Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
СЕРГЕЙ ЗЕЛИНСКИЙ
СЛУЧАЙНАЯ ИСТОРИЯ
Аннотация.
Это записки лечащего врача.
Заканчивая врачебную практику в силу возраста, он решил описать историю жизни одного из своих пациентов. Как он посчитал, лучшую историю, которую когда-либо слышал, но и при этом историю вполне типичную. А записать решил в назидание другим и надежде оставить память о себе, ибо всю жизнь хотел стать не врачом, а писателем. Не удалось. Стал врачом. Но вот в конце жизни исполняет мечту юности.
Повествование ведется от первого лица.
роман
Случайная история
Пролог
Это будет, пожалуй, мой самый последний анамнез. Анамнез - история болезни пациента, которую врач получает у последнего путем общения с ним. Я врач, психиатр-невролог. Готовлюсь выйти на пенсию. Уже фактически вышел. И вспоминая жизнь - понял, что не сделал в ней самого главного. Я не выполнил свою юношескую мечту - не стал писателем.
Более того, я всю жизнь лечил людей, но так и не проникся ни к одному из них настолько, насколько поразил меня мой последний в жизни пациент. И не только из-за того, что он последний и больше пациентов не будет, ибо с выходом на пенсию я заканчиваю и врачебную практику. Нет. Просто как мне кажется - именно в этом пациенте, в описании истории его болезни, я смогу описать все, что когда-то хотел. И в том числе, это ведь будет книга. А значит я все-таки стал писателем.
В общем, читайте, слушайте, размышляйте. Сравнивайте, анализируйте, и помните - что все описываемой здесь - есть самая что ни на есть правда. И я фактически просто перенес свои наблюдения из врачебного журнала на страницы книги. Ничего более.
Да, если кто подумает, зачем я это сделал - отвечу, что помимо причины, кою я уже обозначил (мое доселе нереализованное желание стать писателем), существует и еще одна причина: желание помочь этому человеку, помочь реабилитировать его в жизни.
Ему это не удалось. Сначала он полностью доверился мне, после я открыл ему глаза на то, что он сам не очень хочет до конца изменяться. А в третьих... в третьих... Что будет в третьих, я постараюсь описать в этой книге. Удачи вам всем и... берегите себя!
Глава 1
Альберт был старшим сыном в большой семье. Правда, два его брата умерли еще во младенчестве, но оставались живы три сестры. Впрочем, сестры с ним мало общались, хотя и до совершеннолетия (после которого дружно повыходили замуж дабы сбежать из родительского дома) жили вместе.
Если немного остановиться на детстве моего героя, то следует заметить, что ему слишком рано пришлось делать какой-то выбор относительно своего будущего. Родители, правда, отговаривали его, предполагая, что он унаследует их бизнес (папа и мама Альберта держали винную лавку), но наш юный герой оказался настоящим упрямцем, и, не дожидаясь окончания школы, ушел сначала в ПТУ, а после в институт, который вполне успешно закончил по специальности "правоведение". А еще через время Альберт устроился юрисконсультом в одну из частных компаний, занимающихся грузоперевозками.
К слову сказать, еще с юности Альберту приходилось бороться с двумя, если так можно выразиться, "началами" внутри себя. По одному из них, он был женственным, эстетичным, этакой высокохудожественной натурой, любящей классическую музыку, живопись, искусство, и совсем не терпящим грубой силы в любом проявлении. В этом Альберт видимо походил на свою мать. Тогда как отец у него являл собой фактически полную противоположность, и Альберт понимал, что для адаптации в жизни следует быть именно таким. Иначе успеха не будет.
В итоге, в его душе жесткость и грубая сила боролись с мягкостью, податливостью и возвышенностью. Ну а так как никто явную победу не одерживал, на каком-то этапе бытия Альберт уже смирился, решив, что он останется таким как был и допуская, что если будет на то божья воля (в бога хоть с условностями, но верил), то все как само собой уладится да утрясется.
В итоге после окончания института он стал работать юристом, постепенно развив там такую бурную деятельность, что директор заметил рвение молодого человека и приблизил его к себе. Намекая что в перспективе может сделать его и своим партнером (компаньоном), чем вызывал в душе юноши множество неподдельных эмоций, которые иной раз чуть ли не уводили его совсем неизвестно куда, если бы Альберт вовремя не останавливался, понимая, что еще не время радоваться и торжествовать победу.
На момент нашего знакомства, Альберту было около сорока лет. Обратился ко мне он сам, и, как я понимал, именно в то время, когда у него уже не оставалось иного выбора, ибо была достаточно сильная дисгармония в душе, а сам он уже все, на что был способен, сделал. Не помогло. Понял, что нужна помощь со стороны.
Глава 2
Вскоре я выяснил, что у Альберта был непрекращающийся на протяжении всей жизни вечный внутренний конфликт, выливающийся поистине в мучительнейшие душевные страдания. Причем об этом никто не знал. На работе он всегда старался держаться уверенно, четко выполняя свою работу, чем не раз заслуживал похвалу со стороны начальника, который всячески старался Альберта продвигать по службе, не только сделав одним из своих заместителей, но и предоставив достаточно широкие полномочия. Что при этом испытывал сам Альберт можно только предполагать, но на службе держался он действительно молодцом, что совсем нельзя было сказать о времени, когда он оставался один на один в собой в собственной квартире, где поистине выл волком от того отчаяния, одиночества и безысходности, которую ощущал.
Альберт и на самом деле был одинок. Причем одиночество не только сопровождало его на протяжении всей жизни, но и имело как минимум несколько дополнительных смыслов. Это было и одиночество сына при еще живых родителях, и одиночество брата при многочисленных сестрах, и одиночество мужчины при женщинах, которые всегда были рядом с ним, но ни одна ни вызывала в его душе серьезного взаимного отклика; и получалось, что если он и жил с кем-то, то лишь для того, чтобы хоть как-то скрасить свое собственное одиночество. Можно было сказать, что Альберт вообще боялся остаться один, и в то же время стремился к одиночеству, потому что долго ни с кем не мог находиться рядом. Внешне Альберт был очень худым (при росте чуть больше 180 сантиметров его вес вряд ли достигал 50 килограммов), с вечно опущенными чертами лица, понурым взглядом, пессимистическим настроением и пониженным настроением.
Альберт, как я уже заметил, обратился ко мне сам, потому что явно понимал свою болезнь, но совершенно не мог ничего с ней поделать. С матерью, отцом и сестрами он держался весьма отстраненно, не выказывая большой любви, как он признавался, потому что все время опасался показаться излишне слабым и сентиментальным. Хотя понятно, в душе как раз таким и был.
Впрочем, иногда Альбер становился вспыльчивым, разряжаясь гневом, а иногда равнодушным и снова несколько отчужденным. Среди симптоматики, наиболее явно бросающейся в глаза, можно было заметить страх, тревожность, беспокойство. У Альберта также была повторяющаяся бессонница, заниженная самооценка, неуверенность в своих силах и излишне развитая самокритичность. Понятно, что все это было явным признаком невроза, от которого он так безуспешно пытался высвободиться на протяжении всей своей жизни.
Ночью Альберта сопровождали кошмары. Не раз у него появлялись мысли о самоубийстве, но подобное пока ему все-таки удавалось отгонять от себя. Хотя он не раз мне признавался, что сопровождающая его жизнь чувство вины, по его мнению, когда-нибудь должно было вылиться в нечто самое ужасное, что только способно было родиться на свет; но вот что это было, он сказать не мог. И не то, что не был способен, а скорее ощущение трагического конца попросту всегда сопровождало его жизнь, не давая покоя его изможденным нервам и мешая хоть когда-нибудь по настоящему успокоиться.
В минуты настоящего отчаяния он ненавидел себя в том числе и от ощущения полной беззащитности перед окружающим миром. По сути, он был и не особенно адаптирован в этом мире; но при этом должен был играть роль успешного человека. Понятно, что это дорого ему стоило, и оказываясь один, он вдвойне испытывал муки совести уже в том числе и за тот, как он выражался, обман, в который ввергал окружающих, создавая иллюзию собственной успешности и удачливости.
Впрочем, одна из проблем невротиков как раз в том, что они наделяют других людей качествами, которыми те не располагают.
