Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
СЕРГЕЙ ЗЕЛИНСКИЙ
ИСТИННОСТЬ НАСТОЯЩЕГО
Краткая аннотация.
Книга размышлений, написанная в жанре философско-психологической прозы, о переменчивости судеб и подверженности жизни неминуемым обновлениям; причем, зачастую независимо от наших желаний; то есть от того, хотим ли мы этого сами или нет.
Книга о том, что настоящее все равно оказывается лучше прошлого. Но это даже и не важно просто потому, что прошлое уходит само по себе и уходит навсегда. А нам его можно или догонять или нет - не важно, потому что все равно все меняется и проходит все и вся. Как меняется время, точно также и меняемся мы вместе с ним. То, что было сто лет назад - одновременно было и не было тысячу лет назад, а то, что было вчера - уже не будет завтра. Или будет?
Истинность настоящего
роман
"Да, да, представьте себе, я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чёртовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен, и - представьте себе, при этом обязательно ко мне проникает в душу кто-нибудь непредвиденный, неожиданный и внешне-то чёрт знает на что похожий, и он-то мне больше всех и понравится".
М.Булгаков.
Пролог
Я не верил, что никогда больше не будет у меня прошлого. Я мечтал, в глубине души я ведь все также мечтал, чтобы остался он. Он - это я.
Но ушли и он и я. Ушли вместе или порознь, уже не важно. Важно, что ничего нет. Ничего и никого. А что есть? Наверное только будущее...
Глава 1
Мне, конечно же, хотелось быть лучше, чем я был на самом деле. Но вот если раньше я бы еще задумался над этим, в попытке исправиться, сейчас это все было бесполезно, потому что я вдруг понял одну истину: судьба меняется сама - и меняет при этом нас.
Ну, или мы меняемся вместе с ней.
Но почти непременно точно, что на каком-то этапе осмысления собственного бытия (чем я, собственно, и занимался в процессе жизни) я понял, что жить необходимо дальше. Жить так, чтобы не после жизни, а еще при ней не было того непонятного переосмысления, той боли отчаяния, того вообще непонимания, что в последствие так или иначе рождало чувство вины. Ведь это было поистине мучительнейшее чувство, когда в один миг вдруг оказывалось, что у тебя нет сил к сопротивлению, и что впереди - что позади - единая пропасть из душевной боли и отчаяния.
Но почти точно также ты понимал, что во что бы то ни стало обязан преодолевать эту боль. И преодолевая ее - идти вперед.
И вот если ты действительно шел вперед, в этом случае все могло быть иначе, а сама судьба, смилостившись, разрешала тебе двигаться по иному направлению. По тому, где тебя ожидали радость и удача. Это как минимум. А как максимум - беспредельное счастье.
И я шел по этому пути. Даже иной раз сбиваясь с дороги (подобное чаще бывало поначалу), я все равно незримо выравнивал собственное движение. Так, что оказывался на верном пути. Где знал - ожидает меня только то, чего я так долго ждал. Победа. Ждет меня исключительная победа. И, в первую очередь, эта была победа над собой. Может потому она и была по особенному значима.
Глава 2
В моих отношениях с женщинами для меня всегда важна была моя свобода. Свобода и независимость, - как я бы сказал, - но вот прошло какое-то время, и мне пришлось серьезно пересмотреть собственные взгляды на жизнь. На жизнь, потому что любовь - это всегда довольно существенная часть этой жизни. А почему пересмотреть взгляды? - так как раз сама жизнь это и диктовала.
Вообще, если разобраться, все, что мы бы не делали в этой жизни, всегда руководствуемся нашим разумом. Разум является как бы главной путеводной звездой, руководящей нашими действиями. Вернее, наверное все же не так. Нам изначально дана от рождения свободная воля. Но вот воля эта все-таки зависит от нашего разума. Мы ежесекундно зримо (сознательно) или незримо (бессознательно) оцениваем все происходящее с нами и вокруг нас, и для дальнейших действий выбираем тот или иной путь. И вот каков будет этот путь - зависит напрямую именно от нашего разума.
И тогда получается, что свободная воля - она вроде как и есть, существует, но если совсем руководствоваться ей и ставить превыше всего, то это есть путь в никуда. А подобного бы совсем никому не хотелось.
А потому мы и живем так, как живем. А сам наш путь уже является правильным или ошибочным с каких угодно позиций, но только не наших. Почему? Да потому что нам как таковым и не дано особо влиять на происходящую вокруг нас ситуацию. И даже не высший разум вершит ее, а мы сами, наш мозг, напичканный различными установками да правилами, доставшимися нам как от опыта предшествующих поколений, так и полученных в процессе социализации, то есть жизни в обществе, социуме. Все наше образование как сознательное (обучение в заведениях соответствующего профиля), так и бессознательное (обучение получаемое в результате общения с другими людьми - друзьями, товарищами, знакомыми, родными), так вот, все это уже так или иначе руководит нашими мыслями, поступками, желаниями. И от этого никуда не деться.
Да и, впрочем, незачем деваться. Ведь я понимал, что жизнь надо принимать такой, как она была. Ни больше, ни меньше.
Глава 3
Поймал себя на мысли, что чувство вины ведь испытывал и раньше. Причем, даже в то самое время, о котором вспоминая сейчас - как раз и появляется чувство вины.
Получается, саму по себе жизнь-то мы и не живем, если все время (или периодически) переживаем о чем-то.
Ну да ладно тут мы. Я сам понимал, что моя жизнь подвержена стольким катаклизмам, что вроде как и хочется остановиться, покаявшись, да и делаешь бывало это, но самих событий столь много, что становится уже все равно - думаешь ты о чем-либо или не думаешь, но ты двигаешься вперед, потому что уже, может быть, и не знаешь, как иначе.
Да и разве может быть как-то иначе, если такое движение задумано уже как бы изначально свыше?!
Вопрос: на самом ли деле все это так, или все-таки человек сам себе выдумывает нечто, что после даже ставит за образец руководства? А на самом деле ничего не нужно, кроме как изжить из себя привычку руководствоваться чьей-либо помощью, да начать жить самостоятельной жизнью без советов и руководств. Ведь понятно, что можно думать о руководстве над нами бога, дьявола, высших сил, еще хоть кого угодно. Это так. Но так лишь настолько, насколько сам в себе человек не может изжить ни чувства вины, ни душевных мук и терзаний, ни еще чего-то, что настолько проникло в него, что начинает подминать под себя, вынуждая жить по каким-то особым законам. А на деле, обычный невроз. Потому что тот, кто способен понять, что все, что ни делается с нами - цепочка обстоятельств, чаще всего даже неуправляемых, случайных, а иной раз и преднамеренно вызванных нами же самими (по типу, что во всех своих бедах надо винить прежде всего себя, и в себе же искать причину несчастий), так вот, по такому же признаку и все, что происходит с нами - это прежде всего результат наших с вами деяний. И списывать тут что-то на бога или дьявола неправильно. Вы и только вы сами строите собственную жизнь и несете за нее исключительнейшую ответственность. А искать виновных в чем-то, это все равно что плыть по течению жизни.
