Предисловие к этому сборнику
Философия естествознания и многоотраслевая метанаука
Философия и многоотраслевая метанаука (обсуждение)
Это сомнительное отраслевое деление философии...
Путь философа в многоотраслевую метанауку
Проблемы с философией и философские проблемы
Эволюция понятия метафизика
Философ на корпоративной службе
Границы философии: своё и чужое
........................................................................................................................................................................................
(Культовые эссе из трилогии "Философия ТРИЗ")
Нечто в системе Знания...
О метанаучной работе с философским наследием
Роль Искусства в постижении живой Истины
.........................................................................................................................................................................................
Краткий перечень ссылок на рекомендуемые сетевые источники
Предисловие к этому сборнику
Мои уважаемые читатели!
Предлагаю Вашему вниманию сборник моих статей по проблематике многоотраслевой метанауки.
Он был создан по случаю презентации работы группы "Свободная философия" (на намеченной в этом году конференции российских философов), сопредседателем которой (по этой проблематике), я имею честь быть назначенным.
Поэтому я и включил в этот сборник в основном лишь свои статьи по этой проблематике, ранее опубликованные мной в сетевом представительстве этой группы (этой секции РФО), хотя моя научная работа вообще и в этой секции РФО в частности ими не ограничена...
Из вышеизложенного ясно, что этот сборник не стоит рассматривать как полноценный научный доклад, тезисы которого, оформленные по всем правилам, предназначены для опубликования в сборнике тезисов докладов, обычно публикуемых по итогам работы научной конференции.
Но ведь это обстоятельство не помещает нам достойно обсудить предлагаемый мной Вашему вниманию сборник!
По ряду причин философские проблемы становления и развития многоотраслевой метанауки вполне достойны внимания философского сообщества.
Ведь затронута философская проблематика обеспечения нормальной работы системы Знания...
Многоотраслевая метанаука является одной из важнейших подсистем системы Знания. Она соседствует в системе Знания с философией. Без её нормального развития в современных условиях уже невозможно ни дальнейшее нормальное развитие ни философии, ни системы Знания вообще.
Именно многоотраслевая метанаука является истинным ядром комплекса технологий, наук и дисциплин, известного под условным названием теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация. Наука и техника остро нуждаются в обеспечении своего разумного развития. Философия тоже остро нуждается во введении многоотраслевой метанауки в систему Знания. Метанаучное содержание в трудах выдающихся философов и мыслителей, (да и обычных научных работников тоже), уже давно наработано. Более того, некоторые науки уже давно обзавелись собственными метанауками.
А введения многоотраслевой метанауки в систему Знания до сих пор ещё нет! (Как нет и достойного обсуждения философских проблем становления и развития многоотраслевой метанауки, да и ТРИЗ тоже.)
А почему? Я полагаю, что потому, что в современной философии есть большие проблемы с определением её границ. Не так-то просто ей отличить в наши дни "своё" от "чужого"...
Решения проблемы границ философии по Фихте и Гегелю были хороши для своего времени, (когда ещё не было столь развитой науки и техники, чтобы гуманитарно-образованные философы в ней вообще ничего не поняли).
Но ведь сейчас на дворе совсем иные времена! Формально философия ещё может довольно долго сохранять за собой отраслевые разделы "философия естествознания" или "философия науки и техники", но уж очень мало проку в таком формальном сохранении...
Кто из философов способен заниматься конкретикой (по сути метанаучной) проблематики разумного развития науки и техники на уровне профессионалов науки и техники? Разве что так называемые философы-"перебежчики" из науки и техники...
И что с того, что они на это способны? Кто же доверит им столь серьёзную работу, как например, прогнозирование конкретики направлений развития военной техники (или теоретической физики)?
Ведь в тарифно-квалификационном справочнике такая работа для философов не предусмотрена, а работы для метанаучных работников в нём пока нет вообще. Нет ведь пока такой узаконенной специальности, как метанаучный работник...
