Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Сергей Зелинский
Загадка правды бытия
О книге
Удивительная все-таки штука жизнь... Фактически посвятив себя изучению ее, я понимал, что даже с учетом уже достигнутого - впереди еще непочатый край. Ибо периодически передо мной открывались такие конгломераты нераскрытых истин, что я испытывал чувства, сродни новорожденному младенцу.
И так мне мучительно больно было после... И так мне грустно и одиноко становилось, когда я чувствовал, что фактически иду в авангарде собственного понимания бытия, и при этом у меня не было ни карты следования, ни вообще осознанной необходимости подобного. Словно на шахматной доске мной двигали как фигурой, а я лишь - как мог - подстраивался под этот сумасшедший бег времени, даже не замечая, что оно вполне возможно, что уже ушло безвозвратно. Ведь когда-то я почти что потерял себя...
Но все-таки есть что-то свыше. Именно оно уводило меня от бед, - и как слепого котенка возвращало на путь движения к истине. К разуму. К правде. Получается, к себе...
Аннотация
Да, ты хочешь достучаться (в этом беге времени) до истины. Но ведь это все лишь полдела. Ведь на пути к постижению тайны бытия, - тебе все больнее становится писать. Книга - это ведь как рождение дитя. Для мужчины удовольствие, для женщины страдание. Для автора книга - как одновременное совмещение двух родительских начал. Причем, все больше оказывается, что начало женское. Потому так мучительно сгорают нейроны мозга в твоей попытке силой воли выдавить из себя хотя бы еще одну каплю строчек. Страшно, поистине страшно... Ты готов сойти с ума. Тебе становится совсем безразличен окружающий мир. В одночасье всего себя без остатка ты подчиняешь лишь одному - служению слову. И тебе даже все равно, что само слово о тебе скажет (словом уже других). Ибо ты растрачиваешь себя, потому что уже не можешь иначе... А потому, даже когда уже щелкает предохранительный клапан (боль - это ведь лишь сигнал о том, что надо остановиться, ибо возникала беда), ты стремишься в этом последнем дыхании надышаться воздухом свободы (смерть - это всегда свобода, ибо освобождает нас от бренного мира земного бытия, даруя вечность небесной бесконечности), отдавая себя без остатка, представляя, как пуля времени уже летит тебе в висок, и скоро все закончится. Но и ты думаешь - при этом - не об этом, а лишь о том, что спросят тебя "Там" - о том, что ты успел. И потому ты спешишь успеть...
Сергей Зелинский
Загадка правды бытия
роман
"Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". (Рим.7:15).
"Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют". (Рим.1:32).
"Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум их отвергну". (1Кор.1:19).
Вступление
Пребывание в неком вечном "поиске себя" наносило определенный отпечаток на формирование психики, а равно и на отношение к действительности вообще. Ведь уже так или иначе, но я все больше и больше начинал смотреть на мир с позиции своего особого видения. У меня был собственный распорядок жизни. Я никогда не работал ни на одной работе, где бы не имел свободного графика, и, по сути, не был бы предоставлен сам себе. Я ни перед кем не держал отчет за проделанную работу (только лишь перед самим собой). Более того, если бы вообще не вышел на работу, меня бы никто не хватился. Не оттого, что я был никому не нужен, а просто посчитали бы, что значит так сейчас и надо, дабы я побыл наедине с собой. Дома, или где там я еще мог быть.
И вот если нечто подобное происходит в вашей жизни разово, то психика еще не успевает к подобному как-то серьезно относиться, а в моем же случае, когда так было "всегда", - выходило так, что всего лишь через время (я даже сам не заметил, когда это произошло), я увидел, что смотрю на мир совсем иными глазами, чем смотрят люди, живущие в обществе по определенным и запрограммированным правилам.
Да, это могло накладывать свой какой-то отпечаток (не думаю, что негативный, скорей всего, попросту свой). И вот получалось так, что я не только жил собственной жизнью, но и вскоре так к этому привык, что уже не хотел ничего менять. Да даже если бы когда и решился (все мы враги себе - в собственной душе), то у меня ничего бы не получилось. Просто не получилось бы и все.
При всем при том, могу предположить, что мне так даже нравилось. Представьте себе, что вы никогда ни от кого не зависели. Ваш фактор свободы настолько сильно присутствует у вас, что вы, за то время, пока были предоставлены самому себе (а это вся жизнь!), уже настолько закостенели в величии собственного "Я", что ни за что не желаете ничего менять. Более того. С каждым разом вдруг убеждаетесь, что так называемое "величие вашего "Я", - есть ничто иное, как самая, что ни на есть, настоящая истина. И вам с этим настолько комфортно, что менять уже ничего не хочется. Да и, как заметил выше, уже видимо и невозможно, - даже при всем вашем патологическом желании.