Глава 3
Мой пациент, конечно же, делал попытки выбраться из собственных кошмаров разума. Одной из таких попыток были женщины. Именно через отношения с ними он пытался выкарабкаться, чтобы стать нормальным в психическом плане человеком.
Но вот и здесь он наталкивался порой на необъяснимые на первый взгляд трудности, а на самом деле все это являлось следствием невроза, который ни на минуту не прекращался в нем, доставляя свои кошмары и трудности в жизненной адаптации.
Одной из его любимых девушек, так и не ставшей женой, была Катерина. Практически сразу после встречи обручившись, они так и не стали жить вместе (проживая каждый со своими родителями), и в качестве невесты Катерина провела почти пять лет, пока окончательно не отчаявшись, разорвала помолвку и вскоре вышла замуж за какого-то коммерсанта. Но в жизни Альберта ведь были эти пять лет!
Попробую немного остановиться на этом и рассказать вам все что знал от моего героя.
Впервые Альберт увидел Катерину на дне рождения своего друга, Евгения. Тогда она ему просто не понравилась. Но когда узнал от друга, что сам он наоборот, очень даже понравился Катерине, то видимо понял, что может закрыть вопрос с собственным одиночеством именно этой девушкой. Кроме того Альберт давно уже искал способы вырваться из родительского дома и уйти от влияния сильного по духу отца, который откровенно не понимал меланхоличности сына.
В итоге Альберт убедил себя что любит Катерину и фактически смирился с ее, по его словам, некрасивой внешностью и костлявым, пустым лицом, которое - как казалось ему - не выражало в себе ни одной мысли, а было слишком простым и тупым.
Однако проходит почти месяц, прежде чем Альберт взял у друга адрес и написал Катерине. В том письме он, казалось, делает все, чтобы у девушки вспыхнули к нему настоящие чувства. Это у него получилось. Но до их первой встречи должно было пройти еще слишком долго времени. Причем даже самих встреч за все это время было считанное количество. Между ними даже не было секса, потому что Альберт считал, что секс это уже слишком личное, и лучше если подобное случится после брака, ну а девушка видимо откровенно не понимая что происходит, была не в силах расстаться с Альбертом, и просто ждала, когда же он наконец-то решится на какие-то шаги. Поэтому когда он предложил обвенчаться, она с радостью согласилась, видимо полагая, что дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки, и не зная, что ни самого брака, ни более частых встреч так и не будет.
Пять лет. Пять лет продолжалось это непонятное безумие. За эти пять лет, если суммировать дни проведенные вместе, то это вряд ли было более чем месяц. По сути, эта девушка являлась для Альберта неким вымыслом, фантазией, ему просто надо было, чтобы у него кто-то был, и он совсем не собирался с ней жить. Кстати, жили они в разных городах, она в Москве, он в Петербурге, и ему тоже это было на руку, потому что несмотря на явную близость расстояния, все-таки это были отдельные города и словно как нельзя кстати подходили для того, чтобы - ссылаясь на вечную занятость - не встречаться с ней. А вот сама переписка была весьма обширной. Иной раз Альберт писал по нескольку писем на день, всячески стараясь демонстрировать свои сильные стороны в ожидании восхищения от девушки. Для него это был действительно выход, так как совсем не требовалось встречаться, беззащитно выставляя напоказ свои слабости: робость, застенчивость, нелюдимость. По большому счету, со временем любовь Альберта все больше превращалась в вымышленную фигуру. И даже когда он делал попытки расстаться с Катериной, и это почти ему удавалось, он предпринимал усиленные действия чтобы возвратить ее обратно. И это ему удавалось.
Молодой человек (в то время Альберту было около тридцати лет, девушке чуть больше двадцати) словно намеренно играл с Катериной в ощущение любви, серьезно опасаясь как в эту любовь погрузиться, так и от нее сбежать, играя с любовью словно в кошки-мышки. Можно предположить, что молодой человек словно сам намеренно отдалялся от любви, к которой всячески стремился. В какой-то мере, как предположил сам Альберт, он никогда бы не смог строить серьезные отношения с Катериной по причине ее удивительной схожести с его матерью. Видимо подсознательно мужчина не вступал в связь с женщиной по причине того, что ему казалось, что если он переспит с ней, то это равносильно тому, что он переспал бы с матерью. По крайней мере за эту версию говорит то, что Альберт относился к Катерине очень благородно и возвышенно. Уважения в этих отношениях было намного больше, чем страсти.
Впрочем, страсти не было вовсе. А был надуманный образ девушки, которую он считал своей возлюбленной. Тогда как была ли там любовь, пожалуй, затруднялся бы ответить и сам Альберт. И тогда и сейчас, потому как к моменту нашей встречи он давно уже расстался с Катериной, и знал, что она достаточно быстро и успешно вышла замуж и родила несколько детей.
Но в то время они еще были вместе. На расстоянии друг от друга, проживая в разных городах, но все-таки вместе, потому что ни у нее ни у него никого на стороне не было.
Впрочем, Альберту это было не надо. Никогда не надо. Его вполне устраивала вымышленная им самим любовь и он вполне довольствовался тем суррогатом семейного счастья, что у него был. Ни о какой семье, конечно же, и не помышляя. Разве что девушке о том не сказал, и она всеми силами крепилась, веря, что когда-нибудь они соединятся в браке. Ну или хотя бы начнут жить вместе. Нет. Жить Альберту никогда ни с кем не хотелось. Он являл собой пример несгибаемого поклонника холостяцкой жизни, полагая, что если женщина будет с ним жить, то лишь для того, чтобы окончательно его погубить. А этого ему очень не хотелось.
Глава 4
Ощущение того что он не один, давали, по словам Альберта, ощущение безграничной силы. Он буквально парил в невесомости. А окружающий мир стал воспринимать как нечто может быть даже и не существующее на свете. Этакое вымышленное. Фантазийное. Даже, можно сказать, загадочное.
И понятно, что это все способствовало тому, что у него значительно улучшилась ситуация на работе, вследствие, в том числе, и резкого повышения работоспособности. Причем, он не только выходит из творческого застоя (после проигранных сразу нескольких дел в суде), но и буквально набрасывается на работу как голодный волк, выигрывая одни процессы за другим и принося компании существенные прибыли. Понятно, что им двигало тогда ощущение его придуманной любви. И когда эта любовь стала гаснуть, проблемы неминуемо вновь замаячили на горизонте бытия.
Весьма характерен сон Альберта. Во сне он сам не понял что ему приснилось, но помнил, что это был поезд, он ехал в купе, но куда - не помнил. А может и не знал. Правда еще через минуту Альберт предположил, что это может был вовсе и не поезд, а просто маленькие - одно и двух этажные - домики, а он шел между ними, как переходят в вагонах электричек. Дверей между домами не было, и мой пациент даже предположил, что это вполне могли быть вообще кровати, а не дома. И он проходил между этими домами-кроватями, замечая, что на каждой были люди и ему было очень неудобно тревожить их покой.
Последняя комната была заперта. Дернув за ручку, Альберт увидел развалившихся на огромной кровати девушек, которые были обнажены, и, как понял он, желали его. По крайней мере он достаточно четко видел двух девиц, одна из которых жестом позвала его к себе. Он подошел. Девушка лежала в постели, одеяло было распахнуто, оголенные ноги будоражили взор Альберта, он стал поглаживать их, думая о том, почему за это еще не надо платить, ведь он уже получал такое удовольствие. Ему стало не по себе. Он считал, что обманывает мир. Вдруг к его ужасу девушка повернулась к нему спиной и он заметил, что ее спина была покрыта большими сургучно-красными кругами с блекнущими краями и рассеянными между ними красными брызгами. Вскоре, словно независимо от него, его ладошка стала поглаживать эти круги, на пальцы стали налипать красные частички словно раздробленного сургуча и он в ужасе проснулся.
- Что это было? - спросил меня он. - Я болен?
- А какое у вас ощущение? - поинтересовался я.
- Когда? - не понял Альберт.
- Сейчас.
Молодой человек задумался. По всему было видно, что он до конца не отдавал отчета в происходящем. С одной стороны, ему казалось, что он давно уже запутался в собственной жизни, особенно в событиях случавшихся с ним, с другой - ему всеми силами хотелось выбраться от того ужасающего безумия, которое по всей видимости с каждым днем все сильней и сильней окутывало его разум. Разум, который противился всеми силами, так как хотел быть таким, как раньше.