Глава 4
Можно очень много о чем-то сожалеть или расстраиваться. Особенно по поводу того, что было когда-то. Но подобное стоит делать лишь в одном случае: если вы только совершили то нечто, что является причиной ваших переживаний, и еще всеми силами стремитесь вернуть все обратно, назад. В ином случае, особенно если прошло уже достаточно времени, сожалеть о прошлом - значит не жить в настоящем и не иметь будущего. Тогда как лучше вынести какие-то уроки из него, и двигаться дальше.
Впрочем, здесь тоже вопрос больше спорный, нежели чем какой-то правильный. Потому что, когда вы совершаете что-то, вы задействуете множество энергий и мельчайших деталей, участвующих в процессе, которые после просто не вспомните. Запоминается все-таки нечто масштабное, глобальное. И чем больше проходит времени, тем больше в памяти остается именно этого самого масштабного. Тогда как при анализе - мельчайшие детали зачастую напрочь уходят (разве что, если подробно вы не стенографируете каждый свой шаг, да еще и подкрепляете это видеосъемкой). А потому, необходимо попросту не сожалеть о том что было, потому что вы на самом деле не помните всех деталей происходящего. Того, почему тогда вы поступили так, а не иначе. И отсюда следует вывод, что в любые ваши размышления вкрадывается значительная доля погрешности. А значит результат становится все-таки больше ошибочный, чем правильный да истинный.
Взять мои жизненные ситуации. На протяжении последней четверти века я жил с разными женщинами. Именно жил, то есть вел совместное хозяйство. И вот тут можно было задать вопрос, что может и не надо было так делать, а продолжать жить с какой-то одной (чем раньше, тем лучше), и...
Да в том-то и дело, что у меня не было этого "и". В определенный момент, случившийся после расставания, анализируя ситуацию я понимал, что попадаю в определенный капкан, благодаря которому просто не могу правильно и верно судить о происходящем когда-то, потому что не помню тех мельчайших деталей, которые складываясь воедино, заставляли меня совершать те или иные жизненные поступки, приводящие к расставанию. Разве что, чем старше я становился, тем или быстрее шел этот процесс, и приходилось расставаться быстрее (чем то случалось раньше), или наоборот, я всеми силами затягивал подобный процесс расставания, при этом даже понимая, что завтра не будет лучше, чем вчера. И женщины в чем-то вполне даже схожи, как в чем-то схожа сама по себе женская психика, которая попросту отличается от мужской.
Даже мужчины и те отличаются друг от друга, потому что каждый проходит какой-то определенный свой путь, а значит и мыслят по разному. К чему тогда говорить о женщинах, жизненный путь который продиктован, в том числе, и женскими особенностями организма, которые вынуждают их уже словно изначально совершать поступки, противоречащие тому, как бы поступил мужчина.
И это действительно достаточно глубокий философский вопрос. Знать, как надо делать - еще совсем не значит делать именно так, потому что чаще всего, как в любое принятие решений, так и, собственно, в деяния наши, вкрапливается то нечто, что является индивидуальными особенностями каждого из нас. Нашей с вами психики. Психики, отличной у каждого индивида.
Само ведь по себе слово "индивид" уже словно указывает на некую отличность одного человека от другого. Вы совершаете поступки, которые продиктованы не вашим каким-то сиюминутным желанием, а поступки, которые являются следствием той информации, которую вы получаете как в процессе собственной жизни (то, что называется социализацией), так и задействуются генетические механизмы, доставшиеся вам от предков. И не только от ваших, но и живущих просто в той культурной среде, к которой принадлежите вы. То, что считается нормой у какого-нибудь австрийского аборигена, порой значительно отличается от культуры коренного жителя Англии (европейца), и, опять же, не схоже с менталитетом жителя Турции или любой иной мусульманской страны (Арабских Эмиратов, например).
Вообще же стоит обратить особое внимание на происходящее с вами, и лучшим будет вообще не обращать внимание на то, почему что-то происходит так, а не иначе. Как говориться, здоровее будете.
А если уж уготовано вам судьбой копаться в анализе, то тогда приготовьтесь и к серьезным трудностям на этом пути. Потому что никогда подобный путь не считался легким.
Так было и со мной, потому что даже несмотря на все мое, казалось бы, понимание, я все равно продолжал копаться в себе, выискивая мельчайшие детали, способные пролить свет.
Что я искал? Ведь всегда должна быть цель, ради чего делаете вы то или иное действие? Так вот я хотел лишь одного: понять, почему что-то происходило так и не иначе; и разработать некий алгоритм, согласно которому мне уже не придется совершать нелепых и ошибочных поступков в будущем.
Другими словами, я пытался найти некую кальку, согласно которой в последующем можно было - при возникновении того или иного события - накладывать сверху уже разработанное когда-то, и отсюда не совершать ошибочных действий, о которых после придётся переживать.
Но вот насколько у меня могло получиться, исходя, опять же, из того, что всегда любые события состоят из такого количества мельчащих деталей, которые попросту невозможно прописать и даже найти в прошлом - какие они будут в будущем, потому что, как говорил Экклезиаст, все течет, все изменяется.
Глава 5
Говоря о времени настоящем, мы также говорим и о том, чтобы проживать это время в режиме "здесь и сейчас". Причем, в доказательстве истинности настоящего больше априорного, нежели чем мы реально можем что-то доказать; просто по той причине, что настоящее понимание все-таки приходит, зачастую, намного позже. И тогда уже - как раз здесь и сейчас - мы словно бы еще не видим всей картины в целом, ибо открывается она перед нами лишь по прошествии какого-то времени.
Я, собственно говоря, так и жил. Жил в этом времени, всеми силами пытаясь понять время прошлое и хоть как-то заглянуть в будущее.
Подобного делать не надо. Надо смотреть в то, что существует сейчас перед вами. И беречь таким образом уже это. Ну а то, что будет, или тем более то, что было - так, как сказано в Писании, оставьте мертвым самим хоронить своих мертвецов.
......................................
А вообще, в чем может быть по настоящему истинность того, что сейчас происходит с вами?
Так в том-то и дело, - что это уже как бы само по себе и есть истина. И вы, как никто другой, принимаете в этом прямое участие. Просто потому, что история складывается как бы около вас. И ничто иное не может казаться столь знаменательным, потому что сама по себе жизнь - она ведь достаточно быстротечна. Посмотрите, что было еще сто лет назад, кто жил тогда, посмотрите на тысячу лет назад, на десять тысяч лет. Мир быстротечен, и пытаться всеми силами думать о чем-то ином, кроме того, что происходит с вами сейчас, это фактически означает вообще двигаться неизвестно куда.
