Аннотация: Здесь выставлены эссе и миниатюры, образующие своеобразную мозаику. Быть может, что кое-кому она покажется памфлетом. Так ведь за такие домыслы я не отвечаю...
Вулло Л.И.
Письма из города Глупова
Предисловие
В этом сборнике содержатся мои топики, размещённые на сайте Проза.ру. Им там пока ещё живётся совсем не плохо, но почему бы не перенести их сюда, где на мой взгляд им самое место?
Тем более, что я задолжал господину Мошкову, великодушно согласившемуся допустить меня в этот раздел своей библиотеки в те времена, когда я ещё не писал художественную прозу.
А сейчас я уже могу таким образом погасить этот аванс.
АВТОР
А потом его немножечко того...
Старшее поколение бывших советских людей ещё помнит слова из этой песенки, появившейся в народе после того, как однопартийцы Никиты Хрущёва низвергли его с вершины государственной власти и отправили на заслуженный отдых. То есть, на пенсию.
А те, кто уже достиг вершины маразма и уже не помнят, могут освежить свою память, прогуглив эту строку. Но здесь и сейчас речь пойдёт не об этом, а о традициях, весьма разных в разных странах и у разных народов.
Например, во Франции до сих пор гордятся деяниями Наполеона и не сносят его памятники, хотя он загубил без нужды молодое поколение тогдашней Франции. И не пишут о нём такие весёленькие песенки, как в СССР о своих бывших лидерах.
В США до сих пор стоят памятники лидерам Юга и Севера, сражавшимися во времена гражданской войны в США по разные стороны баррикад. И не пишут о них такие весёленькие песенки, как в СССР о своих бывших лидерах.
А на Украине сейчас ставят памятники бандеровцам, которые себя даже украинцами не считали, а до сих пор в западной Украине именуют себя австро-венграми.
Что тут сказать... У разных народов есть весьма разные традиции. Порою, даже давно отжившие своё.
Так ведь такие и в современной России водятся. Не скажу, что у сидельцев. Там сейчас уже много чего изменилось по этой части. А вот иные отжившие традиции времён СССР сохранились и в современной российской ГД.
Правда сейчас голосуют не всегда единогласно. Ведь появились различные фракции. Но загляните в думскую харчевню, посмотрите на цены в депутатском кормовом меню. И что Вы там увидите? Да примерно тоже самое, что увидели подельники Воланда в воспетой Булгаковым грибоедовской харчевне Моссолита...
Очень многие жители города Глупова там бы и завтракали, и обедали, и ужинали. Тем более, что там не только очень вкусно и дёшево кормят, но и реально топят. А у нас топят только в порядке отчётности... Во многих домах холодно, как на улице.
Так что нашим глуповцам очень трудно понять, почему некоторые депутаты ГД даже на её заседаниях крайне редко появляются.
А чем наш депутатский корпус сейчас озабочен? Быть может проблемами подготовки к зиме, о которых говорил им президент? Да нет, у них сейчас актуальны совсем другие проблемы, говорить о которых мне даже не хочется. Вы ведь наше ТВ ещё смотрите? Тогда смотрите об этом сами!
Я привёл здесь и сейчас только один пример по части давно отживших своё традиций в нашей ГД. Но ведь они сохранились и в других местах. Например, в наших СМИ, и не только в наших... В наших дипломатических и спортивных олимпийских кругах. И так далее по списку.
Вот я и думаю о том, сам ли я уже маленечко того, или и другие тоже маленечко того. А если и другие тоже, то какие песни о них сложит российский народ после того, как их тоже маленечко того?
Они ведь сейчас об этом не думают. Полагаю, что они сейчас думают скорее о том, как же им сделать ЭТО с народом по части маленечко того противоестественным образом, чтобы он при этом был счастлив так, как одна дама из фильма "Секс в БГ" после известных событий...