- А как было раньше? - внимательно посмотрел я на Альберта.
- Не помню, - честно признался он.
По всему было заметно, что он действительно мало что помнил. Но в данном случае память памяти рознь. Одно дело он не помнил какие-то события, когда в памяти включается некая защитная реакция и просто вытесняет болезненные воспоминания, и совсем другое дело, когда из памяти стираются те моменты, которые вроде как были еще необходимы. Но вот что было у Альберта, он не знал. И даже не догадывался, потому что на любые предположения давал такие односложные ответы, по которым установить истину было весьма и весьма затруднительно. А подменять правду вымыслом я не хотел и сам. О чем не преминул сказать молодому человеку. Он, было, сначала опечалился, но видимо понял, что печаль тут не лучшая из эмоций и просто стал рассказывать о себе дальше. Собственно говоря, его историю я и привожу, дополняя по ходу лишь отдельными и незначительными собственными комментариями. Как, например, когда Альберт признался, что сожалеет, что за возможность быть с кем-то в браке необходимо обязательно заниматься сексом, мол, для него было бы гораздо удобнее вести аскетичную жизнь, но при этом быть не одиноким, я уточнил какие это вызывает в нем эмоции, и он просто ответил, что это по его мнению была загадка. Потому что вряд ли кто на это согласился.
- Значит у меня заболевание? - внимательно посмотрел на меня Альберт. - Или такое встречается не только у меня?
Как заметил я, повод к заболеванию наступает если вследствие внешних жизненных условий реальное сексуальное требование серьезно предъявляет свои права. В итоге конфликт между требованием влечения и противодействием отрицания сексуальности выливается выход в болезнь. В результате чего сам конфликт никак не разрешается, а происходит бессознательное уклонение от его разрешения путем превращения либидозного стремления в симптом заболевание. Отсюда именно сексуальный компонент конфликта создает возможность заболевания и никак иначе.
- А от чего такое возможно? - спросил Альберт.
- Все из детства, - улыбнулся я. - Вероятней всего, у Вас был суровый отец, потому что, как предполагал Фрейд, чем жестче и суровее был отец, тем сильнее наша совесть, которая в итоге и начинает принимать на себя некие садистские симптомы, вынуждая наше сознание становиться мазохистки зависимой от этого.
- А почему так происходит?
- Все просто. В нашем сознании возникает некая потребность в наказании. И мы таким образом отчасти отдаем себя в распоряжении судьбы, а отчасти находим внутреннее удовлетворение в жестоком обращении с собой посредством развития чувства вины. Ведь наверняка с Вами не раз такое происходило, когда Вы словно намеренно делали нечто, что могло обидеть другого человека, сами при этом понимая, что обижаете его, но все равно это вас не останавливало?
- Все верно, - Альберт смущенно закивал головой. - Взять мои отношения с бывшей невестой. Ведь я понимал, что на ее долю выпало большое несчастье. И это все исключительно по моей вине. Но я сам не могу понять, почему я так бесчувственен к ней. Ведь, по сути, из-за меня она невинно приговорена к тяжким душевным пыткам. Я и только я совершаю несправедливость, из-за которой страдает она. И при этом я сам, даже понимая это, словно подаю ей орудия пыток. Ведь, если честно, для меня и невозможно было, чтобы мы когда-нибудь соединились в браке и стали жить вместе. Но я так и не отважился сказать ей об этом. Ни ей, ни себе. И даже более. Когда она меня спросила о нашем будущем, я вновь ее обнадежил. Точно зная при этом, что мы никогда не будем вместе. Может потому, до сих пор, когда вспоминаю, как она страдала из-за любви, ко мне возвращаются головные боли. Да и к чему были те длинные письма, коими я мучил ее. Если честно, на всем протяжении нашего общения с Катериной меня окружала лишь скука и безнадежность. Не было ни минуты, когда нам было бы хорошо. И кроме как в письмах я никогда не ощущал сладости отношений с любимой женщиной. Только безграничное восхищение, покорность, сострадание, отчаяние и презрение к самому себе.
- Неужели ни разу Вы не сказали девушке правду?
- Говорил, конечно же, говорил. Но вот получалось так, что я словно и говорил это, и даже выставлял себя в неприглядном свете, а после, стоило ей предложить расстаться - тут же признавался ей в любви, - потупил взор Альберт. - А когда она начинала жалеть меня, вновь говорил о себе гадости, лишь для того, чтобы она оставила меня.
Создавалась впечатление, что мой пациент играл в некую игру, словно апробируя на "жертве" некоторые свои идеи да желания, о чем я не преминул ему заметить.
- Все так и есть, - соглашательски закивал Альберт.
- А что Вы ей плохого говорили о себе?
- Большей частью писал, - ответил Альберт.
- Что писали?
- Писал, что не думаю, что когда-либо я сам встречал в жизни человека, который в самом заурядном человеческом общении был бы более жалок, нежели я. Памяти у меня никакой, ни на заученное, ни на прочитанное, ни на пережитое, ни на услышанное. О большинстве вещей я знаю меньше любого первоклассника, а что знаю, то знаю по верхам и уже на второй вопрос не отвечу. Думать я не умею, рассказывать толком не могу, да и выражать свои мысли почти не способен. Говорил, что на самом деле считаю, что для человеческого общения потерян. Впору подумать, что я рожден для одиночества. А теперь, мол, подумай, Катя, какие перемены принесет каждому из нас брак: ты потеряешь свою прежнюю жизнь, которой в целом была довольна. Потеряешь родителей, работу, которая так тебя радует, подружек, множество маленьких удовольствий, виды когда-нибудь выйти замуж за здорового, веселого и доброго спутника жизни, родить пригожих и здоровых детей. И вместо этого заполучишь больного, слабого, необщительного, молчаливого, печального, упрямого, по сути, почти пропащего человека. В любой мелочи ты от этого только потеряешь, в любой, - словно по начитанному заучено проговорил Альберт.
Я кивнул головой, заметив при этом, что на вышеприведенный текст можно взглянуть с совсем иных позиций. И уже тогда все это служит не иначе как подтверждением наличия у Альберта бессознательной предрасположенности к душевному садомазохизму. То есть мой пациент как бы испытывает "жертву", одновременно причиняя боль и себе и ей.
- Все так и есть, - признался Альберт. - Помнится, после своей помолвки с Катериной я сам заметил, что был закован в цепи, как преступник. Если бы на меня надели настоящие кандалы, посадили в угол, поставили передо мной надзирателей и только в таком виде разрешили смотреть на происходящее, было бы не более ужасно.
- А как реагировали на Ваши отношения родители девушки? - поинтересовался я.
- Они были в общем-то не против. Но видимо почувствовав это, я написал письмо ее отцу, где... - Альберт нервно закурил. - В общем, я написал ее отцу, что для меня на первом месте стоит работа. Написал, что меня непрерывно одолевают тягчайшие нервные состояния, и все время сплошных забот и мучений о будущем моем и вашей дочери полностью доказали мою неспособность к сопротивлению. Написал, что несмотря на это я совсем не хочу работать, и работаю просто от страха потерять собственный социальный статус. А на самом деле чувствую, что медленно схожу с ума, и фактически уже давно не способен работать в полной мере. Но если вы спросите как мне помочь, я смогу лишь дать жалкий ответ, что у меня вообще нет ни сил ни желания для этого, и насколько сам способен судить о собственном положении, совсем скоро погибну из-за своей работы.
- Однако! - присвистнул я, с улыбкой посмотрел на Альберта.
- В том-то и дело, - охотно ответил он. - Но и это еще не все. В том же письме я предложил отцу невесты сравнить меня с его дочерью, этой здоровой, жизнерадостной, естественной, сильной девушкой, которая насколько мог судить, будет со мной несчастна. По характеру я человек замкнутый, молчаливый, нелюдимый, мрачный. Со своими родителями живу вместе, но более чужой, чем чужак. С матерью за последние годы в среднем не говорю за день и двух слов. А к отцу вряд ли когда-нибудь обратился с другими словами, кроме приветствия. С сестрами и зятьями вообще не разговариваю. И брак, мол, не в силах изменить меня.