Впрочем, большинство из нас ведь даже не представляет, куда следует двигаться, просто потому, что не следит за движение по жизни; видимо ошибочно воспринимая жизнь за некое движение, сродни броуновскому. Но ведь это не так. И даже это совсем не так. Потому что наша с вами жизнь подчинена определенным сводам правил и законов, если даже в полной мере не прописанных где-либо, то данных нам, как представителю человечества, уже от рождения. И тогда уже достаточно серьезный вопрос, насколько необходимо каждому из вас сожалеть в случае, если какие-то события происходят так, а не иначе. На мой взгляд, вообще делать подобного не следует. И тогда уже все, что остается из самого что ни на есть разумного, - это следовать по жизни своему собственному предназначению. А каково оно - в этом и пытаться разобраться.
Глава 6
Любопытно было, пожалуй, то, что несмотря на мои все усилия изменить собственную судьбу, я всякий раз приходил к убеждению по поводу тщетности подобных попыток. Убеждаясь, что если это судьба, то изменить ее не только невозможно, но и фактически подобное стремление является пустой тратой времени.
Впрочем, о времени.
Если полагать, что время отведенное на жизнь можно использовать каким-то более продуктивным образом, нежели чем это происходит сейчас, то я уже могу сказать, что это есть наипервейшая ошибка, ибо в жизни все равно произойдёт именно то, что и должно произойти; просто оттого, что проживаем мы те жизни, которые нам уготованы свыше.
Да, каждый периодически способен прийти к размышлениям о бренности собственного существования и уже отсюда - делать попытки что-либо изменить, но я могу сказать, что это есть ошибка, потому как мы не только не в силах что либо изменить, но и попытки осуществления подобного оказываются, зачастую, более чем напрасными. Просто по той причине, что все происходящее осуществляется под контролем свыше. А значит и осуществляется так, как то должно быть. Ну а то, что каждый из нас стремится, так это лишь колыхание волн ветром. Волны вздымаются, но все также остаются на месте, ибо ничто, по сути, не меняется. Океан и после шторма будет все тот же океан, а море - морем. Но зато какой накал страстей!
И при этом, конечно же, это совсем не значит, что мы должны просто так пребывать в состоянии покоя. Покой вообще есть некая умиротворённость, которая может быть достаточно опасной, потому как не располагает к какому-либо стремлению достижения результата. Что фактически означает жизненную стагнацию, а значит и скорейшую смерть. Пусть и не реальную, то есть физическую, но вполне точно, что смерть духовную. А когда нет души - оболочка физического тела уже совсем нечего не значит.
Часть 2
Глава 1
Я понимал, что моя ситуация в какой-то мере давно может показаться парадоксальной кому угодно, вот только не мне. Да и что, по сути, я сейчас мог представлять из себя, кроме как горящего поленья, готового вот-вот превратиться в уголья из уничтоженных тревог да былых кошмаров разума. Ведь, как бы то ни было, но я действительно именно сейчас чувствовал то улучшение, которое способно было вывести к истине все то, что во мне бушевало когда-то, являя пример, даже может быть, и некоего собственного беспокойства.
Да, вполне разумно было предположить, что жил я не так или не совсем так, как то могло быть. Но и даже здесь, даже в этом собственном состоянии, я был в силах еще противостоять надвигающейся на меня болезни собственного безумия.
Впрочем, о каком по настоящему безумии могла идти речь, если я ощущал, что способен выпутаться, выбравшись наверх. Что было впереди - я не знал. Но наверняка ведь я способен был предполагать, что где-то там впереди как раз и таилось именно то, к чему я так долго стремился. А за самой загадкой бытия пребывала именно та истина, которая мне позарез была нужна и жизненно необходима.
И тогда уже получалось, я жил все это время будущим, отчего-то предполагая, что именно в нем найду то ощущение истины, которую искал.
Глава 2
Ситуация происходящая со мной, начала самым загадочным образом запутывать меня. С одной стороны, я понимал, что во мне есть нечто недопустимое пониманию от большинства, и отсюда их бессознательное упрощение моей деятельности; понятно, о значимости уже говорить не приходилось, ибо такая значимость больше напоминала скорее дебаты о целесообразности, нежели чем какой бы то ни было анализ. Но вот что мне показалось странным. Ведь, во вторых, я рассматривал собственно себя, свой внутренний мир (в проекции на мир окружающий) как раз именно с позиции того, что мне было необходимо. И даже не то, что лично мне, в иные разы я быть может и от этого всего бы даже отказался, но вот запутанность ситуации порою так сильно меня настораживала, что я уже не ведал, как и к чему в итоге приведут меня все эти размышления. Ведь получалось так, что уже вроде как и нащупав путь, я принимался запутывать сам себя. Отчего вскоре вообще чувствовал какую-то ерунду в собственной голове. И мне хотелось закрыться ото всех.
Но в том-то и дело, что больше я этого делать не мог. Это раньше я мог - как только чувствовал какое-то чрезмерное внешнее напряжение - пускаться в такие внутренние размышления, что заводили они меня в тупик помноженного на отчаяние несчастья. Тогда как сейчас все было наоборот: я верил, что само по себе это лишь только начало. Начало чего-то поистине настоящего, следование которому позволит мне войти в будущее. В то самое будущее, когда уже напрочь исчезнут все эти непонятные для меня тревоги да страдания. А сам мир предстанет если не в розовом цвете, то по крайней мере будет выглядеть весьма и весьма актуально и в соответствие с моим собственным пониманием жизни. Пониманием истинным. Пониманием, при котором не станет тех многочисленных загадок, которые уже так или иначе мешали мне жить ранее. Ведь, если вспомнить, я всегда пытался всеми силами избавиться от мучавшего меня невротического состояния. Когда что мне только не казалось, а то, что было на самом деле - в итоге оказывалось совсем даже иным.
Ну а мучительнее всего оказывались воспоминания. Ведь, если разобраться, мы сами того не подозревая, пускаемся, зачастую, в те самые воспоминания, которые не приносят ничего, кроме разочарования. Себя былого уже толком не вспомнить, а заменять истину ложью - значит изначально действовать не так, как надо. Хотя и, несмотря ни на что, продолжаем делать. Ошибочно заблуждаясь, вместо того, чтобы элементарно остановиться.
......................................