А вскоре вы понимаете, что ведь это и есть жизнь. И вам хочется радостно воскликнуть, что так и надо, что именно это правильно, что, быть может, вообще, если вы когда-нибудь хоть раз узнали, что такое - подобного рода свобода - то все бы отдали, чтобы она была у вас! А тут раз - и она ваша. Словно от рождения. Словно априори...
Пролог
Иногда так случается, что ты сам себя пытаешься забыть.
Напрасно.
По сути, это не делает тебе чести, ибо от себя не сбежишь. И самое разумное - принять себя таким, каков ты есть.
Да и давно следовало уже так сделать. Вечная борьба с самим собой должна же когда-то прийти к какому-то единому знаменателю понимания себя.
А иначе никак. А иначе невозможно. Да и неужели хоть когда-то в жизни ты совершил такое, после чего можно самого себя вычеркнуть из жизни? А даже если это и так, следует осознать ошибку, да покаяться. Повинную голову меч не сечет.
Часть 1
Глава 1
Сегодня снова стало не по себе грустно. Так часто бывает, когда в оценку жизни слишком явственно начинает вмешиваться сознание. Неправильно это. Нет, конечно, понятно, что сознание должно присутствовать в жизни, но вот если твое сознание излишне затуманено - то получается в итоге искаженное восприятие бытия. А это не есть хорошо. А то и даже плохо.
..............................................
Иногда становилось мучительно больно.
В причине подобного я пытался разбираться всю жизнь. Могу даже сказать, что частично было нащупывая истину, я не замечал, как она же и уводила меня прочь. А когда удавалось возвращаться к истокам первоначальных размышлений, понимал, что все уже безвозвратно утеряно. И все, что оставалось - начинать сначала.
Мучительное это было время, скажу я вам. Но и по своему интересное. Бывало оно настолько поглощало меня, что я часами напролет проводил в своем загородном доме, не в силах даже выбраться наружу. (Помимо нескольких достаточно просторных городских квартир и огромного имения, у меня был небольшой загородный дом, с двумя этажами сверху и подземным паркингом, да отдельным домиком для обслуживающего персонала: привратник следил за домом, охрана за тем, что происходило снаружи, кухарка обеспечивала питание, садовник... Впрочем, садовник и есть садовник. Следил за садом, в общем. Кроме того была многочисленная жилплощадь, которую когда-то приобрел в нескольких городах. Плюс недвижимость в нескольких странах. В основном курортных. Но все достаточно скромно и самое главное для того, чтобы я мог спокойно, не отвлекаясь на быт, заниматься собственными научными интересами. Философствовать, в общем, как когда-то в шутку называла это моя мама.)
Если начал, тогда, пожалуй, еще немного о себе. Прожил я почти полвека. Будучи не раз женат, со временем оставил это - ставшее неудачным - мероприятие и жил один. Дети разбежались по свету (изредка созваниваясь, большей частью, когда надо было решить их какие-то проблемы). Да, у меня была жена. Но встречались мы изредка, и, большей частью, когда мне это было действительно необходимо.
Все больше меня манило таинство постижения истины. Прожив, в общем-то, достаточно бурную жизнь, я удалился от света и жил в одиночестве. Лишь одиночество услада, - помнится написал я когда-то в молодости. С годами понял, что это и есть истина. Пусть лишь только для меня. Но это было так.
А еще я мечтал. Начав мечтать с детства, я продолжал это забавное дело на протяжение всей жизни. И даже, наверное, когда буду умирать - буду мечтать о том, как будет там, в загробной жизни.
Ну это так. Мысли вслух. Как будет на самом деле, никто из нас не знает. Может и охнуть не успеем, как отправимся в мир иной. (Примерно так говорят в народе.)
Да, у меня еще был свой спортивный зал. Даже можно сказать, отдельный комплекс. Находился он на другой моей загородной территории (для этого в свое время пришлось выкупить у государства почти десять тысяч акров земли - думал построить свой город; отказался; оставил леса, поля, горы да реки...). Среди деревьев возвышался он, красавиц. Там был плавательный бассейн, баскетбольный зал, футбольное поле, тренажерный зал, залы борьбы, каратэ и бокса, и многое еще - причем посетителем был только я. Я любил одиночество. Детство, юность и молодость проведя в спортивных залах, мечтал, что когда-нибудь построю огромный спортивный комплекс, где буду заниматься лишь сам. Один на один. Тренер мне был не нужен. Я сам когда-то был тренер...
