Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Основы манипулирования в общении. Лекции.
Оглавление.
1. Психотехнологии эффективного общения (при ведении переговоров, в споре, при установлении контакта с объектом и т.д.)
2. Методы (приемы и способы) манипуляций.
3. Приложение. Авторские методики терапии, аутотренинга, запоминания и манипуляций.
-- Методика психопрограммирования и способы воздействия.
1.2. Способы воздействия.
-- действия при убеждении;
-- основные рекомендации;
-- выбор места, окружения и момента;
1.4. Правила общения.
-- правила вхождения в разговор;
-- построение разговора;
-- рекомендации для установки ритма разговора и порядка предъявления аргументов;
-- приемы нейтрализации доводов объекта;
-- секреты ведения переговоров;
-- методы убеждения;
-- правила завершения разговора;
1.5. Подготовка.
-- сбор информации;
-- этап предварительной подготовки;
-- особенности установления контакта;
2. Манипулирование.
2.1. Манипулирование фактами.
2.2. Способы располагать к себе людей.
-- способы убеждения;
-- способы изменить мнение человека.
3. Гипногенные контакты.
3.1. Правила.
3.2. Цели.
3.3. Механизмы воздействия.
-- фазы взаимодействия с объектом;
-- правила закрепления контакта;
-- инсценировка способов установления контакта;
-- основные правила воздействия.
3.4. Особенности сбора информации об объекте.
-- особенности интерпретации психологических особенностей личности;
-- переписка и особенности почерка;
-- анализ действия в ситуациях;
-- анализ демонстрации поведения;
4. Психологическая оценка контактов объекта.
-- выявление мотивации контакта;
-- оценка возможностей;
-- оценка выгоды контакта;
5. Вербовка.
-- основные правила;
-- мотивы;
-- особенности воздействия (шантаж, компромат, др.)
6. Жесты.
-- характеристики бессознательных реакций тела;
-- анализ психического состояния по жестам;
-- основные правила анализа;
-- жесты и мысли: психологический анализ;
-- особенности речи для определения скрытых мыслей человека;
-- анализ скрытых мыслей по позам;
-- анализ реакций человека в ответ на ваши слова или действия.
7. Страх при контактах..
-- механизмы возникновения.
-- особенности провоцирования.
-- основные последствия.
Психо-технологии эффективного общения
Вступление.
Следует отметить, что формы психо-воздействия при общении разделяются как минимум на два основных подхода. Каждый может выбрать свой, исходя из особенностей собственной психики и привычного стиля ведения переговоров. Два основных подхода также простираются в русле двух основных направлений гипноза: директивного и не директивного.
Любое человеческое общение строится на законах психики. Согласно этим законам, любое слово, жест, мимика и проч., т.е. речь и поведение человека - обладают исключительно суггестивными факторами. Слово - это внушение. Когда мы говорим что-то кому-то - мы даем этому человеку психологическую установку, т.е. посредством внушения закладываем в подсознание данного человека определенную установку, которая в последствие реализуется в его действиях, поступках, мыслях, желаниях и проч. (посредством в т.ч. и формирования паттернов поведения и стереотипов). Именно поэтому строить любое общение можно двумя основными способами: императивным внушением (т.е.жестко указывая что другому человеку необходимо делать, невзирая на его собственные мысли и желания), или не директивными методами. Причем при общении мы говорим о внушении наяву, т.е. внушении в бодрственном состоянии объекта, в отличие от гипноза, когда объекта погружаем в гипнотический сон. В случае классического гипноза - глаза объекта закрыты (закрытие глаз основное отличие классического гипноза от гипноза наяву), в случае гипноза в бодрственном состоянии - глаза гипнотика открыты. И в том и в другом случае между гипнотизером и гипнотиком устанавливается управляющая связь, т.к. раппОрт, во время которого наблюдается торможение коры головного мозга гипнотика кроме одного участка, ответственного за связь между гипнотиком и гипнотизером (т.е. гипнотик утрачивает связь с окружающей реальностью, и слышит и подчиняется только гипнотизеру).