И все же я знал, что ситуация в конечном итоге изменится. Пусть до конца я еще не ведал самого пути, но вот некий итоговый путь развития был отмечен мной, пожалуй, более чем. И в моем сознании я отчетливо понимал, что все, что необходимо - это идти вперед, следуя общей цели. Не убегая при этом от реальности. Ведь уже как бы то ни было, но именно реальность как таковая - способна была и помочь мне понять происходящее, и вернуть меня на то самое место, где я должен был бы и находиться, не вмешавшись в судьбу все те обстоятельства, которые фактически заставили меня жить иначе. Да оно и понятно, ведь не всегда же я был таким. Раньше, помнится, я еще всеми силами пытался что-либо изменить, словно допуская временный характер происходящего и придавая важность изменениям. Но вот проходило время, и начинал я понимать, что нужно мне попросту принять себя таким, каков я был на самом деле. То есть, не пытаться переделать мир, а просто допустив, что на каком-то этапе я попросту еще не все понимаю, а значит все, что остается лично мне - верить и ждать. Верить в истинность происходящего, и ждать что то, что происходит с мной - в этом есть в итоге логическое начало. Что я и делал.
И вот на каком-то этапе такого своего "делания", я стал допускать, что можно ведь и значительно улучшить жизнь. И для того, чтобы стало это возможно, надо было просто улучшить мне понимание ситуации вокруг. Не кукситься на весь мир, предполагая, что он не прав, а попросту подвести этот мир под собственное понимание. И это ведь намного и лучше и эффективнее, нежели чем попросту искать во всем крайних да виноватых. Виня зачастую кого угодно, кроме себя. И примеров подобного поведения в истории множество. Может поэтому я и не хотел, чтобы подобное происходило со мной. Ведь, если можно иначе, так почему бы не сделать все так, чтобы получилось это самое "иначе".
И я это делал. Вернее, начал делать. И как у меня могло в итоге получиться, знал наверное только Господь Бог. Ну или кто-то еще выше, кто управляет этим миром, и понятно, что ни в коем случае подобного не дано понять нам, простым смертным. Вот ведь как.
Глава 3
Жизнь сама по себе накладывает различные отпечатки на наше бытие. Вопрос, как к этому относится каждый из нас. С одной стороны, иной раз хочется закричать что не надо, мол, мы сами по себе. С другой... С другой все принимается как должное. Если хорошо - значит хорошо. Если плохо - ну значит плохо. Только середины нет, как ни странно.
................................
Я все больше и больше отдавал себе отчет, что жизнь устроена таким образом, что необходимо в ней все время быть начеку. Нет спокойствия для тех, кто не хочет что-то терять, сдавая собственные позиции. Да, это вносит, иной раз, определенное беспокойство, ведь просто так сидеть или лежать на диване, ни о чем не думая, наверное легче. Но потому быть может люди и разделяются на тех, кто хочет идти вперед, к достижению целей, и на тех, кто принимает все как есть. Если как есть - это заранее поражение, потому что уступив один раз - вы неминуемо будете уступать и дальше, если в один какой-то момент не дадите отпор. Тогда ситуация разом изменится, ибо одно дело проделывать что-то молча, и совсем иное, когда перед вами разыгрывается настоящее сражение и вы вдруг становитесь участником его.
Мне, как и большинству, как я надеялся, адекватных людей, хотелось, конечно же, мира. Но я трезво смотрел на мир и понимал, что как такового мира не будет никогда, потому что, начиная от дарвиновской теории выживания видов до того, что каждый может воочию наблюдать вокруг, видим мы к сожалению обратное. Причем, совсем не важно в каких кругах вы общаетесь, проблема одна: сильный поглощает более слабого. А потому, если кто-либо стремится сделать это с вами - надо во что бы то ни стало давать отпор, потому что иначе заклюют.
Глава 4
Я понимал, что фактически сам себя обрекаю в пропасть, если начинаю раскаиваться за якобы ошибки, совершенные когда-то. Дело в том, что никак нельзя на самом деле назвать это ошибками, потому что как на самом деле жил я тогда и что чувствовал - сейчас не припомнить. Память достаточно короткая на самом деле и выхватывает лишь отдельные островки реальности. Тогда как, чтобы помнить все в деталях - необходимо просто жить заново. Что невозможно. А значит и невозможно в полной мере переживать за что-то, что, на мой взгляд, было когда-то недоделано или сделано вообще не так. Так. Именно так как надо было все сделано, потому что если на тот момент я руководствовался принятием именно такого решения, то значит это было оправдано. В споре между воспоминаниями и реальностью - всегда выигрывает реальность. Но вот некоторые люди зачастую кладут жизнь на то, чтобы исправить ошибки прошлого, загоняя себя тем самым в угол, потому как никто не помнит в точной мере, почему он поступил именно так, а не иначе. А если так, то совсем не следует за что-то раскаиваться да сожалеть. Лучше просто жить. Жить так, как это будет необходимо. Необходимо, в первую очередь, для осознания себя как личности в режиме "здесь и сейчас". Что толку сожалеть о чем-то, что осталось далеко позади. Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов, - две тысячи лет назад написали авторы Библии, справедливо полагая, что совсем не нужно так-то уж в чем-то расстраиваться и переживать за совершенное когда-то, и тем более класть на алтарь за это свою нынешнюю жизнь. Вот на самом деле в чем суть настоящего. И ни в чем ином.
Глава 5
Но ведь когда-то я действительно переживал за то, что совершил в своем прошлом. Сейчас удалось выяснить, что и не совершал на самом деле ничего. Но что-то же заставляло сожалеть о прошлом. Что это было? Не иначе как чувство вины. А ведь известно, что в результате существования чувства вины лежит некая невротическая зависимость, которая и приводит к подобного рода девиациям психики. Причем, я не просто испытывал чувство вины, но и подчинял ему собственную жизнь. Делая саму жизнь несчастной, потому как на все жизненные ситуации реагировал с позиции разрывающего душу невроза, который подчинял мои мысли и поступки, и сподвигал на совершение того, что было способно или унять боль души или же хоть как-то снизить удручающее воздействие, оказываемое на психику посредством нахождения в подсознании особого рода невротической зависимости, вызывающей чувство вины. Притом что чувство вины проецировалось почти на все мои мысли и поступки. И я уже не мог совершить шага, чтобы не соотносить необходимость этого шага с существующем во мне чувстве вины. То есть жить и действовать исключительно с оглядкой на разраставшееся безумие, которое до поры до времени удавалось усмирять выполнением требований, вызванных невротической зависимостью.