Глава 2
Попытка душевных откровений с одной стороны манила ожидаемой познаваемостью истины, а с другой - несколько настораживала. Что откроется впереди? Будет ли это то, что поможет двигаться дальше (в постижении тайн бытия), или же наоборот - отбросит назад, ибо всплывут из глубин памяти мучительные воспоминания (коих, замечу, было ох как много). Мне ведь и правда иногда казалось, что раньше я жил словно для того, чтобы совершать ошибки. А если эти ошибки исправлять сейчас, то получается, что настоящей жизнью (в реальном режиме "здесь и сейчас") жить будет некогда. Притом, что ладно бы осмысление ошибок прошлого давало возможность не совершать таких ошибок в будущем. Нет. Как оказывалось, история ничему не учила и дальше совершались новые ошибки. И что любопытно, на момент совершения оных - ошибками свои поступки я не считал. Полагая, что в то время - это была самая, что ни на есть, необходимость. А вот позже на тебе... И так все время...
............................
Откровения рождали удивительный душевный пожар. Скорее даже, это было особого рода томление духа. Я размышлял и тем самым сам себя загонял в депрессию, понимая, что фактически и не хочу из нее выходить; не заметив, что на каком-то этапе жизни эта депрессия стала некой привычной составляющей моего бытия. И все, к чему я тогда стремился, это лишь только чтобы она не превратила меня совсем уж в парию. А потому всякий раз, когда видел, что границы внутреннего "самоедства" начинали заметно отодвигаться, я всеми правдами и неправдами возвращал их на круги своя, программируя собственное мышление. Но потом ведь все повторялось!
Да, на каком-то этапе надо было смириться с тем, что я такой как есть, и уже не пытаться ни ругать, ни изменять себя. Но вот что-то таилось на облучке сознания, что словно говорило мне, что существует еще нечто иное; то, что позволяет стать другим. И видимо уже как раз подобное осознание истины давало мне возможность удержаться на краю пропасти, вовремя заметив, что это может и не пропасть была даже, а...
В итоге я в очередной раз запутывался, и после с новыми усилиями принимался за поиски той самой истины, в которую по-прежнему очень и очень верил. Верил, что она существует. А если нет, перефразируя Вольтера (его слова о боге), ее бы следовало выдумать.
Глава 3
Бывало, мне становилось очень легко и приятно. В такие мгновения я всеми усилиями стремился удержать в себе подобное состояние, но что-то говорило, что не все до конца получится. А в то же время...
А в то же время верил, что получится наверняка. И потому...
И потому продолжал жить. Жить так, как жил раньше. Ведь иной раз даже просто жизнь - это уже очень и очень хорошо. Словно априори...
.........................................
Вспоминаю себя раньше. Был какой-то азарт, а сейчас словно все потухло. Влияние депрессии, скажет кто-то, и... ошибется. Ибо незримо депрессия сопровождала меня всю жизнь, и, кстати, это именно она послужила тому, что я именно так распорядился собственной жизнью; и даже более того, уже изначально, от рождения, все почти непременно было именно так, а значит я уже и не мог поступить иначе, ибо я, также как в свое время Франц Кафка, подстраивался под нее, вернее - подстраивал жизнь. И значит не это являлось причиной, что я был такой, ибо сейчас я попросту пожинал плоды того, каков родился, того, что мне досталось от папы, мамы, да моего рода, то есть всего лишь, что перешло по наследственной линии от предков.
И тогда уже все мои ошибки являлись не иначе как следствием родового греха. Помните слова апостола Павла: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". (Рим.7:15).
Глава 4
Отчего-то в жизни так получалось, что когда судьба давала мне шансы жить полноценной счастливой жизнью, эти "шансы" я всячески отвергал. И то и делал так, чтобы они больше не повторялись.
Но и после этого судьба не оставляла меня и предоставляла все новые и новые варианты "быть счастливым". А я все также уничтожал эти возможности.
Странно, не правда ли? Словно злой рок висел надо мной; но это тоже было не так, ибо рок - это судьба, а если судьба давала мне шансы, а я их терял - значит сама по себе судьба не виновата, а существует что-то свыше уже и над ней самой, бедняжкой; и это "что-то", насмехаясь, распоряжалось так, что у меня отбирали счастье, вводя в пучину очередных испытаний. Судьбы? Да, выходит, что судьбы.
В итоге получается опять судьба? Или это просто мы в своем языке не можем подобрать иных синонимов, словно по привычке называя все одними именами, равняя под себя и бога, и дьявола, и судьбу, и высшие силы, да и вообще все, что, как нам кажется, находится где-то там, сверху, управляя нами. А вот как на самом деле? Не происходит ли там тоже, своего рода, борьба? И уже если это так, тогда мы напрямую подходим к доказательству существования и бога и дьявола - как двух противоборствующих начал, отблески противостояния которых сказываются на нашей с вами жизни. Парадокс? Или истина?