Впрочем, это моё чисто личное мнение. Я ведь по возрасту вполне могу быть и сам маленечко того... Если у моих уважаемых читателей есть иное мнение по этой части, то скорее отразите его в своих комментах и рецензиях. Пока я ещё всего лишь маленечко того, а не полностью того.
Басня или притча?
Бывает и так, что мои топики комментируют. В одном из таких комментов я столкнулся с упрёками. В них речь шла о топике "Бык-предатель".
А упрёки состояли в том, что я использовал эзопов язык вместо того, чтобы назвать поимённо быков-предателей во власти государства российского, причём с самого верха российской власти.
Я мог бы и не отвечать на такой коммент, поскольку критиковать автора прозаической миниатюры следует за отсутствие в ней художественного мастерства, а вовсе не за его политические ужимки. Мы ведь не на митинге находимся...
Но меня смутила звучная фамилия автора коммента (Радзинского), хорошо знакомая всем любителям искусства. Вот я и решил, что либо он сам ко мне пришёл, либо это его отпрыск ко мне заявился.
Но здесь и сейчас я хочу потолковать с моими уважаемыми читателями вовсе не об этом комменте. Речь пойдёт о существенных различиях между басней и притчей. Разумеется, с этим можно ознакомиться в Википедии, но поскольку в деле замешаны мои топики, то я сам справлюсь с таким делом гораздо конкретнее и лучше.
По моим представлениям, да и представлениям большинства моих читателей, басня должна содержать мораль, да и связана она с именами великих людей типа Эзопа, (которому мы обязаны термином эзопов язык), Крылова или более современного баснописца Михалкова, который помимо своих басен, написал слова к государственному гимну СССР, (ныне многими воспринимаемыми тоже, как басня).
А у меня в моих топиках никакой морали никогда не было, да и не стал бы я состязаться с такими великими мастерами изящной словесности на их поле. Какой из меня баснописец?
По моим представлениям, да и представлениям большинства моих читателей, понятие притча неразрывно связано, прежде всего, с библейскими притчами, имеющими огромную власть над человеческим сознанием. Ведь сын божий изъяснялся именно притчами.
Но ведь я явно не сын божий, да и на создание притч, обладающих такой силой, явно не способен. Потому я притчи никогда не писал.
Впрочем, всё это вышеизложенное совершенно очевидно. Ради этого я не стал бы этот топик писать. А не столь очевидно совсем другое.
Дело в том, что я начисто лишён дара художественного воображения. А это имеет свои плюсы и минусы. Минусы заключаются в том, что я сильно рискую быстро исписаться, поскольку рисую только с натуры своего жизненного опыта, который ограничен.
А плюсы заключаются в том, что мои уважаемые читатели получают от меня только натурпродукт без малейших примесей литературной химии, которую великие писатели умели маскировать примерно так же, как маскируют самогонщики сивуху в самогоне...
Вопрос в том, откуда же в моих топиках содержатся фрагменты, обладающие силой библейской притчи? Ведь я их не выдумывал. Где же я тогда их взял?
А взял я их из своих бесед с самыми простыми людьми, которые даже не подозревали о том, что их слова имеют силу библейской притчи. А откуда же ещё, если я ничего не придумывал?
При этом у меня самого возникает вопрос о том, откуда же они сами взяли такие слова? Ответа на этот вопрос у меня нет.
Если он найдётся у моих уважаемых читателей, то пусть они напишут об этом в своих комментах или мне в личку. За это я буду им очень благодарен. Ведь у меня сейчас на счету более 5000 вовсе не нужных мне баллов...
Без семьи
Здесь и сейчас речь пойдёт не о романе Гектора Мало и его экранизации, а о судьбе моего друга по имени Анатоль, который хотя и вырос в большой семье, но под конец своей жизни остался без семьи.
Исходно у него были два брата, но один из них умер в совсем ещё детском возрасте, а второй пошёл по криминальному пути и сгинул. На тот момент у него ещё были и родители, и его многочисленная родня.