Вообще, если коснуться этого вопроса, в картине проявлений неврозов чувство вины играет первостепенную роль. И этим мучился не только я. Человек, страдающий неврозом, часто склонен объяснять свои страдания как заслуженные. У такого человека обычно имеется тенденция по малейшему поводу чувствовать себя виновным. Если кто-то хочет увидеться с ним, его первая реакция - ожидание услышать упрек за что-либо им сделанное ранее. Если друзья не заходят или не пишут какое-то время, он задается вопросом, не обидел ли он их чем-то? Он берет на себя вину, даже если не виноват. Имеется лишь неустойчивое различие между этим латентным чувством вины, готовым проявиться по любому поводу, и тем, что истолковывалось как бессознательное чувство вины, явное в состояниях депрессии. Последнее принимает форму самообвинений, которые часто являются фантастическими или, по крайней мере, сильно преувеличенными. Кроме того, вечные старания невротика выглядеть оправданным в собственных глазах и в глазах других, в особенности когда ясно не осознается громадная стратегическая важность таких усилий, предполагают наличие свободно перемещающегося чувства вины, которое приходится держать в латентном (бессознательном) состоянии.
Невротик, мучившийся чувством вины, все совершенные им поступки волен трактовать как ошибочные, легко признавая правоту того, кто способен что-то сказать ему против. Кроме того, навязчивое стремление к совершенству, есть ничто иное как стремление возвыситься над другими, и избежать таким образом каких-либо обвинений в свой адрес. Таким образом, имеется очень много свидетельств, говорящих не только о существовании особо острого чувства вины у человека, страдающего неврозом, но также и о том властном влиянии, которое оно оказывает на его личность.
При этом сам невротик как бы противиться избавлению от чувства вины. Чувство вины, подобно чувству собственной неполноценности, вовсе не является крайне нежелательным; невротичный человек далек от желания избавиться от него. В действительности он настаивает на своей вине и яростно сопротивляется любой попытке снять с него это бремя. И говоря о таких как я невротиках, могу заметить, что подобные люди предъявляют огромные претензии на внимание и восхищение и обнаруживают весьма явное нежелание соглашаться с малейшей критикой. Поэтому, если тщательно исследовать чувство вины и испытать его на подлинность, становится очевидным, что многое из того, что кажется чувством вины, является выражением либо тревожности, либо защиты от нее. Частично это также справедливо и для нормального человека. Многие мужчины, которые говорят о сохранении верности на основе велений совести, в действительности просто боятся своих жен. Вследствие высочайшей тревожности при неврозах невротик чаще, чем здоровый человек, склонен прикрывать свою тревожность чувством вины. В отличие от здорового человека он не только страшится тех последствий, которые вполне могут иметь место, но заранее предвидит последствия, абсолютно несоразмерные с действительностью. Природа этих предчувствий зависит от ситуации. У него может быть преувеличенное представление о грозящем ему наказании, возмездии, покинутости всеми. В итоге можно заключить, провокация невроза, и, как следствия наличия его - чувство вины, является непременным фактором возможности манипуляций психикой.
Кстати, могу предположить, что между виной, тревогой и беспокойством имеется самая прочная связь. И уже тогда, именно взаимный и последовательный переход от одного к другому - фактически вынуждает признать правомерность как всех трех состояний души, так и найти между ними взаимосвязь.
В какой-то мере чувство вины является сильнейшим раздражителем и провокатором на раздражение психики. От нее очень трудно избавиться. С ней нелегко "договориться". Ее можно только попытаться чем-то "заглушить". Но вот в том-то и дело, что так или иначе осуществляя эти самые попытки, направленные на "заглушение" (и где-то в подсознании вдруг мелькнет обманчивая мысль об избавлении) чувства вины, я уже через время вынужден был констатировать свое полное бессилие.
Из-за чего происходит наступление чувства вины? Первопричину следует искать в Эдиповом комплексе, и быть может даже чуть раннее - в предэдипальной стадии развития, связанной с оральной фазой и всеми теми садистскими желаниями, которыми переполнен в то время младенец. Здесь же можно говорить и о том, что этот (уже взрослый) ребенок так навсегда и остался в состоянии Эдипова комплекса. Выходом из него может быть нахождение какого-то нового сексуального объекта, и таким образом происходит переключение внимания с отца и матери - на него. Однако, если по каким-то причинам подобное становится неосуществимым, то тогда ребенок замыкается в себе и уже независимо от того, сколько ему лет, будет постоянно испытывать чувство вины за свои инцестуозные желания. Причем постепенно, с возрастом, причина "за что я страдаю" как бы стирается из памяти (на самом деле воспоминание уходит лишь из оперативной памяти, прочно оседая в подсознание, откуда в последующем и руководит процессом образования чувства вины), а на поверхности остается лишь ощущение чувства вины.
И человек практически уверен, что нет и не может быть от него спасения. Хотя, могу заметить, это самое спасение человек все же ищет. Например, догадываясь, что причина появления чувства вины кроется где-то в глубине психики, в подсознании, человек пытается воздействовать на психику, стремясь ввести себя в некое измененное состояние сознания - (например, употреблением алкоголя). И на какое-то время ему это удается. Удается разорвать цепь: бессознательное - сознание - чувство вины. На миг психика становится иной - и чувство вины исчезает. Но вот расплата, зачастую, наступает довольно быстро, да и переживается достаточно тяжело. И тогда уже - необходимо или вновь вводить себя в измененное состояние сознания, что грозит вылиться в тот же запой, или же мучиться, искупая вину и принимая расплату. Ибо само недавнее чувство вины (от которого человек безуспешно пытался избавиться) теперь оказывает воздействие на психику с удесятеренной силой. И возможно ли вынести тогда все это?! Нет. Не возможно. Потому и начинаются те самые тревожные состояния, потому как тревожность является непременным следствием чувства вины.
Что же такое тревожность? Причину тревожности следует искать в том же самом Эдиповом комплексе. Человек испытывает чувство вины за свои инцестуозные желания и начинает понимать, что от этого самого чувства вины ему уже не избавиться. А значит где-то в подсознании зреет ком общего неудовольствия ситуацией, безысходность которого и вызывает состояние тревожности. Человек вроде как и хочет изменить ситуацию, да ничего не получается.
И тогда тревожность перерастает в беспокойство. Беспокойство, как нечто значительно большее, чем и вина и тревожность, но имеющее точно такие же одинаковые у всех трех корни. Причем, и от тревожности, и от беспокойства совсем не просто избавиться. В какой-то мере приходится даже смириться, сжившись с этими состояниями и навсегда быть обреченным страдать.
Впрочем, есть способ, позволяющий если не излечиться от чувства вины, тревог и беспокойства, то по крайней мере извлечь из этого хоть какую-то выгоду. Заставить работать не во вред себе, а на себя. И этой волшебной палочкой является то защитное состояние психики, которое называется сублимацией. Сублимация - своего рода проекция, переключение внимания с подсознания (являющегося неким таинственным раздражителем сознания, вызывая те самые невротические состояния, к которым мы относится и тревожность и беспокойство и чувство вины) на нечто потусторонне отвлеченное. Например, на художественное творчество.