Пожалуй, ближе второе. Согласитесь.
.....................................
Когда я встретил тебя, я подумал тогда что угодно, но только не то, что я понял через годы после нашего расставания. Ведь ты сейчас кажешься для меня всем, что мне хотела дать судьба. Комфорт, счастье, уважение, любовь. Достаток, власть, единство тела и духа, и прочая, прочая, прочая... Но что-то тогда меня словно вынуждено заставило делать все, чтобы ты устала, а потом все также меня заставило уйти от тебя. К другой. С другой было почти тоже самое. Да, первое время я еще по привычке сравнивал вас, но после увидел, что она давала мне многое, и прежде всего молодость да каскад тех плотских запретных удовольствий, что я не мог получить с тобой просто потому, что ты не переносила боли, а она, боль, меня лечила. А та, другая, ее еще и любила к тому же.
Но и с ней вскоре я сделал тоже самое, а именно точно также заставил, фактически бессознательно заставил ее (точно также бессознательно, но уже в ее варианте) разлюбить меня; и когда она в этом призналась (а то были тогда лишь ее сомнения), я как маньяк ухватился за них, с радостью предвкушая встречу с новой пассией...
Дали и ее. И вышло тоже самое. Потом еще и еще, и все время я натыкался на одно и тоже: видел, что это мое счастье, и всеми силами (напрягая, порой, неимоверные усилия) уничтожал любовь к себе, чтобы после - как одержимый - бросаться в море новых удовольствий, оказывавшихся в итоге страданиями души. Вернее, это уже только сейчас я это все понял. А тогда...
Дурак? Да, можно рубануть и сказать, что дурак (даже признаться в том самому себе). Можно придумать еще что угодно, но факт остается фактом: мне свыше давалось счастье, а я, как только осознавал, что это так - тут же начинал его рушить. О, помоги мне боже, избавив от этого своего родового греха. Своего - потому что дал мне его ты. Будь ты проклят, да здравствуй дьявол. Да и тот пусть идет своей дорогой. Помогите тогда мне Высшие Силы.
А в итоге, как писал Есенин, дорогая я плачу, прости, прости...
"Сыпь, гармоника! Скука... Скука... // Гармонист пальцы льет волной. // Пей со мною, паршивая сука. // Пей со мной. // Излюбили тебя, измызгали, // Невтерпёж! // Что ж ты смотришь так синими брызгами? // Или в морду хошь? // В огород бы тебя, на чучело, // Пугать ворон. // До печенок меня замучила // Со всех сторон. // Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая! // Пей, выдра! Пей! // Мне бы лучше вон ту, сисястую, // Она глупей. // Я средь женщин тебя не первую, // Немало вас. // Но с такой вот, как ты, со стервою // Лишь в первый раз. // Чем больнее, тем звонче // То здесь, то там. // Я с собой не покончу. // Иди к чертям. // К вашей своре собачей // Пора простыть. // Дорогая... я плачу... // Прости... Прости...".
Пронзительная боль и неприкрытая истина в стихах Сергея Есенина - полностью (!) - повторяла мои мысли поступки. А ведь когда я впервые прочитал это стихотворение, мне было от силы лет десять. А "код активации", получается, произошел лишь двадцать, тридцать и более годами дольше.
Странная штука жизнь... Не был бы Есенин гением, подумал бы, что это он меня запрограммировал. Но как он мог знать, что подобное когда-то произойдет и со мной, тем более что умер более чем за полвека до моего рождения... Получается, женская психология, которую распознал поэт. Страшно...
Глава 5
Только с возрастом я стал убеждаться в том, насколько мы порой удивительно повторяем судьбу своих родителей. И даже не то, что их судьбу, а скорее то, что они говорили да делали, а мы, когда были молодые, критиковали их тогда; и вот после как-то так оказывалось, что почти тоже самое что они, начал совершать я сам. Критиковать вот только меня было некому, потому что и так выговаривала память да совесть.
Точно также я понял: насколько родители были честнее нас. Да, у них что-то не ладилось как между собой, так и со страной (обывателями - мы ведь все вынуждены контактировать с социумом); но вот они находили в силы толерантность, дабы нивелировать (зачастую, вплоть до исчезновения) "проблему". Тогда как я всегда решал кардинально и рубил с плеча (с детства буквально обожал историю, а потому всегда знал, как "развязать" "Гордиев узел"; а потому рубил, рубил, рубил...).