Завершая обзорное рассмотрение проблематики статей этого сборника, хочу отметить следующее.
Размещение его именно в сетевом представительстве секции РФО "Свободная философия" далеко не случайно.
Иные секции РФО, обременённые грузом традиций развития философии времён СССР, иным устоявшимся видением основного целевого назначения философии, весьма далёким от требований современного российского общества, предъявляемых им к современной философии, едва ли приняли бы такой сборник к обсуждению, усмотрев в нём явное отсутствие своего видения философского содержания.
Автор: Леонид Вулло, свободный философ.
Философия естествознания и многоотраслевая метанаука
Меня опять просят пояснить суть многоотраслевой метанауки. Это нормально. Ещё во времена Гегеля в систему Знания пытались произвольно вводить некие новые науки и искусства, которые в неё явно не вмещались...
Искусство садовника, искусство повара и так далее.
Гегель с юмором прокомментировал этот факт, но не взялся за серьёзный анализ проблемы прописки кандидата на роль новой базисной науки или искусства в систему Знания.
Возможно, что именно поэтому в наши дни появляется бездна новых "...софий", явно не имеющих отношение к философии и к тому же не являющихся независимыми базисными науками.
Именно поэтому я основательно прописал многоотраслевую метанауку в систему Знания в трилогии "Невидимые миры...". Но для очень занятых философов можно объяснить суть этой прописки и короче.
Исходно в представление о философии включалось всё богатство системы Знания. Оно было не велико и образованные люди той эпохи с ним вполне справлялись...
Потом началось выделение из философии множества ныне самостоятельных наук. Позднее Гегель изгнал из философии всю восточную мудрость, положив начало для разделения работы философа и работы мыслителя.
Но затем началось уже дробление самой философии и её смешение чёрт знает с чем ради приготовления некой философской окрошки. Появились и попытки создания великого множества философий, следы которых есть в любом философском словаре. С тем же успехом можно было предлагать великое множество физик или математик...
Тем не менее в философию всё же удалось протащить так называемую философию естествознания во всём её отраслевом многообразии.
Каждая наука якобы имеет право иметь свою философию. "Ведь Вы этого достойны?"
На этом основании и строилась так называемая философия естествознания. А фактически каждая наука для обеспечения своего разумного развития нуждается лишь в соответствующей отрасли многоотраслевой метанауки!
Дело тут не в словах. Простое переименование философии естествознания в многоотраслевую метанауку проблему не решает. В развитой системе современного Знания назрела необходимость выделения философии естествознания в нечто самостоятельное, способное выполнять в ней функции, выходящие за рамки традиционных функций философии.
Это Нечто я и назвал многоотраслевой метанаукой. Определил её функции в системе Знания. Определил и взаимоотношения многоотраслевой метанауки и философии в системе Знания. В этом нет ничего субъективного. Объёктивная необходимость вынуждает именно к такому делению. Игнорировать её просто глупо.
Претензии ТРИЗ на эксклюзивное владение многоотраслевой метанаукой являются вздорными. Она ведь не только разумное развитие ТРИЗ призвана обеспечивать! С таким же успехом ТРИЗ могла бы претендовать на монопольное владение философией... Вопросы есть?
Философия и многоотраслевая метанаука (обсуждение)
В ходе обсуждения господин Дюбенок задал мне ряд интересных вопросов.
Постараюсь объясниться с ним в приоритетном порядке. А уж потом и другим отвечу.
Ответ на вопрос о том, "что есть философия" при обсуждении необходимости введения в систему Знания многоотраслевой метанауки не обязателен. К тому же я стараюсь не вмешиваться в обсуждение чисто философских проблем, ограничиваясь обсуждением очевидных проблем с философией в недостроенной системе Знания, (что вполне естественно в моём положении).
При определении того, что не есть философия я опирался на авторитет Фихте и Гегеля. Гегель мотивированно исключил из рассмотрения в своих "Лекциях по истории философии" все работы восточных мудрецов, (как лишенные философского содержания). А Фихте исключил из философии всевозможную салонную болтовню на философские темы ("философскую окрошку").