К родителям он относился почтительно. При них не пил и не курил. Но с малых лет жил на хозрасчёте и у своих родителей денег не брал. Так что от своей родовой семьи он фактически не зависел.
Да и вообще в нём жили как бы два разных человека. В родительском доме это был один человек, а вне его совсем другой. Так что тот Анатоль, о котором я и раньше писал, и ещё напишу был совсем другим человеком, жившим как бы с малых лет без родительской семьи.
Что же касается его собственной семьи, то о ней ходили разные слухи. Говорили о том, что некогда у него была или законная жена или женщина, состоящая с ним в так называемом гражданском браке, но их союз быстро распался.
А много лет спустя у него была ещё одна женщина, не состоявшая с ним в законном браке, которая скоропостижно скончалась в молодом возрасте. А до неё была ещё одна девушка, на которой он вроде бы собирался жениться. До тех пор, пока его богатенький друг не поведал ему о том, что она к нему клеится...
И более он уже не жил совместно ни с одной женщиной. Так что своей семьи у него по большому счёту не было. Так он и жил без своей семьи.
Хотя он и был моим любимым литературным героем, в этом топике речь пойдёт не столько о нём, сколько о его родителях, то есть о его родовой семье.
***
Его отец был хорош собой и спортивен, хотя формально он и не участвовал в спортивных состязаниях. Вся улица приходила полюбоваться на него, когда он упражнялся на турнике.
А когда началась война, то он пошёл служить как все, а потом его высмотрел командир разведроты и предложил ему перебраться к нему, если он пройдёт некое испытание.
Испытание заключалось в том, что офицер предложил ему дать в его офицерскую морду. Таким образом ему хотелось проверить, насколько хорош на деле этот кандидат.
Но кандидат наотрез отказался давать в морду офицеру. Ведь для него это было просто не допустимо. Как можно дать офицеру в морду просто так? Это же воинское преступление...
Пришлось офицеру достать свой наган и проехаться им по рёбрам своему кандидату на службу в разведке. От нестерпимой боли отец Анатоля забыл про все свои сомнения и так дал по морде своему начальнику, что тот сразу признал его годным к тяжёлой службе в разведке.
А потом началась его служба, о которой он, как и многие фронтовики, рассказывать своему сыну не любил. А то, что из его рассказов дошло до меня, я здесь и сейчас рассказывать не буду...
Эта службы закончилась тяжелейшей контузией, после которой отец Анатоля вернулся домой и женился на его матери. На гражданке он работал по снабжению до самой пенсии.
На работе его ценили, поскольку он толком разбирался в древесине. А кроме того, относился к служебным поручениям по части снабжения точно так же, как к приказам своего командира на фронте...
Судьба матери Анатоля была не совсем обычной. Дело в том, что она была очень шустрая и очень разумная. У неё все просто горело в руках. А её семья была многодетная. Вот её родители и решили, что её не стоит учить. Пусть присматривает за младшими детьми и делает всё по дому.
Это научило её навыкам выживания в самых сложных условиях войны, когда даже офицерские жёны с аттестатами своих мужей не выживали. Одни из них умирали от воспаления лёгких, полученного при зимнем рытье никому не нужных окопов, а другие от чего-то ещё. Или просто бросали своих мужей ради тыловиков. А она выжила.
Вязала носки, работала в своём огороде и где придётся, но выжила. Выжила, сохранив презрение к тем, кто не ел своего, а покупал в магазине или на рынке. Быть может, поэтому Анатоль не желал покидать свою избушку на курьих ножках ради переезда в каменный многоэтажный скворечник.
Мать Анатоля была набожной женщиной. Она посещала храм божий так, как это и положено делать набожной женщине. А на склоне лет, она сожалела о том, что всю свою жизнь она была вынуждена обращаться к небесам задом, поскольку постоянно трудилась на своём огороде. А ведь надо было обращаться к небесам совсем не задом...