- Как отреагировал отец невесты? - поинтересовался я.
- Реакция отца последовала незамедлительно, - ответил Альберт. - Наша помолвка была расторгнута, и моя цель достигнута - свадьба откладывалась на неопределённое время.
- А потом Вы снова стали домогаться ее любви?
- Да, - кивнул пациент, внимательно посмотрев на меня, видимо удивляясь как я догадался. - Понимаете, мне вдруг во что бы то ни стало захотелось заполучить Катерину обратно. И я стал это делать даже несмотря на появившееся отвращение к самому себе. Буквально пускался на всякие ухищрения чтобы это сделать.
Далее Альберт рассказал, что используя характерные для него обаяние и интеллект был готов не останавливаться ни перед чем в своем стремлении заполучить девушку обратно. Ему во что бы то ни стало было необходимо вернуть их некогда существовавшие отношения в прежнее русло.
- Снова писали письма? - поинтересовался я. - Или встречались?
- Письма, все в письмах, - ответил Альберт. - Так было легче.
- Что писали?
- Писал, что за время после расторжения помолвки у меня ничего не изменилось. Что готов откликнуться на первый же зов и на обратное письмо ответил бы непременно и сразу. Что в мыслях, мечтах и снах думаю только о ней. Что наше прежнее общение хоть и было иногда горьким, но в основном мирным и счастливым. Что самое важное в отношениях теперь кажется понятным. Не объяснений нам недоставало, а веры. Просил прощения за то, что вел себя по скотски в отношении ее, но всегда продолжал любить, и не только люблю все также, но и переживаю, что из-за меня она безвинно страдала так, как даже виновные преступники страдать не должны. Признавался, что во мне жили и живут два разных человека, которые все время друг с другом борются. Один почти такой, как, мол, ты того хочешь. Зато другой совершеннейший негодяй. И даже самые подлые представления ему не чужды. И вот эти двое борются, только борьба между ними ненастоящая. Первый от второго зависим, он никогда не смог бы повергнуть своего противника, скорее он счастлив, когда счастлив второй, а когда тот начинает проигрывать, первый встает подле него на колени и никого, кроме него, видеть не хочет.
Альберту вновь удалось достигнуть намеченного. Катерина возвратилась к нему и какое-то время отношения между молодыми складываются самым что ни на есть надлежащим образом. Но уже через время молодой человек словно опомнился и принялся за старое. И вновь он делает все, чтобы уже реально приближающийся брак не состоялся.
Понятно, что Катерина недоумевала что произошло и что вообще с ним происходит? Какие происходящие события способны хоть в какой-то мере пролить свет на проблему? И способно ли вообще хоть что-то дать ответы на все чаще и чаще возникающие вопросы? Девушка совсем запуталась в том, как ей правильно понимать своего возлюбленного? И понятно, что было говорить о ее родителях? О таком ли зяте они мечтали?
Примерно в то время Альберту приснился очередной сон, где он словно был заперт в четырехугольник штакетника, который позволял сделать только один шаг в длину и один в ширину. Потом он проснулся. Вспомнил, что бывают похожие загоны, в которые загоняют овец на ночь, но они не такие тесные. Солнце светило прямыми лучами. Чтобы защитить голову, он прижимал ее к груди и сидел на корточках с согнутой спиной. Представляя себя очень жалким и никому не нужным.
Действительно, мысли Альберта более чем точно передавали его внутреннее состояние. И вот тут уже окончательно обнаруживается то, в чем он не преминул признаться себе: он не способен жить семейной жизнью. Причем дело не в Катерине. У него была невыносимость совместной жизни с кем бы то ни было. И отсутствие сожаления об этом. Как, впрочем, и сожаление о невозможности быть одному. Но в тоже время он опять говорит об одиночестве. И о невозможности одиночества, и в то же время о желании его.
На вопрос Катерины Альберт честно признается, что совсем не хочет жить вообще с кем бы то ни было. Ему намного ближе одиночество. Семейную жизнь оценивает весьма негативно, предполагая, к чему ему эти тяготы семейной жизни. В его представлении сама семейная жизнь держится отчужденностью, состраданием, похотью, трусостью, тщеславием, и только на самом дне может есть узенький ручеек, который заслуживает название любви, но который бесполезно искать - он лишь кратко сверкнул на мгновение.
После это, казалось, отношения разрываются навсегда. Катерина его покинула. После ее отъезда Альберт не в силах остановить слезы. Слезы отчаяния и боли. Боли от лжи и сложности происходящего. Но вот окончательно Альберт смиряется с тем, что в его жизни больше не будет Катерины, только после того, как узнает о том, что бывшая его возлюбленная вышла замуж. Правда произошло это не сразу, а примерно через полтора года после расставания с ним. Но видимо это было и к лучшему, потому как давно можно было сделать вывод, что отношения Альберта с Катериной служили скорей всего удовлетворением его бессознательных садомазохистских желаний. Именно с этими так называемыми садомазохистскими желаниями и было связано то, что Альберт так и не смог жениться на Катерине, и при этом не мог себя заставить сказать ей "нет". Предпочитая постоянно держать ее в подвешенном состоянии. И... переживая из-за этого.
Таким образом для Альберта стало характерно почти постоянное присутствие чувства вины. И уже вероятно, как следствие этого чувства вины, у него стали развиваться и тревожность, и страх одиночества, и душевное беспокойство...
А иной раз случались приступы внезапной злости и раздражительности. И что уже поистине вытягивало за собой неприятные последствия: начинавшаяся и уже не прекращавшаяся самокритика.
Последнее имело самые нежелательные последствия. Потому как, по всей видимости, именно за этой самой самокритикой кроется то обстоятельство, что ни только ни один из своих любовных романов Альберт не довел до логического завершения, но и в процессе общения с девушками доводил их до невыносимого состояния собственным поведением. А во всех взаимоотношениях Альберта со своими возлюбленными можно выделить один основной момент: бессознательное провоцирование чувства вины. Вины, ощущение которой достигалось сознательным или бессознательным самобичеванием и самоистязанием.
И тогда уже именно это чувство вины (от которого Альберт не хотел избавляться), способствовало тому, что жил он так как жил. Более того. Было вполне явно, что он намеренно вызывал у себя чувство вины, чтобы потом - словно заглушая это - страдать. Не это ли бессознательный мазохизм: сначала самого себя довести до начинающихся развиваться в геометрической прогрессии страхов и кошмаров, а потом стремиться с той же самой маниакальной настойчивостью, с какой и способствовал возникновению всего подобного, стремиться от этого же избавиться?!
Но, вероятно, иначе он уже не мог. А если попытаться проследить зарождение у него чувства вины, то, вероятно, это было вызвано существованием нескольких позиций. Во-первых, результатом Эдипова комплекса. (Желание "убить" отца, причем слово "убить" вполне можно интерпретировать и как желание убить это чувство в самом себе. Амбивалентное этому желанию - любовь к отцу. Любовь, и, по всей видимости, ощущение вины за свое отношение к матери: ведь отторжение от нее было более чем показным и искусственным. И даже в какой-то мере вынужденным: как раз отсюда и несколько показная злость и раздражительность по отношению к ней. Ведь на самом деле, в глубине души, в подсознании, ничего кроме любви к матери у Альберта не могло быть). Во-вторых, результатом отношений со своей возлюбленной. Когда почти заранее известная для него невозможность соединиться с этой девушкой в браке вынуждало его постоянно откладывать "соединение" с ней, тем самым вызывая в его душе повод для очередных тревог (совесть была обострена до предела) и беспокойств. И это при том, что он видел отношение к нему девушки, способной в ожидании брака подвергаться порой самым жестоким испытаниям. И, кстати, уже не отсюда ли исходит предположении о некой наигранности для Альберта образа Катерины? Тем более ему было и не так-то трудно все время искусственно поддерживать свое проявление чувств к этой одинокой и немного простоватой девушке. Девушке, оказавшейся абсолютно беззащитной и бессильной перед могучим интеллектом Альберта.
Кроме того, чувство вины - и это совсем неожиданное мое предположение - у Альберта возникало в результате проявления его латентной гомосексуальности. Вполне возможно, что как раз этого Альберт невероятнейшим образом опасался. Причем, судя по всему, в жизни у него ничего подобного никогда не было. Что, впрочем, вполне свидетельствует, как он самым невероятнейшим образом сдерживался.