Конечно, все это удивительно. Неужели то, что было тогда, наложило свой отпечаток (в память... в память...), и после таким вот изысканным образом "выстреливало", да порой еще так, что во что бы то ни стало хотелось возвратиться в детство (для проживших полвека - двадцатилетние юноши - дети) и исправить свою ошибку хотя бы тем, чтобы ни единым словом не критиковать ни отца, ни мать.
И в то же время я уже понимал, что и мои дети, по прошествии двадцати-тридцати-сорока лет - станут испытывать схожее чувство вины, за какое-то непонимание меня. Видимо, это удел нашего рода, а в масштабах времени - и всего человечества. И иного, к сожалению, не дано...
"Но ведь должен же быть выход"?! - не раз вопрошал я, и в моем громогласном рыке (сравнимом, скорее, с воем загнанного в угол сильного зверя) слышалось все то, что я до сих пор так и не знал, как исправить.
Ужас? Вы скажете ужас? Да быть может это и был ужас, но ведь в почти тоже самое время я вновь и вновь совершал, как сейчас понимаю, все те же ошибки (ругая да критикуя близких), чтобы после (почти точно также) вновь раскаиваться. Тем более и время проходит уже совсем небольшое, ибо всего через год (да и много меньше) после расставания с кем-либо - я ругаю себя за то, что поступил не так, как то было бы необходимо (и точно, что я уже не поступил бы так сейчас), а в то же время, дай мне волю, и поступил бы - да и поступаю - ровно также, чтобы после вновь сожалеть об утерянном времени (получилось почти по Прусту, однако)...
..........................
Всегда как-то по особенному страшно рассуждать об истине.
Вот вам кажется, что понимание ее уже на подходе; и даже вы ее уже словно понимаете, а находится нечто, что единым взмахом удаляет вас от всего этого. И фактически приходится начинать сначала.
А бывает наоборот. Истина уже как будто вам открылась. И вы даже уже готовитесь почивать на лаврах победителя (ведь далеко не каждому дано было узнать то, о чем узнали вы), но почти даже получив признание, вам вдруг открывается тайна, что это была и не истина вовсе, а люди, признавшие вас, искренне заблуждались, введённые именно вами в подобное заблуждение. И чтобы не говорить себе после, что, мол, нет тебе за это прощения, - вы разом отказываетесь от всего и начинаете все сначала.
И вот вновь перед вами этот мучительный поток сознания в поисках истины да в тщетной попытке последних (быть может и последних!) откровений.
Ужас? То ли еще будет...
Глава 6
Да, ты хочешь достучаться (в этом беге времени) до истины. Но ведь это все лишь полдела. Ведь на пути к постижению тайны бытия, тебе все больнее становится описывать собственные откровения. Книга - это ведь как рождение дитя. Для мужчины удовольствие, для женщины страдание. Для автора книга - как одновременное совмещение двух родительских начал. Причем все больше оказывается, что подобное начало - женское. Потому так мучительно сгорают нейроны мозга в твоей попытке силой воли выдавить из себя хотя бы еще одну каплю строчек.
Страшно, поистине страшно... Ты готов сойти с ума. Тебе становится совсем безразличен окружающий мир. В одночасье всего себя без остатка ты подчиняешь лишь одному - служению слову. И тебе даже все равно, что само слово о тебе скажет (словом уже других). Ибо ты растрачиваешь себя, ибо уже не можешь иначе... А потому, даже когда уже щелкает предохранительный клапан (боль - это ведь лишь сигнал о том, что надо остановиться, ибо возникала беда), ты стремишься в этом последнем дыхании надышаться воздухом свободы (смерть - всегда свобода, ибо освобождает нас от бренного мира земного бытия, даруя вечность небесной бесконечности), отдавая себя без остатка, представляя, как пуля времени уже летит тебе в висок, и скоро все закончится. Но ты думаешь при этом не об этом, а лишь о том, что спросят тебя "там" о том, что ты успел. И потому ты спешишь успеть...
Глава 7
Все новое, хорошо забытое старое. Это верно и по отношению к мыслям. Когда-то раньше, более четверти века назад, предупреждал меня один подпольный миллионер советского времени, что придут такие времена, когда будет выбор меду бедностью и богатством. Почти к каждому они приходят, ибо каждому даётся шанс. Но вот подавляющее большинство людей попросту не готово к богатству. Не готово психологически. Поэтому эти люди бессознательно выбирают бедность.
В отличие от большинства, мне всегда давалось несколько шансов. И все эти шансы я благополучно пропускал мимо. (Даже то, что имею сейчас - как бы для кого много это не казалось - все равно это не есть то, что мог бы иметь.)