И если это будет так, то такой человек начнет творить, перенося на страницы своей книги свои страхи и беспокойств и запечатлевая это в образах героев, которых наделяет тем состоянием, от которого сам хотел избавиться.
Как еще одно следствие, чувство вины может вызвать ощущение страха, а состояние тревожности - не только постоянное беспокойство, но и некую раздражительность, иной раз переходящую и в ярость, и в безумие, и в самые настоящие параноидальные состояния.
Глава 6
Загадочное наступало состояние. Я ловил себя на мысли, что все чаще совершаю какие-то нелепые ошибки, которые, конечно же, может таковыми и не являются. Но вот остается после них непонятное ощущение словно уже когда-то прожитого. Я, конечно, жил. Продолжал жить как когда-то, не надеясь даже на какие-то великие изменения, но вот никак не хотелось мне оказываться совсем пустым мечтателем, уходящим вдаль от того, что происходило в реальности. Да и сама реальность, впрочем, уже совсем даже не напоминала собой ту действительность, которой я когда-то принадлежал. Да, я жил. Да, старался все время (или периодически) совершенствоваться. Но вот чтобы вот так взять и закончиться, так я совсем не предполагал.
Хотя, что такое, по сути, наше предположение? Не иначе как сиюминутный полет мысли, и не успеваешь задуматься о ней, как уже приходят на смену гигабайты новой информации, а прежняя, которая и была вроде как когда-то, путается уже среди них, заставляя и ошибаться и сожалеть порой и вовсе непонятно о чем.
О чем и зачем. Всякий раз, стоило мне нащупать в собственном подсознании что-то подобное, и я уже совсем не знал, насколько правилен будет дальнейший путь. Равно, впрочем, как и мои дальнейшие действия.
Но ведь и совсем сникать, полагая, что ничто уже невозможно изменить, я тоже не мог. И тогда оставалось мне попросту жить.
Но и так просто жить я уже не мог. Природа как-то загадочно и по своему распорядилась всем тем, что дала мне. И потому я совсем не представлял покоя, когда все действительно закончится. Да и могло ли быть, или когда-нибудь произойти подобное? Нет. Мне совсем не хотелось в это верить. Да и начинать задумываться об этом сейчас, означало хоть на миг остановиться. Что я делать был не в праве.
И все что мне оставалось, все время идти вперед. Идти, преодолевая на пути все те порой многочисленные преграды из совсем даже непонятно чего. Но вот когда я уже понимал, что фактически дошел, мне словно на голову сваливалось то нечто, что я непременно должен был изучать, анализировать, сравнивать, достигая, в конечном итоге, всего того, к чему ранее стремился.
И получалось всякий раз лучше предыдущего. И оказывалось, что я зря сам себе накручивал возможные неприятности. Их не только не было, но и не могло быть. По факту.
Часть 3
Глава 1
Поистине, должен был пройти достаточный опыт, прежде чем человек способен научиться мыслить. Мыслить не просто в категориях адаптации к реальности, а мыслить именно так, чтобы это не доставляло в последствии беспокойства прежде всего самому себе. И вот я могу сказать, что это поистине бесценное завоевание именно жизненного опыта, помноженного на общую образованность и социальную адаптацию. Ведь делать так, чтобы после не сожалеть о том, могут поистине единицы. Основную часть цивилизованных людей переполняют различные тревоги за когда-то совершенные поступки. И тогда уже, добрый отрезок дальнейшей жизни такие люди живут в стремлении искупления ошибочных последствий некогда совершенного. Забывая на каком-то этапе, что проходит жизнь в этой вот подмене истинного ложным (равно как и наоборот). Но, зачастую, ведь и это никого не останавливает. И тогда уже приходится в полной мере каждому искупать все, что происходит с ним, до конца.
Но бывает так, что и после мы вновь возвращаемся к тому, что было у нас не так. И тогда вновь все повторяется. И далее уже до бесконечности. А люди бегут в этом круговороте событий, со временем забывая причину начала подобного движения. А после уже и раскаиваясь в начатом.
Но нет уже от судьбы им прощения. Раз начали это движение, значит оно было чем-то оправдано. Пусть это оправдание даже ошибочности восприятия самого движения. Именно восприятия, а еще не самого движения. Хотя вполне разумно, что ужас как раз и заключается в том, что приходится всеми силами доискиваться до истины. Тогда как сама такая истина не нужна, потому что будет не правильно понята да истолкована. И тогда уже к чему, отсюда, вообще длительность какого-то пройденного пути, если еще совсем неизвестно сколько предстоит идти дальше? Загадка. Но на первый взгляд если и кажется это так, на самом деле все это почти еще ничего и не значит, потому что не заметен сам по себе путь. Вернее, как сам путь, так и восприятие его.
Глава 2
По крупицам собирая знания, я понимал всю условность их. Ибо поистине должны сойтись звезды, прежде чем что-то начнет правильно работать. Ведь даже то, что кажется вам не нужным, при особых обстоятельствах может показаться чуть ли не самым важным именно для вас, совсем не нужным для других, и бесполезным и для вас и для других - если не сойдутся особым образом звезды.
Получается весьма, на первый взгляд, даже забавно и удивительно, но на самом деле все это лишь часть великой тайны мироздания, к пониманию коего всякий из нас стремится в меру заданности движения свыше; а в еще большей мере и не стремится вовсе, предпочитая оставить все так как есть и жить с этим. Но даже и те, кто полагает так, все равно в глубине души считают иначе. А если не считают сейчас, будут считать после.
..............................
Таилась ли в словах, сказанных самому себе, та самая истина, которая мне была нужна? Да, сама истина необходима, и это верно точно также, как и то, что я стремился понять и принять ее. Но вот сам по себе факт всегда может казаться очень даже спорным и затуманенным, просто потому, что не будет в нем до конца всей той полноты, которую я уже, получается, всячески искал и таким забавным образом даже если отыскивал - все равно терялся в догадках: что это по настоящему было. "Да и было ли"? - еще через время задавал я нелепые вопросы себе, вполне допуская общую ошибочность всего, что происходит.
Но я не сдавался. Мне ведь необходимо было отыскать правду. Во что бы то ни стало я должен, даже обязан был сделать подобное, просто потому что понимал: так будет легче уже конкретно мне. Но вот что это было? Не есть ли это вполне сознательный уход как раз от реальности? И уход, получается, туда, где этой самой реальности вообще нет. А есть лишь обманчивое видение близости результата. А на самом деле... А на самом деле я пускался куда-то в круговерть, делая и проходя ненужный виток на пути постижения бытия.
Глава 3
Я понимал, что передо мной вырисовывается явная загадка. Но и точно также я понимал, что вся пагубность ситуации может заключаться лишь в том, что я именно сейчас вдруг позволил себе в чем-то усомниться. Тогда как по факту, подобного делать мне было совсем не обязательно и даже неправильно. Вот в чем дело.
