| |
На наш взгляд, почти без всякого сомнения верно то, что способность (вернее - необходимость) Франца Кафки заниматься литературным творчеством,-- базируется в подсознательном желании "решить" те проблемы, которые бушевали внутри него. В первую очередь это (позволим себе повториться) -- беспокойство, различные состояния тревожности, неуверенность в себе; а отсюда,-- самокритика, чувство вины (берущее начало в Эдиповом комплексе), и то невероятное чувство одиночества, которое, по его словам, -- (мысли, вероятно, были навеяны произведениями Достоевского; столь, заметим, любимого им), - можно было "назвать только русским". В общем, перед нами проявление той симптоматики, которая, - как выяснили мы раннее - относится к характеру наличия в индивиде невроза. И уже тогда можно заключить, что именно как попытку "избавления от невроза",-- (бессознательно; да, впрочем, и сознательно),-- рассматривал Франц Кафка свои занятия литературным творчеством. Но, помимо того, к неврозу способны привести и нереализованные сексуальные желания, (либидо), которые - вступая в конфронтацию с "Сверх-Я" (с его - иной раз - "мнимыми" запретами) - оказывались вытесненными в бессознательное. Что (при должном уровне "активации),-- и приводило к развитию невроза. "... люди заболевают, - писал Фрейд в "Введении в психоанализ", если им нельзя реально удовлетворить свою физическую потребность вследствие внешних препятствий... тогда они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замещение недостающего удовлетворения..., ...в симптомах болезни проявляется часть сексуальной деятельности больного или же вся его сексуальная жизнь. Главная тенденция этих симптомов - отстранение больного от реального мира...". Вспомним, в варианте с Кафкой, его прямо-таки "вымученные" контакты с внешним миром. И, по всей видимости, невроз, под властью которого он находился, принял бы еще более угрожающую форму, если бы Кафка не обладал, как выразился Фрейд, имея в виду всех художников в целом: "...загадочным для нас художественным дарованием". "... Мы, люди, -- писал Фрейд, -- находящиеся под давлением наших внутренних вытеснений, находим действительность... неудовлетворительной и потому ведем жизнь в мире фантазий, в котором... стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнение наших желаний. В этих фантазиях воплощается много настоящих конституциональных свойств личности и много вытесненных стремлений. Энергичный и пользующийся успехом человек - это тот, которому удается... воплощать свои фантазии- желания в действительность. Где это не удается, вследствие препятствий со стороны внешнего мира и вследствие слабости самого индивидуума, там наступает отход от действительности, индивидуум уходит в свой более удовлетворяющий его фантастический мир. В случае заболевания это содержание фантастического мира выражается в симптомах... При известных благоприятных условиях субъекту еще удается найти, исходя из своих фантазий, другой путь в реальный мир вместо того, чтобы уйти из этого реального мира. Если враждебная действительности личность обладает... загадочным для нас художественным дарованием, она может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путем к действительности". Но, к сожалению, Кафке с помощью своего литературного творчества удавалось лишь отдалить (заглушив на миг, после чего его прежнее состояние возвращалось снова) наступление невроза. И все-таки он сам осознавал, что творчество - его единственная возможность, -- быть может, даже и вообще -- выжить. "Вот уже несколько дней пишу..., -- сделал он запись в дневнике 15 августа 1914 г., -- Только на этом пути для меня возможно выздоровление". "...Писать буду, несмотря ни на что, ...-- это моя борьба за самосохранение". "... Я... чувствую себя беспомощным и чужим. Но твердость, которую придает мне хоть что-то написанное, бесспорна и чудесна...". Однако, кошмары Кафки, по всей видимости, действительно страшны. И литература - действительно выход, способ избавиться он них. "У меня огромная потребность... полностью излить на бумаге все мое жуткое состояние и, так же как оно исходит из глубин, излить в глубь бумаги или написать так, чтобы я мог написанное втянуть в себя". И при этом, словно почувствовав, что подобный способ (творчество) действительно "помогает", Кафка не только хватается за него как за "спасительную соломинку", но и готов пожертвовать всем тем, что дает цивилизация, и сознательно (подсознательно?) вырвать себя из общества. Дабы предаваться своему, пожалуй, единственно любимому занятию. Хотя, заметим, это еще и необходимость. Необходимость избавления от внутренних проблем. Но Кафке, уже как бы, и не остается возможности для сомнений. Он словно вынужденно обрывает пути назад. И становится, таким образом, "заложником" своего творчества. Ибо, почувствовав первое улучшение состояния после литературного опыта, уже вынужденно стремиться добиться и дальше того же. Тем более, что окончательного улучшения как бы и не наступает. И стоит Кафке только |
СЕРГЕЙ ЗЕЛИНСКИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ФРАНЦА КАФКИ
С.А.
Зелинский
Психологический анализ
личности и творчества
Франца Кафки
Altaspera
CANADA
2013