Удивительная жизнь. Фактически посвятив себя изучению ее, я понимал, что даже с учетом достигнутого - впереди еще непочатый край. Ибо периодически передо мной открывались такие конгломераты нераскрытых истин, что я испытывал чувство, сродни новорожденному младенцу.
И так мне мучительно больно было после. И так мне грустно и одиноко становилось, когда я осознавал, что фактически иду в авангарде собственного понимания бытия, и при этом у меня не было ни карты следования, ни вообще осознанной необходимости подобного. Словно на шахматной доске мной двигали как фигурой, а я лишь как мог подстраивался под этот сумасшедший бег времени. Даже не замечая, что оно вполне возможно, что уже потеряно безвозвратно. Ведь когда-то я почти точно также потерял себя.
Но все-таки есть что-то свыше. Именно оно уводило меня от бед, и, как слепого котенка, возвращало на путь движения к истине. Существует ведь множество путей. Есть путь в никуда. Есть путь к счастью. Существует невероятное количество разветвлений, которые фактически никуда не приводят, и при этом обозначают какое-либо движение. По типу того что жить - чтобы жить (без целей, без мыслей, без чувств, без идей, без желаний, без осознанного восприятия бытия, без всего того, что должно было бы как раз послужить той великой истине, которая могла бы привести к единственно разумному знаменателю; а так - одна лишь пустота).
Кстати, пустота, конечно, тоже хорошо, если обратить внимание на древневосточные медитативные практики, где основным и главным является достижение нирваны - состояния "сатори" - когда вы пребываете в полной гармонии с окружающим миром, вас ничто не беспокоит, вы всем довольны, и перед вами открывается невероятно увлекательный параллельный мир, мир параллельного счастья.
Более того. Это поистине знаменательное событие вы непременно желаете повторить. И при должных навыках (да природном даровании) вам удается это. А тогда, когда вы понимаете, что уже словно ухватили "бога за бороду", вас потихоньку уводят на исходную позицию, и вы начинаете все сначала.
Но и опять вам везет, и вы достигаете того, что было раньше, и даже сверх того.
Но все также вновь повторяется. Судьба словно испытывает вас, или, что еще вернее, убеждает себя, что сделала в отношении вас правильный выбор.
И вот когда она убеждается, что оказалась права, и вы действительно можете войти в число "избранных", только тогда она дает вам все, что вы хотели (и даже сверх того). Причем, тут очень важно это самое "сверх". Ведь человек, по сути своей (если он не откровенный идиот), весьма ограничен в собственных фантазиях и предпочитает "разумные пределы", ибо понимает, что в другом случае может все потерять. (Помните поговорку? Лучше синицы в руке, чем журавль в небе...").
А вот счастливы ли вы этому положению вещей? Скорей всего, одновременно можно сказать - и да, и нет. Счастливы - потому что вроде как свершилось то, ради чего вы все начинали, а нет - потому что откровенно боитесь, что после нечего будет достигать. Ибо где-то в подсознании понимаете, что попросту продешевили. И тогда вы потихоньку начинаете ругать себя (так, чтобы самому себя не услышать), что ставили слишком маленькие цели. Чуть позже точно также начинаете ругать в этом свое социальное окружение (хотя давно уже - да и никогда, впрочем - старались не общаться ни вы, ни родители, с теми, кто ниже по статусу, дабы не заразиться "заразой бедности"; ведь бедность - всегда от неуверенности, ибо, как я писал выше, всегда каждому в жизни дается хоть один шанс, чтобы он стал богатым - и дальше уже от человека зависит, воспользуется он этим шансом и изменит судьбу, или так и останется на собственном уровне восприятия бытия).
И что же тогда. Что же тогда?! - начинаете восклицать вы, и понимаете, что да и ничего, собственно, такого не произошло. Просто планку подняли выше, и вполне возможно, и дальше будете стремиться преодолеть ее. А можно почивать на прежних, уже достигнутых, лаврах.
И вот уже перед вами дилемма. Как быть? Что делать? Что вообще, собственно говоря, предпринять?
И вот тут вновь и вновь - все опять зависит только от вас. Ну и, наверное, от того вашего ангела-хранителя, который нашептывает в ухо богу или дьяволу (это вы уж сами решите - кому, хотя и вам это неподвластно): что же все-таки с вами следует делать...
Глава 8
Мысли бежали то беспорядочно, наслаиваясь друг на дружку, то словно в каком-то мнимом величии пытались отгородиться от других (еже с ними похожих), а я понимал, что это все лишь какое-то туманное рвение, неприкрытое ничем, кроме какого-то общего осознания жизни, затуманенного прошлыми обстоятельствами и будущими событиями.