Что мне тогда оставалось?
Да ничего. Продолжать работать над собой, веря, что рано или поздно придет понимание. Понимание общее, которое неминуемо вытянет за собой и понимание в частностях, в деталях то есть. И уже от этого можно будет исходить, когда решу, что же мне следует делать дальше.
Впрочем, то, что я не оставлю свои поиски истины, я уже знал. Как знал и то, что буду во что бы то ни стало продолжать стремиться достучаться до истины в собственном сознании. Ибо это действительно был бы определенный результат. Пусть еще и не тот окончательный, к которому я всячески стремился, но ведь самое главное было одно: я нащупал путь. Путь, идя по которому, я дойду до запланированной для самого себя цели.
И это было и важно и правильно. Важно потому, что была бы достигнута конечная цель. Правильно потому, что я шел бы по выбранному пути. И даже если случайно сбивался с него, находилось бы нечто, что меня поправляло и возвращало обратно. А значит был бы явно заметен ожидаемый результат.
Глава 4
Всегда и во всем необходимо на самом деле ценить то, что происходит сейчас. Как минимум - это наш жизненный опыт. Как максимум - это приведет к тем последствиям, которые вы увидите дальше. Ведь вы собираетесь жить дальше, не правда ли? Жизнь не ограничивается только страданиями. Да и к любым страданиям следует подойти лишь как к некоему непониманию. Никто из смертных никогда не знает, что, как и для чего происходит в его жизни. Зачем это необходимо. А потому самый главный совет - просто жить. Не лежать, страдая и умирая, загоняя себя собственными мыслями в великую депрессию, а принимая жизнь именно такой, как она есть, идти и дальше по жизни. Зная, что все, что ни делается сейчас - происходит для высшего блага каждого. И иначе никак.
Постепенно проходило время. Я свыкался с мыслью, что многое, как оказалось, мне недоступно в этой жизни. Но причина в этом лишь одна: значит это не нужно мне самому. Не нужно прежде всего моей психике. Не нужно, потому что кому-то летать, а кому-то ползать. Кому-то быть богатым, а кому-то бедным. Все ведь на роду написано. Попробуйте изменить судьбу, и рано или поздно все равно все станет на свои места. Сколько бывших по королевски богатых людей, взлетевших на волне 90-х годов 20 века в России - оказались или в могиле или на паперти. И такое бывает. Не для них просто было то, что у них появилось. Не судьба. А что такое судьба? Возможно ли распознать судьбу? В целом нет. Если бы кто знал, наверняка бы тогда он ни о чем не переживал, да не расстраивался. А жил как живет, да еще подобная жизнь была бы обогащена исключительной радостью. И комфортом проживания.
И ведь что может показаться удивительным. Многие люди догадываются об этом или даже знают от кого-то услышав или встретив примеры в жизни. Но то ли до конца не верят, то ли и на самом деле просто не судьба, чтобы поняли они. А то поймут - и вовсе перестанут что-либо делать. Предпочитая сидеть и ждать. Забывая, что в таком случае судьба пойдет уже совсем по иному сценарию. Мир вокруг - кроме того, что многогранен - еще и удивительно взаимосвязан между собой. Все состоит из мельчайших деталей, собираемых в процессе жизни в единую мозаику этой самой жизни, когда перед вами является полная картина. И любое нарушение жизненного баланса ведет - не иначе как - к изменению, порой, даже ключевых судьбоносных моментов. Ведь встречается даже и такое. Хотя, конечно же, в общем и целом наш земной путь направляем свыше. Вот только есть те, за кем просто наблюдают, а есть те, которых буквально чуть ли не ведут.
Понятно, что само по себе понимание жизни должно все-таки базироваться на не каком-то знании законов жизни, а на прочувствованние их. Это то, что впитывается в вас с молоком матери. И также понятно, что дано подобное далеко не каждому. Но это тоже хорошо. Почему? Да потому что, если у каждого будут сверхспособности, то что тогда будет? Ничего не будет. Ведь сама жизнь быть может и замечательна тем, что есть в ней некая изюминка, когда ты не знаешь, что должно произойти. А если знаешь, то такие знания способны выдержать не каждые люди, потому как у каждых разум может помешаться, а это уже опасно для человека. Потому и не всякому что-то дано свыше.
Почему свыше? Да потому что никто из населявших землю не способен управлять всеми процессами жизни. Да и это ведь абсурд. Потому и сама по себе наука идет далеко не семимильными шагами, а лишь открывается тем или иным ученым то, что через них высшие силы допускают, чтобы донесли для остальных людей.
Глава 5
Еще я понял одну истину, которая, можно сказать, сама ко мне пришла, когда подошло соответствующее время. А истина эта заключалась в том, что надо всеми силами ценить именно настоящее. Не жить как прошлым, так и будущим. Не думать о том, что было с вами когда-то, и как было бы - если бы вы или другие люди поступили так или этак. Как поступили, так поступили. Поэтому вы проживаете жизнь исключительно в режиме "здесь и сейчас" и никак иначе. От всего что иначе - наступает помутнение рассудка, худые мысли и расстройство физического здоровья. А это совсем никому не нужно. Почему? Да вы ведь и сами все понимаете.
И вот тогда уже сразу возникает второй вопрос: как же преодолеть жизненные преграды (неумолимо встающие на пути любого человека) и все-таки начать жить в этом самом режиме "здесь и сейчас"? И вот здесь я отвечу, что дело во всем происходящем с вами (как когда-то, так и сейчас, равно как и в будущем) исключительно зависит от вас. И как вы захотите, так все и будет. А чтобы захотеть - надо успокоить соответствующие мысли в собственной голове. Мысли, которые разрушают вас. Мысли, которые вам (и только вам!) не дают покоя. И ведь это не значит включать полную отстранённость от происходящего. Нет. Жить в иной реальности способны только те, кто сошел с ума и волей собственного психического заболевания попал в это самое состояние полного равнодушие к окружающим. Отличие сумасшедших от того состояния, в которое должны прийти вы, заключается в том, что для сумасшедшего (как мы называем в народе психическим больных людей) ничего уже не изменится и он так и будет воспринимать окружающие мир. А вот наше с вами восприятие зависит исключительно от того, какой мы с вами поставим значок: плюс или минус. То бишь, любые абсолютно события можно воспринимать именно так, как мы это хотим. Хотим плюс - значит они будут положительные (даже если для окружающих кажутся отрицательными). Хотим со знаком минус - значит даже самое удивительное и счастливое дело уже изначально будет нами проиграно, так как мы его подобным образом воспринимаем. Понимаете? Измените собственное отношение к жизни. Будьте спокойны. Будьте терпеливы к другим. И станете здоровыми.