Этим они положили начало разделению труда философов и мыслителей. Но довести до конца эту необходимую для разумного развития философии работу до сих пор не удалось никому. Не простое это дело... И к тому же рискованное. Как гусей дразнить... Многие обидятся, (хотя работа мыслителя даже престижнее, чем работа философа).
Так что я лишь констатировал известные факты. Какое тут ещё нужно "единое понимание"?
Очевидным фактом является и наличие в философских словарях множества философий и иных ...софий. Для философий в этом не было бы большой беды, если бы они просто назывались по имени их автора. Ясно, что философия Гегеля отличается от философии Спиркина... К чему же их смешивать?
Сложнее обстоит дело со всевозможными ...софиями. Ясно, что теософия Блаватской не является философией в её гегелевском понимании. Мадам Блаватская и сама это понимала...
Но как быть например с антропософией Карена Свасьяна? Это ведь выдающийся современный профессиональный философ. Лауреат премии Гумбольдта. Полагаю, что его труды попадут в переплёт философского наследия и навеки сохранятся в истории философии. Они этого достойны!
Сам Карен Свасьян считает свои труды философскими, но относящимися к качественно новому уровню развития философии, чем и объясняется их несколько иная рубрикация. (Есть ведь Хатха - Йога, есть Раджа- Йога и даже Агни- Йога. И всё это относится к йоге... )
Но так ли это?
Судить не берусь. Пока мне очевидно лишь то, что желающим создать некую новую свободную философию предстоит всерьёз проштудировать труды Карена Свасьяна. Иначе они сильно рискуют...
В "Современной метафизике", (то есть во второй книге авторского логометрического исследования "Невидимые миры вселенной Знания"), я старательно прописал в систему Знания концепцию многоотраслевой метанауки вообще и её метафизической отрасли в частности.
Вряд ли кто - то ещё в истории проделал подобную работу. Обычно кандидату на роль некой новой науки просто даётся новое название. А потом происходит выдача свидетельства о её рождении чиновниками от науки. После чего её зачисляют на государственный кошт.
Разумеется, после проверки комиссией по лженаукам... (Как писатель- публицист я уже не раз писал о работе этой самозваной комиссии.)
Специфика ситуации с выдачей свидетельства о рождении многоотраслевой метанауки состоит в том, что её место занято так называемой философией естествознания. Точнее, застолблено за философией естествознания.
А ведь философы по традиции не занимаются решением конкретных вопросов разумного развития наук. И заниматься не могут. У них весьма общее гуманитарное образование...
Но без борьбы они даже не поднятую целину философии естествознания другому ведомству точно не отдадут! Тем более вместе со штатами и недвижимостью... Полагаю, что они даже не станут публично обсуждать эту мою крамольную идею.
А ведь отдать было бы куда разумнее! Даже не искушённая в философии ящерица в такой ситуации охотно отдала бы свой хвост. Во имя спасения головы...
Ведь чиновники вполне способны догрузить философов функцией метанаучных работников, (не считаясь с исторически сложившейся традицией). Тогда им придётся туго... А чем меньше зона ответственности философов, тем лучше для них.
После чего остаётся лишь решить проблему очищения от явных философствующих болтунов. Но по этой части уже наработан разнообразный опыт. Его надо лишь перенести.
По уму следовало бы перенести опыт моряков. То есть попросту выбросить балласт за борт...
Но есть и более изощрённый бюрократический опыт. Он описан в известной книге ("Принцип Питера"). Что мешает переименовать болтунов в мыслителей? Переименовали же ремесленные училища в лицеи...
Обязанности мыслителей пока толком нигде не прописаны. Мышление у них формально есть. Раз болтают, стало быть мыслят вслух... Такая реформация философствующих болтунов лишь порадует. Мыслителям положено платить больше...