- А где же настоящее? - спросите вы.
- А так ли оно необходимо? - отвечу я. - Неужели нам всем обязательно следует жить в сегодняшнем времени? Ведь кому-то вполне уместно пребывать в прошлом ("сумасшедшие"), кому-то в будущем ("мечтатели"). А настоящее безлико, ибо оно еще не имеет никакой оценки. А если это так, к чему тогда все?
- Так принято, - сказали мне.
- Всегда то, что принято, - попытался предположить я, - это лишь шаблонно-стереотипная составляющая жизни. Причем, замечу, чаще всего к жизни не имеющая никакого отношения. Ну, или вернее, к тому, что необходимо вам.
- А как же тогда истина?
- Истина всегда идет в своеобразных параллелях, - ответил я. - И уже от самого человека зависит: замечать ее или двигаться дальше.
- Двигаться в уверенности, что дальше все повториться? - перебили меня.
- Именно так, - ответил я.
- Но тогда, получается, и не нужно вообще никаких особых размышлений, а достаточно просто...
- Нет, - остановил я ход мысли невидимого оппонента. - Это не совсем так. Если мы в режиме "здесь и сейчас" не будем ни о чем размышлять, то на каком-то этапе вообще можем потерять способность к размышлению.
- Да ну?! - удивились мне.
- К сожалению, с большой вероятностью это так, - ответил я.
- Но что же тогда получается...
- А ничего.
- То есть?
- Ну вот в том-то и дело, что фактически совершенно ничего не получается. Просто хотя бы потому, что у нас не установлены правила игры.
- О какой игре идет речь? - спросили меня.
- Игра в жизнь, - не моргнув глазом произнес я. - То, чем, собственно говоря, мы все тут и занимаемся.
- На земле? - уточнили они.
- На земле, - согласился я.
- Но позвольте, ведь если это действительно так, в таком случае...
- А нет никакого случая, - перебил я.
- То есть?
- Есть жизнь. Жизнь как будто бы выдвигает определенные правила игры. Вот только это не сама жизнь совершает подобное, а распространенные среди людей стереотипы. Самой жизни вообще все равно.
- Так ли это?
- Именно так.
- Ну что ж... Пожалуй вы правы.
- Прав, прав, - тихо пробурчал я, понимая, что для поиска правды предстоит еще пройти немало дорог и съесть не один пуд соли.
Мои мысли незримой печалью периодически подчиняли себе обстоятельства жизни.
Не то, чтобы жизнь следовала какому-то единожды устоявшемуся правилу (жизнь ведь - априори - выше норм, запретов, стереотипов да правил), и все-таки оказывалось так, что судьба порой сама начинала распоряжаться мной; и тогда самому мне уже ничего не оставалось, как следовать заданному курсу, по типу, как корабль в шторм следует закону моря, и даже если и имеет намерение вывернуться из заданного круга бытия, то все-таки это больше желание, чем возможность. Да и часто ли наши желания есть суть возможностей? Наши мысли могут быть какими угодно, но при этом мы все равно подчиняемся ходу времени, следования которому есть, порой, ничто иное, как судьба.
Ну или это называется так.
И тогда уже, как обстоит дело на самом деле, не знает никто, кроме тех, кто свыше. Хотя, возможно, что и они точно не знают, ибо часто иногда вдруг вмешиваются тысячи обстоятельств, ради которых, собственно говоря, и следует жить...
Глава 9
- И что же вы будете делать, когда окончательно сойдете с ума? - спросили меня.
Я, было, хотел не ответить, но исходя из того, что спрашивало "эхо" (мое Сверх-Я, альтер-эго), понял, что можно вступить в дискуссию.
Я и вступил вскоре. Пока не догадался, что у "них" - тоже бывают искушения. И не все то, что говорят для вас "свыше" - есть истинная правда. Ибо что-то намеревается и обойти ее. Видимо, как я догадался, в некой высшей иерархии тоже есть свои "господа" да "лакеи". Равно как и завистники, и, так называемый, "злой глаз"; да и вообще, почти все как у людей; за исключением лишь того, что "они" все имеют бестелесную оболочку.
- Итак, - спросил я. - Что же вам все-таки действительно хочется услышать от меня? И не говорите, что только правду. Это мы уже проходили ("в прошлых книгах", - усмехнулся я про себя).
- Да нет, нам все также необходима истина, - решили они (как подумал я) подкупить меня своей прямотой (истерически - от слова истерия - люблю до сих пор правду и только правду).
- Да ну? - удивился я (или, скорее, сыграл "в удивление"). - И что же это значит?
- А значит лишь то, что быть может впервые за долгие годы перед вами - именно сейчас (!) - ("вероятно подчеркивали они") - может появиться истина.
