова.
СП. Анна? Анна Григорьевна, если не ошибаюсь?
СА. Вам мое имя знакомо?
СП. Твое ли, не твое - а имя жены Достоевского знакомо.
СА. Трудно сейчас поверить, что я была женой великого че-
ловека- Ведь, когда я познакомилась с Федей, мне было двад-
цать лет, а ему сорок пять. Разница, конечно, огромная...
СП. (С неожиданным любопытством.) А как вы встретились?
СА. Первый раз он пригласил меня, чтобы диктовать мне
свой новый роман...
СП. "Игрок"?
Освещается авансцена: Анна входит и идет
к маленькому столику в левом углу.
СА. И это вы знаете? Да, "Игрок". Я очень волновалась,
когда первый раз поднималась к Фединой квартире. Он тогда
уже был знаменитый писатель, только-только вышел его роман
"Преступление и наказание", и я сразу узнала эту убогую лест-
ницу, по которой Раскольников шел с топором, чтобы убить
старуху,
Федя выходит слева и идет навстречу Анне.
СА. Федя сам открыл мне дверь.
Федя. Заходите, пожалуйста. Как вас зовут?
Анна. Анна. Анна Сниткина.
Федя. Очень приятно, Анна. Давайте ваше пальто, садитесь
и приступим сразу. Мне надо закончить роман очень быстро.
Анна садится к столику и начинает писать под диктовку
Феди, который бегает из угла в угол и нервно курит,
то и дело бросая недокуренные папиросы и начиная новые.
210
СА. Он меня очень разочаровал, и я подумала, что навряд
ли сойдусь с ним в работе. Рубашка на нем была грязная,
волосы не чесаны... Он диктовал очень нервно и надолго замол-
кал,..
Федя. Зачеркните, зачеркните!
' Анна. Последнюю фразу?
Федя. Нет, все, все! С самого начала! (Садится рядом с Анной.)
Простите, но у меня бывают ужасные дни, когда я не могу
сосредоточиться, мое прошлое терзает меня...
Анна. (Зачарованно.) Прошлое?
Федя. Тот страшный декабрьский рассвет (Словно в трансе.)
Нас на рассвете привезли из крепости на Семеновский плац.
Нас возвели на эшафот и прочитали смертный приговор...
Анна. (Зачарованно.) ...смертный приговор...
Федя., Мы все были приговорены к расстрелу за измену
родине. Но мы были совершенно невиновны, Мы просто встреча-
лись раз в неделю и читали друг другу стихи. . ' '
Анна. ...стихи...
Федя. На каждого надели белый саван, сломали меч над
головой и поднесли святой крест для последнего целования.
Троих из нас привязали к столбам для казни, на глаза их надели
повязки. Солдаты вскинули ружья и взяли на прицел. Мне оста-
валось жить лишь несколько минут.,.
За спиной СП появляется Полина, она склоняется к уху СП.
Полина. Значит, он рассказал ей историю про казнь при
первой же встрече?
СП. Еще бы! Он рассказывал ее всем девушкам, которых
хотел уложить в постель.
Полина. А я-то воображала тогда, что только мне он открывает
самое сокровенное,
СП. Ну и дура!
СА. (Продолжая рассказ.) Федя уже попрощался с жизнью:
жить ему оставалось не более трех минут. Как вдруг барабаны
замолчали, и стало очень тихо. В тишине по плацу проскакал
императорский курьер с письмом от Государя. Казнь была оста-
211
новлена, и осужденным была объявлена монаршья милость.
(В трансе.) Из троих привязанных к столбам один сошел с ума
в ожидании конца, у другого поседели волосы. Федю пригово-
рили к четырем годам каторжных работ в Сибири среди убийц
и каторжников...
СП. Да читали мы про это, читали, матушка, не такие уж мы
темные!
СА. Что ж вы расспрашиваете, если все вам известно?
СП. А я про ваше прошлое расспрашиваю, не про его.
СА. Но именно за его прошлое я простила ему все; и
раздражительность, и неопрятность...
СП. (Полине.) Ну в точности, как я сказала!
СА. (Продолжая.) ...и наша работа пошла отлично.
СП. И с твоей помошью он закончил роман в 24 дня!
Анна складывает бумаги в сумку и поднимается со стула,
Федя спешит подать ей пальто, нежно при этом
обнимая ее за плечи.
Полина входит.
Федя. (Полине.) А у меня для тебя новость. Я женюсь!