Но чувство вины вполне могло быть вызвано осознанием Альбертом своей "непохожести" на других, его внешней "холодности", "закрытости", быть может даже показного бессердечия. Причем, как к близким (родители, сестры и их мужья, другие родственники), так и к людям, которые в течении жизни его окружали. Тогда как на удивление, люди наоборот, очень его ценили и бережно к нему относились. И уже все это по всей видимости вполне могло вызвать у него то начало невроза, об избавлении от которого он всегда мечтал.
Глава 5
Коснувшись темы латентного (скрытого, бессознательного) гомосексуализма, я могу заметить, что это была та причина, которая определяла характер отношений Альберта к людям, встречающимся в его жизни. Вообще, если разобраться, вопрос о психологической природе мужского общения и его сексуально-эротических аспектах давно привлекает к себе внимание исследователей. Соотношение сексуальных и несексуальных отношений и привязанностей выглядит сложным и изменчивым, его трактовка зависит от принятых в обществе норм и ценностей. До тех пор пока однополая любовь оставалась не называемой, ученые избегали прямо говорить о сексуальных аспектах мужских взаимоотношений. Сексуально-эротические мотивы мужской дружбы и товарищества зачастую не осознавались не только как исследователями, но и участниками подобных отношений. Гетеросексуальным исследователям подобные мысли просто не приходили в голову. Кроме того, мешали цензурные запреты. И только в последние годы маятник качнулся в противоположную сторону. Поэтому и я вполне мог предположить, что за многими вполне респектабельными и асексуальными дружескими отношениями не только скрываются гомоэротические чувства, но и реальные гомосексуальные связи, а за мужскими привязанностями стоит явный или тайный гомоэротизм.
Вообще, все чувства и отношения, оцениваемые в жизни как симпатия, дружба, доверие и прочее, генетически связаны с сексуальностью. Притом, что у большинства невротиков в бессознательной душевной жизни находятся стремления фиксации либидо на лицах своего пола. Инвертированный мужчина не может устоять перед очарованием, исходящим от мужских свойств тела и души, он сам себя чувствует женщиной и ищет мужчину.
Действительно, характер общения Альберта с одним из его друзей, Виктором, говорил сам за себя. Познакомившись еще во время обучения в университете, они вместе проводили все свободное время, поджидали друг друга после работы, провожали по очереди до парадной, а после встречались еще и вечером. Причем, казалось, в характере самих встреч не было ничего необычного. Альберт и Виктор вместе гуляют по улицам, не в силах наговориться - и это при той замкнутости Альберта, о которой он писал отцу Катерины - вместе ходят в походы. (Случалось, правда, по словам Альберта, они брали кое-кого еще, но лишь с целью как-то "разбавить" компанию, не допустив излишнего любопытства). Да и вообще создается впечатление, что друзья неразлучны и вместе не проводят только ночи. Причем, если кто-то из них на встречу прийти не мог, он писал длинные сообщения по смс или интернету, где подробно объяснял причину и долго извинялся, оправдываясь.
В одном из смс Альберт, по его словам, позволил себе немного лишнего, завершив сообщение смайликом поцелуя. Виктор тот час же ответил несколькими подобными смайликами.
При этом молодые люди всячески пытались завуалировать свои отношения, то ли подозревая что те в какой-то момент вышли за рамки дружеских, то ли опасаясь, что окружающие не так их поймут. Но уже как бы от ни было, вдвоем им действительно легче, потому что на людях Альберт по прежнему чувствует излишнюю подавленность, чувство вины, периодическое ухудшение настроение и какое-то общее разочарование и усталость от жизни. Можно было бы предположить, что это симптоматика типичной депрессии, а значит имеет временной характер, но на самом деле так молодой человек себя чувствует на протяжении достаточно длительного времени. И, видимо, как раз эта самая депрессия мешает Альберту завести хоть какие-то более-менее серьезные любовные отношения с женщинами.
Не сказать, что он не любил женщин. Вероятно где-то в глубине души он и испытывал подобное чувство, но было оно столь завуалировано, что по всей видимости он и сам толком не смог бы признаться: встречалась ли в его жизни любовь, или нет. Причем, все девушки Альберта были значительно моложе его самого. И самое любопытное, что у него ведь были эти девушки, то есть несмотря на его замкнутость, холодность, необщительность и прочее - каким-то образом ему все же удавалось заинтересовать ту или иную представительницу женского пола.
Глава 6
После окончательного расставания с Катериной Альберт завел отношения с Лидией. Лидия была младше Альберта на восемь лет и на момент знакомства являлась лучшей подругой Катерины. Пытаясь помирить влюбленных, Лидия сама не заметила, как влюбилась в Альберта. Правда, поначалу Альберт еще всячески сопротивлялся, чтобы в его отношения с Катериной вмешивался кто-то еще, но Лидия стала действовать столь осторожно, корректно и неторопливо, что молодые люди сами не заметили, как оказались в постели.
Любопытно само начало их встречи, когда по интернету ему написала женщина, представившаяся подругой его возлюбленной Катерины и попросила назначить встречу. Альберт, ожидая что какая-то пожилая женщина будет читать ему мораль, сначала долго отказывался, но после вынужден был согласиться. И каково было его удивление, когда на встречу пришла не только молодая, но и красивая девушка, которая просто предложила свою помощь. В своей новой знакомой Альберт быстро обнаружил чуткую и внимательную личность, невероятно заинтересованную во всем, что он будет рассказывать.
К слову, именно подобного "понимания" ему как раз недоставало в Катерине, которая была, по словам Альберта, немного грубовата, не красива, и совсем к нему безразлична. Хотя, как понимал Альберт, вполне могло быть что девушка просто не умела выражать свои эмоции.
- В одну из наших первых встреч, - рассказал Альберт, - я пытался читать ей вслух строчки из любимой книги. Но к сожалению фразы бестолково топтались на месте, потому что никакого контакта со слушательницей не было - та лежала с закрытыми глазами на диване и молча слушала. Было непонятно - спит она или думает о чем-то своем.
И вот удивительно, но Лидия была не в пример подруге, а наоборот - заинтересована во всем, чтобы он не рассказывал и искренне смеялась даже над самой ерундой, если только догадывалась что эта "ерунда" носит оттенок шутки. И молодой человек не смог устоять, заинтересовавшись новой знакомой. Причем, был настолько искренен в своих чувствах, что не только тут же расстался с Катериной, но и нисколько не сожалел что так произошло.
Впрочем, через время он расстался и с Лидией, познакомившись с девушкой Юлией. С ней Алберт встретился, когда, заболев гриппом, лечил его последствия в санатории, где оказался единственным пациентом. Через время появилась пациентка. Ей оказалась Юлия.
По словам Альберта, Юлия была младше его также как и Лидия, на восемь лет. Любила кино, оперу, комедию, а также фиалки и косметику. Кроме того Юлия обладала чувством юмора, была при этом в меру грустная, и - чем подкупила Альберта - честная до глубины сердца, порядочная и бескорыстная. Что касается внешности...
Впрочем, с Юлией Альберт тоже расстался. Причем и с Лидией и с Юлией он вместе провстречался почти год, но так к браку с ними не пришел. И причина, конечно же, в первую очередь была в нем самом, потому что, судя по всему, девушки были не против. Вообще мой пациент представлял собой весьма и весьма загадочную личность, если подходить к вопросу разгадки с позиции не знания неврологии. Тогда как на самом деле, конечно же, эти в меру воспитанные и практически психически здоровые девушки попросту не понимали характера его поведения. Списывая, вероятно, на что угодно, только не на его болезнь. Да и сам он тогда не считал, что болен. Должны были пройти годы, прежде чем он пришел ко мне в поисках ответа на вопросы, которые мучили его.
А тогда, после Юлии была Елена, которая будучи младше на одиннадцать лет, всячески старалась понять более зрелого мужчину, но видимо точно также не поняла, и вскоре он внезапно исчез, написав ей что между ними все кончено. И это при том, что когда они встретились, у них вспыхнула настоящая страсть. Страсть, которая продолжалась несколько месяцев и готова была перерасти в настоящую любовь, которая, как полагал Альберт, озарит мощным светом жизнь, утратившую надежду. И это на самом деле поначалу было, но после он стал чувствовать себя еще более опустошенным, чем был раньше.