Ведь, вроде бы, была совсем простая не образованная женщина. А эти её слова имели силу библейской притчи. Быть может потому, что она была набожной?
В последний раз я увидел её уже в гробу. Анатоль, имевший множество знакомых во всех слоях общества, но не имевший бабла на достойные похороны своей матушки, всё устроил так, чтобы его знакомые сделали максимум возможного для самых дешевых похорон.
Гроб был тяжёлым, с огромными дырами между кривыми не пригнанными досками. Красную материю вокруг такого гроба мы сами обтягивали и прибивали гвоздиками. А ветки хвои я сам нашёл поблизости.
Это меня не удивило и не покоробило. Не всё ли равно в каком гробу ей предстояло лежать? А удивило меня совсем другое. Откуда мог знать Анатоль о таких тонкостях ухода за трупом, о которых даже я не знал.
Откуда он мог узнать, что под голову покойницы надо положить магнит? А откуда он мог знать о том, что надо заземлять тело покойницы? Я узнал о свойствах магнита из журнала ИР, который он никогда не читал, а про заземление я и сейчас ничего не знаю.
Правда, его заземление было сделано наивно. Он попросту заземлил медный провод в цветочный горшок. Пришлось мне указать на его ошибку. Я ведь всё-таки радиоинженер...
Отец Анатолия умер раньше его матери от рака желудка. Анатоль путался его спасти, обращался и к реальным целителям, и к приличным врачам, обещая им кое-что...
Знакомый хирург сказал ему, что удалить опухоль, если это ещё возможно, он может и сам всего за бутылку коньяка, поскольку хирург, он везде хирург, что в онкодиспансере, что в областной больнице.
Но делать операцию было уже поздно. Врачи лишь давали ему обезболивающие препараты. И всё. От таких препаратов он обезумел на столько, что убежал из больницы, чем до смерти перепугал врачей. Анатоль был вполне способен за это их прикабанить...
Дня три его отец скитался в лесах, полагая что там он выполняет своё фронтовое разведывательно-диверсионное задание. И мог наломать там не мало дров... А потом он уже сам вернулся к себе домой. И вскоре умер.
С тех пор Анатоль без семьи. Изменило ли это его? Если и изменило, то лишь в той части, что его раздвоение завершилось. Он теперь и дома, и на улице стал тем самым Анатолем, которого я всегда знал. Ведь по сути своей он всегда жил без семьи.
Большая печать
Под этим заглавием я собираюсь поведать мои читателям вовсе не о том, как нищий, оказавшийся на месте принца, большой государственной печатью Англии колол свои орехи, а скорее о навеянных мне ассоциациях по мотивам поэмы "Большая печать" Евтушенко.
Очень хочется верить, что они помнят, что эта поэма заканчивается вопросом, обращённым в том числе и к нам. По части того, не лежит ли и на нас большая печать секты скопцов... По крайней мере, в духовном смысле этого слова.
Вроде бы, всего лишь пара слов, причём уже давно вышедших из употребления. С чего бы это такой проблематике нашлось место в моей голове?
Точно не знаю, но полагаю, что дело в том, что большая печать в широком смысле этого слова означает нечто очень важное. По крайней мере, поэт Евтушенко на это прозрачно нам намекал.
Как известно из библии, всадники Апокалипсиса мистическим образом были связаны с вскрытием целого ряда печатей, наложенных бог весть кем, на кого и зачем.
А как известно из книги Зогар, почитаемой каббалистами, эти большие печати были наложены самим Создателем, дабы человек не узрел в реальности, то, что ему лучше не видеть...
Однако бывает и так, что по неким причинам та или иная печать вскрывается, и тогда человек обретает сверхъестественные способности. Они бывают весьма различными, порой, даже пугающими их обладателя.