И ведь вроде как ничего нового (об этом учат почти все религии), но вот, к сожалению, живут так не все люди. А отсюда и проблемы жизненные. Печаль да страдание...
Глава 6
А вот ведь что еще может показаться любопытным. Живем мы в этом мире, и словно ни о чем не думаем, принимая все за чистую монету. Будет так, значит так. А этак, значит этак. А бывает и наоборот: думаем обо всем так, что извилины трещат и черепная коробка готова расползтись по швам. А проходит время, и уже напрочь забываем о причине недавних разногласий собственного сознания с самим собой же. Так к чему тогда, спрашивается, было самолично загонять себя, упуская быть может самое важное: саму жизнь? Или?..
.....................................
Впрочем, люди все равно будут оставаться такими как они есть. И даже если перед вами напрашивается самая главная истина, все равно вмешаются какие-то третьи силы, которые сделают так, что вы совершите именно то, что вроде как и сами зачастую не подозревали в себе, и тем более как не загадывали те, кто когда-то говорил вам какую-то информацию. Ведь чтобы ни произошло, каждый из нас видит мир исключительно своими глазами. Можно что-то внушать другому лицу, но вероятность того, что он сделает именно так, как этого желаете вы, исключительно мала, ибо неминуемо внесет этот человек свои коррективы в реальность. Почему? Да потому что из того, что люди слышат, они очень мало запоминают. И еще меньше делают. А через время от полученной информации остается только осадок или пена (у кого как), а основное содержание все равно будет заполнено тем, что у человека в голове. Вот ведь как...
Часть 4
Глава 1
В чем, в итоге, оказывалась уникальность происходящего? В том, что я мог позволить себе жить в режиме именно "здесь и сейчас". Вообще, если разобраться, у всех нас есть такая небольшая особенность. С одной стороны, мы переживаем за то, что будет в будущем. И почти точно также раскаиваемся в уже совершенном когда-то. Получается, наша психика все время пребывает в состоянии чувства вины за совершенное когда-то, и точно такая же вина появится через время, за то, что совершаем сейчас. Почему? Да просто потому что сейчас - именно сейчас - мы с вами не живем. Почему? Ну это пусть каждый спросит уже у себя. На мой взгляд, так происходит из-за того, что люди излишне доверчиво смотрят на жизнь, почему-то думая, что будут жить вечно. Но ведь вечного ничего не существует. И все когда-то заканчивается. Так не лучше ли уже изначально быть готовыми ко всему. И жить сейчас.
.......................................
Понятно, что мои размышления уже как бы сами собой должны были на чем-то базироваться. Недостаток жизненного опыта с годами стал переходить в избыток прожитых лет. Не тяготения годами, как наблюдается у некоторых, нет, а именно избыток. Подобный избыток выражался в том, что мне вдруг стало настолько многое понятно, что порою становилось даже неинтересно, что будет дальше. И выходило, что мне хотелось, чтобы было это "дальше". Но вот иной раз происходило так, что я совсем даже не знал, насколько это завтра будет мне полезно.
Но это, конечно же, было не так, или не совсем так. Всеми силами я стремился перейти на иной уровень собственного развития, чтобы попросту когда-нибудь вздохнуть, не боясь задохнуться. Понимаете? Вся моя жизнь, она ведь словно снежный ком, была налеплена из кусочков каких-то разрозненных событий, которые я стремился собрать в некое единое целое, а пока получалось - в лучшем случае - куча из совсем уж запутанных истин, которые еще только предстояло мне связать в то единое, которое способно будет вытянуть меня наверх, к собственной мечте.
Мечте. Сказал мечте, и подумал о том, что саму мечту я иногда совсем задвигал на последний план, а то даже и вовсе забывая о ней. Забывая о том, что она была. Что она когда-то не только существовала, но и требовала подчинения. Жесточайшего подчинения к себе, лишь для того, чтобы тогда, когда она воплотится, можно было вздохнуть.
Спросите: неужели я не дышал? Дышал. Значит ли что дышал как-то не так? - задаст кто-то другой вопрос, да нет, - отвечу, - вроде как и дышал так как надо, ну или разве что скорее не так как надо было по судьбе, а лишь так, как желал того я. Как я понимал судьбу. Как я понимал истину. И вот тут напрашивались поистине и самые удивительные параллели всего происходящего. Почему? Да ведь не на все существуют ответы...
Глава 2
И вот оказывается зачастую так, что сама по себе жизнь словно проходит мимо, но если кто думает так, заведомо ошибается, ибо жизнь хоть и проходит, но вы сами в ней принимаете самое что ни на есть активное участие. И проходит жизнь просто потому, что идет она, а не стоит на месте. Вот в чем дело. И каждый учится на своих ошибках. Конечно, если помнит их. Но даже если большинство и забывается, то все равно что-то откладывается в подсознании. И выдергивается оттуда порой самыми удивительными комбинациями мыслей, желаний, поступков, действий.
...............................................
С каждым прожитым годом я все больше и больше начинал понимать, что сама по себе жизнь будет продолжаться все равно. В ней может не будет каких-то моих близких, может не будет и самого меня, но то, что жизнь на земле будет, это непреложный факт. Именно поэтому я так люблю бродить по кладбищу. Это ведь как ничто иное показывает, что жизнь наша бренна. Посмотрите на тех, кто лежит в могилах. Они ведь точно также как и вы сейчас когда-то кого-то любили, кого-то ненавидели, с кем-то ссорились, спорили, отстаивали свою точку зрения, даже быть может прекращали общаться с теми, кто не шел у них на поводу, в общем, все как у всех людей во все времена. Но вот закончилось их земное существование, и лежат они себе спакойненько, уже не нервничая да не переживая ни о чем. Так к чему же тогда, - задам я вопрос, - вам сейчас переживать да расстраиваться? Ведь все когда-то закончится. Надо уметь проигрывать. В шахматах, пожалуй, единственном виде спорта, признание собственного поражения и сдача не является позорным, а наоборот - благородным. Человек как бы понимает, просчитывая вперед ходы противника, что тот выиграет его. И вот как раз в этом случае подобное признание будет не иначе как свидетельствовать о признании ума, хоть этот человек и проиграл. Но проиграл не тупо, когда сам ходил фигурами да не видел что к чему, не замечая как оказывается в ловушке, а проиграл, когда в его голове сложилась полная комбинация превосходства противника, и он проиграл, просто потому что проиграл...
.................................................
Жизнь зачастую любит преподносить нам разные сюрпризы. На них следует обращать внимание, но не давать им полностью подчинять вас.
Почему обращать внимание? Так потому что лучше жить в сегодняшней реальности, чем переживать, планируя что будет завтра. Завтра ведь может попросту и не случиться...