- И?
- И вот готовы ли вы ее принять?
- Готов.
- Не торопитесь с ответом. Истина ведь...
- Я понимаю, - перебил я, - что истина вполне может и не понравиться, ибо не будет располагать к себе, и точно также истина на данном этапе вообще может быть непонятной ("равно как и непонятой" - заметил я про себя), но...
- Вы абсолютно правы, - пришла им черед перебивать меня.
- И... - желал было я продолжить ранее начатую фразу.
- И это совсем не соотносится со всем тем, что было уже с вами ранее.
- То есть? - искренне не понял я (попутно потеряв мысль о том, что хотел сказать ранее).
- А значит это лишь то, что теперь включаются совсем иные условия осознания всего и вся.
- И мне нет в этих условиях места? - я спешно перебил, пытаясь домыслить мысль говорившего.
- Вновь ваша, вернее, вновь начавшаяся у вас, патологическая неуверенность в собственных действиях.
- Признаться, есть такое, - согласился я. - Борюсь с этим всю жизнь, а вот все равно что-то проскакивает.
- В том-то и дело.
- А что делать?
- Да ничего.
- То есть? Судьба?
- Какая к черту судьба?! Хватит говорить людскими словами, говорите...
(Пауза).
- Небесными? - предположил я.
- Ох, - сказало "эхо" (Сверх-Я, альтер-эго) и исчезло.
А я после еще сидел какое-то время, домысливая, что же мне такого хотели сказать... А после, осознав, что сейчас видимо не время это все понять, попросту пошел спать. Сон ведь лучшее лекарство, - всегда считал я. И верил, что небезосновательно.
Глава 10
Жизнь порой слишком прямо выбрасывает перед вами удивительные карусели откровений. И при всем притом, вы как дитя ждете истины. А сама истина в таком возрасте предстает перед вами в виде своеобразного таинства. Но и это хорошо для вас. Ну а что тогда плохо? Не кажутся ли вообще понятия - и "хорошо", и "плохо" - в этом случае весьма размытыми, и что уж точно, не отвечающими истине?
Мы вновь и вновь возвращаемся с вами к истине. Но я ведь на самом деле ее искал! Мне отчего-то казалось, что если я когда-нибудь найду ее, все остальное в одночасье покажется столь нелепым, что иной раз...
Иной раз даже диву даешься, как мне когда-то удавалось сделать что-то сверх моего усилия понять ее - "истину". "Истину" - с большой буквы. "Истину" в понимании большинства быть может кажущуюся с какими-либо безрезультативными началами, и при этом ту самую "Истину", которая готова была заполонить меня всего без остатка и дать разум воли к жизни!
Что-то Шопенгауэровское, признаться, давно сопровождало меня (вероятно, как я еще лет в двадцать от роду проникся его "миром как волей и представлением", а лет за десять до того серьезно изучил Монтеня); но с тех пор я действительно не мог себя мыслить иначе как философом, не только самым тщательнейшим образом изучив их работы (причем, замечу, французский философ Монтень был мной по причине наличия томов его произведения изучен - тщательно, замечу, изучен - действительно еще в десятилетнем возрасте, также как и - уже чуть позже - Кант, Гегель и Фейербах, - да и, впрочем другие), но вот Шопенгауэра и Ницше открыл я почти десятилетием позже (активные времена Перестройки - их разрешили "печатать", мне тогда было чуть плюс четырнадцать), и, признаюсь, зачитывался их произведениями. Вернее, сначала зачитывался, а после начинал с ними спорить. Юношеский ум, однако... Не судите строго.
Я вообще не склонен унижать кого-то, как бы это сказать, "по жизни". У всякого есть свои ошибки, а самое главное - то, в чем мы, зачастую, обвиняем кого-то, - постигаем с годами и сами. Замечая, попутно, что нашим невольным оппонентам в свое время видимо было чуть больше нашего "дано" (свыше?), - если они тогда поняли еще "Истину", а мы...
А мы все как дети топчемся в грязи непонимания времени, затуманенного предрассудками жизни.
Наивные?
Наивные.
И в этом вполне можно признаться.
Ну а почему нет?
Для меня вообще казался этот безрассудный бег времени больше каким-то парадоксальным событием, нежели чем-то действительно архиважным да знаменательным. Судите сами. Я никогда не был один. Начиная с самого юного возраста меня сопровождали сначала родители, а после мои многочисленные жены (на сегодняшний день живу с десятой спутницей жизни, с которой пытаемся строить семью; кстати, учитывая два повторных брака, - брака через годы, - в общей сложности получается уже двенадцатая семья).