Елена была бесстрашная, щедрая, властная, увлеченная, мало обращающая внимание на условность и правила, и не только внешне была похожа на подростка, но и из-за ее слишком близкого общения с одной из своих подруг, ей приписывали лесбийские наклонности. К тому же когда-то она была замужем за приятелем Альберта, и даже несмотря на то, что к моменту знакомства с Альбертом была еще в браке, проживала отдельно, просто не оформив развод.
- То есть вы не считали, что строите отношения с замужней женщиной? - спросил я его.
- Нет, что вы, - искренне запротестовал Альберт. - К тому времени мой приятель все больше и больше становится завсегдатаем кафе и чуть ли не открыто изменял ей. А она была увлечена своей подругой. Причем девушки вполне охотно афишировали мальчишеские манеры.
Кроме того Елена была не прочь "побаловаться" наркотиками. Два раза даже проходила курс добровольного лечения в клинике. Да к тому же еще чуть ли не год лежала в психиатрической лечебнице. (Кстати, в той же самой, куда чуть позже будет помещена брошенная Альбертом Юлия).
- А после того как Вы расстались с Еленой... Вы ведь с ней расстались?
- Расстался, - кивнул Альберт. - Расстался, потому что не только устал от нее, но и познакомился с Дорой.
- С Дорой?
- Да, девушку зовут Дора. Мы и сейчас еще вместе.
- Давно?
- Почти два года. Год и одиннадцать месяцев, - вскоре поправился он.
- Она Вам подходит?
Альберт кивнул.
- Я имею в виду - она, на Ваш взгляд, Вам идеально подходит? - уточнил я.
- Ну, что значит идеально, - задумался Альберт. - Впрочем, тут большую роль играет наша разница в возрасте. Дора младше меня на двадцать один год.
- Скажите, - посмотрел я на Альберта, возраст которого на момент нашего общения приближался к сорока годам. - У Вас никогда не возникало мысли, что Вы ухватываетесь за возраст девушек, чтобы как-то удлинить собственную жизнь. Я имею в виду активную жизнь.
- Не знаю, - признался Альберт. - Как-то не думал об этом.
- А чем занимается Дора?
- Практически ничем. Сидит дома.
- Домохозяйка?
- Получается так, - улыбнулся Альберт.
- А со своим другом Виктором Вы продолжаете общаться?
Альберт кивнул, улыбнувшись.
- Чему Вы улыбаетесь?
- Да вспомнил, что ему так никто из моих избранниц не нравился.
- Он чем-то мотивировал?
- Фактически нет.
- И все же?
- Ну, говорил, что они не подходят мне, потому что совсем не соответствуют моему уровню.
- О каком уровне шла речь?
- Не знаю, - Альберт пожал плечами.
- А как Дора относится к Вашей депрессии?
- Старается ее не замечать, - усмехнулся Альберт.
- И Вы ей ни в чем не признаетесь?
- Зачем! Конечно же нет.
- А как находите выход? - спросил я, понимая, что практически всем невротикам необходимо не только с кем-то общаться, жалуясь на собственное состояние, но и все время чувствовать защиту и поддержку, выражающуюся как минимум в уходе и наблюдении за ними, словно за малыми детьми. Взрослая жизнь, даже если они и сами уже взрослые, пугает их намного больше обычных людей, поэтому в обществе они ведут себя намного иначе, нежели чем остаются наедине с собой или своими близкими. Отсюда и был мой вопрос.
- Я стал вести дневник.
- Дневник?
- Да.
- Вы его случайно не захватили с собой?
Альберт наклонился к портфелю, стоявшему рядом, открыл его и извлек толстую 96-листовую тетрадь клеточку, почти полностью исписанную каллиграфическим почерком.
- Это Вы писали? - посмотрел я на него, держа тетрадь в руке и неспешно ее пролистывая.
- Я, - опустив голову, сказал он.
- С Вашего позволения, - посмотрел я на него.
- Да, да, - быстро произнес он.
Я принялся читать, пролистывая.
"Очередная бессонная ночь. Я засыпаю, но вскоре просыпаюсь, словно пытаюсь всунуть голову в несуществующую дыру. Сон полностью отлетает, у меня ощущение, будто я совсем не спал или сном был объят лишь поверхностный слой моего существа, я должен начать работу по засыпанию сначала и чувствую, что сон отвергает мои попытки. И с этого момента всю ночь часов до пяти я как будто и сплю, и вместе с тем яркие сны не дают мне заснуть. Я словно сплю, но выходит, что это только как будто лишь формально и сплю я "около" себя, в то время как сам я должен биться со снами. К утру последние остатки сна уничтожены, я только грежу, и это изнуряет еще больше, чем бодрствование. Короче говоря, всю ночь я провожу в том состоянии, в каком здоровый человек пребывает лишь минуту перед тем, как заснуть...".
"Наконец-то после нескольких месяцев жизни, в течении которых я не смог толком жить, я оказался способен хотя бы у себя в голове сформулировать нечто, чем был бы доволен.
Мне бы поговорить с собой. Да я бы и поговорил, если бы оказался способен понять что вообще происходит со мной. Я словно выбит из колеи. А ведь так хочется хоть что-то выбить из той копны соломы, в которую я превратился за эти годы и судьба которой кажется лишь в том, чтобы летом ее подожгли и она сгорела. Лучше бы это случилось со мной. Но возможно ли? Насколько я сам вообще способен отличить вымысел от реальности? Насколько я вообще способен хоть к каким-то действиям, если у меня все чаще и чаще возникает такое ощущение, что как раз я ни на что подобное не способен. Что все, что мне остается, это ждать от судьбы манны небесной".
Я читал эти строчки и передо мной проходила жизнь человека, который действительно попросту запутался, не зная как спасти себя. Видимо уже давно в нем развился тот невроз, который не давал ему покоя и служил причиной возникновения различных страхов и разного рода беспокойств, тревожности, неуверенности, да и, по всей видимости, как раз именно той излишней самокритичности, которая была для него столь характерна. Но если поначалу записи словно не выдают мучавшего его состояния нервозности (хотя это лишь "маска", необходимость появления которой навеяна желанием хоть как-то адаптироваться в обществе), то по мере ведения дневника Альберт отдается захлестнувшей силе страданий. А может просто раздирающие его внутренние противоречия становятся настолько сильны, что он даже не пытается сдерживаться. Не может. Даже если бы еще того и желал. И когда этот пожар, этот пожирающий его изнутри вулкан страданий, тревог и противоречий становится действительно невыносимым - Альберт подсознательно готов принять любую помощь. С чьей бы стороны она не поступала.
И тогда он обращается к тому единственному, во что безоговорочно верит. К своему дневнику. И на страницы дневника выплескивается эта, сдерживаемая доселе, боль. Боль, которую уже невозможно терпеть.
Постепенно чуть ли не каждую страницу дневника заполняют записи о тех душевных терзаниях, которые способны испытывать только невероятно чуткие и ранимые люди к коим бесспорно принадлежал мой пациент. Человек - боль. Человек - страдание. Человек - несчастье.
"Бессилие. Не в силах спать, не в силах бодрствовать, не в силах переносить жизнь. Я словно пустой сосуд, я не окреп. Пустой сосуд, еще целый, но уже погребенный под осколками. По всюду страх, который я всюду испытываю. Он возникает прямо передо мной, во мне буквально все вымирает. Какой чудовищный мир тесниться в моей голове! Как мне освободиться от него".
"Неспособность выносить жизнь, не способность жить. Я не в силах выносить натиска собственной жизни, бессонницы, близости безумия. И при этом слабость, самоуничтожение, прорывающиеся из-под земли языки адского пламени. Мысли о самоубийстве".
"Как уходит время. Я не могу пробиться. Сплошная несостоятельность. Я не думаю, что есть люди, чье внутреннее состояние подобно моему. Я не могу представить себе таких людей, чтобы вокруг их головы все время летал, как вокруг моей, незримый ворон отчаяния и боли. Боли, предвещающей не иначе как смерть. Смерть...