А философия при этом безо всякой борьбы сильно выиграет! Все будут заниматься своим делом. Философы - традиционно философским. Метанаучные работники - метанаучным. Предельно конкретным и весьма востребованным. И необходимым для нормального разумного развития философии.
И даже философствующие болтуны тоже откровенно займутся своим прямым делом. Единственным делом, которое им доступно... Болтовнёй!
Ну и чёрт с ними. Прокормим. Лишь бы под ногами не путались.
Это сомнительное отраслевое деление философии...
Отраслевое деление философии так давно узаконено, что кажется естественным и неоспоримым. Развелось великое множество философий наук и (пока еще не разделённая на подотрасли) философия техники.
Оно вроде бы и удобно для философов, мало кто из которые имеет энциклопедические познания, (тем более, в развитых современных точных науках). Но по какому праву это было сделано?
Мало ли что философам удобно или не удобно... В римском праве такое основание, как удобство, не предусмотрено.
Иными словами, допускает ли истинная философия отраслевое деление по наукам и отраслям техники вообще?
Не уверен...
Разумеется, что все современные науки остро нуждаются в неком обеспечении своего ускоренного разумного развития. Уж больно разорительно их развитие методом проб и ошибок...
Но могут ли современные философы, в подавляющем большинстве своём имеющие гуманитарное образование, обеспечивать разумное развитие науки и техники вполне конкретно? Разумеется, нет!
Более того, по сложившейся традиции философы никогда не занимались конкретным разбирательством по существу.
Но если такая работа стала совершенно необходимой, то должен же ей кто то заниматься! Но кто? Философы? Нет, не философы.
Ведь функция обеспечения разумного развития различных наук и различных отраслей техники относится к числу прерогатив различных отраслей многоотраслевой метанауки. Вот пусть метанаучные работники и занимаются своим прямым делом, а философы - своим.
Так-то оно лучше будет...
Многие отрасли многоотраслевой метанауки уже давно устоялись. Метаматематика и так далее...
Проблема в том, что статус метанаучных работников пока не узаконен. Нет пока узаконенной системы подготовки, переподготовки и аттестации метанаучных кадров.
Вот и занимаются этим делом специалисты соответствующих отраслей техники и соответствующих наук, более или менее владеющие философией. Или "перебежчики" из науки и техники в философию.
Нет смысла искусственно продлять агонию совершенно бесплодной так называемой философии естествознания. Нет для неё вакантного места в системе Знания.
А для многоотраслевой метанауки такое место в системе Знания есть. Причём по соседству с философией.
Не может философия ничего путного ни непосредственно дать современной науке, ни непосредственно взять из современной науки. Ведь даже её языка философы в своём подавляющем большинстве не понимают и понимать не обязаны. Философии сейчас как никогда ранее посредник в лице многоотраслевой метанауки нужен.
Так надо об этом публично честно и заявить, без ложного стыда за то, что так называемая философия естествознания, декларативно застолбив за собой явно чужое место, лежит на нём, как собака на сене.
Возражающие есть?
Путь философа в многоотраслевую метанауку
Путь философа в многоотраслевую метанауку пока подобен пути к обретению веры в Создателя. У каждого он пока свой. Такое уже бывало. Так уходили в цирк, театр, авиацию, кино и даже в террор или революцию.
Но так будет не всегда. Как только многоотраслевая метанаука встанет на рельсы нормального научного развития в организационном плане, этот путь станет всего лишь традиционным путём обретения профессии.
А пока могу лишь поделиться своим опытом. Учтите, что он специфичен. Я ведь не из философии в многоотраслевую метанауку перешёл!
На момент начала работы над книгой "Современная метафизика", то есть книгой по физической отрасли многоотраслевой метанауки, в моём активе было уже и знание физики, и знание технической версии ТРИЗ, и знание гегелевской философии.