Так было, к примеру, с академиком Бехтеревой. Сначала она даже решила, что у неё поехала крыша. А потом внимательно присмотрелась к симптомам и убедилась в том, что они не совпадают с симптомами ни одной из великого множества известных ей душевных болезней.
После чего она обратилась за помощью к священнику. Тот побеседовал с ней и... больше она уже не видела ничего такого, что так напугало её.
Мне тоже доводилось встречаться с теми, кто был наделён способностью видения незримого для меня. Был ли это именно дар, или проклятье или даже душевная болезнь я точно не знаю до сих пор.
Но я точно знаю о том, что не хотел бы иметь дар видения незримого и готов ежедневно молить Создателя о том, чтобы он хранил все мои печати в целости и сохранности.
Хватит с меня и того, что я освоил общедоступную методику Эдгара Кейси, сегодня именуемого спящим пророком. Для успешной работы писателем и даже исследователем её более, чем достаточно.
***
Если слегка расширить проблематику большой печати, то стоит сказать ещё кое о чём. Например, о том, что, бегло пробежавшись по публикациям ряда имеющихся здесь писателей, я увидел, что на них тоже наложена большая печать...
Стоит сказать и о том, что даже Хаджа Насреддин, не обладавший даром видения незримого, с одного взгляда узрел, что лица приближенных к эмиру не отмечены не только печатью мудрости, но даже печатью бескорыстия.
Приглядитесь внимательнее к экрану телевидения, когда по нему показывают многие высокопоставленные лица. И вы без труда тоже заметите нечто подобное. Или даже хуже того...
Мой старый учитель потерял зрение по причине катаракты, которая вполне излечима хирургическим путём. Но упорно не соглашался на операцию. Я спросил его почему он так делает. А он ответил мне на это так:
Мне становится тошно от одного того, что я слышу с экранов телевизора. А если я ещё и увижу лукавое высокопоставленное лицо говорящего, мягко говоря, не отмеченное печатями божественной мудрости и благочестия, то сразу умру!
Стоит особо отметить то, что это были слова беспартийного коммуниста, добровольно ушедшего на фронт и служившего там в закордонной разведке резидентом, не раз сталкивающегося там с фашистами лицом к лицу.
И знаете, что его особенно покоробило в нашем телевидении, пока он ещё видел? Его покоробил фрагмент, где было показано, как некий слесарь спиливает так называемые рога с бюста президента России. И не столько то, что и как он делал это, сколько его комментарии к своей работе.
Вот я и задумался о том, было ли отмечено лицо человека, выпустившего это безобразие в эфир, печатью государственной мудрости или нет. Или оно не было отмечено только печатью бескорыстия?
Сейчас у нас любят показывать на ТВ патриотические лики школьников, осваивающих премудрости изготовления дронов и их программирования. Успеют ли они дозреть до кондиций профессионалов в таких делах до начала третьей мировой войны? Не уверен...
А вот морды тех, кто знал о том, что на днях начнётся СВО и при этом выпустил за границу великое множество уже готовых айтишников на нашем ТВ не показывают. А зря... Страна должна знать в лицо и таких своих героев.
Не показывают на нашем ТВ и морды тех, кто до того нагнал страсти своими репликами, почерпнутыми из лживой пропаганды рупора терроризма Аль Джазиры, до такой степени, что вызвал ими позорные для нашей страны события в махачкалинском аэропорте.
Они что не понимали, что даже врачи говорят своим пациентам о том, что средства, предназначенные для наружного применения, нельзя применять внутрь? А если знали, тогда зачем допустили такое безобразие?
Как известно, собаки едва ли способны разглядеть морды тех, кто не отмечен большими печатями мудрости, бескорыстия и благочестия. Тем не менее, они уже сейчас способны выявить всех шизующих депутатов и чиновников даже с большей достоверностью, чем достоверность идентификации преступников по отпечаткам пальцев или по их запаховой идентификации.