Смерть и наверняка только смерть способна привести меня в такой состояние, когда я уже не буду ни от чего мучиться, переживать, расстраиваться, понимая, что получил все-таки все что хотел и на что вообще был способен. Но и при этом я опасаюсь этой самой смерти, потому что не верю, что это и есть тот единственный выход, после чего может быть все закончено. Ведь со смертью действительно все заканчивается. И получается, что я словно бы сам для себя ввожу некие ограничители, которые мешают мне жить. И из-за которых я не способен быть может вообще разобраться в собственном существовании. Понять свою жизнь".
Альберт очень мучился, переживал, пытался разорвать путы обволакивающего его безумия, и не мог высвободиться из-под груза навалившегося страдания. Именно ко всем этим попыткам высвобождения можно было отнести и неожиданное увлечение его ивритом и вообще еврейской религиозной культурой (потратив на это несколько лет, чуть позже он не только напрочь отвергнет дальнейшую перспективу подобных попыток, но и, казалось, уже при подобной мысли будет переполняться недовольством, раздражительностью, злобой), и мысли о занятии сельскохозяйственным трудом (собирался купить клочок земли чтобы выращивать картофель), и увлечение философией, театром, путешествиями, и, конечно же, мысли о браке.
"Одно из преимуществ ведения дневника состоит в том, что с успокоительной ясностью осознаешь перемены, которым ты непрестанно подвержен и в которые ты, в общем и целом, конечно веришь, догадываешься о них и признаешь их, но всякий раз именно тогда невольно отрицаешь, когда дело доходит до того, чтобы из этого признания почерпнуть надежду или покой. В дневнике находишь доказательства того, что даже в состояниях, которые сегодня кажутся невыносимыми, ты жил, смотрел вокруг и записывал свои наблюдения, что таким образом, вот эта правая рука двигалась, как сегодня, когда ты благодаря возможности обозреть тогдашнее состояние, правда, поумнел, но с тем большим основанием ты должен признать бесстрашие своего тогдашнего стремления, сохранившегося, несмотря на полное неведение", - читал я дальше и меня не оставляли мысли о том, что у Альберта был страшнейший невроз, который фактически мешал ему жить.
Что такое невроз? Еще Фрейд когда-то заметил, что образование симптома невроза заключается в том, что какой-то душевный процесс не прошел до конца нормальным образом, так что он не мог стать сознательным. Симптом в таком случае является заместителем того, что не осуществилось.
Другими словами, в основе нервных заболеваний лежат некие психические процессы, не доходящие до сознания. А значит, смысл симптомов всегда бессознателен. И уже как следствие - эти психические процессы были когда-либо пережиты человеком, после чего благополучно забыты. Или, если быть точнее, намеренно забыты им.
И это четко прослеживалось у Альберта. Ведь по всему было заметно, что его сознание по каким-либо причинам или боится, или стыдиться самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы, а потому и вызывают болезненные симптомы.
Глава 7
Замечу, что в той или иной мере неврозу подвержена психика практически всех без исключения. Вопрос, что у кого-то невротическая зависимость проявляется в меньшей степени и он может с ней бороться, а у кого-то невроз вызывает пограничные состояния. Ну и третья категория поистине несчастных людей вынуждена существовать с неврозом, мучиться, страдать, и фактически подстраивать жизнь под эту сильнейшую форму психической зависимости. Подобное было у Альберта.
Как и у всех других, невроз оказывал весьма удручающее воздействие на его психику, подавляя волю и заставляя идти на поводу собственного невротического конфликта, разраставшегося в психики. Фактически невроз Альберта походил на дополнительный груз, который он был вынужден все время волочить за собой. В его случае, в какой-то мере невротические зависимости могли исчезать в домашней обстановке, когда он оказывался наедине с собой. Однако, если подобное еще случалось поначалу, то после прекратилось. И наедине с собой ему становилось порой еще тяжелее. Поэтому он все чаще стал выходить из дома чтобы оказываться в толпе, так как известно, что в толпе происходит слияние людей в единую массу, а значит один как бы чувствует невольную поддержку другого (вот почему в толпе даже слабые духом люди способны на мнимые подвиги или провокации, так как уверены в собственной безнаказанности и защищенности).
В толпе Альберт действительно чувствовал невольную поддержку других людей за счет объединения в единую массу. Он на себе ощущал всю силу и мощь толпы, которая сможет при случае за него заступиться, а потому, при нахождении в толпе, у него стали проявляться черты, раннее ему не свойственные. Например, его переполняла уверенность и даже излишняя самоуверенность. Тогда как, оставаясь один на один с собой, он по прежнему испытывал собственную забитость и ущербность.
Я пытался разобраться в том, что происходит с Альбертом. Как уже замечал ранее, на образование симптома невроза влияет то, что какой-то душевный процесс не прошел до конца нормальным образом, так что он не мог стать сознательным. Симптом представляет собой заместитель того, что не осуществилось. Другими словами, в основе нервных заболеваний лежат некие психические процессы, не доходящие до сознания. А значит смысл симптомов всегда бессознателен. И уже как следствие -- эти психические процессы были когда-либо пережиты Альбертом и после благополучно забыты. Или, если быть точнее, намеренно забыты им вследствие того, что его сознание по ряду причин или боится или стыдиться самого воспоминания о них.
Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы и вызывают болезненные симптомы. Таким образом можно заметить, что невротический симптом является попыткой разрешения ключевого конфликта. А согласно психоанализу Фрейда, ключевой конфликт в жизни индивида происходит в детском возрасте и такой конфликт является конфликтом, лежащим в основе невроза и называется Эдиповым комплексом. Этот конфликт оборачивается неврозом в том случае, если под давлением возросших потребностей отказывают некогда эффективные приемы психологической переработки переживаний. Выражением этого состояния являются различные симптомы, а на уровне переживаний -- душевные муки и страдания. Главный вред психических заболеваний заключается в душевных затратах, необходимых для их преодоления. При интенсивном образовании симптомов эти затраты могут привести к чрезвычайному обеднению личности в отношении находящейся в ее распоряжении душевной энергии и тем самым к ее беспомощности при решении важных жизненных задач.
Прослеживается определенная взаимосвязь между невротическими симптомами и конфликтом, результатом которого они и являются. Причина образования конфликта заключается в том, что неудовлетворенная и отвергнутая реальностью психическая энергия вынуждена искать какой-либо иной путь для своего удовлетворения. Однако бывают причины, по которым симптом еще может не развиться в невроз. Это возможно в том случае, если регрессии психической энергии не вызывает возражений со стороны сознания. Тогда такая энергия добивается какого-нибудь реального удовлетворения. Однако, если сознание не согласно с этими регрессиями, то создается конфликт. Либидо (психическая энергия) как бы отрезано и должно попытаться отступить туда, где найдет отток для своей энергии по требованию принципа удовольствия. В таком случае оно должно выйти из-под влияния сознания. И подобное отступление ему предоставляют фиксации на его пути развития, проходимом теперь регрессивно, против которых сознание защищалось в свое время вытеснением. Занимая в обратном движении эти вытесненные позиции, либидо выходит из-под власти сознания. Фиксации, необходимые для подобного прорыва вытесненного, можно искать в проявлениях и переживаниях инфантильной сексуальности и в объектах периода детства. В эти "периоды детства" либидо вновь возвращается и таким образом прослеживается явная связь либидо невротиков с их инфантильными сексуальными переживаниями. Поэтому при психоанализе взрослого невротика зачастую оказывается, что его невроз связан с детским страхом и представляет продолжение его. И понятно, что не был исключением и Альберт. Причем у него был вообще практически классический случай взаимоотношения с отцом, который подчинял его и недоумевал, в кого он такой родился. Фрейд назвал этот конфликт Эдиповым комплексом и считал его конфликтом, лежащим в основе невроза. Причем этот конфликт оборачивается неврозом в том случае, если под давлением возросших потребностей отказывают некогда эффективные приемы психологической переработки переживаний. Выражением этого состояния являются те или иные симптомы, а на уровне переживаний - душевные муки и страдания. К которым, замечу, Альберт был предрасположен на протяжении всей жизни. И в конечном итоге все это могло вылиться в какую-либо болезнь психосоматического характера, недаром слишком часто у него стали возникать различного рода недомогания.