К тому же на тот момент мной уже была написана книга "Имманентная космология", входящая в состав авторского логометрического исследования "Невидимые миры вселенной Знания". Книга вроде бы чисто физическая, но выходящая за рамки чистой физики по части сознательно использованной новой технологии её создания. Прямо скажем, метанаучной технологии...
Я бы точно не смог создать концепцию многоотраслевой метанауки вообще и её физической отрасли в частности, не имея в активе всего этого!
А другим как быть? Полагаю, что им тоже следует выбирать свой путь с учётом своих активов. При этом сложнее всего придётся тем, кто имеет лишь одно образование и одну профессию философа. Вряд ли они пожелают доучиваться и переучиваться... Но работа найдётся и для таких.
Я ведь толком не прописал многоотраслевую метанауку в систему Знания!
Так почему бы философам не продолжить мою работу по этой части? Осмыслить уже сделанное, подвергнув его конструктивной философской критике, довести до кондиций.
Ведь метанаучные работы ряда известных философов появились задолго до моих "Невидимых миров..."! В классику ТРИЗ прочно вошла "История винтовки" Фридриха Энгельса. Были у него и другие по сути метанаучные работы. Например, военные.
Да и "Капитал" Маркса является вовсе не философской и даже не чисто экономической работой, а скорее метаэкономической. Только вот с этой точки зрения на него пока ещё никто не взглянул.
Среди нынешних авторитетов по технической версии ТРИЗ есть люди не только с техническим образованием. Есть и экономисты, и педагоги. Есть даже доктор химических наук, хотя версии ТРИЗ для химиков ещё нет.
Быть может, есть и философы. (Новых авторитетов я плохо знаю. Знаю лишь то, что сотрудники института философии уже составили библиографический указатель англоязычной литературы по ТРИЗ.)
Есть даже программисты, хотя версии ТРИЗ для программистов пока нет. Но они сейчас очень востребованы.
Дело в том, что крупные корпорации охотно платят именно за компьютеризированную версию ТРИЗ. Таков уж западный менталитет...
Сейчас подключиться к метанаучной работе проще всего именно через ТРИЗ. Это общее правило для всех.
А вот своё место в общем строю каждый должен выбрать по себе... Например, в технической версии ТРИЗ заложен просто культ противоречия. А что знал о противоречиях основоположник технической версии ТРИЗ? Он ведь Гегеля вообще не читал...
Вот и вооружил своих учеников всего лишь примитивной табличкой разрешения так называемых физических противоречий. И носятся они с ней до сих пор, как дурачок с писаной торбой! Иных познаний по диалектике у них нет... Вот Вам и один из возможных фронтов работ для философов!
А вот и другой. Сколько же ляпов по части несбыточных обещаний "переплюнуть академиков" путём изобретательства по "дерзким формулам творчества" было допущено в ТРИЗ! Дело дошло до того, что сейчас уже некоторые авторитеты поговаривают о том, что ТРИЗ не только расширяет возможности плохо организованного мышления, но и вообще заменяет его.
Резкий публичный отлуп таким горе - авторитетам от ТРИЗ дал профессиональный рекламист, возмущённый их наглостью. Подчёркиваю, рекламист, а не философ.
Ау, философы! А Вы куда смотрели? Совсем мышей не ловите...
Многое в этом деле зависит от того, как быстро узаконят ТРИЗ в приличных российских университетах. В Корее уже давно узаконили. Узаконили бы и в России. Но чиновников смущает проблема с преподавательскими кадрами.
Дело в том, что бизнесмены от ТРИЗ, многие из которых не имеют никакой учёной степени, явно не польстятся на нищенскую зарплату преподавателя ТРИЗ в современной России. Они ведь за рубежом как импортные сэнсэи зарабатывают гораздо больше!
А вот остепенённые философы могут и согласиться... Для них и такая кормушка хороша. Малость подучатся. А опыта преподавательской и научной работы им не занимать!
Авторитет российского ТРИЗ во всём мире гораздо выше авторитета российской философии.