Если говорить об этической стороне вопроса в факторе использования гипноза в общении (речь идет о гипнозе наяву), то как и любая иная форма манипулятивного воздействия - вторжение в психику другого человека без согласия его самого или, в случае недееспособности, согласия его попечителей, на наш взгляд должна сурово пресекаться. Хотя, стоит заметить, происходит сплошь и рядом, причем в массовых воздействиях (СМИ и СМК).
Ниже мы приводим различные механизмы психологического воздействия, основанные главным образом на сублиминальных механизмах воздействия в бодрствующем состоянии объекта. Человека (собеседника) для этого не нужно погружать в сон. Но при этом при таком общении полностью блокируется воля такого человека, и он готов выполнить навязываемые ему извне команды. При этом, если этот человек считает что делает все сам и им никто не управляет, то в этом случае следует говорить что достигнут максимальный эффект психо-воздействия наяву, т.е. управление психикой другого человека, прерывающегося в бодрственном состоянии.
Особенности восприятия человека:
1) Через слова (мыслит вслух или про себя словами -- левомозговое словесно-логическое мышление).
2) Через визуальные образы (мыслит образами -- правомозговое чувственно-образное или эйдетическое мышление).
3) Через чувства (кинестетические ощущения).
Человек общается с внешним миром:
-- в ОСС -- через свои органы чувств (зрение, слух, кинестетика, обоняние и вкус);
-- в ИСС -- через раппорт суггестора (голос, интонацию, жесты и т. д.).
Общаться с человеком (устанавливать раппОрт) нужно "на его языке". Это можно определить если следить за словами, которые человек произносит чаще (глаголы, наречия и прилагательные):
1. Визуальный канал: видеть, смотреть, чертить, рисовать, светлый, яркий, ясный, смутный, мрачный, вспышка, озарение, свет, тусклый, бледный, прозрачный и др.
2. Аудиальный канал: слышать, звучать, тихий, громкий, шумный, мелодичный, звонкий, оглушительный, визжащий, неслышный и др.
4. Канал запаха, вкуса: нюхать, вдыхать, ароматный, кислый, сладкий, горький, пресный, безвкусный, вкусный и др.
Рекомендации:
1) Установить контакт с объектом.
2) Перевести контакт в управляющий раппОрт.
3) Добиться углубление транса (а значит и более эффективного управления над человеком).
Выбор методики программирования человека при общении зависит от:
1) реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, ситуации);
2) цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитующее наказание);
3) собственных возможностей (наличие времени, умением, знанием, химпрепаратами, компетентными помощниками);
4) персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости).
Способы воздействия: убеждение, внушение, гипноз.
(Внушение и гипноз рассматриваем в отдельных темах).
Убеждение.
Цель убеждения - изменить взгляды человека чтобы повлиять на его последующее поведение.
Метод убеждения используется для достижения следующего результата:
1) долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;
2) привлечения к сотрудничеству;
3) побуждения объекта к нужному поступку.
Убеждение осуществляется в результате дискуссии по тому или иному вопросу со скрытой или явной целью изменить мнение человека, которое у него сложилось по данному вопросу. Каждый человек имеет свою установку в отношении к чему-либо или кому-либо.
В отношении новой информации возможны три составляющие:
1) явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);
2) безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);
3) отрицание (неприятие).
Для убеждения следует учитывать, что:
1) в поединке разума и установки чаще побеждает установка;
2) в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и понято;
3) изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта;
4) проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека;
5) в случае полностью негативной установки, переориентация ее обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики объекта.
Действия при убеждении (в зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта):
1) акцентированно-логично;
2) императивно (категорично);
3) эксцитативно (воздействием на эмоции);
4) альтернативно (сведением проблемы к выбору "или-или").
Любое воздействие - внушение. Легче убеждать тех, кто имеет развитое воображение, заниженную самооценку, зависимость от мнения окружающих. Труднее убеждать тех, кто враждебно настроен по отношению к другим людям.