Ко всему прочему можно добавить, что именно скрытность Альберта и его глубокая погруженность исключительно вглубь себя препятствовали тому, чтобы поместить его страх и симптомы развивавшейся истерии в тяжелое душевное изгнание. Ведь найти выход из этого изгнания такое изолированное переживание не может: нормальным выходом для него было бы какое-нибудь действие, поступок или хотя бы слова и разумные доводы сознания. Все эти выходы закрыты. Сдавленное со всех сторон изолированное переживание начинает искать выходов на ненормальных путях, где оно может остаться не узнанным, например, в беспричинных приступах страха. Таким путем и образуется симптом истерии.
Кроме того, невротические симптомы являются замещением сексуального удовлетворения. И это как ничто иное применимо по отношению к Альберту, ибо его взаимоотношения с женщинами и именно в плане удовлетворения полового желания (либидо) носили достаточно вымученный характер. Можно было даже говорить, что собственно сексуальных отношений с женщинами (в прямом значении этого слова) у него было не так много а может и вообще не было. Но даже если они все-таки были (по крайней мере о некоторых женщинах он рассказывал сам, правда, опуская вопрос сексуального контакта с ними), то оставляли в душе Альберта не слишком положительные эмоции. И если представить, что к неврозу способны привести и нереализованные сексуальные желания, которые оказывались вытесненными в бессознательное, то все это в итоге приводило к развитию невроза. Ведь известно, что люди заболевают, если им нельзя реально удовлетворить свою физическую потребность вследствие внешних препятствий. Тогда они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замещение недостающего удовлетворения. И как раз, то именно в симптомах болезни проявляется часть сексуальной деятельности пациента или даже вся его сексуальная жизнь. Главная тенденция этих симптомов - отстранение человека от реального мира, что явно наблюдалось и в случае с Альбертом, стоит только вспомнить его вымученные контакты с внешним миром.
И, по всей видимости, невроз, под властью которого он находился,
принял бы еще более угрожающую форму, если бы Альберт не изливал на бумагу собственные страдания. Пусть это был и просто дневник, но в этом дневнике была заключена не только его жизнь, но и выживание. Ведь именно на страницы дневника он выносил то, чем страдает большинство людей, которые находятся под давлением внутренних вытеснений и считают действительность неудовлетворительной, а отсюда и ведут жизнь в мире фантазий, в которых стараются сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнение собственных желаний.
В этих фантазиях воплощается много настоящих свойств личности и много вытесненных стремлений. Энергичный и пользующийся успехом человек - это тот, которому удается воплощать свои фантазии-желания в действительность. Где это не удается, вследствие препятствий со стороны внешнего мира и вследствие слабости самого человека, там наступает отход от действительности, а сам человек уходит в более удовлетворяющий его сознанию фантастический мир. В случае заболевания это содержание фантастического мира выражается в симптомах заболевания, имеющего психический или невротический характер. Причем, при благоприятных условиях человеку еще удается найти, исходя из своих фантазий, другой путь в реальный мир вместо того, чтобы уйти из этого реального мира. Если враждебная действительности личность может сочинять, то есть изливать на бумагу свое внутреннее состояние, то такой человек может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путем к действительности. Но, к сожалению, Альберту с помощью своих дневниковых записей удавалось лишь отдалить наступление невроза.
И все-таки он сам осознавал, что подобного рода творчество - его единственная возможность быть может даже вообще выжить. "Вот уже несколько дней пишу, - прочитал я очередную запись в его дневнике. - Только на этом пути для меня возможно выздоровление. Поэтому писать буду несмотря ни на что. Это моя борьба за самосохранение".
"Я чувствую себя беспомощным и чужим. Но твердость, которую придает мне хоть что-то написанное, бесспорна и чудесна. У меня огромная потребность полностью излить на бумаге все мое жуткое состояние и, так же как оно исходит из глубин, излить в глубь бумаги или написать так, чтобы я мог написанное втянуть в себя".
Словно почувствовав, что подобный способ действительно помогает, Альберт не только хватается за него как за спасительную соломинку, но и готов пожертвовать всем тем, что дает цивилизация и сознательно вырвать себя из общества, дабы просто выжить. Ведь только в этом он замечал избавление от внутренних проблем. Более того. Почувствовав первое улучшение состояния, он вынужденно стремится добиться и дальше того же. Тем более что окончательного улучшения не наступает. И стоит Альберту только ослабить попытки, как все те невротические состояния, от которых он надеялся что избавился, вновь заявляют о себе. И тогда уже приходится только писать, изливая таким образом на бумагу все свои внутренние тревоги, страхи, беспокойства, и тем самым они сублимируются в его творчество, а значит наступает пусть и временное, но улучшение состояния. И он словно смакует, экспериментирует, пытается с разных сторон подойти к столь внезапно открывшемуся пути к спасению. Иной раз быть может и до конца не осознавая, что это его единственный путь, и где-то в глубине души еще надеясь на какие-либо другие варианты.
Глава 8
У Альберта было ярко развито чувство вины. Откуда оно происходит? Известно, что в результате существования в человеке чувства вины лежит невротическая зависимость, которая и приводит к подобного рода девиациям психики. Если коснуться вопроса возникновения в природе психики чувства вины, то следует говорить о совести, тогда как существование совести следует относить к существованию в человеке Бога. И когда мы нарушаем что-то, что является запретным (грехом) - следует душевное раскаяние. И человек страдает. Таким образом, чувство вины у человека действует и как покаяние в уже совершенных преступлениях, и как мера предосторожности против новых подобных (преступных) деяний.
Психоаналитически в качестве двух источников чувства вины рассматриваются страх перед авторитетом отца и позднейший страх перед требованием совести. Страх перед авторитетом заставляет человека отказываться от удовлетворения своих влечений, в результате чего у него не остается чувства вины. Отказ от влечений, обусловленных таким страхом, не устраняет чувство вины, так как от совести невозможно скрыть запретные желания. Человек оказывается как бы обреченным на напряженное сознание виновности. Склонность к агрессии против отца (имеется в виду Эдипов комплекс: бессознательное желание убить отца, чтобы овладеть матерью) повторяется в последующих поколениях. Чувство вины усиливается при подавлении агрессии и перенесения ее в Альтер-Эго. Не имеет значения, произошло ли убийство на самом деле или от него воздержались. Это чувство является выражением амбивалентного (двойственного) конфликта в человеке, обусловленного вечной борьбой между Эросом и Тонатосом - инстинктом разрушительности и смерти.
Изучение неврозов способствует пониманию прослеживаемой взаимосвязи между чувством вины и сознанием вины, а чувство вины может ощущаться в качестве некой тревоги, то есть являться своего рода разновидностью страха. Например, у того же писателя Достоевского получалось лучше всего сочинять, когда он залезал в огромные долги (из-за его пристрастия к рулетке в казино) и срочно необходимы были деньги, чтобы рассчитываться с долгами. Таким образом чувство вины было удовлетворено наказанием, к которому он сам себя приговаривал, и заодно исчезала затрудненность в работе.
Чувство вины, развивающееся в человеке, является общим следствием его невротического состояния. Самое печальное то, что по своей всеохватываемости чувство вины присуще не только невротикам, но и людям, находящимся в так называемых пограничных состояниях психики. А таких достаточно много. К тому же замечу, что чувство вины склонны испытывать люди ранимые и совестливые. Тогда как люди черствые душой, скорей всего вообще не знают, что такое ни чувство вины, ни невроз, ни какие-либо иные душевные страдания. И не потому, что у них "нет души", а просто психика более крепче и нейтральнее к различного рода проекции интеллекта на окружающую жизнь и обратно. За незначительным исключением, у большинства людей все намного проще и спокойнее для их психики и жизни (потому как психика -- есть проекция информации, получаемой с внешнего мира -- в мир внутренний).
По своей всеохватываемости чувство вины поражает все без исключения слои общества. В этом случае следует говорить о различии в устойчивости тревоги в душе того или иного человека. Кому-то удается найти то, что позволяет за достаточно непродолжительное время (измеряемое, иной раз, секундами-минутами, а иной раз и затягивается на сутки и долгие месяцы) избавиться от чувства вины. Тогда как в случае продолжительного воздействия подобного рода человек не просто испытывает чувство вины, но и подчиняет ему собственную жизнь.