Следовательно, у российских университетских преподавателей ТРИЗ будет зарубежная преподавательская перспектива. Очень для них заманчивая...
При этом уже никто за рубежом не обратит внимания на их далеко не престижное базовое философское образование и весьма сомнительные учёные степени. Их ведь не философию времён СССР преподавать пригласят...
Следует отметить, что в составе ТРИЗ есть далеко не только зародыш многоотраслевой метанауки. Есть в нём и курс развития творческого воображения (РТВ). И курс жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Хорошая работёнка для философа...
Итак, я ответил на самый важный вопрос для большинства моих читателей. Честно высказал всё, что знаю и думаю. Теперь решать Вам. Всё теперь за Вами. И слово, и дело.
Проблемы с философией и философские проблемы
Проблемы с философией и философские проблемы - понятия разные. Поясню на примере. С моей кошкой частенько возникают вроде бы чисто кошачьи проблемы. По части котят...
Но это ведь и мои проблемы! Ведь это я вовремя не кастрировал любвеобильного соседского кота. Да и за кошкой толком не присматривал... Вот и стали кошачьи проблемы человеческими. То есть конкретно моими. И без меня их никак не решить. Хотя я вовсе не знаток кошачьей любовной философии...
Но вернёмся к нашим баранам. Здесь собрались в основном философы, ощутившие на своей шкуре, что с философией возникли серьёзные проблемы. Но лишь философские ли это проблемы? Не похоже...
Очевидно, что мы столкнулись с целым букетом различных проблем. Природа некоторых из них всем понятна. Например, проблема выживания философии и самих философов в современной России явно не чисто философская. У неё точно есть социально-исторический аспект. Ведь и философы являются гражданами своей страны, у которой возникли серьёзнейшие проблемы. Они ведь в ней , а не на Луне живут...
Между прочим, философия тоже живёт и работает в системе Знания. И у этой системы тоже возникли свои серьёзнейшие проблемы. Это явно не философские проблемы. Но именно эти проблемы сейчас блокируют и нормальное развитие философии, и нормальное развитие самой недостроенной системы Знания. Незавершённая стройка толком не работает... Об этом я и писал в трилогии "Невидимые миры...".
Напомню здесь и сейчас некоторые ключевые идеи этой трилогии по этой части. Метанауки выдуманы вовсе не мной. Они в любом философском словаре упомянуты. Разработчики этих метанаук трудились во имя поддержки разумного развития тех или иных наук. Отмечу - предельно конкретной поддержки. Абстрактную поддержку им и современная философия худо-бедно, но обеспечивает...
Но объективно роль метанаук в системе Знания только в этом не заключается. Получая абстрактную поддержку своего разумного развития от философии, метанауки непосредственно поддерживают и развитие самой философии. Подчёркиваю, непосредственно.
Слишком сложны стали современные науки для того, чтобы современные философы смогли нечто давать им и нечто брать из них непосредственно. В эпоху античности нужды в метанаучном посреднике в системе Знания ещё не было. А теперь без него уже не обойтись.
Это понятно и философам, и научным работникам. Они уже давно не понимают даже языка друг друга при совместном строительстве вавилонской башни системы Знания. Какое тут может быть конструктивное плодотворное взаимодействие? Однако неповоротливая бюрократическая система организации современной науки пока вяло реагирует на эту серьёзнейшую проблему.
Трудно ломать веками устоявшиеся традиции. По традиции философы не обязаны сами решать конкретные проблемы разумного развития системы Знания. А содержание метанаучных работников, которые это делать обязаны, пока бюджетом не предусмотрено...
Что же может изменить работа нашей группы в такой ситуации? В ней достаточно компетентных и талантливых разработчиков философии для решения чисто философских проблем. Но проблемы с философией они точно решить не смогут! Это не их работа. А вот поставить эти проблемы и привлечь к ним внимание заинтересованной научной общественности они в принципе могут. И у меня есть надежда на то, что они это сделают.