Рекомендации:
1) тщательно выбрать место, окружение и момент для контакта;
2) рассчитать, как приступить к беседе, как снять начальное напряжение, как вызвать некоторый интерес;
3) хорошо продумать, как направить разговор в желаемое русло;
4) отработать собственную аргументацию в соответствием с психологией, мотивами и устремлениями объекта;
5) выбрать ритм беседы и порядок предъявления аргументов;
6) вычислить возможные контраргументы, и продумать как их нейтрализовать;
7) наметить запасные варианты продолжения беседы, если объект решительно заявит "нет"!;
8) четко представлять себе как завершить беседу.
При выборе места, окружения и момента следует помнить:
1) место и обстановка должны способствовать расслаблению объекта (это повышает его внушаемость; пример: спокойная обстановка, легкая музыка, полутемное освещение, напитки (музыка и напитки - желательно любимые объектом);
2) запрещено присутствие посторонних лиц;
3) следует психологически правильно выбрать момент встречи (например, разочарование объекта в каких-то людях, его затруднения в решении каких-то вопросов и т.п.)
При вхождении в разговор надо избегать:
1) извинений и любых проявлений неуверенности;
2) скучного начала;
3) проявления неуважения к собеседнику;
Рекомендации для снятия напряженности и обретения доверия:
1) иметь соответствующий внешний вид и выражение лица;
2) обращаться к собеседнику по имени, несколько наклоняясь к нему в разговоре;
3) сказать комплимент о репутации, деловых способностях объекта, и т.п.;
5) во время разговора периодически касаться объекта (руки, плеча...).
Для усиления интереса к беседе можно задавать любые вопросы, на которые собеседнику будет приятно отвечать.
Правила общения:
1) ваши слова должны быть обращены не только к разуму, но и к эмоциям объекта;
2) вашу аргументацию подавать исходя из психотипа объекта и уровня его мышления;
3) чувствовать внутреннее состояние объекта;
4) напрямую не предлагать того, что вызовет протест в психике объекта;
Рекомендации для установки ритма разговора и порядка предъявления аргументов:
1) твердо верить в правоту своих слов (иначе противник подсознательно угадает ваши сомнения);
2) подстраиваться под ритм речи и частоту дыхания объекта;
3) перед началом беседы уточнить понимание терминов, используемых при общении;
4) не давайте себя отвлекать от темы разговора и не отвлекайтесь сами;
5) при аргументах -- сначала говорим о преимуществах, и только после о недостатках;
6) выделять ключевые слова и фразы паузами (чтобы они лучше закрепились в подсознании объекта);
7) каждый последующий аргумент должен быть весомее, чем предыдущий;
8) для лучшего восприятия новых идей надо подавать их так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;
9) не ограничиваться простым перечислением аргументов, а стараться раскрывать их логический и эмоциональный смысл с точки зрения понимания собеседника;
10) повторять свой аргумент несколько раз в разных вариациях;
11) всегда иметь пару весомых аргументов в запасе;
12) отслеживать реакции объекта на ваши слова и корректировать по необходимости свое поведение;
13) заметить сомнения и нерешительность объекта и активировать свое давление;
Приемы нейтрализации доводов объекта:
1) логика опровержения;
2) игнорирование;
3) высмеивание;
4) кажущиеся принятие с последующим неожиданным развенчиванием;
5) изменение акцентов (выставляя их слабые места и предельно снижая сильные);
6) хитроумное превращение доводов противника в свои собственные;
7) подавление логики эмоциями;
8) дискредитация доводов;
9) ссылка на авторитеты (можно вымышленные).
Дополнительные приемы нейтрализации аргументов объекта:
1) заранее предположите все возможные возражения объекта и, ориентируясь на них, подготовьте собственные контраргументы;
2) доводы объекта надо разбивать перед предъявлением своих;
3) нельзя признавать свои ошибки, и следует стоять всегда на своем; особенность психики такова, что почти каждому человеку свойственны сомнения; такие сомнения противника помогут вам одержать вверх в споре;
3) осознав, что объект решил вам отказать окончательно, перебросьте разговор на нейтральную и по возможности приятную для него тему, и попробуйте зайти с другой стороны, или, как вариант, оставьте о себе хорошее впечатление, а "добьете" противника в другой раз и другими методами.
Правила завершения разговора:
1) как только поймете что объект уяснил вашу идею, дальше контакт не затягивайте, а, конспективно обозначив основные положения, дружески распрощайтесь с ним;
2) надо чтобы у объекта не возникло ощущение, что он насильно подчинился вашей воле;
3) при возможной неудаче в убеждении следует не сразу завершать беседу, но умело переправить ее в увлекательное для объекта русло, а затем при расставании еще раз, но ненавязчиво упомянуть свои главные аргументы и без явного давления предложить обдумать их на досуге.
Фазы диалога:
1) предварительная подготовка;
2) начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника;
3) проведение своей темы и направление беседы в нужном вам направлении;
4) завершение диалога с закреплением достигнутого результата.
На этапе предварительной подготовки следует:
1) понять возможный максимум и минимум того, что необходимо достигнуть;
2) собрать информацию об объекте и обсуждаемой проблеме;
3) обдумать тактику контакта (сообразно с психологией объекта);
4) отработать подходящий момент для общения, место встречи, и пути отхода.
Готовясь к контакту, следует учитывать, что:
1) в холодные дни человек лучше работает, чем в жару;
2) встречи "на море" ввиду особого воздействия свежего "морского" воздуха (чуть соли и чуть йода) весьма благоприятны для проведения деловых переговоров;
3) в районе 19 часов нервно-психическое состояние людей становится довольно неустойчивым, что может проявиться в излишней раздражительности и вспыльчивости;
4) там, где нет толпы и музыка звучит не очень громко, легче придать беседе интимно-доверительный характер;
6) большинство людей всегда притягивают знающие и опытные люди;
7) вы расположите к себе другого человека, если одобрите его выбор в отношении его друзей;
8) чем чаще мы контактируем с объектом, тем выше вероятность, что он нам понравится, но при этом чрезмерные контакты могут снизить привлекательность;
9) люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь в реализации личных целей партнера;
10) чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот человек стремится к дружеским контактам;
11) человек чаще всего придерживается принципа: "пусть друзьям во всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня, -- не более, чем мне".
При установлении контакта с объектом необходимо учитывать, что:
1) первым чаще всего вынужден говорить более слабый или в чем-то заинтересованный; поэтому если надо -- покажите ваше безразличие, или же наоборот -- покажите мнимую слабость, ранимость, неуверенность, чтобы когда противник "раскрылся" -- уничтожить его имеющейся у вас информацией ("сбить с волны", пробить оборону его цензуры психики);
2) для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера своей осведомленностью;
3) тон собственного голоса полезно вымерять по тону собеседника: когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и объект понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной горячности, оставив таким образом победу в этом эпизоде за вами;
4) в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять, дав человеку просто высказаться;
5) чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя слушать;
6) обман целесообразен тогда, когда он наверняка не может быть разоблачен;
7) даже небольшая ложь способна породить большое недоверие, поэтому вводить в заблуждение объект необходимо умеючи;
8) можно оказаться обманутым самому, если ошибочно считать себя хитрее других;
9) нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника (желательно чтобы он все понимал, вернее -- чтобы ему казалось что он все понимает, так легче усыпить бдительность объекта, и подготовить момент для нанесения решающего удара);
10) опасно игнорировать предубеждения объекта;
11) полезно давать объекту шанс продемонстрировать свои познания в какой-нибудь области;
12) люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают;
13) критические замечания принимаются, если критика выражается в тактичной форме;
14) одно и то же критическое замечание, произнесенное спокойным ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не воздействовать на хладнокровного флегматика;
15) не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это может быть лишь погруженность человека в свои мысли.